|
Скачать 423.12 Kb.
|
Тематический план практических занятий ВСО ТЕМА : ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОГО СТАЦИОНАРА. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА. СХЕМА ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ Цель занятия: Научить студентов: 1.Особенностям структуры и организации работы детской больницы 2. Оформлению направительной документации в детскую больницу. 3. Собирать анамнез у матери и у больного ребенка. 4. Выполнять противоэпидемический режим. 5. Общему заключению по анамнезу. 6. Объективному обследованию ребенка. 7.Устанавливать предварительный диагноз и его обоснованию. Специализированные отделения. 1. Особенности оформления направительной документации в больницу. 2. Принцип цикличного заполнения палат. 3. Схема анамнеза. Схема истории болезни. Предварительный анамнез и его обоснование у детей. 4. Противоэпидемический режим. Профилактика воздушно-капельных инфекций, ВИЧ-инфекции, вирусного гепатита В, С и др. Студент должен усвоить: 1. Основной объём диагностической и лечебной работы осуществляется в детской больнице. 2. Дети направляются в больницу планово по направлению участкового врача педиатра и по скорой неотложной помощи. 3. Детская дорожная больница многопрофильная клиническая больница; имеет ряд специализированных отделений: пульмонологическое, ЛОР, гастроэнтерологическое, отделение грудного возраста, кардионефрологическое, интенсивной терапии и реанимации. 4. Имеются диагностические отделения. 5. В организации работы используются максимальное разобщение детей. 6. При оформлении в детскую больницу ребенок должен иметь направительную документацию: направление участкового врача педиатра, справку об эпидокружении, Ф. 112 или выписку из Ф. 112 или истории болезни, данные дополнительных методов обследования. 7. В приемном покое больницы ведется следующая документация: журнал регистрации поступающих больных, заполняется история болезни, инфекционный журнал, журнал отчета дежурного врача, журнал отказов от госпитализации. 8. Обращается внимание на профилактику внутрибольничных инфекций в приемном покое. Этапы обработки медицинского инструментария: дезинфекция, предстерилизационная очистка, стерилизация. ^ РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. Цель занятия: Научить студента: 1. Собирать анамнез, обратив внимание на здоровье родителей, их физические данные, течение беременности, родов, физическое развитие новорожденного ребенка 2. Объективному обследованию детей с заключением по состоянию физического и нервно-психического развития. 3. Правильно оценить поведение ребенка, характер двигательных навыков, реакцию на окружающее. 4. Оценить физическое развитие ребенка с учетом места проживания ребенка, национальных особенностей. На занятии студенты должны усвоить следующие положения: 1. Под физическим развитием понимают динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и т.д.) В процессе эволюционного развития происходят значительные качественные изменения, в первую очередь ускорение сроков биологического созревания (акселерация). 2. В процессе внутриутробного развития плода происходит наиболее значительное нарастание массы тела и длины за счет клеточной гиперплазии. Главными факторами, регулирующими и определяющими рост плода, являются маточный кровоток и плацентарная перфузия. Следует отметить, что определенному сроку беременности соответствует масса и длина тела, которые можно определить, используя ориентировочные формулы, формулу Гаазе. 3. Во внеутробном периоде, особенно на первом году жизни, имеют место гипертрофия клеток с одновременным снижением интенсивности гиперпластических процессов. 4. Для определения длины, массы тела, окружности грудной клетки используют центильные, сигмальные, региональные таблицы, формулы Кисляковской, Тура, индексы Эрисмана, Тура, позволяющие оценить показатели физического развития, в том числе гармоничность развития, соматотип. 5. Наиболее интенсивное развитие происходит в раннем детском возрасте и со стороны нервной системы, закладка которой происходит на 1 неделе внутриутробного развития. А наиболее интенсивное развитие осуществляется на 10-18 неделе внутриутробного развития плода. 6. Учитывая многонациональный характер проживающего населения (европейцы, буряты, эвенки и т.д), большую протяженность Забайкалья, следует помнить о некоторых особенностях физического развития детей данного региона по сравнению с детьми европейской части страны. Дети европейской национальности по своему развитию не отличаются от детей Москвы и С.-Петербурга. Дети бурятской национальности не имеют отличий до 6 – летнего возраста. В дальнейшем показатели физического развития, и в первую очередь, роста начинают отставать. Это же касается и детей коренного населения Севера, которые с 7-летнего возраста имеют как более низкие показатели по массе, так и (значительно более выраженную) по росту. Это определяет и изменение показателей гармоничности развития детей Забайкалья. Это требует более углубленное обследование детей, проживающих на территории Забайкалья, с подготовкой региональных таблиц по физическому развитию детей. 7. Сложный процесс формирования головного мозга не заканчивается к моменту рождения. У новорожденного головной мозг имеет относительно большую величину, выражены крупные борозды и извилины, имеющие малую высоту и глубину. 8. Оценка состояния нервной системы у новорожденных детей осуществляется при исследовании безусловных рефлексов. 9. Одним из важных моментов в развитии ребенка является развитие моторной сферы. В начале жизни функционируют высшие анализаторы и только в дальнейшем развиваются сложные локомотивные акты, требующие сложной координации. Эта закономерность имеет важное практическое значение и свидетельствует о необходимости появления движений в определенной последовательности. 10. Становление функции сенсорной системы обусловливает формирование речи, которое происходит в несколько этапов (подготовительный, возникновения « сенсорной» речи, моторной речи). Вопросы: 1. Определение понятия физического развития. 2. Показатели физического развития новорожденного ребенка. 5. Законы нарастания массы тела, роста у детей. 6. Нарушения физического развития и причины. 7. Половое созревание. 8. Морфологические и функциональные особенности нервной системы новорожденного и ребенка раннего возраста. 9. Закономерности формирования двигательной активности ребенка. 10. Роль среды и воспитания и режима для правильного развития ребенка. Влияние вредных факторов на развитие ребенка. ^ Цель занятия: Научить студента : - методике обследования здоровых детей, - определению степени зрелости новорожденного - определению степени недоношенности На занятии студенты должны усвоить следующие положения: 1. Признаками доношенности (зрелости) ребенка являются: - масса тела от 2500 г. до 6000 и более - длина тела от 47 до 56 см - высота головы составляет 1/4 длины тела - большой родничок 2х3 см, малый 0.5х1 см - кожа бархатистая, мягкая, эластичная, бледно-розового цвета - яички опущены в мошонку у мальчиков, у девочек большие половые губы прикрывают малые, половая щель сомкнута 2. Оценка по шкале Апгар проводится по 10-бальной системе по следующим признакам: цвет кожи, состояние органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, крик ребенка, рефлексы. 3. Степень физиологической потери массы тела 5-8% 4. Физиологические состояния (пограничные) в периоде адаптации: желтуха (транзиторная гипербилирубинемия), термолабильность, половой криз, нагрубание молочных желез, гипогликемия, диспепсия, дисбактериоз транзиторный. 5. Транзиторные особенности гемостаза и гемопоэза: - дефицит витамин-К-зависимых факторов свертывания крови (2 , 7, 9, 10); - высокая активность фибринолиза и легкая степень ДВС-синдрома; - высокая степень эритропоэза при рождении; усиление активности миелопоэза к концу первого дня жизни с дальнейшим снижением его активности; - снижение лимфопоэза в течение первых 3 дней после рождения и резкая активация с конца первой недели жизни. 6. Транзиторные изменения гемодинамики: - увеличение границ сердца в первые минуты после рождения - полицитемия - закрытие овального окна - закрытие пупочных артерий - при функциональном закрытии артериального протока возможны шунты слева направо и наоборот, - системное давление в легочной артерии до рождения выше, чем в аорте, после рождения наоборот. - кровоток в легких в 5 раз больше после рождения, т.к. уменьшается сопротивление в легочных сосудах. 7. Транзиторные особенности функции почек новорожденных : олигурия, протеинурия и мочекислый инфаркт. 8.Недоношенные – это дети, родившиеся в период с 28 до 38 недель внутриутробного развития с массой тела 2500 и менее и длиной 35-45 см. 9.При определении недоношенности учитывают показатели физического развития и срок гестации. 1. Степень недоношенности отражает зрелость новорожденного , возможности адаптации его к внешней среде, частоту и особенности патологии, вероятность выживаемости. 2. Функциональные признаки недоношенности: - низкая дифференциация ответных реакций на внешние раздражители - быстрая истощаемость процессов возбуждения - замедленность процессов метаболической адаптации 3. Соответствие степеней недоношенности и массы тела: • 1 ст – 2500-2001 • 2 ст - 2000-1501 • 3ст – 1500-1000 • 4 ст – менее 1000 г. 4. Причины недоношенности могут быть связаны с состоянием организма матери, особенностями плода и плаценты. 5. Основные группы причин, которые приводят к невынашиванию беременности: - социально-экономические и демографические (семейное положение матери, характер ее профессии, питание беременной, медицинское обслуживание) - социально-биологические (возраст родителей, многоплодие, интервал между родами) - клинические (инфекции у матери, интоксикация алкоголем, никотином, иммунологическая несовместимость, аномалии плода и последа , многоплодная беременность) 6. Внешний вид недоношенных детей: • массо-ростовой коэффициент от 25 до50 • диаметр плеч никогда не превосходит диаметра головы • высота головы у недоношенного 1/3 длины тела • нижние конечности у недоношенного короткие • середина длины тела находится выше пупка • кожа тонкая, глянцевая, просвечивающаяся, морщинистая, обильно покрыта мягким волосяным пушком (лоб, лицо), подкожная основа тонкая • физиологическая эритема и желтуха выражены резко и имеют затяжное течение • склонность к отекам и склеродерме • ушные раковины мягкие, плотно прилегают к черепу • кости черепа подвижные и заходят одна за другую • малый и боковые роднички почти всегда открыты 7. Особенности дыхания у недоношенного: * дыхательные движения аритмичны, поверхностны, • отсутствует грудной тип дыхания ( дыхание за счет колебаний диафрагмы) • частота дыхания 36-82 в 1 минуту. 8. Особенности сердечно-сосудистой системы: • функциональная недостаточности из-за несовершенства регуляции кровообращения ЦНС • АД низкое 65/24, повышается медленнее и позднее, чем у доношенных 9. Особенности органов пищеварения: • могут отсутствовать глотательный и сосательный рефлексы • низкий уровень пищеварительных ферментов 10. Особенности нервно-психических функций: • дети вялы, сонливы, не проявляют чувство голода • голос и плач слабые • двигательная активность снижена, гипотония, гипорефлексия • непостоянный нистагм и косоглазие • легкий тремор конечностей, подбородка. 11. Неустойчивая температура тела, склонность к значительным её колебаниям, зависимость от температуры внешней среды 12. Пороки развития, пневмопатия, гипоксия, гипогликемия, ацидоз, гипербилирубинемия, ядерная желтуха, нарушение водно-электролитного равновесия и др. виды патологии среди недоношенных встречаются чаще, чем среди доношенных. Вопросы: 1. Признаки доношенности ребенка 2. Оценка по шкале Апгар 3. Пограничные состояния в периоде адаптации 4. Транзиторные изменения гемодинамики 5. Причины невынашивания беременности 6. Степени недоношенности 7. Внешний вид недоношенных детей 8. Особенности органов и систем недоношенных ^ МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ КОЖИ, ПОДКОЖНО-ЖИРОВОГО СЛОЯ, ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ, КОСТНО- ^ Цель занятия: Научить студентов: 1. Методики обследования кожи, подкожно-жирового слоя, лимфатических узлов, костно-суставной и мышечной систем. 2. Определять характер поражения данных систем. 3. Определять возрастные особенности исследуемых систем 4. Формулировать и обосновывать предварительный диагноз. На занятии студенты должны усвоить следующие положения: 1. Кожа ребенка имеет определенные морфологические особенности. Толщина эпидермального слоя небольшая. Снижено количество меланоцитов в базальном слое. Слабо выражен зернистый слой с отсутствием кератогена. Поверхность кожи на первом месяце жизни имеет тенденцию к снижению рН, что сопровождается увеличением бактерицидности. 2. В периоде новорожденности происходят определенные изменения цвета кожи (физиологический катар кожи, физиологическая желтуха). 3. Функциями кожи являются участие в акте дыхания, выделительная, регуляторная, резорбционная, рецепторная, защитная. 4. Первичные и вторичные морфологические элементы кожи (макула, папула, везикула, язва, рубец и другие) встречаются при различных патологических состояниях. 5. Имеются морфологические отличия со стороны потовых, сальных желез. 6. Особенностями подкожно-жирового слоя у новорожденных и грудных детей являются относительно большое его количество, практически полное его отсутствие в забрюшинном пространстве, скопление бурой жировой ткани, меньший размер жировых клеток, что имеет клиническое значение. 7. Для клинического обследования лимфатических узлов доступны поверхностно расположенные, абдоминальные и торакальные узлы. Различают 13 групп лимфоузлов. У здоровых детей лимфатические узлы пальпируются в 1-3 группах, не более 3 узлов в каждой группе. Нормальной величиной считается от просяного зерна до горошины (1-3 размер). Консистенция, подвижность, болезненность являются важными компонентами при клиническом осмотре. А при некоторых заболеваниях (краснуха) увеличение лимфатических узлов является не только диагностическим, но и патогномоничным признаком болезни. 8. При осмотре мышечной системы определяются симметрия развития, истощение, тонус, сила, двигательная активность. 9. Окончательная структура костей формируется после рождения ребенка. В первые месяцы и годы наряду с интенсивным ростом происходит и многократная перестройка структуры костной ткани от грубоволокнистого строения до пластинчатой кости с вторичными гаверсовыми структурами. С возрастом увеличивается и содержание основного минерального компонента кости – гидроксиапатита. Интенсивный рост и перемоделирование костной ткани поддерживаются обильным кровоснабжением костей, особенно в зонах эндохондральной оссификации. Особенностью детского скелета является большая толщина и функциональная активность надкостницы. 10. Состояние большого и малого родничков, швов, количество и порядок прорезывания зубов, форма костных образований, подвижность суставов имеют важное значение в клинике. Вопросы: 1. Морфологические и физиологические особенности кожи новорожденного и грудного ребенка. 2.Подкожно-жировой слой, его характеристика и особенности новорожденного. 1. Особенности мышечной системы у детей. 2. Анатомо-физиологические особенности костно-суставной системы. 3. Анатомо-физиологические особенности лимфатической системы. 4. Оценка состояния опорно-двигательного аппарата 5. Семиотика поражений . ^ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ. СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ. Цель занятия: Научить студентов: - правильно собрать анамнез заболевания, выяснить главные и второстепенные жалобы, - выяснить предрасполагающие факторы к развитию заболевания, - методике обследования больного ребенка с поражением органов дыхания, - провести осмотр ребенка, - сделать заключение после осмотра больного, - оценить дополнительные методы обследования. На занятии студенты должны усвоить следующие положения: 1. В эмбриогенезе органов дыхания ребенка выделяют 4 стадии развития легких: железистая, реканализации, альвеолярная, постнатальная. 2. Различают верхние и нижние дыхательные пути. Верхние дыхательные пути: нос у новорожденных мал, полости недоразвиты, носовые ходы узкие, нижний носовой ход отсутствует, хрящи мягкие, слизистая нежная, хорошо кровоснабжается, недостаточно развита кавернозная часть подслизистой, добавочные пазухи к рождению недоразвиты. Лимфоглоточное кольцо развито слабо, узкая голосовая щель, голосовые связки короткие. Трахея воронкообразной формы, слизистая нежная, хорошо васкуляризирована. Эластическая ткань развита слабо, хрящевой каркас мягкий. Бронхи к рождению хорошо сформированы, правый бронх короче и шире левого. Легкие менее воздушны вследствие недоразвитости ацинусов., обильно кровоснабжены, эластическая ткань недостаточно развита. Легкое имеет долевое и сегментарное строение. 3. Пороки развития трахеи, бронхов, легких и легочных сосудов связаны с недоразвитием бронхолегочных структур: агенезия, аплазия, гипоплазия легких, пороки развития стенки трахеи и бронхов, кисты легких и т.д. Критерии диагностики: характерные клинические, рентгенологические, бронхологические и ангиографические симптомы. Пороки развития являются причиной рецидивирования бронхолегочного воспаления. 4. Основные симптомы и синдромы заболеваний органов дыхания: кашель, одышка, цианоз, изменение голоса, болезненность грудной клетки, боли в грудной клетке, респираторно-катаральный синдром, синдром интоксикации, обструктивный синдром, синдром дыхательной недостаточности, синдром локальных воспалительных изменений. Вопросы: 1. Эмбриогенез органов дыхания ребенка 2. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. 3. Врожденные аномалии развития органов дыхания, их своевременная диагностика. 4. Основные симптомы и синдромы заболеваний органов дыхания у детей. ^ . Цель занятия. Научить студентов : 1. Определять факторы риска, способствующие возникновению рахита. 2. Определять симптомы рахита, их зависимость от степени тяжести, особенностей течения и степени активности патологического процесса. 3. Ознакомить студентов с дополнительными метолами диагностики рахита и рахитоподобных заболеваний. 4. Показать влияние рахита на процессы костеобразования у детей. 5. Ознакомить с методами лечения и профилактики заболеваний. 6. Определять дозу витамина Д. На занятии студенты должны усвоить следующие положения: 1. Рахит – заболевание раннего детского возраста , ведущим патогенетическим механизмом которого является дефицит витамина Д, протекающее с нарушением процессов костеобразования и минерализации костной ткани. 2. Причинными и предрасполагающими факторами являются дефицит солнечного облучения, пищевые нарушения, синдромы нарушенного всасывания, наследственные аномалии, недоношенность и другие. 3. В патогенезе заболевания основную роль играют витамин Д, паратгормон. 4. В современной классификации классического рахита выделяют несколько вариантов течения: кальцийпенический, фосфопенический, с нормальным содержанием кальция и фосфора. 5. Клиническая картина классического рахита различается в зависимости от периода заболевания, степени тяжести, течения. Основные изменения выявляются со стороны костной, нервной систем, мышечно-связочного аппарата. 6. В лечении и профилактике заболевания главное значение имеют вопросы правильного питания и режима дня. Медикаментозная терапия предусматривает назначение препаратов витамина Д, цитратов, препаратов кальция, физиотерапевтические процедуры. 7. При назначении высоких доз витамина Д развивается гипервитаминоз, связанный с прямым токсическим действием на клеточные мембраны, изменением обмена веществ, гиперкальциемией. Заболевание может протекать с синдромами как острой интоксикации с выраженными неврологическими расстройствами, так и в хронической форме с проявленияминефрокальциноза, поражением внутренних органов, ЦНС. 8. Лечение гипервитаминоза Д зависит от тяжести течения с использованием как диетотерапии, препаратов, связывающих кальций, способствующих выведению кальция из организма, витаминотерапию, а в тяжелых случаях дезинтоксикационную терапию. 9. Под спазмофилией понимают заболевание преимущественно раннего детского возраста . протекающим с судорожными проявлениями, повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью вследствие снижения уровня ионизированного кальция в экстрацеллюлярной жидкости. 10. Выделяют скрытую и явную формы заболевания , которые протекают со свойственными клиническими признаками. 11. В неотложной терапии используют раздражения кожи и слизистых, противосудорожных препаратов, препараты кальция, витамин Д. Вопросы: 1. Морфологические и физиологические особенности костно-суставной системы ребенка раннего возраста. 2. Этиология и предрасполагающие факторы в развитии рахита. 3. Особенности обмена кальция, фосфора и витамина Д в детском возрасте. 4. Патогенез рахита. 5. Классификация, клинические проявления, критерии диагностики. 6. Профилактика и лечение рахита. 7. Дифференциальная диагностика. 8. Гипервитаминоз Д. Спазмофилия. Клинико-диагностические критерии. Лечение.Профилактика. 9. Рахитоподобные заболевания (врожденная ломкость костей, хондродистрофия, гипотиреоз и др.). Дифференциальная диагностика. ^ ОРГАНОВ КРОВООБРАЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ. СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ Цель занятия: Научить студентов 1. Методики обследования сердечно-сосудистой системы ребенка в различные возрастные периоды. 2. Правильно собрать анамнез заболевания с учетом особенностей антенатального периода у детей с патологией сердечно-сосудистой системы. 3. Исследовать состояние пульса, артериального давления, сердечных тонов, шумов у детей различного возраста. 4. Интерпретации дополнительных методов исследования. На занятии студенты должны усвоить следующие положения: 1. Кровообращение плода плацентарное. Артериальная кровь по пупочной вене поступает к печени плода, далее по венозному протоку (аранциеву) впадает в нижнюю полую вену, а по ней в правое предсердие. На нижней полой вене имеется клапан (Евстахиева заслонка), который направляет ток крови на межпредсердную перегородку. В межпредсердной перегородке имеется отверстие овальной формы, через которое артериальная кровь поступает в левое предсердие. В правое предсердие впадает также и верхняя полая вена, которая несет венозную кровь от головы, шеи, верхних конечностей. Частично кровь полых вен смешивается, однако основная масса крови верхней полой вены попадает в правый желудочек. Таким образом, в левом желудочке кровь смешанная, богатая кислородом, в правом желудочке кровь смешанная, но бедная кислородом. Из левого желудочка кровь выбрасывается в аорту. Из восходящей аорты кровоснабжается миокард, из дуги аорты – голова, шея, верхние конечности, из нисходящей аорты – все остальные органы и ткани. Из правого желудочка начинается малый круг кровообращения, через который у плода проходит только 5% крови, а основная масса крови сбрасывается через открытый артериальный проток (Боталлов) в аорту. Боталлов проток – это сосуд между стволом легочной артерии и нисходящей аортой. Таким образом, в нисходящей аорте кровь смешанная, еще менее богатая кислородом. 3. Масса сердца у детей относительно больше, чем у взрослых. Артерии детей относительно шире, чем взрослого. 4. Частота сердечных сокращений у детей высока. Так, у новорожденного ЧСС равна 120-140 в минуту. 5. АД у детей низкое. Расчет должных показателей АД проводится по формуле Молчанова: систолическое давление 80 + 2n, диастолическое ½ или 2/3 от уровня систолического 6. Границы относительной сердечной тупости определяются по Молчанову. Выделяют 3 возрастные группы для определения границ сердца: 0-2 года, 2-7 лет, 7-12 лет. Границы сердца у детей относительно больше, чем у взрослых. 7. ЭКГ детей характеризуется тахикардией, отклонением ЭОС вправо, нарушением проводимости по правой ножке пучка Гиса. Вопросы: 1. Кровообращение и иннервация сердца. 2. Рост сердца в различные возрастные периоды. 3. Функциональные методы исследования. 4. Кровообращение плода и новорожденного. 5. Частота пульса у детей в различные возрастные периоды. 6. Артериальное давление. 7. Особенности ЭКГ у детей. 8. Возрастные границы сердца у детей. 9. Функциональные и органические шумы, дифференциальная диагностика. 10. Семиотика поражения сердца у детей. Литература: ^ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ У ДЕТЕЙ. ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ. Цель занятия: Научить студентов: - правильно собирать анамнез, жалобы у больных с патологией желудочно-кишечного тракта, - клиническому обследованию больных с данной патологией, - правильно оценивать копрограмму ребенка, особенно первого года жизни , - правильно оценивать анализы желудочного сока, дуоденального зондирования, инструментальные методы исследования, - составить меню ребенку первого года жизни, - давать рекомендации по кормлению детей, - давать рекомендации по профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта. На занятии студенты должны усвоить следующие положения: 1. Количество слюны малое и она не выполняет пищеварительные функции. 2. В желудке малое количество соляной кислоты и пепсина, печень выделяет малое количество желчи, а ферментативная функция поджелудочной железы практически отсутствует. 3. Выделяют следующие типы пищеварения: полостное, пристеночное и аутолитическое (за счет ферментов женского молока). Полостное пищеварение у детей не развито, переваривание идет за счет пристеночного и аутолитического пищеварения. 4. Стул ребенка на естественном вскармливании до введения прикорма характеризуется: частота 2-3 раз в сутки, цвет – желтый, консистенция – кашицеобразная. 5. Состав женского молока: белков –15 г/л, жиров 35 г/л, углеводов 70 г/л. 6. Естественное вскармливание – это такой вид вскармливания, когда ребенок в течение первого года жизни получает грудное молоко матери, а со второго полугодия жизни добавляются качественно новые продукты в виде прикорма. 7. Преимущества грудного молока (пищевая ценность по Б:Ж:У, иммунологическая роль, регуляторная, эмоциональный, поведенческий факторы). 8. Основные факторы, влияющие на лактацию (раннее прикладывание к груди в первые 20 минут, подготовка к кормлению с формированием доминанты лактации у беременной, работа с отцами, семьей, свободный режим вскармливания, правильное питание матери, техника кормления и сцеживания после кормления). 9. Объем питания в первые 7-10 дней жизни рассчитывается по формулам: Зайцевой – 2% массы тела при рождении х на день жизни; Финкильштейна – 70(80) х день жизни, 70 – если ребенок родился массой менее 3200, 80 – если родился массой более 3200, Тура – 10 х день жизни (объем одного кормления). 10. Объем питания детей старше 10 дневного возраста рассчитывается по формуле Черни: дети в возрасте от2 недель до 2 месяцев должны получать 1/5 массы тела, в возрасте 2-4 месяцев – 1/6 массы тела, в возрасте 4-6 месяцев - 1/7 массы тела, 6-9 месяцев – 1/9 массы тела или калорийным методом Маслова. При всех способах расчета суточный объем не должен превышать 1 литра. 11. С З-х месячного возраста проводится коррекция (продукты, содержащие необходимые витамины и минеральные вещества). 12. С 5 месячного возраста вводится первый прикорм в виде овощного пюре. С 5,5 месяцев вводится второй прикорм – каша, с 7-8 месяцев третий прикорм – кефир или молоко. Вопросы: 1. Анатомо-физиологические особенности ротовой полости, пищевода, желудка, кишечника. 2. Формирование стула у ребенка. Бактериальная микрофлора кишечника. 3. Особенности пищеварения у детей первого года жизни. 4. Семиотика заболеваний желудочно-кишечного тракта. 5. Преимущества естественного вскармливания. 6. Питание кормящей матери. 7. Коррекция питания у ребенка первого года жизни. 8. Сроки и правила введения прикорма. 9. Расчет объема питания у детей. 10. Потребность ребенка первого года жизни в пищевых ингредиентах до и после введения прикорма. 11. Составление меню ребенку первого года жизни. ^ ВСКАРМЛИВАНИЕ. ПИТАНИЕ ДЕТЕЙСТАРШЕ ГОДА Цель занятия: Научить студента: - методике обследования больного и здорового ребенка первого года жизни, - правильно собрать анамнез, провести объективное обследование, - определить показания к смешанному и искусственному вскармливанию, - проводить расчет питания для ребенка, - составлять меню для ребенка. На занятии должны быть проработаны следующие положения: 1. Смешанное вскармливание – это такой вид вскармливания , при котором наряду с женским молоком детям дают молочные смеси. 2. Показания для перевода на смешанное вскармливание- гипогалактия. Клинические симптомы голодания ребенка. Лечение гипогалактии (изменение техники прикладывания за счет увеличения частоты, коррекция в зависимости от причины, лечебные мероприятия. Определение объема докорма проводится при помощи контрольного кормления. 3. Искусственное вскармливание – такой вид вскармливания, когда ребенок до 6 месячного возраста не получает грудного молока. Характеристика смесей (адаптированных, неадаптированных, пресных, кисломолочных, сухих, жидких) 4. Классификация смесей по степени адаптации (адаптированные, частично адаптированные, простые питательные смеси).. 5. Организация питания детей на смешанном и искусственном вскармливании. 6. Проведение коррекции и введение прикорма на искусственном и смешанном вскармливании осуществляется в те же сроки или на месяц ранее по сравнению с естественным. 7. Понятие диететики больных детей. Основные лечебные столы по Певзнеру: 1 стол – язвенная болезнь, хронические гастродуодениты, ; 4 стол – колиты, 5 стол – заболевания печени и желчевыводящих путей, 7 – заболевания почек, 8 стол – ожирение, 9 стол – сахарный диабет, 10 стол- заболевания сердечно-сосудистой системы., 15 – общий стол. Вопросы: 1. Определение смешанного и искусственного вскармливания. Состав коровьего молока. Детские молочные смеси. Сравнительная характеристика с женским молоком. 2. Показания к смешанному и искусственному вскармливанию. 3. Организация и техника проведения смешанного и искусственного вскармливания. 4. Методы расчета питания . 5. Сроки и правила введения прикорма. 6. Потребность детей в основных пищевых ингредиентах при смешанном и искусственном вскармливании по возрастным группам. 7. Питание детей старше года. ^ Цель занятия: Научить студента: - правильной методике сбора анамнеза у больного с острыми расстройствами питания, - правильной методике обследования больного ребенка, - оценивать данные дополнительных методов обследования, - правильно поставить диагноз больному ребенку, - проводить лечебные мероприятия, в т.ч. неотложные . В процессе занятия студенты должны усвоить следующие положения: 1. Острые расстройства питания в детском возрасте, особенно грудном являются одной из наиболее распространенных патологий. 2. В классификации заболеваний выделяют заболевания функционального происхождения. Инфекционного происхождения, а также пороки развития желудочно-кишечного тракта. 3. Особенности системы пищеварения, водно-электролитного обмена, обмена веществ в грудном возрасте способствуют быстрому развитию диспептического синдрома. Наряду с приобретенными диспепсиями регистрируются и диспепсии врожденного характера (лактазная, сахаразная, сахаразно-мальтазная), клиническими особенностями которых являются преобладание локальной симптоматики. 4. При диспепсиях инфекционного характера наряду с симптомами поражения органов желудочно-кишечного тракта, выражены симптомы токсического характера, которые в детском возрасте протекают иногда в виде нейротоксического синдрома. 5. Особенности водно-электролитного обмена в грудном возрасте (значительное содержание воды с преобладанием внеклеточной жидкости) способствуют быстрому развитию эксикоза. 6. Лечение диспепсий требует индивидуального подхода с учетом вида вскармливания ребенка, характера заболевания, наличия осложнений. В отдельных случаях необходима неотложная терапия. 7. Значительные сложности в практической деятельности врача-педиатра отмечаются в дифференциальной диагностике пилороспазма, пилоростеноза, псевдопилоростеноза. Для уточнения диагноза следует обращать внимание на анамнез , наследственность, время начала заболевания, синдромы рвоты, перистальтики, стула, изменения со стороны кожи , внутренних органов, состояние привратника, содержание электролитов, рентгенологическое обследование и другие признаки. Вопросы: 1. Понятие об острых расстройствах питания. 2. Причины острых расстройств питания. 3. Клиническая картина острых расстройств питания. 4. Основные принципы терапии острых расстройств питания. 5. Проведение неотложных мероприятий при токсикозе, эксикозе. ^ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. Цель занятия: Научить студента: - правильному сбору анамнеза заболевания, - правильно проводить обследование больного с хроническими расстройствами питания, - правильно оценивать данные дополнительных методов обследования, - постановке диагноза, - проводить лечение больного. На занятии студенты должны усвоить следующие положения: 1. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей раннего возраста, особенно первого года жизни (незрелость ферментативной системы, преобладание аутолитического и мембранозного типа пищеварения, особенности мышечного слоя желудка и другие ), наряду с интенсивным ростом ребенка, лабильными обменными процессами предрасполагают детей к развитию у них хроническим расстройств питания. 2. Термин дистрофия означает расстройство питания Имеется множество причин развития заболевания. В антенатальном периоде это болезни матери, гестозы, вредные привычки, приводящие к гипоксии плода. В постнатальном выделяют экзогенные ( алиментарная, инфекционная, токсическая) и эндогенные (пороки развития, диатезы, энзимопатии и другие ) факторы. 3. Различают 3 типа дистрофий: гипотрофия, гипостатура , паратрофия,- и 3 степени тяжести заболевания, каждая из которых различается не только по показателям физического развития, но и по степени функционирования органов и систем. 4. В течении заболевания различают следующие периоды: начальный, прогрессирования, стабилизации и реконвалесценции. 5. Лечение детей с дистрофией требует индивидуального подхода с учетом этиологии, степени тяжести, периода заболевания. 6. Одним из основных моментов лечения является диетотерапия. Она проводится в 3 этапа: разгрузки или минимального питания, промежуточный, максимального питания. Достаточно часто детям рекомендуется ферменты, биопрепараты. В тяжелых случаях в терапию назначаются парентеральное питание, анаболические гормоны. 7. Особое внимание следует обратить на заболевания обмена веществ (целиакия, фенилкетонурия, муковисцидоз) как состояния,, проявляющие свою клинику на первом году жизни и требующие терапии на ранних этапах развития болезни). Вопросы: 1. Понятие о хронических расстройствах питания. 2. Причины развития хронических расстройств питания у детей , особенно первого года жизни. 3. Клинические признаки хронических расстройств питания в зависимости от этиологии, периода развития. 4. Основные принципы терапии хронических расстройств питания. 5. Профилактика хронических расстройств питания. ^ МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ, СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ. Цель занятия: Научить студентов: - правильно собирать жалобы и анамнез у больных с патологией почек; - правильно обследовать больных с данной патологией; - оценивать анализы крови, мочи, пробы Зимницкого, Нечипоренко и др.; - оценивать урограммы; - диагностировать основные синдромы заболеваний почек и мочевыводящих путей (дизурический, мочевой, отечный, болевой, гипертензионный). Вопросы: 1. Анатомо-физиологические особенности почек, мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала в детском возрасте. 2. Основные синдромы, характерные для заболеваний почек у детей. 3. Основные заболевания мочевой системы у детей. 4. Семиотика поражений половой сферы детского возраста. На занятиях студенты должны усвоить следующие положения: 1.Эмбриональное развитие почек проходит 3 стадии: пронефрос, мезонефрос, метанефрос. Образование пронефроса происходит в конце 3 недели эмбриональной жизни. 3. Почки имеют дольчатый характер. 4. Нефрон до 2-х лет недостаточно дифференцирован. 5. Тесная связь лимфатических сосудов почек с лимфатическими сосудами кишечника, что ведет к переходу инфекции из кишечника в почечные лоханки. 6. Мочеточники имеют много изгибов. 7. В мочевом пузыре недостаточно развита эластическая и мышечная ткань, пузырь расположен выше, чем у взрослых. 8. У детей количество, химический состав, плотность мочи в разные возрастные периоды различен. 9. Основные симптомы и сндромы при заболеваниях почек и мочевыводящих путей: протеинурия, пиурия, гематурия, цилиндрурия, бактериурия; интоксикационный, мочевой, болевой, дизурический, гипертензионный, почечной недостаточности. 10. Основные заболевания мочевой системы у детей: инфекции мочевыводящих путей, пиелонефрит, гломерулонефрит, тубулоинтерстициальный нефрит, обменные нефропатии. 11. К аномалиям строения половой сферы у мальчиков относятся: гипоспадия, эписпадия, гипоплазия полового члена, фимоз, парафимоз, агенезия яичек, крипторхизм, водянка яичек; к воспалительным заболеваниям: баланит, баланопостит. У девочек: агенезия, гипоплазия клитора, синехии, вульвиты, вульвовагиниты. ^ СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ. ДЕФИЦИТНЫЕ АНЕМИИ Цель занятия: Научить студентов: - методике обследования органов кроветворения. - Диагностике основных симптомов при заболеваниях органов кроветворения. - Правильно собирать жалобы, анамнез заболевания, анамнез жизни, - Правильно интерпретировать клинические признаки заболеваний, - Оценивать показатели дополнительных методов обследования (лабораторных и инструментальных), - Принципам лечения и профилактики анемий у детей раннего возраста. На занятиях студенты должны усвоить следующие положения: 1. Гемоглобин у новорожденных характеризуется высокими показателями 180-240 г/л и представлен на 60% фетальным гемоглобином, который в первые дни жизни заменяется на гемоглобин А, что сопровождается транзиторной гипербилирубинемией. 2. Общее количество лейкоцитов у новорожденных составляет 16-30 тысяч. Количество нейтрофилов составляет 60-65%, лимфоцитов – 30-35%. 3. В 5-6 дней число лимфоцитов и нейтрофилов становится равным 45%, что носит название 1 перекрест, а с 7 дня жизни и до 5 лет преобладают лимфоциты. В 5-6 лет происходит второй перекрест также на уровне 45% и с 6 лет преобладают нейтрофилы в периферической крови. 4. В возрасте 5-6 месяце развивается железодефицитное состояние в виде снижения гемоглобина до 110-120 г/л и цветового показателя до 0,75. 5. По классификации В.И.Калиничевой выделяют следующие группы анемий: дефицитные, гипо- и апластические, постгеморрагические, гемолитические. 6. Железодефицитная анемия характеризуется: эпителиальным синдромом, кардиальным синдромом, снижением гемоглобина, эритроцитов, цветового показателя, железа сыворотки крови. 7. Основными методами лечения являются: диетотерапия и назначение препаратов железа (гемофер, актиферрин, сироп алоэ с железом, лактат железа, ферроплекс, гемостимулин, тардиферон для приема внутрь; феррум-лек для внутримышечного и внутривенного введения). Вопросы: 1. Морфологические особенности крови в различные периоды детства. 2. Особенности свертывающей системы крови у детей. 3. Особенности периферической крови у детей Забайкалья. 4. Понятие анемии. 5. Причины, патогенез, классификация анемий. 6. Клинические признаки анемии в детском возрасте. 7. Лабораторная и инструментальная диагностика анемий у детей. 8. Основные принципы лечения и профилактики. ни. С-П., 2000. С. 721-745 8. Лекции. ^ Цель занятия: Научить студентов: - правильно собрать анамнез больного ребенка, - закрепить навыки по осмотру больного с врожденными пороками сердца, - назначить план обследования больного с данной патологией, - установить предварительный и клинический диагноз, - составлять план лечебных и профилактических мероприятий, - оказывать помощь при сердечной недостаточности у детей. На занятии студенты должны усвоить следующие положения: 1. Все ВПС протекают в 3 фазы: первичной адаптации, относительной компенсации и декомпенсации. 2. В практической работе удобнее пользоваться классификацией Мардера, по которой выделяют ВПС с обогащением малого круга кровообращения, с обеднением малого круга кровообращения, с обеднением большого круга и без нарушения гемодинамики, а также по наличию или отсутствию цианоза. 3. Наиболее распространенными ВПС с обогащением малого круга являются: дефект межжелудочковой перегородки, дефект межпредсердной перегородки, открытый артериальный проток. Все они протекают без цианоза. 4. Наиболее распространенными ВПС с обеднением малого круга являются: изолированный стеноз легочной артерии, протекающий без цианоза, и тетрада Фалло, протекающая с цианозом. 5. К группе ВПС с обеднением большого круга относятся стеноз аорты и коарктация аорты, они протекают без цианоза. 6. Для диагностики ВПС применяют следующие инструментальные методы исследования: ЭКГ, ФКГ, ЭхоКГ, рентгеноскопия сердца с контрастированным пищеводом, зондирование полостей сердца. 7. Оперативное лечение проводится в возрасте 1 – 5 лет в фазе относительной компенсации, некоторые дети по жизненным показаниям оперируются в периоде новорожденности. Дети из Читинской области оперируются в Новосибирском НИИ патологии кровообращения. 8. При развитии сердечной недостаточности дети получают сердечные гликозиды из расчета дозы насыщения дигоксина: при 1 ст. нарушения кровообращения – 0,04 мг/кг массы тела, 2а ст. – 0,05 мг/кг, 2в ст. – 0,06 мг/кг, 3 ст. – 0,07 мг/кг массы тела. Вместе с сердечными гликозидами необходимо назначать препараты калия. 9. Дети с тетрадой Фалло плохо переносят сердечные гликозиды и вместо дигоксина получают анаприлин в дозе 1 мг/кг в сутки. Вопросы: 1. Этиология, патогенез заболеваний. 2. Современная классификация. 3. Особенности частоты сердечных сокращений, артериального давления, границ сердца в детском возрасте. 4. Клиническая картина врожденных пороков сердца с гиперволемией малого круга кровообращения ( ДМПП, ДМЖП, ОАП ) у детей. 5. Клиническая картина ВПС с гиповолемией малого круга кровообращения ( болезнь Фалло). 6. Острая и хроническая сердечная недостаточность. 7. Диагностика заболеваний. 8. Дифференциальный диагноз. 9. Лечение больного ребенка. 10. Оказание неотложной помощи детям. 11. Профилактика и лечение на дому. ^ Цель занятия: Научить студентов: - правильно собирать анамнез больного ребенка, - закрепить практические навыки по осмотру больного с патологией органов дыхания, - правильно оценивать дополнительные методы обследования, - устанавливать предварительный и клинический диагноз, - составлять план лечебных мероприятий, - оказывать неотложную помощь при острой пневмонии у детей. На занятии студенты должны усвоить следующие положения: 1. Острая пневмония в детском возрасте занимает одно из ведущих мест в структуре младенческой смертности. 2. В классификации острых пневмоний в настоящее время разделяют пневмонии по морфологическим формам (очаговая, очагово-сливная, сегментарная, крупозная, интерстициальная), по месту возникновения (внебольничная, внутрибольничная), этиологии. Выделяют также перинатальную пневмонию и пневмонию при иммунодефиците. 3. Осложнениями заболевания являются токсикоз, плеврит, инфекционно-токсический шок, респираторный дистресс-синдром, легочная деструкция и другие. 4. Существующая классификация позволяет сформулировать полный диагноз пневмонии, в котором отражается вся необходимая врачу информация. 5. В клинической картине острых пневмоний следует в первую очередь учитывать температурную реакцию, выраженность симптомов интоксикации, частоту дыхательных движений с определением дыхательного коэффициента, участие вспомогательной мускулатуры, локальную физикальную симптоматику с обязательным учетом возраста ребенка. 6. Клиническими особенностями течения заболевания у детей раннего возраста, особенно у детей первого года жизни, является выраженная интоксикация. В ряде случаев с клиникой инфекционно-токсического шока с последующим появлением симптомов поражения бронхолегочной системы. 7. Выделение морфологических форм острой пневмонии имеет определенное прогностическое значение: очагово-сливные формы часто осложняются экссудативным плевритом или деструкцией легких, сегментарные имеют тенденцию к затяжному течению, интерстициальные характерны для пневмоцистной пневмонии. 8. Тяжесть острой пневмонии определяется влиянием многих факторов, связанных как со свойствами вируса, так и с преморбидным фоном ребенка (рахит, гипотрофия, анемия, аллергический диатез и другие состояния). 9. В диагностике заболевания обязательно учитывается рентгенологическое, лабораторные показатели с установлением локализации процесса. 10. Лечение острой пневмонии зависит от место возникновения заболевания, этиологии возбудителя, степени тяжести процесса и должно быть направлено на борьбу с возбудителем, с симптомами дыхательной недостаточности, усиление иммунологической защиты детского организма. Вопросы: 1. Этиология и патогенез острой пневмонии. 2. Классификация острой пневмонии. 3. Клиническая картина различных форма острой пневмонии в детском возрасте. 4. Особенности клинического течения заболевания у детей первого года жизни. 5. Роль аномалий конституции, рахита, анемии ,аллергического диатеза, врожденных пороков развития дыхательных путей в клиническом течении заболевания. 6. Дифференциальная диагностика заболевания. 7. Лечение больного ребенка. 8. Профилактика на дому. ^ Цель занятия: Научить студентов: правильно собирать анамнез больного ребенка, закрепить практические навыки по осмотру больных с заболеваниями желудочно-кишечного такта, назначать план обследования больных с данной патологией, правильно оценивать данные лабораторных и инструментальных методов обследования больных детей, устанавливать предварительный и клинический диагноз, оформлять дневник в истории болезни, составлять план лечебных мероприятий больному, проводить профилактическое наблюдение и лечение в амбулаторных условиях. На занятии студенты должны усвоить следующие положения: 1. Основным этиологическим фактором хронического гастродуоденита и язвенной болезни у детей является Helicobacter Pilory (НР). Другими причинами являются: стрессовые ситуации в семье, школе, отношениях между детьми, наследственная предрасположенность, погрешности в питании. 2. Основными клиническими синдромами являются: общеневротический, синдром вегетативной дисфункции, болевой и диспептический синдромы. 3. Основными методами диагностики являются: фиброгастродуоденоскопия, фракционное исследование желудочного сока, рентгеноскопия желудка, определение НР. 4. Методы лечения: диетотерапия ( 1 стол), антихеликобактерные препараты (де-нол, трихопол, флемоксин, амоксициллин, ампициллин), антациды ( альмагель, фосфолюгель, маалокс, гастрофарм и др.). , блокаторы Н2 рецепторов (циметидин, ранитидин, фамотидин, низатидин, роксатидин ), М-холиноблокаторы (гастроцепин), блокаторы водородных каналов ( омепразол). 5. Основными причинами дискинезий желчевыводящих путей (ДЖВП) являются: стрессовые ситуации в семье, школе, отношениях между детьми, наследственная предрасположенность, погрешности в питании. 6. Основными методами диагностики ДЖВП являются: ультразвуковой, холецистография, дуоденальное зондирование. 7. Методы лечения больных ДЖВП: диетотерапия (5стол), седативные, желчегонные (холеретики – аллахол, бессмертник, пижма, шиповник, кукурузные рыльца; холекинетики – сульфат магния, тифен, метацин). 8. Тюбажи показаны при гипокинетическом типе ДЖВП и противопоказаны при гиперкинетическом типе. 9. Санаторно-курортное лечение проводится не ранее чем через год после последнего обострения. Курорты: Кука, Дарасун, Железноводск, Ессентуки, озеро Шира (Красноярский край). Вопросы: 1. Этиология заболеваний. 2. Патогенез заболеваний. 3. Предрасполагающие факторы развития болезни. 4. Анатомо-физиологические особенности желудочно-кишечного тракта у детей. 5. Клиническая картина хронического гастродуоденита, язвенной болезни, дискинезии желчевыводящих путей у детей. 6. Лабораторная и инструментальная диагностика заболеваний. 7. Дифференциальная диагностика 8. Лечение больного ребенка. 9. Профилактика и лечение на дому. ^ Цель занятия: Научить студентов: правильно собирать анамнез больного ребенка, закрепить практические навыки по осмотру больных с заболеваниями почек , назначать план обследования больных с данной патологией, правильно оценивать данные лабораторных и инструментальных методов обследования больных детей, устанавливать предварительный и клинический диагноз, оформлять дневник в истории болезни, составлять план лечебных мероприятий больному, проводить профилактическое наблюдение и лечение в амбулаторных условиях. На занятии студенты должны усвоить следующие положения: 1. Пиелонефрит – это микробно-воспалительное заболевание почек с поражением чашечно-лоханочной системы и интерстициальной ткани. 2. Бактерии, вызывающие пиелонефрит – кишечная палочка, протей, стафилококк, энтерококк, клебсиеллы. 3. Основные клинические синдромы: интоксикационный, болевой , диспептический, мочевой. 4. Основные симптомы мочевого синдрома: бактериурия, лейкоцитурия, микрогематурия, протеинурия. 5. Пиелонефриты делятся на первичные (без предшествующего поражения почек) и вторичные (на фоне врожденной аномалии развития , обменной нефропатии, мочекаменной болезни). 6. Методы диагностики пиелонефрита: ультразвуковой, рентгенологический (внутривенная экскреторная урография, микционная цистография), бактериологические исследование мочи. 7. Методы лечения: постельный режим, диета 5 стол, антибактериальные препараты (антибиотики пенициллинового и цефалоспоринового рядов, уроантисептики -–фурагин, неграм, невиграмон, грамурин, нитроксолин, палин), фитотерапия (толокнянка, брусника, хвощ полевой, бадан, зверобой, укроп, петрушка, сельдерей, арбуз, дыня, черная смородина, земляника и др.). 8. Гломерулонефрит – это циклически протекающееинфекционно-аллергическое заболевание, характеризующееся внезаптым началом с видимыми гематурией, отеками, гипертензией и различной степени выраженности почечной недостаточностью. 9. Этиологический фактор --гемолитический стрептококк группы А. 10. Мочевой синдром при гломерулонефрите характеризуется олигурией, гематурией, протеинурией, цилиндрурией. 11. Методы лечения: постельный режим, диета 7 стол, антибактериальная , санация очагов инфекции, мочегонные, гипотензивные, улучшающие почечный кровоток, антикоагулянты. Вопросы: 1.Этиология заболеваний. 2. Патогенез заболеваний. 3. Предрасполагающие факторы развития болезни. 4. Анатомо-физиологические особенности почек и органов мочевыведения у детей. 5.Клиническая картина хронического гломерулонефрита, пиелонефрита, врожденных и наследственных заболеваний почек у детей. 6.Лабораторная и инструментальная диагностика заболеваний. 7. Дифференциальная диагностика заболеваний. 8.Лечение больного ребенка. 9.Профилактика и лечение на дому. ^ Цель занятия: Научить студентов: правильно собирать анамнез больного ребенка, закрепить практические навыки по осмотру больных с острыми респираторными заболеваниями , назначать план обследования больных с данной патологией, правильно оценивать данные лабораторных и инструментальных методов обследования больных детей, устанавливать предварительный и клинический диагноз, оформлять дневник в истории болезни, составлять план лечебных мероприятий больному, оказывать помощь при неотложных состояниях (нейротоксикоз, стеноз гортани, обструктивный синдром) проводить профилактическое наблюдение и лечение в амбулаторных условиях. Вопросы: 1. Этиология острых респираторных заболеваний. 2. Патогенез заболеваний. 3. Предрасполагающие факторы развития болезни. 4. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. 5.Клиническая картина гриппа, парагриппа, аденовирусной, РС-вирусной инфекций у детей. 6.Лабораторная и инструментальная диагностика заболеваний. 7.Дифференциальная диагностика заболеваний. 8.Диагностика неотложных состояний (нейротоксикоз, стеноз гортани). 9.Лечение больного ребенка. 10.Профилактика и лечение на дому. 11. Тактика врача при неотложных состояниях у детей. На занятии студенты должны усвоить следующие положения: 1. ОРВИ у детей занимают ведущее место в структуре обшей заболеваемости. 2. Опасность возникновения данного заболевания обусловлено яастотой и тяжестью поражения с вовлечением многих органов и систем, с присоединением осложнений. 3. Заболевание имеет ряд эпидемиологических особенностей: сезонность, эпидемические вспышки. 4. В патогенезе заболевания ведущее место занимают эпителиотропность вируса, быстрое проникновение в кровь , возможное присоединение бактериальной микрофлоры. 5. Клиническая картина зависит от свойств возбудителя, особенностей макроорганизма. Для гриппозной инфекции и, например, характерно проявления нейротоксического синдрома, геморрагического синдрома. Аденовирусная инфекция характеризуется поражением слизистых, обильным ринитом, частым поражением желудочно-кишечного тракта. 6. В диагностике заболевания наряду с общеклиническими применяются вирусологический и серологический методы исследования . 7. Заболевание , особенно у детей раннего возраста, характеризуется тяжестью течения и высокой частотой осложнений. 8. В лечении заболеваний следует учитывать этиологию возбудителя, синдромную терапию. ^ Цель занятия: Научить студентов: правильно собирать анамнез больного ребенка, закрепить практические навыки по осмотру больных с бронхиальной астмой, назначать план обследования больных с данной патологией, правильно оценивать данные лабораторных и инструментальных методов обследования больных детей, устанавливать предварительный и клинический диагноз, оформлять дневник в истории болезни, составлять план лечебных мероприятий больному, проводить профилактическое наблюдение и лечение в амбулаторных условиях. В процессе занятия студенты должны усвоить следующие положения: 1. Бронхиальная астма – рецидивирующее заболевание, в основе которого лежит хроническое аллергическое воспаление бронхов, сопровождающееся их гиперреактивностиью и характеризующееся приступами затрудненного дыхания или удушья в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленное бронхоконстрикцией, гиперсекрецией слизи, отеком стенки бронхов. 2. Бронхиальная астма является одним из самых распространенных заболеваний детского возраста , и частота ее продолжает расти. 3. Развитие астмы связано с воздействием генетических и экологических факторов. Среди многочисленных факторов, повышающих вероятность развития заболевания у детей выделяют неуправляемые (наследственные и биологические) и управляемые (поддающиеся коррекции – образ жизни семьи ребенка). 4. Основным иммунологическим маркером сенсибилизации при бронхиальной астме является повышение общего уровня иммуноглобулина Е в сыворотке крови и наличие специфических иммуноглобулинов Е антител к экзоаллергенам. В патогенезе заболевания важную роль играют иммунопатология, нарушение барьерных свойств крови, блокада бета-2- адренорецепторов, функциональная неустойчивость нервной системы. 5. Диагностика бронхиальной астмы строится на основании оценки клинических симптомов, данных анамнеза, исследования аллергологического статуса. У детей выделяют ряд клинических вариантов заболевания. С практической точки зрения наиболее целесообразной является классификация по тяжести , позволяющий выбрать наиболее оптимальную терапию. 6. Критериями тяжести являются частота, клиническая характеристика приступов, наличие ночных приступов, физическое развитие, длительность ремиссии, переносимость физической нагрузки, способ купирования приступов и другие. 7. В клинических параметрах, характеризующих приступ отмечают частоту дыхания, участие вспомогательной мускулатуры, вздутие грудной клетки, интенсивность свистящего дыхания, характер и проведение дыхания в легких, положение и поведение ребенка, частоту сердечных сокращений, степень ограничения физической нагрузки, объем терапии дл якупирования приступа. 8. Наиболее эффективным лечением астмы является элиминация причинно-значимого аллергена. Выбор лечения должен быть сделан с учетом тяжести течения и периода заболевания. Рекомендуется «ступенчатый» подход , включающий увеличение количества и частоты приема лекарств по мере возрастания тяжести течения астмы. 9. Основными целями терапии являются ликвидация или смягчение клинических проявлений болезни, уменьшение частоты и выраженности обострений, предотвращение развития угрожаемых жизни состояний, нормализация или улучшение показателей функции внешнего дыхания, восстановление или поддержание жизненной активности, отмена или снижение потребности в бронхолитической терапии. Вопросы: 1. Этиология заболевания. 2.Патогенез заболевания. 3.Предрасполагающие факторы развития болезни. ^ Цель занятия: Научить студента 1. Организации поликлинической педиатрической службы. 2. Принципам ее работы 3. Преемственности работы педиатров, терапевтов и акушеров-гинекологов. 4. Комплексной оценке состояния здоровья детей 5. Наблюдению здоровых и больных детей в поликлинике. 6. Правильно вести документацию участкового педиатра. На занятии студенты должны усвоить следующие положения: 1. Работа детской поликлиники осуществляется согласно приказа №60 МЗ СССР от19.01.83. «О дальнейшем совершенствовании лечебно-профилактической помощи детскому населению в городах». 2. Основные разделы работы: профилактическая, лечебная. 3. Профилактическая работа включает диспансеризацию здоровых детей в ДДУ, поликлинике, на дому, вакцинопрофилактику, рациональное питание, санитарно-просветительную работу с родителями, в антенатальном периоде – проведение дородовых патронажей ( 2 патронажа – первый – при постановке беременной на учет, второй – в 30-32 недели беременности). 4. Лечебная работа начинается со своевременной ранней диагностики заболевания, лечения выявленной патологии, реабилитации, которые проводятся на дому, в стационарах, поликлинике, ДДУ. 5. Работа участковой службы осуществляется согласно территориального принципа. 6. Преемственность в работе между детской поликлиникой, женской консультацией, взрослой поликлиникой осуществляется благодаря работе АТПК( акушерско-терапевтическо-педиатрический комплекс), который находится на базе женской консультации. 7. Наблюдение здоровых детей в неонатальном периоде начинается с патронажей новорожденных детей на дому. Первичный патронаж совместный врачебно-сестринский проводится на дому в первые 3 дня после выписки из роддома, если ребенок здоров. При выписки из ОПН, недоношенных, больных детей осмотр проводится в первые сутки после выписки из ЛПУ. Дальнейшее наблюдение новорожденных осуществляется педиатром 1 раз в 7-10 дней, а с 1 месяца – на приеме в поликлинике. До 3 месяцев ребенок осматривается окулистом, хирургом, невропатологом, ЛОР-врачом. Ежеквартально пишется эпикриз. С 1 до 2 лет здоровый ребенок осматривается ежеквартально .С 2 до 3 лет здоровые дети посещают поликлинику 1 раз в полгода. После 3 лет здоровый ребенок посещает поликлинику 1 раз в год с осмотром всех специалистов и педиатра. 8. Выделяют 5 групп здоровья: 1 – здоровые дети, которые оценены в по всем критериям соответственно возраста ребенка, без отклонения в состоянии здоровья в периоде адаптации и не нуждающиеся в медикаментозной коррекции. 2А – здоровые дети, не болевшие в периоде адаптации, но с отягощенным акушерским или генеалогическим анамнезом 2Б – дети, перенесшие болезни в периоде адаптации, но к моменту выписки из роддома выздоровели; дети, оцененные по шкале Апгар менее 7-8 баллов. 3, 4, 5 группы здоровья – дети, имеющие врожденную патологию или хронические заболевания соответственно в стадии компенсации, субкомпенсации, декомпенсации. Это дети диспансерной группы наблюдения. Диспансеризация больных детей проводится в соответствии с той патологией, которая имеется у ребенка. Кратность наблюдения осуществляется согласно той нозологической формы, которая имеется у ребенка. 9. Группы риска новорожденных у детей со 2 группой здоровья: 1/ риск развития патологии органов дыхания и ОРВИ. 2/ риск развития патологии ЦНС 3/риск развития гипотрофии, анемии, рахита. 4/ гнойно-септических заболеваний. 5/врожденной патологии органов и систем 6/риск развития аллергических заболеваний 7/дети из неблагоприятных микросоциальных условий. 10. Документация участкового педиатра включает следующие учетные формы: А/ ф.112 – история развития ребенка Б/ ф.131 – карта диспансеризации здоровых детей В/ ф.30 – карта диспансеризации больного ребенка Г/ ф.26 – карта ребенка для школы, детского дома, детского сада. Д/ ф.25 – статталон Е/ ф.39 – учет всех посещений на дому, консультации специалистов. Ж/ ф. 58 – экстренное извещение на необычную реакцию на прививку, пищевое, профессиональное отравление. З/ ф.76 – выписка из истории болезни Вопросы: 1. Основные разделы работы педиатра 2. Роль АТПК в воспитании здорового ребенка 3. Наблюдение здоровых детей в поликлинике 4. Группы здоровья детей 5. Диспансеризация больных детей 6. Группы риска новорожденных 7. Документация участкового педиатра ^ Цель занятия: Научить студентов организации прививочного дела. На занятии студенты должны усвоить следующие положения: 1. Вакцинопрофилактика осуществляется согласно приказа № 229 МЗ РФ от 27.06.1999 г. 2. Календарь профилактических прививок России. 3. Приказ № 229 МЗ РФ определяет и прививки, проводимые по эпид показаниям: против чумы, туляремии, бруцеллеза, сибирской язвы, лептоспироза, лихорадки Ку, клещевого энцефалита, брюшного тифа, гриппа, желтой лихорадки. 4. Противопоказания к вакцинации: - противопоказания к группам прививок: все вакцины – сильная аллергическая реакция или осложнение на предыдущую дозу; все живые вакцины – иммунодефицитное состояние (первичное), иммуносупрессия, злокачественные новообразования, беременность. - Дополнительные противопоказания к отдельным прививкам БЦЖ Вес ребенка менее 2000 г, келлоидный рубец после предыдущей дозы ОПВ Абсолютных противопоказаний нет АКДС Прогрессирующее заболевание нервной системы, Афебрильные судороги в анамнезе (вводят АДС) АДС, АДС-М Абсолютных противопоказаний нет ЖКВ (коревая) Тяжелая реакция на аминогликозиды ЖПВ(паротитная), краснушная. Анафилактические реакции на яичный белок 4. Плановая вакцинация откладывается до окончания острых проявлений заболеваний и обострения хронических. При нетяжелых ОРВИ Прививки проводятся сразу же после нормализации температуры.. Сильной реакцией является наличие температуры выше 40 градусов, в месте введения вакцины отек, гиперемия более 8 см в диаметре. 5. Поствакцинальные осложнения: - местные: абсцесс на месте введения, гнойный лимфаденит, тяжелая местная реакция - со стороны ЦНС – острый паралич, энцефалопатия, энцефалит, менингит, судороги - прочие – аллергические реакции, острые реакции гиперчувствительности, анафилактический шок, диссеминированный БЦЖит, коллаптоидный эпизод, сепсис, синдром токсического шока. • Иммунизация в рамках национального календаря профилактических прививок проводится вакцинами отечественного и зарубежного производства зарегистрированными и разрешенными к применению в установленном порядке в соответствии с инструкциями по их применению. • Детям, родившимся от матерей, носителей вируса гепатита В или больных вирусным гепатитом В в третьем триместре беременности вакцинация против вирусного гепатита В проводится по схеме 0 – 1 – 2 – 12 месяцев. • Вакцинация против гепатита В в 13 лет проводится ранее не привитым по схеме 0 – 1 – 2 – 6 месяцев. • Вакцинация против краснухи проводится девочкам в 13 лет ранее не привитым получившим только одну прививку. • Ревакцинация против туберкулеза проводится неинфицированным микобактериями туберкулеза туберкулинотрицательным детям. • Ревакцинация против туберкулеза в 14 лет проводится неинфицированным микобактериями туберкулеза туберкулинотрицательным детям, не получившим прививку в 7 лет. • Применяемые в рамках национального календаря профилактических прививок вакцины (кроме БЦЖ) можно вводить одновременно разными шприцами в разные участки тела или с интервалом в 1 месяц. • При нарушении срока начала прививок последние проводят по схемам предусмотренным настояшим календарем и инструкциями по применению препаратов. Вопросы: 1. Календарь профилактических прививок России 2. Показания и противопоказания к вакцинации 3. Поствакцинальные осложнения ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. 1. Оценка практических навыков у студентов. 2. Решение задач по оценке физического, нервно-психического развития. 3. Решение задач по вскармливанию детей первого года жизни. 4. Проведение тестового контроля |