АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА»
Кафедра ЛОР-болезней с курсом глазных болезней
Утверждаю
Проректор по образовательной
деятельности
Жаксылыкова Г.А.
«___» ______________ 2010 г.
рабочая программа
по оториноларингологии
для специальности: 051301– «Общая медицина»
Объем учебных часов: 51 час
Курс: IV
Семестр: 7,8
Астана 2010г.
Рабочая программа составлена на основании типовой программы «Хирургические болезни», утвержденной «__»______ г. Протокол № по специальности 051301– «Общая медицина»
Рабочая программа обсуждена предметно-методической комиссией хирургических дисциплин
Протокол № от «_____»__________2010г.
Председатель ПМК __________ Шакенов Д.Е.
Одобрена Учебно-методическим советом
Протокол № от «_____»__________2010г.
Председатель УМС_________ Жаксылыкова Г.А.
2. Программа
Введение
Оториноларингология – клиническая дисциплина, изучающая морфофизиологические особенности и патологию уха, верхних дыхательных путей и смежных с нею областей. Одной из особенностей ЛОР-органов является их срединное расположение в голове и шее. Они имеют тесный контакт с черепными ямками, глазницами, зубочелюстным аппаратом, позвоночником, шейным и грудным средостением, магистральными сосудами, важнейшими нервными стволами и сплетениями. Патологические процессы, развивающиеся в том или ином сегменте этой области, могут иметь общие механизмы, осложнять течение друг друга, часто протекают со схожей клинической симптоматикой.
Врач любой специальности должен хорошо знать клинические проявления, принципы диагностики и лечения заболеваний ЛОР-органов для своевременной дифференциальной диагностики и последующей тактики ведения пациентов.
^
Оториноларингология изучает морфофизиологические особенности и патологию уха, верхних дыхательных путей и смежных с нею областей, а за последнее десятилетие в предмет оториноларингологии вошли так же диагностика и лечение ряда заболеваний пищевода, трахеи, бронхов. Наша специальность рассматривает большую часть анализаторов (слуховой, вестибулярный, обонятельный, вкусовой).
Оториноларингология имеет профилактический характер, занимает важное место в системе здравоохранения, поскольку обеспечивает диагностическую и лечебную помощь 12-15% общего числа больных.
Объектом изучения оториноларингологии является изучение морфологических особенностей и патологии уха и ВДП.
Основными методами изучения оториноларингологии является лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов.
Целью преподавания оториноларингологии является подготовка специалистов, владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками по диагностике и лечению ЛОР-заболеваний, а так же проведению профилактических мероприятий по предупреждению ЛОР-заболеваний.
^ :
обучить эндоскопическим методам исследования и распознавания типичных заболеваний уха, горла, носа
оказание первой медицинской помощи при поражениях ЛОР-органов
овладение практическими навыками и умениями по уходу за больными с ЛОР-патологией
ознакомить студентов с удельным весом специальности в общей патологии, со значением своевременного выявления и устранения заболеваний горла, носа в профилактике заболеваний и оздоровлении населения, с принципами и методами диспансеризационной работы
ознакомить студентов с этиологией, патогенезом, клиникой ЛОР-заболеваний
ознакомить студентов с функциональными и дополнительными методами исследования ЛОР-органов
научить диагностике и лечению заболеваний ЛОР-органов
формирование у студентов основ клинического мышления и умений, обеспечивающих решение профессиональных задач по диагностике и лечению оториноларингологических больных;
формирование у студентов умений, позволяющих оказать медицинскую (врачебную) помощь при неотложных состояниях, развивающихся при ЛОР-заболеваниях;
формирование представлений о роли оториноларингологии среди других дисциплин, распространенности ЛОР-заболеваний, их связи с другими органами и системами организма, о профилактическом направлении оториноларингологии.
^
анатомо-физиологические особенности ЛОР-органов у детей и взрослых;
общие вопросы патологии заболеваний ЛОР-органов;
клинические проявления ЛОР-заболеваний;
основы диагностики заболеваний ЛОР-органов;
оказание первой медицинской помощи при поражениях ЛОР-органов;
этиологию, патогенез, клинику, диагностику, лечение и профилактику ЛОР-заболеваний;
функциональные и дополнительные методы исследования при заболеваниях ЛОР-органов;
структуру и работу поликлинического кабинета и стационарного отделения;
уметь:
пользоваться лобным рефлектором;
провести наружный осмотр ЛОР-органов;
провести переднюю, заднюю риноскопию;
взять мазок со слизистой оболочки носа;
ввести турунду в нос; произвести вдувание лекарственного порошка в нос;
удалить инородное тело из носа, из наружного слухового прохода, из глотки;
удалить серную пробку из наружного слухового прохода;
произвести переднюю тампонаду носа;
произвести орофарингоскопию;
смазать небные миндалины и заднюю стенку глотки;
- производить обследование носоглотки;
провести пальпацию регионарных лимфатических узлов;
провести непрямую ларингоскопию;
провести туалет и смену внутренней трахеотомической трубки;
проводить отоскопию;
исследовать слух шепотной и разговорной речью;
вводить турунду в наружный слуховой проход с лекарственными веществами; закапать капли в ухо;
промыть ухо;
продуть слуховые трубы по Политцеру;
- с помощью акуметрических и аудиологических данных оценить состояние слухового анализатора;
- выявить дисфункцию вестибулярного анализатора и оказать экстренную помощь;
- оценить рентгенограммы уха и околоносовых пазух;
- исследовать функциональное состояние слизистой оболочки полости носа и дать оценку.
- обследовать курируемого больного и написать историю болезни.
проводить санитарно-просветительную работу по профилактике ЛОР-заболеваний;
2.5 Пререквизиты:
Анатомия-1,2
Физиология – 1,2
Патологическая анатомия – 1,2
Патологическая физиология – 1,2
Фармакология -1,2
2.6 Постреквизиты:
Скорая, неотложная медицинская помощь
Общая врачебная практика
интернатура по хирургии,
интернатура по общей врачебной практике
^
Распределение часов дисциплины
^
|
Аудиторные часы
|
СРС
|
Всего
|
Лекции
|
Практические занятия
|
Оториноларингология 51
|
34
|
4
|
30
|
17
|
^
№
|
Наименование темы
|
Форма проведения
|
Продолжите-
льность
|
1.
|
Актуальные вопросы современной оториноларингологии с позиций доказательной медицины.
|
Обзорные
лекции
|
2 часа
|
2.
|
Основные синдромы поражения уха, горла, носа.
|
Обзорные
лекции
|
2 часа
|
|
|
|
4
|
Тематический план практических занятий
|
^
|
Форма проведения
|
Продолжите-льность
|
1.
|
Заболевания носа
|
Устный опрос, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, рефераты, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, ролевые игры; обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; работа с больными под руководством преподавателя;
|
6 часов
|
2.
|
Заболевания околоносовых пазух.
|
Устный опрос, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, рефераты, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, ролевые игры; обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; работа с больными под руководством преподавателя;
|
6 часов
|
3.
|
Заболевания глотки, гортани, трахеи.
|
Устный опрос, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, рефераты, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, ролевые игры; обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; работа с больными под руководством преподавателя;
|
6 часов
|
4
|
Слуховой и вестибулярный анализатор.
|
Устный опрос, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, рефераты, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, ролевые игры; обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; работа с больными под руководством преподавателя;
|
6 часов
|
5
|
Заболевания наружного и среднего уха.
|
Устный опрос, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, рефераты, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, ролевые игры; обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; работа с больными под руководством преподавателя;
|
6 часов
|
|
^
|
тестирование
|
|
|
|
|
30
|
Тематический план самостоятельной работы студентов (СРС)
№
|
^
|
Форма проведения
|
Продолжите-льность
|
1.
|
Курация больного с оформлением кураторского листка.
|
работа в отделениях клиники с больными под руководством преподавателя
|
5 часов
|
2.
|
Взятие мазка со слизистой оболочки носа
|
работа в отделениях клиники с больными под руководством преподавателя, разработка алгоритмов
|
3 часа
|
3.
|
Проведение передней тампонады носа.
|
обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; разработка алгоритмов
|
3 часа
|
4.
|
Возрастные особенности строения и топографии ЛОР-органов и их значение в патологии ЛОР- органов.
|
Подготовка и защита рефератов, презентации, самостоятельное составление тестовых заданий и ситуационных задач
|
6 часов
|
|
|
|
17
|
^
Малые группы, дискуссия, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, рефераты, кейс-стади, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, углубленное изучение отдельных вопросов практических занятий, консультации, тестирование, ролевые игры; обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; работа с больными под руководством преподавателя;
^
- решение тестовых заданий, решение ситуационных задач, проверка заданий, выполненных студентами.
Рубежный контроль: коллоквиум.
Итоговый контроль: экзамен, включающий устный ответ по билетам и оценку практических навыков.
^
основная:
Шеврыгин Б.В., Керчев Б.И. Болезни уха, горла и носа: учебник. – М., ГЭОТАР- Медиа, 2002.
Козорез Е.С.. ЛОР заболевания: конспекты лекций для медвузов. – М., Владос пресс, 2005.
Богомольский М.Р., Чистяков В.Р. Детская оториноларингология. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2001.
Пальчун В.Т., А.И. Крюков А.И. Оториноларингология. – М., Медицина, 2002.
дополнительная:
Солдатов И.Б., Гофман В.Р. Оториноларингология. – СПб., 2001.
Дискаленко В.В., Лавренова Г.В., Глухова., Е.Ю. соавт. /под ред. М.С. Плужникова. Справочник по оториноларингологии. СПб., 2002.
Плужников М.С.. Консервативные и хирургические методы в ринологии. СПб., 2005.
4. Оториноларингология. Национальное руководство / гл. редактор чл. кор. РАМН В.Т. Пальчун. Изд-во «ГЭОТАР- Медиа».2008.
на казахском языке
основная:
1.Тайбогаров С.Е., Овчинников Ю.М.. Құлақ, тамақ және мұрын аурулары. - Алматы, 1994.
2. Төлебаев Р.Қ., Исмагулова Э.К., Жусупов Б.З., Яхин Е.Ж. Оториноларингология дәрістері. Астана, 2009ж.
Дополнительная:
1.Төлебаев Р.Қ. Хамзабаев Ж.Х., Әженов Т.М. Мұрын қуысы және оның қосалқы қуыстарының аурулары,(диагностикасы,емі, алдын-алу шаралары) Астана, 2007ж.
2.11 Приложения:
Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами
на 2010-2011 уч.г.
Дисциплина согласования
|
Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.
|
Номера протоколов и даты заседаний согласующихся кафедр
|
1
|
2
|
3
|
Пререквизиты:
|
Анатомия -1,2
|
Согласно программе по анатомии человека, разделов «Органы дыхания», «Органы чувств» должны рассматриваться строение полости носа и околоносовых пазух, глотки, гортани, трахеи, бронхов, а также строение наружного, среднего, внутреннего уха и анатомические особенности у детей.
|
|
Патологическая анатомия – 1,2
|
Обратить особое внимание в разделе «Опухоли из эпителия» на строение раковой опухоли гортани и др. ЛОР –органов; в разделе «Детские инфекции» на строение миндалин при острых и хр. тонзиллитах, дифтерии, некротической ангине.
|
|
Физиология – 1,2
|
При изучении раздела «Анализаторы» акцентировать внимание на изучение физиологии слухового, вестибулярного и обонятельного анализатора. При изучении раздела «Дыхание» акцент делать на изучении функции реснитчатого эпителия слизистой верхних дыхательных путей, регуляции просвета верхних дыхательных путей.
|
|
Патологическая физиология – 1,2
|
Необходимо акцентировать внимание на выявление нарушений функционального состояния слухового, вестибулярного и обонятельного анализатора, а также на характер угнетения функции мерцательного эпителия слизистой верхних дыхательных путей и регуляции просвета верхних дыхательных путей при патологических состояниях.
|
|
Фармакология - 1,2
|
Обратить внимание на возможности лекарственной терапии при патологии ЛОР-органов, способы применения, дозировки, показания и противопоказания к применению, побочные эффекты при назначении различных групп препаратов, взаимодействие препаратов.
|
|
^
|
Неврология, психиатрия, наркология
|
Обратить внимание на изучение 12 пар черепно-мозговых нервов и их патологию, связанную с изменениями ЛОР-органов, а так же на внутричерепные заболевания – менингит, абсцесс головного мозга и мозжечка отогенного и риногенного происхождения.
|
|
Визуальная диагностика
|
Изучить типовые приемы рентгенографии ВДП и уха, контрастную рентгенографию, компьютерную, магнитно-резонансную томографию ЛОР-органов, ультразвуковое исследование ЛОР-органов
|
|
Общая хирургия
|
Дать знания о клинике, диагностике, определении показаний и противопоказаний к хирургическим методам лечения ЛОР-заболеваний.
|
|
Глазные болезни
|
Считать, что основная масса внутриорбитальных воспалительных заболеваний связана с патологией носа и околоносовых пазух. В диагностике и лечении риногенных орбитальных осложнений должны принимать участие окулисты и отоларингологи
|
|
Постреквизиты:
|
Скорая, неотложная медицинская помощь
|
Изучить основы реанимации и интенсивной терапии
|
|
Общая врачебная практика
|
Учитывая широкую распространенность патологии ЛОР-органов, знание клиники, диагностики и лечения типичной ЛОР-патологии важно для врача любой специальности
|
|
Интернатура по хирургии
|
Хирургические болезни являются одной из основных дисциплин в подготовке врача общей практики. Дать знания о клинике, диагностике, определении показаний и противопоказаний к хирургическим методам лечения, принципах оперативного вмешательства наиболее распространенных хирургических заболеваний;
|
|
Интернатура по общей врачебной практике
|
Заболевания ЛОР-органов занимают одно из ведущих мест в структуре общей заболеваемости. Знание клиники, диагностики и лечения типичной ЛОР-патологии имеет немаловажное значение в подготовке врача общей практики
|
|
Рабочая программа обсуждена и утверждена на кафедральном заседании от
20.04.2010г., протокол №9
Зав. кафедрой ЛОР-болезней
с курсом глазных болезней, профессор Р.К. Тулебаев
|