ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины
ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ
Рекомендуется для направлений подготовки специальностей:
060101 Лечебное дело
Квалификация (степень) выпускника: «специалист»
1. Цели и задачи изучения дисциплины:
Цель – анатомо-хирургическая подготовка студентов, необходимая для последующих занятий на клинических кафедрах и при самостоятельной врачебной деятельности.
Задачи:
формирование у студентов знаний топографической анатомии областей, органов и систем, обратив особое внимание на клинически важные анатомо-функциональные особенности детского возраста.
формирование у студентов умений применять полученные топографо-анатомические знания для обоснования диагноза, объяснения особенностей течения патологических процессов, решения диагностических и оперативно-хирургических задач.
овладение студентами элементарными оперативными действиями и некоторыми типовыми хирургическими приемами.
^
Дисциплина «Топографическая анатомия и оперативная хирургия» относится к циклу Математических, естественнонаучных дисциплин.
Основные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения дисциплины формируются:
в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика, психология и педагогика, история медицины, латинский язык;
в цикле математических, естественнонаучных дисциплин, в том числе: физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия; нормальная физиология; микробиология, вирусология; иммунология;
в цикле профессиональных дисциплин, в том числе: гигиена; пропедевтика внутренних болезней; дерматовенерология; общая хирургия, лучевая диагностика; безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф.
Является предшествующей для изучения дисциплин: патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия; медицинская реабилитация; неврология, медицинская генетика, нейрохирургия; оториноларингология; офтальмология; судебная медицина; акушерство и гинекология; педиатрия; пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика; факультетская терапия, профессиональные болезни; госпитальная терапия, эндокринология; фтизиатрия; поликлиническая терапия; общая хирургия, лучевая диагностика; анестезиология, реанимация, интенсивная терапия; факультетская хирургия, урология; госпитальная хирургия, детская хирургия; стоматология; онкология, лучевая терапия; травматология, ортопедия.
^
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:
способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способности и готовности реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);
способности и готовности выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);
способности и готовности к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
способности и готовности проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5);
способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка, для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16);
способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 31).
способности и готовности к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
общий принцип послойного строения человеческого тела;
топографическую анатомию конкретных областей;
клиническую анатомию внутренних органов, клетчаточных пространств, сосудисто-нервных образований, костей и крупных суставов, слабых мест брюшной стенки;
коллатеральное кровообращение при нарушении проходимости магистральных кровеносных сосудов;
зоны двигательной и чувствительной иннервации крупными нервами;
возрастные особенности строения, формы и положения органов;
наиболее частые встречаемые пороки развития – их сущность и принципы хирургической коррекции;
показания, технику выполнения простых экстренных хирургических вмешательств: хирургическим инструментарием;
первичная хирургическая обработка ран;
шейная вагосимпатическая блокада по А.В.Вишневскому;
резекционной трепанация черепа;
трахеостомия;
вскрытие абсцесса молочной железы;
ушивание проникающей раны плевральной полости;,
аппендэктомии;
ушивание раны брюшной стенки;
сущность операции, показания, основные этапы более сложных экстренных и плановых хирургических вмешательств:
костно-пластическая трепанация черепа;
радикальная мастэктомия;
ушивание раны сердца;
ревизия органов брюшной полости;
резекция кишки;
формирование желудочно-кишечных анастомозов;
пилоропластика по Фреде-Рамштедту;
резекция желудка по способу Бильрот -1;
резекция желудка по способу Бильрот-2;
резекция желудка по способу в модификации Гофмейстера-Финстерера;
гастростомия по Штамму и Кадеру;
холецистэктомия;
спленэктомии;
нефрэктомии;
формирование желчнопузырного свища;
шов печени;
формирование свища мочевого пузыря;
основные этапы ампутации конечностей;
операции по поводу нарушенной внематочной беременности.
Уметь:
использовать знания по топографической анатомии:
для обоснования диагноза;
для выбора рационального доступа;
для способа хирургического вмешательства;
для предупреждения интраоперационных ошибок и осложнений, обусловленных возрастными и топографоанатомическими особенностями области;
пользоваться общим и некоторым специальным хирургическим инструментарием;
выполнять на биологическом (учебном) материале отдельные хирургические приемы и операции:
послойное разъединение мягких тканей:
кожи;
подкожной клетчатки;
фасции;
мышц;
париетальной брюшины;
завязать простой (женский) узел;
морской узел;
двойной хирургический узел
аподактильный узел;
послойно зашивать кожную рану;
наложить швы на рану мышцы;
снять кожные швы;
выполнить тазовую блокаду по Школьникову-Селиванову;
выполнить венесекцию;
обнажить: плечевую; лучевую; локтевую артерии;
сшить нерв; сухожилие;
перевязать кровеносный сосуд;
выполнить экзартикуляцию фаланг пальцев кисти и стопы;
ушить рану желудка, тонкой кишки;
сделать разрез для вскрытия панариция;
сделать разрезы для вскрытия флегмон кисти;
сделать разрезы для вскрытия флегмон стопы.
^
Общая трудоемкость дисциплины составляет _ зачетных единиц.
^
|
Всего
часов / зачетных единиц
|
Семестр
|
VI
|
VII
|
^
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
Лекция (Л)
|
|
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
Семинары (С)
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
^
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
Расчетно-графические работы
|
|
|
|
Рефераты
|
|
|
|
Подготовка к экзамену и работа с биологическим материалом
|
|
|
|
^
|
Экзамен
|
|
|
^
часов
зачетных единиц
|
|
|
|
|
^
№
п/п
|
Наименование
раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Введение. Предмет и задачи топографической анатомии и оперативной хирургии
|
Предмет и задачи топографической анатомии и оперативной хирургии, место дисциплины в системе высшего медицинского образования. Роль российских ученых в становлении и развитии отечественной школы топографической анатомии и оперативной хирургии. Отечественные школы топографо-анатомов и хирургов. Основные понятия топографической анатомии: область и ее границы, проекция анатомических образований на поверхность, голотопия, скелетотопия, синтопия органов, фасциальные влагалища, сосудисто-нервные образования, клетчаточные пространства, коллатеральное кровообращение. Учение об индивидуальной изменчивости органов и систем человека. Современные методы исследования топографической анатомии в клинических условиях и на трупе человека.)
|
|
|
Оперативная хирургия и ее задачи. Учение о хирургических операциях. Классификации хирургических операций. Элементарные хирургические действия, хирургические приемы, этапы операции. Хирургический инструментарий, и его классификация, современная диагностическая и лечебная аппаратура. Характеристика шовного материала. Способы местного обезболивания.
Общие принципы первичной хирургической обработки ран. Понятия о симультанных, микрохирургических, эндоскопических, эндоваскулярных, косметических и эстетических операциях.
Особенности операций у детей.
Общие принципы пересадки органов и тканей: ауто-, изо-, алло- и ксенотрансплантация.
Способы свободной пересадки кожи.
Понятие о пересадке органов, подборе пар допор-рецепиент, об иммунологической реакции отторжения трансплантата и способах ее подавления.
Понятие об искуственных органах и эндопротезировании.
|
2.
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия конечностей.
2.1. Топографическая анатомия верхней конечности.
Надплечье: подключичная, дельтовидная, лопаточная, подмышечная области.
Области плеча, локтя, предплечья и кисти.
Плечевой, локтевой и лучезапястный суставы.
2.2. Топографическая анатомия нижней конечности.
Ягодичная область, области бедра, колена, голени, стопы. Тазобедренный, коленный и голеностопный суставы.
|
Общая характеристика областей у взрослых и детей. Границы, области, внешние ориентиры: костные выступы, борозды, ямки, складки кожи, проекция органов и сосудисто-нервных образований на поверхность кожи.
Топографо-анатомические слои:
а) кожа: толщина, подвижность, выраженность волосяного покрова, направление кожных линий Лангера, иннервация сегментами спинного мозга и кожными нервами;
б) подкожная клетчатка: выраженность, деление на слои, кровеносные сосуды и нервы;
в)поверхностная фасция: выраженность, особенности анатомического строения;
г) собственная фасция: особенности анатомического строения, мышечно-фасциальные ложа;
д) мышцы: деление на группы ( и/или слои), межмышечные клетчаточные пространства, распространение гнойных затеков, сухожильно-связочные образования межмышечные пространства, борозды, отверстия, каналы и их содержимое;
е) кости и крупные суставы: суставные поверхности, капсула сустава, слизистые сумки и завороты, слабые места, прилегающие к капсуле сустава сосудисто-нервные образования и сухожилия мышц. Слабые места в капсуле сустава.
Сосудисто-нервные пучки: состав, источники их формирования и синтопия элементов, ветви, анастомозы. Зоны чувствительной и двигательной иннервации.
Регионарные лимфатические узлы.
Коллатеральное кровоснабжение конечностей. Поверхностная и глубокая система вен.
Положение отломков при переломах костей верхней и нижней конечности. Особенности строения и переломов трубчатых костей у детей.
|
|
2.3. Оперативная хирургия верхней и нижней конечностей
|
1. Принципы и техника первичной хирургической обработки ран конечностей. Операции при гнойных заболеваниях мягких тканей. Разрезы при флегмонах кисти и панарициях. Вскрытие флегмон надплечья, плеча, предплечья, ягодичной области, бедра, голени и стопы.
2. Операции на сосудах. Анатомо-физиологическое обоснование. Хирургический инструментарий и аппаратура. Венепункция и венесекция. Катетеризация магистральных сосудов. Перевязка сосудов в ране и на протяжении. Сосудистый шов, пластические и реконструктивные операции на сосудах, эндоваскулярная хирургия, операции при аневризмах, при варикозном расширении вен и посттромбофлебитическом синдроме. Понятие о микрохирургической технике в сосудистой хирургии.
3. Операции на нервах и сухожилиях. Блокада нервных стволов и сплетений, шов нерва, понятие о невротомии, невролизе, неврэктомии и пластических операциях на нервах. Шов сухожилий по Ланге, Кюнео, Казакову, адаптационный шов по Бенелю и Пугачеву.
4. Операции на суставах. Пункция и артротомия плечевого, локтевого, лучезапястного, тазобедренного, коленного и голеностопного суставов, артротомия плечевого и коленного суставов.
5. Операции на костях. Понятия об остеотомии, резекции кости, операции при остеомиелите трубчатых костей конечностей. Скелетное вытяжение, остеосинтез: экстрамедулярный, интрамедулярный и внеочаговый. Операции по поводу врожденных пороков развития конечностей: синдактилии, врожденного вывиха бедра, косолапости.
6. Ампутации конечностей. Общие принципы усечения конечностей. Виды ампутаций в зависимости от времени выполнения, формы разреза, состава тканей, входящих в состав лоскутов. Методы обработки сосудов, нервов, кости и надкостницы. Основные этапы операции, принципы формирования ампутационной культи. Порочная культя. Особенности ампутации у детей. Усечения пальцев кисти. Кинематизация (фалангизация) культи предплечья и кисти. Реплантация пальцев кисти и стопы.
|
3.
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия головы.
3.1. Топографическая анатомия мозгового отдела головы
|
1. Границы, области: лобно-теменно-затылочная, височная, область сосцевидного отростка. Слои и их характеристика, сосуды и нервы, клетчаточные пространства. Строение костей свода черепа и сосцевидного отростка у взрослых и у детей.
2. Наружное и внутреннее основание черепа. Содержимое полости черепа: головной мозг: полушария большого мозга: доли, борозды, извилины; мозговой ствол, черепно-мозговые нервы и их топография. Оболочки головного мозга. Эпидуральное и подоболочечные пространства. Особенности артериального кровоснабжения и венозного оттока от головного мозга, ликворная система головного мозга. Схемы черепно-мозговой топографии. Хирургическая анатомия врожденных мозговых грыж и гидроцефалии.
|
|
3.2. Топографическая анатомия лицевого отдела головы.
|
1. Боковая область лица. Слои мягких тканей и их топографо-анатомическая характеристика. Жировое тело щеки. Артериальное кровоснабжение областей лица и венозный отток, иннервация. Проекция ветвей лицевого нерва, протока околоушной железы, мест выхода ветвей тройничного нерва из костных каналов. Регионарные лимфатические узлы лица.
2. Околоушножевательная область. Занижнечелюстная ямка, околоушная железа, сосудисто-нервные образования, окологлоточные клетчаточные пространства. . 3.Глубокая область лица. Крыловидное венозное сплетение и его роль в гематогенном пути распространения инфекции. Верхнечелюстная артерия, нижнечелюстной нерв и их ветви, клетчаточные пространства, распространение гнойных затеков в соседние области. Подглазничная и подподбородочная области.
|
|
3.3. Оперативная хирургия головы.
|
1. Анатомо-физиологическое обоснование оперативных вмешательств на мозговом отделе головы, хирургический инструментарий и аппаратура.
2.Первичная хирургическая обработка непроникающих и проникающих ран. Способы остановки кровотечения при повреждении мягких тканей, костей свода черепа, средней артерии твердой мозговой оболочки, венозных пазух, сосудов мозга.
3.Резекционная и костно-пластическая трепанации черепа, операции при вдавленных переломах черепа у детей, пластика дефектов костей свода черепа, трепанация сосцевидного отростка. Понятие о хирургическом лечении абсцессов мозга, о дренирующих операциях при гидроцефалии, краниостенозе, врожденных черепно-мозговых грыжах, о стереотаксических операциях на головном мозге.
4.Первичная хирургическая обработка ран челюстно-лицевой области.
5.Вскрытие флегмон челюстно-лицевой области.
6. Понятие о косметических и эстетических операциях на лице.
|
4.
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия шеи.
4.1. Топографическая анатомия шеи
|
1. Топографическая анатомия треугольников шеи и межмышечных промежутков.
2.Клиническая анатомия органов шеи: гортани, глотки, пищевода, трахеи, щитовидной, паращитовидных и поднижнечелюстных желез.
3. Хирургическая анатомия врожденных пороков: срединных и боковых кист и свищей, мышечной кривошеи.
|
|
4.2.Оперативная хирургия шеи.
|
1. Анатомо-физиологическое обоснование хирургических вмешательств на шее. Хирургический инструментарий.
2. Первичная хирургическая обработка ран. Шейная вагосимпатическая блокада по А. В. Вишневскому, блокада плечевого сплетения по Куленкампфу, пункция и катетеризация подключичной вены. Обнажение и катетеризация грудного протока.
3. Доступы к сонным и подключичным артериям. Пластические и реконструктивные операции на сонных, подключичных и позвоночных артериях.
4. Операции на трахее, щитовидной железе, пищеводе. Операции при деформациях шеи, врожденных свищах и кистах шеи. Косметические операции на шее.
5. Вскрытие поверхностных и глубоких флегмон шеи.
|
5.
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия груди.
5.1. Топографическая анатомия груди.
|
1. Грудная стенка. Границы, внешние ориентиры, проекция плевры, органов, клапанов сердца, аорты, легочного ствола и крупных сосудов на грудную стенку. Индивидуальные, половые, возрастные различия формы груди.
2. Диафрагма, ее строения, слабые места диафрагмы. Особенности грудной стенки у детей; пороки развития грудной клетки.
3. Молочная железа: ее строение, клетчаточные пространства, кровоснабжение, иннервация, регионарные лимфатические узлы. Пороки развития молочной железы.
4. Грудная полость. Плевральные полости, синусы, межплевральные поля, легкие, трахея и бронхи.
5. Средостение, границы, деление. Клиническая анатомия вилочковой железы, сердца, грудной аорты, легочного ствола, полых вен. Врожденные пороки сердца и сосудов: открытый артериальный проток, коарктация аорты, дефекты межпредсердной и межжелудочковой перегородок, стеноз легочной артерии. Клиническая анатомия трахеи, бронхов,клиническая анатомия органов и сосудов заднего средостения.
|
|
5.2. Оперативная хирургия груди.
|
1. Анатомо-физиологическое обоснование оперативных вмешательств. Хирургический инструментарий и аппаратура.
2. Операции на молочной железе при злокачественных и доброкачественных опухолях. Понятие о пластических и эстетических операциях на молочной железе. Разрезы при гнойных маститах.
3. Пункция плевральной полости. Виды торакотомий. Оперативные вмешательства при проникающих ранениях грудной клетки и клапанном пневмотораксе.
4. Понятия о хирургических способах лечения лечение острой и хронической эмпиемы плевры и абсцессов легких. Понятие о пульмонэктомии, лобэктомии, сегментэктомии.
5. Внеплевральный и чрезплевральные доступы к сердцу. Пункция перикарда, перикардиотомия. Шов сердца. Принципы операций при врожденных и приобретенных пороках сердца и крупных сосудов, при ишемической болезни сердца. Понятие об экстракорпоральном кровообращении и пересадке сердца.
6. Доступы к вилочковой железе.
7. Удаление инородных тел из пищевода. Бужирование пищевода. Оперативные доступы к грудному отделу пищевода. Понятие о трансплевральной резекции пищевода, о современных способах эзофагопластики. Понятие об операциях по поводу стеноза, атрезии пищевода и трахеально-пищеводных свищах у детей. Вскрытие гнойных медиастинитов.
|
6.
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия живота.
6.1.Передняя боковая стенка живота и диафрагмы.
|
Границы, внешние ориентиры, проекция органов и сосудисто-нервных образований у взрослых и у детей. Индивидуальные и возрастные различия форм живота. Отделы живота: передняя боковая стенка, брюшная полость, поясничная область и забрюшинное пространство. Диафрагма, её строение, слабые места диафрагмы.
|
|
6.2. Оперативная хирургия передней боковой стенки живота.
|
Топографическая анатомия: белой линии живота, прямых мышц и боковой стенки живота. Топографо-анатомические предпосылки образования грыж белой линии живота, пупочных, паховых. Хирургическая анатомия грыж живота: пупочных, косых, прямых паховых, скользящих, врожденных. Послеоперационные грыжи. Пороки развития передней брюшной стенки: свищи пупка, грыжи пупочного канатика.
1. Анатомо-физиологическое обоснование оперативных вмешательств. Хирургический инструментарий и аппаратура.
2. Операции по поводу грыж передней брюшной стенки: паховых, бедренных, пупочных, пупочного канатика, белой линии живота.
3. Новокаиновая блокада семенного канатика и круглой связки матки. Пункция живота (парацентез), лапароскопия, трансумбилькальная портогепатография, спленопортография.
4. Лапаротомия, виды и их сравнительная оценка. Косметические операции на передней брюшной стенке.
|
|
6.3. Топографическая анатомия брюшной полости.
|
Строение и функция брюшины, этажи,сумки,пазухи, каналы, карманы. Клиническая анатомия брюшного отдела пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки, тонкой и толстой кишок, печени, желчного пузыря и внепеченочных желчных протоков, селезенки, поджелудочной железы. Особенности артериального кровоснабжения органов и венозного оттока крови. Иннервация органов, регионарные лимфатические узлы.
|
|
6.4. Оперативная хирургия брюшной полости
|
1. Ревизия брюшной полости при проникающих ранениях. Теоретические основы и способы наложения кишечных швов. Резекция петель тонкой и толстой кишок с анастомозами "конец в конец", "бок в бок", "конец в бок". Аппендэктомия и особенности ее выполнения у детей, удаление Меккелева дивертикула. Каловый свищ, противоестественное заднепроходное отверстие. Операции при мегаколон и болезни Гиршпрунга.
2. Операции на желудке. Ушивание прободной язвы, гастротомия, гастростомия, гастроентеростомия, резекция желудка по Бильрот-1 и Бильрот-2, по Гофмейстеру-Финстереру, ваготомия, дренирующие операции. Хирургическое лечение врожденного пилоростеноза.
3. Операции на печени и желчных путях. Блокада круглой связки печени, шов раны печени, анатомическая и атипическая резекция печени; понятие о хирургическом лечение абсцессов печени; портальной гипертензии. Холецистэктомия, холецистостомия, формирование билиодигестивных анастомозов. Операции при атрезиях желчных протоков. Понятие о пересадки печени.
4. Операции на селезенке. Шов селезенки, спленэктомия, аутотрансплантация селезенки при травматических повреждениях.
5. Операции на поджелудочной железе Доступы к поджелудочной железе. Понятия об операциях при остром и хроническом панкреатите, абсцессах и кистах.
|
7.
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия поясничной области и забрюшинного пространства.
7.1.Топографическая анатомия поясничной области и забрюшинного пространства.
|
1. Границы, внешние ориентиры. Проекция органов и крупных сосудов забрюшинного пространства на кожу передней брюшной стенки и поясничной области. Индивидуальные и возрастные особенности. Срединные и боковые отделы, слои и их характеристика, сосуды, нервы. Слабые места, клетчаточные пространства. Регионарные лимфатические узлы
2. Киническая анатомия почек, надпочечников и мочеточников. Особенности формы, размеров и положения органов у детей. Пороки развития почек и мочеточников.
3. Топографическая анатомия брюшного отдела аорты, нижней полой вены, парной и полунепарной вен, грудного протока, поясничного сплетения и его нервов, симпатических стволов и сплетений.
|
7.2. Оперативная хирургия поясничной области и забрюшинного пространства.
|
1. Анатомо-физиологическое обоснование операций на поясничной области и забрюшинном пространстве. Хирургический инструментарий и аппаратура.
2. Новокаиновая паранефральная блокада. Шов почки, резекция почки, нефропексия, пиелотомия, нефрэктомия. Понятие о трансплантации почек, об аппарате "искусственная почка", способах лечения нефрогенной гипертонии.
3. Шов мочеточника, пластические операции при дефектах мочеточников, операции при врожденных пороках развития почек и мочеточников.
4. Вскрытие гнойно-воспалительных очагов поясничной области и забрюшинного пространства.
|
8.
|
Малый таз и промежность.
8.1. Топографическая анатомия малого таза
|
1. Индивидуальные, половые и возрастные особенности строения стенок таза и тазового дна. Этажи малого таза. Ход брюшины в мужском и женском тазу, фасции и клетчаточные пространства таза. Внутренние подвздошные сосуды, крестцовое сплетении, лимфатический аппарат.
2. Клиническая анатомия мочевого пузыря, предстательной железы, семенных пузырьков, семявыносящих протоков, матки и ее придатков, мочеточников, прямой кишки, висцеральные и пристеночные клетчаточные пространства, Особенности строения, формы и положения органов малого таза у детей. Хирургическая анатомия пороков развития органов малого таза.
|
8.2. Топографическая анатомия промежности.
|
Границы, области. Мочеполовой и анальный треугольники: слои и их характеристика, сосудисто-нервные образования и клетчаточные пространства. Наружные половые органы у мужчин и женщин. Промежностная часть прямой кишки, особенности артериального кровоснабжения и венозного оттока, регионарные лимфатические узлы. Хирургическая анатомия пороков развития промежности.
|
8.3. Оперативная хирургия малого таза и промежности.
|
1. Анатомо-физиологическое обоснование оперативных вмешательств. Хирургический инструментарий и аппаратура.
2. Блокада полового нерва, внутритазовая блокада по Школьникову-Селиванову.
3. Операции на мочевом пузыре: пункция мочевого пузыря, цистотомия, цистостомия, ушивание ран пузыря. Понятие о пластике мочевого пузыря, об операциях по поводу экстрофии и дивертикуле мочевого пузыря.
4. Операции на предстательной железе по поводу аденомы и рака предстательной железы.
5. Пункция прямокишечно-маточного углубления, кольпотомия, операции при нарушенной внематочной беременности.
6. Операции по поводу геморроя, выпадения прямой кишки и атрезий кишки и анального отверстия.
7. Операции при неопущении яичка; водянке оболочек яичка и семенного канатика, при фимозе и параофимозе. Понятие об операциях при мужском и женском бесплодии.
8. Дренирование флегмон таза.
|
9.
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия позвоночника.
9.1. Топографическая анатомия позвоночника
|
Отделы, внешние ориентиры. Позвоночник и позвоночный канал. Индивидуальные и возрастные отличия позвоночника и спинного мозга. Спинной мозг, оболочки, нервные корешки. Скелетотопия спинальных сегментов. Кровоснабжение, венозный отток. Хирургическая анатомия пороков развития позвоночника и спинного мозга.
|
9.2. Оперативная хирургия позвоночника.
|
Анатомо-физиологическое обоснование оперативных вмешательств. Хирургический инструментарий и аппаратура. Спинномозговая пункция. Ламинэктомия. Хирургические способы фиксации позвоночника при переломах. Реконструктивные и стабилизирующие операции на позвоночнике. Операции при аномалиях развития позвоночника, спинномозговых грыжах.
|
^
№п/п
|
Наименование обеспечиваемых
(последующих) дисциплин
|
№ № разделов данной дисциплины,
необходимых для изучения обеспечиваемых
(последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1.
|
Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2.
|
Педиатрия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
3.
|
Общая хирургия, лучевая диагностика
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
4.
|
Факультетская хирургия, урология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
5.
|
Госпитальная хирургия, детская хирургия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
6.
|
Онкология, лучевая терапия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
7.
|
Госпитальная хирургия, детская хирургия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
8.
|
Отоларингология
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
9.
|
Офтальмология
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
10.
|
Стоматология
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
11.
|
Медицинская реабилитация
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
12.
|
Неврология, медицинская генетика, нейрохирургия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
13.
|
Травмотология и ортопедия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
14.
|
Акушерство и гинекология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
15.
|
Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
16.
|
Факультетская терапия, профессиональные болезни
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
17.
|
Поликлиническая терапия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
18.
|
Госпитальная терапия, эндокринология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
19.
|
Фтизиатрия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
20.
|
Судебная медицина
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
21.
|
Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
^
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Л
|
ПЗ
|
ЛЗ
|
С
|
СРС
|
Всего
часов
|
1.
|
Введение. Предмет и задачи топографической анатомии и оперативной хирургии
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия конечностей
|
|
|
|
|
|
|
3.
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия головы
|
|
|
|
|
|
|
4.
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия шеи
|
|
|
|
|
|
|
5.
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия груди
|
|
|
|
|
|
|
6.
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия живота
|
|
|
|
|
|
|
7.
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия поясничной области и забрюшинного пространства
|
|
|
|
|
|
|
8.
|
Малый таз и промежность
|
|
|
|
|
|
|
9.
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия позвоночника
|
|
|
|
|
|
|
^
Семинары не предусмотрены
№
п/п
|
№ раздела
дисциплины
|
Тематика практических занятий (семинаров)
|
Трудоемкость (час)
|
VI
|
VII
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1.
|
|
Общая хирургическая техника. Первичная хирургическая обработка раны
|
|
|
2.
|
|
Топографическая анатомия верхней конечности
|
|
|
3.
|
|
Топографическая анатомия областей локтя, предплечья, кисти, локтевого сустава, лучезапястного сустава
|
|
|
4.
|
|
Топографическая анатомия нижней конечности: ягодичной области, тазобедренного сустава, области бедра, бедренного приводящего канала.
|
|
|
5.
|
|
Топографическая анатомия колена, голени, стопы, коленного сустава, голеностопного сустава.
|
|
|
6.
|
|
Операции на кровеносных сосудах и нервах конечностей. Шов сухожилия
|
|
|
7.
|
|
Операции при гнойных заболеваниях мягких тканей и суставов конечностейконечностей
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
8.
|
|
Операции на костях. Ампутации и экзартикуляции
|
|
|
9.
|
|
Топографическая анатомия мозгового отдела головы
|
|
|
10.
|
|
Топографическая анатомия лицевого отдела головы
|
|
|
11.
|
|
Операции на голове
|
|
|
12.
|
|
Топографическая анатомия шеи
|
|
|
13.
|
|
Операции на шее
|
|
|
14.
|
|
Топографическая анатомия грудной стенки и легких
|
|
|
15.
|
|
Топографическая анатомия средостения
|
|
|
16.
|
|
ОПХ груди
|
|
|
17.
|
|
Топографическая анатомия живота. Операции при наружных грыжах живота
|
|
|
18.
|
|
Топографическая анатомия брюшной полости.
|
|
|
19.
|
|
Операции на толстой и тонкой кишках
|
|
|
20.
|
|
Операции на желудке
|
|
|
21.
|
|
Операции на печени, желчном пузыре.
|
|
|
22.
|
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия поясничной области и забрюшинного пространства
|
|
|
23.
|
|
Топографическая анатомия и оперативная хирургия таза
|
|
|
^
а) основная литература
Топографическая анатомия и оперативная хирургия. Под редакцией акад. РАМН, проф. Ю.М. Лопухина. I т. М., 2006; II т. М., 2007 г.
Ситуационные задачи по оперативной хирургии и топографической анатомии с эталоном ответов. Под редакцией проф. В.Г. Владимирова. М., РГМУ, 2003.
Оперативная хирургия и топографическая анатомия в элементах программированного обучения и контроля знаний. Под редакцией проф. В.Г. Владимирова. М., РГМУ, 2008.
б) дополнительная литература
Комплект цветных плакатов (таблиц) по топографической анатомии. Под редакцией Ю.М. Лопухина
в) программное обеспечение - общесистемное и прикладное программное обеспечение.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы - Интернет ресурсы, отвечающие тематике дисциплины.
^
Учебные аудитории, экспериментальная операционная, учебные лаборатории, комплект хирургических инструментов, сшивающая хирургическая аппаратура, эндоскопические инструменты, наркозные аппараты.
Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, слайдоскоп, видеомагнитофон, ПК, видео- и DVD проигрыватели, мониторы. Наборы слайдов, таблиц, мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины. Видеофильмы. Доски.
^
Обучение складывается из аудиторных занятий (108 ч.), включающих лекционный курс (28 ч.), практические занятия и самостоятельную работу студентов (54 ч.).
Тематика лекций охватывает, прежде всего, общие теоретические проблемы оперативной хирургии и топографической анатомии. В ряде лекций рассматриваются важные, с практической точки зрения, вопросы частной оперативной хирургии. Лекции оснащаются комплектами диапозитивов, таблицами, рентгенограммами, муляжами, демонстрируются современная сшивающая аппаратура.
Практические занятия являются основной формой изучения конкретных, частных разделов оперативной хирургии и топографической анатомии (клиническая анатомия конкретных областей и органов, техника выполнения основных этапов операции и т.д.). Основополагающим принципом изучения дисциплины является самостоятельное – под контролем преподавателя – послойное анатомическое препарирование тканей конкретной области трупа взрослого человека и ребенка с детальным анализом (обсуждением) всех клинически значимых образований расположенных в каждом слое области. Наряду с этим на занятиях широко используется музейные влажные препараты, подготовленные к занятию (например, верхняя и нижняя конечности, препарат по Шору, учебные муляжи, цветные таблицы, рентгенограммы, слайды и т.п.). Важной задачей практических занятий является не только приобретение знаний по клинической анатомии, приобретение умений, но и применение знаний по клинической анатомии при решении клинических проблем диагностики, выборе рациональных методов обследования и хирургических способов лечения, но и освоение общей оперативной техники, то есть получение практических навыков и умений, что является существенной частью анатомо-хирургической подготовки студентов. Отработка мануальных навыков производится на практических занятиях во время операции, которую выполняют студенты на трупах в учебных классах кафедры или в паталогоанатомических отделениях. Ряд операций студенты выполняют на животных.
Текущий контроль за успеваемостью студента осуществляется посредством устного опроса, решением ситуационных задач и заданий в тестовой форме.
Необходимым этапом практических занятий является отработка практических навыков и умений на манекенах, муляжах, имитаторах.
В соответствии с требованием ФГОС ВПО необходимо широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (ролевые игры, разбор клинических ситуаций, данных лабораторных и инструментальных методов исследования и т.д.) Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 10% аудиторных занятий.
По каждому разделу дисциплины на кафедре должны быть разработаны методические рекомендации (для самостоятельной работы, для практических занятий и др.) для студентов, а также методические указания для преподавателей.
Формой промежуточного контроля является экзамен, который рекомендуется проводить в три этапа:
выполнение тестовых заданий на бумажном или электронном носителе,
прием практических навыков и умений на манекенах и муляжах,
собеседование по вопросам экзаменационного билета и ситуационных задач.
Вопросы по дисциплине включены в задания для тестового этапа междисциплинарного экзамена итоговой государственной аттестации.
Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:
^
Ампутации. Принципы выполнения ампутаций. Формирование культи, протезирование.
Трепанация черепа: виды операций, этапы выполнения. Пластика дефектов черепа после трепанации.
Кровоснабжение головного мозга. Способы восстановления васкуляризации мозга при окклюзии сонных и позвоночных артерий.
Аорто-коронарное шунтирование. Показания, техника выполнения.
Обоснование оперативных доступов к сердцу и перикарду.
Операции при внематочной беременности.
^
Областью проекции желчного пузыря на переднюю брюшную стенку является:
правая боковая область живота
правая подреберная область
пупочная область
надчревная область (+)
^
введение зонда в полость желудка;
наложение искусственного наружного свища на желудок (+)
формирование желудочно-кишечного анастомоза
рассечение стенки желудка для извлечения инородного тела с последующим зашиванием раны
удаление части желудка
^
только тело матки
тело и надвлагалищную часть шейки матки
тело и всю шейку матки
тело матки, надвлагалищную часть шейки и задний свод влагалища (+)
^
свода черепа
основания черепа в передней черепной ямке (+)
основание черепа в средней черепной ямке
основание черепа в задней черепной ямке
^
под эндокардом на медиальной стенке левого предсердия над средней третью основания передней створки митрального клапана
под эндокардом на медиальной стенке правого предсердия над средней третью перегородочной створки трикуспидального клапана (+)
в миокарде нижнего отдела межпредсердной перегородки
^
1. Задача. При выполнении операции хирург использует аподактильный метод техники хирургического вмешательства. Объясните сущность этого метода. Какие преимущества и недостатки имеет аподактильный метод?
Эталон ответа: Аподактильный метод – выполнение большинства манипуляций в ране инструментами без прикосновения к объекту операции руками. Преимущества: повышение асептичности, использование таких приемов при микрохирургических операциях, а также в глубине небольших ран (при операциях на открытых полостях сердца, при доступах к глубоко расположенным структурам головного мозга). Недостаток: технические трудности операции.
2. Задача. В основу операций при злокачественных опухолях положен абластический принцип. Объясните сущность этого принципа. Какие способы разъединения тканей в большей степени удовлетворяют требованиям абластичности операции?
Эталон ответа: Абластичность операции - это комплекс мер по профилактике диссеминации опухолевых клеток в процессе операции. Он включает удаление органа, пораженного опухолью, с регионарными лимфоузлами. Для достижения абластичности применяют разъединение органов электроножом, лазерным и плазменным скальпелем (обеспечивают также гемостаз и частичную асептичность), производят частую смену перчаток, хирургических инструментов, тампонов, предварительную перевязку кровеносных сосудов на протяжении, минимально травмируют опухоль и т. д.
3. Задача. Хирург выполняет операцию под местным обезболиванием методом «тугого ползучего инфильтрата». Почему при завершении операции возникает необходимость контроля качества гемостаза?
Эталон ответа: При использовании местного обезболивания методом «тугого ползучего инфильтрата» происходит сдавление мелких вен и остановка кровотечения. К завершению операции раствор анестетика резорбируется, обусловливая возможность возобновления кровотечения, а также соскальзывания лигатуры с культи перевязанного сосуда.
4. Задача. При выполнении хирургического вмешательства следует руководствоваться общими правилами пользования хирургическими инструментами. Назовите их.
Эталон ответа: 1) используются только исправные инструменты;
каждый инструмент имеет свое назначение;
хирург должен чувствовать рукой не рукоятку, а рабочую часть инструмента;
манипуляции инструментами в ране выполняют плавными, ритмичными движениями, без каких-либо усилий;
5. Задача. На поликлинический прием к хирургу обратился М., 41 года, по профессии паркетчик. После обследования пациента хирург поставил диагноз: «Хронический бурсит правой подкожной синовиальной преднадколенниковой сумки». Объясните причину возникновения бурсита у пациента М. Какие сумки, кроме этой, относятся к преднадколенниковым?
Эталон ответа: Хроническое воспаление синовиальных (слизистых) сумок является следствием длительной механической травмы. Кпереди от надколенника находится подкожная (между поверхностной и собственной фасциями), подфасциальная (между собственной фасцией и сухожилием четырехглавой мышцы бедра) и подсухожильная (между сухожилием четырехглавой мышцы бедра и надкостницей) синовиальные сумки.
Разработчики:
Место работы
|
Занимаемая
должность
|
Инициалы,
фамилия
|
Российский государственный медицинский университет им. Пирогова
|
Заведующий кафедрой, профессор
|
В.Г. Владимиров
|
Российский государственный медицинский университет им. Пирогова
|
Профессор
|
Н.С. Желтиков
|
Российский государственный медицинский университет им. Пирогова
|
Доцент
|
О.Г. Устинов
|
Оренбургская государственная медицинская академия
|
Заведующий кафедрой, профессор
|
И.И. Каган
|
Редактирование примерной программы дисциплины проведено Федеральным государственным образовательным учреждением «Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».
Эксперты:
Место работы
|
Занимаемая
должность
|
Инициалы,
фамилия
|
|
|
|
|
|
|
|