Уполномоченный по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре о соблюдении прав, свобод и законных интересов ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2011 году icon

Уполномоченный по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре о соблюдении прав, свобод и законных интересов ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2011 году





НазваниеУполномоченный по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре о соблюдении прав, свобод и законных интересов ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2011 году
страница1/6
Дата конвертации06.03.2013
Размер1.61 Mb.
ТипДоклад
  1   2   3   4   5   6
Уполномоченный по правам ребенка

в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре


О соблюдении прав, свобод и законных

интересов ребёнка в Ханты-Мансийском

автономном округе – Югре в 2011 году


доклад


Ханты-Мансийск

2012

ББК 67.400.3

Д 63


СОСТАВИТЕЛИ:


Моховикова Т.Д. – Уполномоченный по правам ребенка

в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре


Зарубина Т.И. – помощник Уполномоченного по правам ребенка

в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре


^ Лабазанова В.Н. – консультант отдела по восстановлению нарушенных прав ребенка Управления – аппарата Уполномоченного по правам человека

в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре


^ Мусатова И.Б. – начальник отдела по восстановлению нарушенных прав ребенка Управления – аппарата Уполномоченного по правам человека

в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре


^ Степичева Е.Н. - консультант отдела по восстановлению нарушенных прав ребенка Управления – аппарата Уполномоченного по правам человека

в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре






Доклад о соблюдении прав, свобод и законных интересов ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2011 году / Уполномоч. по правам ребенка в Ханты-Манс. авт. окр. – Югре ; [сост.: Т.Д. Моховикова и др.]. – Ханты-Мансийск : Информ.-издат. центр., 2012. – ? с.


Введение

В октябре 2000 года Европейской сетью омбудсменов по правам детей – ENOC – принято решение разработать Стандарты для независимых организаций по защите прав детей. Проект Стандартов был подготовлен рабочей группой консультантов ENOC и единогласно одобрен на пятой ежегодной встрече ENOC в Париже в октябре 2001 года.

ENOC призвала государства к «…основанию и укреплению национальных организаций…» и выработала концепцию образования таких организаций, так называемые Парижские принципы.

Данная концепция предполагает, что независимые организации по защите прав детей могут быть образованы как отдельные учреждения (Уполномоченный по правам детей, Комиссар по правам детей, Защитник детей и т.п.) или как неотъемлемая часть комиссии или учреждения генерального уполномоченного по правам человека, при этом во всех случаях нужно учитывать особый статус и нужды детей. Организации, при планировании структуры и целей которых принимают во внимание только взрослых, скорее всего, не смогут эффективно служить детям.

Итак, институт, основанный для контроля, поддержки и защиты прав детей, должен:

• быть образованным в соответствии с законодательством; 

• иметь максимально возможные полномочия, связанные с контролем, поддержкой и защитой прав детей;

• выслушивать жалобы или передавать их в любой другой компетентный орган в рамках, предписанных законом;

• уделять особое внимание мнениям детей, способствовать уважению со стороны всего общества к мнениям детей;

• иметь полномочия уделять внимание положению детей в семье, в школах и во всех других учреждениях;

• быть укомплектованным необходимым многопрофильным штатом сотрудников, преданных делу поддержки и защиты прав детей.

Мероприятия по назначению уполномоченных по правам детей должны быть закреплены официальным актом, в котором устанавливается продолжительность полномочий и мероприятия по их возобновлению.

Институт уполномоченного по правам ребёнка функционирует в России уже более 10 лет. В 1998 году при поддержке представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в России и Министерства социальной защиты Российской Федерации в 5 субъектах были учреждены должности уполномоченных по правам ребёнка. В марте 2005 года создана Ассоциация уполномоченных по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации.

В 2009 году Указом Президента Российской Федерации учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка

К концу 2011 года уполномоченные по правам ребёнка действуют уже во всех 83 регионах Российской Федерации.

Следует отметить, что по рекомендациям Комитета ООН по правам ребёнка самой действенной моделью учреждения института уполномоченного по правам ребёнка является самостоятельный государственный орган субъекта, учреждённый и действующий на основании соответствующего регионального закона.

Однако опыт субъектов Российской Федерации, равно как и опыт многих стран, в которых институт уполномоченного по правам ребёнка и уполномоченного по правам человека существуют одновременно в качестве единого самостоятельного государственного органа, свидетельствует, что никакой неразберихи или трудностей с выяснением, кто каким делом должен заниматься, не возникает.

Права и законные интересы детей обеспечиваются эффективнее в результате специализированной деятельности Уполномоченного по правам ребёнка, что, в свою очередь, разгружает Уполномоченного по правам человека.

Таким образом, модель, в которой одновременно функционируют и Уполномоченный по правам ребёнка, и Уполномоченный по правам человека, на практике доказала свою жизнеспособность и эффективность.

Деятельность Уполномоченного по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре регламентирована Законом автономного округа от 09.06.2009 №85-оз «Об Уполномоченном по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

В соответствии с Парижскими принципами настоящим законом закреплены:

•порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

• его статус, полномочия,

• условия его деятельности и ответственность за ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей.

Деятельность Уполномоченного по правам ребёнка обеспечивает отдел по восстановлению нарушенных прав ребёнка аппарата Уполномоченного по правам человека. Структура и штатная численность Аппарата утверждены постановлением Губернатора автономного округа от 17.05.2010 № 87.

К Уполномоченному по правам ребёнка в автономном округе (далее по тексту – Уполномоченный) могут обратиться родители, законные представители, иные граждане, а также сами несовершеннолетние дети. Обращения принимаются в письменном виде, по электронной почте, по телефону, через органы исполнительной и законодательной власти всех уровней.

Уполномоченный ведёт личный приём граждан, в том числе во время выездов в муниципальные образования автономного округа.

Важным инструментом в деятельности Уполномоченного является ежегодный доклад, который позволяет донести до органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, общественности, заинтересованных граждан вопросы реализации прав детей в основных сферах их жизнедеятельности, привлечь внимание к существующим проблемам и возможным путям их решения.

Федеральным законом от 03 декабря 2011 года № 378-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка» установлено, что Уполномоченный участвует в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах установленной компетенции.

Следовательно, институт Уполномоченного по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре не подменяет и не отменяет традиционные структуры, в компетенции которых находятся вопросы защиты прав несовершеннолетних, и создан как независимый, законодательно учреждённый орган, способный обеспечить персонифицированность и самостоятельность Уполномоченного, а также ответственность перед законодательной властью, а само создание института Уполномоченного в автономном округе – ещё один серьёзный вклад органов государственной власти автономного округа в решение проблем детства.

Настоящий доклад подготовлен на основе обобщения и анализа письменных и устных обращений граждан, результатов проверок и исследований, посещений детских учреждений, официальных статистических данных, информации органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, а также сведений, полученных Уполномоченным в ходе участия в совещаниях, встречах, конференциях, «круглых столах», на которых обсуждались вопросы защиты прав и законных интересов детей.

В работе также были использованы материалы проверок детских учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, проведённых Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребёнка Павлом Астаховым в декабре 2011 года.

Доклад не содержит исчерпывающей информации о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребёнка – в нем обозначены основные проблемы, над которыми Уполномоченный и сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека работали в обозначенный период.

Материалы и выводы настоящего доклада могут быть использованы при разработке конкретных программ, направленных на улучшение положения детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.


Деятельность Уполномоченного по правам ребёнка

в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

в 2011 году


Количество и тематика обращений граждан к Уполномоченному


В соответствии с полномочиями, определёнными законодательством, Уполномоченным в период деятельности с 28 января 2011 года (дата назначения Думой автономного округа) по 31 декабря 2011 года рассмотрено 368 (2010 год - 226) обращений граждан по вопросам реализации прав детей на территории автономного округа (таблица 1), в том числе:

- письменных обращений – 229 (2010 – 98), что составляет 62% от общего количества обращений;

- устных обращений, поступивших в ходе проведения личного приёма граждан, обращений, поступивших по телефону, в ходе встреч с гражданами и участия в мероприятиях – 139 или 38% (2010 – 128);

- обращений от граждан, проживающих в сельской местности автономного округа 98 или 26% (2010 год – 48).

Из общего количества поступивших обращений 241 или 65,5% являются жалобами, 127 обращений – просьбы о помощи, разъяснении прав и обязанностей.

В течение года проведено 35 личных приёмов, в том числе 10 выездных в муниципальных образованиях автономного округа, в ходе которых принято 87 граждан.


География обращений граждан по

муниципальным образованиям автономного округа

таблица 1



Муниципальное образование

Количество обращений

2010/2011

Доля в общем числе обращений

2010/2011(%)

1

г. Когалым

6

3

2,7

0,8

2

г. Лангепас

1

6

0,4

1,7

3

г. Мегион

12

8

5,3

2,3

4

г. Нефтеюганск

26

12

11,5

3,4

5

г. Нижневартовск

14

40

6,2

11,0

6

г. Нягань

6

13

2,7

3,5

7

г. Покачи

0

0

0

0

8

г. Пыть-Ях

8

32

3,5

8,7

9

г. Радужный

3

9

1,3

2,4

10

г. Сургут

44

46

19,5

12,5

11

г. Урай

3

7

1,3

2,0

12

г. Ханты-Мансийск

51

51

22,6

14,0

13

г. Югорск

4

4

1,8

1,1

14

Белоярский район

2

7

1,0

2,0

15

Березовский район

0

11

0

3,0

16

Кондинский район

3

7

1,3

2,0

17

Нефтеюганский район

20

9

8,8

2,4

18

Нижневартовский район

1

15

0,4

4,2

19

Октябрьский район

3

12

1,3

3,4

20

Советский район

4

10

1,8

2,7

21

Сургутский район

8

19

3,5

5,2

22

Ханты-Мансийский район

7

6

3,1

1,7







226

368








Анализ обращений граждан

к Уполномоченному по правам ребёнка по группам прав

таблица 2



Группа прав

Статья

Конституции

РФ

Статья

Конвенции ООН по правам ребёнка

Количество обращений

2010/2011

Доля в общем числе обращений (%)

1

Социально-экономические права







158

239

66,4

56,0

1.1

право на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь, в том числе установление инвалидности

ст. 20, 41

ст. ст. 6, 24, 25

19


29

8,0

6,8

1.2

защита материнства, детства и семьи (в т. ч. право ребёнка на организованный отдых и оздоровление)

ст. 38

ст. ст. 7, 9, 10

15


9

6,3

2,1

1.3

право на жилище

ст. 25, 40

ст. 16

68


110

28,6

25,8

1.4

право собственности на имущество

ст. ст. 35, 36




21

41

8,8

9,6

1.5

ответственность родителей ребёнка за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка

ст.

ст. 27

17



10

7,1

2,3

1.6

право на социальное обеспечение

ст. 39

ст. 26

18

40

7,6

9,4

2

Социально-культурные права:







15

50

6,3

11,7

2.1

право на образование

ст. 43

ст. ст. 28, 29

13

40

5,5

9,4

2.2

право на доступ к культурным ценностям, спортивным объектам

ст. 44

ст. 31

2

10

0,8

2,3

3

Личные права







62

132

26,0

30,9

3.1

право на получение юридической помощи, презумпция невиновности, пересмотр приговора, справедливое судебное разбирательство

ст. ст. 46 -50

ст. 40

9

31

3,8

7,3

3.2

право на гражданство

ст. ст. 6, 61-63

ст. 7, 8

5

9

2,1

2,1

3.3

право на достоинство, свободу и личную неприкосновенность

ст. ст. 21-22

ст. 19, 34, 36, 37, 39

0


11

0

2,6

3.4

право на сохранение семейных связей

ст.38

ст. 8

41

63

17,2

14,8

3.5

право на регистрацию по месту жительства







7

18

2,9

4,2

4

Политические права







3

6

1,3

1,4

4.1

право на объединение

ст. 31

ст. 15

1


1

0,4

0,2

4.2

право на обращение

ст. 33

ст. 12

2


5

0,8

1,2










Итого:

238

427








Анализ обращений, поступивших в адрес Уполномоченного по правам ребёнка в 2011 году, с указанием органа власти, нарушившего права ребёнка

таблица 3



Орган власти

Кол-во

2011 год

Доля в числе обращений (%)


1

Органы внутренних дел, следственный комитет по автономному округу


12


7,7


2

Управление федеральной миграционной службы по автономному округу


7


4,5


3

Отделения Пенсионного Фонда РФ по автономному округу


3


1,9


4

Управление федеральной службы судебных приставов по автономному округу


18


11,5


5

Органы и учреждения образования, молодёжной политики, спорта муниципальных образований автономного округа


27


17,3


6


Городские и районные судебные органы


7


4,5


7

Органы и учреждения социальной защиты населения по автономному округу


5


3,2


8

Органы и учреждения здравоохранения муниципальных образований автономного округа


7


4,5


9

Органы местного самоуправления муниципальных образований, администраций поселений


49


31,4


10

Органы опеки и попечительства муниципальных образований автономного округа


21


13,5




Итого:

156





Категории граждан, обратившихся

к Уполномоченному по правам ребёнка в 2011 году

таблица 4



Категория граждан

Количество в 2011 году

Доля в общем числе обращений (%)

1

Несовершеннолетние дети

11

3


2

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


27


7,3

3

Родители

229

62,2

4

Опекуны, попечители

24

6,5


5

Близкие родственники (бабушки, дедушки, тёти, дяди, братья, сестры)

37

10,0

6

Представители органов власти

17

4,6


7

Иные граждане (педагоги, члены общественных организаций, родители, лишённые родительских прав)


23


6,4

8

Итого:

368





9

В том числе обращения, направленные на рассмотрение Уполномоченного:


73




10

Депутатами

36





11

Уполномоченными по правам ребёнка субъектов Российской Федерации


11





12

Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребёнка П.А. Астаховым


26





Тематика обращений граждан – нарушение имущественных прав детей, реализация прав детей на получение образования, в том числе детей - инвалидов, трудности оформления документов на детей (паспортизация, гражданство), реализация права детей на получение услуг здравоохранения, правонарушения в отношении несовершеннолетних, семейные споры и др.

В разрезе тематики обращения, поступившие в адрес Уполномоченного, распределились следующим образом (таблица 2):

- социально-экономические права детей – 239 обращений – 56% (2010 год – 158 или 66,4%);

- социально-культурные права детей – 50 обращений – 11,7% (2010 – 15 или 6,3%);

- личные права детей – 132 обращения – 30,9% (2010 год – 62 или 26%);

- политические права детей – 6 обращений – 1,4% (2010 год – 3 или 1,3%).


Результаты рассмотрения обращений

Уполномоченным по правам ребёнка в 2011 году

таблица 5



Результат рассмотрения обращения

Кол-во обращений


Доля в общем числе

обращений (%)

1

Факты, указанные в обращении, не подтвердились


17


4,0

2

Даны разъяснения, рекомендации

127

30,0


3

Оказано содействие в решении вопросов, указанных в обращении, в том числе:


189


44,0


3.1

в подготовке документов (в том числе в составлении искового заявления)


133





3.2

в получении мер социальной поддержки (в том числе материальной помощи от спонсоров)


38




3.3

в восстановлении нарушенных прав

18





4

Дети зарегистрированы по месту жительства

7

1,5


5

Детям предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении


5


1,5


6

Семьям с детьми (в том числе с детьми-инвалидами) предоставлено жилье




10


2,5

7

Решения судов о выселении граждан не исполнены в связи с решением вопроса в административном порядке (исполнительные листы отозваны)


7


1,5

8

По ходатайству Уполномоченного приняты меры прокурорского реагирования


32


7,5

9

По ходатайству Уполномоченного по итогам проведения служебных проверок применены меры дисциплинарного и административного воздействия к сотрудникам


9


2,0

10

Подготовлены заключения в суд

9

2,0

11

Принято участие в судебных заседаниях

9

2,0

12

Указано родителям на нарушения ими прав детей


6


1,5

13

Итого:

427




14

Проведены комиссионные проверки по обращениям, поступившим в адрес Уполномоченного


12




15

Обращения 2011 года, находящиеся на контроле Уполномоченного в 2012 году


19





По каждому третьему обращению даны подробные юридические консультации и разъяснения, по остальным - оказана помощь в решении проблемы.

Все поступившие обращения рассмотрены по существу, в необходимых случаях  с проведением проверок. Более чем в 66% случаев факты нарушения прав детей подтвердились, по всем фактам, указанным в обращениях граждан, в интересах ребёнка и защиты его прав приняты решения (таблица 5). По 19 заявлениям работа продолжена в 2012 году.

По выявленным в ходе проверок недостаткам и нарушениям в соответствующие органы направлены заключения и рекомендации Уполномоченного. Предложения Уполномоченного по улучшению условий и обеспечению безопасности несовершеннолетних исполнены в установленные сроки и в полном объёме.

В ходе работы 127 заявителям дана квалифицированная консультация Уполномоченным и специалистами аппарата Уполномоченного по правам человека, разъяснены способы и средства защиты прав ребёнка, оказана юридическая помощь в урегулировании конфликтных ситуаций.

Анализ обращений, поступивших к Уполномоченному в устной и письменной форме, свидетельствует о том, что основной причиной несоблюдения прав детей в семейном окружении, в среде сверстников, в учреждениях образования, социальной защиты, здравоохранения, досуга чаще всего является недостаточная правовая информированность граждан, в первую очередь, законных представителей несовершеннолетних.

Так, в июне 2011 года поступило коллективное обращение граждан, проживающих в г.Нижневартовск, являющихся кандидатами в усыновители. В своём обращении граждане высказали предположения о возможных неправомерных действиях должностных лиц управления опеки и попечительства, связанных с оформлением документов на усыновление «отказных» детей, находящихся в родильных отделениях лечебных учреждений г. Нижневартовск. По мнению заявителей, нарушался срок передачи детей на воспитание в семью, не учитывался порядок очерёдности кандидатов. При работе с обращением установлено отсутствие должной информированности кандидатов в усыновители о механизме передачи новорождённых детей на усыновление, что и явилось поводом к обращению в адрес Уполномоченного.

Также при проведении проверок в образовательных учреждениях руководителям указано на недостаточную информационную составляющую стендов, расположенных в образовательных учреждениях (отсутствие контактов служб экстренной помощи детям, устаревшая неактуальная информация и т.п.).

Для учащихся и их родителей в школе в доступном месте должна находиться стендовая информация о правах детей, информация, содержащая тексты уставов, правил внутреннего распорядка; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор над соблюдением, обеспечением и защитой прав ребёнка, в которые дети могут обратиться.

  1   2   3   4   5   6

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Уполномоченный по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре о соблюдении прав, свобод и законных интересов ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2011 году iconПравительство ханты-мансийского автономного округа югры постановление от 8 ноября 2011 г. N 419-п

Уполномоченный по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре о соблюдении прав, свобод и законных интересов ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2011 году iconПравительство ханты-мансийского автономного округа югры постановление от 8 ноября 2011 г. N 419-п

Уполномоченный по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре о соблюдении прав, свобод и законных интересов ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2011 году iconВыписка из Постановления Правительства хмао югры от 10. 12. 2010 n 335-п "О программе государственных

Уполномоченный по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре о соблюдении прав, свобод и законных интересов ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2011 году iconРаспоряжение администрации города Сургута от 14. 05. 2005 n 369 "о назначении ответственных лиц по
Лизации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в ханты-мансийском автономном округе...
Уполномоченный по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре о соблюдении прав, свобод и законных интересов ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2011 году iconПо рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, за счет средств бюджета автономного округа
Мансийского автономного округа Югры от 27 февраля 2010 года №85-п Об обеспечении отдельных категорий...
Уполномоченный по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре о соблюдении прав, свобод и законных интересов ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2011 году iconДоклад о состоянии соблюдения прав и защиты интересов ребенка на территории республики бурятия в
О состоянии соблюдения прав и защиты интересов ребенка на территории республики бурятия
Уполномоченный по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре о соблюдении прав, свобод и законных интересов ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2011 году iconО проведении неонатального и аудиологического скрининга детей в Ненецком автономном округе

Уполномоченный по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре о соблюдении прав, свобод и законных интересов ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2011 году iconУправление федеральной службы российской федерации по контролю за оборотом наркотиков по ханты-мансийскому

Уполномоченный по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре о соблюдении прав, свобод и законных интересов ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2011 году iconУправление федеральной службы российской федерации по контролю за оборотом наркотиков по ханты-мансийскому

Уполномоченный по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре о соблюдении прав, свобод и законных интересов ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2011 году iconУправление федеральной службы российской федерации по контролю за оборотом наркотиков по ханты-мансийскому

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина