Рабочая программа по элективному курсу Фитотерапия, общая гомеопатия, клиническая фармакология косметических лекарственных icon

Рабочая программа по элективному курсу Фитотерапия, общая гомеопатия, клиническая фармакология косметических лекарственных





Скачать 448.41 Kb.
НазваниеРабочая программа по элективному курсу Фитотерапия, общая гомеопатия, клиническая фармакология косметических лекарственных
Дата конвертации07.03.2013
Размер448.41 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Форма 1

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

профессор В.Б. Мандриков

_________________________

«______»_____________2003 г.

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А


по элективному курсу Фитотерапия, общая гомеопатия,

клиническая фармакология косметических лекарственных

средств с основами медицинской косметики.

для специальности 040500 - фармация

квалификация специалиста – провизор (очная форма обучения)

факультет фармацевтический

кафедра Клинической фармакологии и интенсивной терапии

курс - Y

семестр – IX

лекции - 34 часа

практические занятия - 34 часа

всего аудиторных часов 68 часов

самостоятельная работа 34 часа (17 недель), форма контроля –

выполнение учебно-исследовательской работы по медицинской

косметике.

зачет - в IX семестре

^ ВСЕГО ЧАСОВ - 68 часов

Рабочая программа разработана на кафедре клинической фармакологии ВолГМУ с использованием Программы элективного курса по клинической фармакологии гомеопатических лекарственных средств и основам гомеопатической терапии для студентов высших медицинских учебных заведений Государственного образовательного учреждения Всероссийский учебно–научно-методический Центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, утвержденной в 2003 году руководителем Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава РФ Н.Н. Володиным (г. Москва)

Индекс ___________________________________


Рабочая программа, разработанная доцентом кафедры, к.м.н. Роговой Н.В., обсуждена на заседании кафедры клинической фармакологии и интенсивной терапии с курсами клинической фармакологии ФУВ и клинической аллергологии ФУВ ВолГМУ 16 июня 2003 года (протокол № 17).

^ Заведующий кафедрой клинической

фармакологии академик РАМН,

доктор медицинских наук, профессор В.И. ПЕТРОВ


Рабочая программа обсуждена и утверждена цикловой методической комиссией фармацевтического факультета 11 сентября 2003 года (протокол № 1)

«______»_________________2003 года

Председатель ЦМК фармацевтического

факультета, д.х.н., профессор А.К. БРЕЛЬ


  1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе.

В своей повседневной практике провизор будет работать с большим числом растительных средств и косметических препаратов. Фитотерапия, фитопрофилактика и гомеопатия сегодня все шире и прочнее внедряются в медицинскую практику, хотя и наблюдается волнообразный интерес медиков к их роли в лечебном процессе – от периода полного забвения использования исторического опыта применения лекарственных растений в современной практической медицине 70-80 годов до модного широкомасштабного увлечения растительными средствами в повседневной жизни начиная с конца 20 века.

Актуальность использования лекарственных растений неизмеримо возросла в эти годы. Это обусловлено тем, что и сегодня мы являемся свидетелями терапевтических неудач и ятрогенных осложнений. Преимуществом лекарственных растений является их малая токсичность и возможность длительного применения без существенных побочных явлений, что очень важно при лечении таких групп больных, как дети, беременные и лактирующие женщины, пациенты пожилого и старческого возраста. Широкие терапевтические возможности представляют использование овощей, ягод и фруктов. Их лечебное значение порой незаменимо. Каждый лечебный препарат независимо от способа его получения занимает свое место в лечебном процессе, имеет свой характер фармакологического действия, специфику терапевтической эффективности, оптимальный диапазон показаний к применению. Например, антибиотики, гормональные препараты и психотропные средства незаменимы при интенсивной терапии, и, напротив, при функциональных расстройствах, легких формах патологии для проведения поддерживающей терапии следует отдать предпочтение лекарственным растениям.

Одной из задач отечественного здравоохранения и медицинской науки является развитие и совершенствование специализированной медицинской помощи населению. За последние годы широкое развитие получила косметология. Много новых косметических лекарственных средств поступило на рынок, внедрены новые методы лечения и профилактики заболеваний и косметических недостатков кожи.

Учитывая значимость этих направлений лекарственной терапии для подготовки выпускника по специальности 040500 – «Фармация» с квалификацией «Провизор», цикловая методическая комиссия фармацевтического факультета ВолГМУ решила ввести в учебный план элективный курс Фитотерапия, общая гомеопатия, клиническая фармакология косметических лекарственных средств с основами медицинской косметики с преподаванием данного курса на кафедре клинической фармакологии и интенсивной терапии в объеме 68 на IX семестре очной формы обучения студентов.

^ Цель преподавания элективного курса Фитотерапия, общая гомеопатия, клиническая фармакология косметических лекарственных средств с основами медицинской косметики. Основной целью курса является обучение студентов рациональному использованию лекарственных растений и их сборов для фитотерапии распространенных заболеваний, основным принципам гомеопатической медицины, технологии изготовления гомеопатических лекарственных форм, методологии выбора эффективного и безопасного гомеопатического средства для индивидуализированной фармакотерапии, основам медицинской косметики, дать знания по клинической фармакологии косметических лекарственных средств и рецептуре наиболее часто встречающихся заболеваниях и косметических недостатках кожи.

^ Задачи преподавания элективного курса Фитотерапия, общая гомеопатия, клиническая фармакология косметических лекарственных средств с основами медицинской косметики.

- дать студентам знания современной научной трактовке традиционных подходов к лечению лекарственными растениями с учетом экологических, патогенетических принципов и определением их места в комплексном лечении больных;

- дать знания по фармакологической активности лекарственных растений в зависимости от содержания в них биологически активных веществ и рекомендациям по их применению;

- научить применять пищевые растения для профилактики и лечения патологических состояний, для повышения терапевтической активности специфического лечения;

- обучить методологии выбора лекарственных растений для фитотерапии на основе клинико-фармакологического подхода: зависимость выбора лекарственного растения от особенностей организма конкретного пациента, возраста, характера сопутствующей патологии, аллергологического анамнеза, получаемой им лекарственной терапии, наличия беременности и лактации и других факторов;

- научить составлять лечебные сборы из лекарственных растений, официально разрешенных к применению в медицинской практике при различных патологических состояниях, учитывая особенности взаимодействия компонентов сбора между собой и фармпрепаратами;

- дать знания о строении гомеорецепторной системы организма человека и механизме действия гомеопатических средств;

- научить основным принципам гомеопатии и методике приготовления гомеопатических лекарственных форм;

- обучить методологии лечения по принципу подобия лекарства и больного (конституциональный подход) и по принципу подобия лекарства и болезни (синдромальный подход);

- изучить характеристику основных гомеопатических средств;

- научить выявлять основные симптомы распространенных заболеваний и косметических недостатков кожи;

- научить основам медицинской косметики;

- изучить клиническую фармакологию основных косметических препаратов;

- изучить основное сырье для производства косметических лекарственных средств;

- дать знания основных прописей косметических рецептов для лечения распространенных заболеваний и косметических недостатков кожи.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности 040500 – «Фармация» с квалификацией «Провизор» студенты фармацевтических факультетов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений после изучения элективного курса Фитотерапия, общая гомеопатия, клиническая фармакология косметических лекарственных средств с основами медицинской косметики должны ЗНАТЬ:

1. Характеристику лекарственных растений (химическая структура, фармакологическая активность, биологически активные вещества), официально разрешенных к применению в медицинской практике;

2. Особенности клинических испытаний препаратов природного происхождения;

3. Общие принципы фитотерапии и фитопрофилактики и их роль в общем лечебно-профилактическом процессе;

4. Основные положения концепции «пища-лекарство» и значение пищевых растений в фитотерапии и фитопрофилактике;

5. Применение лекарственных растений при наиболее распространенных заболеваниях;

6. Основные принципы рационального использования лекарственных растений (индивидуализированный клинико-фармакологический подход к выбору фитопрепаратов, особенности показаний к стационарному и поликлиническому применению фитотерапии);

7. Правила составления сборов и выбора лекарственных растений для сбора;

8. Основные сборы для фитотерапии распространенных заболеваний;

9. Характеристику многокомпонентных растительных препаратов зарубежных фирм, зарегистрированных в России;

10. историю развития гомеопатии, её роль и место в современной аллопатической медицине;

11. Информационно-рецепторную-регуляторную концепцию гомеопатии;

12. Методику выбора гомеопатических средств по справочнику симптомов – реперториуму (реперторизация);

13. Основные принципы учения Самуила Ганемана;

14. Терминологию гомеопатии;

15. Гомеопатическую концепцию болезней и их классификацию;

16. Теорию хронических болезней С. Ганемана;

17. Изготовление гомеопатических лекарственных форм путем потенцирования во многих емкостях (по Ганеману) и путем потенцирования в одной емкости (по Корсакову);

18. Правила выписки рецептов гомеопатических средств;

19. Методологию выбора режима дозирования и особенности применения гомеопатического средства при различной патологии внутренних органов;

20. Характеристику (патогенезы) основных гомеопатических средств;

21. Принципы лечения больного по подобию лекарство-больной (конституциональный подход) и по подобию лекарство-болезнь (синдромальный подход) с учетом модальностей;

22. Правовые аспекты и возможности гомеопатического метода;

23. Основные симптомы распространенных заболеваний и косметических недостатков кожи;

24. Основное сырьё для косметических препаратов;

25. Биологически активные вещества, используемые в косметике;

26. Основные нежелательные реакции косметических лекарственных средств, методы их диагностики, профилактики и коррекции;

27. Клинико-фармакологическую характеристику основных косметических лекарственных средств, применяющихся в лечении распространенных заболеваний и косметических недостатков кожи;

28. Прописи наиболее часто применяющихся в косметологии рецептов.

Студент после изучения после изучения элективного курса Фитотерапия, общая гомеопатия, клиническая фармакология косметических лекарственных средств с основами медицинской косметики должен УМЕТЬ:

1. Соблюдать правила медицинской этики и деонтологии; решать комплекс задач, связанных с взаимоотношениями провизора и больного, провизора и врача;

2. Выбрать фитопрепарат для лечения пациента в зависимости от особенностей его организма, возраста, характера сопутствующей патологии, аллергологического анамнеза, проводимой медикаментозной терапии;

3. Организовать и участвовать в клинических испытаниях препаратов природного происхождения;

4. Составлять сборы из лекарственных растений, учитывая особенности взаимодействия компонентов сбора между собой и фармапрепаратами, получаемыми пациентом;

5. Проводить фармацевтическое консультирование больных по вопросам фитотерапии при распространенных заболеваниях;

6. Приготовить по рецепту гомеопатическое лекарственное средство;

7. Рекомендовать адекватную потенцию, лекарственную форму, режим дозирования, длительность терапии гомеопатическим препаратом;

8. Ориентировочно выбрать конституциональное гомеопатическое средство пациенту;

9. Выбрать больному гомеопатическое средство при воспалении, болевом синдроме, лихорадке, аллергии, кровоточивости, легких травмах и повреждениях на основе подобия лекарство-болезнь (или по справочнику-реперториуму);

10. Приготовить по рецепту косметическое лекарственное средство;

11. Проводить фармацевтическое консультирование больных по вопросам выбора косметических лекарственных средств для лечения распространенных заболеваний и косметических недостатков кожи.

Практические навыки.

1. Составление лекарственных сборов для лечения заболеваний почек и мочевыводящих путей, органов дыхания, органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы;

2. Изготовление гомеопатических лекарственных форм;

3. Выбор гомеопатического средства по справочнику - реперториуму;

4. Выписать рецепты на косметические лекарственные средства для лечения основных заболеваний и косметических недостатков кожи.

Перечень дисциплин с указанием разделов, усвоение которых студентами необходимо для изучения элективного курса Фитотерапия, общая гомеопатия, клиническая фармакология косметических лекарственных средств с основами медицинской косметики.

Изучение элективного курса Фитотерапия, общая гомеопатия, клиническая фармакология косметических лекарственных средств с основами медицинской косметики должно базироваться на знании студентом следующих разделов:

1. нормальная физиология с основами анатомии человека - функционирование органов и систем человека в их взаимной связи в норме;

2. частная и общая патология – функционирование органов и систем человека в условиях патологии, основные представления о реактивности организма, этиологии и патогенезе основных болезненных состояний;

3. история медицины – история лекарствоведения, этика и деонтология медработника;

4. правоведение – правовая основа деятельности медработника при оказании помощи пострадавшим, права пострадавших и их законных представителей, получение информированного согласия больного (пострадавшего);

5. философия – мировоззрение и медицина, основные законы диалектического материализма в медицине;

6. латинский язык – транскрипция лекарственных препаратов на латинском языке, основные правила выписывания рецептов;

7. биология;

8. физика и биологическая физика – методы определения физических параметров химических соединений и биологически активных веществ;

9. микробиология – микроорганизмы, как причины инфекционных заболеваний, строение, размножение и обмен веществ патогенных микроорганизмов;

10. биохимия – основы ферментологии, обмен веществ в органах и системах в норме и при патологии;

11. общая биоорганическая химия – минеральный состав тканей и жидкостей организма, биологическая роль микроэлементов в жизнедеятельности клетки и всего организма, химическая природа веществ, входящих в состав организма или поступающих в него извне, методы химического анализа (определение рН, концентрации соединений в физиологических жидкостях).

12. Фармакология;

13. Первая доврачебная помощь – назначение и механизм действия лекарственных средств, использующихся при неотложной помощи пострадавшим (больным);

14. Управление и экономика фармации – основы фармакоэкономического анализа

15. Ботаника;

16. Фармакогнозия;

17. Фармацевтическая технология и биотехнология;

18. Клиническая фармакология.


2. Содержание дисциплины - элективного курса Фитотерапия, общая гомеопатия, клиническая фармакология косметических лекарственных средств с основами медицинской косметики.

В соответствии с учебным планом по специальности преподавание элективного курса Фитотерапия, общая гомеопатия, клиническая фармакология косметических лекарственных средств с основами медицинской косметики для студентов очной формы обучения фармацевтического факультета осуществляется в 9-ом семестре (Y курс) в объеме 68 часов с зачетом в 9-ом семестре. Решением ЦМК фармацевтического факультета фитотерапия и общая гомеопатия преподаются на практических занятиях, на которые в учебном плане по специальности выделено 34 часа (16 часов на преподавание фитотерапии и 18 часов на изучение общей гомеопатии), а клиническая фармакология косметических лекарственных средств с основами медицинской косметики в виде лекционного курса в объеме 34 часов (17 лекций). На самостоятельную работу студентам отводится 34 часа (выполнение под руководством преподавателя учебно-исследовательской работы по медицинской косметике).

Таки образом, изучение студентами дисциплины (элективного курса) состоит из трех больших этапов. Первый этап – изучение фитотерапии, второй этап – изучение общей гомеопатии, третий этап – изучение клинической фармакологии косметических лекарственных средств с основами медицинской косметики и выполнение учебно-исследовательской работы по медицинской косметике. По каждой и трех изучаемых в рамках элективного курса дисциплине студенты сдают отдельные зачеты по практическим навыкам (4 наиболее важных из практических навыков сдаются с оценкой в зачетную книжку по практическим навыкам студента фармацевтического факультета) и уровню теоретической подготовки (по билетам). Зачет по фитотерапии сдается на практическом занятии №8, на зачет выносится 19 вопросов. Зачеты по общей гомеопатии и клинической фармакологии косметических лекарственных средств с основами медицинской косметики сдаются в один день на практическом занятии № 17. За каждый из трех зачетов в журнал посещаемости практических занятий выставляется отдельная оценка. Студенты, успешно сдавшие все три зачета, получают отметку «выполнено» в зачетную книжку.

Тематический план лекций по Клинической фармакологии косметических лекарственных средств и основам медицинской косметики

для студентов Y курса фармацевтического факультета

(IX семестр) очной формы обучения.

п/п

Название темы

Часы

1.

История развития дерматологии. Строение кожи, оболочки рта и губ. Основные функции кожи.

2

2.

Общие сведения об этиологии и патогенезе кожных болезней. Основы диагностики кожных болезней: первичные и вторичные морфологические элементы.

2

3.

Общие сведения о косметике, косметологии. Методы функционального исследования в косметологии. Принципы лечения кожных болезней.

2

4.

Биологические активные вещества в косметологии.

2

5.

Косметические процедуры. Физические методы лечения при заболеваниях и косметических недостатках кожи.

2

6.

Маски, осветление кожи, маникюр и педикюр. Характеристика применяемых косметических лекарственных средств.

2

7.

Косметические средства.

2

8.

Сырьё, используемое в производстве косметических средств. Декоративная косметика и её применение.

2

9.

Заболевания и косметические недостатки кожи: бородавки, герпес, невус, дерматофиброма, папиллома кожи (этиология, симптомы, принципы лечения). Клиническая фармакология, применяющихся косметических лекарственных средств.

2

10.

Заболевания и косметические недостатки кожи: заболевания волос, алопеция, гирсутизм (этиология симптомы, принципы лечения). Клиническая фармакология, применяющихся косметических лекарственных средств.

2

11.

Заболевания и косметические недостатки кожи: веснушки, гиперпигментация кожи, депигментация кожи (этиология, симптомы, принципы лечения). Клиническая фармакология, применяющихся косметических лекарственных средств.

2

12.

Заболевания и косметические недостатки кожи: розацеа, угревая сыпь (этиология, симптомы, принципы лечения). Клиническая фармакология, применяющихся косметических лекарственных средств.

2

13.

Заболевания и косметические недостатки кожи: себорея, увядание кожи (этиология, симптомы, принципы лечения). Клиническая фармакология, применяющихся косметических лекарственных средств.

2

14.

Заболевания и косметические недостатки кожи: мозоль, рубцы (этиология, симптомы, принципы лечения) Клиническая фармакология, применяющихся косметических лекарственных средств.

2

15.

Заболевания и косметические недостатки кожи: гидроаденома, гипергидроз, сиренгома, опрелость, демодикоз (этиология, симптомы, принципы лечения). Клиническая фармакология, применяющихся косметических лекарственных средств.

2

16.

Заболевания и косметические недостатки кожи: дерматит, заеда, заусенцы, импрегнация кожи (этиология, симптомы, принципы лечения). Клиническая фармакология, применяющихся косметических лекарственных средств.

2

17.

Косметическая хирургия. Косметические операции при наиболее часто встречающихся деформациях лица, деформациях и дефектах тела. Хирургическое лечение косметических недостатков и заболеваний.

2




^ ВСЕГО ЧАСОВ

34


На практические двух часовые занятия выносятся темы, требующие получения основных знаний и практических навыков по фитотерапии и общей гомеопатии.

Тематический план практических занятий по фитотерапии и общей гомеопатии для студентов Y курса фармацевтического факультета

(IX семестр) очной формы обучения.

п/п

Название темы

Часы

1.

Фитотерапия. История фитотерапии. Отечественные школы фитотерапевтов. Принципы выбора фитопрепаратов. Правила составления сборов и клинико-фармакологический принцип выбора сбора. Показания к лечению лекарственными растениями. Применение фитотерапии в условиях стационара и поликлиники. Контроль знаний по фармакогнозии. Фитотерапия болезней почек.

2

2.

Фитотерапия заболеваний органов дыхания.

2

3.

Фитотерапия заболеваний органов пищеварения: гастрита, язвенной болезни желудка и кишечника.

2

4.

Фитотерапия нарушений моторики кишечника, болезней кожи и волос, паразитарных болезней.

2

5.

Фитотерапия болезней печени и желчевыводящих путей, гинекологических и урологических заболеваний. Фитотерапия в стоматологии.

2

6.

Фитотерапия заболеваний сердечно-сосудистой системы, нервной системы.

2

7.

Фитотерапия заболеваний эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата. Фитотерапия в аллергологии.

2

8.

Зачетное занятие по фитотерапии.

2

9.

Общая гомеопатия. История гомеопатии. Место гомеопатии в медицине.

2

10.

Анализ классических трудов С. Ганемана «Органон врачебного искусства» и «Хронические болезни». Оценка с позиций аллопатической медицины.

2

11.

Пути построения теории гомеопатии. Принципы и практика гомеопатии.

2

12.

Краткая характеристика основных гомеопатических средств (патогенезы). Основные модальности.

2

13.

Лечение по принципу подобия лекарства и больного (конституциональный подход). Часть I.

2

14.

Лечение по принципу подобия лекарства и больного (конституциональный подход). Часть II: характеристика гомеопатических средств (конституциональных типов).

2

15.

Лечение по принципу подобия лекарства и болезни (синдромальный подход). Часть I: лечение воспаления, болевого синдрома, травм и повреждений.

2

16.

Лечение по принципу подобия лекарства и болезни (синдромальный подход). Часть II: лечение лихорадки, аллергии, кровотечения, кровоточивости, тромбозов.

2

17.

Зачетное занятие. Контроль конспектов лекций и зачет по билетам уровня теоретической подготовки по курсу Клиническая фармакология косметических лекарственных средств и основы медицинской косметики. Компьютерное тестирование уровня знаний по курсу Общая гомеопатия.

2




^ ВСЕГО ЧАСОВ

34


Самостоятельная работа студента.

Для самостоятельной работы студентам предлагается выполнить под руководством преподавателя учебно-исследовательскую работу по курсу Клиническая фармакология косметических лекарственных средств и основы медицинской косметики (так как этот курс преподается только в рамках лекций и, у студентов нет по нему практических занятий).

^ Темы учебно-исследовательской работы студентов по элективному курсу Клиническая фармакология косметических лекарственных средств и основы медицинской косметики:

1. История использования декоративной косметики в разные исторические эпохи (модные оттенки, цветовые гаммы, прически). Ведущие визажисты современности;

2. Образ женской красоты в живописи разных художественных школ, разных эпох (фигура, одежда, прически, цветовые гаммы);

3. Макияж. Современные направления в цветовой гамме. Правила наложения. Дневной макияж. Вечерний макияж. Подбор цвета, оттенков. Методы контроля качества, используемых средств.

4. Тональные кремы. Виды. Ассортимент. Технология изготовления. Методы контроля качества. Лучшие отечественные изделия. Подбор. Правила применения. Условия хранения;

5. Тушь для бровей, ресниц. Виды. Ассортимент на рынке косметической продукции. Лучшие изделия. Технология производства. Методы контроля качества. Индивидуальный подбор. Правила применения. Условия и срок хранения;

6. Тени для век. Разновидности. Ассортимент. Модные цвета и оттенки сезона. Технология производства. Методы контроля качества. Подбор. Правила наложения;

7. Румяна. Виды. Ассортимент на современном косметическом рынке. Модные оттенки сезона. Технология производства. Методы контроля качества и безопасности. Подбор румян. Правила наложения;

8. Губные помады. Виды. Ассортимент. Направления цветовой гаммы сезона. Технология производства. Методы контроля качества. Подбор тона губной помады. Правила наложения;

9. Преждевременное старение кожи. Причины и предрасполагающие факторы. Профилактика. Особенности ухода за кожей. Морщины. Методы лечения. Характеристика современных средств против морщин. Механизм лечебного действия. Подбор средств для лечения морщин. Хирургические методы лечения;

10. Ожирение. Причины и предрасполагающие факторы развития избыточной массы тела. Диетотерапия. Лечебная физкультура. Современные средства для снижения массы тела и их характеристика. Целюлит. Механизм развития. Методы лечения. Характеристика современных косметических средств для лечения целюлита и их эффективность. Методы контроля качества данных средств;

11. Духи, туалетная вода. Виды и назначение. Ассортимент современного рынка косметической продукции. Технология производства. Методы контроля качества. Правила подбора духов. Азбука аромата. Применение духов. Лидеры косметического рынка;

12. Одеколон, средства для и после бритья, средства от пота. Виды. Технология производства. Методы контроля качества. Выбор одеколона, дезодоранта. Применение;

13. Украшения и цветы. Как выбрать украшения на торжественный вечер? Повседневные украшения для деловой женщины. Драгоценные и полудрагоценные камни. Загадочная азбука цвета. Что означает цвет цветка? О чем может сказать подаренный букет? Как и кому дарят цветы? Искусство составления букета;

14. Седые волосы. Причины раннего появления седых волос. Профилактика. Современные средства для лечения раннего появления седых волос и преждевременного выпадения волос. Диагностика заболевания волос. Подбор краски для окрашивания седых волос. Технология производства красок для волос. Методы контроля качества красок для волос. Правила окрашивания и уход за окрашенными волосами. Модные цвета сезона. Лидеры современного косметического рынка красок для волос;

15. Татуаж. Виды. История. О чем может сказать татуировка, пирсинг? Роль татуажа в возникновении заболеваний (онкологической патологии) кожи;

16. Спорт в жизни делового человека. Современные направления фитнеса. Характеристика основных его видов: аэробика (аквааэробика), шейпинг, занятия в тренажерном зале, силовая гимнастика, колонетика, йога и другие. Выбор вида фитнеса;

17. Уход за руками и ногтями. Современные методы маникюра. Технология производства и методы контроля качества и безопасности лаков для ногтей. Характеристика средств по уходу за ногтями, руками. Болезни ногтей;

18. Образ женской красоты в поэзии. Какие черты характера женщины воспевались поэтами. В чем красота женщины, по мнению поэтов? Возможна ли внешняя красота без красоты внутренней? (все аргументы должны быть подкреплены в работе цитатами стихов);

19. Музыка и здоровье человека. Влияние музыки на психическую деятельность, работоспособность человека. Применение музыки в медицине. Музыка и развитие духовного мира человека. Влияет ли музыка на внешность человека?

20. Правила этикета в жизни делового человека. Роль имиджа в карьерном росте. Внешний вид сотрудников на производстве (одежда, прическа, аксессуары, взаимоотношения начальник-подчиненный, между сослуживцами). Этикет делового обеда, ужина. Этикет корпоративного торжественного вечера;

21. История этикета в России. Придворный этикет. Этикет в повседневной жизни. Культура речи. Как совершенствовать свою речь?

22. Самолечение, как проблема современной дерматологии (косметологии);

23. Положительные и отрицательные стороны рекламы косметических лекарственных средств.


Аннотация лекционного курса.

Лекция 1 История развития дерматологии. Строение кожи, оболочки рта и губ. Основные функции кожи.

Дерматология, как наука. История развития. Анатомия и физиология кожи. Эпидермис. Дерма. Подкожно-жировая клетчатка. Придатки кожи. Защитная функция кожи. Резорбтивная функция кожи. Рецепторная, терморегулирующая, дыхательная, экскреторная, обменная функция кожи. Типы кожи: нормальная, сухая, жирная, увядающая кожа. Кожный тест. Уход за различными типами кожи.

Лекция 2. Общие сведения об этиологии и патогенезе кожных болезней. Основы диагностики кожных болезней: первичные и вторичные морфологические элементы.

Этиология кожных болезней. Патогенетических механизмы развития кожных болезней. Правила осмотра кожи. Понятие о кожных элементах. Краткая характеристика первичных и вторичных морфологических элементов. Клинические синдромы кожных болезней. Методы диагностики кожных болезней. Распространенность заболеваний и косметических недостатков кожи.

Лекция 3. Общие сведения о косметике, косметологии. Методы функционального исследования в косметологии. Принципы лечения кожных болезней.

История развития медицинской косметики. Ведущие отечественные специалисты – косметологи. Цели и задачи медицинской косметики. Основные направления отечественной косметологии. Методы функциональных исследований в косметологии: определение чувствительности, потоотделения, калориметрия, фотопигментометрия, определения салоотделения, кольпоцитология и расчет кариопикнотического индекса для оценки функции эндокринной системы, эластометрия, гистоавторадиография. Изучение жирового обмена по цветной реакции Циммермана в модификации Холтофа и Коха с метандинитробенозолом. Определение минерального состава, ионного баланса волос. Оценка возрастных особенностей обмена биогенных аминов. Оценка дыхательной функции кожи полярографическим методом и манометрическим в аппарате Варбурга. Принципы лечения кожных болезней.

Лекция 4. Биологические активные вещества в косметологии.

Задачи применения биологически активных веществ в косметологии. Характеристика некоторых БАВ: аминокислоты, гормоны, биогенные стимуляторы, витамины (F, A, Д, Е, С, группы В, Р, РР), гидролизаты, ферменты, микроэлементы. Лекарственные растения в косметике. Вещества, регулирующие процесс всасывания биологически активных веществ кожей. Липосомальная косметика.

Лекция 5. Косметические процедуры. Физические методы лечения при заболеваниях и косметических недостатках кожи.

Виды косметических процедур. Криотерапия, криомассаж. Дермабразия. Массаж косметический. Пластический массаж. Лечебный массаж. Анитцелюлитный массаж. Физические методы лечения при заболеваниях и косметических недостатках кожи: светолечение, электролечение (электрофорез, дарслнвализация, диатермия, электрическое поле УВЧ), водо - теплолечение (парафиновые маски), чистка лица, электроэпиляция.

Лекция 6. Маски, осветление кожи, маникюр и педикюр. Характеристика применяемых косметических лекарственных средств.

Маски. Показания и противопоказания. Состав и приготовление масок. Смягчающие питательные маски, отбеливающие маски, подсушивающие и вяжущие маски, парафиновые маски (рецептура, технология изготовления, показания и противопоказания). Отбеливающие кожу процедуры. Маникюр. Педикюр. Характеристика применяемых косметических лекарственных средств.

Лекция 7. Косметические средства.

Классификация косметических средств. Гигиенические косметические средства. Лечебно-профилактические средства. Декоративная косметика. Характеристика основных косметических изделий. Косметические препараты для ухода за кожей лица и тела: мыло, примочки, компрессы, жидкие пудры, лосьоны. Кремы. Виды. Жировые гидрофобные кремы. Эмульсионные в/м и м/в кремы. Безжировые гидрофильные кремы. Средства по уходу за полостью рта. Средства для бритья.


Лекция 8. Сырьё, используемое в производстве косметических средств. Декоративная косметика и её применение.

Виды сырья. Требования, предъявляемые к качеству сырья. Характеристика основного сырья для косметических препаратов: липиды, животные жиры, растительные жиры, воски, животные воски, растительные воски, синтетические воски, продукты переработки нефти, масла минеральные, эмульгаторы. Органические и неорганические соединения, входящие в состав косметических средств.

Лекция 9. Заболевания и косметические недостатки кожи: бородавки, герпес, невус, дерматофиброма, папиллома кожи (этиология, симптомы, принципы лечения). Клиническая фармакология, применяющихся косметических лекарственных средств.

Этиология, патогенез, клиническая картина, изучаемых в теме заболеваний кожи. Основные принципы лечения: диетотерапия, общие рекомендации по изменению режима труда и отдыха, лечебная физкультура, наружная терапия – косметические лекарственные средства и процедуры, принципы системной терапии. Выбор препаратов. Методы контроля эффективности и безопасности терапии косметическими средствами. Нежелательные лекарственные реакции методы их выявления, профилактики, коррекции. Клиническая фармакология основных групп препаратов.

Лекция 10. Заболевания и косметические недостатки кожи: заболевания волос, алопеция, гирсутизм (этиология симптомы, принципы лечения). Клиническая фармакология, применяющихся косметических лекарственных средств.

Этиология, патогенез, клиническая картина, изучаемых в теме заболеваний кожи. Основные принципы лечения: диетотерапия, общие рекомендации по изменению режима труда и отдыха, лечебная физкультура, наружная терапия – косметические лекарственные средства и процедуры, принципы системной терапии. Выбор препаратов. Методы контроля эффективности и безопасности терапии косметическими средствами. Нежелательные лекарственные реакции методы их выявления, профилактики, коррекции. Клиническая фармакология основных групп препаратов.

Лекция 11 Заболевания и косметические недостатки кожи: веснушки, гиперпигментация кожи, депигментация кожи (этиология, симптомы, принципы лечения). Клиническая фармакология, применяющихся косметических лекарственных средств.

Этиология, патогенез, клиническая картина, изучаемых в теме заболеваний кожи. Основные принципы лечения: диетотерапия, общие рекомендации по изменению режима труда и отдыха, лечебная физкультура, наружная терапия – косметические лекарственные средства и процедуры, принципы системной терапии. Выбор препаратов. Методы контроля эффективности и безопасности терапии косметическими средствами. Нежелательные лекарственные реакции методы их выявления, профилактики, коррекции. Клиническая фармакология основных групп препаратов.

Лекция 12 Заболевания и косметические недостатки кожи: розацеа, угревая сыпь (этиология, симптомы, принципы лечения). Клиническая фармакология, применяющихся косметических лекарственных средств.

Этиология, патогенез, клиническая картина, изучаемых в теме заболеваний кожи. Основные принципы лечения: диетотерапия, общие рекомендации по изменению режима труда и отдыха, лечебная физкультура, наружная терапия – косметические лекарственные средства и процедуры, принципы системной терапии. Выбор препаратов. Методы контроля эффективности и безопасности терапии косметическими средствами. Нежелательные лекарственные реакции методы их выявления, профилактики, коррекции. Клиническая фармакология основных групп препаратов.

Лекция 13 Заболевания и косметические недостатки кожи: себорея, увядание кожи (этиология, симптомы, принципы лечения). Клиническая фармакология, применяющихся косметических лекарственных средств.

Этиология, патогенез, клиническая картина, изучаемых в теме заболеваний кожи. Основные принципы лечения: диетотерапия, общие рекомендации по изменению режима труда и отдыха, лечебная физкультура, наружная терапия – косметические лекарственные средства и процедуры, принципы системной терапии. Выбор препаратов. Методы контроля эффективности и безопасности терапии косметическими средствами. Нежелательные лекарственные реакции методы их выявления, профилактики, коррекции. Клиническая фармакология основных групп препаратов.

Лекция 14 Заболевания и косметические недостатки кожи: мозоль, рубцы (этиология, симптомы, принципы лечения) Клиническая фармакология, применяющихся косметических лекарственных средств.

Этиология, патогенез, клиническая картина, изучаемых в теме заболеваний кожи. Основные принципы лечения: диетотерапия, общие рекомендации по изменению режима труда и отдыха, лечебная физкультура, наружная терапия – косметические лекарственные средства и процедуры, принципы системной терапии. Выбор препаратов. Методы контроля эффективности и безопасности терапии косметическими средствами. Нежелательные лекарственные реакции методы их выявления, профилактики, коррекции. Клиническая фармакология основных групп препаратов.

Лекция 15 Заболевания и косметические недостатки кожи: гидроаденома, гипергидроз, сиренгома, опрелость, демодикоз (этиология, симптомы, принципы лечения). Клиническая фармакология, применяющихся косметических лекарственных средств.

Этиология, патогенез, клиническая картина, изучаемых в теме заболеваний кожи. Основные принципы лечения: диетотерапия, общие рекомендации по изменению режима труда и отдыха, лечебная физкультура, наружная терапия – косметические лекарственные средства и процедуры, принципы системной терапии. Выбор препаратов. Методы контроля эффективности и безопасности терапии косметическими средствами. Нежелательные лекарственные реакции методы их выявления, профилактики, коррекции. Клиническая фармакология основных групп препаратов.

Лекция 16 Заболевания и косметические недостатки кожи: дерматит, заеда, заусенцы, импрегнация кожи (этиология, симптомы, принципы лечения). Клиническая фармакология, применяющихся косметических лекарственных средств.

Этиология, патогенез, клиническая картина, изучаемых в теме заболеваний кожи. Основные принципы лечения: диетотерапия, общие рекомендации по изменению режима труда и отдыха, лечебная физкультура, наружная терапия – косметические лекарственные средства и процедуры, принципы системной терапии. Выбор препаратов. Методы контроля эффективности и безопасности терапии косметическими средствами. Нежелательные лекарственные реакции методы их выявления, профилактики, коррекции. Клиническая фармакология основных групп препаратов.

Лекция 17 Косметическая хирургия. Косметические операции при наиболее часто встречающихся деформациях лица, деформациях и дефектах тела. Хирургическое лечение косметических недостатков и заболеваний.

История развития отечественной косметической хирургии. Ведущие специалисты. Показания к хирургическому лечению. Противопоказания. Косметические операции при наиболее часто встречающихся деформациях лица: брови, веки, губы, морщины лица и шеи, деформации носа, врожденные расщелины верхней губы и неба, микрогения, деформация ушных раковин. Пластика деформации молочных желез, деформаций брюшной стенки. Хирургическое лечение пигментных невусов, татуировок.

Аннотация тем практических занятий.

Элективный курс по фитотерапии.

Тема 1 История фитотерапии. Отечественные школы фитотерапевтов. Принципы выбора фитопрепаратов. Правила составления сборов и клинико-фармакологический принцип выбора сбора. Показания к лечению лекарственными растениями. Применение фитотерапии в условиях стационара и поликлиники. Контроль знаний по фармакогнозии. Фитотерапия болезней почек.

^ Цель занятия. Обучить студентов методологии выбора фитопрепаратов, научить рациональному использованию лекарственных растений и самостоятельному составлению сборов с учетом особенностей взаимодействия компонентов сбора между собой и медикаментозной терапией, получаемой больным.

После проведения практического занятия студент должен УМЕТЬ:

- ориентироваться в русских и латинских названиях лекарственных растений;

- обосновывать целесообразность назначения различных групп лекарственных растений;

- применять на практике знания по фармакогнозии и технологии приготовления различных лекарственных форм из растительного сырья;

- правильно дозировать препараты из лекарственных растений;

- правильно выписывать растительное лекарственное средство;

- оказать доврачебную помощь при отравлении лекарственными растениями;

- грамотно составить сбор из лекарственных растений или подобрать его из имеющихся в картотеке.


С о д е р ж а н и е з а н я т и я.

Контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов по данной теме курса. Контроль знаний по фармакогнозии. Краткий комментарий по теме занятия. Роль фитотерапии в общем лечебно-профилактическом процессе. Принципы фитотерапии. Положительные и отрицательные стороны фитотерапии. Показания к лечению лекарственными растениями. Применение фитотерапии в условиях стационара и поликлиники. Правила составление и выбор сборов из лекарственных растений. Примеры составления сборов. Взаимодействие фитопрепаратов и медикаментозной терапии. Основные положения концепции «пища-лекарство» и значение пищевых растений в фитотерапии и фитопрофилактике. Практические рекомендации по фитотерапии и фитопрофилактике болезней почек и мочевыводящих путей.


Тема 2 Фитотерапия заболеваний органов дыхания.

Цель занятия. Обучить студентов выбирать фитотерапевтические средства для лечения пациентов с заболеваниями органов дыхания.

После проведения практического занятия студент должен УМЕТЬ самостоятельно составлять сборы из лекарственных растений для конкретного пациента с заболеванием органов дыхания.

С о д е р ж а н и е з а н я т и я.

Контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов по данной теме курса. Контроль знаний по фармакогнозии основных лекарственных растений, применяющихся при заболеваниях органов дыхания. Краткий комментарий по теме занятия. Фитотерапия острых респираторных заболеваний, гриппа, ангины, острого бронхита. Фитотерапия хронических болезней органов дыхания: хронической пневмонии, хронического бронхита, бронхоэктатической болезни, туберкулеза легких, бронхиальной астмы. Методология поведения аллергических проб на компоненты сборов.

Тема 3. Фитотерапия заболеваний органов пищеварения: гастрита, язвенной болезни желудка и кишечника.

^ Цель занятия. Научить студентов выбирать фитотерапевтические средства для терапии пациентов с заболеваниями органов пищеварения.

После проведения практического занятия студент должен УМЕТЬ самостоятельно составлять сборы из лекарственных растений для конкретного пациента с заболеванием органов пищеварения.

С о д е р ж а н и е з а н я т и я.

Контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов по данной теме курса. Контроль знаний по фармакогнозии основных лекарственных растений, применяющихся при заболеваниях желудка и кишечника. Краткий комментарий по теме занятия. Фитотерапия хронического гастрита с сохраненной и повышенной желудочной секрецией. Фитотерапия язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Фитотерапия хронических гастритов с пониженной секреторной функцией. Применение лекарственных растений, содержащих горечи.


Тема 4 Фитотерапия нарушений моторики кишечника, болезней кожи и волос, паразитарных болезней.

^ Цель занятия. Обучить студентов методологии выбора фитотерапевтических средств для лечения дискинезии кишечника, хронических энтероколитов, болезней кожи, волос в паразитологии.

После проведения практического занятия студент должен УМЕТЬ самостоятельно составлять сборы из лекарственных растений для конкретного пациента с заболеванием органов пищеварения.

С о д е р ж а н и е з а н я т и я.

Контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов по данной теме курса. Контроль знаний по фармакогнозии основных лекарственных растений, применяющихся при нарушениях моторики кишечника, заболеваниях кожи и волос, при паразитарных инвазиях. Краткий комментарий по теме занятия. Фитотерапия запоров. Фитотерапия поносов. Лечебные клизмы. Сидячие ванны из лекарственных растений. Фитотерапия распространенных заболеваний кожи и волос. Фитотерапия при паразитарных инвазиях.


Тема 5. Фитотерапия болезней печени и желчевыводящих путей, гинекологических и урологических заболеваний. Фитотерапия в стоматологии.

^ Цель занятия. Научить студентов выбирать фитопрепараты для лечения патологии печени и гепатобилиарной зоны, при гинекологических и урологических заболеваниях, в стоматологической практике.

После проведения практического занятия студент должен УМЕТЬ самостоятельно составлять сборы из лекарственных растений для конкретного больного при изучаемых заболеваниях.

С о д е р ж а н и е з а н я т и я.

Контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов по данной теме курса. Контроль знаний по фармакогнозии основных лекарственных растений, применяющихся в гепатологии, при заболеваниях желчного пузыря и желчевыводящих путей, при гинекологических и урологических заболеваниях, в стоматологической практике. Краткий комментарий по теме занятия. Фитотерапия при остром и хроническом гепатите, холецистите, холангите. Фитотерапия функциональных нарушений менструального цикла, гинекологических заболеваний. Применение фитотерапии в стоматологии.


Тема 6. Фитотерапия заболеваний сердечно-сосудистой системы, нервной системы.

Цель занятия. Научить студентов методологии выбора фитопрепаратов для лечения пациентов с заболеваниями органов сердечно-сосудистой системы, при патологии нервной системы.

После проведения практического занятия студент должен УМЕТЬ самостоятельно составлять сборы из лекарственных растений для конкретного пациента с заболеванием сердечно-сосудистой или нервной системы.

С о д е р ж а н и е з а н я т и я.

Контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов по данной теме курса. Контроль знаний по фармакогнозии основных лекарственных растений, применяющихся в кардиологии и неврологии. Краткий комментарий по теме занятия. Фитотерапия нейроциркуляторной дистонии, гипертонической болезни, хронической сердечной недостаточности, миокардиодистрофии, кардионеврозов, аритмий сердца. Фитотерапия патологии нервной системы.


Тема 7. Фитотерапия заболеваний эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата. Фитотерапия в аллергологии.

Цель занятия. Обучить студентов навыкам выбора фитопрепаратов и составлению сборов пациентам с заболеваниями эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата, при аллергических заболеваниях.

После проведения практического занятия студент должен УМЕТЬ самостоятельно составлять сборы из лекарственных растений для конкретного пациента с патологией эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата или аллергическим заболеванием.

С о д е р ж а н и е з а н я т и я.

Контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов по данной теме курса. Контроль знаний по фармакогнозии основных лекарственных растений, применяющихся при изучаемой патологии. Краткий комментарий по теме занятия. Фитотерапия сахарного диабета. Фитотерапия нарушений функции щитовидной железы. Фитотерапия заболеваний соединительной ткани, остеохондроза. Фитотерапия в аллергологической практике.

Тема 8. Зачетное занятие по элективному курсу Фитотерапия.

Цель занятия. Оценить уровень теоретической подготовки по изученному элективному курсу Фитотерапия.

С о д е р ж а н и е з а н я т и я.

ЗАЧЕТ по билетам с выставлением оценки в журнал посещаемости практических занятий студентами.

Вопросы к зачетному занятию по элективному курсу Фитотерапия для студентов фармацевтического факультета очной формы обучения.

1. Фитотерапия болезней почек и мочевыводящих путей (без точных дозировок частей в сборах);

2. Фитотерапия язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, хронических гастритов (без точных дозировок частей в сборах);

3. Фитотерапия болезней органов дыхания (без точных дозировок частей в сборах);

4. Фитотерапия дискинезии кишечника (без точных дозировок частей в сборах);

5. Фитотерапия болезней печени, желчевыводящих путей и поджелудочной железы (с указанием точных дозировок компонентов сборов);

6. Фитотерапия заболеваний сердечно-сосудистой системы (без точных дозировок частей в сборах);

7. Фитотерапия заболеваний эндокринной системы (без точных дозировок частей в сборах);

8. Фитотерапия при гинекологических заболеваниях и сексуальных расстройствах (с указанием точных дозировок компонентов сборов);

9. Классификация растений с противозудным действием;

10. Классификация растений с антиаритмическим действием;

11. Классификация растений с гепатопротекторными свойствами;

12. Классификация растений с противотуберкулезным действием;

13. Классификация растений с противовенерическими свойствами;

14. Классификация растений, выводящих соли тяжелых металлов и токсины из организма человека;

15. Фитотерапия заболеваний опорно-двигательного аппарата (с указанием точных дозировок компонентов сборов);

16. Фитотерапия аллергических заболеваний (с указанием точных дозировок компонентов сборов);

17. Фитотерапия заболеваний кожи и волос, паразитарных инвазий (с указанием точных дозировок компонентов сборов);

18. Фитотерапия в стоматологической практике (с указанием точных дозировок компонентов сборов);

19. Фитотерапия заболеваний нервной системы (с указанием точных дозировок компонентов сборов).


Элективный курс Общая гомеопатия.

Тема 9. История гомеопатии. Место гомеопатии в медицине.

Цель занятия. На примерах из истории развития гомеопатии определить роль и место данного метода лечения в современной аллопатической медицине.

После проведения практического занятия студент должен УМЕТЬ на примерах из истории гомеопатии обосновать во время фармацевтического консультирования больного целесообразность применения данного метода лечения.


С о д е р ж а н и е з а н я т и я.

Контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов по данной теме курса. Краткий комментарий по теме занятия. Изучение приказа №335 Минздравмедпрома РФ 29.11.95 «Об использовании метода гомеопатии в практическом здравоохранении». Знакомство с приложением 1 к приказу №335 «Положение о враче, использующем гомеопатический метод». Изучение приложения 2 к приказу №335 «Правила отпуска гомеопатических лекарственных средств». Цель и задачи гомеопатического метода лечения. История развития гомеопатии в России.


Тема 10. Анализ классических трудов С. Ганемана «Органон врачебного искусства» и «Хронические болезни». Оценка с позиций аллопатической медицины.

Цель занятия. Дать знания основных гомеопатических постулатов и представлений на основе прочтения основных произведений основоположника гомеопатии.

После проведения практического занятия студент должен УМЕТЬ сформулировать основной гомеопатический закон, обосновать целесообразность применения гомеопатических лекарств в очень маленьких дозах, давать рекомендации по правилам приема гомеопатических средств.

С о д е р ж а н и е з а н я т и я.

Контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов по данной теме курса. Краткий комментарий по теме занятия. Обсуждение основных постулатов «Органона врачебного искусства». Понятия «патогенеза гомеопатического средства», процесса «потенцирование», «динамизация». Концепция болезни по Ганеману. Лечебная тактика в гомеопатии. Гомеопатический закон.


Тема 11. Пути построения теории гомеопатии. Принципы и практика гомеопатии.

Цель занятия. Дать знания о строении гомеорецепторной системы организма человека. Изучить механизм действия гомеопатических средств, основные принципы гомеопатии, технологию изготовления гомеопатических лекарственных форм. Обучить навыкам изготовления гомеопатических лекарственных средств.

После проведения практического занятия студент должен УМЕТЬ:

- выписать рецепт на гомеопатическое лекарственное средство,

- приготовить по рецепту гомеопатическое средство методом потенцирования во многих емкостях;

- приготовить по рецепту гомеопатическое средство методом потенцирования в одной емкости;

- провести фармацевтическое консультирование больного с разъяснением правил приема гомеопатических средств;

- выбрать гомеопатическое средство по справочнику – реперториуму на основе подобия лекарство-болезнь;

- учитывать конституциональный тип пациента, модальности при выборе гомеопатического средства;

- соблюдать правила хранения гомеопатических средств.

С о д е р ж а н и е з а н я т и я.

Контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов по данной теме курса. Краткий комментарий по теме занятия. Теории, объясняющие механизм действия гомеопатических средств. Понятие о гомеопатическом препарате и информационно – рецепторно - регуляторной концепции гомеопатии. Методология реперторизации. Метод приготовления гомеопатических средств по Ганеману. Изготовление лекарств по десятичной и сотенной шкале. Правила выписки гомеопатических рецептов. Потенцирование по Корсакову. Понятие о конституциональном типе человека, модальностях. Применение гомеопатических средств. Общие правила хранения гомеопатических средств.


Тема 12. Краткая характеристика основных гомеопатических средств (патогенезы). Основные модальности.

^ Цель занятия. Дать знания клинико-фармакологической характеристики основных гомеопатических средств.

После проведения практического занятия студент должен УМЕТЬ дать краткую характеристику и обосновать показания к применению основных гомеопатических средств.

С о д е р ж а н и е з а н я т и я.

Контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов по данной теме курса. Краткий комментарий по теме занятия. Основные модальности, использующиеся в гомеопатии. Изучение характеристики основных гомеопатических средств.


Тема 13. Лечение по принципу подобия лекарства и больного (конституциональный подход). Часть I.

Цель занятия. Дать знания характеристик основных конституциональных типов и средств в гомеопатии. Обучить методологии подбора конституционального средства для конкретного больного.

После проведения практического занятия студент должен УМЕТЬ подобрать конституциональное средство для конкретного больного.

С о д е р ж а н и е з а н я т и я.

Контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов по данной теме курса. Краткий комментарий по теме занятия. Изучение конституциональных типов: аконитум, воронец гроздевидный, столетник, глинозем, восточный анакордовый орех, черная сернистая сурьма, баранья трава, мышьяковистый ангидрид, нитрат серебра, золото.


^ Тема 14. Лечение по принципу подобия лекарства и больного (конституциональный подход). Часть II: характеристика гомеопатических средств (конституциональных типов).

Цель занятия. Дать знания характеристик основных конституциональных типов и средств в гомеопатии. Обучить методологии подбора конституционального средства для конкретного больного.

После проведения практического занятия студент должен УМЕТЬ подобрать конституциональное средство для конкретного больного.

С о д е р ж а н и е з а н я т и я.

Контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов по данной теме курса. Краткий комментарий по теме занятия. Изучение конституциональных типов: бария карбонат, белладонна, барбарис, бура, переступень белый, кальция карбонат, кальция фторид, кальций фосфорнокислый, ромашка, чистотел, хина, кукольван, безвременник, горькая тыква, болиголов пятнистый, медь, паслен сладко-горький, жасмин желтый, графит, серная печень, китайские бобы, йод, плющ ядовитый, кремнезем, сера, дерево жизни.


Тема 15. Лечение по принципу подобия лекарства и болезни (синдромальный подход). Часть I: лечение воспаления, болевого синдрома, травм и повреждений.

Цель занятия. Обучить методологии синдромального подхода к назначению гомеопатических средств. Научить студентов подбирать больному гомеопатическое средство по ведущему синдрому в клинике.

После проведения практического занятия студент должен УМЕТЬ подобрать гомеопатическое средство для конкретного больного по ведущему синдрому в клинической картине.

С о д е р ж а н и е з а н я т и я.

Контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов по данной теме курса. Краткий комментарий по теме занятия. Принцип выбора гомеопатического средства по ведущему синдрому клиники. Воспаление острое и хроническое. Сравнительная характеристика основных гомеопатических средств для лечения пациентов с воспалительными заболеваниями. Болевой синдром. Варианты формирования болевых синдромов. Сравнительная характеристика основных гомеопатических средств для лечения пациентов с болевым синдромом. Травмы и повреждения.

^ Тема 16. Лечение по принципу подобия лекарства и болезни (синдромальный подход). Часть II: лечение лихорадки, аллергии, кровотечения, кровоточивости, тромбозов.

Цель занятия. Обучить методологии синдромального подхода к назначению гомеопатических средств. Научить студентов подбирать больному гомеопатическое средство по ведущему синдрому в клинике.

После проведения практического занятия студент должен УМЕТЬ подобрать гомеопатическое средство для конкретного больного по ведущему синдрому в клинической картине.

С о д е р ж а н и е з а н я т и я.

Контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов по данной теме курса. Краткий комментарий по теме занятия. Лечение гомеопатическими средствами лихорадочных состояний. Гомеопатические средства в аллергологии. Принцип подбора гомеопатического средства при кровотечении, кровоточивости, тромбозах.

Тема 17. Зачетное занятие. Контроль конспектов лекций и зачет по билетам уровня теоретической подготовки по курсу Клиническая фармакология косметических лекарственных средств и основы медицинской косметики. Компьютерное тестирование уровня знаний по курсу Общая гомеопатия.

^ Цель занятия. Оценить уровень практических навыков и теоретической подготовки студентов по изученному элективному курсу.

С о д е р ж а н и е з а н я т и я.

^ План проведения зачетного занятия. Контроль конспектов лекций по курсу Клиническая фармакология косметических лекарственных средств и основы медицинской косметики. Компьютерное тестирование уровня знаний по курсу Общая гомеопатия (с выставление оценки в журнал посещаемости практических занятий). Защита учебно-исследовательской работы по курсу Клиническая фармакология косметических лекарственных средств и основы медицинской косметики. Студенты, успешно защитившие учебно-исследовательскую работу, освобождаются от устного зачета (по билетам) по данному курсу и получают оценку, выставляемую в журнал посещаемости практических занятий. Затем студенты сдают зачет по практическим навыкам, полученным при изучении элективного курса (оценивается владение каждым из практических навыков с выставлением отдельных оценок в специальную зачетную книжку по практическим навыкам студента фармацевтического факультета). Студенты, успешно сдавшие все этапы зачетного занятия, получают отметку «выполнено» в зачетную книжку.


Перечень обязательных практических умений

(оценивается владение каждым из данных практических навыков с выставлением отдельных оценок)

Студент должен УМЕТЬ:

1. Составлять лекарственные сборы для лечения заболеваний почек и мочевыводящих путей, органов дыхания, органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы;

2. Изготовлять гомеопатические лекарственные формы;

3. Выбирать гомеопатическое средство по справочнику - реперториуму;

4. Выписывать рецепты на косметические лекарственные средства для лечения основных заболеваний и косметических недостатков кожи.


3. Учебно-методические материалы по дисциплине.

1. Фролов М.Ю. Основы клинической фитотерапии (методическая разработка) / Под ред. чл.-корр. РАМН, д.м.н., проф. В.И. Петрова. – Волгоград, 1999. – 36 с.

2. Рогова Н.В. Основы общей гомеопатии: Учебное пособие / Под ред. академика РАМН, д.м.н., проф. В.И. Петрова. 2-е изд., перераб. и доп. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2002. – 100 с. (Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия по элективному курсу Общая гомеопатия для студентов фармацевтических вузов).

3. Е.В. Кожевникова, А.И. Алексина Гомеопатия для всех (в таблицах): Учебное пособие/ НИИ фармакологии Волгоградской медакадемии – Волгоград: Издательство «Калачевская типография», 1999. – 176 с.

4. И.Н. Андреева, А.Н. Страчинский, Н.И. Ткачева, В.Н. Стрелков, В.И. Погорелов Пособие по косметике с рецептурой: Учебное пособие. – Минводы: Изд-во «КЗ», 1996. – 62 с. (пособие предоставлено ЦМК фармацевтической академии г. Пятигорск в рамках обмена учебно-методическими пособиями).



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа по элективному курсу Фитотерапия, общая гомеопатия, клиническая фармакология косметических лекарственных iconРабочая программа по элективному курсу: трансфузиология для специальности: 060103 педиатрия Факультет:

Рабочая программа по элективному курсу Фитотерапия, общая гомеопатия, клиническая фармакология косметических лекарственных iconРабочая программа по элективному курсу: трансфузиология для специальности: 040101 лечебное дело Факультет:

Рабочая программа по элективному курсу Фитотерапия, общая гомеопатия, клиническая фармакология косметических лекарственных iconРабочая программа на 2004-2005 учебный год По элективному курсу: «Современные технологии и методы

Рабочая программа по элективному курсу Фитотерапия, общая гомеопатия, клиническая фармакология косметических лекарственных iconРабочая программа на 2004-2005 учебный год По элективному курсу: «Новые технологии замещения дефектов

Рабочая программа по элективному курсу Фитотерапия, общая гомеопатия, клиническая фармакология косметических лекарственных iconФундаментальные аспекты создания на основе минерала бишофит магний-содержащих лекарственных средств

Рабочая программа по элективному курсу Фитотерапия, общая гомеопатия, клиническая фармакология косметических лекарственных iconРабочая программа (модуль 12) по фундаментальным дисциплинам клиническая фармакология для интернов

Рабочая программа по элективному курсу Фитотерапия, общая гомеопатия, клиническая фармакология косметических лекарственных iconФармакоэпидемиология лекарственных средств, применяемых для лечения атопического дерматита у детей
Работа выполнена в гоу впо «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения...
Рабочая программа по элективному курсу Фитотерапия, общая гомеопатия, клиническая фармакология косметических лекарственных iconРабочая программа по дисциплине Клиническая фармакология для специальности Медико-профилактическое

Рабочая программа по элективному курсу Фитотерапия, общая гомеопатия, клиническая фармакология косметических лекарственных iconРабочая учебная программа по дисциплине «Внутренние болезни, клиническая фармакология» По направлению

Рабочая программа по элективному курсу Фитотерапия, общая гомеопатия, клиническая фармакология косметических лекарственных iconРабочая программа «Клиническая фармакология» является основным документом, определяющим содержание
«Государственный образовательный стандарт Российской Федерации», определяющий требования к обязательному...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина