И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
Скачать
2.78 Mb.
Название
И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
Количество страниц
10
Дата
31.03.2013
Размер
2.78 Mb.
Тип
Методическое пособие
Содержание
Психологический уровень
Социальный уровень
Соматический уровень
Влияние нарушений развития ребенка на родителей
Умственно отсталые дети
Особенности познавательной деятельности
Недостатки речевого развития
Дети с детским церебральным параличом
Двигательные расстройства
Уровень интеллектуальных нарушений
Аутичные дети
Дети с задержкой психического развития, осложненной выраженными нарушениями поведения
Дети с недостатками речевого развития
Дети с сенсорными нарушениями
Особенности личностного развития детей и детско-родительских отношений
1. Каждый ребенок с отклонениями в развитии демонстрирует высокую потребность в эмоционально-положительных контактах с родителям
2. Недостаточность и неадекватность родительско-детского общения проявляется в замещении родителей другими субъектами.
4. Неадекватное отношение родителей (других лиц) к детям отражается в их продуктивной деятельности.
Личностные характеристики родителей детей с отклонениями в развитии.Типология психологических портретов родителей
Первая группа
Вторая группа
Психологические портреты родителей
Портрет родителя невротичного (тревожно-сензитивного) типа
Портрет родителя психосоматичного типа
Ценностные ориентации и мотивационные установки родителей
Модели семейного воспитания
Противоречивое воспитание
Воспитание по типу повышенной моральной ответственности
Авторитарная гиперсоциализация.
Воспитание в «культе» болезни
Модель «симбиоз»
Модель «маленький неудачник»
Отвержение ребенка
Отношение социума к детям с отклонениями в развитии, детям-инвалидам и их семьям
Теоретические основы организации психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии
Основные концептуальные положения
Направления психологической помощи семьям
Психологическое изучение проблем семей. Цели, задачи, принципы и направления диагностической работы
Цели и задачи психологического изучения семей
Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии
Основные направления психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
Психокоррекционная работа с детьми и их родителями. Цели, задачи, принципы
Принципы коррекционной работы с детьми и их родителями
Психолого-педагогическая коррекция
Формы работы
Технологии психологического изучения семьи
Личностные опросники
Проективные методики —
Изучение эмоционально-личностной сферы ребенка, его отношения к родителям и социуму
Методика «Фильм-тест» Р. Жиля
Рисуночные тесты
Методика «Два дома» (И. Вандвик и П. Экбланд)
Методика «Лесенка для детей» (B. B.Ткачева)
CAT (Children’s Apperception Test) — Детский апперцептивный тест
Анкета «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» (B. B. Ткачева)
Изучение личностных особенностей родителей
Методика «16 — ФЛО — 105 — С» (16-факторный личностный опросник, 105 вопросов, форма «С») Р. Б. Кеттелла
Методика аутоидентификации акцентуаций характера по словесным характерологическим портретам (13 СХП)
Анкета «Психологический тип родителя» (В. В. Ткачева)
Клинико-психологические методы
Методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП)
Тест М. Люшера
Изучение внутрисемейных отношений и воспитательских позиций родителей
Социограмма «Моя семья» (В. В. Ткачева)
Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер)
Тест-опросник родительского отношения — ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин)
Методика PARI (Е. С. Шефер и Р. К. Белл)
Анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» (В. В. Ткачева)
Изучение ценностных ориентаций родителей в отношении ребенка с отклонениями в развитии
Адаптированный Тематический апперцептивный тест (В. В. Ткачева)
Методика «История жизни с проблемным ребенком» (B. B. Ткачева)
Беседа-интервью и другие дополнительные методы
Схема психологического изучения семьи
1. Состав семьи
2. Материальное благосостояние семьи
3. Социально-культурный уровень членов семьи
4. Особенности общения
РАЗДЕЛ II. Определение структуры семьи, психологического типа родителей, особенностей внутрисемейных отношений, преобладающей мо
Семейная социограмма
16 ФЛО — 105 Р. Кеттелла
13 СХП (Э. Г. Эйдемиллер)
АСВ (Э. Г. Эйдемиллер)
ОРО (А. Я. Варга и В. В. Столин)
РАЗДЕЛ III. Оценка детско-родительских отношений
Рисуночные тесты
Анализ результатов и составление психологического заключения
Глава 4. Психологическое консультирование семей
Психолого-педагогическое и семейное консультирование
Первый этап
Третий этап
Пятый этап
Седьмой этап
Этапы консультирования и диагностика семейных проблем
Второй этап.
Третий этап.
Четвертый этап.
Пятый этап.
Мать Тани К., страдающей детским церебральным параличом, обращается за помощью к психологу, чтобы узнать, как наладить отношения
Шестой этап.
Седьмой этап.
Тактика психолога в процессе консультирования
Установление контакта на уровне «обратной связи»
Коррекция понимания родителем проблем ребенка
Особенности консультирования отцов
Особенности консультирования матерей
Коррекция межличностных (родитель — ребенок и ребенок — родитель) и внутрисемейных (мать ребенка — отец ребенка) отношений
Коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с отклонениями в развитии
1. Установочный этап
2. Коррекционный этап
3. Релаксационный этап
4. Завершающий этап
Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей
Методы работы
Этапы психологической работы в психолого-педагогическом направлении
Динамика проведения индивидуальных занятий
Особенности работы с психосоматичными матерями
Особенности работы с невротичными матерями
Особенности работы с авторитарными родителями
Роль психолога в работе с родителями
Психокоррекция (индивидуальная и групповая формы)
Происходит формирование новых жизненных ориентиров у родителей относительно ребенка с отклонениями в развитии.
Когнитивная сфера
Расширение и углубление самооценки личности, как известно, происходит под воздействием отраженных оценок окружающих.
Индивидуальная форма
Психокоррекционные техники
Гештальттехника «Незаконченное дело»
Эти слова, как будто молоток по наковальне, бьются в моем мозгу.
Гештальттехника «Диалог между сторонами собственной личности»
Групповая форма
Психокоррекционные техники
Уровень полевой реактивности
Уровень стереотипов.
Уровень экспансии.
Уровень эмоционального контроля
Уровни базальной эмоциональнойорганизации
2. Уровень стереотипов
3. Уровень экспансии
4. Уровень эмоционального контроля
Упражнения для развития контакта в группе (телесно ориентированная терапия)
Упражнение «Мы чувствуем поддержку друг друга»
Упражнения на развитие внимания
Упражнения на снятие напряжения в группе
Упражнение «Я все смогу»
Упражнения на сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы
Упражнения, направленные на тренировку понимания невербального поведения других
Упражнения на снятие эмоциональной напряженности
Упражнение «Я не злюсь»
2. Основная часть (психоаналитический подход)
Как бы вы поступили на месте героини?
Вспомогательные формы психокоррекции
Тематические опросники (гештальттерапия)
Проективный рисунок (арттерапия)
Ролевые ситуации (психодрама Морено)
3. Аутотренинг (аутосуггестивный подход)
4. Музыкальная релаксация
Музыкотерапия и библиотерапия
5. Подведение итогов занятия
Рекомендации к формированию и организации работы психокоррекционной группы
Список литературы для специалистов
Вишневский В. А.
Капустина А. Н.
Левченко И. Ю.
Катаева А. А., Стребелева Е. А.
Анкета для родителей
Состав семьи
Материальные условия
Распределение родителей на подгруппы
Объективное обследование Иванова Вани показало
Объективное обследование Ивановой T. H. показало
Объективное обследование Петровой Тани показало
Объективное обследование Петрова Н. П. показало
Объективное обследование Петровой С. И. показало
I. Разминка
3. Зарядка «Именно сегодня».
III. Аутотренинг
IV. Музыкальная релаксация
V. Подведение итогов занятия
I. Разминка
2. Игра «Чудесный мешочек».
3. Игра «Диалог между сторонами моего Я: ласковая мать и жена и строгая мать и жена».
4. Обсуждение моделей позитивного поведения
II. Основная часть
ОН не видит? Может, ОН
IV. Музыкальная релаксация
V. Домашнее задание
Дата: 18 апреля 2004 г.
Протокол II методики «История жизни с проблемным ребенком» (B. B. Ткачева)
Сын Коля, 1988 г. р., диагноз — РДА.
Протокол III методики «История жизни с проблемным ребенком» (B. B. Ткачева)
Дата: 5 октября 1999 г.
Бланки социограммы «Моя семья»
Анкета «Психологический тип родителя» (B. B. Ткачева)
Правила пользования анкетой
Бланк анкеты «Психологический тип родителя»
Анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» (B. B. Ткачева)
Методика «История жизни с проблемным ребенком» (В. В. Ткачева)
Бланк методики «История жизни с проблемным ребенком»
Методика «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» (В. В. Ткачева)
1. Отношение к пребыванию в школе и к обучению
2. Способы взаимодействия со взрослым (педагогом)
3. Принятие доступной пониманию инструкции
4. Соблюдение доступных правил поведения
5. Эмоциональные реакции
6. Продолжительность занятий
7. Установление доступных контактов с другими детьми
8. Приобретение новых навыков (в течение учебн. года)
9. Взаимодействие с матерью
Подсчет баллов
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина
База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo
,
dekanat
, ansya, kenam
обратиться к администрации
|
правообладателям
|
пользователям
Новые материалы
опубликовать
Документы