Учебная программа Специальность : 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело Общее количество учебных часов: 60 час icon

Учебная программа Специальность : 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело Общее количество учебных часов: 60 час





Скачать 228.98 Kb.
Название Учебная программа Специальность : 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело Общее количество учебных часов: 60 час
Дата 01.03.2013
Размер 228.98 Kb.
Тип Документы
Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Государственное учреждение

«Республиканский методический центр по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию»

Учреждение образования

«Белорусский государственный медицинский университет»


Утверждаю

Министр здравоохранения Республики Беларусь

_________________Л.А. Постоялко

«____» __________ 2005г.

Рег. № ___________


оториноларингология

Учебная программа

Специальность: 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело

^ Общее количество учебных часов: 60 час.




Минск 2005

Типовая учебная программа по дисциплине Оториноларингология для специальности 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело высшего медицинского образования Республики Беларусь составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом «Высшее образование. Специальность 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело», 30.12.1998 года, регистрационный № РД РБ 02100.5.214-98.

Авторы: зав.кафедрой болезней уха, горла, носа, , , П.А. Тимошенко; , , А.Ч. Буцель

Рецензенты: заведующая кафедрой болезней уха, горла, носа, Белорусской Академии постдипломного образования, , , Л.Г. Петрова;

профессор кафедры болезней уха, горла, носа БГМУ, , , В.Я. Гапанович

Типовая учебная программа по дисциплине Оториноларингология для 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело высшего медицинского образования согласована и рекомендована к утверждению Республиканским методическим центром по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию.

Типовую учебную программу по дисциплине Оториноларингология для студентов учреждений высшего медицинского образования Республики Беларусь разрешается размножить в необходимом количестве экземпляров без внесения изменений по тексту.


Введение

Изучение болезней уха, горла, носа имеет важное значение в подготовке врача-гигиениста. Заболевания ЛОР-органов, нередко, приводят к тяжелым нарушениям функций важнейших анализаторов (звукового, вестибулярного, обонятельного, вкусового) и, не будучи своевременно распознанными и устраненными, вызывают тяжелые поражения различных органов и систем организма человека, приводят к инвалидности и даже смерти. В свою очередь, верхние дыхательные пути и ухо страдают от вредных воздействий внешней среды (профессиональных и социально-бытовых) инфекционных заболеваний (ОРВИ, скарлатина, дифтерия, сифилис, СПИД, эпидемический менингит). Для врача медико-профилактических специальностей оториноларингология важна и тем, что будучи тесно связанной с рядом заболеваний, имеющих инфекционную природу, требует специальных знаний по этиопатогенезу и профилактике, работе в очаге инфекций, проведению противоэпидемических мероприятий и диспансеризации больных.

Цель преподавания дисциплины – обучение студентов методам диагностики, лечения и профилактики заболеваний уха и верхних дыхательных путей.

Задачи преподавания:

1. Дать представление об удельном весе и социальной значимости заболеваний уха, горла, носа, гортани, пищевода в общей структуре патологии, о роли своевременного выявления и устранения этих заболеваний в профилактике общей заболеваемости и в оздоровлении населения.

2. Дать представление студентам об этиологии, предрасполагающих моментах, путях распространения инфекции и специальных методах исследования ЛОР-органов (риноскопии, отоскопии, фарингоскопии, ларингоскопии, эзофагоскопии и т.д.), обучить студентов важнейшим практическим навыкам при диагностике и лечении больных, оказанию первой врачебной помощи при травмах, инородных телах дыхательных путей, кровотечениях и острых заболеваниях ЛОР-органов.

3. Углубить знания студентов об анатомо-физиологических особенностях ЛОР-органов, необходимых для целостного восприятия вопросов этиологии, патогенеза, путях распространения инфекции, клинических признаков и диагностики заболеваний. Обратить внимание студентов на влияние факторов внешней среды на заболеваемость ЛОР-органов человека; влияние вредных производственных факторов на развитие заболеваний.

4. Ознакомить студентов с основными профилактическими мероприятиями, консервативными и хирургическими методами лечения больных с заболеваниями уха, горла, носа, средством защиты от вредных производственных факторов (запыленность, загазованность, интенсивный шум, вибрация и т.д.)

Многоуровневая система медицинского образования в Республике Беларусь, реформирование высшей медицинской школы, введение новых специальностей и дисциплин, развитие медицинской науки требуют периодического пересмотра структуры преподавания даже такой традиционно стабильной медицинской дисциплины, какой является «оториноларингология».

В настоящей программе, в отличие от предыдущей, унифицированы и приведены в единую систему методические основы преподавания предмета, согласованы практические и лекционные часы, отведенные на изучение специальности методическим центром.

Освещение основных вопросов оториноларингологии представлены значительно шире и глубже в соответствие с новыми достижениями науки.

Настоящая программа составлена нами, исходя из существующих инструктивных указаний Министерства Здравоохранения Республики Беларусь, с учетом многолетнего опыта преподавания заболеваний уха, горла, носа в Белорусском государственном медицинском университете студентам стоматологического факультета.

Преподавание дисциплины в БГМУ предусмотрено в IХ семестре. В течение цикла для отработки практических навыков предусмотрен одни день работы в приемном покое стационара или поликлиники. Для этого учебная группа разделяется на две подгруппы по 4-5 студентов. В конце семестра предусмотрен зачет.

Программа курса определяет общее направление и уровень изложения курса с учетом теснейшей интеграции учебного процесса со всеми смежными предметами и специальностями, выполняет целевые установки, характер и задачи практических занятий, отражает объем сведений, необходимых студентам при сдаче зачета и в дальнейшей врачебной деятельности.

В пропедевтическом разделе курса студенты должны хорошо усвоить методы исследования уха, носа, глотки, гортани, околоносовых пазух и т.д. Сознательное освоение этих методов требует одновременно и углубленного повторения анатомо-физиологических разделов в клиническом освещении.

Во время работы в стационаре и поликлинике студенты должны быть ознакомлены с организацией работы в операционной, перевязочных, а также усвоить некоторые особенности производства наиболее типичных операций и манипуляций.

Студентов следует ориентировать в отношении различных видов утраты трудоспособности и способов ее определения (временная и стойкая), обратив внимание на профессиональные заболевания, травматизм, связь оториноларингологии со стоматологией, онкологией.

Программой предусмотрено написание учебной истории болезни по всем темам дисциплины.


^

Содержание дисциплины


В соответствии с утвержденными учебными планами специальностей высшего медицинского образования периоды обучения, распределение бюджета учебного времени и формы контроля обучения представлены по факультетам в табл. 1.

Таблица 1
^

Бюджет учебного времени для изучения дисциплины


оториноларингология


Специальность

Семестр

Количество недель

Всего часов

Всего

аудиторных

из них аудиторных

Форма контроля

лекции

лаборатор

ные

Медико-профилактическое дело

9

19

60

38

14

24

зачет

Всего занятий













7

6







Распределение содержания учебной программы по периодам обучения и распределение бюджета учебного времени по формам и видам учебных занятий представлено в табл. 2.

Таблица 2
^

Тематический план лекций в 9 семестре по дисциплине оториноларингология

для 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело


^ Код раздела, темы

Наименование темы

Распределение часов

1

2

3

01.

Оториноларингология как наука и хирургическая специальность. История развития оториноларингологии в Республике Беларусь. Влияние внешней среды, производственных факторов на заболеваемость ЛОР-органов. Риногенная патология. Риногенные орбитальные и внутричерепные осложнения



2

02.

Тонзиллярная проблема. Связь заболеваний глотки с другими органами и системами. Оториноларингологические проявления СПИДа.



2

03.

Стенозы верхних дыхательных путей и их лечение. Производственные факторы, их влияние на заболеваемость человека



2

04.

Специфические заболевания гортани. Склерома как эндемическое антропонозное заболевание. Новообразования гортани



2

05.

Орган слуха и равновесия. Современные методы исследования. Методы исследования слуховой и вестибулярной функций. Шум и орган слуха. Невоспалительные заболевания среднего уха



2

06.

Проблема приобретенной и врожденной тугоухости. Внутричерепные осложнения


2

07.

Профессиональные заболевания ЛОР-органов

2

Итого:




14
^

Содержание программы лекций по дисциплине оториноларингология для 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело


01. Оториноларингология как наука и хирургическая специальность. История развития оториноларингологии в Республике Беларусь. Влияние внешней среды, производственных факторов на заболеваемость ЛОР-органов. Риногенная патология. Риногенные орбитальные и внутричерепные осложнения.

Цель лекции: дать представление о месте оториноларингологии среди других медицинских наук; оториноларингологии как хирургической эндоскопической дисциплине. Дать представление о клинике, диагностике, лечении и профилактике острых и хронических заболеваний носа и околоносовых пазух.

    1. Оториноларингология как профилактическая дисциплина. Отличие оториноларингологии от других хирургических специальностей.

01.02. История развития оториноларингологии как науки.

01.03. Острые и хронические риниты. Значение профессиональных и бытовых факторов в возникновении данной патологии. Клиника, диагностика, лечение и профилактика.

01.04. Носовые кровотечения, причины, тактика врача при оказании неотложной помощи. Клиника, диагностика, лечение и профилактика.

01.05. Острые и хронические заболевания околоносовых пазух. Клиника, диагностика, лечение и профилактика.

01.06. Риногенные орбитальные и внутричерепные осложнения. Клиника, диагностика, лечение.

02. Тонзиллярная проблема. Связь заболеваний глотки с другими органами и системами. Оториноларингологические проявления СПИДа.

Цель лекции: дать представление о структурных и функциональных особенностях миндалин, принципах диагностики и лечения хронического тонзиллита. Показать роль профессионального фактора в возникновении хронического тонзиллита.

02.01 Классификация хронических тонзиллитов (И.Б. Солдатов).

02.02. Хронический неспецифический тонзиллит (компенсированный, декомпенсированный).

02.02.01. Роль простудного и профессионального факторов в развитии хронического неспецифического тонзиллита.

02.02.02. Принципы диагностики и лечения хронического неспецифического тонзиллита.

02.02.03. Диспансеризация больных хроническим тонзиллитом.

02.03. Оториноларингологические проявления СПИДа.

^ 03. Стенозы верхних дыхательных путей и их лечение. Производственные факторы, их влияние на заболеваемость человека.

Цель лекции: дать представление об острых заболеваниях гортани, методах диагностики и лечения. Показать роль производственного фактора в возникновении заболеваний верхних дыхательных путей.

03.01. Острые и хронические стенозы гортани, хирургические методы лечения.

03.02. Острый ларингит. Клиника, диагностика, лечение и профилактика.

03.03. Острый ларинготрахеит у детей. Проявление ложного крупа. Консервативное и хирургическое лечение.

03.04. Проявление истинного крупа при дифтерии гортани у детей. Дифференциальная диагностика ложного и истинного крупа.

^ 04. Специфические заболевания гортани. Склерома как эндемическое антропонозное заболевание. Новообразования гортани.

Цель лекции: дать представление об этиологии, клинике, диагностике и лечении хронических заболеваний гортани. Показать роль профессиональных и бытовых вредностей в развитии хронических заболеваний гортани.

04.01. Склерома, этиология, клиника, диагностика и лечение. Дифференциальная диагностика склеромы, туберкулеза, сифилиса.

04.02. Доброкачественные опухоли (фиброма, папиллома). Клиника, диагностика, лечение.

04.03. Предраковые заболевания и рак гортани. Клиника, диагностика и лечение. Профессиональные и бытовые вредности, ведущие к возникновению данной патологии.

05. Орган слуха и равновесия. Современные методы исследования. Методы исследования слуховой и вестибулярной функций. Шум и орган слуха. Невоспалительные заболевания среднего уха.

Цель лекции: дать представление об этиологии, патогенезе, клинических проявлениях и лечении заболеваний наружного и среднего уха. Показать влияние шума и вибрации на орган слуха и равновесия.

05.01. Краткая характеристика органа слуха и равновесия.

05.02. Субъективные и объективные методы обследования органа слуха и равновесия, их роль в раннем выявлении заболеваний внутреннего уха.

05.03. Невоспалительные заболевания среднего уха.

05.03.01. Экссудативный средний отит. Клиника, диагностика, лечение, профилактика.

05.03.02. Острый катар среднего уха. Клиника, диагностика, лечение, профилактика.

05.03.03. Отосклероз. Клиника, диагностика, лечение.

^ 06. Проблема приобретенной и врожденной тугоухости. Внутричерепные осложнения.

Цель лекции: дать представление о клинике, диагностике и лечении острых и хронических гнойных заболеваниях среднего уха; заболеваниях внутреннего уха, показать роль профессионального фактора в развитии нейро-сенсорной тугоухости.

06.01. Острые и хронические заболевания среднего уха. Клиника, диагностика, лечение и профилактика.

06.02. Отогенные внутричерепные осложнения. Диагностика и лечение.

06.03. Дифференциальная диагностика нейро-сенсорной тугоухости и отосклероза.

^ 07. Профессиональные заболевания ЛОР-органов.

Цель лекции: дать представление о влиянии бытовых и производственных вредных факторов на здоровье человека и заболеваемость верхних дыхательных путей. Показать роль профессиональных факторов в возникновении заболеваний внутреннего уха.

Оказание профилактической помощи населению по предупреждению заболеваний верхних дыхательных путей.

07.01. Методы профилактической работы врача-оториноларинголога в детских учреждениях, на промышленных предприятиях, среди сельскохозяйственных рабочих по профилактике заболеваний верхних дыхательных путей.

07.02. Временная и стойкая нетрудоспособность среди больных, страдающих заболеваниями верхних дыхательных путей.

07.03. Противопоказания к работе в отдельных производствах.

07.04. Изучение условий труда и ЛОР-заболеваемости на различных производствах.


Таблица 3
^

Тематический план практических занятий в 9 семестре по дисциплине оториноларингология

для 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело


^ Код раздела, темы

Наименование раздела, темы


Распределение часов


Форма контроля

1

2

4

5

01.

Болезни носа и околоносовых пазух


4

Тестовый контроль

02.

Болезни уха:







02.01.

Болезни наружного уха

4

Тестовый контроль

02.02.

Болезни среднего уха

4

Тестовый контроль

1

2

3

4

02.03.

Болезни внутреннего уха

4

Тестовый контроль

03.

Болезни глотки

4

Тестовый контроль

04.

Болезни гортани

4

Тестовый контроль

Итого:




24

Зачет
^

Содержание программы по дисциплине оториноларингология для 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело


01. Болезни носа и околоносовых пазух.

Цель изучения: ознакомить с этиологией, патогенезом, клинической картиной, диагностикой лечения заболеваний носа и околоносовых пазух. Определить роль профессиональных вредных факторов в этиологии заболеваний полости носа.

01.01. Фурункул носа. Клиника, диагностика, лечение.

01.02. Гематома и абсцесс перегородки носа. Клиника, диагностика, лечение.

01.03. Рожистое воспаление наружного носа. Клиника, диагностика, лечение.

01.04. Искривление перегородки носа, показания к хирургическому лечению.

01.05. Инородные тела полости носа.

01.06. Острый ринит. Клиника, диагностика, лечение.

01.07. Хронические риниты. Их классификация. Диагностика, лечение.

01.08. Озена. Этиология, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.

01.09. Профессиональные заболевания полости носа.

01.10. Острые синуситы. Этиология, клиника, диагностика, лечение.

01.11. Хронические синуситы. Классификация, клиника, диагностика, лечение.

01.12. Внутриорбитальные и внутричерепные осложнения заболеваний носа и околоносовых пазух.

01.13. Травмы костей носа. Роль производственного травматизма в патологии наружного носа.

01.14. Носовые кровотечения. Методы остановки. Показания к перевязке наружной сонной артерии.


^ 02. Болезни уха.

Цель: ознакомить с этиологией, патогенезом, клинической картиной, диагностикой лечения наружного среднего и внутреннего уха. Определить роль профессиональных вредных факторов в этиологии заболеваний уха.

02.01. Болезни наружного уха

02.01.01. Производственные травмы ушной раковины.

02.01.02. Отгематома. Клиника, диагностика, лечение.

02.01.03. Хондроперихондрит ушной раковины. Клиника, диагностика, лечение.

02.01.04. Ограниченный и диффузный наружный отит. Клиника, диагностика, лечение. Влияние профессиональных вредных факторов на кожу наружных слуховых проходов.

02.01.05. Инородные тела и серные пробки наружного слухового прохода. Методы их удаления.

02.02. Болезни среднего уха

02.02.01. Острые и хронические катаральные средние отиты. Клиника, диагностика и лечение.

02.02.02. Острые гнойные средние отиты. Клиника, диагностика, лечение.

02.02.03. Осложнение острого гнойного среднего отита – мастоидит. Клиника, диагностика, лечение.

02.02.04. Хронические гнойные средние отиты, классификация, клиника, диагностика, лечение. Показания к хирургическому лечению.

02.03. Б о л е з н и в н у т р е н н е г о у х а

02.03.01. Профессиональная тугоухость. Клиника, диагностика, лечение.

02.03.02. Лабиринтиты, классификация, клиника, диагностика, лечение.

02.03.03. Отогенные внутричерепные осложнения (отогенный абсцесс мозга, менингит, тромбоз сигмовидного синуса). Клиника, диагностика, лечение.

^ 03. Болезни глотки.

Цель: Ознакомить с этиологией, патогенезом, клиникой, диагностикой и лечением болезней глотки. Определить роль профессиональных вредных факторов в этиологии острых и хронических заболеваний глотки.

03.01. Проявления инфекционных заболеваний (ОРВИ, скарлатина, дифтерия, сифилис, СПИД) на глотке.

03.02. Острый фарингит. Клиника, диагностика, лечение. Роль профессиональных факторов в этиологии острых и хронических фарингитов.

03.03. Дифференциальная диагностика острых ангин.

03.04. Хронический тонзиллит. Классификация, клиника, диагностика и лечение. Вопросы диспансеризации больных хроническим тонзиллитом.

03.05. Инородные тела пищевода, методы удаления.

^ 04. Болезни гортани.

Цель: обучить специальным методам диагностики, лечения заболеваний гортани. Определить роль профессиональных вредных факторов в этиологии острых и хронических заболеваний гортани.

04.01. Профессиональные заболевания гортани.

04.02. Гортанная ангина. Клиника, диагностика, лечение.

04.03. Инородные тела гортани. Методы удаления.

04.04. Острый ларингит. Дифференциальная диагностика, клиника, лечение. Роль профессиональных факторов в этиологии острых ларингитов.

04.05. Острые стенозы гортани, их лечение.

04.06. Хронические ларингиты, классификация, дифференциальная диагностика и лечение. Роль профессиональных факторов в этиологии хронических ларингитов.

04.07. Проявления инфекционных заболеваний (ОРВИ, скарлатина, дифтерия, сифилис, СПИД) на гортань.

04.08. Доброкачественные и злокачественные опухоли гортани. Клиника, диагностика, лечение. Роль профессиональных факторов в этиологии злокачественной опухоли.

04.09. Склерома. Этиология, клиника, диагностика, лечение. Профилактика склеромы.

^ Перечень контрольных вопросов по смежным дисциплинам

Нормальная анатомия. Анатомия височной кости, наружного уха. Стенки барабанной полости. Слуховая труба. Сосцевидный отросток, его эмбриогенез. Костный и перепончатый лабиринт внутреннего уха. Преддверье, полукружные каналы и улитка. Строение и возрастные особенности носа и околоносовых пазух. Их иннервация и кровоснабжение. Строение и возрастные особенности анатомии глотки. Лимфоэпителиальное глоточное кольцо. Строение миндалины. Особенности иннервации и кровоснабжения. Анатомо-возрастные особенности гортани, бронхов и пищевода.

^ Медицинская и биологическая физика. Основные физические законы, использующиеся в отиатрии (закон инерции, всемирного тяготения, понятия о резонансе, системе рычагов, броуновском движении жидкости). Физическая характеристика звуков.

^ Нормальная физиология. Физиология слухового и вестибулярного анализаторов. Функции и физиология носа, околоносовых пазух, глотки, лимфоидного глоточного кольца, гортани, трахеи, бронхов и пищевода.

^ Гистология, эмбриология и цитологии. Микроструктура слизистой оболочки дыхательной и обонятельной области полости носа, лимфоидного глоточного кольца, слизистой оболочки гортани, трахеи, бронхов и пищевода.

^ Топографическая анатомия и оперативная хирургия. Техника коникотомии, трахеотомии, трахеостомии.

Патологическая анатомия. Морфологические изменения слизистой оболочки верхних дыхательных путей и лимфоидной ткани при воспалительных и опухолевых заболеваниях.

^ Патологическая физиология. Признаки нарушения слуховой и вестибулярной функции. Проявления и последствия нарушений носового дыхания и барьерной функции миндалин.

^ Лучевая диагностика и лучевая терапия. Основные методы рентгенологической диагностики заболеваний ЛОР-органов – рентгеноскопия, рентгенография, томография (МРТ, КТ). Рентгенологические симптомы основных заболеваний ЛОР-органов.

^ Неврология и нейрохирургия. Клиника, диагностика, принципы лечения менингитов, абсцессов мозга. Состав спинно-мозговой жидкости в норме и патологии. Клиника, диагностика и принципы лечения неврита лицевого нерва, вестибулокохлеарного нерва, невралгии тройничного нерва. Методика проведения статокинетических проб и их цель. Нистагм и нистагмометрия.

^ Микробиология, вирусология, иммунология. Микробиология полости рта и уха. Техника забора микробиологического материала. Микробиологическая диагностика инфекционных заболеваний, клебсиеллезов. Серологическая диагностика специфических заболеваний. Иммунный статус человека и иммунодефицитные состояния.

^ Фармакология. Клиническая фармакология. Характеристика группы и механизм действия, противомикробных, противовирусных, антигистаминных, противокашлевых и отхаркивающих средств.

^ Хирургические болезни. Понятие об асептике и антисептике. Десмургия ЛОР-органов, головы и шеи. Этиология, патогенез и методы лечения фурункула, карбункула, ожогов и отморожений, тромбофлебита.

^ Пропедевтика внутренних болезней. Методика, цель и значение обследования органов грудной клетки. Определение функции внешнего дыхания, понятие об одышке, стенозе. Острый бронхит, бронхопневмония, пневмония, бронхоспазм. Гипертоническая болезнь (диагностика, классификация и лечение).

^ Глазные болезни. Глазные симптомы орбитальных риногенных осложнений и принципы их лечения.

Инфекционные болезни. Эпидемиология. Эпидемиологические особенности, клиника, методы диагностики и принципы лечения вирусных, бактериальных (скарлатина, дифтерия, корь, эпидемический менингит) и клебсиеллезных инфекций. Принципы работы в инфекционном очаге. Работа с больными СПИДом.

^ Кожные и венерические болезни. Дерматиты кожи, их этиопатогенез, клиника и методы лечения. Проявления сифилиса на ЛОР-органах.

Фтизиопульмонология. Туберкулез ЛОР-органов, как проявление вторичной инфекции.


Планируемый уровень подготовки студентов в результате обучения оториноларингологии

Студент должен знать:

- роль и значение анатомо-физиологических особенностей ЛОР-органов;

- особенности кровоснабжения и иннервации ЛОР-органов;

- значение лимфоэпителиального кольца в организме человека;

- возрастные особенности в развитии околоносовых пазух и их значение в патологии;

- этиопатогенез, клинику и лечение острых и хронических ринитов, их дифференциальную диагностику;

- роль профессиональных вредных факторов в этиологии заболеваний носа и околоносовых пазух;

- особенности течения острых и хронических синуитов; Развитие риногенных внутриорбитальных и внутричерепных осложнений;

- принципы задней тампонады носа и уход за больным;

- роль профессиональных вредных факторов в этиологии заболеваний глотки;

- дифференциальную диагностику ангин;

- признаки хронического тонзиллита и его классификацию;

- цель и значение диспансеризации больных с хроническим тонзиллитом;

- принципы лечения гнойных процессов глотки;

- диагностику и принципы лечения инородных тел дыхательных путей и пищевода;

- ложный и истинный крупп, их дифференциальную диагностику и лечение;

- методы консервативного и хирургического лечения стенозов гортани;

- дифференциальную диагностику доброкачественных и злокачественных опухолей гортани и их лечение;

- заболевания ушной раковины и наружного слухового прохода;

- связь заболеваний ушной раковины и наружного слухового прохода с профессиональными вредностями;

- острые и хронические гнойные заболевания уха;

- пути проникновения инфекции во внутреннее ухо;

- принципы лечения больных с лабиринтитом;

- дифференциальную диагностику лабиринтитов и негнойных заболеваний внутреннего уха и их лечение;

- влияние шума и вибрации на внутреннее ухо;

- этиологию внутричерепных осложнений, их клинику и принципы лечения;

- роль рентгенологического исследования в диагностике патологии ЛОР-органов.

Студент должен приобрести навыки:

- сбора анамнеза;

- постановки предварительного диагноза основного и сопутствующего заболевания;

- оказания неотложной помощи при носовых кровотечениях и стенозах гортани;

- составления индивидуального плана обследования больных;

- профилактики заболеваний ЛОР-органов;

- назначения адекватной фармакотерапии.

Студент должен уметь:

  • владеть лобным рефлектором;

  • выполнить фарингоскопию;

- выполнить заднюю риноскопию;

  • навернуть ватку на зонд с нарезкой (ушной, носовой, гортанный);

  • смазывать слизистую оболочку глотки, носа, гортани лекарственными веществами;

  • осмотреть преддверие носа;

  • выполнять переднюю риноскопию;

  • исследовать функцию носового дыхания;

  • исследовать обонятельную функцию носа;

  • закапывать капли в нос;

  • исследовать слух шепотной и разговорной речью;


Рекомендуемая литература

Основная литература:

  1. Гапанович В.Я., Александров В.М. Оториноларингологический атлас. – Мн.: «Вышэйшая школа», 1989. – 230 с.

  2. Гапанович В.Я., Тимошенко П.А. Болезни уха, горла и носа. – Мн.: «Вышэйшая школа», 2002. – 271 с.


Дополнительная литература:

  1. Болезни уха, горла и носа (Атлас)/ Под ред. В.Т. Пальчуна.- М.: «Медицина», 1991. – 198 с.

  2. Буцель А.Ч., Тимошенко П.А. Ангины и хронический тонзиллит: Учеб.-метод. пособие. – Мн.: БГМУ, 1998. – 15 с.

  3. Буцель А.Ч., Тимошенко П.А. Хронические гнойные средние отиты: Учеб.-метод. пособие. – Мн.: БГМУ, 1998. – 17 с.

  4. Лихачев А.Г. Справочник по оториноларингологии. - М.: «Медицина», 1990. – 314 с.

  5. Петряков В.А., Буцель А.Ч. Хронический тонзиллит и принципы его лечения: Учеб.-метод. пособие. – Мн.: БГМУ, 1992. – 15 с.

  6. Солдатов И.Б. «Лекции по оториноларингологии». - М.: «Медицина», 1990. – 412 с.


Типовая учебная программа обсуждена на заседании кафедры болезней уха, горла, носа учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», протокол № 5 от 29.10.2004 г.

Авторы:







Заведующий кафедрой












































П.А. Тимошенко





П.А. Тимошенко

Доцент

А.Ч. Буцель













01.12.2004 г.




01.12.2004 г.


Одобрена и рекомендована научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» для согласования и утверждения в установленном порядке.


Председатель научно- методического совета







,




С.Д. Денисов

«____» __________ 200_ г.



Согласовано
















Главное управление кадровой политики,







учреждений образования и внешних связей







Министерства здравоохранения Республики Беларусь




Е.С. Зятиков










«____» __________ 200_г.

























Республиканский методический центр по высшему и







среднему медицинскому и фармацевтическому







образованию




П.Н. Михалевич










«____» __________ 200_ г.







Оформление типовой учебной программы и сопровождающих материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует (не соответствует).

ненужное - зачеркнуть

Учебно-методический отдел
























«____» __________ 200_ г.















Сведения об авторах учебной программы:



Фамилия, имя, отчество

Тимошенко Павел Андреевич

Почтовый адрес

Дер. Боровляны, 2-й пер. Молодежный, д. 10




Минский район, Республика Беларусь

( телефон служебный

201-91-52

' телефон домашний

505-15-51



Фамилия, имя, отчество

Буцель Анна Чеславовна

Почтовый адрес

Проспек Машерова, д. 43, к. 1, кв. 53




Минск, Республика Беларусь

( телефон служебный

201-91-52

' телефон домашний

203-69-23




Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебная программа Специальность : 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело Общее количество учебных часов: 60 час icon Рабочая учебная программа Специальность: 1-79 01 03 "Медико-профилактическое дело" Общее количество

Учебная программа Специальность : 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело Общее количество учебных часов: 60 час icon Учебная программа Специальность: 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» Общее количество учебных

Учебная программа Специальность : 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело Общее количество учебных часов: 60 час icon Рабочая учебная программа Специальность: 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» Общее количество

Учебная программа Специальность : 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело Общее количество учебных часов: 60 час icon Учебная программа Специальность : 1-79 01 07 Стоматологи Общее количество учебных часов: 65 час

Учебная программа Специальность : 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело Общее количество учебных часов: 60 час icon Рабочая учебная программа Специальность: 1-79 01 01 "Лечебное дело" Общее количество учебных часов:
«Дерматовенерология» для специальности 1 79 01 01 "Лечебное дело" высшего медицинского образования...
Учебная программа Специальность : 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело Общее количество учебных часов: 60 час icon Рабочая учебная программа Специальность: 1-79 01 07 "Стоматология" Общее количество учебных часов:

Учебная программа Специальность : 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело Общее количество учебных часов: 60 час icon Учебная программа Специальность : 1-79 01 07 «Стоматология» Общее количество учебных часов

Учебная программа Специальность : 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело Общее количество учебных часов: 60 час icon Учебная программа Специальность: 1 79 01 07 «Стоматология» Общее количество учебных часов

Учебная программа Специальность : 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело Общее количество учебных часов: 60 час icon Учебная программа Специальность: 1-79 01 02 «Педиатрия» Общее количество учебных часов

Учебная программа Специальность : 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело Общее количество учебных часов: 60 час icon Учебная программа Специальность : 1 79 01 07 «Стоматология» Общее количество учебных часов

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы