|
Скачать 104.5 Kb.
|
Особенности развития государственной стоматологической поликлиники в современных условиях ВолГМУ, Волгоградская стоматология, №2 Апрель 2006г. Уважаемый Председатель! Уважаемые коллеги! Государственные стоматологические поликлиники существуют и действуют в системе общего здравоохранения. Главная задача деятельности государственных и муниципальных учреждений здравоохранения результативное и эффективное обеспечение государственных гарантий населению в области медицинского обслуживания, которые должны представлять собой систему социальных стандартов и норм в области медицинской и лекарственной помощи населению, обеспечиваемой субъектами системы здравоохранения. В соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации ежегодно разрабатывается, конкретизируется и утверждается Программа государственных гарантий по обеспечению населения медицинской помощью (Программа государственных гарантий). Необходимое условие обеспечения гарантированных объемов и качества медицинской помощи использование на всей территории региона социальных и экономических нормативов, разработанных органами государственной власти и обязательных для исполнения органами местного самоуправления, Территориальным фондом ОМС и его филиалами, медицинскими организациями. Федеральный закон от 25.09.97г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» содержит положение о том, что участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в решении вопросов организации местных финансов предусматривает разработку государственных минимальных социальных стандартов и социальных норм. Под социальными нормами понимаются показатели необходимой обеспеченности населения важнейшими социальнокультурными и другими услугами в натуральном и денежном выражении. Под государственным социальным стандартом (согласно проекту федерального закона «О государственных минимальных стандартах») понимается установленный законом минимально необходимый уровень социальных гарантий, выраженный в социальных нормах. Под нормативом финансовых затрат на обеспечение реализации государственных минимальных социальных стандартов понимается удельный показатель минимально необходимой потребности в текущих и капитальных затратах из средств бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Применительно к здравоохранению в качестве социалыных норм и нормативов в натуральном например:
Особое внимание следует уделить соотношению финансовых источников и регулированию финансовых потоков общественных средств, выделенных на реализацию Программы государственных гарантий; уточнению понятия «финансовое выравнивание» доступности и условий оказания населению бесплатной медицинской помощи (на этапах сбора, консолидации и распределения финансовых средств). С 01.01.06г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации № 94ФЗ от 21 июля 2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Целями реформируемой системы здравоохранения являются:
Немаловажное значение имеет наличие сайта Регионального отдела управления здравоохранением, а также использование в регионе других новых информационных технологий. Согласно сложившейся практике в государственных и муниципальных стоматологических поликлиниках населению оказывают и платные услуги. Платные медицинские услуги населению Волгоградской области предоставляются государственными учреждениями здравоохранения в виде консультативной, профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической, зубопротезной помощи. Условия предоставления платных услуг в государственных лечебно-профилактических учреждениях регулируются нормативным актом субъекта Российской Федерации, приказом регионального органа управления здравоохранением или обоими указанными типами документов. Предотвращению возможных злоупотреблений в оказании медицинской помощи за плату в государственных и муниципальных стоматологических поликлиниках служит обязательное информирование пациента об объемах медицинских стоматологических услуг, оплачиваемых обязательным медицинским страхованием (т.е. Государством), а также имеется перечень услуг, которые должен оплатить сам пациент. В субъектах РФ создаются различные региональные советы, в работе которых участвуют представители регионального отдела управления здравоохранением, муниципального отдела управления здравоохранением и органов местного самоуправления. Так, например, создаются координационные Советы по вопросам реструктуризации здравоохранения при заместителе главы Администрации по социальной сфере. Кроме того создаются медицинские Советы с участием руководителей всех муниципальных органов здравоохранения, представителей научных кругов и практического здравоохранения. В Волгоградской области созданы медицинские Советы. В Областной клинической стоматологической поликлинике активно работает медицинский Совет, который принимает участие в управлении учреждением. ^ очень сложны и в различных районах развиваются по своему, так, например:
^ Такие нововведения имели место:
Новые формы оплаты труда - необходимое условие развития управлением государственными и муниципальными стоматологическими поликлиниками. Наиболее распространенным видом изменений в формах оплаты труда стало введение различных доплат работающим, финансируемых из регионального бюджета. Доплаты вводились как для всех работников здравоохранения, так и для определенных групп. Чаще всего доплаты устанавливались следующим категориям медицинских работников; молодым специалистам; врачам и медицинским сестрам общей практики; работающим в сельской местности; имеющим наградные знаки. ^ Законодательное закрепление государственных гарантий оказания медицинской помощи населению, которые не конкретизируются в законодательных актах, что существенно ограничивает возможности их реализации. Эти гарантии не увязываются с имеющимися финансовыми ресурсами. В результате нарастает платность медицинской помощи, её доступность снижается, причем в наиболее сложном положении оказываются наименее обеспеченные граждане. Гарантируемые объемы медицинской помощи должны конкретизироваться на основе стандартизации медицинских технологий. Для каждого вида заболеваний на Федеральном уровне должны быть разработаны и утверждены клинические протоколы, включающие перечни медицинских услуг и лекарственных средств, а также алгоритмы выполнения медицинских услуг. Клинические протоколы для всей страны должны быть едины. На основе клинических протоколов субъекты РФ разрабатывают клинико-экономические стандарты, конкретизирующие требования клинических протоколов и содержащие оценку стоимости оказания медицинской помощи. Главным условием развития государственной стоматологической поликлиники в условиях жесткой конкуренции оказание квалифицированной медицинской помощи, соответствующей высшему передовому уровню мировой медициной науки и практики при условии, что этот критерий применяется во всех случаях и по отношению к каждому больному. Качество медицинской услуги рассматривалось в работах многих советских ученых (Авдеев М.И., Глушков В.А., Денисюк Н.Б.) В связи с введением в гражданский кодекс Российской Федерации нового понятия «услуга», суть которой состоит в совершенствовании определенных действий или осуществлении определенной деятельности, возникает вопрос о возможности и характере применения к услуге таких понятий и норм, как ненадлежащее качество, явные и скрытые недостатки, существенные недостатки, сроки их обнаружения и устранения, сроки исковой давности. В связи с отсутствием в законодательстве прежних лет определения понятия «работа» Государственный стандарт РФ (ГОСТ 50646 94) определил её как «материальную услугу» в отличие от социально-культурных услуг, которыми являются собственно услуги. Закон «О медицинском страховании в Российской Федерации» впервые определил, что критерием оценки качества оказания медицинской помощи должны стать профессиональные стандарты. Все связанное с сертификацией и стандартизацией в сфере предпринимательской деятельности на рынке медицинских услуг можно охарактеризовать как режим безопасности медицинской услуги. Это совокупность бесспорных требований к совершению профессиональных действий и осуществлению хозяйственной деятельности по продвижению, сбыту и реализации медицинских услуг. В октябре 1997 г. в Минздраве России сформирована рабочая группа, которая разработала документ «Основные положения стандартизации в здравоохранении» и представила его на рассмотрение коллегии Министерства здравоохранения РФ, Госстандарта России и Совета исполнительных директоров фондов обязательного медицинского страхования. 12 января 1998 г. этот документ был введен в действие совместным приказом Министерства здравоохранения РФ и Исполнительным директором Федерального Фонда ОМС №12/2. Единая система стандартизации в здравоохранении направлена на совершенствование управления отраслью, обеспечение её целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию, лицензированию и сертификации, на повышение качества медицинской помощи. Тем не менее, ни Федеральный закон «О сертификации товаров и услуг», который в перечне видов услуг, подлежащих обязательной сертификации, не содержит указания на медицинские услуги, ни сами так называемые установленные стандарты, отсутствующие по сегодняшний день, ответа на данный вопрос не дают. Начиная с 1998 г. происходит разработка и внедрение программы по созданию и совершенствованию систвмы комплексной стандартизации медицинских услуг в Российской Федерации с участием Лаборатории проблем стандартизации в здравоохранении ММА им. И.М. Сеченова. Эта программа должна в условиях рыночных отношений, с одной стороны, способствовать обеспечению необходимого уровня и качества медицинской помощи населению, с другой определять нормативную базу процессов сертификации медицинских услуг и лицензирования медицинских организаций. Создание стандартов должно базироваться на тысячелетнем опыте медицины. «Но в медицине уже с давнего времени всё имеется в наличности; в ней найдены и начало, и метод, при посредстве которых в продолжение долгого промежутка времени многое и прекрасное открыто, и остальное вслед за этим будет открыто ...» Таким образом, ключевой задачей в настоящее время является подготовка к переходу к новой организационно-экономической модели оказания медицинской помощи населению на основе повышения эффективности работы учреждений здравоохранения, использования материальных, финансовых и кадровых ресурсов. |