Воспитание и развитие речи детей с врожденной челюстно – лицевой патологией в условиях Центра для детей с тнр (информация для родителей и логопедов) /из опыта работы icon

Воспитание и развитие речи детей с врожденной челюстно – лицевой патологией в условиях Центра для детей с тнр (информация для родителей и логопедов) /из опыта работы





Скачать 211.18 Kb.
НазваниеВоспитание и развитие речи детей с врожденной челюстно – лицевой патологией в условиях Центра для детей с тнр (информация для родителей и логопедов) /из опыта работы
Дата конвертации11.02.2013
Размер211.18 Kb.
ТипДокументы
Воспитание и развитие речи детей с врожденной челюстно – лицевой патологией в условиях Центра для детей с ТНР (информация для родителей и логопедов)
/из опыта работы/


     Данный материал содержит сведения по методике коррекционной работы с детьми разного возраста, имеющими нарушения речи, связанное с врожденными расщелинами губы и неба. Представлены виды заданий и упражнений по активизации мышечной мускулатуры органов артикуляционного аппарата, по формированию диафрагмального типа дыхания и целенаправленного ротового выдоха, снижению гиперназальности, формированию артикуляции гласных и согласных фонем.

     Мы предлагаем к применению последовательную систему заданий, игровых упражнений в. зависимости от этапов хирургического вмешательства, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка,    для родителей и логопедов, занимающихся с детьми, имеющими врожденные расщелины губы и неба.

     Коррекционная работа по представленной системе велась в течение 18 лет на базе ОГУ(к)ОУ СКШИ 1 вида в Центре для детей с тяжелыми нарушениями речи.

     Восстановление речи у детей с врожденными расщелинами губы и неба является сложной задачей. Наша цель научить говорить ребенка так, чтобы его речь не отличалась от речи здоровых детей.


     Родители детей с врожденной расщелиной губы и неба должны быть очень внимательны к своим детям. Нет необходимости ставить их в разряд больных детей и ожидать только срока оперативного лечения.


     Родители, как и логопеды могут способствовать нормальному развитию речи, общаясь с ребенком, и могут тормозить ее при молчаливом уходе за ним.


     Речь ребенка формируется постепенно и в каждый момент ее становления родители могут помочь быстрее и правильнее овладеть ею, получив обстоятельную консультацию логопеда.
     Предлагаемая нами система совместной работы логопеда и родителей предполагает психологическое взаимодействие между обеими сторонами, что возможно лишь в том случае, если родители будут точно выполнять все инструкции логопеда, организовывать занятия с детьми в форме игры, проводить занятия по 25-30 минут не реже 3-4 раз в неделю, очень важно не прерывать занятия.


     Только регулярность и настойчивость помогут Вам и вашему ребенку.

      Дети с врожденной расщелиной неба с самого рождения вынуждены инстинктивно приспосабливаться к своему недостатку. Это приспособление выражается своеобразным расположением языка в полости рта - ребенок рефлекторно сдвигает тело языка вверх и назад. Патологическое положение языка в полости рта постепенно закрепляется. Дети предпочитают спать на спине, что облегчает им удержание языка в глубине рта. При кормлении они сжимают соску не губами, а корнем языка и фрагментами небного свода. При таком сосании вместе с движениями корня языка активизируются лицевые мышцы. Эта мышечная взаимосвязь прочно закрепляется и в дальнейшем сказывается на качестве лепета и оказывает влияние на произношение. Такое положение языка приводит и к тому, что во время речи выдыхаемая струя, встречая на пути через рот препятствие в виде поднятого корня языка, направляется в носоглотку и лишь частично попадает в ротовую полость. Таким образом, нарушается речевое дыхание. Сообщение полости рта и носа создает увеличение резонирования носовой полости, и речь становится назализованной. При постоянном положении корня языка кончик его оттягивается в середину ротовой полости, становится вялым и малоподвижным. Движение всего языка затормаживается, и принятие позиций для произношения того или иного звука становится недоступным ребенку. Такое нарушение речи называется открытой ринолалией.
      Чтобы предотвратить патологическое положение языка, в раннем возрасте (до года) рекомендуется укладывать ребенка в положение, стимулирующее удержание кончика языка как можно ближе к зубам. Это возможно при лежании на животе или на боку.
      Кроме произношения, при ринолалии страдает фонематический слух (способность воспринимать на слух звуки речи, различить их между собой и обобщить в словах). Это отражается на лексико-грамматическом строе речи, на чтении и письме.
      Сознание дефекта, реакция окружающих на речь вызывает у ребенка тяжелые переживания, что, естественно, сказывается на формировании его психики. Эти психологические наслоения, в свою очередь, еще более усугубляют нарушения речи. Не устраненные в детском возрасте речевые проблемы могут препятствовать выбору профессии, мешать в работе и повседневной жизни.
      Однако своевременные медицинские и педагогические воздействия могут полностью или частично ликвидировать ринолалию. Это во многом зависит от комплексного воздействия на ребенка логопеда, врача, психолога и родителей.
      С первых недель жизни необходимо развивать зрение и слух ребенка, которые имеют большое значение для общего развития, а также для появления речи. С первых месяцев у ребенка следует развивать умение прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого, который должен часто и ласково разговаривать с ребенком.
      На третьем месяце жизни у младенца появляются первые короткие звуки: а-а-а, а-гу, бу, гы и др. Это период гуления. Чтобы вызвать активную работу мышц глотки и мягкого неба следует давать питье маленькими глотками

      С пяти месяцев у ребенка наступает период лепета. Начинается повторение отдельных слогов и звуков. С шести месяцев резко возрастает интерес ребенка к окружающему. Он начинает повторять отдельные звуки и слоги за взрослым, понимать речь, обращенную к нему, появляется подражательность.

      К году ребенок говорит несколько слов (мама, папа, на, дай, кис), выполняет просьбы взрослого (садись, ложись, дай ручку и т.д.). С ребенком нужно говорить только правильно артикулируя, не искажать звуки, не "сюсюкать", всячески поощрять общение ребенка с окружающими людьми.

      В первые годы жизни ребенка проводится операция - пластика губы. В послеоперационном периоде родителям необходимо разрабатывать верхнюю губу ребенка для ее пластичности, подвижности, развития объема движений. Предлагается ряд упражнений, которые родители должны проводить с ребенком ежедневно:

  • поднимать и опускать верхнюю губу;

  • стараться натянуть верхнюю губу на верхние резцы;

  • ввести палец между верхней губой и зубами, оттягивая губу вперед;

  • вибрировать пальцем верхнюю губу;

  • постукивать около рубцов подушечками пальцев;

  • щипать пальцами;

  • взять губу подушечками большого и указательного пальцев у углов рта, сводить пальцы, нажимая на губу чуть выше красной каймы и оттягивая ее вперед, затем разминать пальцами рубец.

     Движения губ усиливаются путем обучения малыша губным звукам. Для этого при общении с ребенком мать произносит громко взрывной звук, когда губы смыкаются и размыкаются: а-п, п-а, б-а, па-па, ба-ба, ма-ма. Именно в это время надо начинать отработку речевого дыхания. Ребенка надо научить широко открывать рот и во время игры, по примеру матери, произносить гласные звуки: А Э О Ы У И. Язык при этом должен касаться нижних резцов. Мышцы лица спокойны.
     Если мышцы лица напряжены, можно расслабить их с помощью специально подобранных массажных движений. Массаж проводится в исходном положении "лежа на спине", при полном расслаблении всех мышц тела или в исходном положении "сидя, голова на подлокотнике". Используемые приемы массажа: поглаживание, вибрация, слабый "пальцевой душ". Поглаживание лба осуществляется концами 2-3-го пальцев, направление движения - от средней линии лба к вискам. Поглаживание носа осуществляется концами 2-3-го пальцев, направление - от кончика носа к переносице. Поглаживание щечной области осуществляется концами 2-3-го пальцев, направление - от спинки носа к височным областям, от средней линии подбородка к мочкам ушей. Приемы вибрации и "пальцевой душ" осуществляется концами двух и четырех пальцев. Движение идет по тем же линиям лица, как и при поглаживании. Массажные движения необходимо сочетать с артикуляционной гимнастикой:

  • круговые движения языков в преддверии полости рта;

  • набирать теплую воду и полоскать зубы, удерживая воду под губами;

  • "пальцевой душ" - постукивание около рубцов подушечками пальцев;

  • "щипки пальцами" - легко пощипывание околорубцовых областей.

Для этого можно применять игры на звукоподражание, во время которых взрослые привлекают внимание ребенка к ротовому выдоху с      помощью комочков ваты, разноцветных бумажек и т.п.
     От простых дыхательных игр-упражнений постепенно надо переходить к выработке выдоха через рот с включением голоса на артикуляции гласных и согласных звуков, вкладывая определенный смысл в каждый произносимый звук. Примеры таких упражнений:

  • как гасят огонек? (ф-) - верхние зубы касаются нижней губы;

  • как гудит пароход? (ы-);

  • как гудит паровоз? (у-);

  • какой ты большой? (о-);

  • как шумит ветер? (в-) - верхние зубы касаются нижней губы;

  • как звенит комарик? (з-) - губы в улыбке, зубы вместе, язык упирается в нижние зубы, выход холодной струей;

  • как шипит змея? (ш-) - язык поднят в форме чашечки за верхние зубы;

  • как жужжит жук? (ж-) - губы слегка вытянуты вперед, струя воздуха теплая.

     Игры-упражнения следует проводить с ребенком, не надоедая ему, а постепенно приучая его к занятиям.
     В возрасте двух-трех лет словарный запас ребенка исчисляется несколькими сотнями слов. В этот период можно приучать ребенка к артикуляционной гимнастике, связав ее с игровыми элементами. Надо научить ребенка смыканию губ (как поцелуй мамы); взрыву губами по типу звука П; вибрационному движению губ, похожему на кучерское Пррр.
     После трех лет наступает самый ответственный период. В это время необходимо подготовить небную занавеску к небно-глоточному смыканию, по возможности предотвратить дистрофию мышц глотки, стремиться к перемещению языка вперед, опусканию его корня и укреплению кончика, активизировать движения губ и щек, отработать диафрагмальное дыхание, выработать нормальную воздушную струю, предупредить смешение звуков в устной речи.
     Перемещение языка вперед в значительной степени определяет эффект всех занятий. Оно создает условия для постановки правильных звуков, понижения носового оттенка, нормализации речевого дыхания. Одновременно приступают к упражнениям для активизации всего артикуляционного аппарата: губ, щек, нижней челюсти, мягкого неба; проводится массаж при мышечном напряжении в области рта, носа и щечно-скуловой области.
     Ребенок 3,5-4 лет готов к систематическим занятиям с логопедом независимо от того была ли у него проведена пластика неба или нет.
     Если возможность заниматься с логопедом отсутствует, родители самостоятельно выполняют следующие задания.

Упражнения для опускания корня языка и укрепления кончика:

  • широкий язык спокойно лежит на нижней губе "лопаткой";

  • поворот языка вправо-влево к уголкам губ, челюсть неподвижна;

  • поворот языка в стороны до упора кончика языка в каждую сторону щеки, рот открыт, челюсть неподвижна;

  • покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая его и снова втягивая;

  • вылизывание тарелок всей поверхностью языка;

  • облизать верхнюю губу широким языком сверху вниз;

  • рот открыт, движение широкого языка по небу к верхним зубам и назад к глотке;

  • слизывание капель кончиком языка вогнутой поверхности ложек;,

  • почесывание кончика языка о верхние зубы;

  • пересчитывание зубов, упираясь в каждый;

  • проталкивание языка сквозь стиснутые зубы.

Упражнения для губ и щек:

  • надувание обеих щек одновременно;

  • надувание щек попеременно;

  • втягивание щек в ротовую полость между зубами;

  • "улыбка" - губы улыбаются так, что видны верхние и нижние зубы;

  • губы вытягиваются вперед трубочкой;

  • опускание и поднятие (поочередное и одновременное) верхней и нижней губ;

  • удержание мелких предметов губами;

  • выплёвывание губами семечек, риса, гороха;

  • выплёвывание подобных предметов зубами с кончика языка.

Упражнения для нижней челюсти:

  • открывание и закрывание рта - плавно и медленно открывать и закрывать рот под счет 5; кончик языка находится у нижних зубов;

  • опускание нижней челюсти;

  • имитация жевания;

  • движение нижней челюсти вправо-влево.

Активизация мышц мягкого неба и глотки:

  • позевывание;

  • глотание капелек воды, слюны;

  • полоскание горла;

  • резко, отрывисто произносить: а-а-а, э-э-э, аэ-аэ-аэ, эа-эа-эа.

Упражнения для активизации мышц шеи, гортани (выполняются с закрытым ртом):

  • опускание головы вниз;

  • запрокидывание головы назад;

  • поворот головы вправо-влево;

  • наклоны головы вправо-влево;

  • руки в замок на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук;

  • сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук;

  • ладони к ушам, наклоны головы в стороны с сопротивлением рук;

  • доставание мягкого неба кончиком языка.

     Одновременно с артикуляционными упражнениями проводится дыхательная гимнастика. Ребенка необходимо обучить диафрагмальному дыханию, которое позволяет увеличить жизненный объем легких, регулировать скорость выдоха диафрагмой, благодаря чему он удлиняется и уменьшается носовой оттенок голоса.
     Сначала ребенка надо обучить направленному дутью. У детей, заменяющих дутье усиленным выдохом из глотки, вызывают нужное движение от поплевывания. Ребенок слегка высовывает кончик языка между губами, а затем старается выплюнуть его. Язык при этом продвинут вперед, а кончик высунут минимально, что вынуждает сильнее напрягать губы и создает более тонкие движения. Упражнение повторяют 6-8 раз подряд 3-4 раза в день. У детей, приспособившихся к глоточному и гортанному произношению, "поплевывание" может сопровождаться напряжением мышц лица, шеи, даже движением передней стенки глотки, создающим звук, сходный с К. Для торможения этого движения прибегают к беззвучному поплевыванию и выплевыванию мелких крошек. Замедляя и продлевая поплевывание, получают легкое дутье и переходят к упражнениям для отработки длительного выдоха, дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретения навыков диафрагмального типа дыхания.

Рекомендуются следующие упражнения:

  • тренировать ровный медленный выдох на пламя свечи;

  • надувание мыльных пузырей через трубочку;

  • струей выдыхаемого воздуха с помощью трубочки поддерживать непрерывное бурление жидкости;

  • упражнения с комочками ваты, пухом, полосками бумаги:

  • лежа на спине, правая ладонь на груди, левая - на животе -медленный спокойный вдох через нос на два счета, живот слегка приподнят; удлиненный выдох через рот на четыре счета (губы вытянуты трубочкой), левой рукой надавливая на переднюю стенку живота;

  • вдох и выдох производится через нос;

  • вдох через нос, выдох через губы трубочкой;

  • вдох через рот, выдох через нос; -

  • вдох и выдох через рот.


Голосовые упражнения:

  • шепотное длительное произношение гласных и согласных и их сочетаний

А-     АЭ-     ЭА-     АЭИ-     А-Э-
Э-     АИ-     ЭЙ-     АОИ-     А-И-
О-     АО-     ЭО-     АУИ-     А-О-
У-     АУ-     ЭУ-     АИО-     А-У-

  • затем включается громкое и длительное произношение гласных и их сочетаний (см. выше)

^ А-Э-И-
А-О-И-

А-У-И-
А-И-О-

     При произношении звукосочетаний постоянно фиксируется внимание ребенка на длительном ротовом выдохе, контролируется утечка воздуха через нос, корень языка при произношении гласных должен быть опущен вниз, кончик языка продвинут к нижним резцам.
     Вокальные упражнения поются по подражанию. Они начинаются с пения мелодии на один гласный звук (А, Э, О, У). В начале гласные поются связно, плавно. Затем поется гамма (с постепенным увеличением тонов), что вырабатывает ровность, певучесть, гибкость голоса.
     Все перечисленные упражнения не следует выполнять подряд. Каждое занятие должно состоять из нескольких упражнений по развитию дыхания, активизации мышц языка, губ и т.д. причем, дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение, поэтому их обязательно надо чередовать я с другими. Не надо повторять дыхательные упражнения более 4-х раз подряд. Лучшие речевые результаты у детей наступают при применении коротких (по 5-15 минут) по времени, но частых упражнениях (7-8 раз в день).
     Вся работа над речью строится родителями и логопедами на воспитании сознательного овладения теми упражнениями, которые изложены выше.
     Родители должны убедить ребенка в необходимости их выполнения, а также вселить в ребенка уверенность в полной ликвидации его недостатка. Только длительный дооперационный период дает возможность осуществить подготовку к полной перестройке речи и полностью исправить ее в короткий срок после проведения операции.
     В послеоперационном периоде к занятиям приступают на 13-14 сутки. В это время речь ребенка ухудшается из-за отечности, болезненности в полости рта.
     На занятиях данного периода рекомендовано проводить следующие упражнения:

  • полоскать горло 7-8 раз в день;

  • пить маленькими глотками;

  • резко отрывисто произносить гласные: а-а-а, э-э-э;

  • проводится дыхательная, вокальная, артикуляционная гимнастика;

  • массаж неба (ребенок кончиком языка проводит от каждого зуба вглубь по небу и назад к зубам надавливающим и разглаживающим движением, такое же движение по небу из стороны в сторону).

     Все задания выполняются без защитной пластинки 2-3 раза в день по 5-7 минут.
     После операции постановка речи занимает от 1 года до 3-х лет в зависимости от вида расщелины, результатов операции, эффективности дооперационных занятий, способностей ребенка, результатов ортодонтического лечения и ответственности родителей. Взрослые должны обязательно запоминать все указания логопеда и дома ежедневно заниматься с ребенком.
     Встречается, что после проведенного хирургического, ортодонтического лечения, коррекционных занятий с логопедом, речь восстанавливается, но присутствует специфический оттенок: ребенок как бы посипывает носом во время произношения. Можно также заметить движения крыльев носа, а при поднесении зеркала к носовым ходам - запотевание. Такое явление называют носовой эмиссией - выходом воздуха через нос в процессе речи. Происходит это при анатомической или функциональной недостаточности небно-глоточного смыкания, из-за отсутствия контроля за произношением или из-за недостаточной разработки мышц мягкого неба, боковых и задней стенок глотки. Приемы устранения носовой эмиссии включают:

  • артикуляционную гимнастику (активизация мышц мягкого неба, глотки, шеи, гортани);

  • дыхательная гимнастика (диафрагмалыюе дыхание, послоговая дыхательная гимнастика);

  • фонопедические (голосовые) упражнения:
         а) вдох носом, на выдохе петь ПА ПЭ ПИ ПО ПУ...
         б) четкое произношение слогов НЬПА, НЬПЭ, НЬПО, ПЬПЫ, НЬПУ... (используются все согласные алфавита, последовательность гласных остается в том же порядке);
         в) голосовые двигательные упражнения - произношение двусложных слов:

фипвип-фэпвэп      фивпип-фэвпэп
фибсип-фэбсэп      фисбип-фэсбэп
фифзип-фэвзэп      фипсип-фэпсэп
фивсип-фэвсэп      фиспип-фэспэп
фисвип-фэсвэп      фивпип-фэвмэп
физбип-фэзбэп      фисбип-фэсмэп

     Рекомендуются упражнения для губ, которые помогают детям обращать больше внимания на рот: просить детей разговаривать через дырочки в бумаге, через трубочку, бахрому бумажных усов. Это активизирует внимание ребенка к правильному речевому ротовому выдоху. Таким образом, все вышеперечисленные рекомендации и упражнения родители выполняют после их консультации в Центре для детей с ТНР.

     Первую консультацию родители получают при постановке на учет в Александро – Мариинской больнице, в отделении челюстно – лицевой патологии. Следующая консультация необходима, когда ребенок достигнет возраста 3,5-4 лет. в это время начинают проводиться систематические коррекционные занятия.

Задания


     В предлагаемой нами системе занятий обратите внимание на упражнения, которые помогут ребенку развить внимание, память, мышление. Эти упражнения помогут разносторонне развить ребенка, что немаловажно для дальнейшего обучения его в школе.
^

Задание № 1


-повторяйте за мной, меняя громкость звучания слогов, интонацию:
а-т-а     а-п-а     а-д-а
о-т-о     о-п-о     о-д-о
у-т-у     у-п-у     у-д-у
ы-т-ы     ы-п-ы     ы-д-ы
^

Задание № 2


- назови слова на тему "овощи" ("мебель", "посуда", "магазин" и т.п.). Важно, чтобы ребенок называл и существительные, и глаголы, и прилагательные. Вы ему можете помочь. "Давай играть, кто назовет больше слов по теме "машина" (про машину)".
^

Задание № 3


- я буду называть по звукам слова, а ты должен найти картинку с предметом, который обозначает это слово или показать этот предмет в комнате, на улице (старайтесь подобрать слово, состоящее из 3-4 звуков, не больше):
д-о-м = дом
к-о-т = кот
     Можно так, по звукам, проговорить любое слово. Пусть ребенок отгадает, какое это слово. И наоборот, ребенок вам произносит по буквам слово, а вы отгадываете ("А теперь ты загадай мне какое-нибудь слово").
^

Задание № 4


- нужно рассказать наизусть стихотворение и одновременно рисовать на бумаге поочередно знаки:

+ - + -.
Другой вариант: вычеркивать буквы и считать удары (ведущий через определенный интервал ударяет карандашом по столу). Подобные игры вырабатывают способность к распределению внимания в процессе зрительного и слухового восприятия. Дети с удовольствие принимают и такие игры, как:
а) "Громкая и тихая музыка". Спрятан предмет, чтобы его найти, надо внимательно слушать музыку. Чем громче музыка, тем ближе искомое.
б) "Найти пару" (подобие лото). На одном листе бумаги нарисованы 6 знакомых предметов, к которым нужно подобрать пару тех, что изображены на маленьких картинках. Или: нужно положить картинки так, как это сделал взрослый.
^

Задание № 5


а) Внимательно посмотреть на куклу: как и во что она одета. Затем ребенка просят отвернуться и в это время на кукле меняют какую-либо деталь. Когда манипуляции с туалетом куклы закончены, просят водящего (сына, дочь) рассказать, что изменилось в кукле. В эту игру неплохо играть и всей семьей, только в роли куклы пусть выступит один из членов вашей семьи. Он должен что-то изменить в своем внешнем облике. Затем предложите ребенку рассказать о происшедших во внешности этого участника переменах (другие очки, из кармана выглядывает платок и т.д.). Показывается картинка с изображением 5-6 знакомых предметов, затем вы ее убираете и демонстрируете другую, несколько отличную от первой. Попросите ребенка назвать замеченные им отличия в картинках.
б) Разложите перед ребенком 5-10 картинок с изображением знакомых предметов и предложите ему назвать их. Затем попросите закрыть глаза, а в это время разложите картинки в ином порядке или замените какую-либо из них. Когда вы закончите свои действия, дайте команду открыть глаза и поинтересуйтесь у него, что изменилось на столе.
     Подобная предыдущим игра "Какого цвета не стало?". Она помогает закрепить у детей представление о цвете, для нее удобнее использовать полоски цветной бумаги. в) "Найти два одинаковых предмета". Выкладывается лист, на котором изображено 9 предметов, из них 2 одинаковых, остальные различаются деталями.
^

Задание №6


"Кто больше увидит?" Предложите ребенку внимательно рассмотреть картину и перечислить, что он видит на ней.

В ходе работы над данной проблемой мы изучили специальную литературу, провели углубленное психолого-педагогическое обследование детей с ВЧЛП, подобрали методы и приемы для проведения коррекционной работы. Коррекционная работа принесла положи­тельные результаты, поэтому можно сделать следующие выводы:

1. наличие врожденных небных расщелин глубоко отражается на всем развитии ребенка: это дети болезненные, соматически ослаблены, у них часто отмечается снижение слуха.

2. при ринолалии дефект речи может сопровождаться отклонением в развитии высших психических функций.

3. речевой дефект ринолалика с самого начала обуславливается рядом причин:

- обеспечение жизненно важных функций дыхания и питания приводят к специфическому положению тела языка (с чрезмерно поднятым корнем).

-такое положение языка ведет к нарушению его функциональных возможностей, с одной стороны, и к дефектной компенсации нарушения – с другой (во время речи в артикуляцию вовлекают мышцы лица, лба, возникают многообразные синкенезии).

4. при ринолалии отмечается формирование атипичного специфического дыхания, развитие гиперназализации и дефекты артикуляции звуков.

В картине речевого нарушения ведущим является дефектное звукопроизношение, вторично может страдать лексико-грамматический строй речи, фонематический слух, письменная речь.

Изучая данную проблему, можно провести следующий анализ и дать методические рекомендации:

1.Коррекция дефекта осуществляется средствами медицинского, логопедического и психолого-педагогического воздействия. Только совместная работа всех специалистов, включая родителей, может привести к желаемому результату. Опыт работы экспериментальных реабилитационных групп при Астраханской СКШИ показал, что поставленная таким образом работа может привести к 100% реабилитации, даже при сложном дефекте. Подтверждением является то, что после курса реабилитации в данном заведении в 80% случаев у детей была снята инвалидность.

2. Особенно важным являются ранние профилактические комплексные коррекционные мероприятия, которые могут ослабить развитие дефекта и способствовать скорейшей социальной реабилитации лиц с врожденными аномалиями неба Наблюдения, сделанные нами в стенах нашего речевого центра, опыт работы центра «Бонум» г. Екатеринбурга, научные исследования специалистов, работающих в этой области (Ермакова, Ипполитова и др.) показывают, что дети прошедшие дооперационный период обучения, легче и быстрее восстанавливаются как в физическом, так и в речевом плане, нежели те, кто этот период не прошел.


^ Список использованной литературы:

1.Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия, Москва, Владос, 1999 год.

2. Городилова В.И. Кузьмина Н. И. «Устранение недостатков произношения при ринолалии» М.:

Просвещение, 1998г

3.Доросинская А. В. «Фонологоримика в системе голосовой и речевой реабилитации детей с

ринолалией» Екатеринбург, 1995г.

4. Ермакова И. И. «Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков» М.: Просвещение, 1984г.

5.Ермакова И. И. «Коррекция речи и голоса у детей и подростков. М.: Просвещение, 1996г.

6.3алмаева Р.Я. Сам себе логопед, Санкт-Петербург, XXI век, 1996 год.

7.Ипполитова А. Г. «Открытая ринолалия» М.: Просвещение, 1993г.

8. Киселева Т. В., Останина А. Н. «Логопедическая зарядка в коррекционно-вопитательной работе с

детьми, имеющими тяжелые дефекты речи» Екатеринбург, 1992г.

9.Коррекционная педагогика (Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии), под

редакцией Б.П.Пузанова, Москва, Академия, 1999 год.

10. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-групповая работа по коррек­ции

звукопроизношения, Москва, Том-пресс, 1999 год.

11. Мамедов А. А, «Небно-глоточная недостаточность и пути ее устранения» Тбилиси, 1996г.

12.Мамедов А. А. «Врожденная расщелина неба и пути ее устранения» Екатеринбург: Детстомиздат,

1998г.

13. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех, Москва, АСТ, 1997 год.

14.Семченко Г. И., Вайкуленко В. И. « Врожденное незаращение верхней губы и неба» Здоровье,

Киев, 1998г.

15.Специализированная медицинская помощь детям с врожденной патологией лица и челюстей в условиях центра восстановительного лечения. Информационное письмо. Екатеринбург, 1990г.

16.Репина З. А., Обухова Н. В. «Формирование психологической базы речи у детей с врожденной

расщелиной губы и неба в младшем возрасте» Екатеринбург, изд. «Бонум», 1999г.

17. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно, Москва, Просвеще­ние, 1998 год.

18. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно, Москва, МГОПИ, 1993 год.


В качестве примера представляем конспект индивидуального занятия.


^ Индивидуальное логопедическое занятие в подготовительной группе.

Автоматизация звука Р.


Цели

Коррекционно-образовательные:
• закрепление формирования артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях и связной речи;
• обучение правильному грамматическому оформлению распространенных предложений.
Коррекционно-развивающие:
• развитие фонематического слуха; зрительной, слуховой памяти и внимания;
• развитие пространственной ориентации и координации тонких движений кисти и пальцев рук;
• развитие дикции.
Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать стремление овладеть правильной речью.


Оборудование Логопедическая игра Учусь говорить правильно, верботон, макет дома на магнитах, магнитная доска, магнитная азбука, музыкальная запись, детский молоток.


Ход урока



  1. ^ Орг момент

Поздоровайся с гостями. Приготовься к занятию/ Садись поудобнее.


  1. Психогимнастика .

Сегодня замечательный день. Какое у тебя настроение? Давай зажжем солнышко в своём сердце, улыбнемся и подарим наши солнечные улыбки друг другу и нашим гостям.

  1. ^ Основная часть

Сообщение темы занятия.

- Послушай сказку. Давно это было. Все звуки не хотели оставаться одинокими и стали жить вместе, образуя разные слоги и слова. Только звук Р никак не мог найти себе место. То слово не нравилось, то стоять на краю не хотел. Снег выпал, а звук Р всё один. Холодно ему, погреться хочется, а где – не знает. Совсем загрустил звук Р. Нет у него своего дома.

- О чем ты услышал сказку?

-^ Давай познакомим гостей со звуком Р поближе. Дай характеристику звуку Р -

- гласный или согласный звук?

- звонкий или глухой?

- твердый или мягкий?

Как же ему помочь?

Нужно построить дом для звука Р.

А что нам понадобиться для строительства? - нам понадобятся кирпичи и раствор.

Но кирпичи будут на простые, а волшебные - выполнишь задание - получишь кирпич.

  1. ^ Дыхательная гимнастика

Прежде всего , давай замесим раствор - дуем в баночку с водой.

5 Артикуляционная гимнастика

Начнем строить дом - бери самый большой кирпич- фундамент - какие рисунки ты видишь?

«Грибочек»

«Гармошка»

«Пулемет»

6. ^ Пальчиковая гимнастика

Перед тем как начнем укладывать кирпичи, давай разомнем наши пальчики и вспомним наше веселое стихотворение


Воробей по лужице

Прыгает и кружится

Перышки взъерошил он,

Хвостик распушил

Погода хорошая

Чив-чив- чил! 1 кирпич


7 Развитие слухового и фонематического восприятия.

Посмотри на следующий кирпичик. Какой рисунок ты видишь?

Как ты думаешь, что это за задание?

Правильно Нужно услышать звук Р в словах. Работа на компьютере с определением места звука в слове. 2- ой кирпич

8.Отработка звука Р в чистоговорках и скороговорках с использованием аппарата Верботон Г-30


Следующее задание мы выполним с использованием нашего замечательного аппарата. Одевай наушники. Как ты меня слышишь? Внимательно слушай задание и повторяй за мной


^ Ра-ра-ра - перед нами гора

Ро- ро- ро -возьми перо

Ру- ру- ру - спрятался бобер в нору

Рад -рад -рад - растет сладкий виноград. 3 -й кирпич


Хитрую сороку поймала морока

^ А сорок сорок - сорок морок.


Тары бары, растабары

У Варвары куры стары

8. Работа со словами

Чтобы получить еще кирпичик, нужно помочь буквам найти свое место

Посмотри на картинки - они тебе помогут

ГОРЫ назови гласные - о , ы сколько слогов? - первый го, второй ры- поставь ударение

4 кирпич

Ответь на вопросы.

Что летит в космосе? (Ракета)
Чем мы причёсываемся? (Расчёской)
Что у коровы на голове? (Рога)
Как называется цветок с жёлтой серединкой и белыми лепестками? (Ромашка)
Чем ученик пишет? (Ручкой)
Как называется человек, который ловит рыбу? (Рыбак)
Кто живёт в воде? (Рыба)
Как "разговаривает" тигр? (Рычит)
5 кирпич



^ 9 Игра «Измени слово» - послушай слова и замени первый звук на звук Р. Произнеси слова, четко выделяя звук р

Хобот, танец, забота, мычать, пугать Робот, Ранец, Работа, Рычать, Ругать


10 Согласование слов с числительными посчитай, сколько кирпичей мы использовали в строительстве?

11. Работа над ритмом, слуховой памятью

Чего не хватает в нашем доме окошка- оно деревянное его нужно прибить слушай и повтори за мной

// / //; / // / //


11.Физ. минутка

- ^ Эй, веселый народ! Отправляемся в поход! (Обычная ходьба)

- Мостик в стороны качался, а под ним ручей смеялся.
На носочках мы пойдем на тот берег перейдем!
И на каблучках пойдем, через лужи перейдем.
- Мы шагали, мы шагали и пешком идти устали!



^ 12. Работа с предложением и текстом

Послушай рассказ Как можно его назвать?

2 Рассмотри картинки

Как ты думаешь, какая картинка будет первой - составь предложение

2,3,4,5

Перескажи рассказ сам рассказ.

По твоему рассказу я нарисовала рисунок

Чего в нем не хватает? (цвета, красок)

13. работа с планшетом

14. Гимнастика для глаз

15. Итог урока

Чему мы учились на занятии?

Правильно говорить звук р

Находить место звука в слове

Отгадывать загадки

Составлять рассказ по картинке

Работать на планшете

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Воспитание и развитие речи детей с врожденной челюстно – лицевой патологией в условиях Центра для детей с тнр (информация для родителей и логопедов) /из опыта работы icon«Музыкальное развитие детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного учреждения»

Воспитание и развитие речи детей с врожденной челюстно – лицевой патологией в условиях Центра для детей с тнр (информация для родителей и логопедов) /из опыта работы iconНаучное обоснование организации республиканского центра лечебно-профилактической помощи детям с челюстно-лицевой

Воспитание и развитие речи детей с врожденной челюстно – лицевой патологией в условиях Центра для детей с тнр (информация для родителей и логопедов) /из опыта работы iconИнформация для родителей, воспитывающих детей с нарушениями интеллекта

Воспитание и развитие речи детей с врожденной челюстно – лицевой патологией в условиях Центра для детей с тнр (информация для родителей и логопедов) /из опыта работы iconИнформация для родителей методы повышения иммунитета у детей

Воспитание и развитие речи детей с врожденной челюстно – лицевой патологией в условиях Центра для детей с тнр (информация для родителей и логопедов) /из опыта работы iconНаучная программа: Вклад профессоров Б. Д. Кабакова и Н. М. Александрова в развитие отечественной

Воспитание и развитие речи детей с врожденной челюстно – лицевой патологией в условиях Центра для детей с тнр (информация для родителей и логопедов) /из опыта работы iconТема: «Создание доброго микроклимата в группе детского сада, для развития детей дошкольного возраста»

Воспитание и развитие речи детей с врожденной челюстно – лицевой патологией в условиях Центра для детей с тнр (информация для родителей и логопедов) /из опыта работы iconУчебное пособие предназначается для студентов дефектологических и дошкольных факультетов, а также

Воспитание и развитие речи детей с врожденной челюстно – лицевой патологией в условиях Центра для детей с тнр (информация для родителей и логопедов) /из опыта работы iconЛекция : флегмоны и абсцессы челюстно-лицевой области у взрослых и детей. Особенности и закономерности

Воспитание и развитие речи детей с врожденной челюстно – лицевой патологией в условиях Центра для детей с тнр (информация для родителей и логопедов) /из опыта работы iconФ76 Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб пособие для учащихся

Воспитание и развитие речи детей с врожденной челюстно – лицевой патологией в условиях Центра для детей с тнр (информация для родителей и логопедов) /из опыта работы iconОрганизация медико-социальной реабилитации детей с врожденной патологией лица и челюстей 14. 00.

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина