|
Скачать 0.79 Mb.
|
ПРОЕКТ УТВЕРЖДЕНА Постановлением Правительства Кыргызской Республики от «___»______ 2012 года №_____ КОНЦЕПЦИЯ государственной антинаркотической стратегии Кыргызской Республики БИШКЕК - 2012 СОДЕРЖАНИЕ: Список сокращений; 1. Анализ наркоситуации в Кыргызской Республике; 1.1. Краткая история вопроса; 1.2. Последствия, связанные с употреблением наркотиков; 1.2.1. Распространенность ВИЧ/СПИДа; 1.2.2. Вирусные гепатиты; 1.2.3. Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП); 1.2.4. Смертность; 1.2.5. Прочие последствия; ^ 1.3.1.1. Структура органов, противодействующих незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; 1.3.1.2. Динамика противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; 1.3.1.3. Контроль законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; ^ 1.3.2.1. Первичная профилактика; 1.3.2.2. Вторичная профилактика; 1.3.2.3. Третичная профилактика; ^ 1.3.3.1. Программы сокращения вреда в гражданском обществе; 1.3.3.2. Программы сокращения вреда в пенитенциарной системе; ^ 2. Прогноз развития наркоситуации в Кыргызской Республике; 3. Государственная антинаркотическая стратегия Кыргызской Республики; ^ 3.2. Этапы реализации государственной антинаркотической стратегии; ^ 3.3.1. Первичная профилактика; 3.3.2. Вторичная профилактика; 3.3.3. Третичная профилактика; ^ 3.4.1. Система государственных антинаркотических органов; 3.4.2. Основные направления противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; 3.4.3. Контроль законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; ^ 3.6. Территориально - отраслевые направления государственной антинаркотической стратегии; ^ АКН – Агентство по контролю наркотиков; АПСВ – Ассоциация программ снижения вреда; АСВ – Ассоциация снижения вреда; БКБОП – Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений СНГ; ВГС – вирусный гепатит «С»; ВИЧ – вирус иммунодефицита человеческий; ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения; ГСИН – Государственная служба исполнения наказаний; ГУБНОН – Главное управление по борьбе с наркобизнесом МВД Кыргызской Республики; ГУИН – Главное управление исполнения наказаний; ДЭН – Дозорный эпидемиологический надзор; ДУМ – доброжелательные услуги для молодежи; ЗПТМ – заместительная поддерживающая терапия метадоном; ИППП – инфекции, передаваемые половым путем; КПП – контрольно-пропускной пункт; КПЦ – кризисный психологический центр; КСОПН – Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ IDEC (International Drug Enforcement Conference) – международная антинаркотическая конференция; ЛЖВ – люди, живущие с ВИЧ; МВД – Министерство внутренних дел; МЗ – Министерство здравоохранения; МККН – Международный комитет по контролю над наркотиками; НПО – неправительственная организация (и); ОО – общественное объединение; ООЖН – обучение на основе жизненных навыков; ООН – Организация Объединенных Наций; ОФ – общественный фонд; ПИН – потребитель(ли) инъекционных наркотиков; ПООЖ – прогрессивное общественное объединение женщин; ПРООН – Программа развития ООН; ПСВ – программы снижения вреда; РБСМЭ – Республиканское бюро судебной медицинской экспертизы; РЦН – Республиканский центр наркологии; СВ – сокращение вреда; СМИ – средства массовой информации; СНГ – Содружество Независимых Государств; СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита; СССР – Союз Советских Социалистических Республик; США – Соединенные Штаты Америки; УИС – Уголовно-исполнительная система; УМОГ – Управление мобильных оперативных групп; УНП ООН – Управление ООН по наркотикам и преступности; ЦАРИКЦ – Центральноазиатский региональный информационный координационный центр; ЮНЕСКО – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры; ЮНИСЕФ – Детский фонд ООН; ЮНФПА – Фонд народонаселения ООН. Введение Широкое злоупотребление наркотиками и их незаконный оборот наносит значительный ущерб Кыргызской Республике. Это длится с последней трети XIX века, в последнее время процесс обрел наиболее опасный характер, переплетаясь с другими негативными явлениями, такими как терроризм, экстремизм, организованная преступность и эпидемии особо опасных инфекций, включая ВИЧ/СПИД. Четыре основных фактора обуславливают неблагоприятное развитие наркоситуации на территории Кыргызской Республики: - негативные социальные процессы создают в обществе «питательную» среду для роста злоупотреблений наркотиками; - географическое положение страны открывает транзит наркотикам афганского происхождения; - наличие собственной сырьевой базы: растений запрещенных к возделыванию в виде зарослей дикорастущей конопли и эфедры; - слабость государственной антинаркотиковой системы. По оценкам Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН), 0,8% населения Кыргызской Республики потребляют только опиоиды. С учетом лиц, злоупотребляющих продуктами каннабиса, эта группа составляет, по некоторым экспертным оценкам, более 1% населения страны. При этом, по официальным данным на 1 января 2012 года, на учете в наркологических учреждениях системы здравоохранения по поводу зависимости от наркотических средств всех видов состоят 10705 человек. Причем, это количество из года в год увеличивается. Если в 1991 году в наркологических учреждениях состояло на учете 1344 человека, то на 1 января 2012 года уже 10705 человек. То есть рост в 8 раз. По данным национальной медицинской статистики, 70% от общего количества ВИЧ-инфицированных составляют потребители инъекционных наркотиков (ПИН), более 50% обследованных ПИН являются носителями вируса гепатита, а около 3% из них заражены сифилисом. Только вследствие прямых причин злоупотребления наркотиками ежегодно умирает до 2% зависимых от них лиц. Зависимость все большего количества населения от наркотиков создает реальную угрозу для генофонда нации, подрывает ее духовную основу, подавляет стимулы для работы, учебы и бизнеса. Потребители наркотиков ежегодно тратят на их приобретение сумму, примерно эквивалентную 10 миллионам долларов США. Естественно, что эти средства добываются, в основном, криминальным путем. Наркобизнес негативно влияет на реальный сектор экономики, отвлекая на себя молодых лиц работоспособного возраста, потенцирует коррупцию в рядах государственных служащих. «Отмывание» наркодоходов отрицательно влияет на деятельность финансовых институтов, делая их доступными для финансирования международного терроризма. Настоящая антинаркотическая концепция Кыргызской Республики нацелена на установление эффективного государственного и социального контроля над наркоситуацией в стране, снижение уровня наркозависимости населения и связанной с ней преступности, мобилизацию и координацию антинаркотической деятельности государственных органов управления, местного самоуправления, общественных организаций, совершенствование нормативно-правовой основы противодействия распространению наркомании и незаконному обороту наркотиков. В ней нашли свое отражение задачи стратегического и тактического характера, ключевые направления государственной политики предупреждения наркотизма, сокращения спроса на наркотические средства, борьбы с незаконным производством, предложением и оборотом наркотиков, сокращения вреда и сокращения смертности. ^ Принято считать, что на территории современного Кыргызстана наркоситуация обострялась трижды: в последней трети XIX века, в период с 1916 года по 1974 годы и с 1993 года по настоящее время. Эти три периода приходятся на те моменты истории страны, когда она являлась частью Российской империи, затем СССР и в период суверенитета. Следует отметить, что наркотические вещества в Центральной Азии произрастали и потреблялись издавна. Во времена СССР Кыргызстан занимал одну из лидирующих позиций в мире по промышленному производству лекарственного опия, который в то время являлся эталоном качества. В период с 1916 года по 1974 год на территории современного Кыргызстана 98-ю колхозами и совхозами легально культивировался опийный мак и производился опиум для нужд медицины. Общая площадь маковых полей составляла 64 тысячи гектаров, а его объем, по некоторым подсчетам, достигал до 80% производимого в СССР и равнялся 16% мирового легального производства опиума. Значительная часть произведенного опиума похищалась и уходила в незаконный оборот. В связи с тем, что власти СССР не справлялись с возрастающей волной наркомании и незаконного оборота наркотиков, в 1974 году было принято решение о прекращении легальной культивации опийного мака. Однако и после этого объемы незаконного оборота наркотиков (в основном, каннабисной группы и в форме лекарственных средств) неуклонно возрастали. В республике располагаются обширные заросли дикорастущего каннабиса и эфедры. Это обстоятельство способствовало тому, что со времен СССР в Кыргызстане изготавливаются гашиш и марихуана из растений конопли, а также отработаны примитивные технологии производства меткатинона (эфедрона) из дикорастущей эфедры для инъекционного употребления. Кроме того, после обретения республикой суверенитета в 1991 году на ситуацию с незаконным оборотом наркотиков, влияют факторы, обусловленные прозрачностью границ с Таджикистаном и Узбекистаном, непосредственно граничащих с Афганистаном, активные миграционные процессы и неподготовленность пограничных, таможенных и других служб к решению проблем предотвращения ввоза афганских наркотиков. Ситуация, обусловленная трафиком афганских наркотиков через территорию республики, усугубляется негативными социально-экономическими обстоятельствами, связанными с распадом СССР и общим снижением уровня жизни населения. Это привело к вовлечению в наркобизнес широких слоев населения (особенно ее маргинализированной части), а также к неуклонному росту числа потребителей нелегальных наркотиков. В структуре потребляемых наркотиков за период с 1993 по 1996 гг. преобладала категория «каннабис и другие производные конопли», а с 1996 по 2000 гг. – «опий». Необходимо отметить такое явление, как полинаркомания. На основании статистических данных наркологической службы за анализируемый период можно сделать вывод, что полинаркомания получила довольно широкое распространение в республике и имеет выраженную тенденцию к росту (темп прироста +6,9%). Удельный вес потребляющих героин неуклонно растет, и уже с 1999 года героин стал прочно занимать одну из главенствующих позиций в структуре потребляемых наркотиков. Из всех выявленных случаев героиновой наркомании примерно две трети были зарегистрированы в последние несколько лет, начиная с 2006 года. Однако эти цифры также отражают и усиление работы наркологической службы Министерства здравоохранения республики, и не могут расцениваться как истинный показатель роста численности ПИН. В целом, по республике основной пик роста злоупотребления опиатами с помощью инъекционного метода введения приходится на 1999 год. По данным медицинской статистики за 2010 год, в стране больше потребляют наркотики из группы опиатов, особенно, героин. На втором месте по распространенности идет потребление каннабиса и его производных, на третьем – полинаркомания. Сохраняется тенденция роста потребления психоактивных веществ из группы ингалянтов (средства бытовой химии, летучие растворители, бензин и т.п.). Наиболее распространенным способом потребления наркотиков является инъекционный (примерно 25 тысяч человек, по оценкам Управления ООН по наркотикам и преступности), далее по распространенности следуют курение и сочетанное потребление наркотиков (данные Республиканского центра наркологии за 2010 год). Особую угрозу представляет распространение зависимости от психоактивных веществ и наркотиков в подростковой среде, которой сопутствуют такие явления, как детская проституция и бродяжничество, являющиеся следствием общей неблагоприятной социальной среды. Среди молодежи и подростков республики возрастает интерес и, как следствие, спрос на наркотики амфетаминовой группы, поступающие из стран дальнего зарубежья. В молодежной среде стало «модно» употреблять подобные наркотики, приобретаемые на дискотеках и в барах. Наибольшая концентрация наркозависимых лиц отмечается в городах Бишкек и Ош в связи с превращением их в крупные транзитные и распределительные узлы, через которые в страны СНГ и дальнего зарубежья переправляется значительное количество наркотиков. В Кыргызской Республике имеется обширная собственная сырьевая база растений, запрещенные культивированию в виде зарослей дикорастущей конопли и эфедры, а также незаконных посевов опийного мака. Так, примерно 100 тысяч гектаров площадей в Иссык-Кульской, Жалал-Абадской, Таласской, Чуйской и Нарынской областях засорены дикорастущей коноплей. Из нее местное население изготавливает марихуану и гашиш, незаконно распространяемые как на местном, так и на региональном нелегальном рынках. Кроме того, в последние годы все чаще отмечаются факты как выращивания конопли в целях последующего сбора марихуаны и гашиша, так и «ухода» за дикорастущей коноплей (полив, подкормка) в целях повышения урожайности. В Кыргызской Республики также произрастает дикорастущая эфедра, содержащая природный эфедрин и псевдоэфедрин. Наличие ее зарослей позволяет ежегодный сбор без ущерба экологии до 500 тонн этого вида прекурсоров. В период с конца 1990 годов эфедра используется в изготовлении наркотического средства эфедрон (меткатинон). ^ Рост потребления опиоидов сопровождается ростом потребления инъекционных наркотиков и связанных с этим последствий. ^ Проблемы, связанные с инъекционным наркопотреблением, усугубляются еще и другими серьезными угрозами, сопутствующими злоупотреблению наркотиками – пандемией ВИЧ/СПИДа и др. опасных инфекций. По данным, предоставленным Республиканским центром «СПИД», несмотря на предпринимаемые меры по противодействию эпидемии, число новых случаев ВИЧ-инфекции неуклонно растет, а до 70% всех случаев инфицирования происходит среди ПИН. Если на начало 2007 года в республике зарегистрировано было 1070 ВИЧ-инфицированных лиц, из числа которых -743 человек, являлись потребителями инъекционных наркотиков (ПИН), то на начало 2012 года - 3887 ВИЧ-инфицированных лиц, 2398 (62,9%) -ПИН, 599 (26%) – лица с ВИЧ-инфекцией, зарегистрированные за год в Кыргызской Республики. Таблица №1. Статистические данные о лицах, живущих с ВИЧ в Кыргызской Республике
^ Согласно данным Дозорного эпидемиологического надзора (ДЭН) серораспространенность вирусного гепатита «С» (ВГС) среди обследованных ПИН за 2006 год составила 48,4%, в 2007 –51,3%, в 2008 – 47,5%, в 2009 –50,9%, в 2010 –50,4%. При распределении учтенных больных ВГС по полу свидетельствует о доминировании мужчин. Отмечается тенденция роста у обследованных положительных на ВГС ВИЧ-инфекция (в виде коинфекции) в 2009 году составлял 13,8%, в 2010 – 23%. ^ Серораспространенность сифилиса, по данным ДЭН, среди обследованных ПИН в 2006 году составила 11,6%, в 2007 –13,3%, в 2008 – 10,2%, в 2009 –12,8%, в 2010 – 6,7% причем заболевание более распространено среди женщин (30,1%), чем среди мужчин (9,8%). Наличие инфекций, передающихся половым путем, увеличивает риск заражения ВИЧ-инфекцией. Так, среди обследованных ПИН с положительными результатами на сифилис в 2009 году составлял 9,6%, в 2010 –22,6% оказались ВИЧ-позитивными. 1.2.4. Смертность Согласно данным Республиканского бюро судебной медицинской экспертизы (РБСМЭ) Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, в 2009 году количество умерших лиц, в биологических средах которых были определены алкалоиды наркотических средств, составило 103 человек, 2010 – 120, в 2011 году – 94 человека. Причиной смерти явилось отравление (передозировка) наркотиками (алкалоидами) группы опиатов. По данным Республиканского центра наркологии (РЦН) Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, статистика смертности от передозировки наркотиками имеет тенденцию к снижению. Так в связи со смертью с наркологического учета в 2006 году сняты 106 человек, в 2007- 139, в 2008 – 144, в 2009 -147, в 2010- 137, в 2011- 130 человек с зависимостью от наркотических веществ. ^ В 2010 году в состоянии алкогольного опьянения совершено 511 преступлений (537 - в 2009 году), в состоянии наркотического возбуждения -10 преступлений (11 - в 2009 году). ^ В Кыргызской Республике сформулированы следующие направления антинаркотических стратегий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков: - сокращение незаконного предложения наркотиков; - сокращение спроса на незаконные наркотики; - сокращение вреда от злоупотребления наркотиками; - сокращение смертности от злоупотребления наркотиками. ^ 1.3.1.1. Структура органов, противодействующих незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Кыргызская Республика со времени обретения суверенитета активно ведет борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Так, в 1993 году впервые на постсоветском пространстве, в системе государственных органов страны была образована Государственная комиссия при Правительстве Кыргызской Республики по контролю наркотиков (ГККН), являющаяся национальным координирующим органом и имеющая полномочия по контролю законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. В 2003 году она была преобразована в Агентство Кыргызской Республики по контролю наркотиков (АКН), осуществлявшее дополнительно функции оперативно-розыскной деятельности и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. В целях усиления координационного значения АКН с марта 2007 года, в соответствии с проектным документом УНП ООН №KGZI75, в его структуре было образовано Управление мобильных оперативных групп в Кыргызстане (УМОГ). Для работы были отобраны представители практически всех антинаркотических структур Кыргызской Республики. Развивались и крепли антинаркотические подразделения органов внутренних дел, национальной безопасности, таможни и погранслужбы. В 2009 году АКН Кыргызской Республики решением бывшего президента Бакиева К.С. было ликвидировано, но уже 17 августа 2010 года Указом Президента Кыргызской Республики №131 воссоздан национальный орган по контролю наркотиков – в виде Государственной службы Кыргызской Республики по контролю наркотиков. Этот специализированный правоохранительный орган работает в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, противодействуя их незаконному обороту. ^ За последние шесть лет, начиная с 2005 года, в Кыргызской Республике начал обретать силу процесс гуманизации наказаний за незаконное хранение наркотиков в небольших размерах, совершенное впервые без цели сбыта. Соответственно, и общее количество раскрытых наркопреступлений стало стремительно снижаться. Это было вызвано необходимостью налаживания в большей степени не карательной, а профилактической системы в отношении лиц, злоупотребляющих наркотиками и не совершивших тяжких преступлений в этой сфере. Однако количество изымаемых наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров росло, что свидетельствовало о том, что основные усилия правоохранительных органов были направлены против их производителей, перевозчиков и распространителей. В целом же динамика изъятия наркотиков всех видов выглядит следующим образом. Таблица №2. Изъятие наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров из незаконного оборота в Кыргызской Республике (1999-2010 гг.) ![]() В 2011 году из незаконного оборота всеми правоохранительными органами Кыргызской Республики было изъято 45 тонн 729 килограммов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, в том числе: - 14 тонн 578 килограммов 837 граммов каннабиса; - 1 тонна 936 килограммов 592 грамма марихуаны; - 629 килограммов 738 граммов гашиша; - 332 килограмма 315 граммов героина; - 140 килограммов 547 граммов растений мака опийного; - 70 килограммов 285 граммов опия; -59 килограммов 128 граммов кокнара; - 27 тонн 786 килограммов 961 грамм прекурсоров; - 195 килограммов 032 грамма других наркотических средств. Таким образом, изъятие наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров из незаконного оборота в Кыргызской Республике за последние 11 лет выросло с 1849 килограммов до 45729 килограммов, или в 24,7 раза. В период с 1974 по 1993 год в Кыргызстане изымались, в основном, наркотики группы каннабиса. Однако, с 1993 года, начался период афганской опийной и героиновой наркоэкспансии. Если в 1992 году на всей территории Кыргызстана было изъято 5 килограммов опийного-сырца, то в 1993 году – уже 154 килограмма, причем афганского происхождения. С этого момента объемы изымаемого из незаконного оборота опиума постоянно возрастали. В 2000 году его было изъято более одной тонны. Но постепенно происходила замена поставок опия на героин. Так, если в 2007 году опия в Кыргызстане изъято 270 килограммов, в 2008 году выведено из незаконного оборота 140 килограмм опия, в 2009 году 376 килограммов, в 2010 году всего - 38 килограмм 765 грамм, то в 2011 году - 140 килограммов 547 грамм. Параллельно с опиумом на нелегальном рынке стал появляться героин: в 1994 году его изъято 5 граммов, в 1995 году – 299 граммов, в 1996 году – 1 килограмм 100 граммов, в 1997 году – 4 килограмма 200 граммов, в 1998 году – 24 килограмма 732 грамма, в 1999 году – 24 килограмма 759 граммов, в 2000 году – 206 килограммов. В период до 2009 года объемы его изъятия ежегодно достигали 200 – 250 килограммов. Так, в 2007 году героина изъято 431 килограмм, в 2008 году – 299 килограммов, в 2009 году – 341 килограмм, в 2010 году – 156 килограммов 780 граммов, а 2011 году – 332 килограмм 315 граммов. Наркотики каннабисной группы изымаются в Кыргызской Республике в значительных объемах. Так если в 2007 году изъято в Кыргызстане 4 тонны 468 килограммов, в 2008 году - 5 тонн 198 килограммов, в 2009 году - 5 тонн 763 килограмма, в 2010 году уже 7 тонн 895 килограммов, то в 2011 году - 17 тонн 145 килограммов 168 граммов. Количество марихуаны, изымаемой из незаконного оборота, постепенно падает. Так, в 2007 году ее изъято 4 тонны 28 килограммов, в 2008 году - 3 тонны 422 килограмма, в 2009 году - 2 тонны 95 килограммов, в 2010 году - 1 тонна 375 килограммов, а в 2011 году - 1 тонна 936 килограммов 592 грамма. Гашиша в 2007 году изъято 440 килограммов, в 2008 году - 457 килограммов, в 2009 году - уже 718 килограммов, в 2010 году - 507 килограммов, а в 2011 году - 629 килограммов 738 грамма. Кыргызская Республика, находящаяся в непосредственной близости от Афганистана, где производится более 90% всех незаконных опиатов в мире, испытывает все последствия их транзита через свою территорию. Практика работы правоохранительных органов республики, экспертные оценки и международных аналитиков Кыргызстана свидетельствуют о прогрессирующей динамике незаконного оборота наркотиков в Кыргызской Республике. В силу своего географического положения Кыргызская Республика граничит с Республикой Таджикистан с общей протяженностью границ около одной тысячи километров, а Таджикистан, в свою очередь, имеет общую границу с Афганистаном. Прозрачность границы негативно сказывается на борьбе с незаконным оборотом наркотических средств. Большая часть границы – это горная гряда с бесчисленными конно-пешими тропами. На сегодняшний момент известно о многочисленных перевалах, через которые наркотики контрабандным путем доставляются на территорию Кыргызской Республики и далее в страны СНГ и Европы. По имеющимся сведениям, на территорию Кыргызской Республики из Республики Таджикистан наркотики доставляются по маршрутам: ^ (с территории Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан, преимущественно по автотрассе Хорог - Ош и прилегающим к ней конно-пешим тропам или в обход перевала Кызыл-Арт по территории Китайской Народной Республики); ^ (как с территории Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан, так и с территории районов Гармской группы Республики Таджикистан по автомобильным трассам в направлении Дароот-Коргона и конно-пешим тропам); ^ (по автотрассе Худжанд – Исфара - Баткен, и далее в город Кызыл – Кия, а оттуда в Республику Узбекистан или г.Ош. Или по перевалам: Тильбе, Каракушкана, Яшил - кол, в местностях Шудман, Коргон, Зардалы, Ормузан, Дубмон и Роуд Баткенского района); ^ (по автотрассе Худжант - Исфана, а оттуда в Баткен и далее в Республику Узбекистан или г.Ош. Или через перевалы: Яхрут, Янги-Сабах, Перияз, в местностях Кок-Таш, Андарак, Исфана, Озгоруш-катран, Исфана Лейлекского района. На этих маршрутах наркодельцами также активно используется объездная дорога Баткен – Кадамжай); ^ (по конно-пешим тропам через горные массивы в направлениях перевалов Янги - Даван в местностях Кожо - Ашкан, Туз - бель, Сай, Сырт, Айдаркен, перевал ледника Абрамова, перевалы в местностях Кара - Казык, Лугова, Кара - шоро, Шахимардан, а также перевалы Тенгизбай в местностях Лянгар, Майдан, Уч - Коргон, Кызыл - Кия Кадамджайского района). |