9. Многоформная эксудативная эритема. Синдром Стивенса- джонсона. Синдром Лайелла icon

9. Многоформная эксудативная эритема. Синдром Стивенса- джонсона. Синдром Лайелла





Скачать 126.2 Kb.
Название9. Многоформная эксудативная эритема. Синдром Стивенса- джонсона. Синдром Лайелла
Дата конвертации28.02.2013
Размер126.2 Kb.
ТипДокументы
9. Многоформная эксудативная эритема. Синдром Стивенса- Джонсона. Синдром Лайелла.


Актуальность темы:

Установлено, аллергия встречается достаточно часто среди общей патологии, в возникновении которой большое значение имеют нейроиммуновегетодистонические, инфекционно-аллергические и метаболические механизмы патогенеза, зачастую и на основе генетической предрасположенности. В связи с ухудшением экологической обстановки, разнообразием веществ бытовой химии, косметики, медикаментозных препаратов участились случаи аллергических и токсических дерматозов. В связи с продолжающейся аллергизацией населения, и нередко, носит хронический рецидивирующий характер.

Слизистая оболочка полости рта сравнительно часто повреждается при аллергических заболеваниях , при этом её изменения широко варьируются от отёка и эритемы до поврежения – токсического епидермального некролиза , синдрома Лайелла. Поэтому врачу- стоматологу необходимо уметь распознать острые и хронические проявления аллергических заболеваний и иметь навыки оказания медицинской помощи, а также уметь проводить профилактику возникновения этой патологии.

Цели обучения


Общая цель: уметь установить предварительный клинический диагноз Многоформная эксудативная эритема, синдром Стивенса –Джонсона, синдром Лайела, определить тактику ведения больного и принципы лечения заболеваний.


^ Конкретные цели


Исходный уровень знаний-умений


Уметь:

1. Выделить с жалоб и данных анамнеза сведения, характеризующие наличие Многоформной эксудативной эритемы, синдрома Стивенса –Джонсона, синдрома Лайелла





2. Составить индивидуальную схему диагностического поиска


3. Выделить наиболее информативные признаки Многоформной эксудативной эритемы,синдрома Стивенса-Джонсона, синдрома Лайелла, при объективном обследовании (осмотр, инструментальные методы), лабораторном (анализ крови) и аллергическом исследованиях




4. Провести дифференциальную диагностику между проявлениями в полости рта Многоформной эксудативной эритемы, синдрома Стивенса –Джонсона, синдрома Лайелла, с другими заболеваниями СОПР


5. Установить предварительный клинический диагноз Многоформная эксудативная эритема, синдром Стивенса –Джонсона, синдром Лайелла





6. Определить тактику ведения больного и принципы лечения аллергических заболеваний СОПР





7. Определить необходимый режим работы и диеты при лечении проявлений аллергии в полости рта




8. Заполнить медицинскую карточку стоматологического больного с проявлениями Многоформной эксудативной эритемы, синдром Стивенса –Джонсона, синдром Лайелла,


1.Собирать и оценивать жалобы и анамнез (каф. внутренней медицины; каф. пропедевтической стоматологии), выделять из жалоб и данных анамнеза сведения, характеризующие наличие аллергии (каф. внутренней медицины; каф. дерматовенерологии)

2.Определить необходимый объём и последовательность методов обследования:

  • объективных (каф. пропедевтической стоматологии);

  • аллергологических (каф. внутренней медицины ; каф. дермато венерологии);

  • лабораторных (каф. внутренней медицины)


3. Проводить объективное обследование (каф. внутренней медицины; каф. пропедевтической стоматологии), оценивать результаты лабораторных и иммунологических исследований (каф. внутренней медицины ; каф. дерматовенерологии)


4. Распознавать синдромы (каф. дерматовенерологии ), патофизиологический (каф. патологической физиологии) и патоморфологический субстрат заболеваний (каф. патологической анатомии)


__________________________


6. Назначать средства этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии:

  • медикаментозные (каф. фармакологии; каф. внутренней медицины; каф. дерматовенерологии);

  • физиотерапии (каф. физиотерапии)


7. Интерпритировать патогенетические меанизмы развития алергических реакций разного типа ( каф. патологической физиологии)


8. Определить необходимый режим работы и диеты во время лечения аллергических болезней (каф. внутренней медицины; каф. дерматовенерологии)



^ Определение и обеспечение исходного уровня знаний- умений

Задание для проверки исходного уровня

Задание №1. Мужчина 30 лет жалуется на повышение температуры тела до 38,00С в течении 3-х дней, резкую болезненность во рту при приеме пищи. Связывает заболевание с использованием препарата «Стрепсилс» для лечения фарингита. Объективно : нижняя губа отечна, определяются кровянистые корки на кайме нижней губы. На слизистой оболочке губ,щек, дна полости рта на фоне разлитой гиперемии определяются обширные эрозивные поверхности с неровными краями, покрытые фибринозным налетом. На коже предплечий и голеней обнаружены высыпания. Определите характер сыпи на коже у больного.

А. Волдырная

В. Кокардоформная

С. Папулезная

D. Пустулёзная

E. Розеолезная

^ Задание №2. К стоматологу обратился больной с жалобами на болезненные высыпания во рту, пузыри на коже лица. При осмотре обнаружены эрозивно – язвенные поражения слизистой полости рта. Какие рекомендации можно дать больному в связи с воспалительными изменениями полости рта?

А. Назначение антибиотикотерапии

В. Назначение иммуномодуляторов

С. Щадящая диета

D. Назначение препаратов кальция

E. Полоскание полости рта антисептиками

^ Задание №3. Девушка 19 лет, учащаяся сторительного ПТУ, обратилась с жалобами на слабость , головокружение, распространенные высыпатия на коже туловища, лица. Болеет в течении 2 недель, принимала лекарственный препарат «пипольфен». На лице , шее разлитая гиперэмия, на коже губ кровянистые корки, участки мокнутия, на слизистой полости рта болезненные эррозии. Какова природа данного заболевания?

А. Инфекционно-аллергическая

В. Токсико-аллергическая

С. Генетическая предрасположенность

D. Аутоимунная

E. Вирусная

^ Задание №4.Аллергические реакции замедленного типа обусловлены:

А. Активацией каллекреин-кининовой системы

В. Активацией компонентов комплементу

С. Выбросом гистамина и серотинина

D. Выделением простагландинов

E. Прямым действием сенсибилизированных лимфоцитов

^ Задание №5. В приемное отделение поступил больной с ознобом, повышением температуры тела, общим недомаганием , на коже множественные пузыри, пятна,на слизистой полости рта и красной каймы губ геморагические корки ,возникшие после приема антибиотика. Выставлен предварительный диагноз: распространенная токсикодермия. Какие исследования необходимо провести для уточнения диагноза?

А. Общий анализ крови

В. Общий анализ мочи

С. Иммунограмма

D. Бактериоскопический

E. Серологическое исследование


^ Эталоны ответов:

Задание№1:С

Задание№2:А

Задание№3:В

Задание№4:Е

Задание№5:А


Источники информации:

1. Терапевтическая стоматология в 4-х томах/ За ред.проф. А.В.Борисенко.- Т.2

2. Адо А.Д., Новицкий В.В. Патологическая физиология. – Томск, 1994. – С. 114-134; 153-177.

3. Скрипкин Ю.К. Кожные и венерические болезни. – М.: Триада-фарм , 2001. – С.292-307; 311-335.

4. Шлопов В.Г. Основы патологической анатомии. – К.: УкрНТЕК, 1999. – С. 144-165, 166-169.


Содержание обучения в соответствии с целями:


Теоретические вопросы темы.

1. Особенности опроса больных аллергическими заболеваниями СОПР.

2. Клинические проявления в полости рта и красной кайме губ Многоформной экссудативной эритемы.

3. Клинические проявления при синдроме Стивенса-Джонсона .

4. Клинические проявления при синдроме Лайелла.

5. Дифференциальная диагностика Многоформной эксудативной эритемы, синдром Стивенса –Джонсона, синдром Лайелла.

6. Тактика ведения больного и принципы лечения

7. Осложнения Многоформной эксудативной эритемы, синдрома Стивенса –Джонсона, синдрома Лайелла.


Источники информации


Основная литература.

1.Терапевтическая стоматология в 4-х томах/ За ред.проф. А.В.Борисенко.- Т.4.- Заболевание слизистой оболочки полости рта.-К.: Медицина 2010.- С.322-332 2.Данилевский М.Ф., Несин О.Ф., Рахний Ж.И. Заболевание слизистой оболочки полости рта. – К.: «Здоровье», 2010. – С. 322-330.

3.Боровский Е.В., Машкелейсон А.Л. Заболевания слизистой оболочки полости, рта и губ. – М.: «Медицина», 1984. – С. 122-137.


Дополнительная литература

1. Терапевтическая стоматология в 2-х томах / За редак. проф. А.К. Николишина.- Т.2.-Полтава: Дивосвит, 2007.- С.167-169.

2. Боровский Е.В., Данилевский Н.Ф. Атлас заболеваний слизистой оболочки полости рта. – М.: «Медицина», 1991. – С. 322-332.

3. Терапевтическая стоматология/ Под редак. Е.В. Боровского .- М.:МИА, 2004.-С.674-677.

4.Максименко Л.Т., Медикаментозная патология в стоматологии:Учебное пособие - Полтава: УМСА,2001.-С.84-96.


Граф логической структуры темы: «Многоформная –эксудативная эритема. Синдром Стивенса –Джонсона . Синдром Лаелла».





Общий анализ кроваи

лейкопения

лимфопения



Диагностический алгоритм при синдроме «Эрозия на СОПР»

  1. Эрозивная форма лейкоплакии

  2. Пузырчатка

  3. Пемфигоид

  4. Сифилис

  5. Герпес

  6. Эрозивная форма КПЛ

  7. Многоформно-эксудативная эритема

  8. Синдром Стивенса-Джонсона

  9. Синдром Лайелла



Эрозия



Острое начало заболевания, повышенная температура тела




Да Нет

5,7,8,9 1,2,3,4,6



Полициклические эрозии

Наличие гиперкератоза




Да Нет Да Нет

5 7,8,9 6,1 2,3,4



Поражения глаз

Папулы в виде кружева

Инфильтрат в основании, склераденит







Да Нет Да Нет

8,9 7 6 1




положительный Симптом Никольского
Да Нет

4 2 ,3





Положительній Симптом Никольского, клетки Тцанка

Да Нет

9 8

Да Нет

2 3


Тактический алгоритм лечения «Многоформной-эксудативной эритемы»

Лечение



Общее

Местное




Дезинтоксикационная терапия Обезболивание

Кортикостероидная терапия Антисептки

Антибиотикотерапия Протеолитические ферменты

Антигистаминные препарата Кортикостероидные мази

Плазмоферез Ингибиторы ферментов протеолиза

Гемосорбция Иммуномодуляторы

Ингибиторы ферментов Лизоцим

Протеолиза Кератопластики


Набор заданий для проверки конкретных целей обучения :

Задание №1. Молодой человек 18 лет, обратился с жалобами на повышение температуры тела до 39,50 С, озноб, тошноту , головную боль , боль при пиеме пищи и глотании, резкий неприятный запах изо рта. Заболел остро 2 суток назад. Объективно : подчелюстные и заднешейные узлы увеличены, подвижны и малоболезненные . На фоне разлитой гиперемии СОПР и глотки . В анализе крови : лейкоцитоз , лимфоцитоз, моноцитоз, увеличенное СОЭ . Какой наиболее вероятный диагноз?

А. Герпангина

В. Инфекционный мононуклеоз

С. Синдром Лайелла

D. Синдром Стивенса-Джонсона

E. Язвенно- некротический стоматит Венсана

Задание №2. Мужчине 34 лет закончен курс лечения по поводу инфекционно- аллергической формы многоформной эксудативной эритемы. Сопутствующие заболевания : бронхиальная астма , хронический тонзилит . Что из ниже перечисленного предотвратит рецидив заболевания у данного больного?

А. Аутогемотерапия

В. Назначение антигистаминных препаратов

С. Закаливание организма

D.Курс кортикостероидной терапии

E. Санация очагов инфекции

^ Задание №3. При проведении комплексной терапии Многоформной эритемы у девушки 22 лет дл яместной терапии поражения СОПР врач- стоматолог использовал препарат , который позволяет расщеплять некротизированные ткани и фибринозный налет. Что это за препарат?

А. Протеолитический фермент

В. Антисептик- окислитель

С. Антибиотик широкого спектра действия

D. Кортикостероид

E. Ингибитор протеолиза

^ Задание №4. Мужчина 23 лет жалуется на резкую боль во рту, повышение температуры до 38,0 С, боль в суставах, общую слабость. Заболел 3 дня назад, когда после переохлаждения появились общие симптомы недомогания. Принимал самостоятельно сульфадиметоксин. Сутки назад появилась сыпь во рту и на коже. Объективно: на коже кистей и предплечий – эритематозные пятна до 1,5 см диаметром с синюшным и западающим центром, а также пузырьки с напряжённым покрытием. На красной кайме губ – кровянистые корки, гиперемия и отёчность конъюнктивы глаз. На СОПР на фоне разлитой гиперемии – крупные сливающиеся эрозии, покрытые сероватым налётом, резко болезненные при дотрагивании. Какой наиболее вероятный диагноз?

А. Медикаментозный стоматит

В. Многоформная экссудативная эритема

С. Синдром Лайелла

D. Синдром Стивенса-Джонсона

E. Стоматит Венсана

^ Задание №5. Врача-стоматолога пригласили в инфекционное отделение для консультации женщины 24 лет, которая жалуется на невозможность приёма пищи из-за распространения сыпи на СОПР. Из анамнеза: неделю назад перенесла ОРЗ, принимала аспирин. Состояние улучшилось, но два дня после этого температура поднялась до 39 С, появилась сыпь на коже и слизистой оболочке полости рта. Сопутствующие заболевания: двухстороння плевропневмония, нарушение функции почек, двухсторонний кератоконъюнктивит. Объективно: общее состояние тяжёлое, температура тела 39,5 С. На СО твёрдого и мягкого нёба, щёк, дёсен – обширные эрозивные поверхности ярко-красного цвета с обрывками эпителия на краях, слизистая вокруг в цвете не изменилась. Симптом Никольского положительный. На коже груди и спины определены крупные пузырьки с дряблым, сморщенным покрытием, после вскрытия которой оголяется поверхность, напоминающая обваренную кипятком кожу. Какой наиболее вероятный диагноз?

А. Вульгарная пузырчатка

В. Острый герпетический стоматит

С. Синдром Лайелла

D. Синдром Стивенса-Джонсона

E. Стафилококковый поверхностный эпидермолиз


^ Эталоны ответов:

Задание №1: В

Задание №2: Е

Задание №3: А

Задание №4: D

Задание №5: С


Короткие методические указания к работе студентов на практическом занятии.

В начале занятия проводится проверка и коррекция исходного уровня знаний-умений путем решения тестовых заданий. Далее студенты приступают к самостоятельной работе, которая заключается в приеме больных, желательно тематических в клиническом зале под контролем преподавателя :студенты проводят опрос больных, обзор и инструментальные методы исследования, выделяют ведущий клинический синдром с помощью диагностических алгоритмов проводят дифференциальную диагностику, анализируют результаты дополнительных, в том числе аллергологических методов исследования. В результате подробного клинического разбора с помощью преподавателя в присутствии всей группы устанавливают предварительный или окончательный диагноз, с помощью тактического алгоритма, определяют тактику ведения больного, принципы лечения. На заключительном этапе проводится разбор и коррекция проведенной самостоятельной работы. Акцентируется внимание на допущенных ошибках. Из-за отсутствия тематических больных студенты решают ситуационные задания. Усвоение содержания обучения осуществляется с помощью решения заданий для итогового контроля. В конце занятия студенты, подводят итоги занятия, выставляются оценки.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

9. Многоформная эксудативная эритема. Синдром Стивенса- джонсона. Синдром Лайелла iconСиндром стивенса-джонсона

9. Многоформная эксудативная эритема. Синдром Стивенса- джонсона. Синдром Лайелла iconСиндром длительного сдавления (синоним: травматический токсикоз, синдром раздавливания, синдром размозжения,

9. Многоформная эксудативная эритема. Синдром Стивенса- джонсона. Синдром Лайелла iconТемы: «Синдромы расстройства сознания» «Астенический синдром. Гипертензионный синдром» «Синдром задержки

9. Многоформная эксудативная эритема. Синдром Стивенса- джонсона. Синдром Лайелла iconПузырные заболевания (пузырчатка, болезни группы пемфигоида, многоформная экссудативная эритема)

9. Многоформная эксудативная эритема. Синдром Стивенса- джонсона. Синдром Лайелла iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Основные клинические синдромы при бронхобструктивных заболеваниях: синдром бронхиальной обструкции,...

9. Многоформная эксудативная эритема. Синдром Стивенса- джонсона. Синдром Лайелла iconСиндром уплотнения легочной ткани. Исследование мокроты. Синдром полости в легком

9. Многоформная эксудативная эритема. Синдром Стивенса- джонсона. Синдром Лайелла iconВ. Д. Малышев, С. В. Свиридов Синдром Мендельсона это острый экссудативный пневмонит (аспирационный

9. Многоформная эксудативная эритема. Синдром Стивенса- джонсона. Синдром Лайелла icon1 Синдром Ретта Синдром Ретта (Rett syndrome, rtt, omim 312750) прогрессирующее х-сцепленное заболевание,

9. Многоформная эксудативная эритема. Синдром Стивенса- джонсона. Синдром Лайелла icon1 Синдром интоксикации: повышение температуры, головная боль, слабость, потливость, отсутствие аппетита,

9. Многоформная эксудативная эритема. Синдром Стивенса- джонсона. Синдром Лайелла iconАстенический синдром. Синдром хронической усталости. Депрессия. Усталость это нормальная адекватная

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина