|
Скачать 0.5 Mb.
|
министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию кабардино-Балкарский государственный университет Медицинский колледж КБГУ Якушенко М.Н., Камышова Е.А., Бацев Н.М., Мизаушева О.М. Неотложная помощь в педиатрии Учебно-методическое пособие для студентов отделений - 0401 "лечебное дело", 0406 "сестринское дело" Нальчик 2007 г УДК 616 (053.2) ББК 57.3 (75) Рецензент: кандидат медицинских наук, ассистент кафедры госпитальной хирургии Кабардино-Балкарского госуниверситета, заведующая хирургическим отделением РДКБ МЗ КБР ^ Якушенко М.Н., Камышова Е.А., Бацев Н. М., Мизаушева О.М. Методическое пособие является изданием, в котором даны определения различным неотложным состояниям у детей, критерии клинической диагностики и алгоритмы действий по оказанию экстренной помощи детям, приводятся разовые и суточные дозы лекарственных препаратов. Издание предназначено для студентов медицинских колледжей по специальности «Лечебное дело» и «сестринское дело». Рекомендовано РИС университета УДК 616 (053.2) ББК 57.3 (75) Кабардино-Балкарский государственный университет, 2007 Предисловие На специалистов среднего медицинского звена возложены трудные и ответственные функции, от качества их работы во многом зависит решение важной задачи медицины - быстрое и полное восстановление здоровья заболевшего человека. От средних медицинских работников требуются основательные знания и умения, касающиеся оказания неотложной помощи ребенку при критических состояниях, тяжелых заболеваниях и несчастных случаях. Успех в оказании неотложной помощи во многом зависит от грамотной диагностики и выбора необходимых лечебных мероприятий. При этом от среднего медицинского звена требуется решительность, оперативность и умение организовать нужную помощь, чтобы вывести ребенка из угрожающего жизни состояния. В пособии дается определение различным неотложным состояниям у детей, критерии клинической диагностики и, самое главное, алгоритм действий по оказанию экстренной помощи, позволяющее стабилизировать состояние больных. В большинстве рассматриваемых клинических ситуациях приводятся разовые и суточные дозы лекарственных препаратов. Содержание
Помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности Угрожающее состояние у детей - это состояние, при котором существует декомпенсация жизненно важных функций организма ребенка (дыхания, кровообращения, нервной системы) или имеется непосредственная опасность ее возникновения. При развитии терминальных состояний своевременное и правильное проведение первичной сердечно-легочной реанимации позволяет в части случаев спасти жизнь детей и вернуть пострадавших к нормальной жизнедеятельности. Основные признаки клинической смерти:
Неотложные мероприятия при клинической смерти Оживление ребенка с признаками остановки кровообращения и дыхания надо начинать немедленно, с первых секунд констатации этого состояния, предельно быстро и энергично, в строгой последовательности, не теряя времени на выяснение причин его наступления, аускультацию и измерение АД. Основные положения первичной сердечно-легочной реанимации удачно сформулированы американской ассоциацией кардиологов в виде "Правил ABC" по П. Сафар. 1 шаг ^ - восстановления дыхания; 3 шаг С- восстановление кровообращения. Последовательность реанимационных мероприятий: 1. Вызвать бригаду интенсивной терапии (Скорую помощь) А - восстановление проходимости дыхательных путей
В - восстановление дыхания Проведение искусственного дыхания методом «изо рта в рот и нос» детям до 1 года
детям старше 1 года После того как проведены первые 3-4 вдувания воздуха, при отсутствии пульса на сонной и бедренной артериях, спасатель наряду с продолжением ИВЛ, должен приступить к непрямому массажу сердца. Методика проведения непрямого массажа сердца детям различного возраста
^ Гипертермический синдром - состояние глубокого нарушения терморегуляции за счет избыточной теплопродукции и ограничения теплоотдачи с повышением температуры тела до 39°С и выше. Причины, вызывающие лихорадку, делятся на две группы: инфекционные (острые респираторные заболевания, пневмония, скарлатина и др.) и неинфекционные (перегревание, аллергические реакции, эндокринные расстройства и др.). Решающую роль в механизме развития гипертермического синдрома играет раздражение гипоталамической области как центра терморегуляции организма. Повышение температуры тела выше 39° С, сопровождается нарушениями со стороны гемодинамики и ЦНС. Повышение температуры тела - защитный механизм, ограничивающий распространение инфекции, поэтому назначение жаропонижающих средств рекомендуют производить лихорадящим детям только при наличии высокой температуры тела - 38,5-39°С, когда можно опасаться нарушений микроциркуляции, развития гипоксии периферических тканей и головного мозга. ^
Виды гипертермии "Розовая" - теплопродукция равна теплоотдаче "Бледная" - теплопродукция превышает теплоотдачу "Розовая" лихорадка является прогностически благоприятной, характеризуется умеренной гиперемией кожи, на ощупь кожные покровы горячие, влажные. Поведение ребенка, как правило, практически не меняется. "Бледная" лихорадка характеризуется ощущением холода, появлением озноба, бледностью кожи, с цианотичным оттенком ногтевых лож и губ, похолоданием конечностей. Для "бледной" лихорадки типичны чрезмерная тахикардия, одышка и возможен судорожный приступ, бред. Неотложная помощь проводится по двум направлениям: 1. Борьба с гипертермией. 2. Коррекция жизненно важных функций организма. Борьба с гипертермией предусматривает комбинированное лечение с использованием как медикаментозных, так и физических методов охлаждения организма. До начала оказания неотложной помощи определяют тип гипертермии, если "бледная", то переводят в "розовую" с помощью спазмолитиков. Физические методы охлаждения показаны при "розовой" гипертермии. ^
^
Примечание: Основными жаропонижающими препаратами в детской практике являются парацетамол и ибупрофен. Первый лекарственный препарат вызывает меньше побочных действий и в связи с этим получил наибольшее распространение. Применение ацетилсалициловой кислоты и анальгина в педиатрической практике должно быть ограничено. Ацетилсалициловая кислота может вызвать синдром Рея, при этом летальность составляет 50%, анальгин - анафилактический шок и агранулоцитоз со смертельным исходом. В соответствии с рекомендациями ВОЗ жаропонижающие средства назначают исходно здоровым детям при температуре в подмышечной впадине выше 38.5°С, а при наличии таких фоновых заболеваний, как ВПС, энцефалопатия, эпилептический синдром или судороги в прошлом, жаропонижающие средства при "розовой" лихорадке назначают при наличии температуры выше 38°С, а при "бледной" - даже при субфебрильной температуре. При гипертермическом синдроме температура тела контролируется каждые 30-60 мин. После понижения температуры тела до 37.5°С гипотермические мероприятия прекращают, организовывается наблюдение. Госпитализации подлежат дети с некупирующейся "бледной" лихорадкой, после оказания неотложной помощи. ^ Судороги - внезапные непроизвольные приступы тонико-клонических сокращений скелетных мышц, сопровождающиеся нередко потерей сознания. В детском возрасте чаще встречаются следующие судорожные состояния: эпилептические приступы, фебрильные судороги, аффективно-респираторные и гипокальциемические судороги. Эпилепсия - хроническое прогрессирующее заболевание, проявляющееся пароксизмальными расстройствами сознания и судорогами, а также нарастающими эмоционально - психическими изменениями. Основными клиническими формами являются: большой судорожный припадок и малые эпилептические приступы (абсансы). Большой судорожный припадок включает продрому, тоническую и клоническую фазы, постприступный период. Классически приступ начинается у ребенка с крика, вслед за которым наблюдается потеря сознания и судороги. Тоническая фаза судорог длится 10-20 секунд и характеризуется тоническим напряжением мышц лица, разгибателей конечностей, мышц туловища, челюсти плотно сжаты, глазные яблоки отклоняются вверх и в сторону. Цвет лица вначале бледный, затем - красновато-цианотичный. Зрачки широкие, на свет не реагируют. Дыхание отсутствует. Клоническая фаза длится от 30 секунд до нескольких минут и проявляется короткими сокращениями сгибательных мышц туловища. Прикусывание языка и губ может возникнуть в обеих фазах судорожного синдрома. Фебрильные судороги наблюдаются чаще в возрасте до 5 лет, пик заболевания приходится на первый год жизни. Чаще всего к их возникновению предрасполагает перинатальное поражение ЦНС. Судороги обычно наблюдаются на высоте температуры и прекращаются вместе с ее падением. Характерны генерализованные тонико-клонические припадки, сопровождающиеся утратой сознания. Хороший эффект оказывают жаропонижающие препараты. Аффективно-респираторные судороги - приступы апноэтических судорог, возникающих при плаче ребенка, характерны для детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. Судороги обычно провоцируются испугом, гневом, сильной болью, радостью, насильственным кормлением ребенка. Во время крика или плача наступает задержка дыхания на вдохе, развивается цианоз кожных покровов и слизистой рта. Возникающая гипоксия приводит к кратковременной утрате сознания, наступлению тонических и клонико-тонических судорог. Гипокальциемические судороги - обусловлены снижением концентрации ионизированного кальция в крови. Наблюдается чаще в возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет при рахите, гипофункции паращитовидных желез и др. Приступ явной спазмофилии начинается с тонического напряжения мимической мускулатуры лица ("рыбий рот"), нередко с болезненным карпопедальным спазмом ("рука акушера"), ларингоспазмом (звучный выдох, напоминающий петушиный крик). Вслед за локальными тоническими проявлениями в тяжелых случаях могут развиваться генерализованные тонические судороги с утратой сознания на несколько минут. ^
^ Анафилактический шок - тяжелая форма аллергической реакции немедленного типа, характеризующаяся глубокими нарушениями деятельности ЦНС, кровообращения, дыхания и обмена веществ. Развивается чаще в ответ на парентеральное введение лекарственных препаратов (антибиотики, вакцины, белковые препараты и др.), а также при укусах насекомых. Через несколько секунд или минут после контакта с причинным аллергеном возникает анафилактический шок. Выделяют два варианта молниеносного течения анафилактического шока в зависимости от ведущего клинического синдрома - острой дыхательной недостаточности и острой сосудистой недостаточности. При синдроме дыхательной недостаточности внезапно появляется слабость, ощущение нехватки воздуха, мучительный кашель, головная боль и боль в области сердца. Наблюдается бледность кожи с цианозом, пена у рта, затрудненное свистящее дыхание с сухими хрипами на выдохе. При анафилактическом шоке с острой сосудистой недостаточностью у ребенка внезапно появляется слабость, шум в ушах, проливной пот. Отмечаются бледность кожи, акроцианоз, прогрессирующее падение АД, нитевидный пульс, резко ослабленные тоны сердца. Через несколько минут возможна потеря сознания, судороги. ^
Примечание: применение пипольфена противопоказано в связи с его выраженным гипотензивным эффектом. |