1. теоретический анализ литературы по проблеме гендерных отличий переживания боли icon

1. теоретический анализ литературы по проблеме гендерных отличий переживания боли





Название1. теоретический анализ литературы по проблеме гендерных отличий переживания боли
страница1/5
Дата31.03.2013
Размер0.86 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5
СОДЕРЖАНИЕ:


ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО

ПРОБЛЕМЕ ГЕНДЕРНЫХ ОТЛИЧИЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ

БОЛИ............................................................................................................. 5

1.1. Содержание понятия «боль». Виды боли................................................... 5

1.2. Общие положения гендерной психологии.................................................. 10


2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

ГЕНДЕРНЫХ ОТЛИЧИЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ БОЛИ....................... 14

2.1. Цель, задачи, гипотеза эксперимента.......................................................... 14

2.2. Описание используемых методик............................................................... 17

2.3. Анализ полученных результатов................................................................. 22


ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 27

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 29

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................... 31


ВВЕДЕНИЕ


Гендерная психология — практически новое научное направление, кото­рое лишь начинает заявлять о себе как о самостоятельной области психологического знания. Необходимо отметить, что гендерная проблематика в отечественной психологии долгое время развивалась достаточно слабо, а работ, на которые могли бы опирать­ся исследователи, было опубли­ковано крайне мало. Психология пола – это та область научного знания, которая объединила фрагментарные и разрозненные исследования, посвященные изучению проблем пола и межполовых отношений. Поэтому психоло­гия пола как специальная дисциплина может быть рассмотрена как одна из научных предпосылок развития гендерной психологии.

Наличие существенных психологических различий между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число исследований, недостаточны и часто противоречивы.

В последнее время резко возросло количество данных о влиянии психологических факторов на здоровье и поведение личности.

Обнаруженное учеными несоответствие между болевым поведением мужчин и женщин имеет большое значение для медицины и психологии.

Так, например, авторы недавнего исследования, опубликованного в ^ European Journal of Pain, считают, что депрессия у женщин  – средство защиты от чувства беспомощности, проявляющегося в тяжелых условиях. Используя это предположение, врачи могут помочь женщинам снизить негативные ощущения, возникающие при таких тяжелых заболеваниях, как, например, артрит.

Именно поэтому, на наш взгляд, тема курсовой работы «Гендерные отличия переживания боли» является актуальной.

Вопросами гендерной психологии занимались Э. Юнгер, Дж. Бергер, Э. Игли, Н. П. Аникеева, О. Данилова, И. Клецина, Т. В. Виноградова, В. В. Семенов, О. В. Терпугова, Е. И. Шех, О. Г. Лопухова, В. И. Румянцева и др.

^ Цель исследования: изучить гендерные отличия переживания боли.

Гипотеза: при хронических болевых синдромах депрессия формирует у больного состояние беспомощности и полной зависимости от болевого синдрома, порождает чувство бесперспективности лечения, приводит к своеобразной «катастрофизации» собственного состояния; при этом у женщин уровень депрессии, вызванной страданием от длительной боли, гораздо выше, чем у мужчин в той же ситуации.

^ Объект исследования: боль как психическое состояние.

Предмет: гендерные отличия переживания боли.

Задачи:

  1. На основе теоретического анализа литературы раскрыть содержание понятия «боль»; определить виды боли.

  2. Изучить основные положения гендерной психологии.

  3. Провести экспериментальное исследование и на основе анализа его результатов выявить гендерные отличия переживания боли.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, тестирование, психологический эксперимент.


^ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ГЕНДЕРНЫХ ОТЛИЧИЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ БОЛИ


1.1. Содержание понятия «боль». Виды боли


Боль – психическое состояние, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его существованию или целостности. С позиции эмоционального переживания болевое ощущение гнетуще и тягостно, подчас переходит в страдание; служит стимулом разнообразных оборонительных реакций, направленных на устранение внешних или внутренних раздражителей, обусловивших появление боли [14, с.102].

Боль – ценнейшее обретение эволюции животного мира. Исключительно велико клиническое значение боли как симптома нарушения нормального течения физиологических процессов, т.к. ряд патологических процессов организма дает себя знать в болевых ощущениях еще до появления внешних симптомов заболевания

Боль не является эмоцией, но болевые ощущения, несомненно, могут вызывать эмоциональную реакцию. Подобно эмоции, боль обычно побуждает организм к действию. Так же как страх подготавливает нас к тому, чтобы обороняться или спасаться бегством, боль весьма определенно сигнализирует вам, что необходимо что-то сделать, чтобы прервать контакт с потенциально опасным объектом, а затем принять надлежащие меры, если уже произошло повреждение какой-то части тела.

Только очень немногие люди нечувствительны к боли, и они довольно часто получают серьезные травмы в виде ожогов или порезов.

Боль чрезвычайно важна в медицине – именно она, лишая больного покоя, приводит его к врачу. Болевые ощущения нередко бывают одним из первых, а иногда и единственным проявлением заболевания, позволяющим врачу поставить диагноз, определить тяжесть болезни и необходимые лечебные мероприятия. Однако не всегда имеется соответствие между тяжестью заболевания и интенсивностью ощущений боли. Часто серьезные поражения внутренних органов не сопровождаются болевыми ощущениями и, напротив, нередко сильнейшие болевые ощущения возникают при совершенно ничтожных и не опасных поражениях и являются главной причиной страдания.

Немецкий философ ХХ века Эрнст Юнгер в своем эссе «О боли» (1934) писал: «Существует несколько великих и неизменных критериев, которые выявляют значение человека. К ним принадлежит боль; она есть самое суровое испытание в той цепи испытаний, которую обычно называют жизнью. Поэтому исследование боли, оказывается, пожалуй, непопулярным занятием… Боль является одним из тех ключей, которые не только подходят к наиболее сокровенным замкам, но и открывают доступ к самому миру. Приближаясь к тем точкам, где человек оказывается способным справиться с болью или превзойти ее, можно обрести доступ к истокам его власти и к той тайне, которая кроется за его господством. Скажи мне, как ты относишься к боли, и я скажу тебе, кто ты!»  [16, с.473-474].

Экспериментальное исследование боли у людей и животных наталкивается на многочисленные специфические трудности. Начать с того, что практически все стимулы, повреждающие ткань (вредящие), вызывают боль, поэтому нельзя выделить какой-то один стимул, адекватный для боли. Кроме того, из-за повреждающего действия болевых стимулов не всегда удается достичь требуемого в эксперименте постоянства условий стимуляции. Трудно также бывает сравнить субъективные ощущения, возникающие у человека, с поддающимися измерению физиологическими коррелятами в опытах на животных. Кроме того, как у человека, так и у животного вызывать боль в эксперименте допустимо лишь в сравнительно узком диапазоне.

Наконец, следует помнить о том, что эмоциональный и мотивационный компоненты боли часто оказываются более важными для больного и врача, чем физиологические аспекты. Например, субъективно интенсивность боли зависит не только от силы стимула, но и от того, в какой степени на нем фиксировано внимание испытуемого. Переключение внимания может ослабить ощущение боли, а в экстремальных ситуациях (стресс при несчастном случае, ранение в бою, гипноз) человек может и вовсе не почувствовать боли.

Болевое ощущение в известной мере поддается влиянию высших психических процессов, зависимых от таких личностных особенностей, как направленность, убеждения, ценностные ориентации и пр. Многие примеры свидетельствуют как о мужестве – об умении не поддаваться боли, а действовать, подчиняясь высоконравственным мотивам, так и о малодушии – о сосредоточении на своих болевых ощущениях [14, с.103].

Боль можно определить как универсальный признак, указывающий на разрушение или угрозу разрушения целостности границ между организмом и окружающей средой на одном или нескольких следующих уровней:

  • физическом (телесном),

  • психическом (эмоциональном),

  • экзистенциальном,

  • уровне взаимоотношений с другими людьми.

Взаимодействие между человеком и окружающей средой происходит посредством контакта (самоосознавания), в ходе которого возникает психическая реальность и происходит психологическое развитие личности. Процесс контактирования означает создание, трансформацию или разрушение границ между организмом и окружающей средой, т.е. их изменение и создание нового. Любое новое становится не только интеграцией изменений, происходящих в ходе цикла контакта, но процесс его возникновения чреват травмой, ведущей к расщеплению (шизоидная травма), отчуждению (нарцисстическая травма) или непродуктивности («пограничная» травма). Следовательно, боль является универсальным спутником любого интенсивного изменения на любом уровне [13, с.49].

Итак, выделяют физическую и психическую боль. Как и почему мы чувствуем физическую боль? Некоторые ме­ханизмы возникновения боли очень сложны и еще изучаются. Известно, что в коже имеется множест­во нервных окончаний, чувствительных к давлению, уколам, химическому раздражению, теплу, холоду и другим факторам. Любые раздражения чрезмерной силы вызывают повреждение тканей и воздейству­ют на нервные окончания, являющиеся рецептора­ми боли. От них сигналы по нервным волокнам передаются в спинной мозг, затем в головной мозг, где воспринимаются нервными клетками как чув­ство боли.

Боль возникает при повреждении нервных рецеп­торов кожи и внутренних органов, а также при по­вреждении нервов. Причем места повреждения и локализация боли могут не совпадать.

Если больной пребывает в бессознательном со­стоянии, то болевые сигналы не вызывают у него осознания  восприятия, он не чувствует боли. Сильная концентрация внимания на чем-либо тоже мо­жет тормозить восприятие боли. А вот тоска и от­чаяние, наоборот, повышают чувствительность к бо­ли. При плохом настроении небольшое недомогание может быть мучительным. А иногда сильное раз­дражение или трудноразрешимая проблема могут проявляться в виде боли.

Действие боли на психику сходно с действием влечений. Если возникает доминанта, подавляющая все другие возбуждения, то стремление освободиться от боли делается сильнее всех влечений. Боль, получив доминантный характер, принудительно определяет поведение человека.

Относительно выразительных движений при боли нет, но те, которые существуют, меняются в зависимости от ее силы. Дети, например, даже при слабой боли испускают сильные продолжительные крики, закрывают глаза, открывают рот и судорожно дышат. У взрослых реакция наступает при более сильной боли. При мучительной боли люди мечутся в страшных судорогах, крепко сжимают рот, стискивают зубы, издают пронзительные крики и стоны, скрежещут зубами. Если боль мучительна и долговременна, то появляется бледность, бросает в дрожь, силы приходят в упадок; возможны обморочные состояния и бред.

Психическая боль является общим и весьма распространенным переживанием для подавляющего большинства людей: не существует, пожалуй, ни одного человека на свете, который совершенно не испытывал бы глубоких и болезненных чувств, касающихся экзистенциальной проблемы «быть или не быть», в кризисные периоды своей жизни, например, в ситуации утрат.

Возникновение и феноменология душевной боли утраты детально описана в психологии переживания Ф. Е. Василюка. Он полагает, что душевную боль вызывает сам горюющий, уходя от умершего или отталкивая объект утраты. Разрушение старой связи при произвольном отрыве и наблюдении за отдалением образа утраты вызывает душевную боль  [3, с.24].

Описывая душевную боль утраты, Ф. Е. Василюк отмечает: «Боль острого горя – это боль не только распада, разрушения и отмирания, но и боль рождения нового. … Двух новых «Я» и новой связи между ними, двух новых времен, даже – миров, и согласования между ними»  [3, с.28].

  Чем сильнее и драматичнее происходящее изменение, тем интенсивнее его спутник, боль и окрашивающие ее чувства. В определенных ситуациях она становится нестерпимой, и тогда возникает трагический выбор между желанием дальнейших изменений, которые являются психологической сущностью жизни, и болью (страданием), которую они причиняют.

Ф. Е. Василюк в соответствии с холистической парадигмой гештальт-терапии и взглядами Э. Шнейдмана на невыносимую психическую боль как страдание и мучение не выделяет отдельно психической боли и страдания, допуская, что в других психотерапевтических направлениях эти феномены могут рассматриваться раздельно: «Страдание можно описать как отношение боли к смыслу боли. Не сама по себе боль, а именно страдание является предметом психотерапевтической помощи. Боль – есть реакция и функция организма, страдание – есть состояние личности, но не только состояние, а еще и деятельность личности… чем меньше боль и чем больше ее позитивный смысл, тем меньше страдание»  [2, с.126].

Итак, боль – психическое состояние, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его существованию или целостности. С позиции эмоционального переживания болевое ощущение гнетуще и тягостно, подчас переходит в страдание; служит стимулом разнообразных оборонительных реакций, направленных на устранение внешних или внутренних раздражителей, обусловивших появление боли. Выделяют физическую и психическую боль.

Болевое ощущение в известной мере поддается влиянию высших психических процессов, зависимых от таких личностных особенностей, как направленность, убеждения, ценностные ориентации и пр.


^ 1.2. Общие положения гендерной психологии


Термин «гендер» введен в 1968 г. американским психологом Столлером. В переводе он означает «пол».

В. В. Деларю отмечает, что пол – это биологическая категория, а гендер – социально-психологическая, обусловленная социально-историческими и культуральными факторами; «гендерная роль» – набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин [10, с.31].

Хотя полоролевые отношения активно изучались в психологии, появление нового термина означало новый поворот в социальных науках: появились гендерная история, гендерная психология, гендерные аспекты философии и т.д.

Гендерные исследования в психологической науке развиваются менее интенсивно, чем в таких дисциплинах, как социология, история, филология. Тем не менее, в отличие от отечественной, в западной психологии исследования, посвященные гендерным проблемам, проводятся давно.

Понятие «гендер» включает, прежде всего, социально-психологические аспекты отношений к мужчинам и женщинам, юношам и девушкам, мальчикам и девочкам. Гендерные установки (т.е. социальные ожидания) зависят от эпохи и культуры.

Каждый социальный слой, каждый временной период, каждая профессиональная среда имеют свой набор гендерных стереотипов: как «положено» и «не положено» вести себя представителям и мужского и женского пола в ряде ситуаций. Например, взрослые с детства внушают мальчикам: «Не плачь, ты не девчонка», - соответственно, девочкам: «Не лазай по заборам, ты не мальчишка». Так как эти сентенции обычно произносятся с осуждением, то в подсознание детей внедряется мысль о недостатках противоположного пола и достоинствах собственного [1, с.112].

Итак, на восприятие полов существенно влияют распространенные стереотипы, представляющие мужчин активными, агрессивными и эффективно действующими, а женщин – пассивными, зависимыми и эмоциональными. Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им роль «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т.п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный статус и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей.

Считается, что мужской стиль общения более активен и предметен, но одновременно более соревнователен и конфликтен, чем женский. Мужское общение отличается большей эмоциональной сдержанностью, женщины свободнее и полнее выражают свои чувства и эмоции. Женщины чаще делятся своими страхами и чаще говорят о болезнях, они составляют основную массу обращающихся за советом на радио или в консультационные центры. Женщины обычно лучше интерпретируют эмоции окружающих и более способны к сопереживанию (эмпатии). Женщины в 2 раза чаще страдают от тревожности и депрессией, но в 3 раза реже совершают самоубийства.

У большинства мужчин на первом плане стоит профессионально-трудовая деятельность, у женщин – семья. Выбирая род занятий, мужчина интересуется прежде всего предметным содержанием деятельности и возможностью продвижения в ней, а женщина придает большее значение эмоциональному климату, межличностным отношениям. Профессиональные успехи часто вызывают у женщин тревогу, т.к. ассоциируется с нежелательными последствиями – утратой женственности, потерей значимых отношений и социальным отторжением. В ответ – потребность в демонстрации своей женственности пропорционально интимности и значимости отношений с избеганием в них лидерства.

Мужчины после стрессов на работе чаще хотят, чтобы их оставили дома в покое или разряжаются, устроив скандал жене и детям. Для женщин характерно прямо противоположное избавление от стрессов – они концентрируются на детях, общаются с подругами [10, с.34].

На деле же полоролевое разделение труда потеряло былую жесткость, количество исключительно мужских и исключительно женских занятий резко уменьшилось, а взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными. Очень многие социальные роли и занятия вообще не разделяются на «мужские» и «женские». Совместное обучение и общая трудовая деятельность мужчин и женщин в известной мере нивелирует также традиционные различия в их нормах поведения и психологии.

Эти социальные сдвиги, по мнению О. В. Терпуговой и Е. И. Шех, вызывают перемены и в культурных стереотипах маскулинности и феминности, которые стали сегодня менее полярными и отчетливыми и как никогда противоречивы. Во-первых, традиционные черты в них переплетаются с современными. Во-вторых, они значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных вариаций. В третьих, и это особенно важно, они отражают не только мужскую, но и женскую точку зрения [15, с.63]

Стремясь обосновать социокультурную детерминацию половых различий, психологи сравнивали результаты измерений характеристик представителей разного пола, полученных при использовании одних и тех же стандартизированных тестов и методик на протяжении ряда лет. Так, в учебнике Г. Крайга «Психология развития», имеющего широкое признание во многих западных странах, приводятся сведения о том, что анализ результатов измерения специальных способностей при помощи Предварительного теста академических способностей (PSAT) за период с 1960 по 1983 годы показал резкое уменьшение различий в психологических характеристиках мальчиков и девочек. Эти данные говорят о том, что в течение двух десятилетий различия между детьми разного пола стали менее выраженными, разрыв между мальчиками и девочками сохраняется только в максимальных достижениях по математике в старших классах [8, с.203-204].

Наиболее показательными являются результаты сравнительных исследований половых различий по психологическим характеристикам, в которых лидирующее положение занимают лица мужского пола (пространственные и математические способности). Сравнительный анализ результатов выполнения тестов на понимание пространственных отношений американскими школьниками старших классов показал, что за последние 20 лет пространственные способности девушек существенно выросли [4, с.44].

В сущности, даже действительно существующие различия между мужчинами и женщинами оказываются весьма незначительными и часто не превышают 5% от максимально возможной величины [7, с.48].

Выводы:

  1. Боль – психическое состояние, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его существованию или целостности. С позиции эмоционального переживания болевое ощущение гнетуще и тягостно, подчас переходит в страдание; служит стимулом разнообразных оборонительных реакций, направленных на устранение внешних или внутренних раздражителей, обусловивших появление боли. Выделяют физическую и психическую боль.

  2. Болевое ощущение в известной мере поддается влиянию высших психических процессов, зависимых от таких личностных особенностей, как направленность, убеждения, ценностные ориентации и пр.

  3. Гендер – социально-психологическая категория, обусловленная социально-историческими и культуральными факторами; «гендерная роль» – набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин. Каждый социальный слой, каждый временной период, каждая профессиональная среда имеют свой набор гендерных стереотипов: как «положено» и «не положено» вести себя представителям и мужского и женского пола в ряде ситуаций.

^ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНЫХ ОТЛИЧИЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ БОЛИ


2.1. Цель, задачи, гипотеза эксперимента


В последнее время резко возросло количество данных о влиянии психологических факторов на здоровье и поведение личности. Это и способствовало проведению исследования, в котором участвовали 260 пациентов из Royal National Hospital for Rheumatic Diseases (RNHRD), страдающих хроническими болями.

«Сегодня принято думать, что боль – это больше, чем просто сенсорное переживание, и что такие факторы, как пол человека, эмоциональные условия, в которые он помещен, и его взаимодействие с другими людьми, могут содействовать болевым переживаниям», – сказал Ed Keogh, один из авторов исследования [5, с.31].

Результаты проведенной им совместно с коллегами работы показали, что болевые эмоции тесно связаны с болевым поведением. Так, например, число визитов в больницу, количество принимаемых препаратов и ощущение бессилия влияет на переживание боли. Большое значение для медицины и психологии имеет обнаруженное учеными несоответствие между болевым поведением мужчин и женщин.

Ранее уже было известно, что женщины больше и чаще, чем представители сильного пола, жалуются на свою боль. Появляется информация и о том, что мужчины и женщины по-разному реагируют на лекарства и другие виды лечения, такие, как психологическое вмешательство, используемое для снятия болевого синдрома.

Результаты вышеупомянутого исследования говорят и о том, что мужчины при высоком уровне депрессии принимают больше медикаментов, чем женщины в этой же ситуации.

Утрата работоспособности особенно психологически тяжело переживается теми, кто до этого активно и продуктивно работал и вдруг потерял независимость. Становится невозможным выполнять социальную роль, и поэтому снижается чувство собственного достоинства, усиливалось чувство беспомощности. Появлялись навязчивые мысли, идеи и поведение. Постоянная боль ведет к усилению напряженности, нервозности и ограничению движений, а также способствует зарождению ощущения беспомощности и безнадежности. В итоге человек уже не может бороться с другими проявлениями болезни.

Проблема эмоций и их нарушений у больных людей имеет особое значение, т.к. число эмоций и их выраженность является одним из критериев оценки общего состояния больного и эффективности проводимых мероприятий.

Например, депрессия у женщин  – средство защиты от чувства беспомощности, проявляющегося в тяжелых условиях. Так считают авторы недавнего исследования, опубликованного в European Journal of Pain. Используя это предположение, врачи могут помочь женщинам снизить негативные ощущения, возникающие при таких тяжелых заболеваниях, как, к примеру, артрит [5, с.32].

Тесная связь хронической боли с депрессией очевидна. Так, Дж. Мюррей подчеркивает, что при хронической боли надо прежде всего искать депрессию; S. Tyrer (1985) приводит статистические данные о наличии психических расстройств депрессивного характера у половины больных, страдающих хронической болью [12, с.92].

По данным С. Н. Мосолова, у 60% больных депрессией обнаруживаются хронические болевые синдромы. Некоторые авторы высказываются еще более определенно, считая, что во всех случаях хронического болевого синдрома имеет место депрессия, основываясь на том факте, что боль всегда сопровождается отрицательно-эмоциональными переживаниями и блокирует возможность человека получать радость и удовлетворение. Наибольшие споры вызывают не сам факт сосуществования хронической боли с депрессией, а причинно-следственные отношения между ними. С одной стороны, долго существующая боль ограничивает профессиональные и личные возможности человека, заставляет его отказываться от привычных жизненных стереотипов, нарушает его жизненные планы и т.д. Снижение качества жизни может порождать вторичную депрессию. С другой стороны, депрессия может быть первопричиной боли или основным механизмом хронификации болевого синдрома. Так, атипичные депрессии могут проявляться под различными масками, в том числе и под маской хронической боли [11, с.206].

В данном контексте важно определить, что считать острой болью, а что хронической. Острая боль всегда является симптомом какого-либо органического страдания. Напротив, хроническая боль, как правило, это не симптом, а собственно болезнь, при которой решающее значение имеет неморфологическое повреждение тканей, а дефектность восприятия и другая дисфункция психических процессов.

Хронической болью, по данным Международной ассоциации по изучению боли, принято считать боль, которая продолжается сверх нормального периода заживления и длится не менее 3 мес. В настоящее время хроническую боль рассматривают как самостоятельное заболевание, в основе которого патологический процесс в соматической сфере и первичная или вторичная дисфункция периферической и центральной нервной систем. Неотъемлемым признаком хронической боли является формирование эмоционально-личностных расстройств, она может быть вызвана только дисфункцией в психической сфере [5, с.34].

Исходя из теоретического анализа литературы, нами была сформулирована гипотеза нашего исследования: при хронических болевых синдромах депрессия формирует у больного состояние беспомощности и полной зависимости от болевого синдрома, порождает чувство бесперспективности лечения, приводит к своеобразной «катастрофизации» собственного состояния; при этом у женщин уровень депрессии, вызванной страданием от длительной боли, гораздо выше, чем у мужчин в той же ситуации.

Для подтверждения или опровержения данной гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 5 мужчин и 5 женщин, страдающие хроническими болями.

^ Цель исследования: выявить гендерные отличия переживания боли.

Задачи:

  1. Подобрать методики исследования.

  2. Провести эксперимент и на основании анализа его результатов сделать вывод о гендерных отличиях переживания боли.


^ 2.2. Описание используемых методик


В эксперименте мы использовали Личностный Опросник Бехтеревского института (ЛОБИ) [6] и тест «Шкала депрессии», адаптированный Т. И. Балашовой [9].

Личностный Опросник Бехтеревского института (ЛОБИ) разработан с целью диагностики типов отношения к болезни и других связанных с нею личностных отношений у больных хроническими соматическими заболеваниями.

Диагностируется сложившийся под влиянием болезни паттерн отношений к самой болезни, к ее лечению, врачам и медперсоналу, родным и близким, окружающим, работе (учебе), одиночеству и будущему, а также к своим витальным функциям (самочувствие, настроение, сон, аппетит).

С помощью ЛОБИ могут быть диагностированы следующие типы отношений:

  1. ^ Гармоничный (Г). Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации – переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своего дела.

  2. ^ Тревожный (Т). Непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнениях, методах лечения, непрерывный поиск «авторитетов». В отличие от ипохондрии более интересуют объективные данные о болезни (результат анализов, заключения специалистов), чем собственные ощущения. Поэтому предпочитают больше слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Настроение прежде всего тревожное, угнетенность – вследствие этой тревоги.

  3. ^ Ипохондрический (И). Сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур.

  4. ^ Меланхолический (М). Удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.

  5. ^ Апатический (А). Полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Утрата интереса ко всему, что ранее волновало.

  6. ^ Неврастенический (Н). Поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем – раскаяние за беспокойство и несдержанность.

  7. ^ Обсессивно-фобический (О). Тревожная мнительность прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.

  8. ^ Сенситивный (С). Чрезмерная озабоченность о возможном неблагоприятном впечатлении, которое могут произвести на окружающих сведения о своей болезни. Опасения, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим.

  9. ^ Эгоцентрический (Я). «Уход в болезнь». Выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы – все должны забыть и бросить всё и заботиться только о больном. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». В других людях, также требующих внимания и заботы, видят только «конкурентов» и относятся к ним неприязненно. Постоянное желание показать свое особое положение, свою исключительность в отношении болезни.

  10. ^ Эйфорический (Ф). Необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что «само все обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушений режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на течении болезни.

  11. ^ Анозогнозический (З). Активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях. Отрицание очевидного в проявлениях болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения. Желание «обойтись своими средствами».

  12. ^ Эргопатический (Р). «Уход от болезни в работу». Даже при тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало работу продолжать. Трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться обследованию так, чтобы это оставляло возможность для продолжения работы.

  13. ^ Паранойяльный (П). Уверенность, что болезнь – результат чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лечения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим.

Система отношений, связанных с болезнью, может не укладываться в один из описанных типов. Здесь речь может идти о смешанных типах, особенно близких по картине (тревожно-обсессивный, эйфорически-анозогнозический, сенситивно-эргопатический и др.). Но система отношений может еще не сложиться в единый паттерн – тогда ни один из перечисленных типов не может быть диагностирован и черты многих или всех типов бывают представлены более или менее равномерно.

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и выберите наиболее подходящие для Вас. На каждую тему можно сделать от 1 до 3 выборов (не более!) и номера сделанных выборов обвести кружком. Если ни одно из определений Вам не подходит, обводится символ О. Если Вы не хотите отвечать именно на данную тему, можете оставить графу незаполненной. Однако число нулей и незаполненных граф в сумме не должно превышать трех. Время заполнения регистрационного листа не ограничено. Консультироваться с другими не разрешается».

Текст ЛОБИ и код для оценки результатов – в приложении 1 к курсовой работе.

Раскодирование удобно осуществлять с помощью графика, где по абсциссе обозначены символы типов (они в скобках даны в приведенном описании типов), а по ординате отложены крестиками баллы в пользу каждого из типов.

После построения графика диагностика типа осуществляется в соответствии со следующими правилами:

  1. Диагностироваться могут только типы, в отношении которых набрано такое число баллов, которое достигает или превышает минимальное диагностическое число для данного типа. Минимальные диагностические числа для разных типов неодинаковы:




^ Тип отношения

Г

Т

И

М

А

Н

О

С

Я

Ф

3

Р

П

Минимальное

7

4

3

3

3

3

4

3

3

5

5

6

3

Диагностическое число











































  1. Если минимальное диагностическое чисто достигнуто или превышено в отношении нескольких типов, диагностируется 2–3 типа, где превышение наиболее велико. Если же этого сделать не удается, то никакой тип не диагностируется.

  2. Гармоничный тип диагностируется только, если согласно правилам 1 и 2 не диагностируется никакой другой тип. В сочетаниях гармоничный тип не диагностируется.

Тест «Шкала депрессии», адаптированный Т. И. Балашовой, разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики. Бланк для ответов представлен в приложении 2.

Полное тестирование с обработкой занимает 20-30 минут.

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет

А – никогда или изредка

В – иногда

С – часто

D – почти всегда или постоянно»

Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:

,

где пр. – сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям №№ 1,3,4,7,8,9,10,13,15,19;

обр. – сумма цифр, «обратных» зачеркнутым, к высказываниям №№ 2,5,6,11,12,14,16,17,18,20.

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 и менее 59 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. Показатель УД от 60 до 69 баллов – субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более 70 баллов.


^ 2.3. Анализ полученных результатов


В результате тестирования испытуемых по Личностному Опроснику Бехтеревского института (ЛОБИ) нами были получены результаты, раскодирование которых мы провели при помощи графиков (приложение 3).

Затем мы диагностировали типы отношения испытуемых к болезни и других связанных с нею личностных отношений. Эти типы отражены нами в таблице 1.


Таблица 1

Типы отношения испытуемых к болезни

Ирина А.

Елена Д.

Светлана З.

Инна К.

Вера С.

Егор В.

Антон Д.

Алексей К.

Максим К.

Алексей Ф.

А

Н

М

А

ОС

М

НС

ЯИ

А

И


Анализ данных таблицы 1 позволяет нам констатировать следующее:

  • у троих испытуемых (2-х женщин и одного мужчины) зафиксирован апатический тип отношения к болезни. Их характеризует полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Наблюдается пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. При этом отмечается утрата интереса ко всему, что ранее волновало;

  • одного испытуемого-мужчину и одну женщину отличает меланхолический тип отношения к болезни: удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Отмечаются активные депрессивные высказывания вплоть до суицидных мыслей; пессимистический взгляд на все вокруг и неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных;

  • у одной испытуемой зафиксирован неврастенический тип отношения к болезни, который характеризуется вспышками раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем – раскаяние за беспокойство и несдержанность;

  • ипохондрический тип отношения к болезни выявлен у одного испытуемого-мужчины. Этот тип отличает сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур;

  • в ходе эксперимента зафиксированы также следующие смешанные типы отношения к болезни:

а) обсессивно-фобический с чертами сенситивности – у одной испытуемой-женщины. Для такого типа характерны: тревожная мнительность, касающаяся опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим.

б) неврастенический и чертами сенситивности – у одного испытуемого-мужчины. Испытуемого характеризует поведение по типу «раздражительной слабости»: вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, неблагоприятных данных обследования; непереносимость болевых ощущений; нетерпеливость; неспособность ждать облегчения. Кроме того, наблюдаются опасения, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим.

в) эгоцентрический с чертами ипохондрии – у одного испытуемого-мужчины. Испытуемый выставляет напоказ близким и окружающим свои страдания и переживания с целью полностью завладеть их вниманием. Требует исключительной заботы. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». В других людях, также требующих внимания и заботы, видит только «конкурентов» и относится к ним неприязненно. Сосредоточен на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. При этом наблюдается сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур.

Итак, мы приходим к выводу, что практически всем испытуемым характерны отрицательно-эмоциональные переживания, блокирующие возможность человека получать радость и удовлетворение. У испытуемых наблюдается пониженное или печальное настроение, утрата интересов или чувства удовольствия. Отмечается состояние беспомощности и полной зависимости от болевого синдрома, которое порождает чувство бесперспективности лечения.

Резких гендерных отличий в переживании боли на данном этапе эксперимента установлено не было.

Для выявления уровня депрессии у испытуемых мы провели исследование по методике «Шкала депрессии» и получили следующие результаты:

Таблица 2

Первичные эмпирические данные по методике «Шкала депрессии»

утверж-дения

Ирина А.

Елена Д.

Светлана З.

Инна К.

Вера С.

Егор В.

Антон Д.

Алексей К.

Максим К.

Алексей Ф.

1

3

4

4

3

4

3

3

4

3

4

2

2

4

4

3

4

3

2

3

3

3

3

4

4

4

4

4

4

4

4

3

4

4

4

4

4

4

4

4

3

4

3

4

5

3

3

3

4

3

3

2

4

3

3

6

2

3

4

3

2

2

3

4

3

3

7

3

3

4

3

4

3

4

3

4

3

8

4

4

4

3

4

3

4

4

4

3

9

4

3

4

4

3

3

4

4

4

3

10

4

4

4

3

2

4

3

4

3

4

11

3

3

4

4

4

4

3

3

2

3

12

3

3

3

4

4

4

2

4

4

4

13

3

4

4

4

4

3

3

4

4

4

14

4

4

4

4

4

4

3

4

4

4

15

4

4

4

4

2

4

4

4

4

4

16

4

4

4

3

4

2

3

4

3

3

17

4

4

3

3

4

4

3

4

3

3

18

3

4

3

4

4

4

3

4

3

4

19

3

4

4

3

4

4

4

4

4

4

20

4

4

3

4

4

3

4

4

4

4

пр.

36

38

40

35

34

35

36

39

36

37

обр.

32

36

35

36

38

33

28

38

32

34

УД

68

74

75

71

72

68

64

77

68

71


В результате анализа таблицы 2 мы констатируем следующее:

  • уровень депрессии более 70 баллов зафиксирован у 4 испытуемых-женщин и у 2 испытуемых-мужчин;

  • остальные испытуемые – 1 женщина и 3 мужчины – набрали от 64 до 68 баллов, что свидетельствует о субдепрессивном состоянии или о маскированной депрессии.

Это подтверждает наше предположение о том, что у женщин уровень депрессии, вызванной страданием от длительной боли, гораздо выше, чем у мужчин в той же ситуации.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза – при хронических болевых синдромах депрессия формирует у больного состояние беспомощности и полной зависимости от болевого синдрома, порождает чувство бесперспективности лечения, приводит к своеобразной «катастрофизации» собственного состояния; при этом у женщин уровень депрессии, вызванной страданием от длительной боли, гораздо выше, чем у мужчин в той же ситуации – в ходе экспериментального исследования нашла свое подтверждение.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Боль – психическое состояние, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его существованию или целостности. С позиции эмоционального переживания болевое ощущение гнетуще и тягостно, подчас переходит в страдание; служит стимулом разнообразных оборонительных реакций, направленных на устранение внешних или внутренних раздражителей, обусловивших появление боли. Выделяют физическую и психическую боль.

Болевое ощущение в известной мере поддается влиянию высших психических процессов, зависимых от таких личностных особенностей, как направленность, убеждения, ценностные ориентации и пр.

Острая боль всегда является симптомом какого-либо органического страдания. Хроническая боль, как правило, это не симптом, а собственно болезнь, при которой решающее значение имеет дефектность восприятия и другая дисфункция психических процессов. Хронической болью принято считать боль, которая продолжается сверх нормального периода заживления и длится не менее 3 месяцев. Неотъемлемым признаком хронической боли является формирование эмоционально-личностных расстройств, она может быть вызвана только дисфункцией в психической сфере.

Боль не является эмоцией, но болевые ощущения, несомненно, могут вызывать эмоциональную реакцию. Болевые эмоции тесно связаны с болевым поведением. В последнее время резко возросло количество данных о влиянии психологических факторов на здоровье и поведение личности. Так, например, установлено, что число визитов в больницу, количество принимаемых препаратов и ощущение бессилия влияет на переживание боли. Большое значение для медицины и психологии имеет обнаруженное учеными несоответствие между болевым поведением мужчин и женщин.

Понятие «гендер» включает, прежде всего, социально-психологические аспекты отношений к мужчинам и женщинам, юношам и девушкам, мальчикам и девочкам. Каждый социальный слой, каждый временной период, каждая профессиональная среда имеют свой набор гендерных стереотипов: как «положено» и «не положено» вести себя представителям и мужского и женского пола в ряде ситуаций.

Исходя из теоретического анализа литературы, мы сформулировали гипотеза нашего исследования: при хронических болевых синдромах депрессия формирует у больного состояние беспомощности и полной зависимости от болевого синдрома, порождает чувство бесперспективности лечения, приводит к своеобразной «катастрофизации» собственного состояния; при этом у женщин уровень депрессии, вызванной страданием от длительной боли, гораздо выше, чем у мужчин в той же ситуации.

Для подтверждения или опровержения данной гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование, результаты которого отражены во второй части курсовой работы.

В ходе эксперимента нами было установлено, что практически всем испытуемым, испытывающим хроническую боль, характерны отрицательно-эмоциональные переживания, блокирующие возможность человека получать радость и удовлетворение. У испытуемых наблюдается пониженное или печальное настроение, утрата интересов или чувства удовольствия. Отмечается состояние беспомощности и полной зависимости от болевого синдрома, которое порождает чувство бесперспективности лечения. При этом у женщин уровень депрессии, вызванной страданием от длительной боли, гораздо выше, чем у мужчин в той же ситуации.

Таким образом, цель исследования – изучить гендерные отличия переживания боли – достигнута; задачи реализованы. Гипотеза – при хронических болевых синдромах депрессия формирует у больного состояние беспомощности и полной зависимости от болевого синдрома, порождает чувство бесперспективности лечения, приводит к своеобразной «катастрофизации» собственного состояния; при этом у женщин уровень депрессии, вызванной страданием от длительной боли, гораздо выше, чем у мужчин в той же ситуации – подтверждена.

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Аникеева, Н. П. Понятие гендерных отношений / Н. П. Аникеева // Педагогика. – 1998. - № 2. – С.110-114.

  2. Василюк, Ф. Е. Методика психотерапевтического облегчения боли / Ф. Е. Василюк // Московский психотерапевтический журнал. – 1997. - № 4 (18). – С.123-146.

  3. Василюк, Ф. Е. Переживание горя и утраты / Ф. Е. Василюк. – М.: Смысл, 2001. – 95 с.

  4. Виноградова, Т. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов / Т. В. Виноградова, В. В. Семенов // Вопросы психологии. – 1993. - № 2. – С.42-56.

  5. Данилова, О. Депрессия и беспомощность. Гендерные различия в протекании депрессии / О. Данилова // Московский психологический журнал. – 2005. – № 3. – С.29-36.

  6. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Личностный диагностический Опросник Бехтеревского института (ЛОБИ). Методика исследования. – СПб.: Изд. инст. им. Бехтерева, 1992. – 39 с.

  7. Клецина, И. Развитие гендерных исследований в психологии на Западе / И. Клецина // Психологический журнал. – 2004. - № 3. – С.45-52.

  8. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 410 с.

  9. Мельников, В. А. Практикум по основам психологии / В. А. Мальников. – Симферополь: СГУ, 1997. – 390 с.

  10. Методические рекомендации по курсу психологии для студентов вузов / Сост. В. В. Деларю. – Волгоград: Вектор, 2004. – 68 с.

  11. Мосолов, С. Н. Клиническое применение современных антидепрессантов / С. Н. Мосоолов. – СПб.: Питер, 1995. – 565 с.

  12. Мюррей, Дж. Психические расстройства / Дж. Мюррей; под ред. М. Самуэльса. – М.: МЕДпресс, 1997. – 276 с.

  13. Робин, Ж.-М. Гештальттерапия / Ж.-М. Робин. – М.: Мир Гештальта, 1998. – 210 с.

  14. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю Головин. – Минск.: Харвест, 1998. – 800 с.

  15. Терпугова, О. В. Гендерные особенности представлений о деловых и личностных качествах личности / О. В. Терпугова, Е. И. Шех // Вопросы философии. – 2002. - № 7. – С.61-74.

  16. Юнгер, Э. О боли / Э. Юнгер. – СПб.: Наука, 2000. – 520 с.



  1   2   3   4   5

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

1. теоретический анализ литературы по проблеме гендерных отличий переживания боли iconТеоретический обзор литературы по проблеме изучения

1. теоретический анализ литературы по проблеме гендерных отличий переживания боли iconМетодика: Исследование осуществлялось в два этапа: Первый этап поисково-теоретический (подбор и анализ

1. теоретический анализ литературы по проблеме гендерных отличий переживания боли iconТеоретический подход к проблеме изучения личности больных гипертонической болезнью

1. теоретический анализ литературы по проблеме гендерных отличий переживания боли iconЗадачи: Обобщить научно-теоретические и методические данные современной литературы по изучаемой проблеме

1. теоретический анализ литературы по проблеме гендерных отличий переживания боли iconАнализ литературных источников о проблеме качества сестринской помощи и контроле качества

1. теоретический анализ литературы по проблеме гендерных отличий переживания боли iconАнализ психолого-педагогической и методической литературы, раскрывающий заявленную проблему

1. теоретический анализ литературы по проблеме гендерных отличий переживания боли iconЗадачи: Провести анализ литературы по данной тематике. Рассмотреть феномен самоорганизации

1. теоретический анализ литературы по проблеме гендерных отличий переживания боли iconТест на гиперактивность Похоже на детскую игру из серии "Найди 5 отличий"… Итак, Активный ребенок

1. теоретический анализ литературы по проблеме гендерных отличий переживания боли iconМеждународный глобальный симпозиум по проблемам боли подходы к пониманию механизмов и лечению симптомов

1. теоретический анализ литературы по проблеме гендерных отличий переживания боли iconВысшего профессионального образования
Цнс в виде нейролейкоза (головные боли, головокружения), костей (боли в костях, легких (кашель, одышка)
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы