Изучение акцентуации характера у подростков icon

Изучение акцентуации характера у подростков





Скачать 389.31 Kb.
НазваниеИзучение акцентуации характера у подростков
Дата конвертации02.04.2013
Размер389.31 Kb.
ТипДокументы
ИЗУЧЕНИЕ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

(Материалы подготовлены кандидатом психологических наук В.Э.Пахальяном, 1992г.)


Цель - оказать помощь школьному психологу в рабо­те с подростками - наиболее сложной возрастной группой. С по­мощью опросных листов, шкал субъективной и объективной оцен­ки ПДО психолог сможет определить акцентуацию характера.

Как известно из практики воспитания, подростки представляют наиболее слож­ную для педагогической работы возрастную группу, и хотя в этом возрасте мы встре­чаемся с трудностями воспитания, имеющими различную природу, детский практиче­ский психолог в большинстве случаев работает с проблемами личностного характера. Крупнейший исследователь данной проблемы К. Леонгард отмечает, что в развитых странах более половины популяции относится к акцентуированным личностям.

Под акцентуацией характера принято понимать крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, что приводит к избиратель­ной уязвимости в отношении определенного рода психогенных воздействий при хо­рошей и даже повышенной устойчивости к другим. Это отличает их от психопатий.

Психопатии представляют собой аномалии характера, определяющие весь психический облик индивида, не подвергающийся в течение жизни сколько-нибудь резким измене­ниям и создающий трудности адаптации к среде. Поэтому исследователи и практики выделяют три основных признака психопатий: тотальность, относительная стабиль­ность, нарушение социальной адаптации (А. Личко, 1983).

Для школьного психолога определение типа акцентуации у подростка имеет не­маловажное практическое значение. Диагностика типа служит одним из главных ори­ентиров для психолого-педагогических рекомендаций, для разработки коррекционных программ, для советов и консультаций по проблемам семейных отношений и профессиональной ориентации. В последнем случае реализуется и психопрофилак­тическая функция, так как помощь в выборе профессии и будущем трудоустройстве во многом устраняет и предотвращает социальную дезадаптацию. В то же время ус­тановление типа акцентуации значительно облегчает налаживание контакта с подро­стками, позволяет отдать предпочтение тем или иным формам психокоррекционной работы. Наконец, без знания типа акцентуации характера значительно осложняется решение семейных проблем, роль которых трудно переоценить.


^ I. Формы акцентуации характера

Одна из сложностей в определении акцентуации характера заключается в том, что на фоне акцентуаций могут возникать такие нарушения поведения, которые про­изводят впечатление психопатических. Поэтому, прежде всего, следует помнить, что, в отличие от психопатии, особенности акцентуированной личности проявляются не везде и не всегда. Во многих случаях эти особенности обнаруживаются только в оп­ределенных условиях.

Другое отличие акцентуаций от психопатий выражается в том, что особенности характера вообще не препятствуют удовлетворению социальной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими, ситуативными.

В связи с выделенными выше особенностями на практике выделяют две формы (степе­ни) акцентуации характера:

а) явная акцентуация, которая относится к крайним вариантам нормы;

б) скрытая акцентуация, относящаяся к обычным вариантам нормы.

О соотношении этих двух степеней можно в определенной мере судить по дан­ным обследования 300 подростков мужского пола от 14 до 18 лет, поступивших в подростковую психиатрическую клинику. От общего числа поступивших явная акцен­туация обнаружена у 31%, а скрытая - у 11% (всего 42%). У остальных поступивших (58%) диагностиро­ваны различные степени психопатии. Из 126 подростков с акцентуациями у 93 человек (74%) обнаружена явная, а у 33 человек (26%) - скрытая форма.

Имеющиеся в психологической литературе данные позволяют говорить о том, что скрытая или явная степень акцентуации характера у подростков 14-17 лет обнару­живается в диапазоне от 30 до 88% в разных контингентах.

^ II. Клинический метод опре­деления типа акцентуации характера

На сегодняшний день принято считать, что наиболее точные результаты получаются при использовании именно этого метода. Он включает в себя детально собранную информацию о жизни подростка, как с его собственных слов, так и со слов каждого, кто связан с воспитанием данного ребенка. Естественно, что наибольшую ценность представляют данные, полу­ченные от самого ребенка и членов его семьи. Определенную ценность представля­ют характеристики с места учебы или работы, которые могут быть как письменные, так и устные. Последние обычно избавлены от тех недостатков, которые появляются в письменных характеристиках, в связи с тем, что они чаще воспринимаются как документ, отмечены печатью формальности и осторожности в оценках.

^ 1) Опрос подростка возможен и эффективен при установлении психологического контакта. Для этого обычно бывает достаточно спокойного и доброжелательного то­на, но довольно часто приходится использовать специальные приемы. Один из таких приемов, применяемых при затруднительном контакте, заключается в том, что опро­са как такового нет, а психолог сообщает подростку сведения, которые он получил о нем от разных лиц, из различных источников и предлагает исправить или дополнить, прокомментировать или объяснить их. Как при обычном опросе, так и в ситуации при­менения особых приемов, для преодоления трудности контакта необходимо обра­тить внимание на те вопросы, темы, на которые подросток говорит легко и свободно, и те, которые он старается обойти. Процедуру опроса лучше проводить в два приема в тех случаях, когда разговор о психотравмирующей ситуации не отличается полно­той, откровенностью. На первом этапе следует удовлетвориться тем, что сможет ска­зать подросток, а далее перейти к разговору о жизни вообще. Здесь необходимо коснуться таких тем, как учеба, планы на будущее, отношения со сверстниками, увле­чения; отношения с родителями и внутрисемейные отношения; нарушения поведе­ния в прошлом; наиболее тяжелые события в прошлой жизни; перенесенные сомати­ческие заболевания; сексуальные проблемы.

Опрос на тему "учеба" включает в себя вопросы о любимых и нелюбимых пред­метах, о причинах учебных неудач, об отношениях с учителями, об участии во вне­урочной работе в школе, об имевшихся учебных конфликтах, нарушениях дисципли­ны.

В разговоре о планах на будущее важно выяснить, как подросток оценивает свои возможности в отношении продолжения учебы, выбора профессии, насколько он способен учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.

Переход от темы будущего к теме отношений до сверстниками можно начать с вопроса о том, кто из сверстников оказывает влияние на выбор профессии или же с кем из сверстников он предпочитает обсуждать эту тему. В этой группе вопросов наиболее информативны те, которые выявляют предпочтение одного близкого друга или компании приятелей, положение подростка среди товарищей ("душа" компании, независимый, одиночка и т.п.), причины выбора приятелей (общность увлечений, об­щий досуг и т.п.).

От темы отношения со сверстниками легко перейти к увлечениям в настоящем и прошлом, так как здесь важны вопросы о том, под чьим влиянием увлекся или поче­му забросил те или иные увлечения, каковы были результаты и как они оценивались сверстниками и взрослыми.

^ Отношения с родителями и внутрисемейные отношения выясняются через воп­росы о составе семьи (кто назван первым, кого забыл упомянуть и т.п.), о том, кто за­нимался его воспитанием, с кем чаще конфликтует, с кем отношения ближе, причины конфликтов и взаимопонимания с каждым из членов семьи, впечатление об основ­ных чертах характера родителей. Если семья неполная, то необходимо выяснить, в каком возрасте был ребенок, когда из семьи ушел один из родителей, как он отно­сится к разводу, какие отношения между подростком и тем, кто ушел из семьи.

Последние темы опроса подростка наиболее болезненны, так как касаются наи­более интимных и субъективно тяжелых проблем. Во-первых, это все, что касается нарушений поведения в прошлом: прогулы, хулиганство, выпивки, наркотики, побеги; состоит ли на учете в милиции (за что и с какого времени) и т.п. Во-вторых, наиболее тяжелые события в прошлой жизни и, прежде всего - реакция на них. Здесь важно выяснить, были ли мысли о том, чтобы лишить себя жизни, чем они были вызваны, что остановило и т.п. В-третьих, перенесенные соматические заболевания. Здесь важно установить, как повлияли эти заболевания на учебу, на отношения со сверстниками, на состояние сна, аппетита, самочувствие и настроение.

Прежде чем перейти к последней теме подростку необходимо объяснить, что вопросы о сексуальных проблемах интересуют психолога не сами по себе, а только в связи с теми переживаниями, которые испытывает он как развивающаяся личность. Подросток получает гарантии анонимности, психолог обещает ему, что без его согла­сия эти сведения не будут сообщены никому. Среди вопросов этой темы наиболее важны те, которые касаются первой влюбленности, связанные с этим психические травмы, самооценки своей привлекательности, начала половой жизни и скрытых опа­сений по поводу своей сексуальной неполноценности.

Показателем степени откровенности подростка могут служить как полное, мно­гостороннее раскрытие своих сексуальных переживаний, так и подтверждение суи­цидных мыслей.

В конце опроса следует снова вернуться к психотравмирующей ситуации и, пользуясь установленным контактом, постараться получить более подробные и точ­ные сведения, включая те вопросы, от которых подросток уходил или просто не отве­чал. Не рекомендуется в течение опроса делать записи или вести его по строгой, за­фиксированной схеме.

^ 2) Опрос родителей и сведения от других лиц. Практика показывает, что опрашивать родителей лучше порознь и начи­нать с матери. Опрашивать других членов семьи стоит только тогда, когда есть осно­вания полагать, что они обладают дополнительной важной информацией или способ­ны более объективно осветить, оценить события и отношения в семье. Среди вопро­сов этой группы наиболее информативными обычно являются те, которые связаны с детскими годами подростка, оценка его важнейших личностных качеств, поведение в семье и дошкольных учреждениях, раскрывающее особенности адаптации ребенка к школе, переходы из класса в класс, пребывание в пионерских лагерях, санаториях и пансионатах, отношения со сверстниками и с учителями и т.п. Особо следует оста­новиться на вопросах нарушений поведения: когда они начались, чем были вызваны (по мнению родителей), реакция на них родителей.

^ 3) Осмотр подростка. Здесь важна оценка физического развития, гармоничность этого развития. Эту информацию можно получить от терапевта, школьного врача, а также с помощью специальной схемы оценки (А. Личко, 1979). Особое внимание обращается на те особенности физического разви­тия, которые могут послужить причиной и стать предметом тягостных переживаний (полнота, худоба, кривые ноги, пятна на теле и т.п.).

^ 4) Наблюдение за поведением начинается в момент опроса подростка, продолжается во время его осмотра, осуществляется опосредованно че­рез дальнейший опрос учителей и родителей и может осуществляться непосредст­венно через присутствие психолога на уроках, во время различных внеурочных ме­роприятий.

Имеющийся в нашей стране опыт изучения акцентуаций характера у подростков показывает, что клиническая диагностика типов акцентуаций нередко представляет нелегкую задачу. Поэтому в 1970 году была начата работа по созданию апробации и усовершенствованию специального экспериментально-психологического метода «Патохарактерологического диагностического опросника для подростков» (ПДО). С помощью такого опросника стали возможны массовые обследования, выявление суммарно как явных, так и скрытых акцентуаций. Основу опросника составляют набо­ры утверждений (фраз), отражающих отношения представителей разных типов ак­центуаций характера к ряду жизненных проблем, актуальных для подросткового воз­раста. В эти наборы включены и фразы индифферентные, не имеющие диагностиче­ского значения. Проводится два обследования, в каждом из которых подростку предлагается свобода выбора одного или нескольких (но не более трех) ответов из набора 10-20 утверждений по какой-либо проблеме (самочувствие, сон, настроение, аппетит, секс, алкоголь, отношение с родителями, друзьями, школа и т.п.).

В первом обследовании выбирается наиболее подходящий для подростка от­вет, а во втором из тех же утверждений выбирается то, что менее всего подходит ему. Выбор или отвержение фиксируется в «БЛАНКЕ ОТВЕТОВ». Для обработки резуль­татов применяется специальный код. Первоначальный вариант ПДО (1976) включал две шкалы: шкалу субъективной и объективной оценки и, соответственно, коды для каждой из них. В последнем варианте (1981) используется усовершенствованная процедура с применением только шкалы объективной оценки и. как следствие, ново­го кода этой шкалы для первого и второго обследования. В связи с тем, что послед­ний вариант более точен в распознавании типов и менее трудоемок, мы рассмотрим особенности работы именно с ним.

^ III. Процедура обследования

Используется 25 таблиц - наборов, каждый из которых включает фразы (утверждения), отражающие отношение подростка к какой-либо проблеме: "Самочувствие", "Настроение", "Сон" и т.п. (Приложение 1).

В первом обследовании подростку предлагается отметить на «^ БЛАНКЕ ОТВЕТОВ» (приложение 4) в графе (колонке) «ДА» номера тех фраз, которые более всего ему подходят (но не более трех!). Желательно, чтобы подросток не стремился делать строго фиксированное количество выборов, и поэтому надо объяснить, что в отношении проблемы "Сон" у него может быть три вы­бора, а в отношении "Самочувствие" только один, а может быть, и почти везде толь­ко один выбор, а в отношении двух проблем - два и т.д. и т. п.

Выбор фразы под номером «0» означает, соответственно, отказ от выбора, и по­этому следует сразу же обратить внимание подростка, что число таких отказов долж­но быть в обоих исследованиях не более семи в сумме, т.е. надо стараться все-таки осуществлять выбор в большинстве случаев.

Во втором обследовании, которое может проводиться сразу же после первого, подростку объясняют, что он будет работать с теми же таблицами-наборами, но дол­жен теперь выбирать из каждого набора не более трех утверждений, которые явля­ются для него самыми неподходящими, и проставить номера этих фраз в «БЛАНКЕ ОТВЕТОВ» в графе (колонке) «НЕТ».


Вариант ПДО 1976 года позволяет выяснить, каким свой характер видит или хо­чет показать сам подросток (шкала субъективной оценки) и к какому типу (если будет диагностирована акцентуация) он в действительности относится (шкала объективной оценки).

В варианте 1981 года, который приводится в нашем пособии, дана усовершенст­вованная диагностическая процедура, более точная в отношении распознавания ти­пов и менее трудоемкая. Но в этом варианте нет шкалы субъективной оценки, вер­нее, в публикации этого варианта сделана ссылка на вариант 1976 года для тех, кому понадобится шкала субъективной оценки. В приложении к нашему пособию мы при­водим код шкалы субъективной оценки (СО) и образец построения графика, позволя­ющего облегчить процедуру диагностики типа акцентуации по этой шкале (Приложе­ние 2).

ПДО имеет также несколько дополнительных шкал, позволяющих оценить ряд важнейших показателей особенностей характера подростка.


^ IV. Процедура обработки заполненных бланков

1. Если психологу необходимы данные шкалы субъективной оценки (СО), то, пользу­ясь кодом шкалы СО, он расшифровывает (переводит в буквенные обозначения) те цифры, которые подросток отметил как номера выбранных утверждений в 1-ом, а затем во 2-ом обследовании. Эти буквенные обозначения заносятся психологом соответственно в 1-ю или во 2-ю колонку показателя СО в графе "Расшифровка по шкалам". Затем эти буквенные обозначения переносятся на график шкалы СО (обра­зец которого приведен в Приложении). Вверх от горизонтали откладываются баллы (ставятся крестики) за выборы в 1-ом исследовании, а вниз - за выборы во 2-ом исследо­вании. Заключение о диагностировании субъективного представления типа акцентуа­ции делается на основании алгебраической суммы баллов, набранных вверх и вниз от горизонтали. Причем баллы вверх зачитываются со знаком «+», а баллы вниз - со знаком «-» . Если алгебраическая сумма по какому-то типу составляет +7 и более, то можно сделать заключение о том, что подросток относит себя к данному типу. Ес­ли сумма составляет -7 или большую отрицательную величину, то можно считать, что подросток отвергает черты данного типа. При диагностике по шкале СО могут быть случаи амбивалентности в самооценке. Заключение об амбивалентности делается, если по данному типу набрано не менее +7 и -7 баллов, т.е. подросток активно как на­ходит, так и отвергает у себя эти черты.

2. Обработка результатов по шкале объективной оценки (^ ОО) осуществляется с помощью кода шкалы ОО (см. Приложение 3). Так же, как и при обработке ответов по шкале СО, психолог сопоставляет номер выбора в 1-ом и во 2-ом исследова­нии с кодом и вносит буквенные обозначения в соответствующую 1-ому и 2-ому об­следованию колонку графы ОО в разделе бланка "Расшифровка по шкалам". После окончания этой работы строится график шкалы ОО. Правила диагностики типа акценту­ации приведены в тексте, следующем далее.

В шкале ^ ОО предусмотрены следующие дополнительные пока­затели:

Д - показатель диссимуляции действительного отношения к рассматривае­мым проблемам и стремления не раскрывать особенностей своего характера;

^ Т - по­казатель откровенности;

В - показатель черт характера, присущих органическим пси­хопатиям;

Е - степень отражения реакции эмансипации в самооценке;

d - показатель психологической склонности к делинквентности.


Для подсчета баллов, полученных в пользу каждого типа, удобно строить гра­фик. Баллы в пользу каждого типа и каждого показателя, полученные в l-ом и во 2-ом исследованиях суммируются арифметически, т.е. все они откладываются на графике вверх по горизонтали. К ним приплюсовываются дополнительные баллы (см. далее).


Пример. На приведенном графике знаком «^ отложены баллы в пользу каждого типа, на­численные согласно коду опросника. Знаком «+» отложены дополнительные баллы в пользу типа Ш (1 балл за К-1 и 1 балл за d -6).

10




















































9



















+































8



















+































7



















Х































6



















Х




























Х

5



















Х
















Х










Х

4







Х







Х

Х

Х




Х







Х







Х

Х

3

Х

Х

Х

Х




Х

Х

Х

Х

Х







Х







Х

Х

2

Х

Х

Х

Х




Х

Х

Х

Х

Х







Х







Х

Х

1

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х




Г

Ц

Л

А

С

П

Ш

Э

И

Н

К

О

Д

Т

В

Е

d



ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ КОНФОРМНОСТИ. Если К=1 или К=0, то это свиде­тельствует о низкой конформности или даже о нонконформизме. В самооценке это наиболее присуще представителям шизоидного и истероидного типов. При К=2 и К=3 конформность умеренная, при К=4 и К=5 средняя, а при К≥6б. - высокая.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИССЛЕДОВАНИЮ. Величина показателя О≥б, свидетельствует о скрытом негативном отно­шении к исследованию. Надежность правильности диагностики типа при этом снижа­ется.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОЙ СКЛОННОСТИ К ^ ДИССИМУЛЯЦИИ. Если по­казатель Д>Т на 4б. и более (см. график), то это свиде­тельство в пользу возможной диссимуляции. Констатация возможной диссимуляции снижает надежность диагностики типа и практически полностью исключает правиль­ную диагностику типов Ц и К. Сам по себе высокий показатель Д (безотносительно с величиной Т), особенно если Д≥б, наиболее часто встречается у пред­ставителей типа Н.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ОТКРОВЕННОСТИ. Если Т больше Д, то это указы­вает на значительную откровенность в самооценке. Чаще других это встречается у представителей типов Ц и особенно П.

Высокий показатель Е≥6б. чаще всего встречается у пред­ставителей типов Ш и И. По-видимому, это связано с нередко присущим представи­телям этих типов нонконформизмом. Следует отметить, что у гипертимного типа ре­акция эмансипации нередко бывает сильно выражена в поведении, но ее отражение в самооценке гораздо более умеренное.

ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СКЛОННОСТИ К ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ на ос­новании показателя d неодинакова для подростков мужского и женского пола и для представителей разных типов. В опубликованном коде даны баллы d для подростков мужского пола.

Низкий балл делинквентности вовсе не свидетельствует об отсутствии психологической склонности к ней (кроме случаев, где диагностирован тип С). Указа­нием на возможную склонность к делинквентности служит показатель d,если он ра­вен:

- при типах Г и Л – ≥2б.;

- при типах Э и И – ≥4 б.

При типах Ш и Н склонность к делинквентности не может быть определена с помощью данного показателя. У представителей типа Ш этот показатель может быть весьма высоким без всякой склонности к делинквентности. При типе Н он обычно ни­зок, но представители этого типа не нуждаются в выявлении склонности к делинк­вентности с помощью особого показателя, т.к. в условиях безнадзорности они, как правило, обнаруживают делинквентное поведение.

ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СКЛОННОСТИ К АЛКОГОЛИЗАЦИИ. Цифро­вые баллы за выборы, сделанные по теме "Отношение к спиртным напиткам" в 1-ом и во 2-ом исследованиях, суммируются алгебраически, т.е. с учетом знака. При суммар­ной величине ≥+2б. можно говорить о наличии психологической склонности к употреблению спиртных напитков. Очень высокие показатели, ≥6б. свидетельствуют не об интенсивной алкоголизации, а о стремлении демонстрировать свою склонность к выпивкам (чаще встречается у представителей типа И). Отрицательная величина говорит об отсутствии психологической склонности к алкоголизации. Вели­чина, равная 0 или +1, является неопределенным результатом.

ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ ПСИХОПАТИИ ИЛИ АКЦЕНТУА­ЦИЯ ХАРАКТЕРА. Указание на возможную органическую природу может быть полу­чено с помощью индекса В, если его величина ≥5б.. Показатель В<5 не исключает органического генеза, так как лишь в 45% органических психопатий показатель В≥5б. Обратная ошибка (В≥5б.) при отсутствии каких-либо признаков органического резидиума, черепно-моз­говых травм, мозговых инфекций или тяжелых нейроинтоксикаций в анамнезе не превышает 8%. Высокий индекс В часто встречается также у представителей типа Э.

ОЦЕНКА РЕАКЦИИ ЭМАНСИПАЦИИ и, точнее, ее отражение в самооценке, но не в поведении, проводится на основании показателя Е: если Е=0 или Е=1 - реакция эмансипации слабая; если Е=2 или Е=3 – умеренная; если Е≥4б. - выраженная. В последнем случае типы С и П не диагностируют­ся, независимо от числа баллов в их пользу, так как представителям этих типов выра­женная реакция эмансипации не свойственна.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ БАЛЛЫ,

НАЧИСЛЯЕМЫЕ ПО ШКАЛЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ.

Показатели

по графику шкалы объективной оценки

^ Начисляемые баллы

Г=0 или Г=1

П С

С≥4

Л

А≥4

Л

П= или П=1

Н

Н=0 или Н=1

П

К=0

Ш Ш И

К=1

Ш

Д6

Н

Т>Д

П П С

В=5

Э

В 6

Э Э

Е 6

Ш И

d 5

Ш

Наличие ошибок в выборах (один и тот же номер выбора на одну тему в 1-ом и во 2-ом исследованиях):

- за 1 ошибку

- за 2 и более ошибок



Э

Э Э



Низкий балл по шкале психологической склонности к делинквентности не сви­детельствует об отсутствии склонности к ней.

Указанием на возможную склонность к делинквентности служат:

- при гипертимном и лабильном типах ≥2 б.,

- при эпилептоидном и истероидном типах ≥4б.

При шизоидном и неустойчивом типах склонность к делинквентности не может быть оценена с помощью данной шкалы. Впрочем, если диагностирован неустойчи­вый тип, это само по себе служит указанием на возможную делинквентность в усло­виях безнадзорности.


^ ПРАВИЛА ДИАГНОСТИКИ ТИПОВ ПО ШКАЛЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ

Правило 0. Тип считается неопределенным, если по шкале объективной оценки не достигнуто минимальное диагностическое число (МДЧ) в отношении ни одного ти­па.

МДЧ неодинаково для разных типов и равно:

МДЧ

7

6

6

5

6

6

6

6

6

6

6

Типы

Г

Ц

Л

А

С

П

Ш

Э

И

Н

К


Правило 1. Если МДЧ достигнуто или превышено только в отношении одного ти­па, то диагностируется этот тип (кроме случаев, предусмотренных правилами 2 и 3).


Правило 2. Если констатирована возможность диссимуляции (Д-Т ≥4), то типы Ц и К не диагностируются, независимо от числа набранных в их пользу баллов.


Правило 3. Если Сильно выражена реакция эмансипации (Е≥4), то типы С и П не диагностируются, независимо от числа набранных в их пользу баллов.


Правило 4. Если МДЧ достигнуто или превышено в отношении типа К и еще дру­гого (других типов), то тип не диагностируется, независимо от числа набранных в его пользу баллов.


Правило 5. Если после исключений, сделанных соответственно правилам 2, 3, 4, оказывается, что МДЧ достигнуто или превышено в отношении двух типов, то:

а) в случае нижеперечисленных совместимых сочетаний диагностируется сме­шанный тип (исключение представляет случай, предусмотренный правилом 6):

ГЦ

ГИ

ГН




ЦЛ










ЛА

ЛС

ЛИ

ЛН

АС

АП

АИ




СП

СШ







ПШ

ШИ

ШН




ШЭ










ЭИ

ЭН







ИН










б) в случаях остальных сочетаний, признанных несовместимыми, диагностирует­ся тот из двух типов, в пользу которого получено большее превышение в баллах над его МДЧ;

в) если в отношении двух несовместимых типов имеется одинаковое в числе баллов превышение над их МДЧ или оба они только достигают МДЧ, то для исключе­ния одного из них руководствуются следующим принципом доминирования (сохраняется тип, указанный после знака равенства):

Г+Л=Г

Ц+А=А

Л+П=П

Г+А=А

Ц+С=С

Л+Ш=Ш

Г+С=Г

Ц+П=П

Л+Э=Э

Г+П=П

Ц+Ш=Ш




Г+Ш=Ш

Ц+Э=Э




Г+Э=Г

Ц+И=И







Ц+Н=Н




А+Ш=Ш

С+Э=Э

П+Э=Э

А+Э=Э

С+И=И

П+И=И

А+Н=Н

С+Н=Н

П+Н=Н


Правило 6. Если в пользу какого-либо типа набрано столь большое число баллов, что возвышение его МДЧ превышает возвышение другого (других) типа над его (их) МДЧ ≥4 балла, то эти отстающие на 4 и более баллов типы не диагно­стируются, даже если сочетание совместимо.


Правило 7. Если МДЧ достигнуто или превышено в отношении трех или более типов и по правилам 2, 3, 4 и 6 их число не удается сократить до двух, то среди этих типов отбираются два, в пользу которых получено наибольшее превышение в баллах над их МДЧ, и далее руководствуются правилом 5.


Правило 8. Во всех остальных случаях при необходимости сделать выбор между несколькими типами, в отношении которых МДЧ только достигнуто или набрано оди­наковое число баллов, превышающее их МДЧ, диагностируются 1-2 типа, которые в соответствии с правилом 5-а совмещаются с наибольшим числом из остальных срав­ниваемых.

В соответствии с этим правилом оценка графика в приведенном примере будет следующей. Диаг­ностируется шизоидный тип. Обнаружена склонность к диссимуляции, личностных отношений, низкая конформность и выраженная реакция эмансипации. Высокий показатель склонности к делинквентности вследствие диагностики шизоидного типа о ней свидетельствовать не может.


^ IV. Краткая характеристика типов акцентуаций*)


  • ГИПЕРТИМНЫЙ - с детства отличается большой подвижностью, общительностью, болтливостью,- чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, не­достатком чувства дистанции в отношении к взрослым. С первых дней обучения в школе при хороших способностях, умении схватывать на лету, живом уме отличаются неустойчивостью, отвлекаемостью, недисциплинированностью. Следствием этого яв­ляется неровность в учебе - то "двойки, то "пятерки".

Главная черта гипертимных подростков - почти всегда очень хорошее, припод­нятое настроение. Вспышки раздражения, агрессии, гнева, обычно вызваны противо­действием со стороны окружающих, их стремлением слишком круто подавить жела­ния, стремления и намерения подростка, подчинить его чужой воле. Такие подрост­ки очень плохо переносят строгий дисциплинарный режим, одиночество, ситуации, где невозможно применить брызжущую из них энергию. Специфические подростко­вые поведенческие реакции выражены достаточно сильно. Ярко выражена реакция эмансипации. Делинквентное поведение во многом определяется легкомыслием, жаждой развлечений, стремлением к риску, а также престижем среди асоциальных сверстников. Реакция группирования связана не только с тяготением к компаниям, но и со стремлением к лидерству.

Склонны к выпивке, могут проявлять интерес к другим дурманящим средствам.

В увлечениях непостоянны, в то же время увлекаются многим и в разных фор­мах. Не отличаются аккуратностью ни в делах, ни в выполнении обещании.

Сексуальное влечение проявляется ярко. Половое чувство раннее и сильное. Это в сочетании с отсутствием застенчивости и легкости контактов приводит к ран­ним сексуальным связям.

Самооценка отличается достаточной искренностью. Гипертимость в чистом виде чаще встречается в явной форме.

  • ЦИКЛОИДНЫЙ тип - в детстве ничем не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. В подростковом возрасте впервые становятся замет­ными циклические изменения эмоционального фона и возникает первая субдепрес­сивная фаза, которая чаще всего проявляется в виде апатии и раздражительности. В этой фазе ощущается упадок сил, требуются неимоверные усилия для осуществления действий ,которые всегда давались легко и просто, начинает тяготить людское обще­ство, ребенок становится домоседом, исчезает аппетит и т.д. и т.п.

У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны - 1-2 недели и субдеп­рессия сменяется обычным состоянием, реже - подъемом, где циклоид больше по­хож на гипертима. Слабые места у циклоида различны в период подъема и в субдеп­рессивной фазе. В первом случае - непереносимость одиночества, однообразия, раз­меренности и т.п.; во втором - коренная ломка жизненного стереотипа.

Реакции эмансипации и группирования усиливаются в период подъемов. Увле­чения нестойкие, т.к. в период подъема ими активно занимаются, а в период спадов забрасывают. Сексуальная активность также зависит от фазы. Самооценка формиру­ется по мере накопления опыта "хороших" и "плохих" периодов.

  • ЛАБИЛЬНЫЙ тип - в детстве, как правило, особенно не выделяются, хотя у некоторых могут наблюдаться невротические реакции. Почти у всех в детстве просле­живается цепочка инфекционных заболеваний. Главная черта этого типа - крайняя из­менчивость настроения. В отличие от обычных подростков у лабильных настроение меняется слишком часто и чрезвычайно круто, причем по ничтожным поводам. От на­строения данного момента зависит все в поведении и действиях, в отношении к лю­дям, к прошлому и будущему. Несмотря на маломотивированность смены настрое­ний и кажущееся легкомыслие подростки этого типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Они чутки ко всякого рода знакам внима­ния. Реакция эмансипации зависит от уюта и любви в семье. Реакция группирования зависит от настроения. В группе больше ищут эмоциональных контактов, чем претен­дуют на роль лидера. Увлечения также подвержены смене настроений, предпочита­ют те,которые дают легкий отток эмоциональной энергии.

Сексуальная активность ограничивается флиртом и ухаживанием, но в силу ма­лой дифференцированности влечений возможен подростковый гомосексуализм. Чрезмерные сексуальные эксцессы избегаются.

Самооценка отличается искренностью. "Слабым местом" данного типа является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утрата близких, вынужденная разлука с ними.

  • АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ тип - в детстве могут проявляться беспокойный сон, плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, ночные страхи, ночной энурез, заикание и т.п. Главные черты этого типа в подростковом возрасте - это по­вышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондрии. Последнее является особенно типичным. Подростки этого типа внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно лечатся, подвергаются обследованиям, осмот­рам. При таком типе не встречается ни алкоголизм, ни противоправное поведение, что не исключает типичных подростковых поведенческих реакций, но чаще всего вспышки раздражения, стремление к эмансипации связаны с обвинением близких в невнимании к здоровью этих детей. Тянутся к товарищам, но быстро от них устают. Сексуальная активность ограничивается короткими и быстро истощающимися вспыш­ками.

Самооценка тесно связана с ипохондрической установкой. Наиболее глубокие и точные оценки связаны ее-здоровьем и тем, что зависит от здоровья. "Слабым мес­том" этого типа является повышенная чувствительность к напряженным умственным нагрузкам, к событиям, провоцирующим ипохондричность (болезнь близких и т.п.).

  • СЕНСИТИВНЫЙ тип - с детства пугливы и 6оязливы:ооятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни, чуждаются слишком бойких и шумных сверст­ников, избегают больших компаний; робки и застенчивы среди посторонних, в новой обстановке. Однако с теми, к кому привыкли, достаточно общительны. Чувствуют се­бя уверенно среди младших. Обнаруживают чрезвычайную привязанность к родным, даже при холодности последних.

В школе их пугает скопище сверстников, возня и шум перемен, однако, привык­нув к одному классу (школе), с трудом и крайне неохотно переходят в другие. Пуга­ются проверок, контрольных, экзаменов, ответов перед классом, у доски и т.п.

Реакция эмансипации выражена слабо. Самооценки слишком самокритичны, особенно много недостатков отмечают у себя в области волевых и морально-этиче­ских качеств.

Чувство собственной неполноценности делает выраженной реакцию гиперком­пенсации. Они ищут самоутверждения именно в той области, где остро ощущают свою неполноценность.

Реакция группирования внешне мало выражена. Сенситивные подростки раз­борчивы в выборе приятелей, близкого друга предпочитают большой компании.

Среди увлечений могут быть как искренние, так и связанные с реакцией гипер­компенсации. В истинных преобладают интеллектуально-эстетические хобби. Среди увлечений, связанных с гиперкомпенсацией, преобладают "лидерские" или "телесно-мануальные".

В сексуальной сфере переживания окрашены чувством собственной неполно­ценности. Робость и застенчивость могут не позволить реализовать свои чувства. В то же время реакция гиперкомпенсации может вызвать столь решительные и неожи­данные действия, что отпугнет и оттолкнет объект влюбленности.

Суицидное поведение отмечается двумя особенностями:

а) повторными вспышками суицидных мыслей без осуществления каких-либо по­пыток;

б) в критических ситуациях - истинными суициидными действиями, лишенными всякого элемента демонстративности.

Подростки этого типа менее всего склонны к алкоголизации, противоправному поведению. При опьянении впадают не в эйфорию, а в депрессию с возрастанием переживаний собственной неполноценности. Самооценка довольно объективна. "Слабое место" - отношение окружающих: непереносимы ситуации, где подросток становится объектом насмешек, подозрения и т. п. Очень развита интуиция.

  • ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ тип - в детстве такой ребенок может быть пугливым, робким, отличаться моторной неловкостью, склонностью к «рассуждательству», ранни­ми интеллектуальными интересами.

В 1-ом классе школы при предъявлении постоянных требований, при возник­новении ответственности обнаруживается высокая чувствительность и неготовность к их принятию.

Главными чертами у подростка этого типа являются нерешительность, склон­ность к «рассуждательству», тревожная мнительность, любовь к самоанализу, легкость возникновения навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представ­лений.

Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее могут быть приду­манные приметы и ритуалы, формализм, педантизм.

Подростковые реакции выражены слабо и своеобразно. Вместо реакции эман­сипации нередко проявляется патологическая привязанность к кому-нибудь из чле­нов семьи, увлечения чаще всего относятся к интеллектуально-эстетическим хобби.

Сексуальное развитие опережает физическое. Самооценка далеко не всегда бывает правильной.

  • ШИЗОИДНЫЙ тип - с ранних лет такие дети любят играть одни, избегают шум­ные забавы, предпочитают держаться среди взрослых.

Главные черты этого типа - замкнутость, отгороженность, неспособность или нежелание устанавливать контакты. Отличаются сочетанием противоречивых черт в характере и поведении - холодности и утонченной чувствительности, упрямства и по­датливости, настороженности и легковерия и т.п. Отсутствуют или очень плохо разви­ты интуиция, способность к сопереживанию.

Реакция эмансипации проявляется весьма своеобразно: шизоидный подросток может терпеть многое, что нетерпимо для других подростков, но бурно реагирует на малейшую попытку вторгнуться в мир его интересов, увлечений, фантазии.

Реакция группирования выражена слабо. Увлечения выражены ярче, чем у дру­гих подростков, отличаются силой, устойчивостью и необычностью. Чаще всего это интеллектуально-эстетическое хобби.

В сексуальной сфере отличаются скрытностью и необычно богатыми эротиче­скими фантазиями, необычностью форм сексуальной активности.

Алкоголизация встречается редко, но как алкоголь, так и другие дурманящие вещества представляют опасность для шизоидов, т.к. могут лить воду на мельницу их фантазий, делая их более красочными и чувственными.

Противоправное поведение встречается не часто, отличается стремлением дей­ствовать в одиночку.

Самооценка отличается признанием того, что связано с замкнутостью, одиноче­ством, трудностью контактов. В отношении других проблем оценка не так глубока и точна.

  • ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ тип - в детстве такие дети могут часами плакать, и их невоз­можно ни остановить, ни успокоить, ни отвлечь. Рано могут обнаруживаться садист­ские наклонности, претензии на роль даже не лидера, а властелина.

В первые школьные годы может обнаруживаться мелочная скурпулезность, пе­реходящая в самоцель и заслоняющая учебу.

Главными чертами эпилептоидных подростков являются склонность к раздра­жительности на основе злобно-тоскливого настроения, эффектная взрывчатость, на­пряженность инстинктивной сферы, вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность.

Сексуальное влечение проявляется с особой силой. Любовь почти всегда окра­шена мрачными тонами ревности. Склонны к сексуальным эксцессам.

Довольно часто напиваются до полного "отключения". Предпочитают крепкий табак, крепкие напитки.

Реакция эмансипации может протекать довольно тяжело. Дело может доходить до полного разрыва с родными, сопровождаться мстительностью, озлобленностью.

Реакция группирования связана со стремлением к властвованию. Реакция увле­чения выражена ярко. Почти все эпилептоидные подростки предпочитают азартные игры.

В целом это самый трудный для социальной адаптации тип.

  • ИСТЕРОИДНЫЙ тип - дети этого типа не выносят, когда при них хвалят других, когда другим уделяют больше внимания. Насущной потребностью является желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы.

В подростковом возрасте истероидные черты заостряются.

Зачастую такие дети попадают в поле зрения психиатра и психолога после суи­цидальных демонстраций. Способы "суицидов" обычно избираются безопасные (по­резы на предплечье, лекарства из домашней аптечки и т. п.), либо рассчитаны на то, что попытка будет предупреждена окружающими. При трудных ситуациях истероид­ные натуры могут изображать бегство в болезнь, вплоть до стремления попасть в психиатрическую клинику.

Алкоголизация и противоправные действия носят несерьезный и демонстратив­ный характер, во многом обусловленный все тем же желанием привлечь внимание к себе.

Реакция группирования со сверстниками всегда сопряжена с притязанием на лидерство, на исключительное положение в группе.

увлечение почти целиком сосредоточивается на хобби эгоцентричного типа, т.е. все. что может дать возможность покрасоваться, выделить себя среди других, стано­вится объектом внимания и интереса.

Сексуальное поведение не отличается ни силой, ни напряжением. В сексуаль­ном поведении истероидных подростков много театральной игры.

"Слабым местом" подростков этого типа является ущемленное самолюбие, ут­рата внимания окружающих, особо значимых лиц, крах надежд на престижное поло­жение, развенчанная исключительность. Их самооценка далека от объективности. Обычно отмечаются те черты, которые в данный момент могут произвести впечатле­ние.

  • НЕУСТОЙЧИВЫЙ тип - в детстве такие дети отличаются непослушанием, непо­седливостью, но при этом трусливы, боятся наказания, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения ими усваиваются с трудом.

С первых классов школы нет желания учиться. Только при непрестанном и жес­тком контроле нехотя подчиняются и выполняют задание. Всегда ищут способы от­лынивания от занятий.

Рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, празд­ности, безделью. Это становится благоприятной почвой для ранних выпивок и проти­воправного поведения.

Реакция эмансипации тесно связана с теми же потребностями в развлечениях, удовольствиях.

Реакция группирования выражена ярко и проявляется в тяге к уличным подро­стковым группам, но трусость и недостаточная инициативность не позволяют им быть лидерами. Обычно дети этого типа - послушное орудие в руках группы, лидера.

Увлечения ограничиваются информативно-коммуникативным типом хобби да азартными играми.

Сексуальное влечение не отличается силой. Однако раннее вовлечение в асоци­альные группы ведет к богатому сексуальному опыту, включая знакомство с развра­том и извращениями.

Противоправное поведение обусловлено потребностью в развлечениях, удо­вольствиях.

"Слабое место " - безнадзорность, обстановка попустительства. Самооценка от­личается приписыванием себе черт конформного или гипертимного типов.

  • КОНФОРМНЫЙ тип - опекаемое взрослыми детство не дает никаких чрезмер­ных нагрузок, и поэтому наиболее ярко черты этого типа проступают в подростковом возрасте.

Дети этого типа слепо подчиняются своей среде, "плывут по течению". Их глав­ное качество - жить "как все", поступать "как все", стараться, чтобы все было "как у всех". Но это прежде всего касается привычного окружения.

Подростки конформисты трудно адаптируются к новой среде, поразительно не­критичны, так как истина - это только то, что говорится в привычном для них окруже­нии. Они консервативны по натуре и поэтому первыми начинают демонстрировать нелюбовь к новичкам. Они не инициативны, дорожат своим местом в привычной группе сверстников.

Реакция эмансипации проявляется тогда, когда родители, педагоги, старшие пы­таются оторвать их от привычной среды.

Самооценка может быть не плохой, но часто приписывают себе гипертимные черты, которые привлекательны в подростковой среде.


Приложение 1. ОПРОСНЫЕ ЛИСТЫ

Приложение 2. Код шкалы субъективной оценки ПДО и образец построения графика.

Приложение 3. Код шкалы субъективной оценки ПДО.

Приложение 4. БЛАНК ОТВЕТОВ


**) В первом варианте ПДО (1976), включающем две шкалы - шкалу субъективной и шкалу объективной оценки, выделялись следующие типы:

^ М - меланхолический;

Г - гипертимный;

Ц - циклоидный;

Л - лабильный (эмоционально-лабильный);

А - астено-невротический;

С - сенситивный;

П - психастенический;

Ш - шизоидный;

Р - паранояльный;

Э - эпилептоидный;

И - истероидный;

Н - неустойчивый;

К - конформный.

Причем указывалось, что типы М и Р в подростковой среде встречаются доволь­но редко и поэтому в шкале объективной оценки их нет. В усовершенствованном ва­рианте ПДО (1981) об этих типах вообще не упоминается. Поэтому здесь дается характери­стика всех типов, кроме М и Р.




Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Изучение акцентуации характера у подростков iconПсихопатии и акцентуации характера у подростков

Изучение акцентуации характера у подростков iconАкцентуации характера подростков (Реан А. А.)

Изучение акцентуации характера у подростков iconЛичко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков

Изучение акцентуации характера у подростков iconА. Е. Личко Психопатии и акцентуации характера у подростков

Изучение акцентуации характера у подростков iconЛ. П. Паршукова Акцентуации характера

Изучение акцентуации характера у подростков iconА. Е. Личко Определение понятий «психопатии» и«акцентуации характера»

Изучение акцентуации характера у подростков iconАкцентуации характера как концепция в психиатрии и медицинской психологии

Изучение акцентуации характера у подростков iconТеоретические аспекты проблемы при акцентуациях характера у подростков глава Эмпирическое исследование

Изучение акцентуации характера у подростков iconАкцентуации характера, виды, механизмы дезадаптации. Социально-педагогическая тактика в общении с

Изучение акцентуации характера у подростков iconЗадачи клинической психологии : Изучение психических проявлений различных болезней; Изучение роли

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина