Конспект урока «Строение, функции и гигиена слухового анализатора» 1 icon

Конспект урока «Строение, функции и гигиена слухового анализатора» 1





Скачать 153.29 Kb.
НазваниеКонспект урока «Строение, функции и гигиена слухового анализатора» 1
Дата конвертации01.03.2013
Размер153.29 Kb.
ТипУрок
План – конспект урока

«Строение, функции и гигиена слухового анализатора»

1.

ФИО (полностью)

Клюкина Галина Николаевна

2.

Место работы

ГБОУ СОШ № 6 г.о.Отрадный Самарской области

3.

Должность

учитель

4.

Предмет

биология

5.

Класс



6.

Тема и номер урока в теме

Урок № 51 «Органы слуха и равновесия»

7.

Базовый учебник

Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Биология. 8 класс. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. - М.: «Вентана – Граф» 2008

8. Цель урока: сформировать знания о значении слуха в жизни человека; дать представление о строении и функциях наружного, среднего и внутреннего уха; способствовать формированию навыков гигиены слуха.

9. Задачи:

обучающие:

- систематизировать ранее изученный материал;

- продолжить изучение темы «Анализатор» на примере слухового анализатора; расширить знания обучающихся о строении и функциях органа слуха;

развивающие:

- содействовать формированию мыслительной активности обучающихся, умению интегрировать материал предметных курсов; развивать у учащихся умение работать с учебником, таблицами и схемами.

воспитательные:

- способствовать формированию навыков бережного отношения к своему здоровью;

познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности.

В результате изучения данной темы ученик должен:

Знать/понимать:

- строение и функции органов зрения и слуха; нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат.

Уметь:

- выделять существенные признаки строения и функционирования органов слуха, приводить доказательства (аргументировать) необходимость соблюдения мер профилактики нарушений слуха;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма, соблюдения мер профилактики нарушения зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний.

^ 10. Тип урока: комбинированный

11. Формы работы учащихся:

1.Фронтальная

2.Групповая

3.Индивидуальная

Методы:

словесный, наглядный, практический

^ 12. Необходимое техническое оборудование:

разборные модели уха, головного мозга, глаза, компьютер, мультимедийный проектор, экран, оценочные листы, выделенная интернет-линия.

^ 13. Ход урока:

I Организационный момент:

1. приветствие учащихся;

2. создание рабочей атмосферы в классе:

а) сообщение темы урока;

б) постановка задач урока перед учащимися: повторение и закрепление пройденного материала по зрительному анализатору, и изучение слухового анализатора, его строение, функции и гигиену.

^ II Повторение пройденного материала:

1. На прошлом уроке вы изучили зрительный анализатор, его строение, функции и гигиену. Через несколько минут вы должны ответить на следующие вопросы:

а) строение нейрона;

б) отделы нервной системы человека;

в) строение зрительного анализатора;

г) строение рецепторно – периферического отдела зрительного анализатора;

д) понятие об органах чувств, анализаторе, рецепторах;

е) нарушение зрения;

ж) гигиена зрения.

2. Опрос класса:

1. Доска: а) строение нейрона; б) отделы нервной системы;

2. На местах: а) карточки; б) тесты;

3. Устный опрос:

а) каково строение зрительного анализатора;

б) рассказать о строении рецепторно – периферического отдела зрительного анализатора;

в) дать понятие об органах чувств, анализаторе, рецепторе;

г) рассказать о нарушениях зрения.

Дополнительные вопросы:

  1. Перечислить отделы головного мозга.

  2. Чем образована нервная система?

  3. В каких отделах глаза происходит преломление лучей?

  4. Назвать общие свойства анализаторов?

  5. Какая оболочка глаза играет главную роль в его питании?

  6. Какими вспомогательными приспособлениями выполняет защитную функцию, снабжение глаза?

  7. Почему говорят «Глаз смотрит, а мозг видит»?

  8. Объясните, почему справедлива поговорка «В темноте все кошки серы»?

  9. При повреждении, каких оболочек глаза и участков зрительного анализатора наступает слепота?

  1. Тест по теме зрительный анализатор:

  1. Три части зрительного анализатора (последовательно)?

  2. Воспринимает зрительные раздражения?

  3. Проводит возбуждение в мозг?

  4. Осуществляет различение зрительных раздражений?

  5. Преломляют лучи?

  6. Меняет свою форму(кривизну)?

  7. Состоит из светочувствительных клеток-колбочек и палочек?

  8. Защитные оболочки глаза?

  9. Место образования изображения предмета?

  10. Изменен у близоруких и дальнозорких?

  11. Отверстие в радужной оболочке?

  12. Черный и питающий слой глазного яблока?

ОТВЕТЫ: 1-хрусталик, 2-сетчатка, 3-рецептор, 4-зрачок, 5-стекловидное тело, 6-зрительный нерв, 7-белочная оболочка и роговица, 8-радужная оболочка, 9-сосудистая оболочка, 10-зрительная зона коры мозга.

Ключ к тесту:

I - 3, 6, 10 VII – 2, 3

II – 3 VIII – 7, 8

III – 6 IX – 2, 3

IV – 10 X - 1

V – 1 XI - 4

VI – 1 XII - 9

III Изучение нового материала

  1. Постановка задач и цели нового материала.

Сегодня мы изучаем тему «Строение, функции и гигиена слухового анализатора»

Цель: сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового анализатора, о слуховом восприятии, о мерах предупреждения нарушения слуха.

2. Значение слуха.

Ответьте на вопросы:

1. Какое значение для млекопитающих животных имеет слух?

2. У каких животных он особенно развит? (эхолокация)

3. Какую роль играет слух в общении между людьми?

Довольно часто происходит замена одних органов чувств другими. У слепых сильно развиты слух и осязание. Слепоглухонемая писательница Ольга Скороходова (оглохла и ослепла в 5 лет) – у неё сохранилось обоняние, кожное чувство и вкус. Её научили свободно двигаться, писать, читать, говорить и узнавать людей. Человек и высшие животные обладают способностью не только слышать звук, но и определять направление его действия с точностью до 2 градусов. У нас слух бинауральный, т.е слышим мы обоими ушами сразу. На мочке уха 11 точек, связанных с глазами, зубами, языком, мышцами лица.

^ Минута релаксации. Чтобы активизировать свою мыслительную деятельность, сделаем массаж ушей. На одном ухе выявлено более ста биологически активных точек; на мочке находится 11 точек, связанных с глазами, зубами, языком, мышцами лица, внутренним ухом. Ушная раковина имеет мощные нервные связи через систему нервов с определенными центрами головного мозга. Укрепляем слух: руками прижать уши, не напрягаясь, и резко отпустить их. 4 – 6 раз.

^ Познавательная задача: в чем проявляется взаимосвязь строения и функций в органе слуха (объяснить опорный конспект). Откройте тетради. Я предлагаю заполнить схему «слуховой анализатор» в тетрадь. А сейчас проверим.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/72c59020-1ce7-42ca-879d-876cc86f3503/%5BBIO8_11-54%5D_%5BIM_02%5D.swf

3. Строение органа слуха.

3 отдела: наружное, среднее, внутреннее ухо.

Наружное: ушная раковина, наружный слуховой проход.

Какое знание имеет ушная раковина? (улавливает звук колебания).

Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от среднего. Почему её можно легко повредить?

Колебания барабанной перепонки происходит тогда, когда на нее падают звуковые колебания, улавливаемые наружным ухом. Натяжение барабанной перепонки в различных частях неодинаково. Это приводит к тому, что она не имеет своего собственного периода колебаний и колеблется при всяком звуке.

^ Среднее ухо: евстахиева труба, соединенной носоглоткой и слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко.

Роль евстахиевой трубы: проведем такой опыт: зажмите нос, закройте рот, проглотить слюну, при этом ощущается движение барабанной перепонки. (При глотании захватывается немного воздуха из носоглотки, отчего в ней понижается давление. Евстахиева труба, открывается и воздух с силой устремляется из среднего уха в носоглотку, а барабанная перепонка втягивается внутрь полости среднего уха. И давление снаружи выравнивается с давлением в слуховой трубе. На этом основано такое понятие «уши заложило» при полете на самолете.

Какую роль в передаче колебаний играют слуховые косточки? (Усиливают в 50 раз).

^ Внутреннее ухо: представлено костным лабиринтом, в которой разложен перепончатый лабиринт, заполненный жидкостью. Функцию слуха здесь выполняет только улитка, в которой имеются рецепторы. Колебания от слуховых косточек передались через овальное окно в жидкость внутреннего уха. Колебания жидкости в улитке раздражает слуховые рецепторы, затем колебания превращаются в нервные импульсы, которые по слуховому нерву передаются до височной доли коры больших полушарий (в слуховую зону).

http://www.fcior.edu.ru/search.page?phrase=%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B+%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85%D0%B0+%D0%B8+%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B8%D1%8F

4. Передача звуковых колебаний

Звук в ухе проходит более сложный путь, чем луч света в органе зрения.

2 вида: воздушная и костная (через кости черепа. Камертон ставят на темя и закрывают уши, то звук все равно будет слышен).

Когда Бетховен терял слух: брал в зубы палочку, плотно прижимая её к деке рояля и слушал звуки. Внимание на экран. Видеофрагмент о передаче звуковых колебаний. Задание. Дополнить схему «Прохождение звуковой волны»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000058d-1000-4ddd-4a71 220046bc501d/7_018.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9eaf1a9b-e426-4474-ba35-615db3486ed2/%5BBIO8_1154%5D_%5BPT_01%5D.html

5. Нарушение слуха

Звуковой анализатор человека воспринимает колебания, частота которых лежит в пределах от 16 до 22000 Гц. У детей верхний предел слышимости равен 22000 ГЦ. У взрослых к 35 годам он уменьшается до 15000 ГЦ, к 50 г – до 13000 Гц. Одним из основных свойств слухового анализатора является адаптация – чувствительность понижается в условиях продолжительно действующего звукового раздражителя наоборот повышается в тишине. Например, тугоухость у молотобойцев. 1. Внутренние изменения:

Повреждения слухого нерва нарушение передачи импульса в слуховую зону коры больших полушарий.

Образование серной пробки в наружном слуховом проходе нарушение передачи звуковых колебаний к внутреннему уху.

2. Внешние факторы:

Взрыв разрыв барабанной перепонки.

Патогенные микроорганизмы (ангина, грипп) в среднее ухо и вызывают воспаление.

Постоянные громкие шумы --- потеря эластичности барабанной перепонки.

Попадание в н.с.п. насекомых отек среднего уха и потеря сознания.

нельзя:

  1. доставать посторонние предметы из ушного прохода самостоятельно;

  2. слушать очень громкую музыку;

  3. при сильных резких звуках держать рот закрытым;

  4. ходить зимой без головного убора.

III Закрепление

  1. Какие отделы органа слуха передают колебания звуковой волны?

  2. Какие функции выполняют данные части органа слуха?

  3. В каком отделе слухового анализатора происходит восприятие звуков и преобразование их в нервные импульсы?

  4. В какой части слухового анализатора происходит окончательное различение звуков?

5. Корректирующий контроль

Вставьте в текст пропущенные слова:

“Каждое ухо состоит из трех отделов: ……., …….,…….

Наружное ухо заканчивается ……. ………

В среднем ухе находятся … ….

Они передают звуковые колебания … … … внутреннего уха.

Внутреннее ухо, в отличие от предыдущих отделов, заполнено……….

Во внутреннем ухе находится преддверие, улитка и ………..

Окончательный анализ звуковых раздражений происходит в ………... зоне коры больших полушарий.

Воспитанный человек не станет громко …….. в общественных местах.

6. Выполните небольшую тестовую работу, написав, согласны ли вы с данным утверждением или нет. Время выполнения – 1 мин.

1.Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины. (Нет).

2.Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания. (Да).

3.Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. (Да).

4.Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом. (Нет).

5.Ухо состоит из двух отделов. (Нет).

6.Полость внутреннего уха заполнена жидкостью. (Да).

7.Слуховая зона находится в височной доле коры больших полушарий. (Да).

Теперь подсчитайте общее количество баллов и выставьте себе оценку за урок согласно рейтингу: 19-17 б---«5»

16-14 б---«4»

13-10 б---«3»

Оценочный лист

Фамилия и имя

обучающегося

Этапы работы

Количество баллов

Тест «Зрительный анализатор»




Схема «Прохождение звуковой волны»




Выходной контроль




Общее количество баллов





IV Домашнее задание

    1. Изучить п. 48. 2.Ответить на вопросы п.48. 3.Выучить опорный конспект.

Используемая литература:

  1. Учебник «Биология.Человек» 8 кл. А.Г.Драгомилов. Р.Д.Маш. Изд.«Вентана-Граф» 2008.

2. Книга для чтения по анатомии. И.Д. Зверев. Пособие для учащихся. М.: Просвещение 1983.

3. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье. Г.М. Муртазин. Книга для учителя. М.: Просвещение 1989.

^ Таблица 1

Структура и ход урока





Этап урока


Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время


1

2

3

4

5

6

1

Организацион-

ный момент.




Подготовка учащихся к работе на уроке, снятие возбуждения. Создание положительного настроя на учение, благоприятной эмоциональной атмосферы. Эмоциональная мотивация

Акцентируют внимание на цель урока, задачи.

1 мин

2

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.




Проверить усвоение изученного теоретического материала

Дают ответы на устные вопросы, выполняют тест.

9 мин

3

Изучение нового учебного материала.


Минута релаксации



Строение слухового

анализаторов(1)


Мотивация и целеполагание Создание проблемной ситуации.



Работа в тетрадях.

Заполнение и дополнение схем.



20мин



Строение вестибулярного и слухового анализаторов

(2)











Передача

звуковых волн на слуховые рецепторы (3)

Видеофрагмент

о передаче звуковых колебаний



Выполнение задания учащимися


Выполняют упражнение








Самостоятельная работа



Схема передачи звуковых волн на слуховые рецепторы(4)


Организация просмотра

Самостоятель-

ная работа учащихся

Чтобы активизировать свою мыслительную деятельность, сделаем массаж ушей.







4

Закрепление учебного материала


Подведение итогов урока. Рефлексия

Уход за наружным слуховым проходом(5)

Организация самостоятельной работы учащихся по закреплению изученного материала.

Подсчитать общее количество баллов и выставьте себе оценку за урок согласно рейтингу.

Выполнение заданий на закрепление знаний


Сдать оценочные листы.

10 мин



5

Задание на дом




Объяснение домашнего задания

Запись в дневник






^ Приложение к плану-конспекту урока

«Строение, функции и гигиена слухового анализатора»

Таблица 2

Перечень используемых на данном уроке ЭОР





Название ресурса


Тип, вид ресурса


Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР


1



Строение слухового и вестибулярного

анализаторов



Информационный

Интерактивная схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/72c59020-1ce7-42ca-879d-876cc86f3503/%5BBIO8_11-54%5D_%5BIM_02%5D.swf


2



Анализаторы слуха и равновесия

Информационный

Интерактивный модуль

http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/c2c2bd19-6c55-4edd-acd6-528a028cfb35/view/


3



Передача звуковых волн на слуховые рецепторы


Информационный

видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000058d-1000-4ddd-4a71-220046bc501d/7_018.swf

4


5
Схема передачи звуковых волн на слуховые рецепторы


Уход за наружным слуховым проходом.


Информационный


Контрольный модуль

Схема


Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9eaf1a9b-e426-4474-ba35-615db3486ed2/%5BBIO8_11-54%5D_%5BPT_01%5D.html


http://www.fcior.edu.ru/card/18761/uhod-za-naruzhnym-sluhovym-prohodom-kontrolnye-zadaniya.html

отлично
  1
Ваша оценка:

Похожие:

Конспект урока «Строение, функции и гигиена слухового анализатора» 1 iconКонспект урока план-конспекта урока система органов выделения. Строение, функции. Конечные продукты

Конспект урока «Строение, функции и гигиена слухового анализатора» 1 iconконспект урока «Мочевыделительная система, ее строение и функции» фио (полностью) Шулика Ольга Михайловна

Конспект урока «Строение, функции и гигиена слухового анализатора» 1 iconКонспект урока по теме: «Головной мозг. Строение и функции головного мозга» Учитель биологии гоу

Конспект урока «Строение, функции и гигиена слухового анализатора» 1 iconТема урока строение и функции кожи. Гигиена кожи

Конспект урока «Строение, функции и гигиена слухового анализатора» 1 iconОрганы слуха. Гигиена и предупреждение заболеваний
Оборудование: таблицы с изображением строения слухового анализатора; фотографии различных форм ушных...
Конспект урока «Строение, функции и гигиена слухового анализатора» 1 iconКонспект урока Строение и работа сердца Цель урока: Изучить связь строения сердца с его функцией.

Конспект урока «Строение, функции и гигиена слухового анализатора» 1 iconКонспект урока биологии в 8 классе по теме Гигиена зрения

Конспект урока «Строение, функции и гигиена слухового анализатора» 1 iconАнатомия, физиология и гигиена человека вопросы и ответы к экзамену 9 класс Клетка : строение и функции

Конспект урока «Строение, функции и гигиена слухового анализатора» 1 iconКонспект урока по биологии 8-м классе по теме «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь

Конспект урока «Строение, функции и гигиена слухового анализатора» 1 iconТема урока : «Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его строение и значение»

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина