Методические рекомендации для студентов 6 курса педиатрического факультета
Практическое занятие
Тема: «Организация медицинской помощи детям и подросткам с острыми заболеваниями в амбулаторных условиях»
Актуальность темы обусловлена:
значительной распространённостью ОРИ, ангин среди детского населения, особенно в районах экологического неблагополучия по этим заболеваниям;
наносимым экономическим ущербом, как отдельной семье, так и обществу в целом;
формированием достаточно многочисленной группы «часто болеющих детей»;
необходимостью выбора адекватной тактики терапии и оценки её эффективности;
серьёзными негативными последствиями перенесённых ангин при несвоевременной диагностике и неадекватной тактике ведения;
необходимостью проведения активного санитарного просвещения среди детей, родителей, педагогов по профилактике ОРИ у детей.
Общее время: 6 часов.
Оснащение занятия:
История развития ребёнка (ф. № 112/у).
Единый талон амбулаторного пациента.
Экстренное извещение (ф № 058/у).
Журнал записей вызовов врача на дом (ф. № 031/у).
Журнал регистрации листков нетрудоспособности (ф..№ 036/у).
Листок нетрудоспособности (копия).
Инструкции выдачи листов нетрудоспособности.
Направления на исследования крови, мочи, кала в клиническую и бактериологическую лаборатории.
Направление на стационарное лечение.
Справка для выписки ребенка в дошкольное учреждение и школу.
Место проведения: учебная комната, приём выздоравливающих детей в кабинете педиатра, активное посещение остро заболевших детей на дому.
^
Анатомо-физиологические особенности носоглотки и верхних дыхательных путей у детей.
Этиология, патогенез, классификация, клиника, лечение и профилактика ОРЗ, ангин, капельных инфекций у детей.
Организация работы детской поликлиники по оказанию медицинской помощи детям с острыми заболеваниями.
Организация лечебно-профилактической, специализированной и консультативной помощи детям с острыми заболеваниями.
Инструктивно-методическое письмо о порядке выдачи больничных листов и справок по уходу за больным ребёнком.
Вопросы для самоконтроля по теме занятия:
I.По базисным знаниям:
Анатомо-физиологические особенности носоглотки и верхних дыхательных путей у детей.
Организация работы детской поликлиники (работа фильтра, регистратуры; приём вызовов на дом, график работы участкового врача и т. д.) при оказании медицинской помощи детям с ОРЗ.
Организация работы врачей специалистов, лабораторий, рентгенкабинета.
Этиология, патогенез, классификация, клиника, лечение и профилактика острых респираторных вирусных заболеваний, ангин, капельных инфекций у детей.
Инструктивно-методическое письмо о порядке выдачи больничных листов и справок по уходу за ребёнком.
Этикодеонтологические принципы при наблюдении за больным ребёнком.
II.По теме планируемой, на обсуждение:
Актуальность проблемы острых респираторных инфекций.
Особенности распространённости ОРВИ.
Общие клинические закономерности ОРВИ, возможность клинической и лабораторной диагностики отдельных нозологических форм в амбулаторных условиях.
Ангина: лакунарная, фолликулярная, флегмонозная. Опорные пункты диагностики, критерии дифференциальной диагностики. Особенности клинической характеристики острого стрептококкового тонзиллита и его осложнений.
Лабораторные исследования при ОРЗ, ангине и других инфекциях (анализ крови общий, анализ крови биохимический, анализ мочи общий, мазок из зева и носа на BL и другую флору, кал на кишечную группу, копрограмма).
Догоспитальная неотложная помощь при ОРЗ (гипертермический, судорожный, обструктивный синдромы, стенозирующий ларингит).
Лечение на дому: этиотропная, патогенетическая, симптоматическая терапия. Показания к назначению антибактериальной терапии.
Организация стационара на дому при ОРЗ, ангинах, капельных инфекциях - диагностическая и лечебная тактика.
Порядок выдачи больничных листков и справок по уходу за больным ребёнком.
Вопросы деонтологии и медицинской этики при работе с детьми с острыми заболеваниями и их родителями.
Выписать рецепты: арбидол, парацетамол, ибупрофен називин, амокициллин, фурациллин
Формы контроля и самоконтроля:
1.Учебная ситуационная задача с эталоном ответов.
Вызов участкового врача к ребенку (девочка) 6 лет
Температура 38,5°С
ЧД – 26 в 1 мин
Жалобы матери на повышение температуры у ребенка до 38,5°С с вечера, утром появилась боль при глотании
^ росла и развивалась соответственно возрасту; Детский комбинат посещает с 3-х лет; до 1 года ни разу не болела, затем ОРВИ 3-4 раза в год; в 4 года болела ветряной оспой.
^ Заболела накануне вечером. После посещения детского сада появились слабость, вялость, отказ от еды. При измерении температуры тела, отмечалось повышение до 38,5°С – 39°С. Жаропонижающие средства (парацетамол) эффекта не дали и мама вызвала участкового врача на дом.
Объективно: Общее состояние средней степени тяжести, ночь спала с перерывами, аппетит снижен, вялая. Кожные покровы чистые, розовые, повышенной влажности, периорбитальные тени. Подкожно-жировой слой развит удовлетворительно, распределен равномерно. Подчелюстные лимфатические узлы до 1-1,5 см, умеренной плотности, подвижные, при пальпации болезненные, остальные группы лимфоузлов мелкие, безболезненные. В зеве яркая гиперемия. Миндалины гипертрофированы до II степени, рыхлые, отечные с выраженными лакунами, в которых содержимое желтовото-беловатого цвета. При физикальном обследовании патологии со стороны сердца и легких не выявлено. Живот мягкий, безболезненный при пальпации, печень выступает из-под края реберной дуги по средне-ключичной линии на 1,5 см. Мочится адекватно выпитой жидкости, безболезненно, стула за последние сутки не было.
Задание
1.Поставить и обосновать диагноз.
2. Дать определение, указать предполагаемую этиологию и эпидемиологию основного заболевания.
3.Назвать опорные диагностические критерии стрептококкового тонзиллита, минимальный объём лабораторного обследования методы диагностики на этапе поликлиники.
4.Перечислить заболевания, с которыми необходимо провести дифференциальный диагноз, выполнить его.
5.Определить и обосновать тактику ведения ребенка на дому: необходимость и показания для госпитализации, периодичность наблюдения, характер и сроки обследования.
6.Назвать сроки и условия выписки в ДОУ. Определить необходимость дальнейшего наблюдения за ребенком, назвать оздоровительно-профилактические мероприятия после выписки в ДОУ.
7.Дать рекомендации по физическому воспитанию ребенка в домашних условиях и в ДОУ после выздоровления, возможные сроки проведения иммунизации
Эталон ответа
Поставить и обосновать диагноз.
Лакунарная ангина, средней степени тяжести.
Опорными пунктами диагноза являются:
острое начало заболевания;
выраженная интоксикация: лихорадка до 38,5-39°С, недомогание, слабость, вялость, отказ от еды, боль в горле при глотании;
наличие при объективном осмотре тонзиллита – яркая гиперемия зева, увеличение миндалин до II степени, их отечность, гнойный детрит в лакунах;
подчелюстной лимфаденит (выраженное увеличение и болезненность).
^
На протяжения всего обучения в условиях детской поликлиники студент в соответствии с рабочим расписанием осуществляет активные посещения к больным детям на дому и амбулаторный приём реконвалесцентов под контролем преподавателя.
^ овладеть навыками оказания медицинской помощи детям, больным ОРИ, ангинами и оформления медицинской документации.
Время самостоятельной работы: 2 часа. Количество наблюдаемых детей студентом в течение учебного дня – 2-3 ребенка.
^
Обсудить с участковым педиатром состояние здоровья ребенка при первичном обращении родителей по поводу его заболевания;
Выяснить назначенную диагностическую и лечебную тактику, порядок ухода за ребенком (выдача листка нетрудоспособности).
При выходе на дом:
Познакомиться с семьей ребенка;
Собрать анамнез по данному заболеванию, проконтролировать выполнение назначенных оздоровительных и лечебных мероприятий. При необходимости выяснить дополнительно данные анамнеза жизни и перенесенные заболевания;
Провести объективный осмотр ребенка по системам;
Сделать оценку состояния здоровья на момент осмотра;
Дать рекомендации родителям по лечению ребенка;
Выработать тактику дальнейшего наблюдения за ребенком, необходимость дополнительных методов исследования и проведения консультаций специалистами;
Оформить медицинскую документацию (ф.112/у) в день проведения активного посещения к больному ребенку, доложить о его состоянии здоровья преподавателю.
На амбулаторном приёме:
Проанализировать течение заболевания по данным истории развития ребенка;
Собрать жалобы и провести объективный осмотр по системам;
Сделать оценку состояния здоровья на момент осмотра;
Дать рекомендации по проведению оздоровительно-профилактические мероприятий ребенку в состоянии реконвалесценции, дальнейшую тактику иммунизации ребенка;
Оформить медицинскую документацию (ф.112/у, справку в дошкольное учреждение и школу после перенесенного заболевания);
Обсудить тактику осмотренных на приёме детей-реконвалесцентов после острых заболеваний с преподавателем.
2.Контрольный итоговый тест в виде ситуационных заданий.
Рекомендуемая литература по теме занятия:
Основная:
1.Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии. / Под ред. А.А.Баранова. – М., 2006. – 608 с.
Практическое руководство по детским болезням. Т.5 (по неотложной и скорой помощи). /Под ред. В.Ф. Коколиной. – М., 2005. – 600с.
2. Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060103 (040200) «Педиатрия». – М., 2006
Дополнительная:
Острые респираторные заболевания у детей: лечение и профилактика. /Научно - практическая программа. - М., 2000.
|