С. С. Горохов, начальник кафедры военно-полевой терапии военно-медицинского факультета в Учреждении образования Белорусский государственный медицинский универси icon

С. С. Горохов, начальник кафедры военно-полевой терапии военно-медицинского факультета в Учреждении образования Белорусский государственный медицинский универси





Скачать 306.83 Kb.
НазваниеС. С. Горохов, начальник кафедры военно-полевой терапии военно-медицинского факультета в Учреждении образования Белорусский государственный медицинский универси
Дата26.04.2013
Размер306.83 Kb.
ТипДокументы


Составители:

С.С.Горохов, начальник кафедры военно-полевой терапии военно-медицинского факультета в Учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент, полковник медицинской службы;

А.А.Бова, профессор кафедры военно-полевой терапии военно-медицинского факультета в Учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

А.С.Рудой, заместитель начальника кафедры военно-полевой терапии военно-медицинского факультета в Учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук

Рецененты:

Кафедра госпитальной терапии Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;

Ю.В.Демидович, главный терапевт Вооруженных Сил Государственного учреждения «Центральная военно-врачебная комиссия Вооруженных Сил Республики Беларусь», полковник медицинской службы

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой военно-полевой терапии военно-медицинского факультета в Учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 3 от 22.09.2011 г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 3 от 14.12.2011 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 2 от 15.12.2011 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 3 от 15.12.2011 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 2 от 16.12.2011 г.)

Пояснительная записка

Военно-полевая терапия – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики в области военной медицины, изучающей заболевания внутренних органов, возникающие от применения боевого оружия, и разрабатывающей организационные формы оказания терапевтической помощи больным и раненым в различных условиях деятельности войск.

Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

    • образовательным стандартом Республики Беларусь «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-79 01 01 Лечебное дело» (ОС РБ 1-79 01 01-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.05.2008 г. № 40;

    • образовательным стандартом Республики Беларусь «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-79 01 02 Педиатрия» (ОС РБ 1-79 01 02-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.05.2008 г. № 40;

    • образовательным стандартом Республики Беларусь «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело» (ОС РБ 1-79 01 03-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.05.2008 г. № 40;

    • типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования 1-79 01 01 «Лечебное дело» (регистрационный № L 79-005/тип.); утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 16.04.2008 г.;

    • типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования 1-79 01 02 «Педиатрия» (регистрационный № L 79-007/тип.), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 16.04.2008 г;

    • типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» (регистрационный № L 79-008/тип.), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 16.04.2008 г.

Разработка типовой учебной программы по дисциплине «Военно-полевая терапия» обусловлена введением новых образовательных стандартов и типовых учебных планов, появлением новейших научных данных по вопросам диагностики и лечения висцеральной патологии у военнослужащих в различных условиях деятельности войск.

В программе учтены изменения в организации и осуществлении медицинского обеспечения Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Типовая учебная программа дисциплины «Военно-полевая терапия» включает новейшие научные данные по разделам терапии и военной медицины.

Особенность типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у слушателей академической, социально-личностной и профессиональной компетенции, а также в ее прикладном характере для клинической практики на уровне врача войсковой части и врача-терапевта медицинской роты.

Цель преподавания и изучения дисциплины «Военно-полевая терапия» состоит в формировании у студентов знаний по вопросам:

- разработки, научного обоснования, систематического усовершенствования и внедрения в практику рациональных организационных форм оказания терапевтической помощи пораженным, больным и раненым в различных условиях боевой деятельности войск, а также в экстремальных ситуациях мирного времени;

- этиологии, патогенеза, клиники заболеваний, обусловленных воздействием на организм средств ионизирующих излучений и разработки методов их диагностики, профилактики и лечения;

- изучения особенностей возникновения, клинического течения, исходов и лечения соматических заболеваний в условиях боевой деятельности войск, анализа заболеваемости и разработки комплекса мероприятий, направленных на уменьшение заболеваемости и укрепление здоровья личного состава;

- дальнейшего совершенствования методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний внутренних органов у раненых, контуженных, обожженных и при политравматических поражениях;

- этиологии, патогенеза, клиники заболеваний, связанных с воздействием на организм военнослужащих неблагоприятных факторов военного труда: электромагнитных волн различных диапазонов, ионизирующей радиации
и т. п.;

- разработки вопросов диспансеризации, реабилитации и военно-врачебной экспертизы больных и пораженных терапевтического профиля (для специальностей 1-79 01 01 «Лечебное дело» и 1-79 01 02 «Педиатрия»).

Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:

- структуры заболеваемости личного состава войск; принципов организации терапевтической помощи в мирное время и в различных условиях боевой деятельности войск, объема терапевтической помощи раненым и больным в медицинских пунктах, медицинских ротах и других военно-медицинских организациях Вооруженных Сил Республики Беларусь;

- патогенеза, клиники, диагностики, профилактики и лечения патологических процессов, возникающих во внутренних органах при боевой травме у раненых, контуженных при взрывной травме, при ожоговой болезни и синдроме длительного сдавления;

- патогенеза, клиники, диагностики, профилактики и лечения радиационных поражений;

- патогенеза, клиники, диагностики, профилактики и лечения военно-профессиональных заболеваний, в том числе поражений сверхвысокочастотными электромагнитными излучениями;

- вопросов диагностики, лечения, профилактики ранних и поздних осложнений при боевой терапевтической патологии, а также особенностей обследования больного с боевой терапевтической патологией;

- порядка организации и проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Республики Беларусь (для специальностей 1-79 01 01 «Лечебное дело» и 1-79 01 02 «Педиатрия»).

Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в знании и применении:

— представлений о структуре заболеваемости личного состава войск;

— анализа заболеваемости и разработки комплекса мероприятий, направленных на уменьшение заболеваемости и укрепление здоровья личного состава;

— принципов организации терапевтической помощи в различных условиях боевой деятельности войск и при чрезвычайных ситуациях мирного времени, объема терапевтической помощи пораженным, раненым и больным на медицинских пунктах, медицинских ротах и в других военно-медицинских организациях Вооруженных Сил Республики Беларусь;

— сведений о патогенезе, клинике, диагностике, профилактике и лечении патологических процессов, возникающих во внутренних органах при боевой травме у раненых, контуженных при взрывной травме, при ожоговой болезни и синдроме длительного сдавления;

— сведений о патогенезе, клинике, диагностике, профилактике и лечении радиационных поражений и поражений электромагнитными излучениями сверхвысокочастотного диапазона;

— порядка организации и проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Республики Беларусь (для специальностей 1-79 01 01 «Лечебное дело» и 1-79 01 02 «Педиатрия»).

Цель дисциплины «Военно-полевая терапия» - не только подготовить для Вооруженных Сил Республики Беларусь офицеров медицинской службы запаса, но и выработать у обучаемых необходимый уровень знаний и умений, позволяющий исполнять служебные обязанности офицера медицинской службы в особый период (боевая обстановка, чрезвычайные ситуации мирного времени: аварии на производстве, техногенные и экологические катастрофы, террористические операции, диверсионные акты и др.).

Требованием профессиональной компетенции является приобретение специальных знаний и умений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в условиях боевой деятельности войск и чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Преподавание и успешное изучение дисциплины «Военно-полевая терапия» осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих дисциплин:

^ Нормальная физиология. Принципы функционирования основных систем организма.

Патологическая анатомия. Изменения строения внутренних органов при изучаемых патологических процессах; перестройка систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной, пищеварения, мочевыделительной, кроветворения, лимфатической, опорно-двигательной) при патологических процессах.

^ Патологическая физиология. Структурные и функциональные нарушения взаимодействия внутренних органов и систем при основных патологических процессах.

Фармакология. Фармакодинамика, фармакокинетика и механизм действия современных радиопротекторов; фармакодинамика, фармакокинетика и механизм действия инфузионных растворов, используемых в комплексной интенсивной терапии патологии органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, почек; фармакодинамика, фармакокинетика и механизм действия лекарственных средств, активирующих и нормализующих белковый и углеводный обмен; фармакодинамика, фармакокинетика и механизм действия лекарственных средств, стимулирующих иммунные реакции организма.

^ Военно-полевая хирургия (для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия»). Симптоматика огнестрельных ранений различной локализации; симптоматика и особенности послеоперационного течения огнестрельных ранений различной локализации; симптоматика и особенности послеоперационного течения взрывного ранения и взрывной травмы.

^ Радиационная и экологическая медицина (для специальностей 1-79 01 01 «Лечебное дело» и 1-79 01 02 «Педиатрия»). Биологическое действие различных доз ионизирующих излучений на организм человека; физиологические и патологические реакции организма на различные дозы ионизирующих излучений.

Для студентов специальностей 1-79 01 01 «Лечебное дело» и 1-79 01 02 «Педиатрия» программа дисциплины «Военно-полевая терапия» состоит из пяти разделов.

Для студентов специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» программа дисциплины «Военно-полевая терапия» состоит из четырех разделов.

^ Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

— задачи и принципы организации терапевтической помощи в различных условиях боевой деятельности войск;

— установленный объем обследования больных на этапах медицинской помощи;

— врачебную тактику и порядок оказания терапевтической помощи военнослужащим на этапах медицинской эвакуации;

— патогенез, клинику, диагностику, профилактику и лечение поражений ионизирующим излучением;

— патогенез, клинику, диагностику, профилактику и лечение патологических процессов, возникающих во внутренних органах при боевой травме у раненых и контуженных (вследствие огнестрельного ранения и минно-взрывной травмы, воздействия взрывной волны, синдрома длительного сдавления, ожоговой болезни);

— патогенез, клинику, диагностику, профилактику и лечение при поражениях сверхвысокочастотными электромагнитными излучениями;

— порядок организации и проведения военно-врачебной экспертизы в Республике Беларусь в интересах Вооруженных Сил и других военизированных формирований (для специальностей 1-79 01 01 «Лечебное дело» и 1-79 01 02 «Педиатрия»);

— перспективы развития организационных форм терапевтической помощи больным и пораженным терапевтического профиля в условиях боевой деятельности войск и чрезвычайных ситуациях мирного времени;

— наиболее перспективные направления в разработке вопросов профилактики и лечения заболеваний, вызываемых действием факторов военно-профессиональной вредности.

Студент должен уметь:

— правильно организовывать медицинскую сортировку пораженных и больных терапевтического профиля;

— выполнять мероприятия первой врачебной помощи пораженным и больным;

— правильно формулировать и обосновывать клинический диагноз заболеваний внутренних органов, боевой терапевтической патологии, военно-профессиональной патологии в соответствии с современными классификациями и номенклатурой болезней;

— применять современные средства диагностики и лечения заболеваний внутренних органов, обусловленных как соматической, боевой, так и военно-профессиональной патологией;

— оформлять медицинскую документацию на больных и пораженных терапевтического профиля (первичную медицинскую карту, историю болезни лазарета медицинского пункта части и др.);

— проводить общеклиническое обследование раненых и больных;

— составлять свидетельство о болезни (для специальностей 1-79 01 01 «Лечебное дело» и 1-79 01 02 «Педиатрия»).

^ Характеристика рекомендуемых методов обучения. При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети учреждения высшего образования и Internet.

Особое внимание рекомендуется уделять практическому обучению: привитию практических навыков в обследовании и лечении больных, в оказании неотложной помощи в условиях войсковой части, а в военное время – на войсковых этапах медицинской эвакуации.

Патогенез, клинику, профилактику и общие принципы лечения, а также медицинскую сортировку и объем терапевтической помощи в медицинских пунктах и лечебных организациях Вооруженных Сил Республики Беларусь при поражениях ионизирующими излучениями, сверхвысокочастотными электромагнитными излучениями обучаемые изучают во время курации больных с синдромосходными заболеваниями, по учебным видеофильмам и историям болезни, при решении ситуационных задач.

Вопросы военно-врачебной экспертизы отрабатываются во время курации больных (для специальностей 1-79 01 01 «Лечебное дело» и 1-79 01 02 «Педиатрия»).

Приобретение и совершенствование практических навыков лечебно-диагностической, профилактической и реабилитационной деятельности студентами осуществляется во время курации ими пациентов в отделениях клиники. При этом основная роль отводится самостоятельной работе студентов с пациентами, изучению руководящих документов, документов планирования, учета, отчетности и рекомендованной литературы. Особое внимание уделяется приобретению и развитию навыков в решении лечебно-диагностических и профилактических вопросов, осуществляемых в условиях войсковой части.

Контроль знаний студентов осуществляется путем опроса, решения ситуационных задач различной степени сложности, тестирования по узловым вопросам темы. Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме зачета.

^ Распределение бюджета учебного времени по семестрам

Шифр, название

специальности

Семестр

Всего часов

Всего аудиторных часов

из них

самостоятельных внеаудиторных часов

Форма

аттестации

лекций

практических занятий

1-79 01 01 «Лечебное дело»

9

54

35

10

25

19

зачет

1-79 01 02 «Педиатрия»

10

54

35

10

25

19

зачет

1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело»

10

42

28

8

20

14

зачет



^ Примерный тематический план

Наименование раздела (темы)

Для специальностей 1-79 01 01 «Лечебное дело» и 1-79 01 02 «Педиатрия»

Для специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело»

Количество часов аудиторных занятий

лекций

практичес-ких

лекций

практичес-ких

^ 1. Организация терапевтической помощи больным и пораженным терапевтического профиля в различных условиях деятельности войск

2

3

2

5

1.1. Боевая терапевтическая патология. Организация, медицинская сортировка и объем терапевтической помощи пораженным и больным в чрезвычайных ситуациях мирного времени и в условиях боевой деятельности войск

2

-

2

-

1.2. Медицинская сортировка и объем медицинской помощи больным и пораженным терапевтического профиля на этапах медицинской эвакуации в чрезвычайных ситуациях мирного времени и в условиях боевой деятельности войск

-

3

-

5

^ 2. Острая лучевая болезнь. Комбинированные радиационные поражения

2

5

2

5

2.1. Основы биологического действия ионизирующих излучений. Патогенез и клиника острой лучевой болезни от внешнего равномерного облучения. Принципы лечения

2

-

2

-

2.2. Острая лучевая болезнь от внешнего равномерного облучения. Особенность острой лучевой болезни от нейтронного облучения. Острые лучевые поражения от сочетанного, неравномерного облучения. Комбинированные радиационные поражения

-

5

-

5

^ 3. Заболевания внутренних органов у раненых

4

10

3

5

3.1. Этапы развития учения о заболеваниях внутренних органов у раненых. Патогенетические механизмы развития висцеральной патологии при огнестрельных и минно-взрывных ранениях

2

-

2

-

3.2. Заболевания внутренних органов у раненых и контуженных при огнестрельной, минно-взрывной травме и синдроме длительного сдавления

-

5

-

2

3.3. Висцеральная патология при ожоговой болезни

2

-

1

-

3.4. Изменения внутренних органов при ожоговой болезни

-

5

-

3

^ 4. Поражения электромагнитными излучениями сверхвысокочастот-ного диапазона

2

5

1

5

4.1. Поражения сверхвысокочастот-ными электромагнитными излуче-ниями

2

-

1

-

4.2. Клиника, диагностика, принципы лечения поражений электромагнитными излучениями СВЧ-диапазона

-

5

-

5

^ 5. Военно-врачебная экспертиза больных и пораженных терапевтического профиля

-

2

-

-

5.1. Медицинское освидетельство-вание больных и пораженных терапевтического профиля

-

2

-

-

^ Всего часов

10

25

8

20



Содержание учебного материала

^ 1. Организация терапевтической помощи больным и пораженным терапевтического профиля в различных условиях деятельности войск

1.1. Боевая терапевтическая патология. Организация, медицинская сортировка и объем терапевтической помощи пораженным и больным в чрезвычайных ситуациях мирного времени и в условиях боевой деятельности войск

Боевая терапевтическая патология: современное состояние вопроса.

Структура санитарных потерь в современных условиях боевой деятельности войск. Характеристика основных категорий пораженных и больных, нуждающихся в терапевтической помощи.

Основные принципы организации и объем первой, доврачебной, первой врачебной помощи.

1.2. Медицинская сортировка и объем медицинской помощи больным и пораженным терапевтического профиля на этапах медицинской эвакуации в чрезвычайных ситуациях мирного времени и в условиях боевой деятельности войск

Медицинская сортировка пораженных и больных на этапах медицинской эвакуации. Основные принципы медицинской сортировки при массовом поступлении пораженных и больных на этапах медицинской эвакуации.

Организация и объем терапевтической помощи на этапах медицинской эвакуации и в лечебных организациях Министерства обороны.

Организация работы медицинской роты по приему, медицинской сортировке, оказанию медицинской помощи и лечению больных и пораженных.

Мероприятия квалифицированной и специализированной терапевтической помощи.

Силы и средства усиления и специализации медицинских частей и организаций.

Особенности организации медицинской помощи пораженным ядерным и химическим оружием.

^ 2. Острая лучевая болезнь. Комбинированные радиационные поражения

2.1. Основы биологического действия ионизирующих излучений. Патогенез и клиника острой лучевой болезни от внешнего равномерного облучения. Принципы лечения

Общая характеристика радиационного фактора и первичного действия ионизирующих излучений.

Биологическое действие ионизирующих излучений.

Классификация острых радиационных поражений.

Патофизиологические механизмы развития основных синдромов острой лучевой болезни.

Костномозговая форма острой лучевой болезни. Характеристика течения заболевания по периодам. Клиническая картина периодов острой лучевой болезни первой, второй, третьей, четвертой степени тяжести.

Принципы лечения острых радиационных поражений.

2.2. Острая лучевая болезнь от внешнего равномерного облучения. Особенность острой лучевой болезни от нейтронного облучения. Острые лучевые поражения от сочетанного, неравномерного облучения. Комбинированные радиационные поражения

Изменения крови и костного мозга в различные периоды острой лучевой болезни. Ранняя диагностика.

Характеристика клинического течения кишечной, токсемической, церебральной форм лучевой болезни.

Особенности клиники лучевой болезни от нейтронного облучения.

Особенности клиники лучевой болезни в зависимости от геометрии облучения.

Особенности диагностики и клинического течения лучевой болезни, возникающей от внутреннего и сочетанного облучения.

Особенности клиники и диагностики комбинированных радиационных поражений. Синдром взаимного отягощения. Периоды течения комбинированных поражений.

Профилактика радиационных поражений. Радиопротекторы.

Организация медицинской сортировки острых радиационных поражений.

Общие принципы лечения лучевой болезни. Средства купирования первичной реакции, тактика лечения в различные периоды болезни. Неотложная помощь при неукротимой рвоте, острой сердечно-сосудистой недостаточности, психомоторном возбуждении. Принципы этапного лечения пораженных. Особенности лечения острой лучевой болезни от сочетанного, нейтронного облучения, комбинированных радиационных поражений.

Особенности физиологических реакций организма при воздействии малых доз ионизирующих излучений. Особенности клинических проявлений и течения других заболеваний внутренних органов на фоне воздействия на организм малых доз ионизирующих излучений.

^ 3. Заболевания внутренних органов у раненых

3.1. Этапы развития учения о заболеваниях внутренних органов у раненых. Патогенетические механизмы развития висцеральной патологии при огнестрельных и минно-взрывных ранениях

Этапы развития учения о заболеваниях внутренних органов у раненых.

Понятие травматической болезни.

Патогенетические механизмы развития висцеральной патологии при огнестрельных и минно-взрывных ранениях.

^ 3.2. Заболевания внутренних органов у раненых и контуженных при огнестрельной, минно-взрывной травме и синдроме длительного сдавления

Классификация общих висцеральных симптомов и органопатологических изменений при травмах.

Характеристика общих синдромов и органопатологических изменений легких, сердечно-сосудистой системы, почек, органов пищеварения при травме.

Особенности патогенеза, клиники, диагностики, профилактики и лечения висцеральной патологии при огнестрельной ране.

Изменения внутренних органов при взрывных поражениях. Патогенез, клиника, лечение. Профилактика осложнений.

Синдром длительного сдавления, классификация, патогенез.

Клиника, диагностика, принципы лечения висцеральной патологии при синдроме длительного сдавления.

^ 3.3. Висцеральная патология при ожоговой болезни

Определение понятия ожоговой болезни.

Классификация ожоговой болезни по периодам (шок, токсемия, септикотоксемия, выздоровление).

Патогенез ожоговой болезни.

^ 3.4. Изменения внутренних органов при ожоговой болезни

Роль нервных токсических, эндокринных, инфекционных, аутоиммунных факторов, плазмопотери и гипоксии в развитии ожоговой болезни.

Характеристика общих синдромов ожоговой болезни (шок, токсемия, сепсис, истощение).

Клиническая характеристика изменений нервной, сердечно-сосудистой системы, почек, органов дыхания, пищеварения, крови и кроветворных органов. Нарушение обмена веществ и водно-электролитного баланса. Неотложная помощь при ожоговом шоке.

Принципы патогенетического лечения ожоговой болезни по ее периодам.

Военно-врачебная экспертиза*.

^ 4. Поражения электромагнитными излучениями сверхвысокоча-стотного диапазона

4.1. Поражения сверхвысокочастотными электромагнитными излучениями

Электромагнитные излучения сверхвысокочастотного (СВЧ) диапазона.

Классификация поражений сверхвысокочастотными электромагнитными излучениями.

Теории патогенеза радиоволновой болезни.

^ 4.2. Клиника, диагностика, принципы лечения поражений электромагнитными излучениями СВЧ-диапазона

Классификация поражений сверхвысокочастотными электромагнитными излучениями.

Биологическое действие электромагнитных излучений СВЧ - диапазона на организм человека.

Клиника острых и хронических поражений сверхвысокочастотными электромагнитными излучениями.

Диагностика острых и хронических поражений электромагнитными излучениями СВЧ-диапазона.

Профилактика острых и хронических поражений сверхвысокочастотными электромагнитными излучениями.

Принципы лечения поражений сверхвысокочастотными электромагнитными излучениями.

Организация и проведение диспансеризации лиц, работающих с источниками сверхвысокочастотных электромагнитных излучений. Военно-врачебная экспертиза*.

^ 5. Военно-врачебная экспертиза больных и пораженных терапевтического профиля*

5.1. Медицинское освидетельствование больных и пораженных терапевтического профиля

Документы, регламентирующие порядок организации и проведения военно-врачебной экспертизы.

Порядок направления освидетельствуемых на военно-врачебную экспертизу.

Порядок освидетельствования на военно-врачебной комиссии.

Требования к состоянию здоровья граждан в интересах военно-врачебной экспертизы.

Составление свидетельства о болезни.

Оформление медицинской документации военно-врачебной комиссии.

Информационно-методическая часть

Литература

Основная:

1. Военно-полевая терапия: учебник / А.А.Бова [и др.]; под ред. А.А.Бова. 2-е изд. Минск: БГМУ, 2008. 448 с.

2. Военно-полевая терапия. Практикум: учеб. пособие / А.А.Бова [и др.]; под ред. А.А.Бова. Минск: БГМУ, 2009. 176 с.

Дополнительная:

3. Бова, А.А. Боевая терапевтическая патология: организация терапевтической помощи в современных условиях: учебное пособие / А.А.Бова, С.С.Горохов. Минск: БГМУ, 2006. 44 с.

Нормативные правовые акты*:

4. Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Республики Беларусь и транспортных войсках Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства обороны Республики Беларусь: постановление М-ва обороны Респ. Беларусь от 2 ноября 2010 г., № 44. Минск, 2010. 130 с.

5. Об утверждении Инструкции об определении требований к состоянию здоровья граждан при приписке к призывным участкам, призыве на срочную военную службу, службу в резерве, военную службу офицеров запаса, военные и специальные сборы, поступлении на военную службу по контракту, в учреждение образования «Минское суворовское военное училище» и военные учебные заведения военнослужащих, граждан, состоящих в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь: постановление М-ва обороны и М-ва здравоохранения Респ. Беларусь, 20 декабря 2010 г., № 51/170. Минск, 2011. 170 с.

Критерии оценок результатов учебной деятельности

10 баллов — десять:

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы;

  • точное использование научной и военно-медицинской терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;

  • безупречное владение инструментарием учебной дисциплины, умение эффективно использовать его в постановке и решении учебных задач и задач по организации и оказанию медицинской помощи в экстремальных ситуациях мирного времени и в различных видах деятельности войск;

  • выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации медицинской обстановки в очаге поражения и на поле боя;

  • полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, а также нормативных правовых актов в области военной медицины, рекомендованных учебной программой дисциплины;

  • умение ориентироваться в концепциях и направлениях военно-медицинской доктрины в области организации медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации в различных условиях деятельности войск, использовать научные достижения других дисциплин;

  • творческая самостоятельная работа на практических занятиях, активное участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры решения ситуационных задач и исполнения других заданий.


9 баллов - девять:

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;

  • точное использование научной и военно-медицинской терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;

  • владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении учебных задач и задач по организации и оказанию медицинской помощи в экстремальных ситуациях мирного времени и в различных видах деятельности войск;

  • способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в очаге поражения и на поле боя;

  • полное усвоение основной и дополнительной литературы, а также нормативных правовых актов в области военной медицины, рекомендованных учебной программой дисциплины;

  • умение ориентироваться в концепциях и направлениях военно-медицинской доктрины в области организации медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации в различных условиях деятельности войск, использовать научные достижения других дисциплин;

  • самостоятельная работа на практических занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры решения ситуационных задач и исполнения других заданий.

8 баллов - восемь:

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы;

  • использование научной и военно-медицинской терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

  • владение инструментарием учебной дисциплины (методами комплексного анализа, техникой информационных технологий), умение его использовать в постановке и решении задач организации и оказания медицинской помощи в экстремальных ситуациях мирного времени и в различных видах деятельности войск;

  • способность самостоятельно решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в очаге поражения и на поле боя;

  • усвоение основной и дополнительной литературы, а также нормативных правовых актов в области военной медицины, рекомендованных учебной программой дисциплины;

  • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и использовать их в постановке и решении учебных задач и задач по организации и оказанию медицинской помощи в экстремальных ситуациях мирного времени и в различных видах деятельности войск;

  • активная самостоятельная работа на практических занятиях, систематическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры решения ситуационных задач и исполнения других заданий.

7 баллов - семь:

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;

  • использование научной и военно-медицинской терминологии (в том числе на иностранном языке), лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

  • владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении учебных задач и задач по организации и оказанию медицинской помощи в экстремальных ситуациях мирного времени и в различных видах деятельности войск;

  • усвоение основной и дополнительной литературы, а также нормативных правовых актов в области военной медицины, рекомендованных учебной программой дисциплины;

  • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и использовать их в постановке и решении задач организации и оказания медицинской помощи в экстремальных ситуациях мирного времени и в различных видах деятельности войск;

  • самостоятельная работа на практических занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры решения ситуационных задач и исполнения других заданий.

6 баллов - шесть:

  • достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы;

  • использование необходимой научной и военно-медицинской терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

  • владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных задач и задач по организации и оказанию медицинской помощи военнослужащим;

  • способность самостоятельно применять типовые решения задач организации и оказания медицинской помощи в экстремальных ситуациях мирного времени и в различных видах деятельности войск;

  • усвоение основной литературы и нормативных правовых актов в области военной медицины, рекомендованных учебной программой дисциплины;

  • умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и использовать их при решении задач организации и оказания медицинской помощи в экстремальных ситуациях мирного времени и в различных видах деятельности войск;

  • активная самостоятельная работа на практических занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры решения ситуационных задач и исполнения других заданий.

5 баллов - пять:

  • достаточные знания в объеме учебной программы;

  • использование научной и военно-медицинской терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы;

  • владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных задач и задач по организации и оказанию медицинской помощи военнослужащим;

  • способность самостоятельно применять типовые решения организации и оказания медицинской помощи в экстремальных ситуациях мирного времени и в различных видах деятельности войск;

  • усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

  • умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку;

  • самостоятельная работа на практических занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения учебных заданий.

4 балла - четыре, ЗАЧТЕНО:

  • достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта;

  • усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

  • использование научной и военно-медицинской терминологии, стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;

  • владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач организации и оказания медицинской помощи в различных условиях деятельности войск;

  • умение под руководством преподавателя решать стандартные (типовые) задачи;

  • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях, направлениях по изучаемой дисциплине;

  • работа под руководством преподавателя на практических занятиях, допустимый уровень культуры исполнения учебных заданий.

3 балла - три, НЕЗАЧТЕНО:

  • недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта;

  • знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

  • использование научной и военно-медицинской терминологии, изложение ответа на вопрос с существенными лингвистическими и логическими ошибками;

  • слабое владение инструментарием учебной дисциплины, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач организации и оказания медицинской помощи в различных условиях деятельности войск;

  • неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях, направлениях изучаемой дисциплины;

  • пассивность на практических занятиях, низкий уровень культуры исполнения учебных заданий.

2 балла - два, НЕЗАЧТЕНО:

  • фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта;

  • знание отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой дисциплины;

  • неумение использовать научную и военно-медицинскую терминологию дисциплины, наличие в ответе грубых стилистических и логических ошибок;

  • пассивность па практических занятиях, низкий уровень культуры исполнения учебных заданий.

^ 1 балл - один, НЕЗАЧТЕНО:

  • отсутствие знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта или отказ от ответа.

Рекомендуемые средства диагностики

Оценка учебных достижений студента осуществляется с использованием фонда оценочных средств и технологий учреждения высшего образования. Фонд оценочных средств учебных достижений обучаемого включает:

 типовые задания в различных формах (устные, письменные, тестовые, ситуационные и т.п.);

 учебные истории болезни и результаты дополнительных методов исследования (лабораторных, функциональных, лучевых и т.п.);

 учебно-исследовательские работы студентов;

 иные средства диагностики в соответствии с учебной программой.

Фонд технологий контроля обучения включает:

 устный опрос;

 тестовые и ситуационные задачи;

 итоговое занятие;

 защиту реферата по теме учебной программы дисциплины;

 текущую аттестацию по окончании изучения дисциплины с применением устной, письменной, тестовой и иных методик контроля обучения.



Сведения об авторах (разработчиках) учебной программы




Фамилия, имя, отчество

Горохов Сергей Сергеевич

Должность, ученая степень, ученое звание

Начальник кафедры военно-полевой терапии, кандидат медицинских наук, доцент

 служебный

(017) 293 48 63

E-mail:

goroxov@nsys.by




Фамилия, имя, отчество

Бова Александр Андреевич

Должность, ученая степень, ученое звание

Профессор кафедры военно-полевой терапии, доктор медицинских наук, профессор

 служебный

(017) 297 27 09




Фамилия, имя, отчество

Рудой Андрей Семенович

Должность, ученая степень, ученое звание

Заместитель начальника кафедры военно-полевой терапии, доктор медицинских наук

 служебный

(017) 297 27 46

E-mail:

rudoy26@rambler.ru




* Для специальностей 1-79 01 01 «Лечебное дело» и 1-79 01 02 «Педиатрия»

* Для специальностей 1-79 01 01 «Лечебное дело» и 1-79 01 02 «Педиатрия»

* Для специальностей 1-79 01 01 «Лечебное дело» и 1-79 01 02 «Педиатрия»


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

С. С. Горохов, начальник кафедры военно-полевой терапии военно-медицинского факультета в Учреждении образования Белорусский государственный медицинский универси iconС. С. Горохов, начальник кафедры военно-полевой терапии военно-медицинского факультета в Учреждении
С. С. Горохов, начальник кафедры военно-полевой терапии военно-медицинского факультета в Учреждении...
С. С. Горохов, начальник кафедры военно-полевой терапии военно-медицинского факультета в Учреждении образования Белорусский государственный медицинский универси iconС. С. Горохов, начальник кафедры военно-полевой терапии военно-медицинского факультета в Учреждении

С. С. Горохов, начальник кафедры военно-полевой терапии военно-медицинского факультета в Учреждении образования Белорусский государственный медицинский универси icon«Поликлиническая терапия»
С. С. Горохов, начальник кафедры военно-полевой терапии военно-медицинского факультета в Учреждении...
С. С. Горохов, начальник кафедры военно-полевой терапии военно-медицинского факультета в Учреждении образования Белорусский государственный медицинский универси iconВ. Е. Корик, начальник кафедры военно-полевой хирургии военно-медицинского факультета в Учреждении

С. С. Горохов, начальник кафедры военно-полевой терапии военно-медицинского факультета в Учреждении образования Белорусский государственный медицинский универси iconПояснительная записка Военно-полевая хирургия
В. Е. Корик, начальник кафедры военно-полевой хирургии военно-медицинского факультета в Учреждении...
С. С. Горохов, начальник кафедры военно-полевой терапии военно-медицинского факультета в Учреждении образования Белорусский государственный медицинский универси iconС. И. Болтрукевич, заведующий кафедрой травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии Учреждения
С. И. Болтрукевич, заведующий кафедрой травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии Учреждения...
С. С. Горохов, начальник кафедры военно-полевой терапии военно-медицинского факультета в Учреждении образования Белорусский государственный медицинский универси iconС. И. Болтрукевич, заведующий кафедрой травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии Учреждения

С. С. Горохов, начальник кафедры военно-полевой терапии военно-медицинского факультета в Учреждении образования Белорусский государственный медицинский универси iconВ. А. Овчинников, доцент кафедры онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения
Е. И. Макшанова, заведующая кафедрой общей гигиены и экологии Учреждения образования «Гродненский...
С. С. Горохов, начальник кафедры военно-полевой терапии военно-медицинского факультета в Учреждении образования Белорусский государственный медицинский универси iconТестовые задания по внутренним болезням и военно-полевой терапии, используемые на кафедре госпитальной

С. С. Горохов, начальник кафедры военно-полевой терапии военно-медицинского факультета в Учреждении образования Белорусский государственный медицинский универси iconИ. А. Белоногов, старший преподаватель кафедры военной эпидемиологии и военной гигиены Учреждения
Н. Л. Бацукова, заведующий кафедрой общей гигиены Учреждения образования «Белорусский государственный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы