Система логопедической и медицинской работы в послеоперационный период icon

Система логопедической и медицинской работы в послеоперационный период





Скачать 146.2 Kb.
НазваниеСистема логопедической и медицинской работы в послеоперационный период
Дата конвертации02.03.2013
Размер146.2 Kb.
ТипДокументы
ТЕМА 9. СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЫ В ПОСЛЕОПЕРАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.



1. Специальный массаж по оживлению верхней губы и неба.

«Хирургическое лечение только строит стенки и клапаны «музыкального инструмента», обучение игре на нем должны взять на себя логопеды» (А.А. Лимберг).


После операции коррекционная работа организуется следующим образом:

  1. Развитие подвижности мягкого неба.

  2. Устранение неправильного уклада органов артикуляции при произнесении звуков.

  3. Подготовка правильного звукопроизношения без назализации (кроме носовых).


Специфическими являются следующие виды работы:

  1. Массаж мягкого неба.

  2. Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки.

  3. Артикуляционная гимнастика.

  4. Голосовые упражнения.


Основная задача данных упражнений:

    • увеличить силу и длительность выдыхаемой через рот воздушной струи;

    • улучшить деятельность артикуляционной мускулатуры;

    • выработать контроль за функционированием небно-глоточного затвора.

В послеоперационный период, после снятия швов, большое значение придается массажу. Он является одним из основных методов профилактики возникновения гипертрофических и коллоидных рубцов верхней губы, порой сводящий на нет косметический эффект. Массаж способствует и активизации двигательной функции верхней губы, развитию ее артикуляционной функции, уменьшает нарастание явлений послеоперационных деформаций верхней губы и носа. Для массажа можно использовать зонд для постановки звука С, который осторожно «двигаем» по твердому небу. При поглаживании и растирании слизистой оболочки на границе твердого и мягкого неба в поперечном направлении возникает рефлекторное сокращение мышц глотки и мягкого неба. Эффективен массаж при произнесении звука А: в это время производится легкий нажим на мягкое небо.
^

Массаж после хейлопластики включает целую систему деятельности логопеда:

    • продольное поглаживание (указательными пальцами обеих рук производится движение от основания носа в стороны по направлению к углам рта). Выполняется в течение 10 с.


    • поперечное поглаживание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа до красной каймы верхней губы перпендикулярно линии рта вниз и вверх). Выполняется в течение 10 с.

    • прямолинейное растирание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа вниз к краю верхней губы и в стороны по направлению к носо-губным складкам и обратно). Выполняется в течение 20-30с.

    • круговое и спиралевидное растирание (указательными пальцами обеих рук производятся круговые и спиралевидные движения в области основания носа и верхней губы). Выполняется 10 с.

    • растирание пилением (указательными пальцами обеих рук производятся «пилящие» движения в поперечном и продольном направлении от основания носа вниз до края верхней губы и в стороны к носо-губным складкам). Выполняется в течение 10-20 с.

    • поперечное разминание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа до края верхней губы и обратно). Выполняется в течение 10-20 с.

    • продольное разминание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа в стороны к носо-губным складкам и обратно). Выполняется в течение 20-30 с.

    • разминание сдвиганием (указательными пальцами обеих рук производятся движения со сдвиганием тканей вверх-вниз и в стороны). Выполняется 20-30 с.

    • разминание надавливанием (указательными пальцами обеих рук производятся движения с легким давлением на ткани от основания носа до края верхней губы и в стороны к носо-губным складкам). Выполняется в течение 10-20 с.

    • щипцеобразное разминание (указательным и большим пальцами одной или обеих рук производятся легкие пощипывающие движения от основания носа к краю верхней губы и в стороны к носо-губным складкам). Выполняется в течение 20с.

    • вибрация непрерывистая (указательными пальцами обеих рук производятся безотрывные вибрирующие движения по направлениям вверх и вниз от основания носа к краю верхней губы и в стороны к носо-губным складкам). Выполняется в течение 10-20 с.

    • вибрация прерывистая («пальцевой душ» - указательными пальцами обеих рук производятся движения в области верхней губы в продольном и поперечном направлениях). Выполняется 10-20с.

    • вибрация поколачиванием (указательными пальцами обеих рук производятся движения в области верхней губы и основания носа в продольном и поперечном направлениях) – 10-20 с.

    • разминание послеоперационного рубца (указательный палец располагается на слизистой оболочке верхней губы под рубцом, а большой палец – на коже над рубцом; проводятся разминающие движения между подушечками пальцев) – 10-20 с.

    • массаж крыла и купола носового хода со стороны расщелины проводится при помощи какого-либо плотного эластичного предмета несколько меньшего по диаметру, чем носовой ход (например, кончика резиновой спринцовки маленького размера). Кончик резиновой спринцовки, предварительно смазанный вазелином, вводится в носовой ход на глубину 3-5 мм и производятся тянущие движения от основания крыла носа к его кончику вверх и в здоровую сторону. Выполняется – 10-20 с.

    • массаж кончика и крыльев носа (кончик и крылья носа захватываются подушечками большого и указательного пальцев, производятся легкое разминание и потягивание). Выполняется 10-20 с.



^

Массаж неба после уранопластики.



Целью уранопластики является оперативное достижение анатомической целостности неба и создание оптимальных условий для речевой реабилитации. При этом важным является профилактика возникновения и минимизация существующих вторичных деформаций верхней челюсти. Послеоперационный массаж неба является одним из самых действенных способов профилактики вторичных деформаций верхней челюсти и речевой реабилитации.

Массаж неба после уранопластики следует начинать через 2-3 дня после снятия швов. В некоторых случаях (при осложнении операции, возникновении изъяна неба) сроки и приемы массажа необходимо уточнить с челюстно-лицевым хирургом. В первые 5-7 дней массаж в боковых отделах неба, где заживление идет за счет вторичного натяжения, проводят щадяще. Массаж наиболее эффективен в первые 6 месяцев после операции, однако положительное воздействие он оказывает и в более отдаленный период.

Процедура массажа проводится до еды, с соблюдением общепринятых гигиенических требований. Продолжительность сеанса до 10 минут 2-3 раза в день. Интенсивность массажа должна возрастать от сеанса к сеансу.


Массаж включает:


    • продольное поглаживание (указательным пальцем проводятся движения по направлению от резцов верхней челюсти вдоль границ расщелины по линии послеоперационного шва с обеих сторон к глотке). Выполняется - 10-20с.

    • поперечное поглаживание (указательным или средним пальцем проводятся движения по направлению от средней линии неба до шеек зубов). Выполняется – 10-20 с.

    • кругообразное поглаживание (указательным или средним пальцем проводятся круговые движения по направлению от средней линии неба до резцов верхней челюсти к глотке) – 10-20 с.

    • прямолинейное растирание (указательным или средним пальцем проводятся движения по направлению от резцов верхней челюсти по линии послеоперационного шва с обеих сторон к глотке и обратно) – 10-20 с.

    • круговое растирание (указательным или средним пальцем проводятся круговые растирающие движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке) –10-20 с.

    • спиралевидное растирание (указательным или средним пальцем проводятся движения по спирали по направлению от резцов верхней челюсти к глотке и от средней линии неба к шейкам зубов) – 10-20 с.

    • продольное разминание (указательным или средним пальцем проводятся плавные неторопливые движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке) – 10-20с.

    • разминание сдвиганием (указательным или средним пальцем проводятся движения с легким сдвиганием тканей твердого и мягкого неба в разных направлениях ) – 10с.

    • разминание надавливанием (указательным или средним пальцем проводятся движения с легким надавливанием на ткани твердого и мягкого неба в разных направлениях) –10 с.

    • разминание растягиванием (указательным или средним пальцем проводятся движения с легким растягиванием (без давления) тканей твердого и мягкого неба в разных направлениях). Особое внимание при этом приеме массажа уделяется области на границе твердого и мягкого неба. Проводится постепенное увеличение нагрузки на ткани мягкого неба и растягивание-надавливание их по средней линии и в стороны от средней линии кверху. Выполняется 10-20 с.

    • разминание диагональное (указательным или средним пальцем проводятся движения по диагонали средней линии твердого неба по направлению к глотке вправо и влево до краев небной занавески) – 10 с.

    • разминание пружинное (указательным или средним пальцем проводятся движения с резким отрыванием от тканей по направлению от средней линии неба к шейкам зубов) – 10 с.

    • прерывистая вибрация (ударная) – кончиками указательных или средних пальцев обеих рук производятся легкие удары по твердому и мягкому небу по направлению от резцов верхней челюсти к глотке – 10 с.

    • вибрация пунктированием (указательные или средние пальцы обеих рук производят движения подобно выбиванию дроби на барабане, короткими отрывистыми касаниями от передних резцов по направлению к глотке) – 5 с.

    • непрерывная вибрация (лабильная) указательным или средним пальцем тканям сообщаются безотрывочные колебательные движения в области выхода сосудисто-нервного пучка неба (большое небное отверстие) и далее по его ходу – 5 с.

    • разминание-надавливание в области крыло-челюстных складок. При некоторых методиках уранопластики производятся так называемые разрезы Эрнста, которые проходят по крыло-челюстным складкам. В случае интенсивного рубцевания возможно развитие внесуставной контрактуры нижней челюсти. В профилактических целях проводят массаж крыло-челюстных складок (указательный или средний палец ставят на область крыло-челюстной складки (между последними зубами верхней и нижней челюсти) проводятся разминающие движения по рубцам) –10-30 с. с каждой стороны.


^ Массаж при мышечном напряжении в области лба, носа и щечно-скуловой области.


Массаж проводить в исходном положении «лежа на спине» при полном расслаблении всех мышц тела.

Использовать следующие приемы массажа: поглаживание, вибрацию, слабый «пальцевый душ».

Поглаживание лба осуществляется кончиками 3-4 пальцев, направление движений – от средней линии лба к волосяной части головы.

Поглаживание носа осуществляется кончиками 2-3 пальцев, направление – от кончика носа к переносице.

Поглаживание щечной области осуществляется кончиками 2-3 пальцев, направление движений: от спинки носа к височным областям; от средней линии верхней губы к уху; от средней линии подбородка к мочкам ушных раковин.

Приемы «вибрация» и «пальцевый душ» осуществляются кончиками двух или четырех пальцев. Движения идут по тем же линиям лица, как и при поглаживании.

Массажные движения необходимо сочетать с мимической гимнастикой.


2. Исправление недостатков звукопроизношения при ринолалии. Система упражнений по развитию всех компонентов речи у детей с ринолалией в послеоперационный период.



^ Основные принципы коррекции речи при ринолалии:


- необходимо учитывать сам механизм анатомического нарушения и особенности симптоматики (состояние небно-глоточного затвора и его функции, особенности дыхания, моторики речевого аппарата, своеобразие артикуляторной позы языка, губ, нижней челюсти, нарушение фонематического слуха и т.д.); еще раз подтверждается необходимость смещения артикуляционного уклада языка в переднюю и передне-среднюю части ротового резонатора;


- опора на сохранные функции и анализаторы, особенно на кинестетический, зрительный и слуховой анализаторы;


- единство речевой системы, что предполагает одновременную активизацию небноглоточных отделов артикуляционного аппарата и дыхания путем увеличения функциональной нагрузки на эти системы;


- воспитание естественного функционирования механизмов речи с опорой на закономерности фонетического строя русского языка: использование мягкой голосоподачи, отбор, построение и использование речевого материала как средства коррекции фонетических нарушений;


- учет возрастных и компенсаторных возможностей ребенка, мобилизация его силы, тонуса, сосредоточенности и терпения на преодоление неправильных навыков и привычек.


На первом этапе работы предлагается уточнить произношение гласных звуков а, э, о, у, ы, согласных ф, в, п, т, их мягкие варианты; провести постановку и закрепление б, к, х, с, г, л, б, их мягких пар.

На втором этапе – постановка и автоматизация звуков и, д, з, ш, р.

На третьем этапе – отработка звука ж, аффрикаты ч, ц, уточнение артикуляции пройденных звуков, устранение назального оттенка, дифференциация ротовых и носовых звуков: м - п, н - д, н – т, м - б и их мягкие варианты.

Назализация характерна практически для всех фонем; фонемы взаимозаменяются внутри групп, сходных по акустическим признакам или же по способу образования.

Коррекционная работа осложняется длительным стажем патологической артикуляции, органическими дефектами. Логопедическое воздействие при ринолалии целесообразно начинать с коррекции А и Э, потому что их артикуляция, в отличие от традиционной методики, начинается с перевода органов артикуляции в передние и передне-средние отделы ротового резонатора. Эти гласные дают возможность сфокусировать выдыхаемую струю в передний отдел ротовой полости и направить язык к нижним резцам.

Закрепив с ребенком все виды вдоха и выдоха, приступаем к созданию артикуляционных укладов гласных звуков.

ЛОГОПЕД: Ты хорошо научился делать выдох ртом и удерживать кончик языка у нижних зубов. Теперь будем учиться при выдохе «по-разному» открывать рот. Сделай вдох ртом, а выдох с широко открытым ртом, язык широкий, лежит близко к нижним зубам, он «спит» (Проверяем ротовой выдох с помощью ватки. При таком положении губ и языка во время выдоха получается шепотный звук А).

Показать, как можно дышать ртом, рассмотреть артикуляцию звука Э, проследить, чтобы ребенок не изменял правильность положения языка. Выдох через рот не должен менять заданное положение губ и языка.

Отработка гласных А, Э, О, Ы, У позволяет перейти к звуку И. Обыгрывая ситуацию, предлагаем ребенку выдыхать с улыбкой.

Сформированный уклад фонемы И создает переход для работы над сочетанием гласных, столь необходимых для постановки йотированных звуков.

ЛОГОПЕД: «Сейчас будем делать выдох ртом при двух движениях губ. Будем от улыбки переходить к тем движениям, которые тебе уже известны:

ИА = Я, ИО = Е, ИУ = Ю, ИЭ = Е. Наряду с этим способом йотированные гласные можно поставить от базовых слогов:

^ ЗА-ЗЯ-Я, ЗО-ЗЕ-Е, ЗУ-ЗЮ-Ю, ЗЭ-ЗЕ-Е, путем поэтапного движения языка в глубину рта указательным пальцем ребенка.

Полезно произношение гласных на твердой атаке, так как это активизирует мышцы задней стенки глотки, язычнонебных дуг, нормализует тембр голоса. Подобные упражнения над гласными звуками способствуют развитию речевого дыхания, голоса, выработке координированных движений органов речевого аппарата. При этом гласные произносятся в «маску», громко, без крика и напряжения. Внимание ребенка обращается на широкий раствор рта, продвижение кончика языка вперед к нижним резцам, на ощущения широкого раствора глотки и отсутствие напряженной фонации. Каждый ротовой выдох контролируется движением ваты, положенной на ладонь, или листом бумаги, поднесенной ко рту ребенка, так чтобы выдыхаемая воздушная струя не рассеивалась, а строго попадала на нее. С целью повышения эмоционального фона занятия ватку окрашивают в яркие цвета.

Для закрепления нормативного произношения каждого звука важно, чтобы ребенок осознал основные элементы его артикуляции. При этом эффективны такие упражнения, как узнавание звука по беззвучной артикуляции, пиктограмме (рисунку), профилю артикуляции. Важно научить ребенка выделять звук среди других, определять его место в слове, отбирать на заданный звук картинки, предметы, самостоятельно придумывать слова. Формирование гласных не только способствует развитию фонематического слуха, овладению правильной артикуляцией звуков, но и нормализует речевое дыхание.

В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, что позволяет почувствовать контрастность положения языка в позиции вперед- назад и направленность выдоха. Четкость кинестетического чувства при продвижении языка вперед обусловлена осязаемыми ощущениями, что особенно важно на первом этапе, когда еще не сформирована слуховая дифференциация нормальной и назализованной речи. Опора на кинестетический и зрительный контроль способствует знакомству с ощущением продвижения языка вперед, степенью напряжения органов артикуляции. В работе с детьми, имеющими ринолалию, большое значение придается восприятию потока воздуха через тактильные и оптические ощущения: дутье в ладоши, отклонение полоски бумаги, ватки, запотевание зеркала и др.

Ребенок, сопоставляя силу и длительность выдыхаемой струи, вырабатывает правильный выдох. Пока дети не дифференцируют особенности своей речи на слух, целесообразно в процессе постановки фонем привлекать зрительный, тактильный и кинестетический анализаторы. Тактильный и зрительный контроль не смогут постоянно сопровождать бытовую речь ребенка, в дальнейшем единственным видом контроля остаются кинестезии. Кинестетический контроль осуществляется в момент речи, а слуховой - срабатывает позже.

Формирование кинестетических (артикуляционных) представлений начинается с называния и показывания органов речи на основе словесной инструкции, тактильного ощущения (притрагиваемся зонтом, шпателем), а ребенок называет и показывает на муляже, профиле, рисунке. Важным моментом является знакомство со способом и местом образования, так как в русском языке они представляют дифференциальные признаки фонем. Необходимо научить детей ощущать характер выдыхаемой струи, чувствовать вибрацию голосовых связок, используя тактильно-вибрационный контроль. Ринолалики должны уметь воспроизводить смычку или щель на основе словесной инструкции (например, сомкнуть кончик языка с верхними зубами), описывать положение органов артикуляции на основе возникших ощущений, ориентироваться в схемах, профилях артикуляций, проводить сравнительный анализ нормы с патологией, характеризовать согласные звуки по участию голосовых связок: звонкий или глухой; по наличию или отсутствию палатализации (дополнительному подъему спинки языка к твердому небу): твердый или мягкий; по подъему (активизации) небной занавески: носовые или ротовые; по месту и способу образования преграды в полости рта.

Последовательность постановки звуков зависит от степени активизации мягкого неба. С учетом этого фонемы могут располагаться в следующем порядке: М, Н, Ф, В, П, Б, Т, Д, С, З, Ц, К, Г, Х, Ш, Ж, Ч, Щ, Р.

При устранении ринолалии традиционная методика по исправлению недостатков звукопроизношения не всегда эффективна. Объяснение этому – снижение кинестезий, несформированность слуховых дифференцировок, органические изменения в артикуляционном аппарате: рубцовые изменения губы, ограничивающие ее подвижность, открытый прикус, прогения, прогнатия, нарушение зубного ряда в переднем отделе верхней челюсти, что значительно искажает произношение звуков.

Учитывая степень активизации мягкого неба, в первую очередь ставятся фрикативные глухие согласные в последовательности: Ф, С, Ш, Щ, Х. Начинают со звука Ф, так как он наиболее легкий, доступный по артикуляции: язык лежит спокойно, нижняя губа слегка подтянута, прикасается к верхним зубам, необходим сильный выдох через середину ротовой полости. Вначале устно объясняется схема артикуляции звука Ф: «Давай подставим нижнюю губу к верхним зубам, как заборчик, и выдохнем через него». Включив голос, получаем звук В.

В дальнейшем переходим к постановке взрывных звуков ^ П, Б. Для этого ребенку предлагают плотно сжать губы, выдохнуть, нижнюю челюсть слегка опустить. Слышится звук П, а при включении голоса – звук Б.

Взрывные звуки в работе более сложны из-за кратковременности их произнесения, поэтому постановка их проводится позже. Предлагаем ребенку дуть, в это время указательным пальцем попеременно смыкаем и размыкаем нижнюю и верхнюю губу. При этом палец лежит горизонтально под красной каймой нижней губы. Слышится многократно звук П. Но механическая помощь затрудняет введение звука в самостоятельную речь. Необходимо отметить, что звук П, вызванный похлопыванием губами, легче ввести в прямые слоги, а от «поплевывания» и надувания щек – в обратные.

Наименее разборчив при ринолалии звук Т. При его произнесении кончик языка прижимается к верхним резцам с внутренней стороны. Под напором выдыхаемого воздуха язык резко отталкивается от зубов. От «поплевывания» легко получить межзубный Т. Для этого нужно улыбнуться, чтобы обнажились зубы, и «плюнуть», слегка высунув кончик языка. Звук Т может быть вызван от П. Несколько раз подряд повторяют слоги ПА, ПА, ПА, положив широкий язык на нижнюю губу. Затем воспроизводят эти же слоги, улыбаясь.

Этим способом можно вызвать изолированный звук, но послоговое произнесение облегчает введение нового звука в слова.

Межзубная фонема ^ С позволяет перейти к Т при ритмичном смыкании и размыкании резцов, закусывающих язык.

Вызывание фонемы от базовых звуков предпочтительно, так как произнесение становится менее напряженным, звуки легче вводятся в слоги, слова. Поставленные звуки автоматизируются с учетом активности мягкого неба, поэтому вначале их вводят в обратные слоги, затем в прямые, так как при этом степень активизации мягкого неба в два-три раза ниже. Мягкие фонемы требуют меньшей активизации мягкого неба, чем твердые.

После автоматизации ^ Т, Д переходим к постановке небных звуков К, Г, Х. Эти звуки ставим от базовых слогов, в четыре этапа, путем движения языка в глубину рта указательным пальцем ребенка до второй фаланги. С помощью этого метода переносим смычку с кончика языка при звуке Т на спинку языка, выгибающуюся к твердому небу (КА ставим от ТА – ТЯ – КЯ – КА).

Звук Г ставим от базового слога ДА или путем озвончения К. При постановке звука Х предлагаем ребенку «погреть» озябшие руки при открытом рте. В отдельных случаях звук Х ставим от базового слога СА-СЯ-ХЯ-ХА.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Система логопедической и медицинской работы в послеоперационный период iconПослеоперационный период. Ранний послеоперационный период

Система логопедической и медицинской работы в послеоперационный период iconОсобенности логопедической работы на ранней стадии мозгового инсульта

Система логопедической и медицинской работы в послеоперационный период iconМетодические рекомендации по организации коррекционно-педагогического процесса в логопедической группе

Система логопедической и медицинской работы в послеоперационный период iconРаботы социального педагога по профилактике правонарушений и беспризорности. Система работы

Система логопедической и медицинской работы в послеоперационный период iconИрование медицинской работы договор о совместной деятельности по медицинскому обслуживанию детей

Система логопедической и медицинской работы в послеоперационный период iconСистема отношений больных с эндокринной патологией в период обострения их хронического заболевания

Система логопедической и медицинской работы в послеоперационный период iconАнализ выполнения Программы. Анализ работы логопедической службы. Анализ работы психологической службы.
Предлагаем вашему вниманию Публичный информационный доклад, в котором представлен отчет о работе...

Система логопедической и медицинской работы в послеоперационный период iconНамаз Юсиф оглы послеоперационный делирий

Система логопедической и медицинской работы в послеоперационный период iconСистема коррекционно-педагогической работы при псевдобульбарной дизартрии

Система логопедической и медицинской работы в послеоперационный период iconЗубочелюстная система. Частная анатомия зубов
Зубочелюстная система это сложная иерархическая функциональная система, в которую объединены функциональные...

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина