|
Скачать 135.34 Kb.
|
Одной из трудностей в работе специалистов отдела является правильное и грамотное составление индивидуальных программ развития учащихся.Наиболее удачно это направление деятельности осуществляется педагогом-психологом Чернецовой А.В. ,работающей на базе МБОУ Школы № 94.Приводим отдельные значимые выдержки из Индивидуальная программа развития учащегося«Развитие высших психических функций»Аннотация В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Психические функции ребенка не даны ему изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода. И этот путь отнюдь не прямая линия, он гетерохронен и асинхроничен: в какой-то момент начинается бурное и кажущееся «автономным» развитие определенного психологического фактора (фонематического слуха, избирательности памяти, координатных представлений, кинестезии и т. п.). При этом другой фактор находится в состоянии относительной стабильности, а третий — на этапе «консолидации» с совершенно, казалось бы, далекой от него функциональной системой. И самое удивительное состоит в том, что эти разнонаправленные процессы в определенные периоды синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на те требования, которые предъявляет ребенку окружающий мир, и прежде всего, социальное окружение. Очевидно, что речь идет, по сути, о единой трехмерной модели, которая должна быть получена путем наложения приведенных плоскостных изображений друг на друга. Модель отражает тот факт, что формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу вверх), от правого полушария мозга к левому (справа налево), от задних отделов мозга к передним (сзади наперед).Апофеозом церебрального функционального онтогенеза являются нисходящие контролирующие и регулирующие влияния от передних (лобных) отделов левого полушария к субкортикальным. Но, к сожалению, все эти процессы станут попросту невозможными или искаженными, если не будет нейробиологической предуготованности мозговых систем и подсистем, которые их обеспечивают. Иными словами, развитие тех или иных аспектов психики ребенка однозначно зависит от того, достаточно ли зрел и полноценен соответствующий мозговой субстрат. При этом следует иметь в виду, что мозг — это не только известные всем кора, подкорковые образования, мозолистое тело и т.д., но и различные нейрофизиологические, нейрохимические и другие системы, каждая из которых вносит свой специфический вклад в актуализацию любой психической функции. Следовательно, для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению. Но, с другой стороны, должна быть востребованность извне (от внешнего мира, от социума) к постоянному наращиванию зрелости и силы того или иного психологического фактора. Основание для составления индивидуальной программы. Ребёнок (С.), для которого составлялась индивидуальная программа развития, выбран неслучайно. При диагностике С. Было обращено внимание на не равномерность выполнения тестов (какие-то тесты выполнял еле-еле, а какие –то показывал отличные результат). При совокупности результатов тестов и опроса ребёнка было сделано предположение, что С. Имеет неврологический статус. Это предположение было подтверждено. Мама ребёнка рассказала, что у С. В анамнезе были эпи пароксизмы, а так же парализация правой руки. Ребенок 2 года назад был снят с инвалидности. Ребёнок с нормальным интеллектом, слухом и зрением может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, пространственную ориентировку. Чаще всего страдают базально-лобные отделы – они первые принимают информацию от органов чувств и передают ее дальше в высшие отделы центральной нервной системы. Если интенсивность этого процесса снижена, отделы коры головного мозга, обеспечивающие хранение и переработку информации, находятся в полуспящем состоянии. Именно это может стать причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и неудовлетворительного поведения на уроках Так как этот ребёнок отличается в своем развитии от детей группы риска, было принято решение составлении индивидуальной программы развития ВПФ. ^ : развитие мышления, фантазии, творческих способностей, моторику, увеличение объема памяти, развитие внимания, формирование общеучебных умений и навыков, способствовать развитию раскрытия интеллектуального потенциала, укреплять физическое и психологическое здоровье. ^
Продолжительность: 35 занятий Структура занятий: Дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, основная часть, заключительная часть (релаксационные упражнения). При проведении занятий используются следующие методы:
Материально-техническое оснащение Предполагаемый результат Эффективность проведения программы оценивается проведением диагностики, включающей: методики ФГОС, наблюдение, беседа, опрос родителей и педагогов. ^ Занятие 1.1 тема: Активизация моторики руки, вырабатывание ловкости, умение управлять своими движениями; обучение концентрировать внимание на одном виде деятельности. Цель:развивать сенсомоторные функции,пространственную координацию движений, телесную ловкость, гибкость, пластичность. Задачи:
Содержание:
Занятие 1.6тема: Обучение точным, целенаправленным движениям, зрительному восприятию; способствовать освоению пространства листа Цель: способствовать развитию точных и целенаправленных движений, зрительного восприятия. Задачи:
Содержание:
Занятие 1.11 тема: развитие точности и ловкости движений пальцев рук, пространственное восприятие, локомоторную функцию. Цель: развитие пространственного восприятия и локомоторной функции. Задачи:
Содержание:
Список литературы
Приложение Занятие 1.1 тема: Активизация моторики руки, вырабатывание ловкости, умение управлять своими движениями; обучение концентрировать внимание на одном виде деятельности. ^
Содержание:
Дыхательная гимнастика – оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких; способствует общему оздоровлению и улучшения самочувствия. Она успокаивает и способствует концентрации внимания. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. «Каша кипит» Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза. «Свеча» Исходное положение – сидя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. Исходное положение – сидя. Сделать медленно глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 3 сек. Сделать 3 выдоха. На каждом выдохе задержать дыхание на 3 сек.
«Приветствие». Каждый пальчик должен поздороваться с большим пальцем, начиная с указательного пальца. Потом в обратную сторону, начиная с мизинца. “Колечко” Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе. Цепочка. Делаем кольцо из большого и указательного пальца левой руки. Попеременно пропускаем через него колечки, «сделанные» из пальчиков правой руки: указательный - большой, средний - большой и т. д. В этом упражнении должны участвовать все пальчики, попеременно меняя их положение.
![]() ![]() Нужно обвести.
Картинки из упражнения №4 нужно раскрасить. Разукрашивать нужно мелкой штриховкой, либо мелкими круговыми движениями.
“Дирижер” Встань, потянись и приготовься слушать музыку. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из нас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром. Если хочешь, то можешь закрыть глаза. (включается музыка) Открой глаза и устрой себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт. ^ Обучение точным, целенаправленным движениям, зрительному восприятию; способствовать освоению пространства листа Цель: способствовать развитию точных и целенаправленных движений, зрительного восприятия. Задачи:
Содержание:
«Каша кипит» Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза. «Свеча» Исходное положение – сидя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. Исходное положение – сидя. Сделать медленно глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 3 сек. Сделать 3 выдоха. На каждом выдохе задержать дыхание на 3 сек.
«Приветствие». Каждый пальчик должен поздороваться с большим пальцем, начиная с указательного пальца. Потом в обратную сторону, начиная с мизинца. “Колечко” Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе. Цепочка. Делаем кольцо из большого и указательного пальца левой руки. Попеременно пропускаем через него колечки, «сделанные» из пальчиков правой руки: указательный - большой, средний - большой и т. д. В этом упражнении должны участвовать все пальчики, попеременно меняя их положение.
Используя трафареты (геометрических фигур), обвести контуры фигур, а затем заштриховать их, не переходя границы контура.
«Начинаем рисовать. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».
![]()
Закройте глаза, вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям… Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Ваша прогулка была чудесной. ^ развитие точности и ловкости движений пальцев рук, пространственное восприятие, локомоторную функцию. Цель: развитие пространственного восприятия и локомоторной функции. Задачи:
Содержание:
«Каша кипит» Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза. «Свеча» Исходное положение – сидя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. Исходное положение – сидя. Сделать медленно глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 3 сек. Сделать 3 выдоха. На каждом выдохе задержать дыхание на 3 сек.
«Приветствие». Каждый пальчик должен поздороваться с большим пальцем, начиная с указательного пальца. Потом в обратную сторону, начиная с мизинца. “Колечко” Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе. Цепочка. Делаем кольцо из большого и указательного пальца левой руки. Попеременно пропускаем через него колечки, «сделанные» из пальчиков правой руки: указательный - большой, средний - большой и т. д. В этом упражнении должны участвовать все пальчики, попеременно меняя их положение.
Используя трафарет (домик), обвести контуры фигур, а затем заштриховать их, не переходя границы контура. Линии штриховки могут быть разными: прямые, наклонные, волнистые.
1 клетка вниз, 2 по диагонали вправо вверх, 2 вниз, 1 влево, 1 по диагонали вправо вниз, 1 вниз, 1 влево, 1 по диагонали влево вверх, 1 по диагонали влево вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 по диагонали вправо вверх, 1 влево, 2 вверх, 2 по диагонали вправо вниз, 2 вниз.
![]()
Исходное положение друг против друга. Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые психологом.
Предлагается взяться левой рукой за кончик носа, а правой рукой – за мочку левого уха. По хлопку психолога необходимо поменять положение рук, то есть левой рукой взяться за мочку правого уха, а правой рукой – за нос. Сначала промежутки между хлопками длинные, а потом психолог увеличивает темп игры, и промежутки между хлопками становятся все меньше и меньше.
Ноги– представь себе, что ты идешь босиком по песку. Постарайся закопаться пальцами ног в песок. Теперь высвободи ноги из песка. Ноги расслаблены, и это очень приятно. Живот– вот идет маленький слоненок, и сейчас он наступит тебе на животик. Приготовь животик и напряги его изо всех сил. Слоник ушел, можно расслабить животик. Руки и плечи– превратись в ленивого кота, который медленно потягивается. Подними руки высоко над головой и вытяни их. Подними плечи и подвигай руками. Теперь расслабь плечи. Шея– превратись в черепашку. Вдруг черепашка увидела что-то страшное и спряталась в панцирь. Подними плечи до ушей и втяни голову в плечи. Опасность миновала. Можно выйти из панциря и погреться на солнышке. Лицо – натяни рот и улыбнись до ушей. Высоко поднимите брови. По вашему носу гуляет муха и щекочет вас. Попробуй прогнать муху, напрягая все мышцы лица. Муха улетела, и лицо может отдохнуть. |