Программа по оториноларингологии для специальности: 051301- «Общая медицина» Объем учебных часов: 51 час Курс: IV семестр: 7,8 icon

Программа по оториноларингологии для специальности: 051301- «Общая медицина» Объем учебных часов: 51 час Курс: IV семестр: 7,8





Скачать 151.17 Kb.
Название Программа по оториноларингологии для специальности: 051301- «Общая медицина» Объем учебных часов: 51 час Курс: IV семестр: 7,8
Дата 01.03.2013
Размер 151.17 Kb.
Тип Программа
АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА»


Кафедра ЛОР-болезней с курсом глазных болезней


Утверждаю

Проректор по образовательной

деятельности

Жаксылыкова Г.А.

«___» ______________ 2010 г.


рабочая программа


по оториноларингологии


для специальности: 051301– «Общая медицина»

Объем учебных часов: 51 час

Курс: IV

Семестр: 7,8


Астана 2010г.

Рабочая программа составлена на основании типовой программы «Хирургические болезни», утвержденной «__»______ г. Протокол № по специальности 051301– «Общая медицина»


Рабочая программа обсуждена предметно-методической комиссией хирургических дисциплин

Протокол № от «_____»__________2010г.


Председатель ПМК __________ Шакенов Д.Е.


Одобрена Учебно-методическим советом

Протокол № от «_____»__________2010г.


Председатель УМС_________ Жаксылыкова Г.А.


2. Программа

    1. Введение

Оториноларингология – клиническая дисциплина, изучающая морфофизиологические особенности и патологию уха, верхних дыхательных путей и смежных с нею областей. Одной из особенностей ЛОР-органов является их срединное расположение в голове и шее. Они имеют тесный контакт с черепными ямками, глазницами, зубочелюстным аппаратом, позвоночником, шейным и грудным средостением, магистральными сосудами, важнейшими нервными стволами и сплетениями. Патологические процессы, развивающиеся в том или ином сегменте этой области, могут иметь общие механизмы, осложнять течение друг друга, часто протекают со схожей клинической симптоматикой.

Врач любой специальности должен хорошо знать клинические проявления, принципы диагностики и лечения заболеваний ЛОР-органов для своевременной дифференциальной диагностики и последующей тактики ведения пациентов.


    1. ^ Цель дисциплины

Оториноларингология изучает морфофизиологические особенности и патологию уха, верхних дыхательных путей и смежных с нею областей, а за последнее десятилетие в предмет оториноларингологии вошли так же диагностика и лечение ряда заболеваний пищевода, трахеи, бронхов. Наша специальность рассматривает большую часть анализаторов (слуховой, вестибулярный, обонятельный, вкусовой).

Оториноларингология имеет профилактический характер, занимает важное место в системе здравоохранения, поскольку обеспечивает диагностическую и лечебную помощь 12-15% общего числа больных.

Объектом изучения оториноларингологии является изучение морфологических особенностей и патологии уха и ВДП.

Основными методами изучения оториноларингологии является лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов.

Целью преподавания оториноларингологии является подготовка специалистов, владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками по диагностике и лечению ЛОР-заболеваний, а так же проведению профилактических мероприятий по предупреждению ЛОР-заболеваний.


^ 2.3 Задачи обучения:

  • обучить эндоскопическим методам исследования и распознавания типичных заболеваний уха, горла, носа

  • оказание первой медицинской помощи при поражениях ЛОР-органов

  • овладение практическими навыками и умениями по уходу за больными с ЛОР-патологией

  • ознакомить студентов с удельным весом специальности в общей патологии, со значением своевременного выявления и устранения заболеваний горла, носа в профилактике заболеваний и оздоровлении населения, с принципами и методами диспансеризационной работы

  • ознакомить студентов с этиологией, патогенезом, клиникой ЛОР-заболеваний

  • ознакомить студентов с функциональными и дополнительными методами исследования ЛОР-органов

  • научить диагностике и лечению заболеваний ЛОР-органов

  • формирование у студентов основ клинического мышления и умений, обеспечивающих решение профессиональных задач по диагностике и лечению оториноларингологических больных;

  • формирование у студентов умений, позволяющих оказать медицинскую (врачебную) помощь при неотложных состояниях, развивающихся при ЛОР-заболеваниях;

  • формирование представлений о роли оториноларингологии среди других дисциплин, распространенности ЛОР-заболеваний, их связи с другими органами и системами организма, о профилактическом направлении оториноларингологии.


^ 2.4 Конечные результаты обучения

Студент должен

знать:


  • анатомо-физиологические особенности ЛОР-органов у детей и взрослых;

  • общие вопросы патологии заболеваний ЛОР-органов;

  • клинические проявления ЛОР-заболеваний;

  • основы диагностики заболеваний ЛОР-органов;

  • оказание первой медицинской помощи при поражениях ЛОР-органов;

  • этиологию, патогенез, клинику, диагностику, лечение и профилактику ЛОР-заболеваний;

  • функциональные и дополнительные методы исследования при заболеваниях ЛОР-органов;

  • структуру и работу поликлинического кабинета и стационарного отделения;


уметь:

  • пользоваться лобным рефлектором;

  • провести наружный осмотр ЛОР-органов;

  • провести переднюю, заднюю риноскопию;

  • взять мазок со слизистой оболочки носа;

  • ввести турунду в нос; произвести вдувание лекарственного порошка в нос;

  • удалить инородное тело из носа, из наружного слухового прохода, из глотки;

  • удалить серную пробку из наружного слухового прохода;

  • произвести переднюю тампонаду носа;

  • произвести орофарингоскопию;

  • смазать небные миндалины и заднюю стенку глотки;

- производить обследование носоглотки;

  • провести пальпацию регионарных лимфатических узлов;

  • провести непрямую ларингоскопию;

  • провести туалет и смену внутренней трахеотомической трубки;

  • проводить отоскопию;

  • исследовать слух шепотной и разговорной речью;

  • вводить турунду в наружный слуховой проход с лекарственными веществами; закапать капли в ухо;

  • промыть ухо;

  • продуть слуховые трубы по Политцеру;

- с помощью акуметрических и аудиологических данных оценить состояние слухового анализатора;

- выявить дисфункцию вестибулярного анализатора и оказать экстренную помощь;

- оценить рентгенограммы уха и околоносовых пазух;

- исследовать функциональное состояние слизистой оболочки полости носа и дать оценку.

- обследовать курируемого больного и написать историю болезни.

  • проводить санитарно-просветительную работу по профилактике ЛОР-заболеваний;


2.5 Пререквизиты:

Анатомия-1,2

Физиология – 1,2

Патологическая анатомия – 1,2

Патологическая физиология – 1,2

Фармакология -1,2


2.6 Постреквизиты:

Скорая, неотложная медицинская помощь

Общая врачебная практика

интернатура по хирургии,

интернатура по общей врачебной практике


^ 2.7 Тематический план лекций, практических занятий и тем для самостоятельного изучения по специальности: 051301– «Общая медицина»


Распределение часов дисциплины


^ Общее количество часов

Аудиторные часы


СРС

Всего

Лекции

Практические занятия

Оториноларингология 51

34

4

30

17


^ Тематический план лекций



Наименование темы

Форма проведения

Продолжите-

льность

1.

Актуальные вопросы современной оториноларингологии с позиций доказательной медицины.

Обзорные

лекции

2 часа

2.

Основные синдромы поражения уха, горла, носа.

Обзорные

лекции

2 часа










4


Тематический план практических занятий




^ Наименование темы

Форма проведения

Продолжите-льность

1.

Заболевания носа

Устный опрос, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, рефераты, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, ролевые игры; обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; работа с больными под руководством преподавателя;

6 часов

2.

Заболевания околоносовых пазух.

Устный опрос, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, рефераты, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, ролевые игры; обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; работа с больными под руководством преподавателя;

6 часов

3.

Заболевания глотки, гортани, трахеи.

Устный опрос, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, рефераты, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, ролевые игры; обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; работа с больными под руководством преподавателя;

6 часов

4

Слуховой и вестибулярный анализатор.

Устный опрос, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, рефераты, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, ролевые игры; обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; работа с больными под руководством преподавателя;

6 часов

5

Заболевания наружного и среднего уха.

Устный опрос, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, рефераты, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, ролевые игры; обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; работа с больными под руководством преподавателя;

6 часов




^ Рубежный контроль (коллоквиум)

тестирование













30



Тематический план самостоятельной работы студентов (СРС)



^ Наименования тем

Форма проведения

Продолжите-льность

1.

Курация больного с оформлением кураторского листка.

работа в отделениях клиники с больными под руководством преподавателя

5 часов

2.

Взятие мазка со слизистой оболочки носа

работа в отделениях клиники с больными под руководством преподавателя, разработка алгоритмов

3 часа

3.

Проведение передней тампонады носа.

обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; разработка алгоритмов

3 часа

4.

Возрастные особенности строения и топографии ЛОР-органов и их значение в патологии ЛОР- органов.

Подготовка и защита рефератов, презентации, самостоятельное составление тестовых заданий и ситуационных задач

6 часов










17


^ 2.8 Методы обучения и преподавания:

Малые группы, дискуссия, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, рефераты, кейс-стади, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, углубленное изучение отдельных вопросов практических занятий, консультации, тестирование, ролевые игры; обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; работа с больными под руководством преподавателя;


^ 2.9 Методы оценки знаний и навыков обучающихся:

  • Текущий контроль: устный опрос,
    решение тестовых заданий, решение ситуационных задач, проверка заданий, выполненных студентами.

  • Рубежный контроль: коллоквиум.

  • Итоговый контроль: экзамен, включающий устный ответ по билетам и оценку практических навыков.


^ 2.10 Рекомендуемая литература

на русском языке:


основная:

  1. Шеврыгин Б.В., Керчев Б.И. Болезни уха, горла и носа: учебник. – М., ГЭОТАР- Медиа, 2002.

  2. Козорез Е.С.. ЛОР заболевания: конспекты лекций для медвузов. – М., Владос пресс, 2005.

  3. Богомольский М.Р., Чистяков В.Р. Детская оториноларингология. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2001.

  4. Пальчун В.Т., А.И. Крюков А.И. Оториноларингология. – М., Медицина, 2002.


дополнительная:

  1. Солдатов И.Б., Гофман В.Р. Оториноларингология. – СПб., 2001.

  2. Дискаленко В.В., Лавренова Г.В., Глухова., Е.Ю. соавт. /под ред. М.С. Плужникова. Справочник по оториноларингологии. СПб., 2002.

  3. Плужников М.С.. Консервативные и хирургические методы в ринологии. СПб., 2005.

4. Оториноларингология. Национальное руководство / гл. редактор чл. кор. РАМН В.Т. Пальчун. Изд-во «ГЭОТАР- Медиа».2008.


на казахском языке

основная:

1.Тайбогаров С.Е., Овчинников Ю.М.. Құлақ, тамақ және мұрын аурулары. - Алматы, 1994.

2. Төлебаев Р.Қ., Исмагулова Э.К., Жусупов Б.З., Яхин Е.Ж. Оториноларингология дәрістері. Астана, 2009ж.


Дополнительная:

1.Төлебаев Р.Қ. Хамзабаев Ж.Х., Әженов Т.М. Мұрын қуысы және оның қосалқы қуыстарының аурулары,(диагностикасы,емі, алдын-алу шаралары) Астана, 2007ж.

2.11 Приложения:

Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами

на 2010-2011 уч.г.

Дисциплина согласования

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Номера протоколов и даты заседаний согласующихся кафедр

1

2

3

Пререквизиты:

Анатомия -1,2

Согласно программе по анатомии человека, разделов «Органы дыхания», «Органы чувств» должны рассматриваться строение полости носа и околоносовых пазух, глотки, гортани, трахеи, бронхов, а также строение наружного, среднего, внутреннего уха и анатомические особенности у детей.




Патологическая анатомия – 1,2

Обратить особое внимание в разделе «Опухоли из эпителия» на строение раковой опухоли гортани и др. ЛОР –органов; в разделе «Детские инфекции» на строение миндалин при острых и хр. тонзиллитах, дифтерии, некротической ангине.




Физиология – 1,2

При изучении раздела «Анализаторы» акцентировать внимание на изучение физиологии слухового, вестибулярного и обонятельного анализатора. При изучении раздела «Дыхание» акцент делать на изучении функции реснитчатого эпителия слизистой верхних дыхательных путей, регуляции просвета верхних дыхательных путей.




Патологическая физиология – 1,2

Необходимо акцентировать внимание на выявление нарушений функционального состояния слухового, вестибулярного и обонятельного анализатора, а также на характер угнетения функции мерцательного эпителия слизистой верхних дыхательных путей и регуляции просвета верхних дыхательных путей при патологических состояниях.




Фармакология - 1,2

Обратить внимание на возможности лекарственной терапии при патологии ЛОР-органов, способы применения, дозировки, показания и противопоказания к применению, побочные эффекты при назначении различных групп препаратов, взаимодействие препаратов.




^ Смежные дисциплины:

Неврология, психиатрия, наркология

Обратить внимание на изучение 12 пар черепно-мозговых нервов и их патологию, связанную с изменениями ЛОР-органов, а так же на внутричерепные заболевания – менингит, абсцесс головного мозга и мозжечка отогенного и риногенного происхождения.




Визуальная диагностика


Изучить типовые приемы рентгенографии ВДП и уха, контрастную рентгенографию, компьютерную, магнитно-резонансную томографию ЛОР-органов, ультразвуковое исследование ЛОР-органов




Общая хирургия


Дать знания о клинике, диагностике, определении показаний и противопоказаний к хирургическим методам лечения ЛОР-заболеваний.




Глазные болезни

Считать, что основная масса внутриорбитальных воспалительных заболеваний связана с патологией носа и околоносовых пазух. В диагностике и лечении риногенных орбитальных осложнений должны принимать участие окулисты и отоларингологи




Постреквизиты:

Скорая, неотложная медицинская помощь

Изучить основы реанимации и интенсивной терапии




Общая врачебная практика

Учитывая широкую распространенность патологии ЛОР-органов, знание клиники, диагностики и лечения типичной ЛОР-патологии важно для врача любой специальности




Интернатура по хирургии

Хирургические болезни являются одной из основных дисциплин в подготовке врача общей практики. Дать знания о клинике, диагностике, определении показаний и противопоказаний к хирургическим методам лечения, принципах оперативного вмешательства наиболее распространенных хирургических заболеваний;




Интернатура по общей врачебной практике

Заболевания ЛОР-органов занимают одно из ведущих мест в структуре общей заболеваемости. Знание клиники, диагностики и лечения типичной ЛОР-патологии имеет немаловажное значение в подготовке врача общей практики





Рабочая программа обсуждена и утверждена на кафедральном заседании от

20.04.2010г., протокол №9


Зав. кафедрой ЛОР-болезней

с курсом глазных болезней, профессор Р.К. Тулебаев


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа по оториноларингологии для специальности: 051301- «Общая медицина» Объем учебных часов: 51 час Курс: IV семестр: 7,8 icon Типовая учебная программа образование высшее профессиональное неврология, психиатрия, наркология

Программа по оториноларингологии для специальности: 051301- «Общая медицина» Объем учебных часов: 51 час Курс: IV семестр: 7,8 icon Рабочая программа по элективной дисциплине «Офтальмология» Для специальности 051301 «Общая медицина»

Программа по оториноларингологии для специальности: 051301- «Общая медицина» Объем учебных часов: 51 час Курс: IV семестр: 7,8 icon Рабочая программа по дисциплине «Инфекционные и неинфекционные дерматозы» Для специальности 051301

Программа по оториноларингологии для специальности: 051301- «Общая медицина» Объем учебных часов: 51 час Курс: IV семестр: 7,8 icon Курс Обязательные элективы «Особенности местного обезболивания при различных стоматологических вмешательствах»

Программа по оториноларингологии для специальности: 051301- «Общая медицина» Объем учебных часов: 51 час Курс: IV семестр: 7,8 icon Учебная программа по оториноларингологии для студентов высших медицинских учебных учреждений по специальности

Программа по оториноларингологии для специальности: 051301- «Общая медицина» Объем учебных часов: 51 час Курс: IV семестр: 7,8 icon Лекционный комплекс По элективу Сурдология Для специальности 051301 Общая медицина

Программа по оториноларингологии для специальности: 051301- «Общая медицина» Объем учебных часов: 51 час Курс: IV семестр: 7,8 icon Лекционный комплекс По элективу Детская оториноларингология Для специальности 051301 Общая медицина

Программа по оториноларингологии для специальности: 051301- «Общая медицина» Объем учебных часов: 51 час Курс: IV семестр: 7,8 icon Рабочая программа по неврологии Для специальности №040200 педиатрия Квалификация врач-педиатр
Самостоятельная работа – 62 часа (VII семестр – 26 часов, VIII семестр – 36 часов)
Программа по оториноларингологии для специальности: 051301- «Общая медицина» Объем учебных часов: 51 час Курс: IV семестр: 7,8 icon Программа по немецкому языку для специальности 060201. 65 «Стоматология» Всего часов 357 Втом числе:
Рабочая учебная программа по немецкому языку составлена на основании типовой программы по немецкому...
Программа по оториноларингологии для специальности: 051301- «Общая медицина» Объем учебных часов: 51 час Курс: IV семестр: 7,8 icon Рабочая учебная программа Специальность: 1-79 01 01 "Лечебное дело" Общее количество учебных часов:
«Дерматовенерология» для специальности 1 79 01 01 "Лечебное дело" высшего медицинского образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы