Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 04. Клиническая психология (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи курса icon

Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 04. Клиническая психология (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи курса





Скачать 198.78 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дпп. Ф. 04. Клиническая психология (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи курса
Дата30.03.2013
Размер198.78 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета _____________ Н.К. Грицкевич

«_____» _____________________________20___ г.



                1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС



ДПП.Ф.04. Клиническая психология


(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)


^ 1. Цель и задачи курса

Цель курса: изучение особенностей психической деятельности больного человека в их значении для патогенетической и дифференциальной диагностики болезни, оптимизации ее лечения и предупреждения, сохранения и укрепления здоровья.

Для достижения цели предполагается решение следующих задач:

  1. Освоение общих вопросов клинической психологии.

  2. Изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение.

  3. Представление о влиянии различных болезней на психику человека.

  4. Характер отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой.

  5. Усвоение принципов и методов психологического исследования в клинике.

  6. Обучение психологическим методам воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.


^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студенты в результате освоения курса по клинической психологии должны:

  1. Иметь представление о предмете и структуре клинической психологии как психологической специальности широкого профиля, имеющей межотраслевой характер и участвующей в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.

  2. Понимать направленность практической и научно-исследовательской деятельности клинического психолога на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на охрану здоровья и преодоление недугов.

  3. Иметь представление о предмете и практических задачах и актуальных проблемах патопсихологии; знать феноменологию и владеть навыками патопсихологической квалификации нарушений сознания, восприятия, памяти, мышления, эмоционально-личностной сферы при психических заболеваниях и пограничных личностных расстройствах.

  4. Знать основные направления современных психосоматических исследований, понимать роль раннего онтогенеза в возникновении психосоматических расстройств, владеть методами исследования изменений познавательной и эмоционально-личностной сферы при хронических соматических заболеваниях, понимать значение психосоматики для развития общей и клинической психологии.

  5. Свободно ориентироваться в методологических проблемах клинической психологии, ее объекта, предмета, общих категорий и стратегий развития.

  6. В процессе реальной работы на базе клиник, медицинских центров, школ, психологических консультаций и пр. овладеть комплексом практических навыков, позволяющим успешно решать различные прикладные профессиональные задачи в области патопсихологии, нейропсихологии, психосоматики, детской клинической психологии, психологической коррекции и психотерапии, коррекционно-развивающего и восстановительного обучения.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы

^

Вид учебной работы


Всего часов

Семестр 9

Общая трудоемкость дисциплины

120

120

Аудиторные занятия

56

56

Лекции

28

28

Практические занятия (ПЗ)

28

28

Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







И (или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

64

64

Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат







И (или) другие виды самостоятельной работы







Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




экзамен


^ 4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план)




п/п
^

Раздел дисциплины


Лекции

Практические занятия или семинары

Лаборатор-ные работы

1.


Введение в клиническую психологию.

Предмет и структура клинической психологии.

1

1




2

История клинической психологии. История зарождения и становления специальности клиническая психология.

1

1




3

Направленность клинической психологии. Психология здоровья, двоякий смысл этого понятия.

1







4.

Сфера приложения клинической психологии. Практические задачи и функции клинических психологов.




2




5

Теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии.

2

2




6

Патопсихология, ее предмет, научные основы, актуальные проблемы

2

2




7

Нейропсихология: определение, проблемы, методологические основы, проблемы мозговой локализации функции.

2

2




8

Психосоматическая проблема, психологические исследования в клинике соматических заболеваний. Психологические аспекты и проблемы телесности и интрацепции.

2

2




9

Психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия. Общая психотерапия. Современная классификация методов психотерапии




2




10

Типология нарушений психических процессов, свойств и состояний разных видах патологии человека. Нарушение произвольных движений, действий, речи.

2

2




11

Роль клинической психологии в решении общих проблем психологии и патологии сознания и самосознания.

1

1






^ 4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Введение. Предмет, задачи, структура и перспективы развития клинической психологии. Объект клинической психологии. Методы исследования. Роль психических факторов в происхождении болезней. Актуальные вопросы врачебной этики и деонтологии. Требования к личности клинического психолога.

Раздел 2. История развития зарубежной и отечественной клинической психологии. История зарождения и становления специальности клиническая психология в России. Межпредметные связи клинической психологии.

Раздел 3. Направленность клинической психологии. «Психология здоровья», двоякий смысл этого понятия. Психогигиена, психопрофилактика, их задачи. Разделы психогигиены: беременности, родов, раннего детского, дошкольного, школьного, юношеского, зрелого, пожилого и старческого возраста. Выявление начальных непсихотических расстройств при профилактическом осмотре. Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения. Клинические проявления.

Раздел 4. Сфера приложения клинической психологии. Практические задачи и функции клинических психологов.

Раздел 5. Теоретические и методологические основы и исследовательские проблемы клинической психологии. Базовые категории теоретического аппарата.

Раздел 6. Патопсихология, ее предмет, научные основы, актуальные проблемы. Патология ощущений, восприятий, памяти, мышления, воображения, интеллекта, эмоций, влечений, воли, внимания у больных непсихиатрических лечебных учреждений. Психопатологические синдромы (невротические, субпсихотические, психопатические, психоорганические).

Раздел 7. Нейропсихология: определение, проблемы, методологические основы. Проблема мозговой локализации психических функций. Восстановление нарушенных высших психических функций.

Раздел 8. Психосоматическая проблема, психологические исследования в клинике соматических заболеваний. Психологические аспекты и проблемы телесности и интрацепции. Психосоматическое направление в медицине. Понятие о психосоматическом заболевании. Психологические и нейродинамические механизмы психосоматических нарушений. Алекситимия. Учение В. Райха о телесных и эмоциональных зажимах. Психоаналитическая модель возникновения болезни.

Раздел 9. Психологическое консультирование, коррекция и психотерапия. Общие вопросы и виды психологического консультирования и психотерапии. Современная классификация методов психотерапии. Общая, специальная, групповая, семейная, супружеская психотерапия. Личностно-ориентированная (реконструктивная), суггестивная, «поведенческая» и др. виды психотерапии. Значение психотерапии в лечении больных (неврозы, психосоматические заболевания). Определение неврозов. Понятие о типах невротического конфликта. Роль личности в развитии неврозов. Невротическая защита: понятие, классификация, значение, механизмы. Клиническая картина. Области применения психотерапии.

Раздел 10. Типология нарушений психических процессов, свойств и состояний разных видах патологии человека. Психологические проблемы аномального онтогенеза. Типа нарушений психического развития. Соотношение биологического и социального в природе аномального развития. Нарушения произвольных движений, действий и речи. Нарушение влечений. Личность и ее изменения и аномалии.

Раздел 11. Роль клинической психологии в решение общих проблем психологии. Патология сознания и самосознания. Сознание, неосознаваемое и бессознательное. Структура бессознательного и сознания по З. Фрейду. Картография бессознательного С. Грофа (биографический, пренатальный и трансперсональный уровни). Понятие о системе конденсированного опыта и его роли в происхождении соматической патологии. Роль бессознательного в обыденной жизни. Значение неосознаваемого в происхождении болезни. Роль решения сознания в лечении неврозов и психосоматических патологий.


^ 5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


6.1. Рекомендуемая литература


а) основная литература

  1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология : руководство для врачей и клинических психологов : учебное пособие / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. – 623 с.


б) дополнительная литература

  1. Астапова, В. М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / В. М. Астапова. – СПб. : 2001. – 379 с.

  2. Бауман, У. Клиническая психология / У. Бауман. – М. : 2003. – 1312 с.

  3. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А. В. Гоголева. – М. : 2002. – 237 с.

  4. Зейгарник, Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник. ; под ред. А. С. Спиваковой. – М. : Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 576 с.

  5. Климов, Е. А. Конфликтующие реальности в работе с людьми / Е. А. Климов. – М. : 2001. – 187 с.

  6. Клиническая психология / под ред. М. Пере, У. Бауман. – СПб. : Питер, 2007. – 1312 с.

  7. Клиническая психология : учебник для ВУЗов / под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб. : Питер, 2007. – 959 с.

  8. Кондрашенко, В. Т. Общая психотерапия / В. Т. Кондрашенко, Д. И. Донской. – Минск : 1997. – 464 с.

  9. Коркина, М. В. Психиатрия : учебник / М. В. Коркина, Н. Д. Лакосина, А. Е. Личко. – М. : «Медицина», 1995. – 608 с.

  10. Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка / Э. Мэш. – М. : 2003. – 511 с.

  11. Тодд, Дж. Основы клинической и консультативной психологии / Дж. Тодд. – М. : 2001. – 761 с.


^ 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Таблицы, плакаты, иллюстрации. Записанные в CD и DVD формате учебные фильмы по разделам клинической психологии. Компьютер для демонстрации учебных фильмов.

Библиотечный фонд ТГПУ.


^ 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Библиотечный фонд ТГПУ.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Данная дисциплина предполагает формирование у студентов теоретических знаний по основным разделам медицинской психологии и базовых практических навыков проведения психопатологического обследования. Корме того, данная учебная дисциплина тесно примыкает к учебным курсам «Анатомия и физиология» и «Физиология ВНД», которые дополняют знания студентов о строении нервной системы и ее функционировании.

Преподаватель должен иметь навыки проведения психодиагностических мероприятий, качественного и количественного анализа полученных данных, составления заключения о проведенных психодиагностических исследованиях.

^ 8.1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (для преподавателей)

Базовыми вопросами в преподавании дисциплины являются проблемы развития человека, единства его биологической и социальной природы, положения человека в системе общественных связей. В связи с этим, при изучении дисциплины следует исходить из принципов антропо- и социогенеза, а так же культуральных и возрастных особенностей человека, поэтапно раскрывая картину развития человека на протяжении всей его жизни от рождения до смерти, так и детального рассмотрения процесса становления личности, её развития в периоде детства, подростничества, юности, когда он осуществляется особенно динамично, отличаясь наиболее глубинными преобразованиями.

В лекционном процессе и при проведении семинарских занятий по вышеизложенным разделам следует объективно вычленять несколько линий:

- выявление индивидуальных и видовых свойств человека;

- определение характера и особенностей воздействия социальной среды как условия личностного развития;

- рассмотрение движущих сил и механизмов развития человека, и, прежде всего, тех противоречий в развитии его жизнедеятельности, решение которых и приводит к появлению новых образований в соматических и психических особенностях человека;

- анализ содержания и закономерности процесса развития личности, где ведущее место занимают характеристики индивидуализации и социализации растущего человека.

Все эти направления изучения предмета являются необходимыми в познании и осмыслении сущности, условий и характера процесса развития человека.

Все практические работы и семинарские занятия должны быть связаны с изучением представителей различных возрастных групп, и направлены не только на выявление определенных закономерностей, и конкретных изменений на разных возрастных этапах, но и на раскрытие общих принципов развития. В то же самое время интересным ходом семинарских занятий может стать теоретическая проработка процессуальных характеристик, структур, и эволюционных форм изменений, психологических механизмов и движущих сил процесса развития как формы проявления генеральной линии прогресса в социальном становлении как личности.

В центре внимания при проведении лекций и семинарских занятий должны выступать не только содержательные и результативные моменты развития человека – становление сознания, самосознание растущего человека, его личностного самоопределения, но и важное место должно занимать выделение структур процесса развития личности, обеспечивающих преобразование структур процесса развития личности, обеспечивающих преобразование совокупности элементов психических новообразований, приобретаемых на разных возрастных этапах, в интегрированных свойствах личности. При этом главным в системе психолого-педагогических знаний в процессе преподавания дисциплины должно быть представлено определение смысла связей человека и общества.


^ 8.2. Методические рекомендации для студентов

При изучении дисциплины предполагается базовое изучение первоисточников как лучших отечественных и зарубежных ученых (см. список рекомендованной литературы).

Рекомендованные источники используются как при самоподготовке, так и при работе на семинарских занятиях, подготовке контрольных работ и рефератов. Существующие теории рассматривают широкий диапазон вопросов и охватывают многочисленные области развития. Поскольку ни одна из этих теорий не предлагает всесторонне разработанного взгляда на развитие в целом, все они вносят вклад в углубление понимания отдельных его аспектов, таких как развитие познания или личности.

Изучение процесса роста и развития человека, носит многосоставной характер. Предполагается самостоятельная и реферативная проработка основных аспектов антропологии, психодиагностики, этнологии, медицинской психологии.

Одной из актуальных, интересных для самостоятельного изучения и последующего обсуждения является тема формирования у ребенка полоролевой идентичности и представления о приемлемых половых ролях на разных этапах развития общества.

В процессе изучения учебного курса важное место отводится самостоятельной подготовки, и в частности составлению реферативных работ, методические рекомендации к подготовки которых приведены ниже.

^ Методические рекомендации к составлению реферата. Реферат (от лат. refero сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по одной теме.

^ Рекомендации по подготовке реферативной работы. Работа над рефератом требует изучения научной литературы по соответствующей теме и реферативного изложения полученных таким образом знаний.

Реферат не является простым пересказом (и что совершенно недопустимо – переписыванием) содержания прочитанного. Необходимо тщательно проанализировать прочитанную литературу, выделить наиболее важные, широко известные и популярные теоретические положения, концепции, теории, факты, и научно обосновать их, акцентируя при этом внимание не только на результате, но и на методическом обеспечении, используемом при изучении той или иной проблемы. Поэтому следует стремиться усвоить не только основное содержание той или иной теории, но и способ доказательства, к которому прибегает автор, раскрыть особенности основных точек зрения на один и тот же вопрос, оценить практическую и теоретическую значимость результатов реферируемой работы, а также отразить собственное отношение к идеям и выводам ученого, подкрепить его достаточно весомыми аргументами (доводами, высказываниями, доказательствами других авторитетных исследователей).

Реферат должен быть написан с соблюдением логики изложения, a следовательно, иметь определенную структуру. Традиционной, и наиболее часто встречающийся, является следующая структура реферативной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература.

Как показывает многолетняя практика, реферат удобно составлять, подразделяя материал на пункты, параграфы, подзаголовки, либо же выделяя главы реферируемого источника (т. е., сохраняя структуру и логику изложения автора научной работы). Возможна и следующая логика изложения: введение в состояние изучаемой проблемы, выделение основных и наиболее важных вопросов, целей и задач исследования, используемых в нем методов и, конечно, результатов, выводов и предложений. Весьма приветствуется, если студенту в заключение реферата удается выявить те проблемы и вопросы, которые специально не изучались в данном конкретном исследовании, однако их постановка как бы вытекает из всей проделанной автором научной работы и дальнейшее исследование проблематики будет весьма плодотворным и важным для последующей научной деятельности (чем, впрочем, в дальнейшем может заняться сам обучающийся в рамках курсовых и выпускной квалификационной (дипломной) работы).

Список использованной литературы, а также все ссылки на литературные источники оформляются таким образом: фамилия и инициалы автора(ов), название работы, место и год издания, общее количество страниц, если работа является самостоятельным изданием. Если же работа входит в структуру коллективной монографии, сборника статей, тезисов, научных трудов и т. д., либо же является статьей из журнала и другой периодики, то после названия работы ставятся две косые линии, после которых указывается название источника, в структуру которого входит реферируемая работа, далее – место и год издания, страницы, на которых напечатана работа, либо год выхода в свет периодического издания, его номер и страницы, которые занимает статья.

^ Требования к оформлению реферативной работы. Текст набирается на компьютере в редакторе Microsoft Word для Windows, гарнитурой Times New Roman, межстрочный интервал 1.5, размер шрифта – 14. Работа оформляется на одной стороне листа белой бумаги размером 210х297 мм (формат А-4). На каждой странице работы строго соблюдаются поля: левое – 30 мм, правое – 10-15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 25 мм. Абзационный отступ равняется пяти знакам или 15-17 мм. Порядковый номер страницы ставится в правом нижнем углу страницы. На первой странице номер не ставится.

Цитируемая литература оформляется в виде списка в конце работы. Ссылки приводятся в порядке следования по тексту в квадратных скобках. Объём реферата от 10 до 24 страниц.

Электронный вариант материалов предоставляется на CD-RW или DVD-RW дисках. В отдельных файлах предоставляются рисунки в форматах JPEG (разрешение 300 пикс/дюйм) или TIFF, и диаграммы в формате MS Excel.

^ 8.2.1. Вопросы для самостоятельной работы студентов


  1. Методы исследования соматического больного с психическими нарушениями.

  2. Картография бессознательного С. Грофа (биографический, пренатальный и трасперсональный уровни).

  3. Значение неосознаваемого в происхождении болезни.

  4. Роль решения сознания в лечении неврозов и психосоматических патологий.

  5. Патохарактерологическое развитие личности.

  6. Психопатии.

  7. Влияние социальных и биологических факторов в психопатизации личности.

  8. Дать представление о психопатии.

  9. Психогенные заболевания. Невротические расстройства.

  10. Социально-психологические проблемы семьи.

  11. Нарушения функции семьи, личностные качества супругов, выбор партнера, ожидания и супружеское соглашение, детерминанты брака, стадии развития супружеских отношений.


^ 8.2.2. Примерная тематика рефератов


  1. Кризисные ситуации в браке.

  2. Внутренние проблемы супружеской пары (домашнее хозяйс­тво, воспитание детей, свободное время, половая жизнь).

  3. Влияние внешних факторов (родителей и близких родственников, друзей, знакомых, соседей).

  4. Влияние социальных и биологических факторов в психопатизации личности.

  5. Внебрачные контакты и связи.

  6. Классификация сексуальных нарушений у мужчин и у женщин.

  7. Основные вопросы профилактики и терапии психосоматических расстройств.


^ 8.2.3. Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Предмет и задачи клинической психологии.

  2. Суицидальное поведение. Мысли, намерения, попытки. Гендерные различия суицидов.

  3. Клиническая психология и психиатрия. Их различия.

  4. Методы обследования соматического больного с психическими нарушениями.

  5. Патология ощущений, восприятия у больных непсихиатрических лечебных учреждений.

  6. Психология умирания. Хоспис и клиническая психология.

  7. Патология памяти, мышления у больных непсихиатрических лечебных учреждений.

  8. Общие вопросы психотерапии. Значение психотерапии в лечении больных неврозами и психосоматическими заболеваниями.

  9. Патология интеллекта, воображения у больных непсихиатрических лечебных учреждений. Деменция.

  10. Общая и специальная психотерапия.

  11. Патология эмоций, влечений, воли, внимания у больных непсихиатрических лечебных учреждений.

  12. Современная классификация методов психотерапии. Области применения психотерапии в медицине.

  13. Психопатологические синдромы у больных непсихиатрических лечебных учреждений.

  14. Предмет и задачи медицинской психологии. Методы исследования соматического больного с психическими нарушениями.

  15. Сознание, неосознаваемое, бессознательное. Структура бессознательного и сознание в учении З. Фрейда.

  16. Алкоголизм. Стадии алкоголизма. Клинические проявления.

  17. Роль психических факторов в происхождении заболеваний (неврозов и психосоматических расстройств).

  18. Наркомания. Клинические проявления. Профилактика.

  19. Значение подсознательного в происхождении болезней. Разрешение интропсихических конфликтов в лечении неврозов и психосоматических патологий.

  20. Токсикоманиии. Клинические проявления. Профилактика.

  21. Психосоматическое направление в медицине. Понятие о психосоматическом заболевании.

  22. Актуальные проблемы медицинской этики и деонтологии. Требования к личностям психолога и врача.

  23. Психологические и нейродинамические механизмы психосоматических нарушений. Алексимия.

  24. Патохарактерологическое развитие личности.

  25. Учение В. Райха о телесных и эмоциональных зажимах. Психоаналитическая модель возникновения болезней.

  26. Патология ощущений, восприятия. Психосенсорные расстройства.

  27. Неврозы. Определение. Понятие о типах невротического конфликта.

  28. Вопросы детской, школьной, семейно-бытовой психогигиены.

  29. Невротическая защита. Понятие, классификация, значение, механизмы.

  30. Патология воли, влечений.

  31. Классификация неврозов. Клиническая картина.

  32. Деонтология в медицине. Проблемы взаимоотношений в медицинских учреждениях.

  33. Личность. Структура личности. Характер. Акцентуации характера.

  34. Понятие о типах невротического конфликта. Роль психотерапии, ее виды.

  35. Социопатия. Психопатизация личности. Патохарактерологическое развитие личности.

  36. Выявление начальных форм непсихотических расстройств при профилактических осмотрах учащихся.

  37. Психопатии. Влияние социальных и биологических факторов в психопатизации личности.

  38. Общие вопросы психотерапии. Значение психотерапии в лечении больных неврозами и психосоматическими заболеваниями.

  39. Непсихотические расстройства у больных с гипотонической, гипертонической болезнью, атеросклерозом.

  40. Сфера приложения клинической психологии. Практические задачи и функции клинических психологов.

  41. Личность и болезнь.

  42. Предмет и структура клинической психологии. История развития клинической психологии.

  43. Соматические заболевания. Внутренняя картина здоровья. Понятие здоровья.

  44. Роль психических факторов в происхождении заболеваний (неврозы, психосоматические расстройства).

  45. Психопатологические синдромы (невротические) у больных непсихиатрических лечебных учреждений.

  46. Направленность клинической психологии. «Психология здоровья», двоякий смысл понятия.

  47. Психопатологические синдромы (субпсихотические) у больных непсихиатрических лечебных учреждений.

  48. Алкоголизм. Нарушение эмоций у лиц с различной степенью опьянения.

  49. Психопрофилактика. Задачи. Первичная и вторичная психопрофилактика.

  50. Патология памяти, мышления, интеллекта у больных непсихиатрических лечебных учреждений.

  51. Психогигиена. Задачи, разделы психогигиены.

  52. Патология волевой активности при инфекциях, протекающих с токсикозом.

  53. Патология эмоций, влечений, воли, внимания у больных непсихиатрических лечебных учреждений.

  54. Патохарактеристическое развитие личности.

  55. Психологические и нейродинамические механизмы психосоматических нарушений. Алекситимия.

  56. Сфера приложения клинической психологии. Практические задачи и функции клинических психологов.


УМК составил:

д.м.н., профессор кафедры психологии развития личности __________ М.М. Аксенов

(подпись)


УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г.


Зав. кафедрой:

д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов

(подпись)


УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ.

Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева

(подпись)


Согласовано:

Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич

(подпись)


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 04. Клиническая психология (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи курса iconУчебно-методический комплекс опд. В. 05 Психофизиология (указывается наименование и шифр дисциплины

Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 04. Клиническая психология (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи курса iconУчебно-методический комплекс Кафедра детских болезней, акушерства и гинекологии Шифр и наименование

Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 04. Клиническая психология (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи курса iconПрограммы (основная/ дополнительная), направление подготовки, специальность, профессия, наименование

Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 04. Клиническая психология (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи курса iconУчебно-методический комплекс Кафедра детских болезней, акушерства и гинекологии Шифр и наименование

Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 04. Клиническая психология (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи курса iconПрограмма аттестационных испытаний студентов для приема на конкурсной основе на 2-5 курсы специальности
Вопросы составлены в соответствии гос впо по специальности Психология и разработанными в соответствии...
Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 04. Клиническая психология (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи курса iconУчебно-методический комплекс Кафедра детских болезней, акушерства и гинекологии Шифр и наименование

Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 04. Клиническая психология (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи курса iconУчебно-методический комплекс дисциплины психология болезни и инвалидности (наименование дисциплины)

Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 04. Клиническая психология (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи курса iconПрограммы (основная / дополнительная), направление подготовки, специальность, профессия, наименование

Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 04. Клиническая психология (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи курса iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Клиническая психология»

Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 04. Клиническая психология (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи курса iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины дифференциальная психология 031000 Педагогика и психология,
Учебно-методичекий комплекс учебной дисциплины «Дифференциальная психология», 031000 «Педагогика...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы