I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе Целью icon

I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе Целью





Скачать 191.32 Kb.
НазваниеI. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе Целью
Дата11.02.2013
Размер191.32 Kb.
ТипСамостоятельная работа
Стоматология детского возраста (хирургический раздел)

Специальность: стоматология (060105.65)

Факультет стоматологический

Кафедра хирургической стоматологии

Курс IV, V Семестр 8, 9, 10

Лекции 20 часов

Практические занятия 88 часов

Самостоятельная работа 35 часов

Экзамен IX семестр

Всего 143 часа

Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта №133 мед/СП-стоматология высшего профессионального образования по специальности 060105.65 «стоматология», утвержденного Министерством образования Российской Федерации 10.03.2000 в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной Министерством образования Российской Федерации 15.09.2002г.

I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Целью изучения студентами стоматологических факультетов медицинских ВУЗов стоматологии детского возраста является подготовка врача-стоматолога для самостоятельной профессиональной деятельности и выполнение основных функций - лечебной, диагностической, профилактической, консультативной, организационной в объеме оказания поликлинической помощи детям с основными хирургическими стоматологическими заболеваниями и повреждениями челюстно-лицевой области.


Задачами изучения дисциплины является:

- познакомить студента с анатомо-физиологическими особенностями детского организма, их влиянием на клиническое течение основных стоматологических заболеваний у детей и подростков;

- познакомить с особенностями диагностики и лечения этих заболеваний, их исходами в зависимости от возраста ребенка, возможностями реабилитации после перенесенных заболеваний (медицинской и социальной) и путях ее реализации;

- познакомить студента с методами профилактики основных стоматологических заболеваний, врожденных и наследственных заболеваний;

- научить студента выполнению отдельных врачебных манипуляций;

- научить студента навыкам общения с пациентами разного возраста и с различной психикой.

^ Студент должен знать:

- особенности анатомического строения зубов и челюстей в детском возрасте;

- физиологические особенности отдельных органов и систем ребенка;

- особенности клинического проявления основных стоматологических заболеваний и повреждений челюстно-лицевой области у детей и подростков;

- влияние наследственных факторов и факторов внешней среды на возникновение основных стоматологических заболеваний;

- принципы диспансеризации, организационные формы проведения плановой санации полости рта;

- принципы диагностики, лечения и профилактики зубочелюстных аномалий;

- существующие методы диагностики и лечения основных стоматологических заболеваний и повреждений челюстно-лицевой области у детей, методы их профилактики и пути реабилитации ребенка;

- основы планирования, внедрения, оценки эффективности программы профилактики стоматологических заболеваний среди детского населения.

^ Студент должен уметь:

- установить психологический контакт с ребенком, его родителями;

- сбор жалоб, анамнеза, осмотра ребенка;

- выбор метода обезболивания;

- осмотр зубов, состояние слизистой оболочки полости рта, пародонта, слюнных желез и лимфатических узлов;

- проведение инструментальных методов исследования зубов (зондирование, перкуссия, ЭОД, термометрия) и зубных рядов;

- снятие оттисков с зубных рядов и получение диагностических гипсовых моделей;

- оценка данных специальных методов исследования, их трактовка и использование в постановке диагноза (анализа периферической крови, рентгенологического, цитологического исследования);

- использование современных пломбировочных материалов с учетом их возрастных показаний к применению у детей при лечении кариеса и некариозных поражениях зубов;

- лечение заболеваний пульпы и периодонта в молочных и постоянных зубах со сформированными и несформированными корнями;

- лечение острых и хронических заболеваний слизистой рта и пародонта у детей разных возрастных групп;

- оказание больному ребенку неотложной и скорой стоматологической помощи при острых одонтогенных заболеваниях и повреждениях челюстно-лицевой области;

- оказание помощи при неотложных состояниях;

обучение детей и их родителей практическим навыкам по гигиене полости рта и методам их контроля;

- фторпрофилактика кариеса и метода ремотерапии;

- ведение медицинской документации.

^ II. Содержание дисциплины стоматология детского возраста (хирургический раздел)

Обезболивание и реанимация в детской стоматологической практике.

Особенности проведения обезболивания в детской стоматологической практике в условиях поликлиники и стационара.

Местное обезболивание. Виды местного обезболивания и методы его проведения у детей в терапевтическом, ортодонтическом и хирургическом отделениях.

Общее обезболивание в условиях поликлиники. Показания и противопоказания. Методы проведения наркоза. Общее обезболивание при лечении зубов, при поликлинических стоматологических операциях, при различных стоматологических манипуляциях в полости рта у ребенка.

Наркоз у детей в условиях стоматологического стационара. Эндотрахеальный наркоз. Показания к выбору методов общего и местного обезболивания. Значение премедикации.

Неотложные состояния в условиях стоматологической поликлиники. Обморок, коллапс, шок. Особенности реанимации в детском возрасте.
^

Удаление зубов у детей


Показания и противопоказания к удалению временных и постоянных зубов у детей и подростков. Особенности операции удаления молочных и постоянных зубов у детей и подростков при острых воспалительных процессах. Удаление зубов по ортодонтическим показаниям. Осложнения во время и после операции удаления зубов у детей, их предупреждение и лечение.

^ Клиника и лечение воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области у детей.

Особенности динамики развития одонтогенных воспалительных процессов в детском возрасте. Гнойные воспалительные процессы мягких тканей у детей. Лимфадениты (острые и хронические), абсцессы, флегмоны. Этиология, особенности клинического течения, диагностики, лечение. Острый периостит. Острый остеомиелит. Особенности течения острого одонтогенного остеомиелита челюстей у детей. Диагностика, лечение, профилактика. Хронический периостит, этиология, патогенез, лечение. Хронический одонтогенный остеомиелит. Клинико-рентгенологические формы. Диагностика и лечение. Профилактика рецидивов заболевания. Исходы. Нарушение нормального роста и развития челюстей, виды деформаций после перенесенного остеомиелита. Гематогенный остеомиелит лицевых и челюстных костей у детей. Этиология, патогенез. Клиника, диагностика, лечение. Исходы перенесенного гематогенного остеомиелита. Профилактика заболевания. Одонтогенные воспалительные кисты челюстей. Этиология, клиника, диагностика, принципы лечения.

^ Заболевания слюнных желез.

Острый паротит новорожденного, острый эпидемический паротит, хронический паренхиматозный паротит. Хронический паренхиматозный паротит у детей, слюннокаменная болезнь.
^

Заболевания височно-нижнечелюстного сустава у детей


Первично-костные повреждения и заболевания височно-нижнечелюстного сустава. Остеоартрит, остеоартроз, костный анкилоз. Этиология, патогенез этих заболеваний. Вторичный деформирующий остеоартроз. Причины развития. Клиника, диагностика. Комплексное лечение. Современные методы хирургического лечения, возрастные показания. Цели и задачи ортодонтического лечения, профилактика остеоартроза и анкилоза. Функциональные заболевания височно-нижнечелюстного сустава в юношеском возрасте. Этиология, патогенез, клинические проявления. Диагностика, лечение, профилактика.

^ Острая травма зубов у детей.

Классификация повреждений. Ушиб зуба; вывихи зуба: полный, внедренный (вколоченный), частичный; переломы зуба (коронки и корня). Клиника, дифференциальная диагностика, оценка жизнеспособности пульпы зуба после травмы. Лечение ушиба, вывиха и перелома зубов; способы и сроки контроля эффективности лечения, профилактика осложнений. Лечение вывихов и переломов зубов у детей. Методы иммобилизации.

^ Травма мягких тканей лица, органов и слизистой оболочки полости рта, зубов и челюстей в детском возрасте.

Родовая травма и ее последствия. Травма костей лица у детей. Ушибы и переломы костей лица у детей. Переломы по типу «зеленой ветки», поднадкостничные переломы. Методы фиксации костных отломков в детском возрасте. Сроки заживления переломов. Осложнения, развивающиеся у детей после различного вида травм челюстных и лицевых костей. Их предупреждение. Этиология повреждений мягких тканей рта и лица у детей. Ожоги и отморожения. Клиника, исходы, лечение. Общие показания к пластическим операциям у детей.

^ Новообразования мягких тканей лица, органов рта, челюстных костей у детей.

Доброкачественные и злокачественные опухоли мягких тканей и органов полости рта и лица (сосудистые образования – гемангиомы, лимфангиомы, фибромы, папилломы и др.). Опухолей костей лица. Одонтогенные образования – кисты, одонтогенные опухоли челюстей. Тератоидные образования челюстно-лицевой области и шеи – врожденные кисты, свищи и др. Клиника, диагностика, лечение. Особенности распознавания и тактика хирургического лечения новообразований у детей. Показания и противопоказания к применению лучевой терапии в зависимости от возраста ребенка и вида опухоли. Принципы онкологической настороженности.

^ Врожденные пороки развития лица и челюстей.

Эмриональное развитие лица и челюстей. Возможные причины нарушения эмбрионального развития лица и челюстей. Врожденные пороки развития, их виды. Врожденные расщелины лица; понятие о причинах и механизме их образования. Медико-генетическое консультирование больных и их родственников как метод профилактики врожденных пороков развития. Частота и виды врожденных расщелин. Поперечная расщелина лица, косая расщелина. Врожденные синдромы с вовлечением челюстно-лицевой области. Врожденные кисты и свищи челюстно-лицевой области и шеи. Дермоидные кисты. Врожденные расщелины верхней губы и неба. Статистики и классификация. Анатомические и функциональные нарушения. Влияние врожденные расщелин губы и неба на общее развитие организма ребенка. Вторичные деформации челюстей челюстей при расщелинах неба. Сроки и задачи операций при врожденных расщелинах верхней губы и неба. Возрастные показания. Диспансеризация детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба. Организация. Учреждения, выполняющие роль лечебно-профилактических центров. Специалисты, осуществляющие диспансерное наблюдение, лечение, реабилитацию больных (детские стоматологи – ортодонт, хирург, терапевт, логопед, педиатр, отоларинголог, психоневролог, методист по лечебной физкультуре, медицинский генетик).

^ II.1. Лекционный курс


II.1.1. 4 курс, VIII семестр

№ п/п

Тема лекции

Количество часов

1.

Анестезиологическое обеспечение и реанимация в условиях детской стоматологической поликлиники и стационара.

2

2.

Анатомо-физиологические особенности детского организма и их роль в клинических проявлениях гнойно-воспалительных заболеваний мягких тканей лица, лимфоузлов, слюнных желез у детей.

2

3.

Одонтогенный, гематогенный и специфический остеомиелит челюстных костей у детей.


2

4.

Одонтогенные кисты челюстных костей от временных и постоянных зубов у детей и подростков.

Заболевания слюнных желез в детском возрасте.

2



^ II.1.2. 5 курс, IX семестр

№ п/п

Тема лекции

Количество часов

1.

Воспалительные, посттравматические и дисфункциональные заболеваний височно-нижнечелюстного сустава у детей, диагностика, лечение и профилактика.

2

2.

Острая травма мягких тканей лица, лицевых костей и зубов у детей.

2

3.

Новообразования мягких тканей и лицевого скелета у детей.

2



^ II.1.3. 5 курс, X семестр

№ п/п

Тема лекции

Количество часов

1.

Эмбриональное развитие лица и челюстей.

Врожденные пороки развития челюстно-лицевой области и их виды. Врожденные синдромы, с вовлечение челюстно-лицевой области.

Диспансеризация детей с врожденными пороками. Профилактика врожденной патологии и организация медико – генетической консультации.

2

2.

Врожденные расщелина верхней губы, клиника, диагностика, сроки, задачи, методики оперативного лечения.


2

3.

Врожденные расщелины неба. Функциональные нарушения, связанные с пороками развития губы и неба. Сроки, задачи, показания, методики и виды оперативного лечения.

2

^ II.2. Тематический план практических занятий

II.2.1. 4 курс, VIII семестр

п/п

Тема практического занятия

Количест-во часов

а

б

в

1.

Организация работы детского хирургического кабинета (оборудование, инструментарий, правила стерилизации, документация).

Обезболивание хирургических вмешательств у детей в условиях поликлиники и стационара. Показания и противопоказания. Общее обезболивание при лечении зубов, при различных стоматологических манипуляциях. Наркоз у детей в условиях стоматологического стационара. Значение премедикации. Особенности выполнения техники местного обезболивания у детей различного возраста.

5

2.

Операция удаления зуба. Показания в детском возрасте к удалению молочных и постоянных зубов. Особенности выполнения техники удаления молочного зуба. Осложнения и предупреждение осложнений во время и после удаления зубов у детей. Показания и цели протезирования зубного ряда у детей различного возраста после удаления зуба.

Неотложные состояния в условиях стоматологической поликлиники. Обморок, коллапс, шок. Особенности реанимации в детском возрасте.

5

3.

Острый и хронический периостит челюстных костей. Причины развития, клиника острого и хронического одонтогенного периостита, диагностика, дифференциальная диагностика от других заболеваний, методика хирургического лечения, прогнозирование течения и исход заболевания.

Показания к госпитализации ребенка с острым гнойным периоститом. Реабилитация ребенка.

5

4.

Клиника и лечение воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области у детей.

Лимфадениты (острые и хронические), абсцесс, флегмона у пациентов детского возраста (причины развития, клиника, диагностика, показания и организация госпитализации ребенка). Общие принципы лечения.

Неотложная хирургическая помощь в условиях поликлиники. Реабилитация и профилактика.

5

5.

Острый одонтогенный остеомиелит, особенности течения у детей (причины развития, клиника, диагностика, организация, неотложная хирургическая помощи ребенку в условиях поликлиники, оформление документации и организация госпитализации ребенка, реабилитация ребенка, профилактика заболевания).

Хронический одонтогенный остеомиелит у детей (причины развития, клинико-рентгенологические формы заболевания и их диагностика, показания к госпитализации, профилактика хронического остеомиелита, прогнозирование и исходы заболевания, реабилитация детей)

5

6.

Гематогенный (острый и хронический) остеомиелит лицевых костей и челюстей в детском возрасте (особенности течения, диагностика, клиника, лечение, профилактика). Зачетное занятие.

5



^ II. 2.2. Тематический план практических занятий

5 курс, IX семестр

п/п

Тема практического занятия

Количест-во часов

а

б

в

1.

Одонтогенные кисты челюстей челюстных костей от временных и постоянных зубов у детей и подростков. Этиопатогенез различных видов одонтогенных кист, преимущественная локализация. Классификация одонтогенных кист. Методы диагностики различных кист. Показания к оперативному лечению. Врачебная тактика при нагноившихся кистах. Способы оперативного лечения. Исходы лечения и сроки реабилитации.

5

2.

Заболевания слюнных желез. Клиника хронического паренхиматозного паротита. Диагностика и дифференциальная диагностика с другими заболеваниями. Методы лечения. Прогнозирование течение болезни. Опухоли слюнных желез. Острый паротит новорожденного. Острый эпидемиологический паротит у детей. Слюнокаменная болезнь.

5

3.

Заболевания ВНЧС у детей. Классификация. Диагностика первично-костных заболеваний. Остеоартрит, остеоартроз, костный анкилоз. Этиология и патогенез этих заболеваний. Вторичный деформирующий остеоартроз. Причины развития. Клиники, диагностика, комплексное лечение. Цели и задачи ортодонтического лечения, профилактика остеоартроза и анкилоза.

Функциональные суставно-мышечные заболевания у детей и подростков. Клиника болевого синдрома, дисфункция сустава и мышц. Методы и принципы лечения. Исходы лечения.

5

4.

Повреждения мягких тканей лица и шеи. Причины травмы. Клиника. Метод диагностики. Оказание помощи в условиях поликлиники. Показания к госпитализации ребенка. Реабилитация ребенка после травмы. Родовая травма и ее последствия. Ожоги и отморожения. Клиника, лечение, исходы. Общие показания к пластическим операциям в детском возрасте. Показания к госпитализации ребенка. Реабилитация ребенка после травмы.

5

5.

Повреждения зубов у детей и подростков. Причины травмы. Классификация повреждений. Клиника. Ушиб зуба; вывихи зубов: полный, внедренный, частичный; переломы зуба (коронки и корня). Методы диагностики. Оказание помощи ребенку в условиях поликлиники. Методы иммобилизации. Оценка жизнеспособности пульпы. Лечение ушиба, вывиха и перелома зуба, способы и сроки контроля эффективности лечения, профилактика осложнений.

5

6.

Травма костей лица у детей и подростков. Переломы нижней и верхней челюсти и других костей лицевого скелета. Повреждения ВНЧС. Клиника. Переломы по типу «зеленой ветки», поднадкостничные переломы. Диагностика. Способы лечения. Методы фиксации костных отломков в детском возрасте. Сроки заживления переломов. Осложнения, развивающиеся у детей после различного вида травм челюстных и лицевых костей, их предупреждение. Реабилитация ребенка после травмы.

Зачетное занятие.

5



^ II.2.3. Тематический план практических занятий

5 курс, X семестр

№ п/п

Тема практического занятия

Количест-во часов

1.

Доброкачественные опухоли и опухолеподобные процессы мягких тканей, органов полости рта и лица у детей. Классификация, клиника, особенности диагностики, методы и способы лечения, применяемые в детской практике. Особенности распознавания и тактика хирургического лечения новообразований у детей.

Тератоидные (врожденные) новообразования (дермоидная киста, эпидермоидная киста, кератиновые кисты, срединные кисты и свищи шеи, брахиогенные кисты шеи, брахиогенные кисты околоушной области). Сосудистые новообразования (гемангиома, лимфангиома, пиогенная гранулема). Доброкачественные новообразования мягких тканей (папиллома, эпителиома Малерба, невусы, фиброма, слизистые кисты, фиброматоз, папиломатоз, эпулис).

5

2.

Доброкачественные опухоли и опухолеподобные процессы костей лица у детей. Классификация, клиника, особенности диагностики, методы и способы лечения, применяемые в детской практике.

Одонтогенные новообразования (амелобластома, цементомы, одонтома, миксома). Опухоли костной ткани (хондрома, остеобластокластома, остеома). Опухолеподобные образования (фиброзная дисплазия, эозинофильная гранулема, с-м Олбрайта,

б-нь Педжета, неодонтогенные кисты).

5

3.

Злокачественные опухоли мягких тканей и костей лица. Клиника, методы диагностики. Организация лечения детей со злокачественными опухолями. Показания и противопоказания к применению лучевой терапии у детей в зависимости от возраста ребенка и вида опухоли. Принципы онкологической настороженности. Остеогенная саркома, хондросаркома, саркома Юинга, ретикулярная саркома, лимфогранулематоз, лимангиоэндотелиома, лимфосаркома, мукоэпидермоидная опухоль, цилиндрома.

5

4.

Эмбриональное развитие лица и челюстей. Возможные причины нарушения эмбрионального развития лица и челюсти. Врожденные пороки развития и их виды. Врожденные расщелины верхней губы. Клиника, диагностика. Сроки, задачи, возрастные показания и методики хирургического лечения. Исходы операций.

5

5.

Врожденные расщелины неба. Клиническая классификация врожденных расщелин неба. Клинка, диагностика. Вторичные деформации челюстей при расщелинах неба. Сроки, задачи, возрастные показания и методики хирургического лечения.

Функциональные нарушения в организме ребенка при врожденных пороках развития губы и неба.

5

6.

Профилактика врожденной патологии и организация медико – генетической консультации. Принципы диспансеризации и реабилитации детей с врожденной расщелиной верхней губы и неба. Структура центра диспансеризации (специалисты, роль центров).

Амбулаторные операции в полости рта. Выбор метода обезболивания, методики операций. Освоение техники операций.

5



III. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1. Литература
^

Основная литература


1. Колесов А.А. Стоматология детского возраста /А.А Колесов.- М: Медицина, 1991.

2. Руководство по стоматологии детского возраста. /Под ред. А.И. Евдокимова, Т.Ф. Виноградовой.- М.: Медицина, 1976.

3. Бернадский Ю.И. Основы хирургической стоматологии / Ю.И. Бернадский. – Киев: «Здоров,я», 2001.

4. Учебное пособие по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии детского возраста / Б.Н. Давыдов. – Тверь: Триада, 2004.


Дополнительная литература.

1. Афанасьев В.В. Хирургическая стоматология: запись и ведение истории болезни. Практическое руководство / В.В. Афанасьев и соавт. – М.:ВУНМЦ, 2005.

2. Бернадский Ю.И. Травматология и восстановительная хирургия челюстно-лицевой области / Ю.И. Бернадский. – Киев: «Вища школа», 1985. – 391с.

3. Бережной В.В. Отдаленные результаты хирургического лечения анкилозов ВНЧС у детей. Организация стоматологической помощи детям: тезисы докладов. – Куйбышев, 1977. – С.45-47.

4. Виноградова Т.Ф. Диспансеризация детей у стоматолога / Т.Ф. Виноградова. – М.: Медицина, 1978.

5. Восстановительная хирургия мягких тканей челюстно-лицевой области. – М.: медицина. – 1998.

6. Bтюpин Б.M. Xиpypгичecкoe лeчeниe paкa гoлoвы и шeи / Б.М. Втюрин и соавт.- Kишинeв,1991.

7. Гажва С.И. Санитарно-эпидемиологический режим в учреждениях стоматологического профиля. – Н.Новгород, 2000.

8. Гуцан А.Э. Врожденные расщелины верхней губы и неба / А.Э. Гуцан. – Кишинев, Медпресс, 1980.

9. Гуцан А.Э. Уранопластика, взаимоперекидные лоскуты / А.Э. Гуцан.- Кишинев, Медпресс, 1982.

10. Дубов М.Д. Врожденные расщелины неба / М.Д. Дубов. – М.:Медицина, 1960.

11. Елишева Л.Р. Врожденные кисты и свищи лица и шеи / Л.Р. Елишеева. – Ташкент, Медкнига, 1976.

12. Кабаков Б.Д. Лeчeниe злoкaчecтвeнныx oпyxoлeй чeлюcтнo-лицeвoй oблacти / Б.Д. Kaбaкoв с соавт. - M.: Meдицинa, 1978.

13. Карапетян И.С. Опухоли и опухолеподобные поражения органов полости рта, челюстей и шеи / Карапетян И.С. с соавт. - М.: МИА, 2004.

14. Клематов А.В. Болезни слюнных желез / А.В. Клематов. – Л.:Медицина, 1975.

15. Kлиникa, диaгнocтикa, лeчeниe и пpoфилaктикa вocпaлитeльныx зaбoлeвaний лицa и шeи: Учeбнoe пocoбиe / Под ред. А.Г. Шаргородского. - M.: ГЭOTAP-MEД, 2002.

16. Koзлoв B.A. Heoтлoжнaя cтaциoнapнaя cтoмaтoлoгичecкaя пoмoщь / В.А. Козлов.- Л.: Meдицинa, 1988.

17. Myкoвoзoв И.И. Диффepeнциaльнaя диaгнocтикa xиpypгичecкиx зaбoлeвaний чeлюcтнo-лицeвoй oблacти / И.И. Муковозов. - M.: Meд пpecc, 2001.

18. Mecтнoe oбeзбoливaниe в cтoмaтoлoгии: Meтoдичecкaя paзpaбoткa для cтyдeнтoв. -M.: BУHMЦ, 2000.

19. Heoтлoжныe cocтoяния в aмбyлaтopнoй cтoмaтoлoгичecкoй пpaктикe: aлгopитмичecкoe pyкoвoдcтвo.- M., H. Hoвгopoд: HГMA, 2000.

20. Пaчec A.И. Oпyxoли гoлoвы и шeи / А.И. Пачес. - M.: Meдицинa, 2000.

21. Петросов Ю.А. Заболевания ВНЧС. – Краснодар: Советская Кубань, 1996. – 352с.

22. Петрушина А.Д. Неотложные состояния у детей / А.Д. Петрушина. – М:Мед. книга, 2002.

23. Персин Л.С. Стоматология детского возраста. – М:Медицина, 2003.

24. Paбинoвич C.A. Coвpeмeнныe тexнoлoгии мecтнoгo oбeзбoливaния в cтoмaтoлoгии / С.А. Рабинович. - M.: BУHMЦ, 2000.

25. Руководство по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии // Под ред. В.М. Безрукова, Т.Г. Робустовой. – М.: Медицина, 2000.

26. Рогинский В.В. Воспалительные заболевания ЧЛО у детей / В.В. Рогинский, А.Н. Волошин. – М.:Детстомиздат, 1998. – 272с.

27. Справочник по детской стоматологии // Под ред. А. Камерона, Р Уидмера. – М.: МЕДпресс – информ, 2003. – с. 85-105.

28. Соловьев М.М. Онкологические аспекты в стоматологии. – М.: Медицина, 1982.

29. Coлнцeв A..M..Дoбpoкaчecтвeнныe oпyxoли лицa, чeлюcтeй и opгaнoв пoлocти pтa. / А.М.Coлнцeв, В.С. Koлecoв . - Kиeв, 1985.

30. Coлoвкo A.Ю. Гeмaнгиoмы. / А.Ю. Соловко, И.М. Bopoнцoв. - Kиeв, «Здоровья».- 1980.

31. Соловьев М.М. Абсцессы, флегмоны головы и шеи / М.М. Соловьев, О.П. Большаков. - М.: Изд-во МЕДпресс, 2001. - 229с.

32. Сташ В.И. Руководство по анестезиологии и оказанию неотложной помощи в стоматологии / В.И. Сташ,С.А. Рабинович, Е.В. Зорян. – М.: МЕДпресс-информ, 2002.

33. Студеникин М.Я. Экология и здоровье детей / М.Я. Студеникин. – М: Медицина, 1998.

34. Супиев Т.К. Гнойно-воспалительные заболевания челюстно-лицевой области. – М.:Медпресс, 2001.

35. Cыcoлятин П.Г. Kлaccификaция зaбoлeвaний и пoвpeждeний виcoчнo-нижнeчeлюcтнoгo cycтaвa / П.Г. Сысолятин и соавт. - M.: Meд. книгa., H. Hoвгopoд: HГMA, 2001.

36. Tpeтьякoвич A.Г. Cпpaвoчник клиничecкиx cимптoмoв и cиндpoмoв в cтoмaтoлoгии и чeлюcтнo-лицeвoй xиpypгии / А.Г. Третьякович. - H.Hoвгopoд: HГMA, 2000.

37. Шapгopoдcкий A.Г. Bocпaлитeльныe зaбoлeвaния ткaнeй чeлюcтнo-лицeвoй oблacти и шeи: Учeбнoe пocoбиe /А.Г. Шаргородский. - M.: BУHMЦ, 2001.

38. Шapгopoдcкий A.Г. Дoбpoкaчecтвeнныe и злoкaчecтвeнныe oпyxoли мягкиx ткaнeй и кocтeй лицa: Учeбнoe пocoбиe / А.Г. Шаргородский, Н.Ф. Pyцкий.- M.: BУHMЦ, 1999.

39. Шapгopoдcкий A.Г. Aтлac oпyxoлeй мягкиx ткaнeй и кocтeй лицa / А.Г. Шаргородский.- M.: BУHMЦ, 1999.

40. Шapгopoдcкий A.Г. Пoвpeждeния мягкиx ткaнeй и кocтeй лицa: Учeбнoe пocoбиe / А.Г. Шapгopoдcкий, Н.М. Cтeфaнцoв. - M.: BУHMЦ, 2000.

41. Щипcкий A.B. Диaгнocтикa xpoничecкиx зaбoлeвaний cлюнныx жeлeз c пoмoщью диффepeнциaльнo-диaгнocтичecкoгo aлгopитмa: Пpaктичecкoe pyкoвoдcтвo. / А.В. Щипский, В.В. Афанасьев - M.: BУHMЦ, 2001.

42. Xвaтoвa B.A. Зaбoлeвaния виcoчнo-нижнeчeлюcтнoгo cycтaвa / В.А. Хватова.- M.: Meдицинa, 1982.


Учебно-методическая литература

Методические разработки к практическим занятиям по детской хирургической стоматологии для студентов, разработанные кафедрой хирургической стоматологии ГОУ ВПО «ЧелГМА Росздрава».

Методические разработки к практическим занятиям по детской хирургической стоматологии для преподавателей, разработанные кафедрой хирургической стоматологии ГОУ ВПО «ЧелГМА Росздрава».

Методические разработки по самостоятельной работе к курсу детской хирургической стоматологии для студентов, разработанные кафедрой хирургической стоматологии ГОУ ВПО «ЧелГМА Росздрава».

Тезисы лекций по детской хирургической стоматологии, разработанные кафедрой хирургической стоматологии ГОУ ВПО «ЧелГМА Росздрава».

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе Целью icon1. «Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе»

I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе Целью icon1. «Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе»

I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе Целью iconСамостоятельная работа 5 часов Всего 42 часа “цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе”

I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе Целью icon12 часов Всего 20 часов «цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе»

I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе Целью iconСамостоятельная работа студента 166 часов (4,6 зачетных единиц) I. Цель и задачи дисциплины, ее место

I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе Целью iconЦели и зададачи биохимии, её место в учебном процессе

I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе Целью iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 05. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями

I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе Целью iconАннотация программы учебной дисциплины «Первая медицинская помощь» Цели и задачи дисциплины

I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе Целью iconАннотация программы учебной дисциплины «анатомия и возрастная физиология» Цели и задачи дисциплины

I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе Целью iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 05 Анатомия Цели и задачи дисциплины

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы