Паспорт физического здоровья учащегося: оценка функциональных показателей важнейших систем организма человека Статья опубликована в журнале «Физкультура в школе». – 2012.№ С. 56-60 icon

Паспорт физического здоровья учащегося: оценка функциональных показателей важнейших систем организма человека Статья опубликована в журнале «Физкультура в школе». – 2012.№ С. 56-60





Скачать 145.3 Kb.
Название Паспорт физического здоровья учащегося: оценка функциональных показателей важнейших систем организма человека Статья опубликована в журнале «Физкультура в школе». – 2012.№ С. 56-60
Дата 24.03.2013
Размер 145.3 Kb.
Тип Документы
Паспорт физического здоровья учащегося: оценка функциональных показателей важнейших систем организма человека


Статья опубликована в журнале «Физкультура в школе». – 2012. -№ 8. - С. 56-60.

Носова Е. В.,

учитель биологии ГБОУ СОШ №917 г. Москва


Диагностику состояния здоровья учащихся необходимо проводить не только на основе антропометрических данных, но и учитывая функциональную деятельность различных органов. Важнейшими системами организма человека являются дыхательная и сердечно-сосудистая, участвующие в обеспечении обмена веществ и энергии организма. На основе показателей физического развития и функционирования основных систем органов можно оценить резервы организма и процесс адаптации учащихся. Знание функционального резерва организма, предоставляет возможность устанавливать объем и характер образовательных нагрузок, позволит подбирать рациональный индивидуальный оздоровительный двигательный режим, что даст возможность оптимизировать процессы роста и развития учащихся.

Ниже представлена методика измерений наиболее часто исследуемых физиологических величин.


^ Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы.


1. Регистрация основных физиологических показателей организма человека и их оценка: определение частоты сердечных сокращений в покое и при мышечной деятельности, измерение кровяного давления. Оборудование, необходимое для исследования: секундомер, тонометр.

Частоту сердечных сокращений (ЧСС) – пульс обычно определяют на лучевой артерии у основания большого пальца. При этом второй, третий и четвертый пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава, нащупывают артерию и прижимают ее к кости. Величину ЧСС выражают в ударах в минуту. ЧСС > 90 уд/мин рассматривается как тахикардия, ЧСС < 60 уд/мин – как брадикардия.

После определения пульса в состоянии покоя, учащемуся предлагается сделать 20 приседаний и сразу после выполнения работы измерить пульс Результаты считаются хорошими, если частота сердечных сокращений после 20 приседаний повысится не более чем на 1/3 по сравнению с ЧСС в состоянии покоя. Восстановление сердечной деятельности до уровня покоя произойдет не позже чем через 2 минуты. Чем быстрее произойдет возврат к прежней частоте пульса, тем выше способность к саморегуляции сердечной деятельности у данного человека.

Артериальное давление (АД) измеряется до приема пищи, перед этой процедурой следует отдохнуть в течение 10-20 мин. При измерении давления рука обследуемого лежит на столе ладонью вверх. На плечо выше локтевого сгиба на 3-4 см надевается манжета. Измерение проводят прибором тонометром 2-3 раза с интервалом не менее 1 мин. Берется низшее значение из двух последних. Давление мало зависит от пола, но зато меняется с возрастом. Нормальная величина систолического (АДсис) (верхнего) и диастолического (АДдиа) (нижнего) определяется для людей в возрасте до 20 лет по формуле: АДсис = 1,7 × В + 83; АДдиа = 1,6 × В + 42.

Пределы колебания АД у городских детей школьного возраста (М.Я. Студеникин, А.Р. Абдулаев)



Возраст (годы)

Артериальное давление



Возраст (годы)

Артериальное давление

мальчики


девочки


мальчики

девочки

7

90-106/46-67

85-105/47-69

13

95-117/53-73

96-120/52-72

8

92-110/48-70

90-110/50-71

14

99-122/54-75

99-125/56-76

9

93-113/49-72

92-112/49-73

15

101-125/57-75

101-123/58-76

10

93-113/50-73

92-114/49-72

16

104-128/61-78

104-124/63-79

11

91-111/48-68

95-111/51-71

17

103-123/64-80

103-123/63-79

12

96-116/50-68

93-117/52-73











Коэффициент эффективности кровообращения (^ КЭК) рассчитывается по формуле:

КЭК = (АДсис – АДдиа) × ЧСС


В норме коэффициент КЭК составляет 2600. При утомлении он возрастает.

2. Расчет пульсового давления (^ ПД), систолического или ударного объема крови (СОК) и минутного объема крови (МОК) на основе проведенного измерения артериального давления.

Систолическое давление (АДсис) – характеризует сократительную мощность (силу) сердечной мышцы (миокарда). Диастолическое давление (АДдиа) характеризует прежде всего, давление в кровеносных сосудах в фазе расслабления сердца, на протяжении сердечного цикла. АДсис и АДдиа характеризуют величину сердечного выброса (ударный объем сердца), периферическое сосудистое сопротивление кровотоку и состояние стенок кровеносных артериальных сосудов. Пульсовое кровяное давление (ПД) определяется по формуле: ПД = АДсис - АДдиа. В норме равно 30-60. Варианты ПД как выше, так и ниже норматива весьма неблагоприятны для функционирования организма в целом.

Определить систолический объем крови (СОК) или ударный объем сердца или сердечный выброс можно по формуле:

^ СОК = 100+ ПД/2 – 0,6 × АДдиа – 0,6 × В,

где В – возраст, ПД – пульсовое давление, АДдиа – диастолическое давление - это объем крови в миллилитрах, выбрасываемой левым желудочком сердца за одно сокращение (систолу). Характеризует мощность мышцы (миокарда) левого желудочка сердца. В норме в среднем равняется 60-80 мл.

Расчет МОК - минутного объема крови, выбрасываемого левым желудочком сердца за 1 минуту, выражается в мл/мин. и рассчитывается по формуле:

MОК = СОК × ЧСС, где ЧСС- частота сердечных сокращений в минуту. В норме МОК равняется 1700-2500 единиц. Как СОК, так и MОК, определяемые по формулам - важнейшие показатели комплексно и во взаимосвязи характеризуют работу сердечно-сосудистой системы в целом.

3. Исследование реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. В качестве главных критериев при оценке работоспособности с использованием физических нагрузок с последующим изучением быстроты восстановления ЧСС учитываются реакции организма на нагрузку: экономичность реакции и быстрая восстанавливаемость. Оценить физическую работоспособность по скорости восстановления ЧСС можно с помощью пробы Мартине, рассчитав Индекс Руфье (ИР). Для работы необходим секундомер. У учащегося в положении сидя (после 5-мин отдыха) измеряют пульс в покое (Р1). Затем в течение 45 секунд учащийся выполняет 30 приседаний. Сразу после приседаний подсчитайте пульс за первые 15 секунд (Р2) и последние 15 секунд (Р3) первой минуты периода восстановления. Индекс Руфье рассчитывается по формуле: ИР =  (4 × ((P1+P2+P3) – 200) / 10

ИР оценивается как: 0-5 – отлично; 6 -10 – хорошо; 11-15 – удовлетворительно (сердечная недостаточность средней степени); свыше 15 – неудовлетворительно (сердечная недостаточность сильной степени).

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы характеризует коэффициент выносливости (^ КВ). Этот параметр определяется по формуле Кваса:

КВ = (ЧСС × 10) / ПД
, где ЧСС – частота пульса, ПД – пульсовое давление. В норме коэффициент выносливости составляет 16. Его увеличение указывает на ослабление деятельности сердечно-сосудистой системы, уменьшение – на усиление.

4. Уровень функционирования сердечно-сосудистой системы является важнейшим показателем, отражающим уровень гармоничного взаимодействия человека с окружающей средой и адаптационные возможности организма. Определение индекса адаптационного потенциала (АП), показывающий уровень приспособленности организма к окружающей среде. Рассчитывается по формуле:

АП = 0,011 ×ЧСС + 0,014. ×АДсис + 0,008 ×АДдиа + 0,014.×В + 0,009 × М – 0,009 × Р–0,27

где ЧСС – частота сердечных сокращений,

АДсис – артериальное давление систолическое,

АДдиа – артериальное давление диастолическое,

В – возраст (лет); М – масса тела (кг); Р – рост (см)

Результат адаптационного потенциала оценивается следующим образом:

АП < 2,1 – удовлетворительная адаптация;

АП = 2,11 – 3,2 – напряжение механизмов адаптации;

АП = 3,21 – 4,3 – неудовлетворительная адаптация;

АП > 4,3 – срыв механизмов адаптации.

^ Определение функционального состояния дыхательной системы.


1. К оценке функционального состояния дыхательной системы относится определение частоты дыхания (^ ЧД), жизненной емкости легких (ЖЕЛ), пробы Генчи, пробы Штанге. Для работы необходим секундомер или часы с секундной стрелкой. Для подсчета частоты дыхания надо положить ладонь так, чтобы она захватывала нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота. Дыхание обследуемого при определении частоты дыхания должно быть равномерным и спокойным. Частота дыхания выражается в количестве дыхательных движений в 1 мин и в состоянии покоя равна 16 – 20. У спортсменов – ниже – 10 -11 и ниже.

2. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) измеряется с помощью прибора спирометра. Обследуемый делает максимально глубокий вдох, зажимает нос и равномерно совершает максимально глубокий выдох в спирометр. ЖЕЛ определяется по шкале спирометра с точностью до 100 мл. Она колеблется в широких пределах: у женщин в среднем от 2,5 до 4 л, а у мужчин – 3,5 – 5 л. Величина идеальной ЖЕЛид зависит от пола, возраста, роста, массы тела человека, у детей и подростков рассчитывают по формуле:

^ ЖЕЛ (девочки, девушки) = (21,78 – (0,101 × В)) × Р;

ЖЕЛ (мальчики, юноши) = (27,63 – (0,112 × В)) × Р.

где Р – рост (см), В – возраст в годах.

Нормальной считается величина ЖЕЛ, отличающаяся от идеальной не более чем на 15%:

ЖЕЛнор = ЖЕЛфак / ЖЕЛ ид × 100%, т.е. должна быть не менее 85% и не более 115%,

где ЖЕЛфак – полученная при измерении, ЖЕЛид – вычисленная по формуле.

3. Оценить состояние дыхательной системы легко с помощью функциональных проб. С целью выявления тренированности организма определяют задержку дыхания до и после нагрузки. Фиксируется время максимальной продолжительности задержки дыхания до работы и после 20 приседаний. Если после нагрузки время задержки дыхания составит более 50% по отношению к задержке дыхания в состоянии покоя, результат отличный. Если 30 – 50% - хороший, а если ниже 30% - слабый.

Функциональные пробы на задержку дыхания представляет собой нагрузку с задержкой дыхания после глубокого вдоха (проба Штанге) или после выдоха (проба Генчи), измеряется время задержки дыхания в секундах.

Проба Штанге позволяет оценить устойчивость организма человека к гипоксии, отражающую общее состояние кислородообеспечивающих систем организма при выполнении задержки дыхания на фоне глубокого вдоха и глубокого выдоха. Используются для суждения о кислородном обеспечении организма и оценки общего уровня тренированности человека. Оценка проводится сидя. После 2-3 глубоких вдохов-выдохов человека просят задержать дыхание на глубоком вдохе на максимально возможное для него время. По секундомеру отмечается время задержки дыхания - апноэ. В норме дыхание задерживается на 40 – 55 сек. У тренированных людей апноэ может быть более 90 сек, причем частота дыхания после выполнения пробы не увеличивается.

Проба Генчи проводится так же, как проба Штанге, но задержка дыхания производится после полного выдоха. После 2-3 глубоких вдохов-выдохов человека просят глубоко выдохнуть и задержать дыхание на максимально возможное для него время. По секундомеру отметить время задержки дыхания.

Оценка результатов тестирования проводится на основании таблицы. Хорошие и отличные оценки соответствуют высоким функциональным резервам системы кислородообеспечения человека.


^ Оценка проб с задержкой дыхания на вдохе и выдохе

Оценка

Проба Штанге, сек

Проба Генчи, сек

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Отлично

50 и выше

40 и выше

40 и выше

30 и выше

Хорошо

40-49

30-39

30-39

20-29

Удовлетворительно

30-39

20-29

20-29

15-19

Неудовлетворительно

29 и ниже

19 и ниже

19 и ниже

14 и ниже

В процессе оценки функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем учащихся заполняется протокол физиологического исследования, куда заносятся показатели и результаты состояния этих систем. Очень хорошо, если данный протокол будет одной из страниц паспорта физического здоровья (ПФЗ).


Протокол физиологического исследования


Ф.И. учащегося ________________, возраст _______, пол ________



Показатель

Результат

измерения

в начале года (Р1)

дата _________

Результат

измерения

в конце года (Р2)

дата _________

Динамика

Р1 – Р2

1. Частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое










2. ЧСС после 20 приседаний










3. Артериальное давление:










- систолическое (АДсис): норма, выше или ниже










- диастолическое (АДдиа): норма, выше или ниже










- пульсовое давление (ПД), соответствие норме










4. Эффективность кровообращение (КЭК)










5. Систолический объем крови (СОК), его соответствие норме










6. Минутный объем крови (МОК), его соответствие норме










7. Проба Мартине:










- пульс в покое (Р1)










- пульс после нагрузки (Р2)










- пульс (Р3) после минуты восстановительного периода










- Индекс Руфье (ИР), его оценка










8. Индекс адаптационного потенциала (АП), его оценка










9. Частота дыхания в покое (ЧД)










10. Жизненная емкость легких:










- ЖЕЛ фактическая










- ЖЕЛ идеальная










- нормальная величина ЖЕЛ, ее соответствие норме










11. Тест на задержку дыхания:










- до нагрузки (в сек)










- после нагрузки (в сек)










- оценка результата










12. Проба Штанге (в сек), оценка










13. Проба Генчи (в сек), оценка










Такого рода физиологические исследования могут накапливать данные обследований учащихся за длительные промежутки времени. Это позволит наблюдать, как изменяются показатели их здоровья при изменении образа жизни. Каждый учащийся, заполняющий паспорт физического здоровья (ПФЗ), приобретает опыт самонаблюдения, самоконтроля. Он учится прислушиваться к себе, оценивать функциональное состояние жизненно важных систем организма и общее физическое состояние, анализировать состояние своего здоровья.

В случае если физиологические показатели отклоняются от нормы, есть повод для родителей, врачей и учителей выяснить каковы причины этого. Это может быть связано с отставанием физического развития учащихся, что часто является следствием низкой двигательной активности, неправильного рациона питания, вредных привычек. По результатам оценки функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем важно выдать конкретные рекомендации учащимся и их родителям, выполнение которых способствует успешному исправлению их физического здоровья.

Определение функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем учащихся – не просто фиксация физиологических показателей отдельно взятого ученика. Это оценка состояния здоровья подрастающего поколения позволит внести необходимые изменения в условия обучения и отдыха учащихся, в организацию их оздоровления в целях сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни.

^ Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, дыхательная система, методы оценки функционального состояния организма, физиологические показатели, диагностика.


Литература

1. Высоцкая М.В. Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека. 10–11-е классы – Волгоград: Учитель, 2008. - 175 с.

2. Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии – М.: Просвещение,1990. - 239 с.

3. Козинец Г. И. Физиологические системы организма человека, основные показатели. – М. «Триада-Х». – 2000. – 336 с.




Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Паспорт физического здоровья учащегося: оценка функциональных показателей важнейших систем организма человека Статья опубликована в журнале «Физкультура в школе». – 2012.№ С. 56-60 icon Паспорт физического здоровья: диагностика уровня физического развития учащегося Статья опубликована

Паспорт физического здоровья учащегося: оценка функциональных показателей важнейших систем организма человека Статья опубликована в журнале «Физкультура в школе». – 2012.№ С. 56-60 icon В. В. Бальчевский нии общественного здоровья и управления здравоохранением мма им. И. М. Сеченова

Паспорт физического здоровья учащегося: оценка функциональных показателей важнейших систем организма человека Статья опубликована в журнале «Физкультура в школе». – 2012.№ С. 56-60 icon Статья опубликована в Пермском медицинском журнале. №2, Пермь 2006

Паспорт физического здоровья учащегося: оценка функциональных показателей важнейших систем организма человека Статья опубликована в журнале «Физкультура в школе». – 2012.№ С. 56-60 icon Статья опубликована в журнале “Диагностическая и интервенционная радиология” том 3, №4 2009г стр.

Паспорт физического здоровья учащегося: оценка функциональных показателей важнейших систем организма человека Статья опубликована в журнале «Физкультура в школе». – 2012.№ С. 56-60 icon Задачи спортивной медицины : Изучение здоровья, функциональных возможностей организма, решение вопросов

Паспорт физического здоровья учащегося: оценка функциональных показателей важнейших систем организма человека Статья опубликована в журнале «Физкультура в школе». – 2012.№ С. 56-60 icon Формирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания
Работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания,...
Паспорт физического здоровья учащегося: оценка функциональных показателей важнейших систем организма человека Статья опубликована в журнале «Физкультура в школе». – 2012.№ С. 56-60 icon Дыхание одна из важнейших функций в организме, основа физического и эмоционального тонуса человека,

Паспорт физического здоровья учащегося: оценка функциональных показателей важнейших систем организма человека Статья опубликована в журнале «Физкультура в школе». – 2012.№ С. 56-60 icon Анализ основных показателей здоровья детей
Дошкольный возраст – важный этап и ответственный период в развитии ребенка, когда происходит перестройка...
Паспорт физического здоровья учащегося: оценка функциональных показателей важнейших систем организма человека Статья опубликована в журнале «Физкультура в школе». – 2012.№ С. 56-60 icon Методика: измерение показателей физического развития: оценка росто-весового соотношения, определения

Паспорт физического здоровья учащегося: оценка функциональных показателей важнейших систем организма человека Статья опубликована в журнале «Физкультура в школе». – 2012.№ С. 56-60 icon Статья опубликована в журнале «медицина». − 2007. − №4, С. 41−45 Почкайло А. С., Руденко Е. В., Жерносек

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы