Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы и подготовки студентов к практическим занятиям icon

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы и подготовки студентов к практическим занятиям





Скачать 2.61 Mb.
Название Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы и подготовки студентов к практическим занятиям
страница 1/10
м.н. Бородулина
Дата 18.03.2013
Размер 2.61 Mb.
Тип Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Читинская государственная медицинская академия


Хирургическая стоматология (часть 2)

Травматология челюстно-лицевой

области мирного и военного

времени


Учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы и подготовки студентов

к практическим занятиям


Чита – 2007


УДК 616.31:616-001(079.3)


Хирургическая стоматология (часть 2). Травматология челюстно-лицевой области мирного и военного времени : Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы и подготовки студентов к практическим занятиям. - Чита, 2007. – 122 с.

Авторы: про­фес­сор, д.м.н. Пи­не­лис И.С., доцент, к.м.н. Бородулина И.И., к.м.н. Пинелис Ю.И., к.м.н. Турчина Е.В, Михайлюк В.А., Рудакова Л.Ю.,


В пособии на современном уровне ос­ве­ще­ны во­про­сы этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, лечения и профилактики травм челюстно-лицевой области (ЧЛО) мирного и военного времени. Ме­то­ди­че­ские указания пред­на­зна­че­ны для преподавателей и сту­ден­тов сто­ма­то­ло­гичес­ко­го фа­куль­те­та.


Ре­цен­зенты:

1. Заведующий кафедрой хирургической стоматологии Алтайского государственного медицинского университета, д.м.н., профессор В.И. Семенников

2. Заведующий кафедрой ортопедической стоматологии Дальневосточного государственного медицинского университета, д.м.н., профессор Г.И. Оскольский


Методическое пособие издается по решению ЦМКС Читинской государственной медицинской академии.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

  1. СТАТИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАВМ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ. МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ТРАВМ ЛИЦА. ВЫВИХИ И ПЕРЕЛОМЫ ЗУБОВ. ВЫВИХИ ВНЧС. ПЕРЕЛОМЫ АЛЬВЕОЛЯРНЫХ ОТРОСТКОВ ЧЕЛЮСТЕЙ. НЕОГНЕСТРЕЛЬНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ МЯГКИХ ТКАНЕЙ ЛИЦА ……………………………………………

  2. ^ НЕОГНЕСТРЕЛЬНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ МЯГКИХ ТКАНЕЙ ЛИЦА. КЛАССИФИКАЦИЯ, КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА. МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ.

  3. НЕОГНЕСТРЕЛЬНЫЕ ПЕРЕЛОМЫ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ. КЛАССИФИКАЦИЯ, КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА. МЕТОДЫ ВРЕМЕННОЙ И ПОСТОЯННОЙ ИММОБИЛИЗАЦИИ ОТЛОМКОВ ЧЕЛЮСТЕЙ …………..

  4. НЕОГНЕСТРЕЛЬНЫЕ ПЕРЕЛОМЫ ВЕРХНЕЙ ЧЕЛЮСТИ. КЛАССИФИКАЦИЯ, КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА. МЕТОДЫ ВРЕМЕННОЙ И ПОСТОЯННОЙ ИММОБИЛИЗАЦИИ ОТЛОМКОВ ЧЕЛЮСТЕЙ ……………..

  5. СКУЛОВЕРХНЕЧЕЛЮСТНЫЕ ПЕРЕЛОМЫ, ПЕРЕЛОМЫ СКУЛОВОЙ ДУГИ, КОСТЕЙ НОСА. КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ. СОЧЕТАННЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ. ОСОБЕННОСТИ КЛИНИКИ, ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ……………………
  6. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ВОЕННОЙ СТОМАТОЛОГИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВЫМ РАНЕНЫМ В РОССИЙСКОЙ АРМИИ И НА ВОЕННО-МОРСКОМ ФЛОТЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВЫМ РАНЕННЫМ НА ЭТАПАХ МЕДИЦИНСКОЙ ЭВАКУАЦИИ ……………………………………………………………………..


  7. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА ОГНЕСТРЕЛЬНЫХ РАНЕНИЙ И ПОВРЕЖДЕНИЙ ЛИЦА И ЧЕЛЮСТЕЙ. ОСОБЕННОСТИ БОЕВЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ …………………..

  8. БОЕВЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ …….
  9. ОЖОГИ ЛИЦА. КЛИНИКА И ЛЕЧЕНИЕ. ………………………………..

  10. КОМБИНИРОВАННЫЕ ПОРАЖЕНИЯ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ. КЛИНИКА И ЛЕЧЕНИЕ ………………………………………………..


  11. МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ РАНЕНЫХ В ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВУЮ ОБЛАСТЬ …………………………..

  12. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………….



ВВЕДЕНИЕ


Повреждения челюстно-лицевой области


Классификация травм. Общая характеристика травмы лица. Причины травматизма и его профилактика. Статистика повреждений челюстно-лицевой области мирного и военного времени, их классификация. Основные организационные принципы оказания помощи пострадавшим при повреждениях мягких тканей и костей лица. Доврачебная, первая врачебная, квалифицированная и специализированная помощь.

Причины и механизм неогнестрельной травмы лица, ее особенности и методы обследования пострадавших. Общие осложнения (асфиксия, кровотечения, шок и другие).

Переломы челюстей. Локализация и характер повреждения кости в зависимости от причин и механизма травмы. Методика клинического обследования. Клинические проявления переломов - анатомические и функциональные нарушения, изменения прикуса. Виды переломов. Типичные места переломов. Механизм и характер смещения отломков. Состояние зубов, находящихся в щели перелома, показания к удалению. Особенности физико-анатомической биомеханики.

Принципы лечения переломов челюстей - репозиция и иммобилизация отломков, медикаментозное лечение и физиотерапия, профилактика осложнений.

Лечение пострадавших с переломами нижней челюсти. Оказание первой врачебной помощи. Способы репозиции отломков и их иммобилизация. Временная - при помощи лигатурного связывания зубов. Транспортная иммобилизация при помощи повязок, подбородочной пращи. Постоянная (лечебная) иммобилизация. Применение гнутых назубных шин из проволоки: шина-скоба, шины с зацепными крючками и межчелюстной тягой для репозиции и иммобилизации отломков. Шины из стандартных заготовок. Методы и техника шинирования. Показания к применению индивидуальных (ортопедических) шин и аппаратов лабораторного изготовления.

Методы остеосинтеза: скрепление отломков челюсти проволочным швом. Варианты остеосинтеза с применением металлических спиц, накостных пластинок, минипластинок с шурупами. Показания, противопоказания. Преимущества и недостатки.

Внеротовая фиксация при переломах и дефектах нижней челюсти. Аппарат В.Ф. Рудько, ЕК-2, устройство и применение. Компрессионный и компрессионно-дистракционный остеосинтез.

Заживление переломов костей лица. Оптимизация процесса репаративного остеогенеза. Осложнения, их предупреждение и лечение.

Лечение при переломах верхней челюсти. Временная иммобилизация с применением повязок, стандартных шин и подбородочных пращей, шины-ложки с внеротовыми стержнями. Способы репозиции и закрепления отломков: назубные шины, шины с внеротовым креплением к гипсовой шапочке. Краниомаксиллярная фиксация. Остеосинтез швом и накостными пластинками с шурупами. Сроки заживления и исходы.

Переломы скуловой кости и дуги, скуловерхнечелюстные переломы. Диагностика, особенности лечения. Показания к репозиции отломков скуловой дуги и кости. Способы вправления отломков. Переломы костей носа, диагностика, лечение.

Сочетанные повреждения челюстно-лицевой области. Диагностика, лечение. Особенности оказания медицинской помощи при сочетанных травмах лица с закрытыми травмами. Закрытые черепно-мозговые травмы и повреждения других органов.

^ Военная челюстно-лицевая хирургия и травматология. Особенности оказания помощи пострадавшим при экстремальных ситуациях

Огнестрельные повреждения лица. Поражающие факторы: пуля, осколок, ударная (взрывная) волна, высокая температура (при близком взрыве). Температура ранящего снаряда. Зоны поражения тканей в раневом канале.

Клиническая картина свежих огнестрельных ран мягких тканей лица, нижней челюсти, верхней челюсти, скуловой кости и дуги. Сочетанные ранения. Изменение клинической картины огнестрельных ран лица в зависимости от срока с момента ранения. Особенности клиники сквозных, слепых и касательных ранений, пулевых и осколочных, проникающих и непроникающих в первично инфицированные полости. Сроки инфицирования непроникающих ран.

Методы пальцевого (ручного, мануального и инструментального обследования ран. Рентгенография, вазография. Исследование кровеносного русла с помощью красителей.

Принципы организации этапно-эвакуационной системы лечения раненых с повреждениями лица в Российской Армии и на ВМФ. Объем и характер медицинской помощи на этапе эвакуации. Особенности оказания первой помощи раненым, их эвакуация. Непосредственные осложнения после ранения. Асфиксия, ее виды, меры предупреждения и устранения. Шок, последовательность проведения противошоковых мероприятий при ранениях лица на этапах медицинской эвакуации.

Кровотечение при ранениях лица. Первая помощь. Временная остановка кровотечения. Перевязка кровоточащих сосудов в ране, обшивание, тампонада, перевязка сосудов на протяжении. Методика перевязки наружной сонной артерии. Вторичные кровотечения, их разновидности. Способы остановки вторичного кровотечения. Меры профилактики. Ведение больных, потенциально опасных возможностью вторичного кровотечения.

Хирургическая обработка ран челюстно-лицевой области. Сроки вмешательства. Выбор способов обезболивания. Последовательность обработки ран слизистой оболочки рта, костей, мягких тканей лица, функциональные и косметические требования. Показания к наложению швов на раны лица. Первичный, первично-отсроченный. Ранний и поздний вторичные швы. Пластиночные швы. Возможности применения первичной пластики. Первичная хирургическая обработка, ее виды в зависимости от сроков проведения. Вторичная хирургическая обработка. Способы снижения частоты необходимости ее проведения.

Осложнения огнестрельных ранений лица, их предупреждение и лечение раненых на этапах медицинской эвакуации. Борьба с инфекцией, предупреждение и лечение воспалительных осложнений. Нагноение мягких тканей и костной раны. Огнестрельный остеомиелит челюстей. Особенности клиники и лечения. Травматический гайморит, диагностика и лечение раненых. Последствия ранений - деформация и дефекты лица, функциональные нарушения, их предупреждение и устранение. Принципы комплексного лечения при повреждениях лица (хирургическое, медикаментозное, ортопедическое, физическое, ЛФК). Реабилитация. Врачебно-трудовая и военная экспертиза.

Уход за полостью рта и раненых в лицо. Особенности их питания. Термические, химические, радиационные и комбинированные повреждения лица, полости рта и шеи. Ожоги лица. Причины, тяжесть и глубина повреждения, возможные осложнения. Особенности оказания помощи и лечение раненых при ожогах лица. Ожоги напалмом. Электротравма. Повреждения кислотами, щелочами, боевыми отравляющими веществами. Повреждение тканей лица в результате воздействия радиоактивного загрязнения. Клиника, диагностика, лечение раненых с этими повреждениями.

Комбинированные повреждения лица (радиационное поражение и механическая травма, воздействие ОВ и ранение и др. сочетания повреждающих факторов). Особенности течения ран в зависимости от стадии лучевой болезни. Синдром взаимного отягощения. Сроки и особенности хирургической обработки ран и особенности лечения переломов и дефектов челюстей при комбинированных поражениях.


Данное пособие построено на современном представлении о закономерностях процесса усвоения. Оно направлено на помощь студентам при самоподготовке и для самостоятельной работы на практических занятиях. Все темы в данном пособии построены по единому плану, включающему в себя следующие компоненты:

1. ^ Цель занятия: конкретные диагностические и лечебные действия, которыми должны овладеть студенты. С целью занятия необходимо ознакомиться до проработки каждой темы, чтобы представлять конечный результат своей деятельности, а также выявить по окончанию занятия, достигнута ли она и освоены ли конечные действия.

2. ^ Вопросы, изученные ранее, необходимые для усвоения темы, ориентируют студента на уже пройденные разделы, знание которых необходимо для успешного усвоения данной темы. Познакомившись с вопросами и ответив на них, можно переходить к следующему разделу. Если же какие-либо из них вызывают затруднения, то следует обратиться к тем разделам учебника, в которых эти вопросы освещены.

3. ^ Вопросы для самоконтроля исходных знаний по теме занятия позволяют оценить степень подготовленности студента по учебнику и прослушанным ранее лекциям по данной теме, а затем переходить к работе по схеме ориентировочной основы действия (ООД) студента.

4. ^ Схема ориентировочной основы действия (ООД) студента - это развернутое и четкое указание действий, осуществляя которые студент может достичь сформулированной в начале темы цели. Для успешного усвоения схемы ООД и превращения ее в реальные врачебные действия, необходимо с помощью схемы решить ситуационные задачи.

5. ^ Прием больных в поликлинике или их курация в стационаре обеспечивают: 1) усвоение материала темы соответственно цели обучения; 2) закрепление знаний, умения обследовать и лечить больных с различными заболеваниями; 3) знакомство с методикой обследования больных с заболеваниями, изучение которых предусмотрено планом на последующих семестрах.

6. ^ Контрольные тестовые задания являются важным этапом самостоятельной проработки студентом темы на практическом занятии. Решать их следует, уже не обращаясь к схеме ООД и другим материалам. Решение тестов показывает, насколько хорошо и полно усвоен материал практического занятия, достигнута ли цель, сформулированная в начале изучения темы. Результаты усвоения студентами темы можно также оценить по их действиям при работе с больными.

Методические разработки содержат в себе систему условий, обеспечивающих формирование новых способов действия в соответствии с целью обучения. Они предназначены не только для овладения практическими навыками, но и для формирования клинического мышления.

^ Основным источником для подготовки к практическим занятиям является «Хирургическая стоматология: учебник / под ред. Т.Г. Робустовой – М.: Медицина, 2001», дополнительная литература приведена в конце каждой темы.
^ СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

(проводится в поликлинике или стоматологическом стационаре)

Этапы занятия

Техническое

оснащение

Учебные

пособия и средства контроля

Место занятия

Время в мин.

1. Учет посещаемости

Журнал занятия


План содержания занятия

Учебная комната


2


2. Инструктаж

преподавателя

Череп с нижней челюстью, таблицы слайды альбомы

  • « -




Методическое пособие

3


3. Проверка исходных знаний

Контрольные вопросы по теме

20


4. Разбор темы занятий

Ситуационные задачи

25

5. Прием студентами больных

Кресло, стол с инструментами, материал

Больные, медицинская документация, рецепты

Хирургический кабинет

65


6. Контроль усвоения темы

-

Контрольные задачи для определения усвоения темы

Учебная комната

15

7. Задание на следующее занятие

По учебному плану занятий

Литература, программа, методическое пособие

5

Примечание:  - Если занятие 5-ти или 6-ти часовое, то продолжительность этого этапа соответственно увеличивается.

  1. СТАТИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАВМ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ. МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ТРАВМ ЛИЦА. ВЫВИХИ И ПЕРЕЛОМЫ ЗУБОВ. ВЫВИХИ ВНЧС. ПЕРЕЛОМЫ АЛЬВЕОЛЯРНЫХ ОТРОСТКОВ ЧЕЛЮСТЕЙ. НЕОГНЕСТРЕЛЬНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ МЯГКИХ ТКАНЕЙ ЛИЦА



Цель занятия: Знать статистику и классификацию травм ЧЛО. Научиться обследовать больных с травмой мягких тканей костей лица, диагностировать вывихи и переломы зубов, переломы альвеолярного отростка, неогнестрельные повреждения мягких тканей лица. Научиться составлять план комплексного лечения больных с вывихами и переломами зубов, вывихами нижней челюсти, переломами альвеолярного отростка.

^ Вопросы, знание которых необходимо для изучения данной темы:

  1. Этиология, патогенез и клиника шока и оказание первой помощи при выведении из шокового состояния.

  2. Клиника асфиксии, техника выполнения трахеотомии, коникотомии.

  3. Показания и техника перевязки наружной сонной артерии.

  4. Анатомия зубов.

  5. Анатомо-топографические особенности строения верхней и нижней челюсти.

  6. Гистологическое строение периодонта.

  7. Общие принципы лечения больных с повреждениями костей.

  8. Общие принципы диагностики повреждений костей ЧЛО.

  9. Механизмы смещения костных отломков челюстных костей.

  10. Патофизиологические и патологоанатомические особенности течения раневого процесса.

  11. Общие принципы лечения ран.

Вопросы для проверки исходных знаний:

1.Что такое вывих зуба?

2. Что такое перелом зуба, перелом альвеолярного отростка?

3.Какие могут быть вывихи зубов?

4.Какие могут быть переломы зубов?

5.Почему фронтальные зубы верхней челюсти чаще других зубов подвергаются травме?

6.Как зависит клиника вывиха зуба от сроков, прошедших после травмы?

7.Какие дополнительные методы обследования выявляют жизнеспособность пульпы и расположение зуба в лунке?

8.Какая рентгенологическая картина будет при вывихе зуба?

9.Какие осложнения могут возникать при переломе или вывихе зуба?

10.Как зависит клиника перелома альвеолярного отростка от локализации и сроков обращения к врачу?

11.Можно ли клинически отличить вывих зуба от перелома его коронки?


Вопросы лечения больных с травмами ЧЛО продолжают оставаться актуальными. Это связано с их значительным числом в структуре травм лицевого скелета (от 26,3 % до 86,3 %). Соотношение мужчин и женщин с повреждениями ЧЛО во всех возрастных группах составляет 8:1 - 9:1. Эта закономерность объясняется большей занятостью мужчин в производстве, с употреблением алкоголя, бытовой травмой и др. Переломы нижней челюсти отмечаются у 21,5 – 23,3 % женщин и 76,7 – 78,5 % мужчин. Наибольшему травматизму подвержена группа от 20 до 30 лет (36,3 – 42,19 %). За последние годы увеличилось количество больных молодого возраста. По срокам поступления лица с переломами нижней челюсти распределяются следующим образом: на первые сутки – 14-28,5 %, на третьи – 9,6-21,8 %, в более поздние сроки – 29,4 -30,1 % больных. Причиной позднего обращения пострадавших за специализированной помощью нередко становиться получение травмы в алкогольном состоянии. В таких случаях они приходят в лечебные учреждения на 2 –5 сутки после повреждения, когда факт приема спиртных напитков уже нельзя установить. Примерно 35–42 % больных с переломами нижней челюсти страдают хроническим алкоголизмом или злоупотребляют спиртными напитками.


^ Схема ООД диагностики вывиха и перелома зуба

Состояние больного может зависеть от возраста, общего самочувствия, объема травмы, сроков обращения к врачу после травмы, возникновения осложнений и пр. Надо помнить, что обычно травмируются несколько зубов, причем чаще других группа фронтальных зубов верхней челюсти. При этом часто повреждаются окружающие мягкие ткани.

Жалобы


^ ВЫВИХ ЗУБА:

а) частичный в ранней стадии:

на постоянную боль при дотрагивании к нему языком, пищей, зубами;



из-за разрыва периодонтальных связок и повреждения сосудисто-нервного пучка

кровотечение из десны (изо рта);

подвижность и неправильное положение зуба, невозможность смыкания зубов, затруднение речи.

обычно кратковременное.

в результате смещения зуба.



б) частичный на поздней стадии:

периодические боли в зубе при действии раздражающих факторов (давление, температура, сладкая пища);


при осложнении - жалобы те же, что при обострении хронического периодонтита.

подвижность зуба и его неправильное положение;

в результате повреждения тканей, фиксирующих зуб.

в) полный вывих на ранней стадии: постоянная боль в области травмированного зуба; отсутствие зуба в лунке или на то, что он «еле» держится с помощью зубов-антогонистов, языка, края десны; на разрыв десны и кровотечение из нее (изо рта); на нарушение речи.

при подобной травме больной часто приносит «выбитый» зуб, подобрав его на месте происшествия.


г) полный вывих на поздней стадии: на отсутствие зуба, на дефект речи

при осложнении жалобы те же что и при альвеолите.

д) вколоченный на ранней стадии заболевания:

постоянная боль в области травмированного зуба, усиливающаяся при накусывании; «неправильное» положение зуба и его укорочение;

при осложнении - жалобы те же, что при обострении хронического периодонтита.

е) вколоченный на поздней стадии заболевания: неправильное» положение и укорочение зуба; изменение цвета коронки зуба.




^ ПЕРЕЛОМ ЗУБА:

а) перелом коронки без вскрытия пульповой камеры (ранняя стадия): боль в области отлома зуба при температурных раздражителях; косметический дефект (возможно, на острый край зуба в месте отлома).




б) на поздней стадии заболевания: на косметический дефект; острый край зуба.

боль на температурные раздражители зависит от близости дефекта к пульповой камере.

в) перелом коронки со вскрытием пульповой камеры на ранней стадии: резкая боль в зубе от различных раздражителей (холод, дуновение воздуха, разговор и др.); косметический дефект

см. учеб. раздел «Острый пульпит»

г) на поздней стадии: боли как при хроническом пульпите; косметический дефект.







д) перелом корня зуба в пришеечной части на ранней стадии заболевания:

- резкая боль от различных раздражителей;

- разрыв десны и кровоточивость из нее

- дефект речи.



- как при остром пульпите.

- при сохранении коронковой части зуба присоединяется жалоба на его подвижность.

е) на поздней стадии заболевания:

- боль при надавливании на область корня зуба;

- на дефект зуба и дефект речи.


-как при хроническом периодонтите или его обострении.

ж) перелом корня зуба в среднем отделе на ранней и поздней стадиях;

боль и подвижность при надавливании на зуб; разрыв десны и кровоточивость изо рта;

и) продольный перелом зуба (корня);

резкая боль от различных раздражителей, усиливающаяся при нагрузке; подвижность или «неправильное» положение зуба;

разрыв десны и кратковременная кровоточивость из нее.

При отсутствии отломанной части зуба будут жалобы на дефект зуба и речи. При осложнении заболевания жалобы, характерные для обострения хронического периодонтита или альвеолита, когда отсутствует отломанная часть.

- кровоточивость обычно


Перелом альвеолярного отростка. Разнообразие клинических проявлений в большей степени зависит от локализации перелома. Так, при переломах альвеолярного отростка верхней части в боковых отделах часто вскрывается верхнечелюстная пазуха, может происходить отрыв бугра челюсти.

Мы разбираем более типичные клинические проявления перелома альвеолярного отростка во фронтальном участке челюсти, когда больной обратился в клинику в первые часы после травмы.

жалобы



- постоянные боли в области травмированного участка челюсти, усиливающиеся при нагрузке и других раздражителях;

- кровоточивость изо рта;

- подвижность ряда зубов, неправильное их положение;

- невозможность сомкнуть зубы;

- подобные заболевания разбирались в теме: «Осложнения при операции удаления зуба».

В ряде случаев одновременно могут быть и вывихи или переломы зубов. При развитии воспалительных осложнений возникают жалобы, характерные для хронического остеомиелита.

анамнез.



Выясните: время и обстоятельства получения травмы; не терял ли сознание; помнит ли события до травмы, в ее момент, после нее; не было ли рвоты, тошноты; не находился ли во время травмы в состоянии алкогольного опьянения; какая помощь была оказана после травмы;

-нет ли аллергии к медикаментам.

При отсутствии контакта с больным, опрашиваются сопровождающие лица, окружающие люди, бригада скорой помощи.


- не применять медикаменты, на которые у больного аллергия.

Объективное обследование:

А) общий статус

Б) местный статус

Наружный осмотр:

а) визуально.





Общие принципы общего обследования больных

Обратите внимание на:


а) общее выражение лица, «вынужденное» положение нижней челюсти (приоткрытый рот);



- больной страхует себя от дополнительной травмы (антогонирующими зубами);


б) состояние кожных покровов (ссадины, раны, припухлость).

в) изменение окраски кожных покровов и слизистой оболочек губ (синюшность);

г) ограничение открывания.

- припухлость возникает при сопутствующих повреждениях и вследствие посттравматического отека; через 2-3 дня за счет развития воспаления; позднее – за счет хронического воспаления и его обострения);

Б) пальпаторно.



а) через мягкие ткани прощупайте наружные костные поверхности верхней и нижней челюстей;

обратите внимание на: деформацию, костные шероховатости, болевые точки.


б) проверьте состояние регионарных лимфатических узлов;

их увеличение, болезненность, консистенцию, подвижность.

Внутриротовое обследование

А) визуально



обратите внимание на:


а) состояние слизистой оболочки преддверия и полости рта (кровоизлияния, разрывы, наличие кровотечения или выделение экссудата);

б) состояние зубов (целостность, «укорочение» коронок, цвет коронковой части);

в) нарушение прикуса.




- в ранние сроки после травмы за счет кровоизлияния,


- цвет коронки может быть красноватый, а

при некрозе пульпы – сероватый.

- за счет смещения зубов в зоне перелома альвеолярного отростка

Б) пальпаторное и инструментальное обследование.


1. Проверьте наличие подвижности зуба (в переднезаднем направлении и в вертикальном).

При этом уточните: смещается ли часть зуба, весь зуб, зуб вместе с частью альвеолярного отростка.

2. Проведите перкуссию зубов на участке повреждения.

Болезненна ли она?


3. Проверьте реакцию на зондирование поверхности отлома зуба или возможного дефекта (проводить осторожно, т.к. при зондировании можно вскрыть пульповую камеру).

Если поверхность плотная и боли нет, то пульповая камера не вскрыта.



4. Для дифференциальной диагностики между частичным вывихом зуба и переломом корня наложите на альвеолярный отросток с двух сторон на уровне верхушки корня большой и указательный пальцы левой руки, а двумя пальцами правой руки слегка сместите в переднезаднем направлении исследуемый зуб.

- Если определяется податливость «костной» стенки в проекции всего корня зуба, то это вывих.

- Если податливость не определяется вообще или она определяется на уровне части коронки зуба, то это перелом корня.


5. При подозрении на полный вывих, необходимо исключить, перелом корня зуба, для чего проведите угловым зондом зондирование лунки зуба.

При полном вывихе зуба края лунки ровные и гладкие, зонд без препятствий погружается на глубину всей лунки вдоль корня зуба.

6. При обнаружении перелома альвеолярного отростка определите границы перелома, перемещая при незначительном смещении отломанного фрагмента альвеолярного отростка указательный палец вдоль альвеолярного отростка челюсти.

Обычно граница при этом четко определяется, и линия ее имеет аркообразную форму.

В поздние сроки обращения больных принцип обследования сохраняется, но клиника может меняться за счет развития воспаления в периодонте и окружающих тканях. Поставьте предварительный диагноз и по показаниям назначьте дополнительное обследование (рентгенографию, ЭОМ, анализ крови, мочи, гнойного экссудата, ЭКГ).

1.Рентгенография

О П Р Е Д Е Л И Т Е

ХАРАКТЕРНО

Внутриротовая (зубная)

Расширение периодонтальной щели и смещение зуба относительно соседних.

для частичного вывиха.





Сужение периодонтальной щели или ее отсутствие и смещение зуба.

вколоченному вывиху.

Б) ортопантомография

Наличие линии перелома в области корня зуба, остаток корня в глубине лунки зуба.

при переломе корня зуба.




Наличие линии перелома альвеолярного отростка.

при переломе альвеолярного отростка

2.ЭОД

1.Понижение пороговой электровозбудимости пульпы зуба (20–100 и более Ма).

указывает на повреждение сосудисто-нервного пучка зуба.




2.Отсутствие электровозбудимости пульпы зуба (нет реакции на 150ма).

служит основанием к депульпированию или удалению зуба.

Исследование крови. Сразу после травмы, преобладают катаболические процессы, выражающиеся в распаде белков, жиров и углеводов, отмечается отрицательный азотистый баланс (гипопротеинемия), изменение функции печени, уменьшается количество глюкозаминопротеинов, может изменяться углеводный обмен в сторону ацидоза. В связи с этим в ходе заживления перелома очень важны биохимические исследования крови, в том числе определение показателей белкового (общий белок, белковые фракции, аминокислоты) углеводного (гексозамины, молочная и другие кислоты) обмена. Необходимо определять и другие показатели гомеостаза.

Исследования мочи. При не осложненной травме ЧЛО редко удается выявить изменения в моче. Однако при обширной травме, сочетанных переломах, шоковом состоянии, когда нарушается функция почек, изменяется количество выделяемой мочи и ее состав. При ранах и переломах, осложненных воспалительным процессом, также нарушается функция почек. Изменяется относительная плотность мочи, в ней могут появиться вещества, не встречающиеся в норме (сахар, белок и т.д.), к этому может присоединиться бактериурия, лейкоцитурия, гематурия. Очень важны показатели физико-химических свойств мочи. Кроме того, исследования мочи могут дать существенные указания относительно всасывания лекарственных веществ.

Микробиологические исследования. Микрофлора полости рта при всей ее полиморфной картине характеризуется определенным постоянством, как в качественном, так и в количественном отношении. Помимо качественного анализа, определения чувствительности микрофлоры к антибиотикам, имеет значение и количественный анализ, т.е. количества микробов в 1 гр. ткани раны (если содержание микробов в 1 гр. не превышает 10 ,то заживление происходит без осложнений).

Иммунологические исследования. В комплекс обследования больного входят: определение числа Т-лимфоцитов и их реакции на ФГА (фото гемагглютинин, морфологическим или изотопным методом); определение числа В-лимфоцитов и их функции на липосахаридах (ЛПС), а также иммуноглобулинов Ig G, Ig M, Ig A сыворотки; определение уровня антигенемии реакцией агрегат агглютинации и антител к токсинам стафилококка и стрептококка; оценка функции нейтрофилов по их фагоцитарной активности; определение уровня компонентов комплемента; определение индивидуальных белков воспалительного комплекса (гаптоглобина, трансферрина, а2-макроглобулина, церрулоплазмина, кислого а-гликопротеина).

Функциональная диагностика служит для выявления нарушений и контроля за восстановлением утраченных функций. Ее задача не только выявить эти нарушения и их степень, но и дать им количественную характеристику. В настоящее время существует множество методов функциональной диагностики и наблюдения за состоянием жевательного аппарата: мастикациография, тензомеханомиография, электромиография, тонометрия, полярография, реография, фотоплатизмография, радиоизотопная диагностика.

На основании полученных данных поставьте диагноз, наметьте план лечения больного и последующие профилактические мероприятия.


^ Схема ООД лечения больных с вывихами и переломами зубов,

переломами альвеолярного отростка

Этап лечения

Лечебные мероприятия

Критерий самоконтроля


1.Антисептическая обработка

^ 1.Частичный вывих зуба.

Проведите струйное орошение полости рта р-ром антисептика. Осторожно протрите слизистую оболочку в области травмы марлевым тампоном.




2.Местное обезболивание

а) инфильтрационное

б) проводниковое




3.Репозиция

Пальцами правой руки установите зуб в правильное положение.

Под контролем прикуса.


4.Иммобили-зация

1.Наложите проволочную, гладкую шину-скобу, закрепите ее не менее чем на двух устойчивых зубах с каждой стороны от вывихнутого зуба. Поврежденный зуб фиксируйте к шине в последнюю очередь.

Для создания жесткой фиксации в течение 3 недель иногда применяют пластмассовую шину.

2. Изготовьте шину-каппу из быстротвердеющей пластмассы с захватом в нее поврежденного альвеолярного отростка и по 2 здоровых зуба с каждой стороны.




5.Выведите зуб из прикуса

Выключите травмированный зуб из прикуса, удалив часть эмали на жевательной или режущей поверхности с помощью карборундового бора.

Для исключения дополнительной травмы.


6.Контроль ЭОД.

Контроль электровозбудимости зуба (ЭОМ) проводят при гибели пульпы, что устанавливается спустя 3–7 дней после травмы, зуб депульпируют и пломбируют.

С целью профилактики
осложнений.


Полный вывих зуба (зуб удерживается в лунке или в момент травмы удален, а соседние зубы устойчивые и стенки лунки не повреждены). Обработка и местное обезболивание по показаниям.

Удаление зуба

После удаления зуба или если зуб удален в результате травмы, проведите антисептическую обработку зуба и лунки, осторожный ее кюретаж и закройте стерильным марлевым тампоном.

Пломбирование интактного зуба проводится ретроградным путем.

Реплантация
зуба.

Проведите антисептическую обработку зуба. Резецируйте верхушку корня, запломбируйте корневой канал. Удалите из лунки тампон и введите зуб в лунку. По показаниям проведите иммобилизацию.

Если зуб еще удерживается в лунке

Удаление зуба

Когда целостность стенок лунок зуба нарушена или имеется значительная атрофия альвеолярного отростка на месте вывихнутого зуба, сохранить зуб не представляется возможным.




Перелом корня зуба без вскрытия полости зуба.

Устранение дефекта коронки зуба

Наложите пломбу или изготовьте вкладку, полу коронку, коронку.


Вкладки, коронки изготавливают в отделении ортопедической стоматологии.

Перелом коронки зуба со вскрытием полости зуба.

Депульпирование зуба.

а) витальная;

б) девитальная экстирпация пульпы.

Для профилактики осложнений с целью сохранения зуба.

Пломбирование зуба и устранение его дефекта

После пломбировки изготавливается вкладка или штифтовый зуб или коронка.

Когда сломанный зуб не имеет косметической и функциональной ценности, его удаляют.

Продольный перелом коронки зуба

Удаление зуба

По обычной методике.


Попытки сохранить зуб при продольном переломе коронки, как правило, оканчивались неудачей.

Перелом корня зуба на уровне шейки.

Депульпирование зуба, пломбирование корневого канала и изготовление штифтового зуба

По обычной методике.


Когда корень не имеет
функциональной ценности, его удаляют.

Перелом корня зуба в средней части.

Депульпирование

По обычной методике.




Репозиция и
иммобилизация зуба.

Как правило, иммобилизацию проводят с помощью гладкой шины-скобы, шины-каппы.

Обязательно под контролем рентгенограммы.


Пломбирование зуба.

Пломбирование корневого канала проводят металлическим штифтом.

Сращение корня отмечается не всегда.


Перелом корня зуба в верхушечном (концевом) отделе.

Депульпирование.

По обычной методике.

До места перелома корня.

Пломбирование зуба.

Пломбирование проводите фосфат-цементом.




Резекция верхушки корня

Проведите операцию резекции верхушки корня.


Методика изложена в разделе лечение хронических периодонтитов.

Перелом корня зуба продольный. Обезболивание по обычной методике и удаление зуба.

Перелом альвеолярного отростка. Антисептическая обработка и местное обезболивание по обычной методике. При непереносимости анестетиков показано общее обезболивание.

репозиция.

Установите руками альвеолярный отросток в правильное положение.

Под контролем прикуса.


иммобилизация

Проведите наложение гладкой шины-скобы или шины-каппы.

Для обеспечения жесткой фиксации в течение 4–5 недель.




^ Послеоперационное ведение больных




питание

Кашицеобразная, протертая, измельченная, богатая белками и витаминами, молочно-растительная диета (челюстной стол).

Подобная диета назначается до момента снятия шины.


уход за полостью рта

По общепринятым правилам





медикаментозное лечение.

1.Сульфаниламиды, десенсибилизирующие и др. препараты.

С целью противовоспалительной терапии.

2.Общеукрепляющее лечение.

У ослабленных больных.

3. Симптоматическая терапия

По показаниям.

^ Вывихи нижней челюсти > различают одно и двухсторонние, передние, задние и боковые.


Схема ООД диагностики вывиха челюсти.

Этапы
обследования

Данные обследования

Жалобы:

^ При двухстороннем переднем вывихе невозможно закрыть рот и принимать пищу, резкая боль в области ВНЧС, затруднена речь, слюнотечение.

Объективное
исследование



У больных рот полуоткрыт (контакт только между большими коренными зубами), подбородок смещен кзади, жевательные мышцы резко сокращены и выступают в виде валиков. Под скуловой дугой прощупываются небольшие возвышения (вывихнутые головки челюсти). При исследовании пальцами через наружные слуховые проходы головки не прощупываются. Челюсть прочно фиксирована в патологическом положении, возможно лишь небольшое открывание рта. При ощупывании во рту переднего края ветви нижней челюсти определяется выступающий кпереди венечный отросток.

Объективное
обследование



^ При одностороннем переднем вывихе рот приоткрыт, движение челюсти несколько ограничены, подбородок смещен в сторону противоположную поражению, изменения в области сустава определяются только на стороне поражения.

Жалобы


^ При заднем вывихе: на резкую боль в околоушной области, невозможность открыть рот, затруднение глотания, речи, дыхания.

Объективное
исследование

Челюсть смещена кзади, нижние резцы упираются в слизистую оболочку неба, из наружных слуховых проходов иногда выделяется кровь.
^

ЛЕЧЕНИЕ ВЫВИХОВ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ


Этап лечения

Лечебные мероприятия

При передних
вывихах ВНЧС

^ Способ Гиппократа. Пострадавшего усаживают на низкую скамейку, врач стоит спереди от него. Обернув пальцы рук салфеткой, он накладывает их на жевательные поверхности больших коренных зубов нижней челюсти, плотно охватывая тело челюсти остальными пальцами снаружи и снизу. Постепенно отдавливая челюсть книзу и кзади таким образом, чтобы головка челюсти совершила обратный путь по суставному бугорку в направлении суставной впадины, как бы «опрокидывая» нижнюю челюсть.




^ Способ Б.П. Гепперта (1979). Вправление челюсти производят в положении лежа, при этом происходит некоторое расслабление сократившихся мышц. Врач, сидя на кушетке сбоку от больного, размещает первые фаланги пальцев на жевательных поверхностях зубов с обеих сторон, как можно ближе к ретромолярному пространству, а первыми пальцами упирается в нижний край челюсти в области подбородка. Оттягивая угол челюсти книзу, одновременно большими пальцами сдвигают ее книзу. В момент вправления пальцы соскальзывают с жевательных поверхностей зубов в преддверие рта.

При задних
вывихах

Первые пальцы накладывают на альвеолярный отросток с вестибулярной стороны, остальными пальцами охватывают нижнюю челюсть в области угла и тела. Оттягивая челюсть книзу, надо стремиться перевести ее кпереди с таким расчетом, чтобы головка челюсти прошла под нижним отделом наружного слухового прохода и переместилась в суставную впадину.
^ Ситуационные задачи.

1. На прием к врачу обратился больной с жалобами на постоянные боли и подвижность 11. При дотрагивании до него языком боли усиливаются. Эти жалобы возникли после травмы, последовавшей накануне вечером. Предварительный диагноз? Какие данные необходимы для уточнения диагноза?

2. Больной 30 лет, жалуется на боли в области верхней челюсти, припухлость верхней губы, невозможность жевания, головокружение. Из анамнеза выяснено, что 3 часа назад больной получил удар кулаком в лицо. При осмотре верхняя губа припухшая,12,11, 21 и 22 смещены кзади. При пальпации отмечается их подвижность. Обнаружен разрыв слизистой оболочки и кровоизлияние по переходной складке на уровне этих зубов. Какие исследования надо провести для постановки диагноза?

3. У больного 17 лет после спортивной травмы отмечается боль в области 32. Зуб удерживается в лунке только слизистой оболочкой десны. Ваш диагноз и план лечения?

4. Больной 36 лет предъявляет жалобы на приступообразные боли 43, возникающие от любых раздражителей. Больной два дня назад получил производственную травму. При осмотре полости рта: у 43 нет ½ коронки. На месте отлома выбухает ярко-красная ткань, дотрагивание до которой резко болезненно. Поставьте диагноз.

5. У больного 20 лет диагносцирован перелом коронки 33 со вскрытием пульповой камеры. ^ Составьте план лечения.

6. У больного после травмы отмечаются постоянные боли в 11 и 21 , усиливающиеся при накусывании. При осмотре: слизистая оболочка преддверия полости рта в области этих зубов отечна, гиперемирована, болезненна при пальпации. 11 и 21 интактные, но перкуссия их болезненна. Каков Ваш диагноз? Какие данные необходимо уточнить для уточнения диагноза?

7. У больного 30 лет, после удара кулаком в лицо на рентгенограмме обнаружен продольный перелом корня 21 и поперечный перелом корня 22 в средней части с небольшим смещением отломков. На верхней челюсти остальные зубы интактные и неповреждены. Какой план лечения?

8. Больной 33 лет, после удара подбородком при падении около часа назад принес выбитые зубы 11и 21. При осмотре определяется пародонтит II степени, лунки 11 и 21 заполнены сгустком крови. Какой план лечения?

9. Больной К., 26 лет обратился через день после травмы к стоматологу. После обследования установлен диагноз: перелом альвеолярного отростка верхней челюсти на уровне 11, 12, 13 со смещением, у13 коронка отломана на 1/3. Ваш план лечения.

10. На прием к врачу обратился больной с жалобами на невозможность сомкнуть челюсть, резкую боль в области ВНЧС. Жалобы возникли после широкого зевка. При внешнем осмотре отмечается резкое болезненное сокращение жевательных мышц. Какой предположительный диагноз? Какой план лечения?


^ Тесты:

  1. Неполный вывих зуба сопровождается разрывом периодонта.


А. частичным Б. полным

  1. Полный вывих зуба сопровождается разрывом периодонта.

А. частичным Б. полным

  1. Полный вывих зуба сопровождается разрывом сосудисто-нервного пучка.

А. Да Б. Нет

  1. Неполный вывих зуба сопровождается разрывом сосудисто-нервного пучка.

А. Да Б. Нет В. Не всегда

  1. Для неполного вывиха характерна подвижность корня зуба.

А. Всего Б. Часть корня

  1. Для перелома корня зуба характерна подвижность корня.

А. Всего Б. Часть корня

  1. Исход лечения больных с переломами альвеолярного отростка верхней челюсти благоприятен в случае прохождения линии перелома относительно верхушек корней зубов.

А. Выше Б. Ниже

  1. Приживление альвеолярного отростка верхней челюсти при его переломе маловероятно в случае прохождения линии перелома относительно верхушек корней зубов.

А. Выше Б. Ниже

9. Основной причиной вывихов нижней челюсти является

    1. артрит ВНЧС

    2. нижняя макрогнатия

    3. снижение высоты прикуса

    4. глубокое резцовое перекрытие

    5. слабость суставной капсулы и связочного аппарата ВНЧС

^ 10. Большие пальцы рук врач при вправлении вывиха нижней челюсти устанавливает

  1. на углы нижней челюсти

  2. на фронтальную группу зубов

  3. на моляры справа и слева или альвеолярные отростки
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

отлично
  1
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы и подготовки студентов к практическим занятиям icon Методические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим
Самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим занятиям по ортопедической стоматологии
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы и подготовки студентов к практическим занятиям icon Методические рекомендации для преподавателей и самостоятельной подготовки студентов к практическим
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и самостоятельной подготовки студентов...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы и подготовки студентов к практическим занятиям icon Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов О. А. Нечаева

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы и подготовки студентов к практическим занятиям icon Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы и подготовки студентов к практическим занятиям icon Учебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 4 курса лечебного

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы и подготовки студентов к практическим занятиям icon Методика расчета и анализа показателей деятельности учреждений здравоохранения учебно-методическое

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы и подготовки студентов к практическим занятиям icon Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов лечебного,педиатрического,стоматологического,медико-профилактического

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы и подготовки студентов к практическим занятиям icon Учебно-методическое пособие по дисциплине «сестринское дело в гериатрии» для самостоятельной работы

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы и подготовки студентов к практическим занятиям icon Методические разработки для самостоятельной подготовки студентов лечебного факультета к практическим

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы и подготовки студентов к практическим занятиям icon Учебно-методическое пособие по пропедевтике стоматологических заболеваний для самостоятельной работы

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы