|
Скачать 153.35 Kb.
|
ГОУ ВПО «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИСТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»Кафедра патологической физиологии
^ для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «Патология белой крови: лейкоцитозов и лейкопений» факультет фармацевтический III курс, V семестр Продолжительность занятия 2 академ. час. Составитель: ассист. Наход Е.В. Рецензент: проф. Маркелова Е.В. Владивосток, 2009 г. 1. Тема: «Патофизиология лейкоцитозов и лейкопений». 2. Мотивация: Кровь является внутренней средой организма и отражает физиологические и патологические его состояния, степень реактивности и устойчивости к действию факторов окружающей среды. Определение количественного состава лейкоцитов и лейкоцитарного профиля является обязательным методом исследования в практике врача любой специальности. ^ : изучить этиологию, патогенез различных видов лейкоцитозов, лейкопений; уметь дифференцировать нарушения показателей лейкограммы по клинико-лабораторным данным в разные периоды болезни. Уметь воспроизводить на подопытных животных отдельные виды патологии белой крови и оценивать количественные и качественные критерии. Знать правила работы с лейкограммой в клинике. Знать особенность белой крови у детей (пед. фак.); роль профессиональных вредностей в развитии патологии лейкоцитов (мпф). На основе изучения учебного материала формировать умение сопоставлять факты, делать выводы, развивать личностные качества. Стремиться использовать современные достижения науки, отечественных ученых. ^ 1.Лейкоцитозы. Определение понятия. Классификация. 2.Причины и механизмы развития физиологических лейкоцитозов. 3.Причины и механизмы развития патологических концентрационных лейкоцитозов. 4.Причины и механизмы развития продукционных лейкоцитозов. 5.Изменения лейкоцитарной формулы при различных лейкоцитозах. 6. Лейкемойдные реакции. Виды.Этиология. Патогенез. Лабораторная диагностика. 7.Лейкопении.Классификация.Этиология. Патогенез. Изменения лейкоцитарной формулы. 8.Агранулоцитозы. Этиология. Патогенез. Изменения лейкоцитарной формулы. 9.Клинические проявления и осложнения лейкопений. ^ : анализировать патогенетические механизмы различных видов лейкоцитозов и лейкопений с учетом динамики их развития и дифференцировать механизмы и проявления различных видов лейкозов и лейкопенийпо данным клинико-лабораторной диагностики. ^ – на всех этапах изучения учебной темы (при работе в учебной и научной библиотеках, при общении на практических занятиях и лекциях между студентами и преподавателем и т.д.), совершенствовать внимательность, пунктуальность, наблюдательность, доброжелательность и другие качества, необходимые врачу для успешной работы с пациентами, общении с коллегами и медицинским персоналом; – при общении друг с другом, преподавателями формировать элементы общения и профессиональное поведение на принципах медицинской этики и деонтологии. При этом обратить особое внимание на значение профессионального реестра речи; – при подготовке к практическим занятиям (изучение учебной и научной литературы), во время разбора теоретического материала и решении ситуационных задач уметь сопоставлять факты, делать выводы, т.е. формировать основы врачебного (логического) мышления; – помнить, что основы врачебного мышления включают в себя умение использовать знания при анализе конкретной ситуации с целью выделения главного (главного звена патогенеза, ведущих патогенетичесих факторов и др.) и выстраивать логическую систему причинно-следственных отношений в развитии патологии. При анализе патологического процесса или заболевания необходимо так же учитывать особенности индивидуальной реактивности, возможности механизмов резистентности и особенности конституции пациента. ^ План практического занятия
^ Подготовить к проверке материалы по самоподготовке (письменные ответы на вопросы домашнего задания, лекции по теме занятия) Сформулировать цель занятия Контроль исходного уровня знаний Обсуждение решения ситуационной задачи по учебной теме согласно ниже представленного алгоритма (см. п.5). Выполнить самостоятельное решение ситуационных задач в соответствии с алгоритмом: – на основании жалоб больного, объективных данных и лабораторных исследований обосновать вид (тип) патологического процесса; – указать возможные причины его развития и наличие неблагоприятных условий, способствующих развитию патологического процесса; – проанализировать механизмы развития патологического процесса с выделением главного звена патогенеза, цепи причинно-следственных связей, наличия и механизмов развития порочных кругов; – рассмотреть и обосновать механизмы развития клинических проявлений (симптомов и синдромов) и лабораторных данных патологического процесса; – оценить динамику и характер развития патологического процесса (острое и хроническое течение); – показать взаимосвязь между механизмами повреждения и защиты (основываясь на законе диалектики – «единства и борьбы противоположности»); – охарактеризовать степень «достаточности» защитно-приспособительных механизмов, обосновать их целесообразность в конкретной ситуации (руководствуясь принципом «относительной патогенности» механизмов защиты); – на основании анализа механизмов патогенеза и динамики развития патологического процесса обосновать его возможности исхода; – обосновать основы этиотропной и патогенетической профилактики и терапии лейкоцитозов и лейкопений. ^ 1. Виды лейкоцитов, их морфологию и основные функции (представление о лейконе). 2. Механизмы лейкопоэза, стадии созревания лейкоцитов. 3. Механизмы регуляции количества лейкоцитов. Факторы, стимулирующие и ингибирующие процессы пролиферации и дифференцировки гранулоцитов, моноцитов, лимфоцитов. 4. Стадии развития болезни. 5. Показатели лейкограммы у здоровых людей разных возрастных групп. ^
^ 1. Подготовить реферативные сообщения по теме занятия («Лейкоцитозы, классификация, причины возникновения, особенности патогенеза», «Лейкопении, классификация, особенности патогенеза, клинических проявлении и осложнений лейкопений») с использованием литературных источников (статьи мед. журналов, интернет-источники). 2. Составить ситуационные задачи по теме занятия, с приведением эталона ответа. Задачи принимаются в печатной форме и на эл. носителе. Их содержание и оформление осуществляется согласно общим критериям ситуационных задач по предмету патофизиология. ^
^ 1. острый аппендицит 2. краснуха 3.описторхоз 4. острый гнойный отит ^ 1. о ядерном сдвиге вправо 2. о ядерном сдвиге влево 3. о паразитарной инвазии ^ 1. лейкозы 2. лейкоцитозы 3. нейтропении 4. эозинофилии ^ 1. опухолевая активация лейкопоэза 2. генерализованные инфекции (тиф, корь) 3. стимуляция лейкопоэтинами гемопоэтического ростка 4. гемоконцентрация ^ 1. инфекционный (мононуклеоз, аденовирусная инфекция, ветрянка) 2. дистрофии печени 3. апластические анемии 4. миогенный лейкоцитоз ^ 1. гипорегенераторный 2. гипорегенераторный 3. дегенераторный 4. регенераторный 5. регенераторно-дегенераторный ^ 1. фагоцитируют микроорганизмы 2. реализуют гуморальное и клеточное звено иммунитета 3. продуцируют гистамин 4. инактивируют гистамин 5. презентируют антиген ^ 1. ретикулярные клетки 2. хелперы 3. плазматические клетки 4. супрессоры 5. нормальные киллеры ^ 1. накопление в крови агранулоцитов 2. резкое уменьшение в крови агранулоцитов 3. исчезновение в клетках специфической зернистости Тестовый контроль итогового уровня знаний: ^ а) перераспределение лейкоцитов в сосудах; б) чрезмерное разрушение лейкоцитов в органах гемопоэза; в) гемоконцентрация; г)гемодилюция; д)повышенное образование опухолевых лейкоцитов 1)а,в,д 2)а,б,в 3)б,г,д 4)б,в,г 5)б,в,д ^ а)эозинофильная, б) нейтрофильная, в)моноцитарная, г) миелоцитарная, д)лимфоцитарная 1)а,в,д 2)а,б,в 3)б,г,д 4)б,в,г 5)б,в,д ^ а) септические процессы, б) скарлатина, в) фиброз красного костного мозга, г) продромальная фаза острого инфекционного процесса, д) гипотиреоидные состояния 1)а,в,д 2)а,б,в 3)б,г,д 4)а,в,г 5)б,в,д ^ а)снижение противоинфекционной резистентности, б) снижение противоопухолевой резистентности, в) снижение фагоцитарной реакции, г) изменение контура лейкоцитов, д) увеличение уровня палочкоядерных нейтрофилов 1)а,в,д 2)а,б,в 3)б,г,д 4)а,в,г 5)б,в,д ^ а)защитно-приспособительный, б) статистический, в) пищеварительный, г)лейкоцитоз беременных, д) медикоментозный 1)а,в,д 2)а,б,в 3)б,г,д 4)а,в,г 5)б,в,г
1)а,б,г,е 2)а,в,г,д 3)б,в,е,д 4)в,е,д,ж 5)а,б,в,ж ^ а)лейкоцитоз, б)лейкопения, в)отсутствие изменений в лейкоформуле, г) нейтрофилия со сдвигом влево, д) нейтрофилия со сдвигом вправо, е)эозинофилия, ж)нейтропения, з)моноцитоз, и) моноцитопения, к) лимфоцитоз 1)а,е,к 2)а,в,г 3)б,в,е 4)е,д,ж 5)а,в,ж 8. ^ а)лейкоцитоз, б)лейкопения, в)отсутствие изменений в лейкоформуле, г) нейтрофилия со сдвигом влево, д) нейтрофилия со сдвигом вправо, е)эозинофилия, ж)нейтропения, з)моноцитоз, и) моноцитопения, к) лимфоцитоз 1)а,е,з,к 2)а,в,г,е 3)б,в,е,ж 4)е,д,ж,и 5)а,в,ж,к ^ а)киллеры, б)плазматические клетки, в)клетки памяти, г)ретикулярные клетки, д)естественные киллеры, е) хелперы, ж) супрессоры 1)а,е,з,е 2)а,в,е,ж 3)б,в,е,ж 4)е,д,ж,и 5)а,в,г,ж ^ а)макрофаги, б)миелоциты, в)сегментоядерные нейтрофилы, г)метамиелоциты, д) палочкоядерные нейтрофилы, е)плазматические клетки, ж)промиелоциты. 1)а,е,з,к 2)а,б,е,ж 3)б,в,е,ж 4)б,г,д,ж 5)а,в,е,ж Ситуационная задача. 65-летняя женщина была доставлена в отделение неотложной помощи с диагнозом ангина, фебрильная лихорадка. За 4 месяца до этого терапевтом был выставлен диагноз гипертиреоз (повышенние функциональной активности щитовидной железы). Больная получала пропилтиоурацил в дозе 300 мг/день. Она регулярно принимала лекарство, ей ежемесячно контролировали лейкограмму. Последнее исследование было выполненно за 2 недели перед поступлением в стационар. Изменений выявленно не было. В течение трех дней до госпитализации отмечалась боль во рту и горле, озноб. Температура тела составила 39,1 ОС. При поступлении: температура 39,4 ОС, пульс 120 уд/мин, ч.д. 22 уд/мин. Ротовая полость, нёбо, задняя стенка глотки резко гиперемированы, миндалины увеличены, гиперемированы, рыхлые. На слизистой оболочке видны язвы диаметром 0,5 см, некоторые из них с густым экссудатом. В легких дыхание везикулярное. Хрипов нет. Живот мягкий, безболезненный. Стул, диурез в норме. В клиническом анализе крови показатели гемоглобина, эритроцитов и тромбоцитов находятся в пределах нормы. Лейкограмма: Лейкоциты – 0,98*109 /л. Лейкоцитарная формула – палочкоядерные нейтрофилы – 2%, сегментоядерные нейтрофилы – 5%, лимфоциты – 81%, моноциты – 10%, эозинофиллы- 2%.^3.Каковы механизмы развития этого патологического состояния? Эталон ответа задачи: Результаты клинического анамнеза крови свидетельствуют о развитии абсолютной лейкопении, а именно агранулоцитоза. Причиной, вероятно, явился длительный прием лекарственного препарата пропилтиоурацила в высокой дозе. Механизм – токсическое действие препарата на гранулоцитозный росток костномозгового кроветворения, не исключено участие иммунопатологического механизма (цитотоксического). 7.5. Источники информации: Список рекомендуемой литературы:
Дополнительная: 1. Зайчик А.Ш.,Чурилов Л.П. Механизмы развития болезней и синдромов . - «Элсби-СПБ».- Санкт-Петербург- 2002г., С. 624 2. Шиффман Ф.Д. Патофизиология крови. – СПб.: Бином, 2000. – с.283-306. 3. Войнов В.А. Атлас по патологической физиологии: Учебное пособие. – М.: «Медицинское информационное агентство», 2004. – 218 с. 4. Патофизиология в рисунках, таблицах и схемах / Под ред. В.А. Фролова, Г.А. Дроздовой, Д.П. Билибина. – М.: «Медицинское информационное агентство», 2003. – 392 с. 5. Патофизиология и физиология в вопросах и ответах / Л.З. Тель, С.П. Лысенков, Н.Г. Шарипова, С.А. Шастун. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 512 с. 6. Фролов В.А., Билибин Д.П. Общая патофизиология: Электронный курс по патофизиологии. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. – 176 с. 7. Зайко Н.Н. Патологическая физиология. - Киев: Высшая школа, 1985. - 220 с. 9.Маянский Д.М., Маянский М.Н. Очерки о нейтрофиле и макрофаге. - Новосибирск: Наука, 1987. - 126 с. |