Аарон Бек, А. Раш, Брайан Шо, Гэри Эмери
Скачать
4.78 Mb.
Название
Аарон Бек, А. Раш, Брайан Шо, Гэри Эмери
Количество страниц
19
Дата
30.03.2013
Размер
4.78 Mb.
Тип
Документы
Содержание
Эта книга посвящается нашим детям
Глава 1. Обзорная.
Значение психотерапии в лечении депрессий.
Определение когнитивной терапии.
Поведенческие техники
Новые черты когнитивной терапии.
Когнитивные модели: историческая перспектива.
Когнитивная модель депрессии.
Концепция когнитивной триады.
Структура депрессивного мышления.
Неправильная обработка информации.
Произвольные умозаключения
Переоценивание и недооценивание
Абсолютизм, дихотомизм мышления
Одномерное и глобальное.
Релятивистское и безоценочное.
Предрасположенность к депрессии.
Модель реципрокного взаимодействия.
Превалирующая роль когнитивных факторов в депрессии.
Когнитивные революции: научная и депрессивная парадигмы.
Требования к когнитивному терапевту.
Когнитивный терапевт
Ограничения когнитивной терапии.
«Ловушки» когнитивной терапии.
Пренебрежение терапевтическими отношениями.
Редукционизм и чрезмерно упрощенный подход.
Дидактизм и склонность к излишним интерпретациям.
Негативная реакция на депрессивных пациентов.
Противопоставление «интеллектуального» инсайта «эмоциональному».
Максимизация эффектов когнитивной терапии.
Сотрудничество с пациентом.
Конструктивное отношение к колебаниям в состоянии пациента.
Постоянное самоисследование.
Зависимость научения от состояния пациента и содействие близких.
Глава 2. Роль эмоций в когнитивной терапии.
Цель когнитивной терапии — ослабление эмоционального дистресса и других симптомов депрессии — достигается посредством
Идентификация и выражение эмоций.
Роль эмоций в терапевтических отношениях.
Высвобождение эмоций.
Глава 3. Терапевтические отношения в контексте когнитивной терапии.
Требования к терапевту.
Теплое отношение к пациенту.
Точная эмпатия.
Терапевтическое взаимодействие.
Базовое доверие.
Терапевтическое сотрудничество.
Подтверждение интроспективных данных.
Исследование предубеждений.
Планирование эксперимента.
Домашние задания.
Глава 4. Структура терапевтического интервью.
Избегайте оценочных суждений и наклеивания ярлыков.
Не ищите за самопораженческим поведением «бессознательных мотивов».
Соразмеряйте уровень собственной активности с потребностями пациента.
Опрос как основное терапевтическое средство.
П. Меня угостили конфетой, и я не смогла отказаться. Т.
Т. Если посчитать сколько раз вам удавалось сдерживать себя и сколько раз вы поддавались соблазну, какое соотношение мы получим?
П. Наверно, нет — во всяком случае, не совсем (улыбается).
П. Подумаешь, колледж! Что с того, что я хожу туда каждый день? Т.
Расспрашивайте пациента вместо того, чтобы спорить с ним или читать наставления.
Т. Как долго вы будете чувствовать себя лучше? П.
П. Мне лучше, когда я чем-то занят. Т.
П. Ну, теоретически я понимаю, что потом мне станет хуже. Т.
П. Я знаю, что когда я что-то делаю, мне становится лучше. Т.
Не злоупотребляйте юмором.
Структура когнитивной терапии.
Обоснование когнитивного подхода.
Обострения и рецидивы.
Объясните пациенту план терапии.
Определите повестку дня в начале сессии.
Формулируйте и проверяйте гипотезы.
Поддерживайте обратную связь с пациентом.
Суммируйте услышанное и побуждайте к этому пациента.
Задействуйте родственников и друзей пациента.
Используйте аудио- и видеосредства.
Глава 5. Первое интервью.
Т. У вас были какие-нибудь мысли обо мне или предстоящей терапии? П.
Т. Скажите, сейчас, сидя здесь и разговаривая со мной, вы по-прежнему думаете, что я откажу вам в лечении? П.
П. Я уже не так нервничаю, как раньше. Но меня все равно не отпускает страх. Я боюсь, что вы не сможете помочь мне. Т.
П. (немного расслабившись
Поиск информации.
Диагностическая информация.
Т. Что еще беспокоит вас? П.
Т. Вы когда-нибудь были женаты? П.
Оценка психического статуса.
Центральная жалоба как симптом-мишень.
Терапевтические цели первого интервью.
Выбор симптомов-мишеней.
Аффективные симптомы
Физиологические или вегетативные
Обратная связь с пациентом.
Глава 6. Сессия за сессией: обычный курс терапии.
История болезни.
Диагностическое обследование.
Глава 7. Поведенческие техники.
Составление распорядка дня.
Таблица 1. План занятий на неделю для пациентки А
Таблица 2. Заполненный ежедневник пациентки А
П. Да, вы правы. Я понимаю. Т.
Т. Итак, первое, что вы должны будете делать, это ежедневно составлять список необходимых продуктов. П.
П. Да. Гамбургеры, прессованный творог, салаты. Но мне опротивело готовить эти блюда. Т.
П. Ладно. Я могу обходиться гамбургерами и салатами. Т.
П. (Улыбается.
Оценка мастерства и удовольствия.
Т. Но вы довели дело до конца? П.
П. Нет. На самом деле клеил я, а он был на подхвате. Ему никогда не приходилось клеить обои. Т.
П. Да нет. Единственная беда, что не всегда удавалось состыковать узор. Т.
П. (показывает пальцами расстояние, примерно равное 0,5 см
Т. Кто-нибудь еще заметил эти нестыковки? П.
П. Нет... не думаю. Т.
П. Но я мог бы поклеить лучше. Т.
Техника градуированных заданий.
Когнитивная репетиция.
Т. Хорошо, тогда я попрошу вас подключить свое воображение. Представьте, что вы собираетесь поехать на занятия. Что вы будете де
Т. И как вы преодолеете это затруднение? П.
Т. Что вы можете сделать, чтобы решить эту проблему? П.
Т. Как можно преодолеть это препятствие? П.
Т. Что вы скажете себе в ответ на эту мысль? П.
Тренинг ассертивности и ролевые игры.
Т. Почему вы думаете, что кассир не отнеслась с пониманием к вашей оплошности? Она что-то сказала вам? Или выглядела недовольной
Т. А вы действительно «косный, консервативный тип»? П.
Общие рекомендации по применению поведенческих техник.
Глава 8. Когнитивные техники.
Подготовка пациента к когнитивной терапии.
Т. Почему несдача теста так угнетает вас? П.
П. Все зависит от того, насколько важен тест для человека. Т.
П. Да, у меня были такие мысли. Т.
П. Что я никогда не буду счастлива. Т.
Разъяснение термина «когниции».
Влияние когниций на эмоции и поведение.
П. Возможно, он спрячется или, может быть, сообразит позвонить в полицию. Т.
Т. И что он предпримет? П.
Когниции и недавние переживания.
Выявление автоматических мыслей.
Исследование автоматических мыслей и проверка реальностью.
П. Где-то между «А» и «В». Т.
П. Там слишком большой конкурс. Т. А
Т. Но разве ваш результат не выше этого уровня? П.
Т. Вы приглашали его пойти с вами в кино или в театр? П.
Т. Может быть, спросить его прямо? П.
П. Возможно, вы правы. Но знаете, он все-таки очень невнимательный. Он, например, постоянно опаздывает к обеду. Т.
Т. Он опаздывает к обеду из-за того, что он невнимательный сын? П.
Техника реатрибуции.
Т. Вы помните, как вы принимали это решение? П.
Т. Вы располагали всей необходимой информацией, когда принимали решение? П.
Поиск альтернативных решений.
Протокол дисфункциональных мыслей.
Пациентка, медицинский архивист с 6-летним «стажем» депрессии.
Пациентка, 24-летняя медсестра, недавно выписалась из клиники.
Глава 9. Работа с симптомами-мишенями.
Отбор симптомов-мишеней и техник.
Аффективные симптомы.
Индуцированный гнев.
Отвлечение внимания.
Польза юмора.
Дозированное выражение чувств.
Повышение толерантности к дискомфорту.
Приступы «неконтролируемого» плача.
Чувство вины.
П. Но я должна
П. На депрессивных людей обычно смотрят как на слабаков... Т.
Мотивационные симптомы.
Повышенная зависимость.
Когнитивные симптомы.
Преувеличивание проблем.
Т. Как вы могли бы туда добраться? П.
П. Не знаю. Кажется, там нет запирающихся шкафчиков. Т.
Ролевая игра.
П. Но я, должно быть, действительно слишком глупа, что не смогла додуматься до этого сама. Т.
П. Но это на самом деле так. Я никогда не отличалась сообразительностью. В школе, например, я была последней в классе по математ
П. Хорошо. Самое важное — научиться расслабляться в воде. Т.
Т. Я обязательно сделаю что-нибудь не так и опозорю вас. Со мной так всегда. П.
П. Нет, это вы считаете себя тупицей.
Абсолютистское мышление.
Поиск положительных моментов в неудаче.
Опрос и самоопрос.
Суждение пациента
Нарушения внимания и памяти.
Поведенческие симптомы.
Разработка программы и плана действий.
П. Паршивое. Мне все время паршиво. Я хочу только одного — спрятаться куда-нибудь и умереть. Т.
П. Да. Меня гложет скука. И еще, я все время чувствую раздражение. Т.
П. Да чем тут заниматься? Т.
П. Ну только не физкультура... Мне станет плохо, если буду делать зарядку после завтрака. Т.
П. Можно послушать радио. Т.
П. Можно сходить на трудотерапию, но я там быстро начинаю скучать. Т.
П. Я мог бы сделать ремень для сына. Т.
Техника градуированных заданий.
Ослабление способности к решению «житейских» проблем.
Ослабление социальных навыков.
Физиологические симптомы.
Расстройства аппетита и снижение сексуального влечения.
Социальный контекст симптомов.
Глава 10. Методы работы с суицидальным пациентом.
Суицидальное намерение как континуум.
Исследование мотивов суицида.
Склонить чашу весов против суицида.
Работа с чувством безысходности.
Т. Ваша супружеская жизнь была счастливой? П.
Т. Вы сказали, что без Раймонда никогда не будете счастливы... А сейчас, с Раймондом, вы счастливы? П.
Т. Тогда почему вы считаете, что не сможете жить без Раймонда? П.
П. Без Раймонда я — ничто.
П. Нет. Я знала, что что-то представляю из себя. Т.
П. (озадаченно
П. Да. Я пользовалась тогда успехом у мужчин. Т.
П. Я уже не так привлекательна, как прежде. Т.
П. Не знаю... Возможно. Т.
П. Да, это так. Он уже давно живет в другом месте. Т.
П. Трудно сказать. Т.
Т. Как вы считаете, если вы окончательно порвете с Раймондом, вы сможете полюбить другого мужчину? П.
Совместное решение житейских проблем.
Вакцинация против стресса.
Рост суицидальных желаний в ходе терапии.
Глава 11. Интервью с суицидальным пациентом.
П20А. Я никогда не буду готова. (Рыдает.
Т21. Но прошлые ваши размолвки и разрывы не были окончательным. Всегда была надежда, что... П21.
П34. Благодарят. Т35.
П37. Наверное, я отношусь к себе требовательнее, чем к другим. П37В.
П40. (Компульсивное желание связать себя отношениями с мужчиной.
П42. В одиночестве... Боюсь, что именно так я и проживу остаток своей жизни. Т43.
П56. Неужели? Неужели все было так, как вы говорите? Т57.
П59. (Консенсус достигнут.
П64. Но если знаешь, как решить проблему... (Улыбается.
П65. (Самопохвала
П66. (Соглашается.
П80. То есть вы ограничиваете во времени эти спады. Т81.
П85. Перво-наперво у меня возникает мысль: «Это никогда не закончится». Т86.
П105. То есть не нужно пытаться возместить утраченную любовь? Т106.
П108. Да, я понимаю... Мне надо освободиться от этой зависимости. Т109.
П109. Она у меня очень самостоятельный ребенок. Т110.
П114. Но почему я чувствую себя сильной, когда рядом со мной мужчина? Т115.
Глава 12. Депрессогенные убеждения.
Большая посылка
Выявление дисфункциональных убеждений.
На этой фразе у женщины засияли глаза.
Модификация убеждений.
Убеждения как «мишень».
Т. Она всегда права в этих вопросах? П.
П. Я понимаю, но, тем не менее, если б я была хоть чуточку красивее, мужчины искали бы знакомства со мной. Т.
Т. Есть ли другие причины вашей депрессии? П.
Т. Я тоже не знаю. Можно ли как-то выяснить это? П.
Модификация «долженствований».
Убеждения как «персональные контракты».
Т. Когда был заключен этот контракт? П.
Убеждения как самореализующиеся пророчества.
П. Я просто не верю, что можно быть счастливым, если тебя не любят. Т.
П. Вы хотите сказать, что я, будучи убежден в том, что счастье невозможно без любви, сам делаю себя несчастным? Т.
П. И как же выбраться из этого порочного круга? Т.
П. Да. Картина получается весьма приятная. Т.
П. Да, представил. Т.
Дисфункциональные убеждения и когнитивные ошибки.
Таблица 3. Когнитивные ошибки и дисфункциональные убеждения
Отказ от дисфункциональных убеждений: возможные выгоды и потери.
П. Это правильно. Взять, к примеру, меня. У меня самые высокие показатели на работе. Т.
П. По-вашему получается — то, что ты делаешь, ты можешь делать плохо? Т.
П. Я полагаю, лучше делать, чем не делать. Т.
П. А как насчет того, что я оградила себя от неприятностей и проблем? Т.
Роль действия в изменении убеждений.
Т. Надо заставить себя. Скажите себе: «Будь что будет, но я сделаю это». П.
П. Мне бывает трудно сориентироваться на месте. Только потом, задним числом до меня доходит, что я могла бы повести себя иначе.
Пациент как источник контраргументов.
Из прошлых дискуссий терапевт знал, каким будет ответ.
Т. Можно ли назвать их социально незрелыми людьми? П.
Пересмотр убеждений, основанный на переоценке собственных достоинств.
П. Но она отвергла меня. Т.
П. Я все же думаю, что я сделал что-то не так. Т.
Т. Вероятно, раньше вам казалось, что для счастья достаточно тех денег, которые есть у вас сейчас? П.
П. Но я буду доволен, если заработаю столько, сколько мне нужно. Т.
Разоблачение предвзятости и произвольности убеждений.
Долгосрочная и краткосрочная эффективность убеждений.
П. Уж не хотите ли вы сказать, что нужно игнорировать свои успехи, что не надо радоваться, когда дела идут в гору? Т.
Глава 13. Домашние задания как часть терапии.
Обоснование необходимости домашних заданий.
П. Не знаю. Не думаю, что это поможет. Т.
П. Что значит «проверить гипотезу»? Т.
Постановка домашнего задания.
Задание для терапевта
Приемы, побуждающие к выполнению домашних заданий.
П. Именно такое ощущение. Т.
П. Нет. Но я ничего не могу поделать с этим. Да и любой на моем месте спасовал бы перед ними. Т.
П. А как это сделать? Т.
П. «Мышцы, вставайте, идите к столу и начинайте писать». Так, что ли? Т.
Выявление дисфункционального отношения к домашним заданиям.
Т. И что вы будете делать в субботу? П.
Т. Что вы скажете себе в субботу утром, чтобы испортить свое настроение? П.
Т. Я попрошу вас записать эти мысли. И отдельно запишите, как вы будете вести себя с Ларри в субботу утром. П.
Т. Что вы скажете себе, когда он уйдет? П.
Т. Похоже, у вас есть план. Назовем это «План А». Можете ли вы предложить какой-нибудь другой план, чтобы не портить себе настро
П. Утром мы могли бы заняться сексом. А потом я приготовила бы ему завтрак. Т.
Т. Чем бы вы заняли себя после его ухода? П.
Составление распорядка дня.
Планирование занятий, доставляющих удовольствие.
Планирование занятий, пробуждающих чувство умелости и мастерства.
П. Теперь это огромная проблема для меня. Т.
Письменные отчеты и задания.
Таблица 4. Протокол дисфункциональных мыслей
Роль пациента в проектировании домашних заданий.
П. А что я должна делать? Т.
П. Да точно так же, наверное. Т.
Специальные домашние задания.
Использование аудиозаписей.
Подготовка к возможным проблемным ситуациям.
Схема назначения домашних заданий.
Глава 14. Технические трудности.
Советы терапевту.
2. Сохраняйте оптимизм.
3. Преодолевайте собственные дисфункциональные мысли.
4. Развивайте в себе толерантность к фрустрациям.
5. Формулируйте проблему и решайте ее.
Контртерапевтические установки пациента.
2. «Я угнетен не потому, что искажаю реальность, а потому, что все действительно очень плохо. Любой на моем месте впал бы в депр
3. «Я знаю, что я вижу все в мрачном свете, но такой уж я человек. Я не могу измениться».
П. Изменить себя — это тяжелое дело. Т.
П. Я не верю, что смогу измениться. Т.
П. Мои привычки слишком застарелые, и вряд ли мне удастся отказаться от них. Т.
4. «Чисто интеллектуально я согласен с тем, что вы говорите, но эмоционально — нет».
5. «Когда я расстроен, я не могу найти рациональный ответ на свои автоматические мысли».
6. «Мне не нравится думать о плохом. Но раз такие мысли лезут мне в голову, значит, я хочу быть в депрессии».
Т. Может, вы извлекаете какие-то выгоды из своей депрессии? П.
7. «Я боюсь, что, выбравшись из депрессии, снова испытаю тревогу, как это бывало раньше».
8. «Мне нужны гарантии того, что эта терапия вылечит меня от депрессии».
П. А кому же тогда я должен верить? Т.
9. «Когнитивная терапия занимается всякими пустяками. Она не затрагивает серьезных проблем, которыми вызвана моя депрессия».
10. «Если я несчастлив из-за негативных искажений, следовательно, позитивные искажения сделают меня счастливым?»
11. «Я уже четыре недели хожу на терапию, а мне не становится лучше».
П. Я думаю, месяца два. Т.
12. «Вы не вылечите меня, пока не поговорите с моей женой. Это она довела меня до депрессии».
13. «Терапевт не сможет помочь мне, так как я умнее его».
14. «Вы заинтересованы не столько в том, чтобы помочь мне, а в том, чтобы провести свои исследования».
15. «Моя депрессия имеет биологическую природу, и когнитивная терапия не поможет мне».
Т. Наши исследования показывают, что она помогает вылечить тот тип депрессии, которым страдаете вы. П.
Т. Да, раньше считалось, что тело и душа — это отдельные, самостоятельные сущности. Но в настоящее время
16. «Нельзя позволять терапевту брать верх. Надо все время отстаивать свою независимость».
Т. Может, составим список проблем? П.
Примеры контртерапевтического поведения пациента.
2. Пациент умышленно подтасовывает факты или пытается манипулировать терапевтом.
3. Пациент демонстрирует непродуктивный «перенос» по отношению к терапевту.
4. Пациент говорит слишком много или постоянно отклоняется от темы.
5. Пациент злоупотребляет «правом звонка».
6. Пациент постоянно опаздывает на сессию.
7. Пациент пытается затянуть сессию.
Глава 15. Проблема завершения терапии и проблема рецидивов.
Опасения пациента в связи с предстоящим окончанием терапии.
Т. Вы чему-то научились в ходе терапии? П.
Т. Но на этот раз все иначе. Те приемы, которым вы научились, не сработают. П.
Т. Да, но у вас опять все плохо. Кончились деньги, здоровье подорвано, у дочери опять неприятности. П.
Т. Я вижу, вы способны найти достойный ответ на негативные мысли. П.
Преждевременное завершение терапии.
Негативные реакции на терапевта.
Отсутствие стойких улучшений или рецидивы во время терапии.
Автоматическая мысль
Автоматическая мысль
Рациональный ответ
Рецидивы депрессии после завершения терапии.
Глава 16. Групповая когнитивная терапия в лечении депрессии.
Общие соображения.
Клинические соображения.
Сравнение себя с другими.
Негативное воздействие членов группы друг на друга.
Искажения «универсальные» и личные.
Формальные аспекты.
Ориентация на проблему или на процесс?
Закрытые или открытые группы?
Количество терапевтов и их роль.
Группа: состав и размер.
Продолжительность и частота сессий.
Общая продолжительность групповой терапии.
Групповая терапия в сочетании с индивидуальной терапией.
Проведение курса групповой терапии.
Последовательность и структура групповых сессий.
Таблица 5. План проведения групповой когнитивной терапии
1. Оценка депрессивного синдрома.
2. Определение повестки дня.
3. Утверждение правил.
4. Оценка ожиданий пациентов и их отношения к лечению.
5. Заявление пациентом исходной проблемы.
6. Презентация когнитивной теории и когнитивных техник.
7. Домашние задания.
Проблемы управления группой.
Примеры типичных терапевтических приемов.
Т. Ваша мать сейчас в доме престарелых, да? М. Э.
М. Э. Что ты имеешь в виду? Дж.
М. Э. С матерью? Дж.
М. Э. Мы должны сыграть стычку между мною и моим братом? Т.
Использование членов группы в качестве «котерапевтов».
Эд. Да нет, пожалуй. У меня вроде все идет неплохо. Т.
Т. Это та вечеринка, о которой вы упоминали две недели назад? М.
Кен. Почему, Мерилин? М.
К. А что конкретно тебе надо сделать? М.
Эд. А-а, вы имеете в виду, что я разбил проблему на части? Т.
Эд. Она могла бы составить список того, что ей надо сделать. Лично мне это здорово помогло. Я шел по списку и, сделав дело, выче
Т. Мерилин, у вас расстроенный вид. Что происходит? М.
М. Но это слишком для меня. Эд.
Эмпирические исследования эффективности групповой когнитивной терапии.
Глава 17. Когнитивная терапия и использование антидепрессантов.
Оценка пациента и диагностика депрессии.
Роль когнитивной терапии в повышении приверженности пациента режиму лечения.
Таблица 6. Примеры когниций, препятствующих соблюдению режима лечения
Стадия 1. Развитие терапевтического альянса и преодоление негативных ожиданий в отношении лечения
Стадия 2. Упрощение лекарственной терапии
Стадия 3. Максимизация терапевтического эффекта
Стадия 4. Выявление неадаптивных когниций
Стадия 5. Корректирование неадаптивных когниций
Стадия 6. Окончательное отрегулирована режима лекарственной терапии
Стадии 7-10
Шкала депрессии Бека.
Шкала суицидальных мыслей.
II. Характеристики суицидальной идеаторной активности
IV. Реализация предполагаемого суицида
V. Предпосылки для совершения суицида
Протокол дисфункциональных мыслей.
Лист для оценки компетентности когнитивного терапевта.
Часть I. Проведение интервью
Повестка дня
Выяснение реакции пациента на сессию и терапевта
Управление временем
Идентификация проблем
Подведение итогов
Домашние задания
Часть II. Использование когнитивных и бихевиоральных методик
Выявление автоматических мыслей
Проверка автоматических мыслей
Выявление и проверка базовых убеждений
Основные когнитивные и бихевиоральные методики
Часть III. Личные и профессиональные качества терапевта
Причины невыполнения домашних заданий (заполняется пациентом).
Схема обследования и терапии, принятая в «Центре когнитивной терапии».
What life should mean to you
Psychosomatic medicine: Its principles and applications.
Dissertation Abstracts International
Cognitive therapy vs. pharmacotherapy of depression: Outcome and followup.
Примеч. пер.
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина
База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo
,
dekanat
, ansya, kenam
обратиться к администрации
|
правообладателям
|
пользователям
Новые материалы
опубликовать
Документы