Программа, методические указания и контрольные работы для студентов факультета высшего сестринского образования заочного отделения медицинских вузов Ставрополь icon

Программа, методические указания и контрольные работы для студентов факультета высшего сестринского образования заочного отделения медицинских вузов Ставрополь





НазваниеПрограмма, методические указания и контрольные работы для студентов факультета высшего сестринского образования заочного отделения медицинских вузов Ставрополь
страница1/4
Дата конвертации11.04.2013
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


This word document was downloaded from http://www.worddocx.com/

please remain this link information when you reproduce , copy, or use it.

word documents


СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра иностранных языков с курсом латинского языка


ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК

И ОСНОВЫ

МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ


Программа, методические указания и контрольные работы для студентов факультета высшего сестринского образования заочного отделения медицинских вузов


Ставрополь

2009

УДК

ББК


^ ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК И ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ. (Программа, методические указания и контрольные работы для студентов высшего сестринского образования заочного отделения медицинских вузов). – Ставрополь. Изд-во: СтГМА. – 2009. – с. 5


Составители:

Знаменская Стояна Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков с курсом латинского языка Ставропольской государственной медицинской академии.

Берко Зоя Васильевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков с курсом латинского языка Ставропольской государственной медицинской академии.

Адиханян Нелли Арамовна, старший преподаватель кафедры иностранных языков с курсом латинского языка Ставропольской государственной медицинской академии.


Настоящее пособие предназначено для студентов факультета высшего сестринского образования заочного отделения медицинских вузов. Пособие содержит программу дисциплины «Латинский язык и основы медицинской терминологии» для студентов ВСО ЗО, методические указания и материал для контрольных работ, выполнение которых предусмотрено учебными планами заочных отделений медицинских вузов.


УДК

ББК


Рецензенты:

Бутова Ольга Алексеевна, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой анатомии, физиологии и гигиены человека Ставропольского государственного университета.

Малыхин Федор Тимофеевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры внутренних болезней № 2, декан факультета ВСО ЗО СГМА.


© Ставропольская государственная

медицинская академия, 2009


«Invia est in medicina via sine lingua Latina» -

«Непроходим путь в медицине без латинского языка»


^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Современная медицинская терминология одна из обширных и сложных в понятийном отношении систем терминов. Наиболее специфическая особенность медицинской и биологической терминологии традиционное многовековое применение латинского языка.

Исходной учебной базой для успешного усвоения студентами профессионального медицинского языка является учебная дисциплина «Латинский язык и основы медицинской терминологии» как неотъемлемый элемент обучения любой медицинской специальности.

Главная профессиональная цель дисциплины научить студентов сознательно и грамотно применять термины на латинском языке, а также термины греко-латинского происхождения в транскрипции на русском и латинском языках, выписывать рецепты на латинском языке.

Помимо сугубо профессиональной цели курс латинского языка должен выполнять также важную гуманитаризирующую функцию, привлечь внимание к многочисленным фактам, касающимся вклада древнегреческого и латинского языков, а также античной культуры в мировую цивилизацию.

В соответствии с указанной целью перед курсом латинского языка ставятся следующие задачи: главная специально-образовательная, и дополнительные - общеобразовательная и общекультурная.

Решение главной задачи профессиональной идет по двум направлениям:

  • обучение элементам латинской грамматики, которые требуются для понимания и грамотного использования терминов на латинском языке (именительный и родительный падеж единственного и множественного числа в системе латинских склонений, существительных и прилагательных), способам словообразования с помощью наиболее употребительных греческих и латинских корневых и аффиксальных терминоэлементов;

  • овладение специальным лексическим минимумом на уровне долговременной памяти.

Общеобразовательная задача заключается в приобретении студентами сведений общеязыкового характера.

Задача общекультурного развития студентов реализуется путем включения в учебный материал специально подобранных крылатых выражений, пословиц, поговорок, афоризмов, которые используются в научной и художественной литературе.

Занятия по латинскому языку проводятся по учебнику «Латинский язык и основы медицинской терминологии» под редакцией А. Г. Авксентьевой, Минск, 1999 г.

На изучение дисциплины отводится 160 часов, из них 24 часа – на практические занятия, 136 часов на самостоятельную работу студентов заочников

Каждое занятие строится по однотипной схеме и, как правило, включает следующее: содержание очередной новой темы; задание «Для самостоятельной работы» в аудитории с целью определения исходного уровня знаний по предшествующей теме и его коррекция. Для этого используются также тестовые задания. Далее следует объяснение нового грамматического или терминологического материала, задание «Для самоконтроля», упражнения для домашнего задания и лексический минимум. Лексический минимум, представленный в учебнике в объёме около 900 единиц (слова и терминоэлементы), предназначен для прочного запоминания на уровне долговременной памяти. При его отборе учитывались частотность применения, тематическая важность и словообразовательная валентность.

На каждом занятии предусмотрена самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя. Итогом самостоятельной работы является контрольная работа, включающая вопросы из всех разделов курса. Формами текущего контроля являются устный и письменный контроль лексики, а также проверка заданий, выполненных дома или на занятии. Итоговый контроль зачёт.

На занятиях по латинскому языку на 1 курсе закладываются основы для овладения огромной и многопрофильной медицинской терминологией. За сравнительно небольшое количество часов студенты приобретают необходимые знания и умения. Что же касается навыков, то они могут быть сформированы только при условии систематического применения на последующих курсах, в ходе изучения специальных дисциплин и уже имеющихся знаний и умений. Этому способствует взаимно направленная интеграция между курсом латинского языка, с одной стороны, и медико-теоретическими и клиническими дисциплинами, с другой стороны.

Рабочая учебная программа полностью соответствует типовой программе, утверждённой МЗ РФ. Она составлена с учётом современного состояния медицинской терминологии на латинском языке, представленной в ряде Международных номенклатур (анатомической, гистологической, микробиологической, фармакопейной, ботанической и др.), в «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» (М. Советская энциклопедия, 198284,т.13), а также в учебниках по медицинским специальностям.

Для оптимизации обучения студентов латинскому языку активно используются новые методы обучения. Тщательно отбирается грамматический и терминологический материал; используются различные упражнения, которые развивают логику мышления, сознательность и грамотность в использовании терминов, свободную ориентацию в различных подсистемах медицинской терминологии; создаются латинско-русские и русско-латинские словари-минимумы по медицинским дисциплинам.

Проводится анализ результатов контрольной работы, позволяющий преподавателю и студентам выявить трудности в усвоении материала и ликвидировать их.

Таким образом, усвоив программу латинского языка и основ медицинской терминологии, специалист сможет легко ориентироваться в содержании профессиональной терминологии.


^ ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ И МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ


  • Знать элементы грамматики (склонение существительных и прилагательных, согласование прилагательных с существительными в именительном и родительном падеже единственного и множественного числа; глагольные формы, требуемые программой, управление предлогов, числительные, местоимения, наречия, употребляемые в медицинской терминологии.

  • Знать на уровне долговременной памяти в качестве активного словарного запаса 900 лексических и словообразовательных единиц (непроизводные и производные латинские терминоэлементы).

  • Уметь читать и писать по-латински.

  • Уметь переводить с русского языка на латинский и с латинского языка на русский медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины, а также простые предложения и афоризмы.

  • Уметь выполнять задания на определение общего смысла и на конструирование клинических терминов по терминоэлементам.

  • Уметь грамотно писать рецепты, переводить их с русского языка на латинский и с латинского языка на русский.

  • Уметь образовывать на латинском языке наименования химических соединений (оксидов, солей, кислот).

  • Уметь вычленять в составе наименований лекарственных средств частотные отрезки, несущие определённую типовую информацию о лекарстве.


^ НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ И ИХ КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Раздел I. Анатомическая терминология

Тема 1

Введение, история латинского языка и его общекультурное значение. Латинский алфавит. Правила чтения букв и буквосочетаний. Правила ударения в латинских терминах. Долгота и краткость слога.

Цели изучения латинского языка, объём и содержание предмета.

История возникновения и распространение латинского языка. Роль и формирование профессионального языка врача. Основы медицинской терминологии. Общекультурное значение латинского языка.

Латинский алфавит, начертание и название букв латинского алфавита. Произношение гласных и особенности произношения некоторых согласных, дифтонгов, буквосочетаний.

Правила постановки ударения в латинских словах. Долгота и краткость слога. Особенности постановки ударения в словах греческого происхождения. Долгие и краткие суффиксы.
  1   2   3   4

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа, методические указания и контрольные работы для студентов факультета высшего сестринского образования заочного отделения медицинских вузов Ставрополь iconМетодические указания, программа и контрольные задания для студентов заочного отделения фармацевтического

Программа, методические указания и контрольные работы для студентов факультета высшего сестринского образования заочного отделения медицинских вузов Ставрополь iconКонтрольное задание №2 по микробиологии и вирусологии Методические указания для студентов заочного
Методические указания предназначены студентам фармацевтического факультета заочной формы обучения...
Программа, методические указания и контрольные работы для студентов факультета высшего сестринского образования заочного отделения медицинских вузов Ставрополь iconМетодические указания по предмету «Патология» для студентов 4 курса заочного отделения фармацевтического

Программа, методические указания и контрольные работы для студентов факультета высшего сестринского образования заочного отделения медицинских вузов Ставрополь iconМетодические указания к аудиторной работе для студентов 3- 4 курса факультета высшего сестринского
Методические указания соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего...
Программа, методические указания и контрольные работы для студентов факультета высшего сестринского образования заочного отделения медицинских вузов Ставрополь iconУчебное пособие для студентов заочного отделения Факультета менеджмента и высшего сестринского образования

Программа, методические указания и контрольные работы для студентов факультета высшего сестринского образования заочного отделения медицинских вузов Ставрополь iconМетодические рекомендации для подготовки к итоговой государственной аттестации для студентов факультета
«Сестринское дело» 060109. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов 4-5 курсов...
Программа, методические указания и контрольные работы для студентов факультета высшего сестринского образования заочного отделения медицинских вузов Ставрополь iconМетодические указания к аудиторной работе для студентов 4 курса факультета высшего сестринского образования

Программа, методические указания и контрольные работы для студентов факультета высшего сестринского образования заочного отделения медицинских вузов Ставрополь iconМетодические указания к внеаудиторной работе для студентов 3- 4 курса факультета высшего сестринского

Программа, методические указания и контрольные работы для студентов факультета высшего сестринского образования заочного отделения медицинских вузов Ставрополь iconМетодические указания к внеаудиторной работе для студентов 4 курса факультета высшего сестринского

Программа, методические указания и контрольные работы для студентов факультета высшего сестринского образования заочного отделения медицинских вузов Ставрополь iconМетодические указания к написанию контрольной работы для студентов V курса заочного отделения

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина