Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 \"лечебное дело\", 0406 \"сестринское дело\" icon

Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 "лечебное дело", 0406 "сестринское дело"





Скачать 0.5 Mb.
Название Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 "лечебное дело", 0406 "сестринское дело"
страница 1/3
Дата 04.03.2013
Размер 0.5 Mb.
Тип Учебно-методическое пособие
  1   2   3
министерство образования и науки

российской федерации

федеральное агентство по образованию

кабардино-Балкарский

государственный университет


Медицинский колледж КБГУ


Якушенко М.Н., Камышова Е.А., Бацев Н.М., Мизаушева О.М.


Неотложная помощь в педиатрии

Учебно-методическое пособие

для студентов отделений - 0401 "лечебное дело",

0406 "сестринское дело"


Нальчик 2007 г


УДК 616 (053.2)

ББК 57.3 (75)


Рецензент:

кандидат медицинских наук, ассистент

кафедры госпитальной хирургии Кабардино-Балкарского госуниверситета,

заведующая хирургическим отделением РДКБ МЗ КБР

^ С.Б. Индрокова


Якушенко М.Н., Камышова Е.А., Бацев Н. М., Мизаушева О.М.


Методическое пособие является изданием, в котором даны определения различным неотложным состояниям у детей, критерии клинической диагностики и алгоритмы действий по оказанию экстренной помощи детям, приводятся разовые и суточные дозы лекарственных препаратов.

Издание предназначено для студентов медицинских колледжей по специальности «Лечебное дело» и «сестринское дело».


Рекомендовано РИС университета


УДК 616 (053.2)

ББК 57.3 (75)


 Кабардино-Балкарский

государственный университет, 2007


Предисловие


На специалистов среднего медицинского звена возложены трудные и ответственные функции, от качества их работы во многом зависит решение важной задачи медицины - быстрое и полное восстановление здоровья заболевшего человека. От средних медицинских работников требуются основательные знания и умения, касающиеся оказания неотложной помощи ребенку при критических состояниях, тяжелых заболеваниях и несчастных случаях. Успех в оказании неотложной помощи во многом зависит от грамотной диагностики и выбора необходимых лечебных мероприятий. При этом от среднего медицинского звена требуется решительность, оперативность и умение организовать нужную помощь, чтобы вывести ребенка из угрожающего жизни состояния.

В пособии дается определение различным неотложным состояниям у детей, критерии клинической диагностики и, самое главное, алгоритм действий по оказанию экстренной помощи, позволяющее стабилизировать состояние больных. В большинстве рассматриваемых клинических ситуациях приводятся разовые и суточные дозы лекарственных препаратов.


Содержание


  1. Помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности.

  2. Неотложная помощь при гипертермическом синдроме у детей.

  3. Неотложная помощь при судорожном синдроме у детей.

  4. Неотложная помощь при анафилактическом шоке у детей.

  5. Неотложная помощь при острой сердечно-сосудистой недостаточности (обморок, коллапс) у детей.

  6. Неотложная помощь при острой дыхательной недостаточности у детей:

  • стеноз гортани (ложный круп)

  • приступ бронхиальной астмы

  • инородное тело дыхательных путей

  1. Неотложная помощь при комах у детей:

    • Гипергликемическая кома

    • Гипогликемическая кома

  2. Неотложная помощь при укусах насекомых.

  3. Неотложная помощь при острых отравлениях.

  4. Неотложная помощь при утоплении.

  5. Неотложная помощь при носовом кровотечении у детей.

  6. Неотложная помощь при кишечном эксикозе у детей.

  7. Неотложная помощь при рвоте у детей.

  8. Неотложная помощь при метеоризме у детей.



Помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности

Угрожающее состояние у детей - это состояние, при котором существует декомпенсация жизненно важных функций организма ребенка (дыхания, кровообращения, нервной системы) или имеется непосредственная опасность ее возникновения.

При развитии терминальных состояний своевременное и правильное проведение первичной сердечно-легочной реанимации позволяет в части случаев спасти жизнь детей и вернуть пострадавших к нормальной жизнедеятельности.

Основные признаки клинической смерти:

  • отсутствие дыхания, сердцебиения и сознания;

  • исчезновения пульса на сонной и других артериях;

  • бледный или серо-землистый цвет кожи;

  • зрачки широкие, без реакции их на свет.

Неотложные мероприятия при клинической смерти

Оживление ребенка с признаками остановки кровообращения и дыхания надо начинать немедленно, с первых секунд констатации этого состояния, предельно быстро и энергично, в строгой последовательности, не теряя времени на выяснение причин его наступления, аускультацию и измерение АД.

Основные положения первичной сердечно-легочной реанимации удачно сформулированы американской ассоциацией кардиологов в виде "Правил ABC" по П. Сафар.

1 шаг ^ А - восстановление проходимости дыхательных путей;

2 шаг В
- восстановления дыхания;

3 шаг С- восстановление кровообращения.

Последовательность реанимационных мероприятий:

1. Вызвать бригаду интенсивной терапии (Скорую помощь)

А - восстановление проходимости дыхательных путей


Этапы

Обоснование

  1. Уложить ребенка спиной на ровную твердую поверхность;

Улучшается проходимость

дыхательных путей;

  1. Очистить ротовую полость и глотку от слизи и рвотных масс;

Обеспечение проходимости

дыхательных путей;

  1. Осторожно запрокинуть голову ребенка назад;

Выпрямляются дыхательные пути;

профилактика западения языка

  1. Под плечи положить валик

Выпрямляются дыхательные пути

  1. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вверх.

Предупреждает прилегание языка к задней стенке глотки и облегчает доступ воздуха



В - восстановление дыхания

Проведение искусственного дыхания методом «изо рта в рот и нос»

детям до 1 года


Этапы

Обоснование

  1. Ha рот и нос грудному ребенку положить салфетку

Обеспечение инфекционной

безопасности;

  1. Сделать вдох и расположить свой рот над носом и ртом ребенка, образовав плотное соединение

Обеспечение герметичности и эффективности проводимых мероприятий


  1. Вдохнуть воздух в дыхательные пути малыша в количестве, достаточном для осторожного поднятия грудной клетки;

Наполнение легких ребенка воздухом; профилактика разрыва альвеол;

  1. Сделать паузу, подождать пока опустится грудная клетка малыша;




Обеспечение пассивного выдоха;

  1. Повторять пункты 4-5 до появления самостоятельного дыхания или приезда "скорой помощи", или до появления трупных пятен




Обеспечение пассивного поступления кислорода в легкие


.





Этапы

Обоснование

  1. Ha рот ребенка положить салфетку

Обеспечение инфекционной безопасности;

  1. Зажать ребенку нос

Предупреждение выхода вдыхаемого воздуха через нос;


  1. Сделать вдох и расположить свой рот над ртом ребенка, образовав плотное соединение

Обеспечение герметичности и эффективности проводимых мероприятий

  1. Вдохнуть воздух в дыхательные пути малыша в количестве, достаточном для осторожного поднятия грудной клетки;

Наполнение легких ребенка воздухом; профилактика разрыва альвеол;

  1. Сделать паузу, подождать пока опустится грудная клетка малыша;




Обеспечение пассивного выдоха;

  1. Повторять пункты 4-5 до появления самостоятельного дыхания или приезда "скорой помощи", или до появления трупных пятен




Обеспечение пассивного поступления кислорода в легкие


.

Проведение искусственного дыхания методом «изо рта в рот»

детям старше 1 года


После того как проведены первые 3-4 вдувания воздуха, при отсутствии пульса на сонной и бедренной артериях, спасатель наряду с продолжением ИВЛ, должен приступить к непрямому массажу сердца.

Методика проведения непрямого массажа сердца детям различного возраста


Этапы

Обоснование

  1. Уложить ребенка спиной на ровную твердую поверхность;

Условие, необходимое для достижения максимального эффекта реанимационных мероприятий;


  1. Поместить соответствующую часть руки на нижнюю треть грудины:

- новорожденному - ладонную поверхность первой фаланги большого пальца, остальные пальцы поместить под спину малыша;

- ребенку от 1 до 12 месяцев указательный и средний пальцы;

- ребенку 1-7 лет - проксимальную часть кисти (но не пальцы);

- ребенку старше 7 лет - обе руки, сложенные крест-накрест в виде "бабочки".


Обеспечение необходимой площади давления

  1. Надавить на грудную клетку вниз так, чтобы она переместилась вглубь на:

  • 1-1,5 см у новорожденного;

  • 1-2,5 см у грудного ребенка;

- 3-3,5 см у ребенка старшего возраста;

Слабое давление на грудную клетку не обеспечивает полного прохождения крови по кругам кровообращения в фазу искусственной систолы, сильное давление может привести к переломам ребер, грудины;

  1. Уменьшить давление на грудную клетку, позволяя ей вернуться в исходное положение

Обеспечение искусственной диастолы

  1. При проведении непрямого массажа сердца в сочетании с проведением искусственного дыхания вдох и нажатия на грудную клетку проводить в соотношении

1:5 - если помощь оказывают 2 человека

или 2:10; 3:15 - если реанимирующий один;



Обеспечение оптимального

соотношения числа дыхательных движений и числа сердечных сокращений


  1. Через минуту после начала проведения реанимационных мероприятий проверить, восстановились ли жизненные функции.

Контроль эффективности мероприятий;

  1. Реанимационные мероприятия проводить до восстановления жизнедеятельности, либо до приезда "скорой помощи", либо до появления трупных пятен;

Трупные пятна свидетельствуют о наступлении биологической смерти;



^ Гипертермический синдром

Гипертермический синдром - состояние глубокого нарушения терморегуляции за счет избыточной теплопродукции и ограничения теплоотдачи с повышением температуры тела до 39°С и выше.

Причины, вызывающие лихорадку, делятся на две группы: инфекционные (острые респираторные заболевания, пневмония, скарлатина и др.) и неинфекционные (перегревание, аллергические реакции, эндокринные расстройства и др.).

Решающую роль в механизме развития гипертермического синдрома играет раздражение гипоталамической области как центра терморегуляции организма.

Повышение температуры тела выше 39° С, сопровождается нарушениями со стороны гемодинамики и ЦНС.

Повышение температуры тела - защитный механизм, ограничивающий распространение инфекции, поэтому назначение жаропонижающих средств рекомендуют производить лихорадящим детям только при наличии высокой температуры тела - 38,5-39°С, когда можно опасаться нарушений микроциркуляции, развития гипоксии периферических тканей и головного мозга.

^ Классификация гипертермии



Ступени повышения температуры

Данные термометрии

1.

Субфебрильная

37,5-38° С

2.

Фебрильная

38-39° С

3.

«Высокая» лихорадка

39-40° С

4.

Чрезмерно высокая

 40°С

5.

Гиперпиретическая

 41-42° С


Виды гипертермии

"Розовая" - теплопродукция равна теплоотдаче

"Бледная" - теплопродукция превышает теплоотдачу

"Розовая" лихорадка является прогностически благоприятной, характеризуется умеренной гиперемией кожи, на ощупь кожные покровы горячие, влажные. Поведение ребенка, как правило, практически не меняется.

"Бледная" лихорадка характеризуется ощущением холода, появлением озноба, бледностью кожи, с цианотичным оттенком ногтевых лож и губ, похолоданием конечностей. Для "бледной" лихорадки типичны чрезмерная тахикардия, одышка и возможен судорожный приступ, бред.

Неотложная помощь проводится по двум направлениям:

1. Борьба с гипертермией.

2. Коррекция жизненно важных функций организма.

Борьба с гипертермией предусматривает комбинированное лечение с использованием как медикаментозных, так и физических методов охлаждения организма.

До начала оказания неотложной помощи определяют тип гипертермии, если "бледная", то переводят в "розовую" с помощью спазмолитиков. Физические методы охлаждения показаны при "розовой" гипертермии.

^ Физические методы охлаждения


Методы охлаждения

Механизм действия

  1. Назначить обильное питье

  2. Освободить поверхность тела ребенка от одежды

Препятствует сгущению крови и способствует потоотделению

Улучшается теплоотдача с поверхности тела

  1. Холод на голову, на область проекции проекции крупных сосудов


-//-

  1. Обдувать кожные покровы при помощи вентилятора

-//-

  1. Обтирать кожу 40-50° спиртовым раствором или 9% раствором уксуса

-//-

  1. Холодное обертывание пеленками, смоченными прохладной водой (температура воды 12-14°С)

-//-

  1. Промывать желудок водой (температура воды 4-5°С), кишечник (температура воды 16-18°С) при помощи зонда или груши

Примечание: пункты 6 и 7 выполняются при отсутствии судорог.





^ Медикаментозные методы борьбы с гипертермией

Лекарственные средства

Механизм действия

Показания

Наименование лекарственных средств

Жаропонижающие средства


Угнетают синтез

простагландинов с

последующим увеличением теплоотдачи

Гипертермия

38,5-39°С у ранее здоровых детей;

если у ребенка ВПС, энцефалопатия, судорожный синдром в прошлом,

при "розовой" лихорадке

при t  38°С,

при «бледной» - при t  37,5 0С

Перорально:

Парацетамол

10-15 мг/кг, не более 3-4 раз в сутки

Ибупрофен

5-10 мг/кг, не более 4 раз в сутки

В\м:

Анальгин 50%

до 1года – 0,01мл/кг

старше 1 года -0,1 мл/год жизни ребенка

Нейролептики

Снижают возбудимость
ЦНС,склонность к

судорогам, расширяют
периферические сосуды и
увеличивают отдачу

тепла

«бледная» гипертермия

пипольфен 2,5%

до 1 года – 0,01мл/кг

старше 1 года 0,1-0,15 мл/год

Спазмолитики

Устраняют спазм сосудов, улучшают гемодинамику и теплоотдачу,

способствует ликвидации

гипоксии тканей

«бледная» гипертермия

папаверин 2%

до 1 года – 0,1 -0,2 мл

старше 1 года

0,2 мл/год


Примечание: Основными жаропонижающими препаратами в детской практике являются парацетамол и ибупрофен. Первый лекарственный препарат вызывает меньше побочных действий и в связи с этим получил наибольшее распространение.

Применение ацетилсалициловой кислоты и анальгина в педиатрической практике должно быть ограничено. Ацетилсалициловая кислота может вызвать синдром Рея, при этом летальность составляет 50%, анальгин - анафилактический шок и агранулоцитоз со смертельным исходом.

В соответствии с рекомендациями ВОЗ жаропонижающие средства назначают исходно здоровым детям при температуре в подмышечной впадине выше 38.5°С, а при наличии таких фоновых заболеваний, как ВПС, энцефалопатия, эпилептический синдром или судороги в прошлом, жаропонижающие средства при "розовой" лихорадке назначают при наличии температуры выше 38°С, а при "бледной" - даже при субфебрильной температуре.

При гипертермическом синдроме температура тела контролируется каждые 30-60 мин. После понижения температуры тела до 37.5°С гипотермические мероприятия прекращают, организовывается наблюдение.

Госпитализации подлежат дети с некупирующейся "бледной" лихорадкой, после оказания неотложной помощи.


^ Судорожный синдром

Судороги - внезапные непроизвольные приступы тонико-клонических сокращений скелетных мышц, сопровождающиеся нередко потерей сознания. В детском возрасте чаще встречаются следующие судорожные состояния: эпилептические приступы, фебрильные судороги, аффективно-респираторные и гипокальциемические судороги.

Эпилепсия - хроническое прогрессирующее заболевание, проявляющееся пароксизмальными расстройствами сознания и судорогами, а также нарастающими эмоционально - психическими изменениями.

Основными клиническими формами являются: большой судорожный припадок и малые эпилептические приступы (абсансы). Большой судорожный припадок включает продрому, тоническую и клоническую фазы, постприступный период. Классически приступ начинается у ребенка с крика, вслед за которым наблюдается потеря сознания и судороги. Тоническая фаза судорог длится 10-20 секунд и характеризуется тоническим напряжением мышц лица, разгибателей конечностей, мышц туловища, челюсти плотно сжаты, глазные яблоки отклоняются вверх и в сторону. Цвет лица вначале бледный, затем - красновато-цианотичный. Зрачки широкие, на свет не реагируют. Дыхание отсутствует. Клоническая фаза длится от 30 секунд до нескольких минут и проявляется короткими сокращениями сгибательных мышц туловища. Прикусывание языка и губ может возникнуть в обеих фазах судорожного синдрома.

Фебрильные судороги наблюдаются чаще в возрасте до 5 лет, пик заболевания приходится на первый год жизни. Чаще всего к их возникновению предрасполагает перинатальное поражение ЦНС.

Судороги обычно наблюдаются на высоте температуры и прекращаются вместе с ее падением. Характерны генерализованные тонико-клонические припадки, сопровождающиеся утратой сознания. Хороший эффект оказывают жаропонижающие препараты.

Аффективно-респираторные судороги - приступы апноэтических судорог, возникающих при плаче ребенка, характерны для детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. Судороги обычно провоцируются испугом, гневом, сильной болью, радостью, насильственным кормлением ребенка. Во время крика или плача наступает задержка дыхания на вдохе, развивается цианоз кожных покровов и слизистой рта. Возникающая гипоксия приводит к кратковременной утрате сознания, наступлению тонических и клонико-тонических судорог.

Гипокальциемические судороги - обусловлены снижением концентрации ионизированного кальция в крови. Наблюдается чаще в возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет при рахите, гипофункции паращитовидных желез и др.

Приступ явной спазмофилии начинается с тонического напряжения мимической мускулатуры лица ("рыбий рот"), нередко с болезненным карпопедальным спазмом ("рука акушера"), ларингоспазмом (звучный выдох, напоминающий петушиный крик). Вслед за локальными тоническими проявлениями в тяжелых случаях могут развиваться генерализованные тонические судороги с утратой сознания на несколько минут.

^ Неотложная помощь

Судорожные состояния

Этапы

вспомогательных

мероприятий

Этапы терапии

медикаментозной терапии

  1. Эпилептический приступ

1. Обеспечить доступ свежего воздуха;

2. Уложить больного на плоскую поверхность;

3. Подложить под голову валик;

4. Голову повернуть набок;

5. Очистить ротовую полость и глотку от слизи

6. Во избежания прикусывания языка между зубами ввести шпатель (роторасширитель),

обернутый толстым слоем бинта.

1. Седуксена 0,5% р-р в дозе 0,05 мл/кг в\м;

2. при возобновлении судорог и эпилептическом статусе повторить введение седуксена в/в в той же дозировке;

3. Сульфат магния 25% из расчета 1 мл\год жизни, но не более 5 мл, детям до 1 года – 0,2 мл\кг в/м

4. при отсутствии эффекта 20% раствор оксибутирата натрия (ГОМК) в дозе 0,5 мл\кг (100мг/кг) на 10% р-ре глюкозы в/в медленно!

  1. Фебрильные судороги

1. см. эпилептический

приступ;

2. Проводить физические

методы охлаждения (см.

гипертермический синдром)

одновременно проводить антипиретическую и противосудорожную терапию (см. гипертермический синдром и эпилептический синдром)

  1. Аффективно-респираторные судороги

1. Создать спокойную

обстановку;

2. Обеспечить доступ

свежего воздуха;

3. Рефлекторное

восстановление дыхания:

похлопать по щекам;

обрызгать лицо холодной
водой.

Дать подышать парами раствора аммиака (тампон, смоченный нашатырным спиртом) с расстояния 10 см

  1. Гипокальциеми-ческие судороги

1 .Создать спокойную

обстановку;

2. Обеспечить доступ

3. Уложить ребенка на ровную и твердую поверхность;

4. При ларингоспазме

дополнительно:

- взбрызнуть лицо холодной
водой или вызвать
раздражение слизистой
оболочки (подуть в нос,
шпателем нажать на корень
языка);

  • при отсутствии эффекта
    провести интубацию или
    трахеостомию;

при остановке сердца-
провести непрямой массаж
сердца.

Дать подышать парами раствора аммиака (тампон, смоченный нашатырным спиртом) с расстояния 10 см



^ Анафилактический шок

Анафилактический шок - тяжелая форма аллергической реакции немедленного типа, характеризующаяся глубокими нарушениями деятельности ЦНС, кровообращения, дыхания и обмена веществ.

Развивается чаще в ответ на парентеральное введение лекарственных препаратов (антибиотики, вакцины, белковые препараты и др.), а также при укусах насекомых. Через несколько секунд или минут после контакта с причинным аллергеном возникает анафилактический шок.

Выделяют два варианта молниеносного течения анафилактического шока в зависимости от ведущего клинического синдрома - острой дыхательной
недостаточности и острой сосудистой недостаточности.

При синдроме дыхательной недостаточности внезапно появляется слабость, ощущение нехватки воздуха, мучительный кашель, головная боль и боль в области сердца. Наблюдается бледность кожи с цианозом, пена у рта, затрудненное свистящее дыхание с сухими хрипами на выдохе.

При анафилактическом шоке с острой сосудистой недостаточностью у ребенка внезапно появляется слабость, шум в ушах, проливной пот. Отмечаются бледность кожи, акроцианоз, прогрессирующее падение АД, нитевидный пульс, резко ослабленные тоны сердца. Через несколько минут возможна потеря сознания, судороги.

^ Неотложная помощь

Этапы вспомогательных мероприятий


Этапы медикаментозных

мероприятий


1. Прекратить введение аллергена;

2. Уложить больного в положение с приподнятым ножным концом, голову повернуть набок;

З. Для предупреждения западения языка выдвинуть нижнюю челюсть;

4. Наложить жгут выше места инъекции на 30 минут;

5.Холод на место введения аллергена;

6. Расстегнуть стесняющую одежду;

7.Обеспечить доступ свежего воздуха;

8.Согреть обложив грелками;

9.Удалять секрет из ротовой полости и трахеи;

10.При закапывании аллергена носовые ходы и конъюнктивальный мешок

промыть проточной водой;

11.При пероральном приеме аллергена промыть желудок;

12.При необходимости проводить интубацию трахеи;

13. По показаниям сердечно-легочная реанимация

14. Вызов бригады интенсивной терапии

1. Обколоть место инъекции

"крестообразно" 0,1% раствором адреналина в дозе 0,1 мл/год жизни в 5,0 мл изотонического раствора хлорида натрия;

2. Если аллергическая реакция вызвана введением пенициллина, ввести 1 млн. ЕД пенициллиназы в 2,0 мл изотонического раствора хлорида натрия в/м;

3.Немедленно ввести в/м:

- 0,1% раствор адреналина в дозе 0,05-0,1 мл/год жизни (не более 1,0 мл);

  • 3,0% раствор преднизолона в дозе 5 мг/кг в/м;

  • 1,0% раствор димедрола 0,05 мл/кг или 2% раствор супрастина 0,1-0,15 мл/год жизни;

4.Обеспечить доступ к вене и ввести в/в: 0,1% раствор адреналина в дозе 0,05-0,1 мл/год жизни в 10,0 мл изотонического раствора хлорида натрия;

  • 3,0% раствор преднизолона 2-4 мг/кг;

5.Проведение в/в инфузионной терапии 0,9% раствором хлорида натрия или раствором Рингера из расчета 30 мл/кг/час в течение 20-30 мин.

6.Если АД остается низким, вводить альфа-адреномиметики внутривенно каждые 10-15 минут до улучшения состояния:

- 0,1% раствор адреналина 0,05-0,1мл/год жизни (суммарная доза до 5 мл);

7. При бронхоспазме: - ввести 2,4% раствор эуфиллина 0,5-1,0 мл/год жизни (не более 10,0 мл) в/в струйно на 20 мл изотонического раствора хлорида натрия;

Примечание: применение пипольфена противопоказано в связи с его выраженным гипотензивным эффектом.
  1   2   3

отлично
  1
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 \"лечебное дело\", 0406 \"сестринское дело\" icon Учебно-методическое пособие для специальностей 060101 «Лечебное дело», 060102 «Акушерское дело»,

Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 \"лечебное дело\", 0406 \"сестринское дело\" icon Учебно-методическое пособие для студентов 4, 5, 6 курсов всех факультетов, обучающихся по специальностям

Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 \"лечебное дело\", 0406 \"сестринское дело\" icon Пособие для студентов 2 курса отделения «Лечебное дело», «Сестринское дело»

Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 \"лечебное дело\", 0406 \"сестринское дело\" icon Учебное пособие для специальностей 060101 Лечебное дело; 060102 Акушерское дело; 060501 Сестринское

Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 \"лечебное дело\", 0406 \"сестринское дело\" icon Учебно-методическое пособие для студентов медицинского факультета специальности 040100 «лечебное

Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 \"лечебное дело\", 0406 \"сестринское дело\" icon Рабочая программа Дисциплины Сестринское дело в акушерстве и гинекологии по специальности 0406 Сестринское

Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 \"лечебное дело\", 0406 \"сестринское дело\" icon Учебно-методическое пособие по сестринскому делу в психиатрии для студентов заочного отделения по

Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 \"лечебное дело\", 0406 \"сестринское дело\" icon Учебно-методическое пособие по дисциплине «сестринское дело в гериатрии» для самостоятельной работы

Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 \"лечебное дело\", 0406 \"сестринское дело\" icon Учебно-методическое пособие по сестринскому делу в психиатрии для студентов заочного отделения по

Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 \"лечебное дело\", 0406 \"сестринское дело\" icon Учебно методическое пособие Для студентов отделения «Сестринское дело», очная форма обучения г. Архангельск

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы