Содержание
060101 (040100) – Лечебное дело, 060103 (040200) – ПедиатрияОбъяснительная записка Учебная цель Общая трудоёмкость дисциплины Самостоятельная работа Содержание элективного курса Судебно-медицинская экспертиза трупа Правовые основы охраны здоровья граждан в Российской Федерации Врачебная деонтология и ответственность медицинских работников за профессиональные правонарушения. судебно-медицинская экспертиз Правовые основы практической деятельности медицинских работников Профессиональные правонарушения медицинских работников Профессиональная компетенция судмедэксперта и судебно-медицинская экспертиза в современных условиях Примерные темы лекций (по 2 часа, 12 часов) Практические занятия (по 4 часа, 32 часа) Деловая игра Моделирование профессиональной ситуации. Моделирование профессиональной ситуации Деловая игра. Моделирование профессиональной ситуации. |
Министерство образования и науки Российской Федерации ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СУДМЕДЭКСПЕРТА И СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКая ЭКСПЕРТИЗа В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ для студентов, обучающихся по специальностям 060101 (040100) – Лечебное дело и 060103 (040200) – Педиатрия программа электива ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СУДМЕДЭКСПЕРТА И СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ для студентов, обучающихся по специальностям ^ Примерная программа составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартам по специальности высшего профессионального медицинского и фармацевтического образования 060101 (040100) – Лечебное дело, 060103 (040200) – Педиатрия профессором кафедры судебной медицины ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова С.В. Шигеевым. ^ Судебная медицина является и остаётся одной из обязательных медицинских дисциплин в Российских медицинских ВУЗах, обязательна для подготовки врача любой специальности. В течение прошлого века обучение студентов судебной медицине в медицинских ВУЗах было единственной формой подготовки будущих врачей к исполнению обязанностей судебно-медицинского эксперта. Начиная с 30-х годов нашего века в стране была создана система постдипломной подготовки профессиональных судебно-медицинских экспертов и подавляющее большинство судебно-медицинских экспертиз производилось и ныне производится ими, без привлечения врачей других специальностей. Тем не менее, определённое количество экспертиз и исследований трупов и пострадавших, подозреваемых и других лиц, особенно на территориях отдалённых от крупных городов, в регионах с малой плотностью населения и большими территориями производится врачами-экспертами, т.е. не штатными экспертами, а врачами других специальностей. Проведение экспертиз сведущими лицами, не являющимися штатными экспертами, предусмотрено УПК РФ. Об этом же говорится и в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (ст. 52). Именно эти положения Закона официально делают обязательным преподавание судебной медицины в медицинских ВУЗах, так как любой врач рассматривается в роли потенциального эксперта, а, следовательно, должен иметь необходимый минимум знаний в области судебной медицины. В предлагаемом элективном курсе судебной медицины, в виде обсуждения и на примерах будут рассмотрены вопросы диагностики, морфологии, механо- и танатогенеза, не изучаемые в курсах хирургии, травматологии, внутренних и инфекционных болезней, а также проблемы медицинской биоэтики, ответственности врачей за профессиональные правонарушения. ^ Основной целью элективного курса по судебной медицине является обучение студентов VI курса теоретическим и основным практическим вопросам, необходимым в работе врача. Выработка у студентов системного подхода к решению медицинских задач, способности ориентироваться во всем многообразии специализированных медицинских знаний, касающихся диагностики, морфологии, механо- и танатогенеза, медицинской биоэтики, ответственности врачей за профессиональные правонарушения. Подготовка студентов проводится на кафедре судебной медицины. В результате прохождения курса студент должен знать:
В процессе практической подготовки студенты должны приобрести практические навыки (умения) по:
Организационно-методические указания Элективный курс по судебной медицине включает следующие формы работы студентов:
Лекции по элективу читаются по цикловому расписанию. Практические занятия традиционно проводятся в виде аудиторных и самостоятельных в группах по 10-12 человек. В процессе прохождения практического курса осуществляется тестовый контроль знаний, решаются ситуационные задачи. При проведении практических занятий широкое используется интерактивный подход при проведения занятий (моделирование профессиональных ситуаций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. Использование метода деловой игры будет способствовать формированию познавательных и профессиональных мотивов и интересов студентов, позволит воспитать системное мышление специалиста, передать целостное представление о профессиональной деятельности, обучить коллективной мыслительной и практической работе, усовершенствовать умения и навыки социального взаимодействия и общения, навыки индивидуального и совместного принятия решений, воспитать ответственное отношение к делу. Большое внимание при освоении электива уделяется самостоятельной работе студентов, заключающейся в подготовке рефератов по наиболее актуальным проблемам судебной медицины, которые рассматриваются как курсовые работы, на проверку которых предусматривается 1 час на каждую работу (Приказ Минздрава СССР N 103 от 29 января 1979г. «Об улучшении организации труда профессорско-преподавательского состава медицинских вузов страны»). Выбор темы реферата студенты осуществляют самостоятельно в зависимости от их интереса к той или иной актуальной проблеме судебной медицины. Темы рефератов, предлагаемые студентам, подготовлены профессорско-преподавательским составом кафедры и ежегодно пересматриваются и обновляются. С реферативными сообщениями студенты выступают на практических занятиях и студенческих конференциях. В рамках элективного курса предусмотрены встречи с представителями экспертных учреждений, мастер-классы экспертов и специалистов. В конце элективного курса подводятся итоги по всем аспектам подготовки, которые включают в себя результаты тестового контроля по перечисленным выше разделам, оценку практических навыков, итоговые выступления по наиболее актуальным проблемам судебной медицины, зачёт. ^ Предмет и содержание судебной медицины, процессуальные основы и организация судебно-медицинской экспертизы Определение судебной медицины. Основные направления развития научных исследований в России в настоящее время. Понятие об экспертизе. Экспертиза в уголовном и гражданском процессе в РФ. Судебно-медицинская экспертиза, её предмет. Случаи обязательного проведения судебно-медицинской экспертизы по УПК РФ. Виды экспертизы. Порядок проведения и назначения экспертизы. Судебно-медицинская экспертиза на предварительном следствии и в суде по уголовным и гражданским делам. Объекты судебно-медицинской экспертизы. Судебно-медицинский эксперт, как процессуальная фигура и как специалист. Судебно-медицинский эксперт и врач-эксперт. Обязанности, права и ответственность эксперта. Пределы компетенции судебно-медицинского эксперта. Организация и структура судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации. Российский центр судебно-медицинской экспертизы. Структура и функции Бюро судебно-медицинской экспертизы субъектов федерации. Основные нормативные акты, регламентирующие деятельность судебно-медицинских учреждений и судебно-медицинских экспертов. Документация судебно-медицинской экспертизы и судебно-медицинских исследований. Заключение эксперта как источник доказательств по делам о преступлениях против личности. Поводы для судебно-медицинской экспертизы. Роль и участие судебно-медицинской службы РФ в решении задач системы здравоохранения по повышению качества лечебно-диагностической работы. Танатология Судебно-медицинское значение терминальных состояний. Клиническая, биологическая смерть. Мнимая смерть. Связь танатологии с реаниматологией. Проблема причинности в патологии. Понятие о причине смерти: основное заболевание (повреждение), осложнение (непосредственная причина смерти). Конкуренция причин смерти. Сопутствующие заболевания. Судебно-медицинская классификация смерти. Категории смерти: смерть ненасильственная (естественная, патологическая, скоропостижная) и насильственная. Род насильственной смерти: убийство, самоубийство, несчастный случай, Диагностика наступлений смерти, ее первоначальные признаки. Темпы умирания, морфология острой и агональной смерти. Использование трупных органов и тканей для трансплантации, создание «банков» органов и тканей. Правовые, морально-этические и медицинские аспекты пересадки внутренних органов. Ранние трупные изменения. Охлаждение трупа. Трупное высыхание. Трупные пятна, сроки их появления и динамика развития (стадии трупных пятен); отличие трупного пятна от кровоподтека. Состояние трупной крови. Гипостазы во внутренних органах. Трупное окоченение скелетной мускулатуры и внутренних органов. Причины трупного окоченения. Трупный аутолиз. Современные методы исследования трупных изменений и их использование для диагностики причины и давности наступления смерти. Судебно-медицинское значение ранних трупных изменений. Поздние трупные изменения. Гниение трупа, его сущность, условия возникновения и развития. Изменения трупа в связи с гниением. Гниение отдельных органов и тканей. Гниение на открытом воздухе, в земле и в воде. Условия, благоприятствующие или задерживающие развитие процессов гниения. Трупная фауна. Естественная консервация трупов (мумификация, образование жировоска, торфяное дубление, замерзание и др.). Искусственная консервация трупа. Судебно-медицинское значение поздних трупных изменений. Разрушение трупа насекомыми, животными и растениями. Умышленное разрушение трупов. ^ Поводы для судебно-медицинского исследования трупа. Задачи судебно-медицинского исследования трупа и его отличие от патологоанатомического вскрытия. Наружный осмотр трупа на месте его обнаружения. Правила и техника судебно-медицинского исследования трупа. Повторное исследование трупа. Эксгумация и судебно-медицинское исследование эксгумированного трупа. Особенности исследования гнилостно-измененных, замерзших, расчлененных, скелетированных трупов и трупов неизвестных лиц. Методы идентификации личности трупа (антропометрия, словесный портрет, дактилоскопия, особые приметы, фотосовмещение и др.). Исследование трупов новорожденных, особенности техники вскрытия. Признаки новорожденности, зрелости, доношенности, жизнеспособности и живорожденности младенца. Оценка проб на живорожденность. Установление продолжительности жизни младенца после рождения. Причины смерти: до родов, во время родов и после рождения. Внутриутробная асфиксия. Родовая травма. Способы детоубийства. Оставление младенца в беспомощном состоянии. Значение гистологического, рентгенологического исследований, метода электрофореза и эмиссионной спектрографии для установления живорожденности младенца. Социальные условия ликвидации детоубийства в РФ. Понятие о скоропостижной смерти, ее общемедицинское и следственное значение. Исследование трупов лиц, умерших скоропостижно, основные цели и задачи этого исследования. Причины и генез скоропостижной смерти взрослых и детей при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы, органов дыхания и пищеварения. Условия, сопутствующие наступлению скоропостижной смерти от сердечно-сосудистых заболеваний (психическая травма, физическое перенапряжение, алкогольная интоксикация, курение, влияние метеорологических факторов и т.д.). Особенности исследования трупа в случаях скоропостижной смерти от сердечно-сосудистых заболеваний (способы вскрытия сердца и исследования коронарных сосудов, установление типа кровообращения, раздельное взвешивание желудочков сердца, определение аневризмы при базальных субарахноидальных кровоизлияниях, изучение катамнестических данных и медицинских документов и др.) Морфологические признаки смерти от острой коронарной недостаточности и инфаркта миокарда. Скоропостижная смерть от острых инфекционных заболеваний и санитарно-эпидемиологические обязанности судебно-медицинского эксперта в этих случаях. Скоропостижная смерть при злокачественных новообразованиях, при паразитарных инвазиях, во время беременности и родов. Скоропостижная смерть при особых обстоятельствах (во время лечебных процедур, при занятиях спортом и др.), ее причины и распознание. Дополнительные методы исследования при судебно-медицинской экспертизе трупа (микроскопическое, гистологическое, гистохимическое, бактериологическое, вирусологическое, биохимическое, спектральное, ангиографическое, ботаническое и др.). ^ Конституция Российской Федерации и «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» о задачах здравоохранения и праве граждан на охрану здоровья. Организация лечебно-профилактической и медико-социальной помощи в Российской Федерации. Правовая основа и организация страховой медицины. Права и обязанности лечебных учреждений и граждан:
Понятие о биомедицинской этике. Клятва врача. ^ Врачебная этика и деонтология, их социально-историческая обусловленность. Правовые и морально-этические принципы медицинского обслуживания трудящихся в РФ. Основные вопросы медицинской этики и деонтологии. Понятие о врачебной тайне. Виды профессиональных правонарушений. Проступки медицинских работников. Оценка неблагоприятных исходов в медицинской практике (врачебные ошибки, ятрогенные заболевания, несчастные случаи). Должностные и профессиональные преступления медицинских работников, предусмотренные уголовным законодательством. Неоказание помощи больному. Незаконное производство абортов. Халатное, небрежное отношение к выполнению служебных обязанностей. Незаконное врачевание. Другие преступления медицинских работников (должностной подлог, нарушение правил установленных в целях борьбы с эпидемиями, незаконное экспериментирование на больных и др.). Порядок расследования и проведения судебно-медицинской экспертизы по делам медицинских работников; использование материалов таких экспертиз для повышения качества лечебно-профилактической помощи населению. Судебно-медицинская экспертиза по материалам дела. Порядок проведения таких экспертиз. ^ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» о социальной и правовой защите медицинских работников. Порядок приёма на работу и оформления трудового договора (контракта), перевода и увольнения медицинского работника. Заработная плата и компенсации. Регулирование рабочего времени и отдыха медицинского работника. Основные положения охраны труда медицинских работников. ^ Понятие о врачебной ошибке и несчастном случае в медицинской практике, источники и виды врачебных ошибок ─ объективные и субъективные, диагностические, тактические, технические, при организации медицинской помощи и ведении медицинской документации. Понятие о противоправных действиях (бездействии); правонарушение, проступок, преступление, общественная опасность, уголовная противоправность, наказуемость, административные, дисциплинарные и гражданско-правовые проступки. Квалифицирующие признаки преступления ─ умысел, неосторожность, легкомыслие, небрежность. Понятие о крайней необходимости применительно медицинской деятельности. Ответственность медицинских работников за причинение морального вреда. Юридическая ответственность медицинских и фармацевтических работников за должностные преступления. Понятие о должностном преступлении. Должностные лица в системе здравоохранения. Злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, присвоение полномочий должностного лица, получение и дача взятки, служебный подлог, халатность. Юридическая ответственность медицинских и фармацевтических работников за профессиональные правонарушения. Понятие о профессиональных правонарушениях применительно медицинских и фармацевтических работников:
Организация и проведение судебно-медицинской экспертизы по делам о профессиональных правонарушениях медицинских работников. Значение материалов судебно-медицинских экспертиз для анализа и профилактики дефектов в лечебно-диагностической работе медицинских учреждений. Рекомендуемая литература
Темы лекций и практических занятий электива (72 часа) «^ », проводимых для студентов лечебного и педиатрического факультета 6 курсов (XI-XII семестры) кафедрой судебной медицины лечебного факультета Место проведения занятий – кафедра судебной медицины, по адресам:
КАРТА
КАРТА
КАРТА число студентов в группе не более 12 человек (число групп без ограничений) Объём преподавания из расчёта 72 часов, из них 12 часов лекций, 32 часа практических занятий и 28 часов самостоятельной подготовки: ^
^
Профессор кафедры, ответственный за электив Шигеев С.В. 8 (985) 766-86-06 |
![]() |
Примерная программа дисциплины общественное здоровье и здравоохранение для студентов, обучающихся |
![]() |
Примерная программа дисциплины психиатрия и наркология для специальностей: 040100 Лечебное дело 040200 |
![]() |
Рабочая программа по патологической физиологии по специальностям «060101 лечебное дело» И«060101- |
![]() |
Методические рекомендации «Психология и педагогика. Содержание курса и методические рекомендации |
![]() |
Рабочая программа учебной дисциплины для специальности: 060101- лечебное дело, 060103- педиатрия |
![]() |
Рабочие учебные программы по английскому языку для специальностей 060101 − «Лечебное дело» 060103 |
![]() |
Рабочие учебные программы по латинскому языку и основам терминологии для специальностей 060101 − |
![]() |
Рабочая программа по эндокринологии для специальности 060101 ( 040100) лечебное дело факультет |
![]() |
Рабочая программа по внутренним болезням для специальности 060101(040100) лечебное дело факультет |
![]() |
Рабочая программа по внутренним болезням для специальности 060101 ( 040100) лечебное дело факультет |