Здоровьесберегающие технологии icon

Здоровьесберегающие технологии





Скачать 195.37 Kb.
НазваниеЗдоровьесберегающие технологии
Дата30.03.2013
Размер195.37 Kb.
ТипДокументы
РАЗДЕЛ 8


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ


Бугова Г. В.

г.Калининград

психолог МОУ СОШ №45


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Теоретический анализ данных современных исследований проблем обучения младших школьников показал, что в последние годы во всем мире отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации, нарушениями в развитии как результат неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и школьных факторов (А. В. Грибанов [4, c 5], Н. К. Корсакова [10, с9], В. В. Ковалев [9, с.8], Ю. В. Микадзе [10, с.83], Н. П. Вайзман [3, с.38], и др). К причинам этих явлений относят ухудшение здоровья школьников, снижение степени морфофункциональной зрелости при поступлении в школу – децелерацию, что приводит к снижению обучаемости младших школьников, возрастанию количества детей группы риска. Одним из главных следствий этого является низкий уровень интеллектуальной продуктивности вследствие морфофункциональной незрелости. Средовая депривация (резкое уменьшение двигательных, тактильных, зрительных, обонятельных стимулов) в современных школах снижает уровень активации мозга, вызывает замедление развития детей. Таким образом, школьная среда при неправильной организации может являться патогенным фактором.

По данным Минздрава Российской Федерации [13], лишь 14% детей практически здоровы, в то время как более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% – хронические заболевания. Обучение в школе усугубляет ситуацию – по данным специалистов, последствия интенсификации учебного процесса в образовательных учреждениях ведут к психофизической перегрузке, дисгармоничному физическому развитию учащихся, создают проблемы с общей умственной и физической работоспособностью (Э. Г. Симерницкая, Н. В. Дубровинская), при этом искажается и процесс личностного развития учащихся (А. В. Грибанов, Ю. С. Шевченко).

Для оптимизации развития, преодоления нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья, по мнению ведущих детских психологов, педагогов необходимо проведение комплексной профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми, школьниками группы академического риска.

Традиционные методы психолого-педагогического воздействия на ребенка часто не приносят устойчивого положительного результата, так как они не устраняют первопричину нарушений – дисфункцию мозга, нарушение темпов развития и др. (Л. А. Ясюкова, А. В. Грибанов, А. Л. Сиротюк). Нужны методы, направленные на механизмы возникновения психофизиологических отклонений в развитии, способные улучшить функционирование мозга, повышающие продуктивность протекания психических процессов. Их применение вторично приведет и к улучшению памяти, внимания, речи, пространственных представлений, моторики, снизит утомляемость и повысит способность к произвольному контролю, будет способствовать полноценному психическому и личностному развитию.

Коррекционно-развивающая работа должна быть направлена «снизу-вверх» (от движений к мышлению), а не наоборот – воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций, он является базовым для дальнейшего развития высших психических функций (Ю. В. Микадзе [10, с.20], А. Л. Сиротюк [19, с31]).

К сенсомоторным воздействиям относятся и методы образовательной кинесиологии. Кинесиологические методы основаны на знании того, что наше тело играет интегрирующую роль во всех интеллектуальных процессах. Упражнения метода направлены на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии – активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга, восстановление межполушарного взаимодействия, регуляцию тонуса, развитие произвольности и самоконтроля, снятие стресса, что позволяет снять не только отдельный симптом, но и улучшить функционирование мозга, повысить продуктивность протекания психических процессов. Основоположником современной образовательной кинесиологии можно считать П. Деннисона [5], К.Ханнафорд [20]. В нашей стране последователями метода являются В. Ф. Базарный, А. Л. Сиротюк [19] и др.

При составлении коррекционно-развивающей программы мы исходили из принципов, что интеллектуальную продуктивность можно целенаправленно формировать в сензитивный период у учащихся группы риска младшего школьного возраста (в том числе и с ММД) через механизмы повышения морфофункциональной зрелости мозга – активируя межполушарное взаимодействие и специализацию, оптимизируя уровень активации центральной нервной системы, используя высокий уровень работоспособности для развития наглядно-образного мышления в продуктивной деятельности, используя методы образовательной кинезиологии и цветовоздействия.

Для изучения интеллектуальной продуктивности учащихся и выявления детей группы «риска» могут быть использованы методики, относящиеся к группе тестов скоростного интеллекта, направленные на оценку свойств внимания и исследования динамики работоспособности. При выполнении этих тестов можно оценить и степень сформированности структуры деятельности, восприятия, понимания и умения работать по фронтально предъявляемой инструкции, мотивационный компонент. Нами выбран тест «Прогрессивные матрицы» Равена]. Практика показала, что эти тесты удобны для фронтального обследования учащихся, данные, полученные в режиме мониторинга, дают процессуальную информацию о развитии индивидуальности, пригодную и для решения о коррекционных воздействиях.

Интеллектуальная продуктивность является интегральным показателем, высоко коррелирующим с успешностью обучения. По данным В.Н. Дружинина [7], коэффициент корреляции для результатов теста «Прогрессивные матрицы» Равена с уровнем школьной успеваемости для советских школьников составляет 0,72.

В течение 8 лет нами отслеживалась взаимосвязь показателей интеллектуальной продуктивности учащихся разного возраста с успешностью обучения по основным предметам. Полученные в наших исследованиях данные в целом совпадают с данными В. Н. Дружинина, что подтверждают результаты, отраженные в таблице 1.

Таблица 1

Корреляция показателей интеллектуальной продуктивности учащихся разного возраста (по Равену) с успеваемостью по математике и русскому языку


Учебный предмет

Коэффициент линейной корреляции r

2 класс

3 класс

5 класс

6класс

9 класс

Русский язык

0,51-0,69

0,44-0,52

0,43

0,4

0,64

математика

0,54-0,85

0,6

0,51

0,41

0,53


Наиболее высокие показатели корреляции интеллектуальной продуктивности и успеваемости в начальной школе (ведущая деятельность возраста – учебная), в старшем подростковом возрасте (ведущая деятельность –самоопределение). В пятом-шестом классе корреляция менее выражена, что, по нашему мнению, является следствием перехода на среднюю ступень обучения, сменой социального окружения, ведущей деятельности (общение).

С учащимися 1-3 классов, имеющих показатели по Равену ниже возрастной нормы, мы комплектуем группы по 6-8 человек одного возраста и проводим регулярные занятия два раза в неделю по специальной программе «Развитие и коррекция интеллектуальной продуктивности младших школьников методами кинесиологии». Программа ориентирована на элиминацию ведущих проблем неуспешности через оптимизацию активации психических процессов, развитие межполушарного взаимодействия и специализации, наглядно-образного мышления.

Нами проанализированы результаты формирования ИП на занятиях в группах развития учеников из гимназических классов и из классов, занимающихся по традиционной программе в сравнении со средними нормами соответствующих классов (см. табл. 2).

Таблица 2

Результаты формирования интеллектуальной продуктивности в группах развития учащихся 1-3 классов по сравнению со средней нормой класса





Вид

программы

Средние показатели по тесту Равена в баллах

Группа развития

Уч-ся класса

Кол-во

уч-ся

Группа /класс

Начало года

Конец года

Прирост в %

Начало года

Конец года

Прирост в %

1 класс

1

гимназическая

22,7

31,4

38%

27

32,6

21%

7/24

2

традиционная

14,3

25,7

79%

20,1

24,9

23%

6/23

3

традиционная

14,3

23,3

63%

24,3

25,8

6,2%

7/23

4

традиционная

13,2

21,4

62%

25

29,3

17%

12/23




Средние показатели

16,12

25,45

60,5%

24,1

28,2

16,8%

Всего

32/93

2 класс

1

гимназическая

25,5

37,3

46%

33,6

36,7

9%

6/25

2

гимназическая

23

33,8

47%

31,6

36,1

14%

6/23

3

традициончная

24,3

33,5

38%

33,5

33,2

0%

10/24




Средние показатели

23,3

33,5

43,9%

33,4

35,8

7,4%

Всего

28/95

3 класс

1

гимназическая

37,4

43

15%

37,2

39,2

5,3%

5/24

2

традиционная

33,7

34,3

2%

36,7

37,8

3%

6/23

3

традиционная

33,6

37,5

11%

35,6

37,8

6,1%

7/24

4

традиционная

26,5

33,3

26%

29,5

33,5

13%

6/25




Средние

показатели

32,8

37,0

13,5%

34,8

37

6,9%

24/96

итого 84/368



Прирост ИП в группах развития в 1-х классах в среднем составил 60%, тогда как у остальных учащихся классов показатели ИП выросли на 16%. Прирост ИП в группах развития во 2-х классах в среднем составил 43,9%, тогда как у остальных учащихся классов показатели ИП выросли на 7,4%. Прирост ИП в группах развития в 3-х классах в среднем составил 13,5%, тогда как у остальных учащихся классов показатели ИП выросли на 6,9%.

На основании этих данных мы сделали вывод о том, что прирост интеллектуальной продуктивности у учащихся, занимающихся в группах развития значительно выше, чем в целом по классу.

Анализ результатов динамики интеллектуальной продуктивности учащихся младших классов подтверждает и тот факт, что наиболее пластичным и восприимчивым периодом для развивающих воздействий является младший школьный возраст.

Это позволяет сделать вывод об эффективности развивающих воздействий программы «Развитие интеллектуальной продуктивности младших школьников группы риска методами кинесиологии» для предупреждения школьной неуспешности детей младшего школьного возраста группы академического риска, за счет развития ИП как предпосылки ведущей учебной деятельности, что будет способствовать и предупреждению вторичных последствий – снижения учебной мотивации, самооценки, девиантных способов самоутверждения.


Литература


  1. Вайзман, Н. П. Реабилитационная педагогика. Выпуск 1 (медицинские аспекты) : Психическое здоровье школьника. – М., 1996.

  2. Грибанов, А. В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. – М., 2004.

  3. Деннисон, П., Деннисон, Г. Программа «Гимнастика мозга»: Ч. 1 и 2 / пер. С. М. Масгутовой. – М., 1997.

  4. Доман, Г. Гармоничное развитие ребенка. – М.,1996.

  5. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. – СПб., 1999.

  6. Ковалев, В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М.,1985.

  7. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 .2. 1999 г. №220 / 11-12 // Вестник образования. Сборник приказов и инструкций–1999. –№11. –С. 31-32.

  8. Микадзе, Ю. В. Обучение и воспитание детей «группы риска» : учебное пособие / сост. Ю. В. Микадзе, В. М. Астапов. – М., 1996.

  9. Корсакова, Н. К. Неуспевающие дети : нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова. – М., 1997.

  10. Сиротюк, А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М., 2001.

  11. Ханнафорд, К. Мудрое движение / пер. с англ. С. М. Масгутовой. – М.,1998.

  12. Ясюкова, Л. А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб., 2003.



Вязанкина Г.Н.

г. Калининград

учитель начальных классов МОУ СОШ №45


^ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


Проблема сбережения здоровья школьников в последнее время стоит очень остро. Из года в год мы наблюдаем, что в школы поступает все больше детей с ослабленным здоровьем. В этом году я начала учить первый класс. Из двадцати восьми человек только двое имеют первую группу здоровья, т.е. практически здоровы.

Появилось много интересных нетрадиционных программ, современных образовательных технологий, многие учителя успешно их применяют. Часто это приводит к увеличению плотности современного урока, повышению уровня его содержания. Объем материала настолько велик, что урок проходит «на одном дыхании». Это ведет к большим физическим, умственным и эмоциональным перегрузкам детей, особенно младших школьников.

И, конечно, если не решать проблемы сбережения здоровья детей помимо традиционного пути неукоснительного соблюдения общих санитарно-гигиенических требований, прописанных в нормативных документах о школе, то уже при выходе из начальной школы состояние здоровья детей будет только ухудшаться, что и подтверждает медицинская статистика.

Мысль о том, что надо что-то делать – находить пути, позволяющие не только качественно учить, но и одновременно сберегать здоровье детей – появилась не в этом году, а уже более десяти лет назад, когда я обучала детей по интересной, но сложной нетрадиционной программе развивающего обучения по системе Эльконина и Давыдова.

Тогда началось наше сотрудничество со школьным психологом Галиной Вадимовной Буговой. Она предложила мне познакомиться со здоровьесберегающей технологией Базарного В.Ф. , основная суть которой состоит в преодолении сенсо-моторного закрепощения школьников (Базарный В.Ф. «Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде»). Мы ввели факультативный курс психологической разгрузки, занимались ароматерапией и цветотерапией. Стали активно применять упражнения из гимнастики «Брейн-Джим» - комплекс упражнений, разработанный американскими дефектологами Паулем и Дейлом Деннисонами, направленный на улучшение работы познавательных систем головного мозга. И вот на протяжении последних семи лет работы у нас сложилась некоторая система в работе по сбережению здоровья, которую я теперь регулярно использую в своей практике.

Мы постоянно наблюдаем за результатами нашей работы и пришли к выводу, что в учебном процессе можно проводить мероприятия, которые позволяют одновременно решать и учебные задачи, и задачи по сбережению здоровья школьников.


Однако того, что учитель и психолог увидели проблему и пытаются ее решить, явно недостаточно. Чтобы получить результат, нужны надежные союзники в лице родителей и самих учеников. Неслучайно на протяжении всех лет обучения в начальной школе большое колличество бесед с детьми и родителями, классных часов, родительских собраний были посвящены проблемам охраны и сбережения здоровья.

Поэтому в классе есть и люстра Чижевского, ионизирующая воздух, и ковер, на котором дети на перемене могут лечь и просто поваляться. И если идет эпидемия гриппа, у всех детей появляются «медальоны» с чесноком, и родители принимают активное участие в проведении профилактических мер. Дети ежедневно приносят с собою качественную питьевую воду, потому что они и их родители знают о значении поддержания водного баланса в организме. Родители не оказываются «в стороне» при проведении проектно-исследовательской деятельности в данном направлении, проводимой в преддверии перехода учащихся в среднее звено школы.

Ценность здоровья ребенка, необходимость его сохранения и укрепления должна осознаваться каждым звеном цепи: Учитель( психолог) – ученик – родитель.


Итак, какие приемы здоровьесберегающих технологий, на мой взгляд, наиболее приемлемы и эффективны в условиях традиционной начальной школы.


  1. ^ Питье воды.

Дети заметили, что работая на уроке, они устают, и им хочется пить. Они узнали, какая нужна вода и как нужно пить воду. Теперь на парте каждого ребенка в течении всего учебного дня стоит маленькая бутылочка качественной питьевой воды. Ребенок пьет воду в тот момент, когда у него возникает в том потребность , пьет при этом не залпом и до дна, а делает 1-2 глотка. Таким образом за учебный день ребенок выпивает неболее одного стакана воды. Иногда я сама предлагаю детям выпить пару глотков воды, зная, что им предстоит работа, требующая особых умственных усилий.

Пите воды помогает не только поддерживать водный баланс в организме, но и снимать напряжение и усталость. Через несколько дней момент питья воды перестает быть отвлекающим фактором, ведь это делают все.


^ 2.Утренняя зарядка(7-10 минут).

Это то, с чего начинается каждый учебный день. В комплексы утренней зарядки включаются как традиционные упражнения на различные группы мышц, так и упражнения из гимнастики «Брейн-Джим», пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз.


^ 3. Упражнения - «ориентировки».

Они очень хорошо вписываются в структуру уроков и позволяют решать много задач одновременно: развитие пространственных ориентировок и зрительно-моторной координации, внимания, повышения двигательной активности и включения в учебную деятельность.

Например: 1 класс, работа с числовым рядом. На доске числовой ряд 123456 8910. Дети замечают, что числовой ряд «неправильный», пропущено число. Детям предлагается отыскать «спрятавшиеся» цифры. ( Заранее, до прихода детей, в разных местах класса размещаются карточки с цифрами. Дети встают со своих мест и отыскивают карточки, приносят их учителю, но оказывается, что среди них нет нужной цифры. И наконец кто-то видит, что нужная цифра есть в записи числа на доске «27 сентября». После того, как число семь заняло свое место в ряду, дети выполняют задание с опорой на числовой ряд.


Другой вариант упражнения на развитие ориентировок. В разных местах класса объемные игрушки, картинки с изображением животных. Дети сидят на своих местах. Прошу показать, где в классе медведь. Дети, поворачиваясь в ту сторону, где находится игрушка, указывают пальцем, при этом не вставая с места. Т.е. дети выполняют упражнение для снятия утомления с туловища. Наконец, прошу показать, где находится барсук. Дети в замешательстве поворачиваются в разные стороны, но ни игрушки, ни изображения барсука не находят. И только один учащийся замечает, что прямо перед классом на доске, причем уже несколько дней, висит табличка со словом «барсук». Далее следует работа по ходу урока со словарным словом «барсук».


Содержанием упражнений-«ориентировок» может быть самым разнообразным: можно искать буквы, цифры, предметы, решения задач и т. д., можно это делать, перемещаясь по классу, или сидя на месте, но при этом всегда важна необычность ситуации, наличие в ней того, что ранее при проведении подобных упражнений еще не встречалось.


Интересное упражнение - «игра с лучиком».

Лучик от лазерной указки перемещается по стенам класса, по потолку. Дети следят за ним или стоя, или сидя. При этом они могут поворачивать голову (упражнение для снятия усталости шейного отдела позвоночника), следить только глазами( гимнастика для глаз) или поворачивать туловище и указывать на лучик пальцем (упражнение для снятия напряжения с мышц туловища и позвоночника). А потом лучик «останавливается на доске и «помогает» детям прочитать слова, предложения, записанные на доске, или решить задачу и т.п.


^ 4. Смена позы на уроке.

Смена позы на уроке необходима. Ребенку невероятно трудно высидеть на уроке практически в одной позе все тридцать пять минут, поэтому на уроке я предлагаю детям послушать или почитать стоя. Это упражнение длится всего 1-2 минуты, но при этом и учебная деятельность не прерывается, и изменяется положение позвоночника, улучшается кровообращение, повышается работоспособность.


^ 5. Упражнение - «ритмирование».

Если мне нужно сконцентрировать внимание детей перед важным и сложным этапом урока, я предлагаю ребятам проделать упражнение- «ритмирование». При этом ученики или в положении стоя, или в положении сидя, хлопая в ладоши, повторяют предложенный ритм, и только затем приступают к выполнению учебного задания.

Упражнение занимает не более одной минуты, но при этом выполняются упражнения руками, хлопки способствуют интенсивному кровоснабжению пальцев рук, при этом включаются произвольное внимание, которое дети будут способны удерживать несколько минут, что мне и нужно на предстоящем этапе урока.


  1. ^ Подвижные игры.

Подвижные игры на уроке, на первый взгляд, способны «развалить» весь урок. Но есть игра «Паровозик».

Прежде, чем в нее играть, что очень нравится детям, надо к «паровозику»(роль которого играет учитель) прицепить «вагончики».

Например. Придумываем слова, в которых есть звук «у». Назвавший слово - «вагончик». Это упражнение активизирует учебную деятельность каждого ребенка, потому как все хотят поучаствовать в веселой игре. «Укомплектовав» состав, паровоз с песней двигается по классу. Надо крепко держаться друг за друга: отцепился вагончик и все «вагончики, следующие за ним, выбывают из игры.

В результате и учебная задача решается, и двигательная активность повышается, и воспитательная задача - сплочение детского коллектива через игру - находит один из вариантов своего решения.


  1. ^ Упражнения из гимнастики «Брейн-Джим».

С упражнениями из гимнастики «Брейн-Джим» дети знакомятся в первом классе, и обучают их этому мои бывшие ученики, которые занимались этой гимнастикой на протяжении четырех лет и изучили ее влияние на умственную активность.

Как уже говорилось мною ранее, упражнения из этой гимнастики я включаю в комплексы упражнений утренней зарядки, а также в физкультминутки на уроках.


  1. ^ Упражнения с грецкими орехами.

Для развития мелких мышц рук я использую упражнения с грецкими орехами. ? Делаем мы эти упражнения перед письмом или во время выполнения длительных письменных работ, чтобы снять усталость с пальцев.


Релаксация.

Занимаемся на уроках релаксацией под музыку. Во-первых, это снимет усталость, напряжение. Дети расслабляются, но при этом работает их воображение. По окончанию звучания музыки дети рассказывают, что они чувствовали, представляли под музыку, что, ко всему прочему, способствует и развитию речи.

Например, на уроке «Окружающий мир» в первом классе нужно было раскрасить осенние листочки. Включив музыку, я предложила детям закрыть глаза и представить, что они находятся в осеннем парке и понаблюдать, как падают осенние листья. Потом дети рассказывают, что они «увидели», а затем им дается задание раскрасить осенние листочки. Таким образом мы решаем и учебную задачу, и одновременно отдыхаем.


Как видите, ничего сложного в применении здоровьесберегающих приемов нет. Они не отнимают много времени от урока и при этом, не только не отвлекают от хода учебного процесса, но, наоборот, делают его более увлекательным и продуктивным . Главное – системность в применении этих приемов и творческий подход к их применению самого учителя.


Наши дети прекрасно понимают всю важность сохранения собственного здоровья. В прошлом году, готовясь к переходу в среднюю школу мои четвероклассники работали над проектом «Учусь познавать себя». При обсуждении направлений исследований они самостоятельно предложили тему «Здоровье» , и этот выбор не был поверхностным, так как имел под собою твердую мотивацию: осознание того что без хорошего здоровья трудно достигнуть успешности в учебе.

Дети наблюдали за распределением времени в течение дня, стоили диаграммы, анализировали и сделали вывод: правильное распределение времени дает возможность укрепить свое здоровье и достичь успехов в учебе.

Группа ребят исследовала влияние гимнастики «Брейн-Джим на повышение интеллектуальной продуктивности. Построив графики по результатам своих наблюдений, они убедили всех, что эта гимнастика повышает работоспособность.

В этом году эти дети начали обучать основам гимнастики «Брейн-Джим» первоклассников, самостоятельно проводя специальные тренинги.

Активное участие в проекте принимали не только дети, но и многие родители.

Главным же достижением работы над проектом, я считаю то, что дети научились видеть свои проблемы и находить пути их решения самостоятельно, и в числе этих проблем не оказалась затерянной проблема сбережения здоровья. Дети понимают важность собственного здоровья и по выходу из начальной школы мотивационная сфера сформирована уже достаточно для того, чтобы при последующем обучении в средней и старшей школе они не забывали о необходимости беречь, охранять и укреплять свое здоровье.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Здоровьесберегающие технологии iconЗдоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии icon«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»

Здоровьесберегающие технологии iconЗдоровьесберегающие технологии в практике школьного психолога

Здоровьесберегающие технологии icon1. Описание новой медицинской и обучающей технологии Эстетическое моделирование и реставрация зубов

Здоровьесберегающие технологии iconПрограмма научно-практическая конференция «современные высокоразрешающие технологии в медицинской

Здоровьесберегающие технологии iconКлеточные технологии: обзор мирового и российского рынка. Клеточные технологии в

Здоровьесберегающие технологии iconИнвадерм инвадерм. Фитомикросферы. Антипаразитарная активность и дермопротекция
Адерм. Фитомикросферы. Антипаразитарная активность и дермопротекция. Натуральный растительный продукт...
Здоровьесберегающие технологии iconСоединила в себе на основе высокоразвитой современной медицинской технологии
Кровать-массажер vigen top&top vg-9000 соединила в себе на основе высокоразвитой современной медицинской...
Здоровьесберегающие технологии iconСборник научных трудов ежегодной научно-практической конференции инновационные технологии в анестезиологии
Д70 Инновационные технологии в анестезиологии и интенсивной терапии: Сборник научных трудов. Алматы,...
Здоровьесберегающие технологии iconТехнологии

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы