Методические указания к выполнению лабораторных работ и решению задач по дисциплине «Общая и неорганическая химия» для студентов всех специальностей Одобрено icon

Методические указания к выполнению лабораторных работ и решению задач по дисциплине «Общая и неорганическая химия» для студентов всех специальностей Одобрено





Скачать 232.25 Kb.
НазваниеМетодические указания к выполнению лабораторных работ и решению задач по дисциплине «Общая и неорганическая химия» для студентов всех специальностей Одобрено
Дата конвертации19.05.2013
Размер232.25 Kb.
ТипМетодические указания
Министерство образования и науки Российской Федерации


Федеральное агентство по образованию


Саратовский государственный технический университет


Основные законы


химии


Методические указания

к выполнению лабораторных работ и решению задач

по дисциплине «Общая и неорганическая химия»

для студентов всех специальностей


Одобрено


редакционно-издательским советом

Саратовского государственного

технического университета





Саратов 2008



^ ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ


Лабораторные работы являются неотъемлемой частью курса общей химии, одним из важнейших звеньев учебно-педагогического процесса. При изучении химии как науки, основанной на эксперименте, выполнение лабораторных работ ─ обязательный элемент учебного процесса. Выполнение лабораторных работ укрепляет знания в данной области, развивает у студентов экспериментаторские навыки и самостоятельность. Приступая к выполнению лабораторной работы, необходимо изучить основные теоретические положения по изучаемой теме, представлять цель и план проведения работы принять меры предосторожности.

При выполнении лабораторной работы необходимо записать в рабочий дневник тему работы, указать цель опыта, сформулировать его теоретическое обоснование, записать наблюдения, уравнения протекающих реакций, сделать выводы.

^ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ


1. К любой работе следует приступать только тогда, когда все этапы ее известны и не вызывают сомнений.

2. Работать в химической лаборатории нужно аккуратно, без спешки. На рабочем столе должны находиться только необходимые приборы и рабочий дневник.

3. Для защиты одежды от действия химических реактивов необходимо работать в халате.

4. Все опыты с ядовитыми веществами, концентрированными кислотами, летучими и едкими веществами проводить только в вытяжном шкафу, открыв дверцу шкафа на 1/3.

5. Не следует пользоваться реактивами, если они хранятся в посуде без этикеток.

6. Нельзя выливать в раковину остатки кислот, щелочей и огнеопасных веществ: их нужно сливать в специально для этого предназначенные склянки, находящиеся в вытяжном шкафу.

7. При разбавлении концентрированной серной кислоты вливать кислоту в воду (а не наоборот) небольшими порциями, при помешивании.

8. Запрещается работать с огнеопасными веществами вблизи включенных горелок или электрических приборов.

9. Нельзя выбрасывать в раковину непрореагировавшие остатки металлов.

10. Горячие жидкости нельзя выливать в тонкостенную посуду.

11. Во избежание ранения осколками стекла следует соблюдать меры предосторожности при работе со стеклянной посудой.

12. Не допускать попадания кислоты или щелочи на руки! При попадании кислоты на кожу обожженное место промойте большим количеством проточной воды, а затем обработайте разбавленным раствором (1-3%-ным) бикарбоната натрия. При попадании щелочи на кожу вначале также промойте проточной водой, а затем разбавленным раствором (3 %-ным) уксусной или борной кислоты.

13. При термическом ожоге кожу следует обмыть спиртом, а затем смазать мазью от ожогов.

14. При попадании реактивов в глаза следует промыть их струей воды и обратиться к врачу.

15. При отравлении газами необходимо обеспечить пострадавшему приток свежего воздуха.

Пренебрежение требованиями техники безопасности в работе может привести к несчастным случаям, жертвами которых часто становятся не сами нарушители, а их товарищи по работе. Все работающие в лаборатории должны уметь оказывать первую помощь при ожогах и отравлениях.
Лабораторная работа 1


^ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКВИВАЛЕНТНОЙ МАССЫ МЕТАЛЛА

ПО ОБЪЕМУ ВЫТЕСНЕННОГО ВОДОРОДА


Цель работы: определить эквивалентную массу неизвестного металла по объему вытесненного водорода.

^ Основные поняти


Химическим эквивалентом элемента называется такое количество его, которое соединяется с 1 моль атомов водорода или замещает то же количество атомов водорода в химических реакциях.

^ Молярная масса эквивалента вещества – это масса одного моля эквивалента этого вещества, выражается в кг/моль или г/моль.

Понятие об эквиваленте имеет большое значение в химии, поскольку с его помощью формулируется один из основных законов химии – закон эквивалентов: массы реагирующих веществ пропорциональны молярным массам эквивалентов этих веществ


(1.1)


или, если одно из веществ находится в газообразном состоянии,

(1.2)

где m1 и m2 – массы реагирующих веществ; Mэ(1) и Mэ(2) – молярные массы эквивалентов реагирующих веществ; Vэ(2) ─ объём эквивалента реагирующего вещества; V2 – объем реагирующего газообразного вещества (н.у.).

Экспериментально молярная масса эквивалента может быть найдена определением количества водорода, кислорода или другого элемента с известной эквивалентной массой, присоединяющихся к данному элементу или замещающих его в соединениях.

В данной работе производится определение массы химического эквивалента металла методом вытеснения водорода из кислоты. При этом измеряют объем водорода и приводят его к нормальным условиям. Пусть навеска металла m, г, вытеснила V0, мл, водорода при нормальных условиях. Тогда эквивалентная масса определяется из пропорции:

m, г, вытесняет V0, л, H2 при н.у.

Mэ ,г/моль, вытесняет 11,2, л/моль, при н.у.

m ·11,2

Мэ =

V0

Для приведения объема вытесненного водорода к нормальным условиям пользуются уравнением

P0 V0 p·V

=

T0 T


^ Экспериментальная часть

Приборы и реактивы: барометр, термометр (комнатный). Полоски фильтровальной бумаги, металл (цинк, магний, алюминий), соляная кислота HCl – 10% - ный раствор.


^ Выполнение работы

Прибор для опыта состоит из двух бюреток, В1 и В2, наполовину заполненных водой и соединенных внизу резиновой трубкой Т. К одной из бюреток присоединена пробирка П. Перед проведением опыта необходимо проверить прибор на герметичность. Для этого необходимо бюретку плотно закрыть пробкой, соединить с пробиркой и заметить уровень воды в бюретке B1.

Поднять бюретку В2 на 15-20 см, закрепить в этом положении и наблюдать в течение 3-5 мин за положением в ней уровня воды. Если уровень воды в бюретке сначала немного повышается, но потом остается постоянным, то прибор герметичен и можно приступить к работе, вернув бюретку В2 в такое положение, чтобы вода в обеих бюретках была на одном и том же уровне.

В пробирку налить 5-6 мл 10% - ного раствора соляной кислоты. Получить у лаборанта навеску металла и завернуть ее в небольшую полоску фильтровальной бумаги. Смочив водой часть бумажки, приложить ее к внутренней части пробирки так, чтобы она не касалась кислоты. Плотно закрыть пробирку пробкой. Затем установить бюретку так, чтобы положение воды в ней было точно на одном уровне. Отметить и записать уровень воды в бюретке В1. Стряхнуть металл в кислоту, наблюдать выделение водорода и вытеснение воды из бюретки. Когда весь металл растворится, дать пробирке остыть до комнатной температуры. Привести положение воды в бюретках к одному уровню, отметить и записать уровень воды в бюретке В1. Разность двух отсчетов до и после реакции металла с кислотой дает объем выделившегося водорода Vt. Записать показания термометра, барометра и давление водяных паров при температуре опыта.

^ Форма записи


Навеска металла m, г

Уровень воды в бюретке В1, мл

до опыта V1

после опыта V2

Температура опыта, t º C
^

Атмосферное давление Ратм, мм рт ст.


Давление паров воды Рв, мм рт ст, записать из таблицы 1.1


Таблица 1.1

Давление насыщенного водяного пара при различных температурах.


Темпера-тура, оС

Давление мм.рт. ст.

Темпера-тура, оС

Давление мм.рт. ст.

Темпера-тура, оС

Давление мм.рт. ст.

11

9,80

16

13,63

21

18,65

12

10,52

17

14,53

22

19,83

13

11,23

18

15,48

23

21,03

14

11,99

19

16,48

24

22,38

15

12,79

20

17,54

25

23,76



Вычисления


  1. Объём выделившегося водорода: Vt =V2 – V1, мл

  2. Абсолютная температура: Т =273 + t, К

  3. Давление водорода: Рн = Ратм – Рв, мм рт ст.

  4. Объем выделившегося водорода, приведенный к нормальным условиям, мл

Vt ·273·PH2

Vo =

760·T

  1. Перевести полученный объем из мл, в л, и подставить в формулу расчета эквивалентной массы металла


m · 11,2

Mэ =

V0

  1. Сравнить экспериментальное значение mэ с теоретическим и рассчитать относительную ошибку опыта в процентах:


Mэ(теор) – Mэ(эксп)

Относительная ошибка опыта = · 100%.

Mэ(теор)

При правильном выполнении работы относительная ошибка опыта не должна превышать 5 %.

^

Контрольные задания





  1. Приведите формулировку закона Бойля-Мариотта. Давление газа, занимающего объем 5 л, равно 40,0 кПа. Каким станет давление, если при той же температуре объем газа будет равным 2 л?

  2. Используя закон Гей-Люссака, решите следующую задачу. При 270С объем газа равен 1200 мл. Какой объем займет этот газ при 1020С, если давление при этом не изменится?

  3. Вычислите относительную молекулярную массу газа, если 380 мл его при температуре 270С и давлении 102,658 кПа имеет массу 0,5 г.

  4. Сколько молекул и какое количество вещества (моль) содержится в 15 г оксида азота (II)? Какой объем занимает это число молекул?

  5. Каково математическое выражение закона эквивалентов?

  6. Как вычислить эквивалент и молярную массу эквивалента элемента? Сложного вещества?

  7. При взаимодействии 5,6 г железа с серой образовалось 8,8 г сульфида железа. Найдите эквивалентную массу железа, если известно, что эквивалентная масса серы равна 16 г/моль.

  8. Вычислите атомную массу двухвалентного металла и определить, какой это металл, если 8,34 г металла окисляются 0,68 л кислорода (условия нормальные).

  9. Определить эквивалент мышьяка, если он образует оксид, в котором содержится 65,2% мышьяка. Напишите формулу этого оксида.

  10. Вычислите молярную массу эквивалента, эквивалент и кислотность тригидроксида алюминия, зная, что 1,95 г Al(OH)3 прореагировало с 3,15 г HNO3. Составьте уравнение реакции.

  11. Определите массу оксида двухвалентного металла, которая пошла на реакцию с 5,6 дм3 водорода, если молярная масса эквивалента оксида металла 39,77 г/моль.

  12. Хлорид кальция содержит 36% кальция и 64% хлора. Определить эквивалент кальция, зная, что молярная масса эквивалента хлора равна 35,5 г/моль.

  13. Вычислить эквиваленты и молярные массы эквивалентов следующих веществ:

а) H3PO4; Mn(OH)2; FeSO4

б) HCl; Cr(OH)3; Ca(HCO3)2

в) H3AsO4; NaOH; CaSO4

г) CO2; Ca(OH)2; Na2B4O7

д) H3BO3; BaCl2; NH4NO3

  1. Определите эквивалент и молярные массы эквивалентов серной кислоты в реакциях:

H2SO4 + NaOH = NaHSO4 + H2O

H2SO4 + Zn = ZnSO4 + H2


Лабораторная работа 2

^ ТЕПЛОВОЙ ЭФФЕКТ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ


Цель работы: определить тепловой эффект реакции нейтрализации

Основные понятия


Всякая химическая реакция сопровождается выделением или поглощением энергии, чаще всего в виде теплоты. Количество теплоты, выделяющееся или поглощающееся при химической реакции, называется тепловым эффектом реакции. Тепловой эффект реакции может быть точно измерен. Так как тепловой эффект реакции зависит от температуры и давления, то условились его относить к давлению 101,325 кПа и температуре Т=298,15 К. При составлении уравнений учитывается состояние участвующих в реакции веществ: твердое (т), жидкое (ж). газообразное (г), кристаллическое (к), аморфное (а) и т. д. Тепловой эффект принято обозначать ∆ Н, выражать в килоджоулях (кДж) и относить к 1 молю вещества (обычно продукта реакции).

Знаки тепловых эффектов считаются положительными у эндотермических процессов (теплота поглощается) и отрицательными у экзотермических процессов (теплота выделяется).

Каждое вещество обладает определенной энтальпией. Энтальпия (обозначается буквой Н) ─ это свойство вещества – мера энергии, накапливаемой веществом при его образовании. Тепловой эффект реакции ∆ Н представляет собой разность энтальпий конечных продуктов реакции и исходных реагирующих веществ, т. е.

∆Н=∑Нкон - ∑Нисх.

В этом физический смысл величины ∆Н (здесь греческая буква дельта означает разность). Поэтому обычно говорят не о тепловом эффекте реакции, а об изменение энтальпии ∆Н.


Тепловой эффект химических реакций измеряют с помощью специальных приборов – калориметров. Термохимические расчеты основаны на применении двух законов термохимии.

^ Первый закон термохимии сформулирован Лавуазье и Лапласом в 1784 г.: тепловой эффект образования данного соединения равен тепловому эффекту его разложения, но имеет противоположный знак.

Так, при образовании 1 моля оксида кальция CaO из простых веществ кальция и кислорода выделяется 635,1 кДж теплоты:

Ca (к) + ½ O2 (г) = CaO (к), ∆Н = - 635,1 кДж.

Такое же количество теплоты поглощается при разложении 1 моля оксида кальция на кальций и кислород:

CaО(к) = Ca (к) + ½O2 (г), ∆Н = 635,1 кДж

Как видно, закон Лавуазье–Лапласа является лишь частной формой выражения закона сохранения энергии.

^ Второй закон термохимии (его называют основным законом термохимии) сформулирован петербургским академиком Г.И. Гессом: тепловой эффект реакции зависит только от начального и конечного состояний реагирующих веществ и не зависит от промежуточных стадий реакции.

^ Закон Гесса также является частной формой выражения общего закона сохранения энергии. Закон Гесса распространяется не только на химические, но на все процессы, сопровождающиеся тепловыми эффектами, ─ фазовые превращения, растворение, кристаллизацию, испарение и т.д.

Пользуясь законом Гесса, можно определить теплоту реакции нейтрализации. Согласно теории электролитической диссоциации реакции между разбавленными растворами сильной кислоты и сильного основания сводится к образованию воды из H+ и OH- ионов независимо от того, какие сильные кислоты или сильные основания были взяты. Поэтому тепловой эффект образования воды будет всегда один и тот же:

Н+ + ОН- = Н2О, ∆Нобр = -56,9 кДж/моль.

Тепловой эффект обратной реакции – диссоциации воды на Н+ и ОН- ионы – равен теплоте нейтрализации, взятой с обратным знаком.

^ Экспериментальная часть


Приборы и реактивы: технохимические весы, два стеклянных стакана вместимостью 300 и 100 мл, корковая пробка диаметром 50-60 мм, термометр ( точность до 0,10С ), 25 мл 1 М НСl, 25 мл 1 М NaOH.


^ Выполнение работы


Работа проводится в упрощенном калориметре, который состоит из двух стаканов: внешнего, вместимостью 300 мл, и внутреннего, вместимостью 100 мл, корковой пробки и термометра с ценой деления 0,10С. Внутренний стакан помещается на корковую пробку для уменьшения теплоотдачи.

Внутренний стакан калориметра взвесить с точностью до 0,1 г, обозначить эту массу m1. Затем налить в него из бюретки 25 мл 1 М раствора соляной кислоты и поместить стакан обратно в калориметр. В другой сухой стакан налить из бюретки 25 мл 1 М раствора щелочи. Измерить температуру раствора кислоты с точностью до 0,1 0С. Температуру раствора щелочи можно не измерять, так как оба раствора хранятся в одних условиях и имеют одну и ту же температуру.

Не вынимая из раствора кислоты термометр, быстро вылить раствор щелочи в кислоту. Осторожно перемешать раствор термометром, наблюдая за изменением температуры. Когда повышение температуры прекратится, отметить максимальную температуру раствора.

Когда раствор охладится до комнатной температуры, взвесить внутренний стакан калориметра с раствором с точностью до 0,1 г, обозначить эту массу m2.


^ Форма записи

Масса внутреннего стакана m1, г

Объем раствора щелочи, Vщ, мл

Объем раствора кислоты, Vк, мл

Концентрация килоты Ск, моль/л

Концентрация щелочи Сщ, моль/л

Начальная температура раствора t1, 0С

Конечная температура раствора t2, 0С

Масса внутреннего стакана с раствором m2, г


Вычисления


Теплота, выделенная при реакции нейтрализации и расходуемая на нагревание раствора:

q = c ∙ m ∙(t2-t1).

Теплоемкость раствора С принять равной 4,0 Дж/г ∙ 0С.

Масса раствора: m = m2-m1.

Подсчитанное q получено при нейтрализации 25 мл 1 М раствора, т.е. 0,025 моль. Тепловой же эффект реакции ∆Н относится к одному молю. Отсюда

q

- ∆Н = , Дж/моль

0,025


Рассчитать тепловой эффект данной реакции (в кДж/моль) и определить относительную ошибку опыта в процентах:

∆Н теор – ∆Н эксп

Относительная ошибка опыта = · 100%.

∆Н теор


^

Контрольные задания





  1. Дать определение энтальпии. Привести примеры экзо- и эндо- термических реакций.

  2. Одинаков ли тепловой эффект реакций взаимодействий соляной кислоты с гидроксидом натрия и гидроксидом калия?

  3. Одинаков ли тепловой эффект реакции взаимодействия гидроксида бария с соляной кислотой и серной кислотой?

  4. Исходя из уравнения

NaOH + HCl = NaCl +H2O, ∆Н = -56,9 кДж,

определить количество теплоты, выделившейся при нейтрализации 3,2 г NaOH эквивалентным количеством HCl.

  1. Вычислить тепловой эффект и написать термохимическое уравнение реакции горения 1 моль метана, в результате которой образуются пары воды и диоксид углерода.

  2. Значения энтальпии растворения в воде Na2CO3 и Na2CO3 ∙ 10H2O составляют соответственно – 25,10 и 66,94 кДж/моль. Вычислите энтальпию гидратации Na2CO3.



^

Лабораторная работа 3




СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ


Цель работы: определить влияние различных факторов на скорость химических реакций.

Основные понятия


Скорость химической реакции измеряют по изменению молярной концетрации одного из реагирующих веществ в единицу времени. Скорость химической реакции зависит от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры и действия катализатора. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ выражается законом действующих масс (ЗДМ): скорость химической реакции при постоянной температуре прямо пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ:

v = kCAm CB n,

где v – скорость реакции; CA, CB – молярная концентрация реагирующих веществ; m и n – стехиометрические коэффициенты в уравнении реакции; k – константа скорости реакции, зависящая от природы реагирующих веществ и температуры. Константа равна скорости реакции при концентрации реагирующих веществ 1 моль/л.

На скорость реакций сильное влияние оказывает температура. Количественная зависимость скорости реакции от температуры выражается правилом Вант-Гоффа:

t2 –t1

v2 = v1· 10 ,

где t2 и t1 – температура реакций; v2 и v1 – скорости реакций при данных температурах;  – температурный коэффициент Вант-Гоффа, который может принимать числовое значение в интервале 2 - 4.

Уравнение Аррениуса показывает влияние температуры на константу скорости химической реакции:

k = k0 exp [-E a / RT],

где R – универсальная газовая постоянная (Дж/моль∙К); Т – абсолютная температура; Еа – энергия активации (Дж/моль). Для большинства реакций Еа = 50 ÷ 500 кДж/моль.

^ Экспериментальная часть


Приборы: секундомер. «Термостат» (три стакана емкостью 200-250 мл) и крышка к нему с отверстием для пробирок. Термометр на 100 0С. Стеклянная палочка. Пипетки капельные, фильтровальная бумага, шпатель. Растворы: тиосульфат натрия (1 Н), серная кислота (2 Н).


^ Выполнение работы


ОПЫТ 1. Влияние концентрации реагирующих веществ на скорость химической реакции.

Реакция тиосульфата натрия с серной кислотой протекает по уравнению:

Na2S2O3 + H2SO4 = Na2SO4 + S + SO2 + H2O.


В результате реакции образуется сера, выделяющаяся в виде мути.

В три сухие пробирки внести: в первую – 4 капли 1Н раствора тиосульфата натрия и 8 капель воды, во вторую ― 8 капель 1Н раствора и 4 капли воды, в третью – 12 капель того же раствора тиосульфата натрия. Первую и вторую пробирки осторожно встряхнуть.

В каждую пробирку добавить по одной капле 2Н серной кислоты и быстро помешать. По секундомеру отметить, сколько времени пройдет от момента добавления кислоты до появления в растворе заметной опалесценции. Относительная скорость реакции v = 100/t, где t – время, с.

Внимание! После измерения времени реакции необходимо сразу же вымыть пробирки.

Результаты наблюдений и вычислений представить в виде табл.3.2

Таблица 3.2


№ про-бирки

Объем

в каплях раствора

H2SO4

Объем в каплях раствора

Na2S2O3

Объем в каплях

Н2О

Общий объем раствора

(число капель)

Относи-тельная концентрация

Na2S2O3

Время до нача-ла помут

нения

τ, с.

Величина, пропорци-

ональная скорости

v =100/ τ

1

1

4

8

13

C







2

1

8

4

13

2C







3

1

12

0

13

3C








Предоставить данные опыта в виде графика, иллюстрирующего зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ. На оси абсцисс отложить в определенном масштабе относительные концентрации тиосульфата натрия, а на оси ординат – соответствующие скорости (в условных единицах).

Сделать вывод о зависимости скорости реакции от концентрации.


ОПЫТ 2. Влияние температуры на скорость химической реакции.


Опыт выполняется при трех различных температурах. Температуры опыта определяются следующим образом: первый опыт проводят при комнатной температуре, второй – при температуре на 100С выше температуры первого опыта, третий – на 200С выше температуры первого опыта. Тогда можно записать правило Вант-Гоффа следующим образом:

vt2 / vt1 = γΔt/10 = γ1, так как Δt =100С

vt3 / vt2 = γΔt/10 = γ2,

γср = (γ1 + γ2)/2

В три сухие пробирки внести по 10 капель 1Н раствора тиосульфата натрия. В одну коническую сухую пробирку налить 2Н раствора серной кислоты и опустить в него пипетку. Первый опыт проводят на воздухе, измерив предварительно температуру воздуха. Коническую пробирку с раствором серной кислоты и вторую пробирку с раствором тиосульфата помещают в водяную баню, температура которой должна превышать предыдущий опыт на 100С + 30С (на теплообмен). Выдерживают растворы в бане 3 – 4 минуты и приливают одну каплю Н2SO4 в пробирку с раствором Na2S2O3 (не вынимая пробирок из термостата). Время появления мути засекают по секундомеру. Затем рассчитывают скорость реакции. Аналогично проводят опыт для другой температуры.

Данные заносят в табл.3.3, рассчитывают скорость реакции при разных температурах и средний температурный коэффициент.


Таблица 3.3


Номер опыта

Температура опыта, t, 0С

Время до начала помутнения

τ, сек.

Величина,

пропорциональная скорости

v = 100/ τ

Температурный

коэффициент

γ

1













2













3














Влияние температуры на скорость химической реакции выразить графически, откладывая на оси абсцисс значения температуры, а на оси ординат – относительную скорость реакции.

Сделать вывод о зависимости скорости химической реакции от температуры. Определить температурный коэффициент скорости данной реакции.


^

Контрольные задания



1. Написать математические выражения скорости следующих реакций:

а) 2Al(т) + 3Cl2 (г) = 2AlCl3

б) 2CO(г) + O2 (г) = 2CO2

в) 2NO(г) + O2 (г) = 2NO2

г) N2 (г) + 3H2 (г) = 2NH3

д) 4HCl(г) + O2 (г) = 2H2O + 2Cl2

е) 2H2 (г) + O2 (г) = 2H2O

ж) Zn(т) + 2HCl(ж) = ZnCl2 + H2

з) 3Fe(т) + 4H2О(пар) = Fe3O4 + 4H2

и) 4NH3 (г) + 5O2 (г) = 4NО + 6H2O

2. Как изменится скорость реакции 2SO2 + O2 = 2SО3, если уменьшить объем газовой смеси в 3 раза?

3. Газовая смесь состоит из Н2 и Cl2.

Реакция идет по уравнению H2 + Cl2 = 2HCl. Как изменится скорость реакции, если уменьшить давление в два раза?

4. В каких единицах измеряется скорость реакции? Каким законом выражается зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ? Во сколько раз возрастает скорость реакции при повышении температуры с 20 до 400 С? Температурный коэффициент скорости реакции  = 3.

5. Во сколько раз уменьшится скорость реакции при понижении температуры от 100 до 500 С, если при охлаждении системы на 100 С скорость реакции уменьшается в 2 раза?

6. При увеличении температуры на 500 С скорость реакции возросла в 32 раза. Вычислить температурный коэффициент реакции.

7. Напишите математическое выражение для скорости гетерогенной реакции: 2С(графит) + 3Н2(г) = С2Н6(г) и определите, во сколько раз увеличится скорость при увеличении концентрации водорода в 3 раза.

8. Реакция идет по уравнению 2СО + О2 = 2СО2.. Концентрация исходных веществ: [СО] = 0,02 моль/л; [О2] = 0,03 моль/л. Как изменится скорость прямой реакции, если увеличить концентрацию О2 до 0,10 моль/л и концентрацию СО до 0,05 моль/л?


Лабораторная работа 4


^ ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ


Цель работы: определить влияние концентрации реагирующих веществ на смещение химического равновесия.

Основные понятия


Большинство химических реакций обратимо. Когда скорости прямой и обратной реакции становятся одинаковыми, наступает состояние химического равновесия. Для равновесной системы: mA +nB ↔ pC + gD

математическое выражение закона действия масс имеет вид:

.

В такой форме закон действующих масс для обратимой реакции применим только в том случае, если система гомогенна. Реакции, в которых кроме газообразных и растворенных веществ участвуют также твердые вещества, происходят на поверхности твердого вещества, площадь которого практически не меняется. В этом случае концентрация твердого вещества принимается за постоянную величину. В таких реакциях скорость зависит только от концентрации газообразных или растворенных веществ.

Изменение условий существования химического равновесия (температура, концентрация реагирующих веществ, давление) вызывает смещение химического равновесия. Направление, в котором смещается равновесие, определяется принципом Ле Шателье: если на систему, находящуюся в состоянии химического равновесия, оказать какое-либо воздействие, то равновесие сместится в таком направлении, что оказанное воздействие будет ослаблено.

^ Экспериментальная часть





Приборы и реактивы: пробирки, штатив для пробирок. Стеклянные палочки. Растворы: хлорида железа (III) – 0,0025 Н и насыщенный, тиоцианата аммония – 0,0025 Н и насыщенный, хлорида аммония.

^ Выполнение работы

ОПЫТ. Влияние концентрации реагирующих веществ на химическое равновесие

В четыре пробирки внести по 5 – 7 капель 0,0025 Н раствора хлорида

железа (III) и 0,0025 Н раствора тиоцианата аммония. Растворы размешать стеклянной палочкой и поставить в штатив. Красная окраска раствора обусловлена содержанием в нем тиоцианата железа (III) Fe(SCN)3. По изменению интенсивности этой окраски можно судить о направлении смещения равновесия при изменении концентрации одного из реагирующих веществ.

Одну пробирку с полученным раствором сохранить для сравнения результатов опыта. В остальные пробирки добавить следующие реактивы: в первую – одну каплю насыщенного раствора FeCl3, во вторую одну каплю насыщенного раствора NH4SCN, в третью – несколько кристалликов NH4Cl. Наблюдать изменение окраски растворов по сравнению с окраской эталона.

Результаты наблюдений представить в виде табл.4.1.

Таблица 4.1



№ пробирки


Что добавлено

Изменение интенсивности окраски

Направление смещения равновесия






































По изменению интенсивности окраски определить направление смещения равновесия. Записать выражение для константы равновесия изученной реакции, сделать вывод о направлении смещения равновесия.

^

Контрольные задания



1. Обратимая реакция выражается уравнением А + 2В ↔ С. При установившемся равновесии концентрация участвующих в реакции веществ равнялась: [A] = 0,3 моль/л; [B] = 0,6 моль/л; [С] =1,08 моль/л. Вычислить константу равновесия и исходные концентрации веществ А и В.

2. В какую сторону сместится равновесие 2SO2 + O2 ↔ 2SO3, если

а) увеличить давление? б) уменьшить концентрацию О2?

3. Написать выражение константы химического равновесия для обратимого процесса N2 + O2 ↔ 2NO и вычислить эту величину, если равновесные концентрации (моль/л) равны: [N2] = 0,5; [O2] = 0,02; [NO]=0,5.

4. Определите равновесную концентрацию водорода в системе

2HI ↔ H2 + I2, если исходная концентрация HI составляла 0,05 моль/дм3, а константа равновесия К = 0,02.

5. Принцип Ле Шателье. Укажите, в каком направлении произойдет смещение равновесия при понижении давления в системах:

N2 + 3H2 ↔ 2NH3 ,

2SO2 + O2 ↔ 2SO3.

Напишите выражения для констант равновесия данных систем.

6. Как изменится скорость прямой реакции: 2СО + О2 = 2СО2 при увеличении: а) концентрации оксида углерода в 2 раза; б) концентрации кислорода в 2 раза; в) концентрации обоих веществ в 2 раза? Напишите выражение для константы равновесия данной системы.

7. Написать выражение константы химического равновесия для обратимого процесса: С(тв) + 2Н2(г) ↔ СН4 и вычислить ее, если равновесные концентрации (моль/л) равны: [Н2] = 0,2; [СН4] = 0,4.

8. Применяя принцип Ле Шателье, укажите, в каком направлении произойдет смещение равновесие системы

СО(г) + Н2О(ж) ↔ О2(г) + Н2(г), Н = +2,85 кДж,

если а) повысить давление; б) повысить температуру (температурный коэффициент прямой и обратной реакции одинаковый); в) увеличить концентрацию оксида углерода (II).

9. Исходные концентрации оксида углерода (II) и паров воды равны 0,05 моль/дм3. Вычислить равновесные концентрации СО, Н2О и Н2 в системе СО + Н2О = СО2 + Н2, если равновесная концентрация СО2 равнялась 0,01 моль/дм3. Вычислить константу равновесия.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Глинка Н.Л. Общая химия / Н.Л.Глинка, 24-е изд.,исправл. М.: Химия, 1985. 740 с.

  2. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия / Н.С.Ахметов.М.: Высшая школа, 1988. 446 с.

  3. Степин Б.Д. / Б.Д.Степин, А.А.Цветков. М.: Химия, 1994. 608 с.






Основные законы химии



Методические указания

к выполнению лабораторных работ и решению задач

по дисциплине «Общая и неорганическая химия»

для студентов всех специальностей.




Составили: РЯБУХОВА Татьяна Олеговна


ОКИШЕВА Наталья Анатольевна


Рецензент А.В. Яковлев


410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77

Научно-техническая библиотека СГТУ

Тел. 52-63-81, 52-56-01

http://lib.sstu.ru



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические указания к выполнению лабораторных работ и решению задач по дисциплине «Общая и неорганическая химия» для студентов всех специальностей Одобрено iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по курсу «Безопасность жизнедеятельности» для

Методические указания к выполнению лабораторных работ и решению задач по дисциплине «Общая и неорганическая химия» для студентов всех специальностей Одобрено iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по курсу «Безопасность жизнедеятельности» для

Методические указания к выполнению лабораторных работ и решению задач по дисциплине «Общая и неорганическая химия» для студентов всех специальностей Одобрено iconМетодические указания по выполнению лабораторных работ Дисциплина «Пищевая химия»

Методические указания к выполнению лабораторных работ и решению задач по дисциплине «Общая и неорганическая химия» для студентов всех специальностей Одобрено iconМетодические указания к выполнению лабораторной работы по безопасности жизнедеятельности для студентов
Методические указания к выполнению лабораторной работы по безопасности жизнедеятельности для студентов...
Методические указания к выполнению лабораторных работ и решению задач по дисциплине «Общая и неорганическая химия» для студентов всех специальностей Одобрено iconМетодические указания для выполнения лабораторных работ для студентов всех форм обучения специальности

Методические указания к выполнению лабораторных работ и решению задач по дисциплине «Общая и неорганическая химия» для студентов всех специальностей Одобрено iconМетодические указания по выполнению лабораторной работы по дисциплине «Основы радиационной безопасности

Методические указания к выполнению лабораторных работ и решению задач по дисциплине «Общая и неорганическая химия» для студентов всех специальностей Одобрено iconМетодические указания по выполнению лабораторной работы по дисциплине «Основы радиационной безопасности

Методические указания к выполнению лабораторных работ и решению задач по дисциплине «Общая и неорганическая химия» для студентов всех специальностей Одобрено iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по патологической анатомии (частный курс)

Методические указания к выполнению лабораторных работ и решению задач по дисциплине «Общая и неорганическая химия» для студентов всех специальностей Одобрено iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по патологической анатомии (частный курс)

Методические указания к выполнению лабораторных работ и решению задач по дисциплине «Общая и неорганическая химия» для студентов всех специальностей Одобрено iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по патологической анатомии (частный курс)

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина