Программное обеспечение Коллекция психологических тестов Аналитик icon

Программное обеспечение Коллекция психологических тестов Аналитик





Скачать 468.5 Kb.
НазваниеПрограммное обеспечение Коллекция психологических тестов Аналитик
Дата31.03.2013
Размер468.5 Kb.
ТипИнструкция







































Программное обеспечение "Коллекция психологических тестов Аналитик

(Психологические тесты)"

Инструкция пользователя



















































Омск 2010

Содержание


Содержание 2

Аннотация 4

Системные требования к компьютеру 5

Аппаратная конфигурация 5

Программная среда 5

^ Полный перечень тестов, входящих в состав ПО "Коллекция психологических тестов Аналитик (18 тестов)” 7

Часто задаваемые вопросы: 9

Результаты тестирования 10

Установка и регистрация 11

Настройки личностных тестов 12

Описание ПО "Коллекция психологических тестов Аналитик” 15

Образцы результатов тестирования личностных тестов (на примере Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка), табличный файл MS Excel) 16

Образцы результатов тестирования личностных тестов (на примере теста MMPI сокращенный вариант, текстовый файл MS WORD) 17

Психологический тест MMPI сокращенный вариант (опросник Мини-мульт) 19

Описание шкал. 19

Базисные шкалы. 20

Психологический тест Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) экстраверсии, интроверсии, нейротизма 22

^ Инструкция к тесту 22

Интерпретация результатов теста 22

Психологический тест Ситуативная и личностная тревожность (Спилбергер-Ханин) 26

Психологический тест Методика диагностики межличностных отношений Лири 28

^ Типы отношения к окружающим 30

Психологический тест Самооценка психических состояний Айзенка 34

Оценка и интерпретация баллов 34

Психологический тест Стреляу 36

^ Интерпретация результатов 36

Психологический тест Шкала депрессии 39

Психологический тест Шкала оценки потребности в достижении 40

Психологический тест Шмишека 41

^ Работа опросника Шмишека 41

Акцентуации характера 42

Психологический тест Кеттелла 48

Психологический тест Шульте 51

Психологический тест САН (самочувствия, активности и настроения) 52

Психологический тест “Прогноз” (Оценка нервно-психической устойчивости) 54

Психологический тест “Склонность к риску” 55

Тест на исследование волевой саморегуляции 56

Измерение мотивации достижения А. Мехрабиана 57

Оценка уровня притязаний (В.К. Гербачевский) 59

^ Инструкция по заполнению опросника В. Гербачевского 59

Анализ и интерпретация данных исследования 59

Контакты 65

Аннотация


Всего ПО "Коллекция психологических тестов Аналитик (18 тестов)” включает 18 личностных психологических тестов.

Назначение ПО "Коллекция психологических тестов Аналитик (18 тестов)”: Исследование психологических свойств личности разного возраста и пола.


^

Системные требования к компьютеру

Аппаратная конфигурация


  • Минимально: персональный компьютер Pentium I 100 МГц, RAM 16 Mb, разрешение экрана не менее 800 на 600 точек.

  • Оптимально персональный компьютер Pentium IV (Celeron) 1700 МГц, RAM 256 Mb, разрешение экрана 1024 на 768 точек.
^

Программная среда


  • Операционная система:

  • Windows 95 с установленным ПО MS Internet Explorer версии 5.5 и выше;

  • Windows 98 с установленным ПО MS Internet Explorer версии 5.5 и выше;

  • Windows NT 4.0 SP5 и выше с установленным MS Internet Explorer версии 5.5 и выше;

  • Windows ME;

  • Windows 2000;

  • Windows 2003;

  • Windows XP;

  • Windows Vista.

Желательно установленное программное обеспечение MS Office (Word, Excel) 97/2000/XP/2003/2007 (для чтения и генерации файлов результатов тестирования в форматах DOC и XLS) или OpenOffice (для чтения файлов результатов тестирования в форматах RTF и CSV – таблиц). Одновременно с выводом в файлы оценки результатов тестирования можно выводить в автоматическом режиме на принтер.
^

Полный перечень тестов, входящих в состав ПО "Коллекция психологических тестов Аналитик (18 тестов)”


  • MMPI сокращенный вариант,

  • Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) экстраверсии, интроверсии, нейротизма,

  • Ситуативная тревожность (Спилбергер-Ханин),

  • Личностная тревожность (Спилбергер-Ханин),

  • Методика диагностики межличностных отношений Лири,

  • Методика определения уровня воображения,

  • Самооценка психических состояний Айзенка,

  • Тест Стреляу,

  • Шкала депрессии,

  • Шкала оценки потребности в достижении,

  • тест Шмишека,

  • тест Кеттелла,

  • тест Шульте,

  • тест САН (самочувствие, активность, настроение),

  • Методика прогноз (Оценка нервно-психической устойчивости),

  • Склонность к риску,

  • Исследование волевой саморегуляции,

  • Измерение мотивации достижения (А. Мехрабиан),

  • Оценка уровня притязаний (В.К. Гербачевский).
^

Часто задаваемые вопросы:


Сохраняются ли результаты тестирования и какими программами их можно открыть?

Результаты тестирования (оценки тестирования) сохраняются в файлы формата MS Office (Word, Excel), а также в форматы RTF, MS WordPad текстовый, TXT, CSV. Полученные файлы открываются программным обеспечением MS Word, MS Excel или OpenOffice. Одновременно с выводом в файлы оценки результатов тестирования можно выводить в автоматическом режиме на принтер.

Если программное обеспечение MS Office (Word, Excel) или OpenOffice не установлено на компьютере, то результаты тестирования могут быть прочитаны входящими в поставку ОС Windows программами WordPad (формат RTF, MS WordPad текстовый, TXT) и Блокнот (формат CSV и TXT).

Возможно использование других программ для просмотра результатов в перечисленных выше форматах файлов.


^

Результаты тестирования


Результаты работы программы (файлы с интерпретацией результатов формата MS Word, RTF, MS WordPad текстовый, TXT, таблицы MS Excel и текстовые файлы-таблицы формата csv) записываются в директорию установки программы в подпапку “Результаты”.

Например, для программы “Психологические тесты” по умолчанию результаты сохраняются в папки C:\Program Files\ Психологические тесты \Результаты.

Результаты тестирования могут выводиться в файлы текстовых форматов: MS Word (*.doc), RTF (*.rtf), MS WordPad текстовый (*.doc), TXT (*.txt), а также в файлы табличных форматов MS Excel (*.xls), CSV (*.csv).

Директории и имена текстовых файлов (MS Word (*.doc), RTF (*.rtf), MS WordPad текстовый (*.doc), TXT (*.txt)) с интерпретацией результатов формируются по следующему принципу для каждого из перечисленных форматов файлов: Год_месяц\пол (мужской или женский)\Год_месяц_деньОбследования_Фамилия Имя Отчество.расширение, например, C:\Program Files\ Психологические тесты \ Результаты \WORD\ Тест Шульте\2007_11_01\Мужской пол\2007_11_01_Кузнецов Александр Петрович.doc или C:\Program Files\ Психологические тесты \ Результаты \RTF\ Тест Шульте \2007_11_01\Мужской пол\2007_11_01_Кузнецов Александр Петрович.RTF.

Директории и имена табличных файлов (MS Excel (*.xls), CSV (*.csv)) с интерпретацией результатов личностных тестов формируются по следующему принципу: \Excel\Название теста.xls или \CSV\Название теста.csv, например, C:\Program Files\ Психологические тесты \ Результаты \Excel\ Тест Шульте.xls.
^

Установка и регистрация


Для того чтобы правильно установить программу, необходимо её зарегистрировать на компьютере, выслав нам серийные номера, появившиеся в диалоговом окне программы при запуске.


Порядок регистрации:

1. Нужно запустить файл setup.exe и установить программу в отдельную папку под соответствующим названием на Вашем компьютере (можно оставить названия папок по умолчанию).

2. Запустить программу (например, через меню "Пуск" ОС Windows)

3. Появившийся серийный номер в диалоговом окне регистрации программы (в формате ХХХХ-ХХХХ-ХХХХ-ХХХХ) выслать электронной почтой (e-mail: koru@yandex.ru или koru@rambler.ru) нам, указав свои регистрационные данные (полное название и город для юридических лиц или фамилию, имя, отчество, город для физических лиц), а мы в свою очередь высылаем пароль (лицензионный ключ из 16 символов).

4. В диалоговом окне программы для регистрации на ваш серийный номер Вы вводите полученный от нас лицензионный ключ и программа переходит в рабочий режим.

Внимание. Серийный номер и лицензионный ключ действительны только для одного компьютера. Для другого компьютера будут другие серийный номер и лицензионный ключ.
^

Настройки личностных тестов


Режим пользователя/режим преподавателя. Выбор этой настройки переключает режим работы АПК либо на режим работы “один вопрос/утверждение – несколько вариантов ответа” (обычный режим тестирования) либо на режим работы “шесть вопросов/утверждений – несколько вариантов ответа на каждый вопрос/утверждение” (ускоренный режим тестирования).

Тестирование сразу по всем методикам/Создание списка доступных тестов. Выбор этой настройки позволяет создавать/изменять список доступных тестов, а также настроить автоматическое последовательное прохождение всех тестов из созданного списка тестов.

Информировать о сохранении результатов. Выбор этой настройки включает/отключает информирование о сохранении результатов тестирования в файлах результатов.

Ввести новый размер шрифта для вопросов (базовое значение равно 12). Выбор этой настройки позволяет менять базовый размер шрифта для вопросов (от 6/мелкий шрифт до 24/ крупный шрифт).

Ввести новый размер шрифта для ответов (базовое значение равно 12). Выбор этой настройки позволяет менять базовый размер шрифта для ответов (от 6/мелкий шрифт до 24/ крупный шрифт).

Минимизировать вывод на экран. Выбор этой настройки позволяет минимизировать информацию выводимую на экран во время тестирования, например, можно не выводить инструкцию в каждом вопросе.

Показывать результаты в режиме преподавателя. Выбор этой настройки позволяет либо показывать на экране результаты тестирования в режиме преподавателя, либо продолжить ввод данных без просмотра результатов. Результаты тестирования сохраняются вне зависимости от этой настройки.

Блокировать кнопку “Вперед” после теста. Выбор этой настройки позволяет блокировать кнопку “Вперед” после прохождения теста. Это позволяет просмотреть на экране результат тестирования в случае рассеянного внимания тестируемого путем принудительной блокировки кнопки “Вперед”. Разблокировка этой кнопки происходит при смене данных о тестируемом или смене названия теста.

Сохранять результаты в файл формата Word (*.doc). Выбор этой настройки позволяет после прохождения теста автоматически сохранять результаты в файле формата MS Word (*.doc).

Сохранять результаты в файл текстового формата Excel (*.csv). Выбор этой настройки позволяет после прохождения теста автоматически сохранять результаты в таблично-текстовом файле формата CSV (*.csv).

Сохранять результаты в файл формата MS Excel (*.xls). Выбор этой настройки позволяет после прохождения теста автоматически сохранять результаты в табличном файле формата MS Excel (*.xls).

Сделать процесс генерации результатов в файл MS Word видимым. Выбор этой настройки позволяет после прохождения теста отобразить процесс сохранения результатов тестирования в файле формата MS Word (*.doc).

Печатать результаты – файл формата MS Word (*.doc). Выбор этой настройки позволяет после прохождения теста автоматически посылать результаты сохраняемые/генерируемые в файле формата MS Word (*.doc) на принтер установленный по умолчанию.

Печатать результаты – файл формата RTF (*.rtf). Выбор этой настройки позволяет после прохождения теста автоматически посылать результаты сохраняемые/генерируемые в файле формата Rich text format (*.rtf) на принтер установленный по умолчанию.

Сохранять результаты в файл формата RTF (*.rtf). Выбор этой настройки позволяет после прохождения теста автоматически сохранять результаты в файле формата Rich text format (*.rtf).

Печатать файл формата RTF черно-белым. Выбор этой настройки позволяет после прохождения теста сохранять или печатать результаты тестирования формата Rich text format (*.rtf) в черно-белом или цветном виде.


^

Описание ПО "Коллекция психологических тестов Аналитик”


Тестирование может проводиться в двух режимах: пользовательский (вопрос - ответ), преподавательский (одновременно много вопросов – много ответов).




Внешний вид программы для одного из тестов.


^

Образцы результатов тестирования личностных тестов (на примере Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка), табличный файл MS Excel)


Фамилия и Имя

Группа, Класс

Пол (муж., жен.)

Дата

Время

Тест

Андрей Бельский



муж.

21.02.2008

16:48:43

Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) экстраверсии, интроверсии, нейротизма

Аноним



муж.

21.02.2008

16:50:34

Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) экстраверсии, интроверсии, нейротизма

Валя Алексеев



муж.

21.02.2008

16:55:37

Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) экстраверсии, интроверсии, нейротизма

Продолжение таблицы

Показатель экстраверсии - интроверсии

Оценка

Показатель нейротизма

Оценка

Показатель лжи

Оценка

16

экстраверт

16

высокий уровень нейротизма

0

норма

12

среднее значение

15

высокий уровень нейротизма

3

норма

11

среднее значение

11

среднее значение

2

норма


^

Образцы результатов тестирования личностных тестов (на примере теста MMPI сокращенный вариант, текстовый файл MS WORD)


***MMPI СОКРАЩЕННЫЙ ВАРИАНТ***

Иванова Анна, пол - жен., группа - 1

Дата обследования - 11.04.2009 год, время обследования - 14:14:11

^ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ОЦЕНКА




Результат, баллов

Оценка

Показатель "Ипохондрия", Т

55

средняя

Показатель "Депрессия", Т

54

средняя

Показатель "Истерия", Т

47

средняя

Показатель "Психопатия", Т

53

средняя

Показатель "Паранойяльность", Т

83

высокая - Основная черта людей с высокими показателями по этой шкале - склонность к формированию сверхценных идей. Это люди односторонние, агрессивные и злопамятные. Кто не согласен с ними, кто думает иначе, тот или глупый человек, или враг. Свои взгляды они активно насаждают, поэтому имеют частые конфликты с окружающими. Собственные малейшие удачи они всегда переоценивают.

Показатель "Психастения", Т

47

средняя

Показатель "Шизоидность", Т

66

средняя

Показатель "Гипотония", Т

73

высокая - Для лиц с высокими оценками по этой шкале характерно приподнятое настроение независимо от обстоятельств. Они активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Они любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, однако интересы их поверхностны и неустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости.

Показатель "Шкала лжи", Т

38

низкая

Показатель "Шкала достоверности", Т

95

высокая - Высокие оценки выявляют недостоверные ответы: чем больше значение по этой шкале, тем менее достоверны результаты.

Показатель "Шкала коррекции", Т

28

низкая


^

Психологический тест MMPI сокращенный вариант (опросник Мини-мульт)


MMPI был предложен американскими психологами в 40–50 годах. Адаптация была проведена в СССР в 60-х годах в институте им. В. Н. Бехтерева Ф. Б. Березиным и М. П. Мирошниковым. Опросник Мини-мульт содержит 71 вопрос, 11 шкал, из них 3 – оценочные. Первые 8 шкал являются базисными и оценивают свойства личности. Первая шкала измеряет свойство личности испытуемого с астено-невротическим типом. Вторая шкала говорит о склонности испытуемого к социопатическим вариантам развития личности. Пятая шкала в этом варианте опросника не используется, после четвертой шкалы следует шестая. Шестая шкала характеризует обидчивость испытуемого, его склонность к аффективным реакциям. Седьмая шкала предназначена для диагностики тревожно-мнительного типа личности, склонного к сомнениям. Восьмая шкала определяет степень эмоциональной отчужденности, сложность установления социальных контактов. Девятая шкала показывает близость к гипертимному типу личности, измеряет активность и возбудимость. Остальные 3 оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью.
^

Описание шкал.


Шкала лжи (L) – оценивает искренность испытуемого.

Шкала достоверности (F) – выявляет недостоверные ответы: чем больше значение по этой шкале, тем менее достоверны результаты.

Шкала коррекции (К) – сглаживает искажения, вносимые чрезмерной осторожностью и контролем испытуемого во время тестирования. Высокие показатели по этой шкале говорят о неосознанном контроле поведения. Шкала (К) используется для коррекции базисных шкал, которые зависят от ее величины.
^

Базисные шкалы.


1. Ипохондрия (Hs) – «близость испытуемого к астено-невротическому типу. Испытуемые с высокими оценками медлительны, пассивны, принимают все на веру, покорны власти, медленно приспосабливаются, плохо переносят смену обстановки, легко теряют равновесие в социальных конфликтах.

2. Депрессия (D). Высокие оценки имеют чувствительные, сенситивные лица, склонные к тревогам, робкие, застенчивые. В делах они старательны, добросовестны, высокоморальны и обязательны, но не способны принять решение самостоятельно, нет уверенности в себе, при малейших неудачах они впадают в отчаяние.

3 Истерия (Ну). Выявляет лиц, склонных к неврологическим защитным реакциям конверсионного типа. Они используют симптомы соматического заболевания как средство избегания ответственности. Все проблемы разрешаются уходом в болезнь. Главной особенностью таких людей является стремление казаться больше, значительнее, чем есть на самом деле, стремление обратить на себя внимание во что бы то ни стало, жажда восхищения. Чувства таких людей поверхностны и интересы неглубоки.

4. Психопатия (Pd). Высокие оценки по этой шкале свидетельствуют о социальной дезадаптации, такие люди агрессивны, конфликтны, пренебрегают социальными нормами и ценностями Настроение у них неустойчивое, они обидчивы, возбудимы и чувствительны. Возможен временный подъем по этой шкале, вызванный какой-нибудь причиной.

6. Паранойяльностъ (Ра). Основная черта людей с высокими показателями по этой шкале – склонность к формированию сверхценных идей. Это люди односторонние, агрессивные и злопамятные. Кто не согласен с ними, кто думает иначе, тот или глупый человек, или враг. Свои взгляды они активно насаждают, поэтому имеют частые конфликты с окружающими. Собственные малейшие удачи они всегда переоценивают.

7. Психастения (Pt). Диагностирует лиц с тревожно-мнительным типом характера, которым свойственны тревожность, боязливость, нерешительность, постоянные сомнения.

8. Шизоидность (S c ). Лицам с высокими показателями по этой шкале свойствен шизоидный тип поведения. Они способны тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы, но повседневные радости и горести не вызывают у них эмоционального отклика. Таким образом, общей чертой шизоидного типа является сочетание повышенной чувствительности с эмоциональной холодностью и отчужденностью в межличностных отношениях.

9. Гипотония (Ма). Для лиц с высокими оценками по этой шкале характерно приподнятое настроение независимо от обстоятельств. Они активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Они любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, однако интересы их поверхностны и неустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости.

Высокими оценками по всем шкалам, после построения профиля личности, являются оценки, превышающие 70. Низкими оценками считаются оценки ниже 40.
^

Психологический тест Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) экстраверсии, интроверсии, нейротизма


Опросник предназначен для диагностики экстраверсии, интроверсии и нейротизма, включает также девять вопросов, составляющих «шкалу лжи». Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в один балл.

Г.Айзенк разработал два варианта данного опросника (А и В), что позволяет, например, проводить повторное исследование после тех или иных экспериментальных процедур, исключив возможность запоминания ранее данных ответов.
^

Инструкция к тесту


«Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет знак - (нет)».
^

Интерпретация результатов теста


Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

«Чистый» сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
^

Психологический тест Ситуативная и личностная тревожность (Спилбергер-Ханин)


Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.


^

Психологический тест Методика диагностики межличностных отношений Лири


Методика создана Т. Лири (Т. Лиар), Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При исследовании межличностных отношений, социальных аттитюдов наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.



Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей. Схема Тимоти Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности.
^

Типы отношения к окружающим


I. Авторитарный

13-16 – диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

9-12 – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

0-8 – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистичный

13-16 – стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый. 0-12 – эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

III. Агрессивный

13-16 – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9-12 –требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0-8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный

13-16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).

9-12 – критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

0-8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

V. Подчиняемый

13-16 – покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9-12 –застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

0-8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

VI. Зависимый

13-16 – резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

9-12 – послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

0-8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный

9-16 – дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

0-8 – склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

VIII. Альтруистический

9-16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).

0-8 – ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.
^

Психологический тест Самооценка психических состояний Айзенка


Методика предназначена для диагностики таких психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Тестирование может проводиться в двух режимах: пользовательский (вопрос - ответ), преподавательский (одновременно много вопросов – много ответов).
^

Оценка и интерпретация баллов




I. Тревожность:

0...7 — не тревожны;

8...14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня;

15...20 баллов — очень тревожны.


II. Фрустрация:

0...7 баллов — не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;

8...14 баллов — средний уровень, фрустрация имеет место;

15...20 баллов — у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.


III. Агрессивность:

0...7 баллов — вы спокойны, выдержанны;

8...14 баллов — средний уровень агрессивности;

15...20 баллов — вы агрессивны, не выдержанны, есть трудности при общении и работе с людьми.


IV. Ригидность:

0...7 баллов — ригидности нет, легкая переключаемость,

8...14 баллов — средний уровень;

15...20 баллов — сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни Вам противопоказаны смена работы, изменения в семье.


^

Психологический тест Стреляу


Личностный опросник Я.Стреляу предназначен для исследования основных свойств нервной системы: силы по отношению к возбуждению и торможению, подвижности нервных процессов, уравновешенности нервной системы по силе. В основу методики положена типология свойств нервной системы, разработанная И.П.Павловым.

Опросник может использоваться для исследования основных свойств нервной системы у взрослых людей (начиная с возраста 16 - 18 лет).

На сегодняшний день методика считается одной из самых надежных для исследования основных свойств нервной системы без использования инструментальных средств.

Тест предназначен для исследования свойств нервной системы: силы процессов возбуждения и торможения, а также их подвижности.

Диагноз: сумма в 42 балла и выше по каждому свойству рассматривается как высокая степень его выраженности.

Психологический тест содержит три шкалы, реализованные в виде перечня из 134 вопросов. Результат подсчитывается отдельно по каждой шкале.
^

Интерпретация результатов


Высокий уровень силы возбудительного процесса: нервная система выдерживает длительное и часто повторяющееся возбуждение. Характерна способность к осуществлению эффективной деятельности в ситуации, требующей энергичных действий.

Низкий уровень силы возбудительного процесса: противоположен предыдущему.

Высокий уровень силы тормозного процесса: характерна способность к отказу от активности в условиях запретов.

Низкий уровень силы тормозного процесса: возможна способность к неадекватным импульсивным действиям в ситуациях, требующих отказа от активности.

Высокая подвижность нервных процессов: характерна способность к быстрой перестройке при столкновении с новой ситуацией, выраженная готовность и желание взаимодействовать с новыми явлениями и предметами.

Низкая подвижность нервных процессов: возможны затруднения в переходе к новым навыкам, избегание новых ситуаций.

Анализируется также дополнительный индекс R (уравновешенность), вычисляющийся как отношение значения показателя силы возбуждения и значения показателя силы торможения. Уравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения тем выше, чем ближе значение R к единице.

Сдвиг баланса нервных процессов в сторону возбуждения

При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону возбуждения, вероятны неуравновешенное поведение, сильные кратковременные эмоциональные переживания, неустойчивое настроение, слабое терпение, агрессивное поведение, переоценка своих способностей, хорошая адаптация к новому, рискованность, стремление к цели сильное с полной отдачей, боевое отношение к опасности без особого расчета, плохая помехоустойчивость.

Сдвиг баланса нервных процессов в сторону торможения

При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону торможения вероятны уравновешенное поведение, устойчивое настроение, слабые эмоциональные переживания, хорошее терпение, сдержанность, хладнокровие, невозмутимое отношение к опасности, реальная оценка своих способностей, хорошая помехоустойчивость.
^

Психологический тест Шкала депрессии




Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.
^

Психологический тест Шкала оценки потребности в достижении


Тест предназначен для определения уровня мотивации достижения (успеха, удачи) – стремления к улучшению результатов, неудовлетворенности достигнутым, настойчивости в достижении своих целей.
^

Психологический тест Шмишека


Тест Шмишека выявляет акцентуации личности. В случае яркой выраженности основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно, личности, у которых основные черты ярко выряжены, по результатам использования теста Шмишека будут "акцентуированными". Термин "акцентуированные личности" занял место между психопатией и нормой. Выявленные по тесту Шмишека акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Тест Шмишека - Леонгарда содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом акцентуациями личностей и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить "да" или "нет". Минимальное значение каждой шкалы входящей в тест Шмишека - 0 баллов, максимальное - 24 балла. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной. Полученные данные могут быть представлены в виде “профиля личностной акцентуации”.
^

Работа опросника Шмишека


Доминирующий тип акцентуированного характера определяется по максимальному числу баллов, которые наберет испытуемый в результате тестирования с помощью опросника Шмишека, по количеству баллов можно судить о степени развитости у взрослого человека или ребенка разных акцентуаций характера.

Тест предназначен для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых. Тест Шмишека подходит для учета акцентуаций характера в процессе обучения, профессионального отбора, психологического консультирования, профориентации.
^

Акцентуации характера


Г. Шмишек разработал данный тест характера в 1970 году на основе теоретической концепции Карла Леонгарда акцентуированных характеров. Иногда также употребляется название опросник Леонгарда-Шмишека (Шмишека-Леонгарда или просто "Шмишек" в качестве профессионального жаргонизма).

Согласно концепции акцентуации характеров, присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты характера составляют стержень личности, определяют развитие, процессы адаптации, психическое здоровье.

Основные черты характера в случае яркой выраженности становятся акцентуациями характера. При воздействии неблагоприятных факторов, акцентуации характера могут считаться патологическими. Поэтому, в частности, в современной психологии, акцентуации характера, во многих случаях, также носят название "психопатии характера". Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы акцентуированными личностями.

Являясь тестом характера, тест Шмишека изучает типы акцентуации характера человека, но именно как тест характера, тест Шмишека должен использоваться квалифицированным психологом для получения достоверных результатов и их интерпретации.

Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических — в них потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Тест Шмишека исследует типы характера, раскладывая его по акцентуированным характерам, описанным далее.

1. Гипертимический тип

Характеризуется хорошим, слегка повышенным настроением, контактностью, словоохотливостью, оптимизмом. У него высокий тонус, он энергичен, активен и проявляет стремление быть лидером, легко адаптируется в незнакомой обстановке.

Однако он неустойчив по интересам, недостаточно разборчив в знакомствах, плохо переносит одиночество, не любит однообразие, дисциплину, вынужденное безделье, монотонную работу, часто переоценивает свои возможности, может являться инициатором конфликтов, бурно реагируя на события, отличается повышенной раздражительностью.

2. Тревожно-боязливый тип

Нерешителен, мало контактен, робок, неуверен в себе, склонен к минорному настроению. Он редко вступает в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищет поддержки и опоры. Склонен к углубленному самоанализу и появлению навязчивых состояний.

Человек с этим типом акцентуации характера, нередко располагает привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служит "козлом отпущения", мишенью для шуток.

3. Дистимический тип

Мало контактен, немногословен, с доминирующим пессимистическим настроением. Он обычно домосед, тяготится шумным обществом, редко вступает в конфликты с окружающими, ведет замкнутый образ жизни.

Люди с такой акцентуацией характера высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Черты личности, привлекательные для партнеров по общению: серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости. Отрицательные черты — пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

4. Педантичный тип

В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе — бюрократ, предъявляет окружающим много формальных требований, но охотно уступает лидерство другим людям. Данному типу акцентуации характера свойственно изводить домашних чрезмерными претензиями на аккуратность.

Привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах. Отрицательные и способствующие возникновению конфликтов черты — формализм, занудливость, брюзжание.

5. Возбудимый тип

Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Люди этого типа нередко занудливы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье.

В эмоционально спокойном состоянии эти люди с этим типом акцентуации характера, часто добросовестны, аккуратны, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

6. Эмотивный тип

Имея выраженную акцентуацию характера по данному типу, люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают "с полуслова". Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, "не выплескивают" наружу.

Привлекательные черты: доброта, сострадательность, радуются чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отрицательные черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

7. "Застревающий" тип

Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость, В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе.

Особо чувствителен этот тип акцентуации характера к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

8. Демонстративный тип

Этому типу акцентуации характера присуща легкость установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются.

Привлекательные черты для партнеров по общению: обходительность, артистичность, способность увлечь других, неординарность мышления и поступков. Их отрицательные черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

9. Циклотимический тип

Склонен к частой смене настроения, перемене манеры общения с окружающими людьми. У него периодически падает работоспособность, утрачивается интерес к работе и к окружающим людям. Более того, люди циклотимического типа акцентуации характера, тяжело переживают неудачи, часто думают о собственных недостатках, ненужности, испытывают чувство одиночества, становятся замкнутыми.

В периоды депрессии, поведение человека с циклометрическим типом акцентуации характера, сходно с дистимной акцентуацией характера, которая сменяется активностью, свойственной гипертимическому типу.

10. Аффективно-экзальтированный тип

Человека данного типа акцентуации характера можно узнать по свойственной ему высокой контактности, словоохотливости, влюбчивости. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким.

Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отрицательные черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.
^

Психологический тест Кеттелла


Опросник Кеттелла является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттелла и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.

Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттеллом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.

Опросник Кеттелла включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Перед началом опроса испытуемому дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в списке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.

Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.

Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется, экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены). Затем программа определяет какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты. Если какая - либо из черт вызывает сомнение, лучше ее не включать в характеристику.

Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроме того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:

Интеллектуальный блок: факторы: В - общий уровень интеллекта; М - уровень развития воображения; Q1 - восприимчивость к новому радикализму.

Эмоционально-волевой блок: факторы: С - эмоциональная устойчивость; О - степень тревожности; Q3 - наличие внутренних напряжений; Q4 - уровень развития самоконтроля; G - степень социальной нормированности и организованности.

Коммуникативный блок: факторы: А - открытость, замкнутость; Н - смелость; L - отношение к людям; Е - степень доминирования - подчиненности; Q2 - зависимость от группы; N - динамичность.

До некоторой степени эти факторы соответствуют факторам экстраверсии -интраверсии и нейтротизма по Айзенку, а так же могут быть интерпретированы с точки зрения общей направленности личности: на задачу, на себя, на других.


^

Психологический тест Шульте


Тест предназначен для исследования психического темпа, скорости ориентировочно-поисковых движений взора, для исследования объема внимания к зрительным раздражителям.

При прохождении тестирования нужно найти и кликнуть мышкой на все числа квадратной таблицы по порядку от 1 до 25. Это нужно делать как можно скорее и без ошибок.

Высокая оценка (время прохождения теста меньше 26,6 с.). Испытуемый имеет высокие скорость восприятия информации зрительной сенсорной системой, уровень произвольного внимания.

Норма (26,6 - 32,6 с.). Испытуемый имеет средние скорость восприятия информации зрительной сенсорной системой, уровень произвольного внимания.

Низкая оценка (время прохождения теста больше 32,6 с.). Испытуемый имеет низкие скорость восприятия информации зрительной сенсорной системой, уровень произвольного внимания.


^

Психологический тест САН (самочувствия, активности и настроения)


Этот тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).

Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. Достоинством методики является его повторимость, то есть допустимо неоднократное использование теста с одним и тем же испытуемым.

При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются).

Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны: самочувствие – 5,4; активность – 5,0; настроение – 5,1.

Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
^

Психологический тест “Прогноз” (Оценка нервно-психической устойчивости)


При профилактики и диагностики эмоционального состояния особое значение придается так называемой нервно-психической неустойчивости, которая является отражением одновременно психического и соматического уровня здоровья индивида. Нервно-психическая устойчивость (НПУ) показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса, то есть тогда, когда система эмоционального отражения функционирует в критических условиях, вызываемых внешними, равно как и внутренними факторами. Методика «Прогноз» особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования.
^

Психологический тест “Склонность к риску”


Тест предназначен для определения Склонности к риску у тестируемого.

Перед прохождением теста прочитайте внимательно каждый вопрос и поставьте "галочку" в соответствующем месте снизу в зависимости от того, какой ответ для Вас ближе. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.


^

Тест на исследование волевой саморегуляции


Инструкция: Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то против номера данного утверждения поставьте знак "плюс" (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то "минус" (-).
^

Измерение мотивации достижения А. Мехрабиана


Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым. ТМД предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старших школьников и студентов. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы – мужскую (форма А) и женскую (форма Б).

Инструкция: «Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

+3 – полностью согласен

+2 – согласен

+1 – скорее согласен, чем не согласен

0 – нейтрален

- 1 – скорее не согласен, чем согласен

- 2 – не согласен

- 3 – полностью не согласен

Прочтите утверждение теста и оцените степень своего согласия (или несогласия). При этом против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени вашего согласия (+3, +2, +1, 0, -1, -2, -3). Давайте тот ответ, который первым приходит вам в голову. Не тратьте времени на его обдумывание.

На основе подсчета суммарного балла определяются, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого. Баллы всей выборки испытуемых, участвующих в эксперименте, ранжируют и выделяют две контрастные группы: верхние 27% выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27% – мотивом избежать неудачи.
^

Оценка уровня притязаний (В.К. Гербачевский)


Опросник В. К. Гербачевского предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности. Время на выполнение задания не лимитировано. В зависимости от конкретных задание может выполняться с перерывами.
^

Инструкция по заполнению опросника В. Гербачевского


Прочтите каждое из приведенных в опроснике высказываний и отметьте, в какой степени вы согласны или не согласны с ним. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу: +3 – полностью согласны; +2 – согласны; +1 – скорее согласны, чем не согласны; 0 – нейтральное отношение; - 1 – скорее не согласны, чем согласны; - 2 – не согласны; - 3 – полностью не согласны. Прочтите утверждение теста и оцените степень своего согласия (или несогласия) (-3, -2, -1, 0, +1, +2, +3). Нужно выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую состояние в момент обследования. Старайтесь использовать весь диапазон цифр и, по возможности, избегать нейтральных оценок (цифра 0). Давайте тот ответ, который первым приходит вам в голову. Не тратьте времени на его обдумывание.
^

Анализ и интерпретация данных исследования


Проблемные ситуации, возникающие в процессе ответов на высказывания опросника, приводят к актуализации потребностей, среди которых выделяются познавательные, социальные, потребности самосознания, повышения самоуважения и т. п. На основе этих потребностей человек оценивает значимость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозируемые оценки развития личностных качеств.

По результатам тестирования определяется мотивационная структура личности испытуемого. В этой структуре различают 15 компонентов. По каждому из этих компонентов подсчитывается сумма баллов с помощью ключа (табл. ) и правил перевода ответов испытуемого в баллы (табл. ).

Таблица. Ключ к компонентам мотивационной структуры личности.

№ пп

Компоненты мотивационной структуры

Номера высказываний

Баллы

1

Внутренний мотив

15*, 23, 33




2

Познавательный мотив

5, 22*, 38




3

Мотив избегания

11, 17, 34




4

Состязательный мотив

8, 32*, 39




5

Мотив смены деятельности

1, 9, 27




6

Мотив самоуважения

12, 21, 30




7

Значимость результатов

7, 20*, 36




8

Сложность задания

6, 28*




9

Волевое усилие

2, 13, 37*




10

Оценка уровня достигнутых результатов

19*, 29




11

Оценка своего потенциала

18, 31, 41*




12

Намеченный уровень мобилизации усилий

3, 24*, 40




13

Ожидаемый уровень результатов

10, 25*




14

Закономерность результатов

14, 26*, 42*




15

Инициативность

4*, 16, 35




Примечание. Баллы с номерами высказываний, отмеченных звездочками (*), подсчитываются по правилам обратного перевода (табл. ).

Таблица . Правила прямого и обратного перевода ответов в баллы.

Перевод

Шкала для ответов

-3

-2

-3

0

+1

+2

+3

Прямой

1

2

3

4

5

6

7

Обратный

7

6

5

4

3

2

1



Условно компоненты мотивационной структуры можно разделить на четыре блока (группы).

В первую группу входят 6 компонентов, представляющих собой ядро мотивационной структуры личности. К ним относятся следующие.

Компонент 1 — внутренний мотив. Выражает увлеченность заданием, выявляет те аспекты, которые придают выполнению задания привлекательность.

Компонент 2 — познавательный мотив. Характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности.

Компонент 3 — мотив избегания. Свидетельствует о боязни показать низкий результат со всеми вытекающими из этого последствиями.

Компонент 4 — состязательный мотив. Показывает, насколько субъект придает значение высоким результатам в деятельности других субъектов.

Компонент 5 — мотив к смене текущей деятельности. Раскрывает переживаемые субъектом тенденции к прекращению работы, которой он занят в данный момент.

Компонент 6 — мотив самоуважения. Выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности.

Перечисленные выше компоненты, составляющие ядро мотивационной сферы личности, выступают в роли факторов, непосредственно побуждающих субъекта к определенному виду деятельности.

Вторую группу образуют компоненты, связанные с достижением достаточно трудных целей. Они относятся к текущим делам.

Компонент 7 — придание личностной значимости результатам деятельности.

Компонент 8 — уровень сложности задания.

Компонент 9 — проявление волевого усилия. Выражает оценку степени выраженности волевого усилия в ходе работы над заданием.

Компонент 10 — оценка уровня достигнутых результатов. Соотносится с возможностями субъекта в определенном виде деятельности.

Компонент 11 — оценка своего потенциала.

В третью группу компонентов входят составляющие прогнозных оценок деятельности субъекта.

Компонент 12 — намеченный уровень мобилизации усилий, необходимых для достижения целей деятельности.

Компонент 13 — ожидаемый уровень результатов деятельности.

Четвертая группа компонентов отражает причинные факторы соответствующей деятельности. В нее входят два компонента:

Компонент 14 — закономерность результатов. Выражает понимание субъектом собственных возможностей в достижении поставленных целей.

Компонент 15 — инициативность. Выражает проявление индивидом инициативы и находчивости при решении поставленных перед собой задач.

Перечисленные компоненты представляют собой потенциальную мотивационную структуру, возникающую в ходе выполнения задания. Центральным звеном в этой структуре являются мотивационные компоненты, а среди них компонент самоуважения адекватно выражает экспериментальную оценку уровня притязаний личности.

Оценки каждого компонента мотивационной структуры личности позволяют построить индивидуальный профиль испытуемого, в котором представлены количественные соотношения между всеми рассмотренными компонентами.

Компонент самоуважения, адекватный экспериментальной оценке уровня притязаний, формируется на основе трех высказываний:

12. Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти.

21. Я хочу ставить все более и более трудные цели.

30. Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть.

Суммарное количество баллов, которое испытуемый может набрать по данным высказываниям, составляет от 3 до 21.

Хотя нормативных данных для опросника не существует (каждый индивидуальный результат по соответствующим компонентам устанавливается в сравнении с другими компонентами индивидуального личностного профиля испытуемого), можно воспользоваться следующими экспериментальными показателями уровня притязаний:

• низкий уровень: 3-9 баллов;

• средний уровень: 10-16 баллов;

• высокий уровень: 17-21 балл.

Контакты


ООО Научно-методический центр Аналитик, г.Омск

E-mail: koru@yandex.ru

Наш сайт www.sib-analitic.narod.ru

Телефон в Омске: (3812) 36-51-34

Сот. тел. 8-904-323-73-19


Дата коррекции: 9.03.2010


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программное обеспечение Коллекция психологических тестов Аналитик iconНаправление информационные технологии, программные продукты и телекоммуникационные системы: о системное

Программное обеспечение Коллекция психологических тестов Аналитик iconРабочая учебная программа для специальности : 1-31 03 04 «Информатика», 1-40 01 01 «Программное обеспечение
Эти и другие практические логические навыки необходимы в различных сферах жизни: педагогической,...
Программное обеспечение Коллекция психологических тестов Аналитик iconЗадачи проекта: использовать инструменты XXI века для развития внеучебных навыков (компьютеры, программное

Программное обеспечение Коллекция психологических тестов Аналитик iconСравнительная оценка использования иммунологических тестов при диагностике нейросифилиса цель исследования
Цель исследования. Оценка диагностической эффективности тестов при ликвородиагностике нейросифилиса,...
Программное обеспечение Коллекция психологических тестов Аналитик iconОв тестов

Программное обеспечение Коллекция психологических тестов Аналитик iconУрок (химия + биология): "Витамины"
Коллекция витаминных препаратов, аскорбиновая кислота (порошок), рыбий жир, подсолнечное масло, 1...
Программное обеспечение Коллекция психологических тестов Аналитик iconКандидат психологических наук

Программное обеспечение Коллекция психологических тестов Аналитик icon2 точка ( 30 тестов на 30 мин)

Программное обеспечение Коллекция психологических тестов Аналитик iconI. Экстремальные условия с психологических позиций

Программное обеспечение Коллекция психологических тестов Аналитик iconСписок заболеваний и их психологических эквивалентов

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы