Рабочая учебная программа по дисциплине психология и педагогика по направлению подготовки icon

Рабочая учебная программа по дисциплине психология и педагогика по направлению подготовки





Скачать 273.62 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине психология и педагогика по направлению подготовки
Дата конвертации10.04.2013
Размер273.62 Kb.
ТипРабочая учебная программа




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации




«СОГЛАСОВАНО»

Зав. кафедрой психиатрии

и клинической психологии

профессор, академик РАМН

П.И. Сидоров «___»_______________2012 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан стоматологического факультета, к.м.н., доцент


А.С. Оправин

«___»_______________2012 г.









^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


По дисциплине ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

По направлению подготовки 060201 «Стоматология»

Курс I

Вид промежуточной аттестации - зачет

Кафедра: Психиатрии и клинической психологии, Педагогики и психологии

Трудоемкость 72 (час.)/ 2 (зач. ед.)


Архангельск, 2012

^ 1. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование у студентов основ психологических и педагогических компетенций, необходимых в будущей профессиональной деятельности врача стоматолога, развитие профессиональных способности и качества студентов как граждан России.


Задачи:

  • ознакомить с общими представлениями о психике, психологии как науки;

  • изучить особенности психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых процессов), психических состояний и свойств личности;

  • сформировать общие представления о личности и деятельности человека.

  • сформировать систему педагогических знаний о целостном педагогическом процессе.

  • сформировать знания и умения по организации воспитательного и обучающего взаимодействия с пациентом и его родственниками.


^ 2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 060101 «Стоматология».

Дисциплина «Психология и педагогика» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.

Дисциплина является предшествующей для изучения дисциплин: общественное здоровье и здравоохранение, психиатрия, медицинская психология, учебная практика.


^ 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

^ Коды формируемых компетенций

Компетенции




Общекультурные компетенции

ОК-1

Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ОК- 5

Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и решению конфликтов, к толерантности.




^ Профессиональные компетенции

ПК - 9


Способность применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач

ПК - 12


Способность осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам

ПК - 13


Способность и готовность проводить профилактические мероприятия по предупреждению возникновения стоматологических заболеваний

ПК – 17


Способность и готовность к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья

ПК - 49

Способность и готовность к обучению пациентов правилам медицинского поведения; обучению пациентов гигиене полости рта


^ В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


Знать:

  1. На уровне общих представлений историю и основные научные школы мировой и отечественной психологии, объект и предмет психологии;

  2. Различия между психическими процессами, состояниями и свойствами личности;

  3. Основные понятия об индивиде, личности, индивидуальности;

  4. Психологическую характеристику деятельности человека;

  5. Основные научные подходы к пониманию развития личности в онтогенезе;

  6. Структуру и виды общения;

  7. Предмет, объект, основные категории педагогики, методы педагогики, основные этапы развития педагогической науки;

  8. Сущность процессов обучения и воспитания;

  9. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача стоматолога.


Уметь:

  1. Объяснить феномены и закономерности психических процессов и свойств личности;

  2. Объяснить феномены и закономерности развития личности в онтогенезе;

  3. Использовать основы психологических и педагогических знаний в изучении других дисциплин;

  4. Отбирать содержание и формы воспитания и образования для решения конкретных целей в процессе медицинской деятельности;

  5. Обосновывать выбор методов обучения и воспитания в конкретной педагогической ситуации;

  6. Оценивать и определять свои потребности, необходимые для продолжения обучения;

  7. Выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива;

  8. Проектировать и проводить учебно-просветительские занятия для пациентов.


Владеть:

  1. Анализом сферы применения изученных закономерностей в практической деятельности врача стоматолога;

  2. Понятийным аппаратом педагогики и психологии;

  3. Навыками самостоятельной работы с педагогической и психологической литературой;

  4. Навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссии и круглых столов.

  5. Навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов;

  6. Навыками информирования пациентов и их родственников в соответствии с требованиями правил «информированного согласия».


^ 4. Объем дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.


Наименование модулей дисциплины

Всего часов

Семестр

1. Психология

48

2

2. Педагогика

24

2

Общая трудоемкость (час.)


72






^ I. Модуль Психология

4.1. Объем модуля и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

32

2

В том числе:







Лекции (Л)

10

2

Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)

22

2

Лабораторные практикумы (ЛП)







Клинические практические занятия (КПЗ)







^ Самостоятельная работа (всего)

16

2

Экзамен







Общая трудоемкость (час.)


48





^ 5. Содержание модуля

5.1. Содержание разделов модуля



п/п

Наименование раздела модуля

Содержание модуля

1

Общие вопросы психологии

Общая характеристика психологии как науки. Становление психологии как науки. Предмет, задачи и методы психологии. Психика. Сознание. Бессознательное. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Психологическая теория деятельности.

2

Психические процессы

Познавательные психические процессы. Ощущение. Восприятие. Внимание. Память. Воображение. Мышление. Речь. Эмоциональные процессы. Волевые процессы.

3

Индивидуально-типологические особенности личности.

Индивид. Индивидуальность. Личность. Темперамент. Характер. Способности.

4

Психологические основы общения

Общественные и межличностные отношения. Общение и деятельность. Общение и деятельность. Конфликт.


5.2. Разделы модуля и виды занятий




п/п

Наименование раздела модуля

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Общие вопросы психологии

2




4










6

2

Психические процессы

4




8










12

3

Индивидуально-типологические особенности личности. Способности. Интеллект

2





6










8

4

Психологические основы общения

2




4










6


^ 6. Интерактивные формы проведения занятий




п/п

Наименование раздела модуля

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

Общие вопросы психологии

Дискуссия, групповые круглые столы на темы: «Психика. Сознательное. Бессознательное», «Объективное и субъективное отражение», «практическое значение культурно – исторической теории Л.С. Выготского».

1

2

Психические процессы

Тренинг «Особенности восприятия при передаче информации». Тестирование памяти, внимания, мышления.

1

4

Психологические основы общения

Решение ситуационных задач по теме «Особенности межличностного взаимодействия»

1

Итого (час.)

3

Итого (% от аудиторных занятий)

13%


^ 7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела модуля

Виды самостоятельной работы

^ Формы контроля

1

Общие вопросы психологии

Доклады: 1 – 12

Рефераты: 1 - 4

Заслушивание докладов, проверка рефератов

2

Психические процессы

Доклады: 13 - 20

Рефераты: 5 - 11

Заслушивание докладов, проверка рефератов

3

Индивидуально-типологические особенности личности. Способности. Интеллект

Доклады: 21 - 24

Реферат: 12

Эссе на тему «Психологические особенности личности врача - стоматолога»

Заслушивание докладов, проверка рефератов, проверка эссе

4

Психологические основы общения

Эссе на тему «Особенности межличностного взаимодействия диады: врач - пациент»

Проверка эссе

^ 8. Формы контроля


8.1. Формы текущего контроля

  • устные (собеседование, доклад, реферат).

  • письменные (проверка тестов, зачетных работ, конспектов, решения задач).

Примерные темы докладов:

  1. Учение Платона о душе.

  2. Учение Демокрита о душе.

  3. Учение Аристотеля о душе.

  4. Вклад Р. Декарта в развитие психологии

  5. Интроспекция Д.Локка.

  6. Теория Г. Лейбница.

  7. Вклад В. Вундта в развитие психологии.

  8. Поведение как предмет психологии.

  9. Психоаналитическая психология.

  10. Когнитивная психология.

  11. Гештальтпсихология

  12. Гуманистическая психология

  13. Эксперимент как основной метод психологии.

  14. Психофизический закон Вебера-Фехнера.

  15. Смысловая теории памяти.

  16. Гештальт теория памяти.

  17. Ассоциативная теория памяти.

  18. Психофизиологи­ческая теория Т.А. Рибо

  19. Теория установки Д.Н. Узнадзе

  20. Теоретическая концепция внимания П.Я Гальперина

  21. Основные приемы создания образов.

  22. Характеристика зрелой личности по Г. Олпорту.

  23. Соотношение биологического и социальное в личности.

  24. Индивидуальный стиль деятельности человека.


Примерные темы рефератов:

    1. Душа как предмет психологического познания.

    2. Сознание как предмет психологического исследования.

    3. Бихевиоризм, причины выбора поведения человека в качестве предмета психологического исследования.

    4. Критический анализ теоретической концепции бихевиоризма.

    5. Общая характеристика эмоций.

    6. Виды эмоций. Базовые эмоции. Высшие эмоции.

    7. Функции эмоций и основные компоненты эмоций.

    8. Основные свойства эмоций. Эмоциональные феномены.

    9. Воля. Функции воли.

    10. Понимание воли в отечественной психологии.

    11. Волевые свойства личности.

    12. Я-концепция и ее структура.

    13. Межличностный конфликт и способы его разрешения.


8.2. Формы промежуточной аттестации

Зачет проводится в 2 этапа:

1 этап – в форме итогового письменного теста.

2 этап – собеседование по вопросам:

Вопросы к зачету приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».


^ 9. Учебно-методическое обеспечение модуля

9.1. Основная литература

  1. Гиппенрейтер Ю.Б.  Введение в общую психологию: курс лекций. – М.: Речь, 2008.

  2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии.- СПб.: Питер, 2009

  3. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2010.

^ 9.2. Дополнительная литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2003

  2. Выготский Л.С.  Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000.

  3. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2009

  4. Клиническая психология./ под. ред. Б.Д. Карвасарского. – Спб.: Питер, 2007.

  5. Леонтьев А.Н.  Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.

  6. Маклаков А. Г. Общая психология - СПб: Питер, 2008

  7. Марцинковская Т.Д.  История психологии. – М., 2001.

  8. Рубинштейн С.Л.  Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999.


^ 9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

Электронные издания, цифровые образовательные ресурсы:

  1. Российская национальная библиотека http : / www nir. ru

  2. «Российское образование» http : //w.еdu. ru

  3. http://www.koob.ru/cat/


^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Оборудованные аудитории – практикум №1358, 1359, 1360, лекционные аудитории - 1362, 1371.

Аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения: ноутбук, м /проектор


^ II Модуль Педагогика


4.2 Общая трудоемкость дисциплины.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

16

2

В том числе:







Лекции (Л)

6

2

Практические занятия (ПЗ)




2

Семинары (С)

10

-

Лабораторные практикумы (ЛП)

-

-

Клинические практические занятия (КПЗ)

-

-

^ Самостоятельная работа (всего)

8

2

Экзамен

-

-

Общая трудоемкость (час.)


24





^ 5. Содержание дисциплины:


5.1. Содержание разделов дисциплины




п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1

Общие основы педагогики

Педагогика как наука

Категориальный аппарат педагогики

Педагогическая система, целостный педагогический процесс

2

Основы дидактики

Сущность и технология обучения,

основные дидактические категории;

Педагогические технологии, методы, формы и средства обучения

3

Основы воспитания

Сущность и содержание и методы воспитания;

Возрастные периоды развития и воспитания личности;

Воспитательные подходы к взаимодействию с пациентами-детьми

4

Медицинская педагогика

Интеграция медицины и педагогики;

предмет, объект медицинской педагогики;

Педагогические аспекты в деятельности врача.

Цели, содержание, технологии, формы и методы организации санитарно-просветительской работы врача

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I

^ Общие основы педагогики



















5

1.1

Педагогика как наука

2
















2

1.2.

Категориальный аппарат педагогики







1










1

1.3

Педагогическая система, целостный педагогический процесс

2
















2

II

^ Основы дидактики



















3

2.1

Сущность и технология обучения; основные дидактические категории







1










1

2.2

Педагогические технологии, методы, формы и средства обучения;







2










2

III

^ Основы воспитания



















2

3.1

Сущность, содержание и методы воспитания;

Возрастные периоды развития и воспитания личности;







1










1

3.2

Воспитательные подходы к взаимодействию с пациентами-детьми







1










1

IV

^ Медицинская педагогика



















6

4.1

Интеграция медицины и педагогики; предмет, объект медицинской педагогики

1
















1

4.2

Педагогические аспекты в деятельности врача

1
















1

4.3

Цели, содержание, формы и методы организации санитарно-просветительской работы врача







2










2

4.4

Технологии, формы и методы организации учебно-просветительского занятия для населения







2










2


^ 6. Интерактивные формы проведения занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

^ Основы дидактики

Решение ситуационных задач


1

2

Медицинская педагогика

Учебно-просветительские занятия для населения

Учебный проект санитарно- просветительского занятия по поддержанию стоматологического и общего здоровья населения


2

Итого (час.)

3

Итого (% от аудиторных занятий)

18,8


^ 7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

^ Формы контроля

1

Общие основы педагогики


Написание эссе на основе афоризма: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».

(Л. Выготский)


Эссе

2

Основы дидактики


Составление словаря основных понятий темы «Основы дидактики»


Словарь педагогических понятий


3

Основы воспитания


Написание эссе на основе афоризма: «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание»

(А. де Сент-Экзюпери)


Эссе

4

Медицинская педагогика


Подбор и конспектирование материалов по теме «Формы и методы обучения пациентов-детей»


Конспект по теме

«Формы и методы обучения пациентов-детей»




^ 8. Формы контроля


8.1. Формы текущего контроля

- устные: доклад, защита проектов

- письменные: проверка тестов, эссе, конспектов.


8.2. Формы промежуточной аттестации: зачет в форме теста


^ 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

  1. Педагогика. Учебное пособие для вузов / под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 640 с.

  2. Педагогика: Учебник для вузов / Н.Бордовская, А.Реан. – СПб.: Питер, 2003. – 304 с.

  3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос, 2003. – 576 с.

  4. Педагогика в медицине: учеб. пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений / Н.В.Кудрявая, Е.М.Уколова, Н.Б.Смирнова, Е.А.Волошина, К.В.Зорин; под ред. Н.В.Кудрявой. – М., 2006. – 320 с.

  5. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учебн. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М., 2008. – 576 с.


^ 9.2. Дополнительная литература

  1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике. Учебное пособие для вузов. –М, 2003.

  2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. – М.: Гардарини, 2003. – 480 с.

  3. Кроль В.М. Педагогика: Учебн. пособие для техн. вузов. – М. Высш. шк., 2002. – 319 с.

  4. Крысько В.Г. Педагогика в схемах и таблицах. Учебно-методическое пособие. – Минск, Москва, 2000.

  5. Лихачев Б.А. Педагогика: курс лекций. – М., 2002.

  6. Пашкевич А.В. Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики: Учебно-методическое пособие. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И.Менделеева, 2009. – 80 с.

  7. Реан А.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2001. – 432 с.

  8. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. Учебное пособие.- М., 2000.

  9. Якушева Л.М., Маняпова Е.В., Ложкова Г.М. Основы инновационной деятельности преподавателя высшей школы. – Тюмень: ООО «Издательский центр «Академия», 2009. – 132 с.




    1. Программное обеспечение и Интернет ресурсы




  1. www.dictionary.fio.ru – Педагогический энциклопедический словарь – сетевое издание в рамках проект «Федерации Интернет Образования»

  2. www.flogiston.ru – литература по педагогике и психологии.

  3. www.pedlib.ru – педагогическая библиотека, литература по педагогике и психологии.

  4. www.azps.rи - статьи по психолого-педагогическим дисциплинам.

  5. www.bookap.narod.ru – ссылки на тематические сайты по педагогике и психологии.




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплин

- оборудование аудиторий: рабочее место обучающегося

- аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения: компьютер, проектор

-наглядные пособия: таблицы, наглядные схемы по темам:

  • Отрасли педагогической науки

  • Основные категории педагогики

  • Система образования

  • Педагогическая система

  • Педагогический процесс

  • Технологии обучения

  • Методы обучения

  • Направления воспитания

  • Классификация методов воспитания




  1. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине



Анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)


Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

^ 1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________


^ 4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________


5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!


Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Доцент кафедры психиатрии и клинической психологии

Маруняк С.В.




Ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии

Корниенко Е.Р.





Рецензент (ы):

Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

СГМУ

Доцент кафедры психиатрии и клинической психологии

Ложкина Л.М.






Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине психология и педагогика по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания
О. М. Чикова. Психология акцентуированных личностей: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная...
Рабочая учебная программа по дисциплине психология и педагогика по направлению подготовки iconРабочая учебная программа по дисциплине Учебная практика по направлению подготовки 060103

Рабочая учебная программа по дисциплине психология и педагогика по направлению подготовки iconРабочая учебная программа по дисциплине Стоматология По направлению подготовки

Рабочая учебная программа по дисциплине психология и педагогика по направлению подготовки iconРабочая учебная программа по дисциплине «Правоведение» По направлению подготовки

Рабочая учебная программа по дисциплине психология и педагогика по направлению подготовки iconРабочая учебная программа по дисциплине Анатомия По направлению подготовки 060103 Педиатрия
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки фгос-03 Педиатрия
Рабочая учебная программа по дисциплине психология и педагогика по направлению подготовки iconРабочая учебная программа по дисциплине Профессиональные болезни По направлению подготовки

Рабочая учебная программа по дисциплине психология и педагогика по направлению подготовки iconРабочая учебная программа по дисциплине биологическая химия По направлению подготовки

Рабочая учебная программа по дисциплине психология и педагогика по направлению подготовки iconРабочая учебная программа по дисциплине микробиология, вирусология По направлению подготовки 060103

Рабочая учебная программа по дисциплине психология и педагогика по направлению подготовки iconРабочая учебная программа по дисциплине Общая хирургия, лучевая диагностика По направлению подготовки

Рабочая учебная программа по дисциплине психология и педагогика по направлению подготовки iconРабочая учебная программа по дисциплине Профессиональные болезни По направлению подготовки 060101

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина