Тема: «Организация медицинской помощи детям и подросткам с острыми заболеваниями в амбулаторных условиях» icon

Тема: «Организация медицинской помощи детям и подросткам с острыми заболеваниями в амбулаторных условиях»





Скачать 76.34 Kb.
Название Тема: «Организация медицинской помощи детям и подросткам с острыми заболеваниями в амбулаторных условиях»
Дата конвертации 27.03.2013
Размер 76.34 Kb.
Тип Методические рекомендации
Методические рекомендации для студентов 6 курса педиатрического факультета

Практическое занятие

Тема: «Организация медицинской помощи детям и подросткам с острыми заболеваниями в амбулаторных условиях»

Актуальность темы обусловлена:

  • значительной распространённостью ОРИ, ангин среди детского населения, особенно в районах экологического неблагополучия по этим заболеваниям;

  • наносимым экономическим ущербом, как отдельной семье, так и обществу в целом;

  • формированием достаточно многочисленной группы «часто болеющих детей»;

  • необходимостью выбора адекватной тактики терапии и оценки её эффективности;

  • серьёзными негативными последствиями перенесённых ангин при несвоевременной диагностике и неадекватной тактике ведения;

  • необходимостью проведения активного санитарного просвещения среди детей, родителей, педагогов по профилактике ОРИ у детей.

Общее время: 6 часов.

Оснащение занятия:

  • История развития ребёнка (ф. № 112/у).

  • Единый талон амбулаторного пациента.

  • Экстренное извещение (ф № 058/у).

  • Журнал записей вызовов врача на дом (ф. № 031/у).

  • Журнал регистрации листков нетрудоспособности (ф..№ 036/у).

  • Листок нетрудоспособности (копия).

  • Инструкции выдачи листов нетрудоспособности.

  • Направления на исследования крови, мочи, кала в клиническую и бактериологическую лаборатории.

  • Направление на стационарное лечение.

  • Справка для выписки ребенка в дошкольное учреждение и школу.

Место проведения: учебная комната, приём выздоравливающих детей в кабинете педиатра, активное посещение остро заболевших детей на дому.

^ Вопросы для повторения:

  • Анатомо-физиологические особенности носоглотки и верхних дыхательных путей у детей.

  • Этиология, патогенез, классификация, клиника, лечение и профилактика ОРЗ, ангин, капельных инфекций у детей.

  • Организация работы детской поликлиники по оказанию медицинской помощи детям с острыми заболеваниями.

  • Организация лечебно-профилактической, специализированной и консультативной помощи детям с острыми заболеваниями.

  • Инструктивно-методическое письмо о порядке выдачи больничных листов и справок по уходу за больным ребёнком.

Вопросы для самоконтроля по теме занятия:

I.По базисным знаниям:

  1. Анатомо-физиологические особенности носоглотки и верхних дыхательных путей у детей.

  2. Организация работы детской поликлиники (работа фильтра, регистратуры; приём вызовов на дом, график работы участкового врача и т. д.) при оказании медицинской помощи детям с ОРЗ.

  3. Организация работы врачей специалистов, лабораторий, рентгенкабинета.

  4. Этиология, патогенез, классификация, клиника, лечение и профилактика острых респираторных вирусных заболеваний, ангин, капельных инфекций у детей.

  5. Инструктивно-методическое письмо о порядке выдачи больничных листов и справок по уходу за ребёнком.

  6. Этикодеонтологические принципы при наблюдении за больным ребёнком.

II.По теме планируемой, на обсуждение:

  1. Актуальность проблемы острых респираторных инфекций.

  2. Особенности распространённости ОРВИ.

  3. Общие клинические закономерности ОРВИ, возможность клинической и лабораторной диагностики отдельных нозологических форм в амбулаторных условиях.

  4. Ангина: лакунарная, фолликулярная, флегмонозная. Опорные пункты диагностики, критерии дифференциальной диагностики. Особенности клинической характеристики острого стрептококкового тонзиллита и его осложнений.

  5. Лабораторные исследования при ОРЗ, ангине и других инфекциях (анализ крови общий, анализ крови биохимический, анализ мочи общий, мазок из зева и носа на BL и другую флору, кал на кишечную группу, копрограмма).

  6. Догоспитальная неотложная помощь при ОРЗ (гипертермический, судорожный, обструктивный синдромы, стенозирующий ларингит).

  7. Лечение на дому: этиотропная, патогенетическая, симптоматическая терапия. Показания к назначению антибактериальной терапии.

  8. Организация стационара на дому при ОРЗ, ангинах, капельных инфекциях - диагностическая и лечебная тактика.

  9. Порядок выдачи больничных листков и справок по уходу за больным ребёнком.

  10. Вопросы деонтологии и медицинской этики при работе с детьми с острыми заболеваниями и их родителями.

  11. Выписать рецепты: арбидол, парацетамол, ибупрофен називин, амокициллин, фурациллин

Формы контроля и самоконтроля:

1.Учебная ситуационная задача с эталоном ответов.

Вызов участкового врача к ребенку (девочка) 6 лет

Температура 38,5°С

ЧД – 26 в 1 мин

Жалобы матери на повышение температуры у ребенка до 38,5°С с вечера, утром появилась боль при глотании

^ Анамнез жизни: росла и развивалась соответственно возрасту; Детский комбинат посещает с 3-х лет; до 1 года ни разу не болела, затем ОРВИ 3-4 раза в год; в 4 года болела ветряной оспой.

^ Анамнез заболевания: Заболела накануне вечером. После посещения детского сада появились слабость, вялость, отказ от еды. При измерении температуры тела, отмечалось повышение до 38,5°С – 39°С. Жаропонижающие средства (парацетамол) эффекта не дали и мама вызвала участкового врача на дом.

Объективно: Общее состояние средней степени тяжести, ночь спала с перерывами, аппетит снижен, вялая. Кожные покровы чистые, розовые, повышенной влажности, периорбитальные тени. Подкожно-жировой слой развит удовлетворительно, распределен равномерно. Подчелюстные лимфатические узлы до 1-1,5 см, умеренной плотности, подвижные, при пальпации болезненные, остальные группы лимфоузлов мелкие, безболезненные. В зеве яркая гиперемия. Миндалины гипертрофированы до II степени, рыхлые, отечные с выраженными лакунами, в которых содержимое желтовото-беловатого цвета. При физикальном обследовании патологии со стороны сердца и легких не выявлено. Живот мягкий, безболезненный при пальпации, печень выступает из-под края реберной дуги по средне-ключичной линии на 1,5 см. Мочится адекватно выпитой жидкости, безболезненно, стула за последние сутки не было.

Задание

1.Поставить и обосновать диагноз.

2. Дать определение, указать предполагаемую этиологию и эпидемиологию основного заболевания.

3.Назвать опорные диагностические критерии стрептококкового тонзиллита, минимальный объём лабораторного обследования методы диагностики на этапе поликлиники.

4.Перечислить заболевания, с которыми необходимо провести дифференциальный диагноз, выполнить его.

5.Определить и обосновать тактику ведения ребенка на дому: необходимость и показания для госпитализации, периодичность наблюдения, характер и сроки обследования.

6.Назвать сроки и условия выписки в ДОУ. Определить необходимость дальнейшего наблюдения за ребенком, назвать оздоровительно-профилактические мероприятия после выписки в ДОУ.

7.Дать рекомендации по физическому воспитанию ребенка в домашних условиях и в ДОУ после выздоровления, возможные сроки проведения иммунизации

Эталон ответа

  1. Поставить и обосновать диагноз.

Лакунарная ангина, средней степени тяжести.

Опорными пунктами диагноза являются:

  • острое начало заболевания;

  • выраженная интоксикация: лихорадка до 38,5-39°С, недомогание, слабость, вялость, отказ от еды, боль в горле при глотании;

  • наличие при объективном осмотре тонзиллита – яркая гиперемия зева, увеличение миндалин до II степени, их отечность, гнойный детрит в лакунах;

  • подчелюстной лимфаденит (выраженное увеличение и болезненность).

^ План самостоятельной работы на практическом занятии.

На протяжения всего обучения в условиях детской поликлиники студент в соответствии с рабочим расписанием осуществляет активные посещения к больным детям на дому и амбулаторный приём реконвалесцентов под контролем преподавателя.

^ Цель самостоятельной работы: овладеть навыками оказания медицинской помощи детям, больным ОРИ, ангинами и оформления медицинской документации.

Время самостоятельной работы: 2 часа. Количество наблюдаемых детей студентом в течение учебного дня – 2-3 ребенка.

^ Порядок проведения самостоятельной работы:

  • Обсудить с участковым педиатром состояние здоровья ребенка при первичном обращении родителей по поводу его заболевания;

  • Выяснить назначенную диагностическую и лечебную тактику, порядок ухода за ребенком (выдача листка нетрудоспособности).

При выходе на дом:

  • Познакомиться с семьей ребенка;

  • Собрать анамнез по данному заболеванию, проконтролировать выполнение назначенных оздоровительных и лечебных мероприятий. При необходимости выяснить дополнительно данные анамнеза жизни и перенесенные заболевания;

  • Провести объективный осмотр ребенка по системам;

  • Сделать оценку состояния здоровья на момент осмотра;

  • Дать рекомендации родителям по лечению ребенка;

  • Выработать тактику дальнейшего наблюдения за ребенком, необходимость дополнительных методов исследования и проведения консультаций специалистами;

  • Оформить медицинскую документацию (ф.112/у) в день проведения активного посещения к больному ребенку, доложить о его состоянии здоровья преподавателю.

На амбулаторном приёме:

  • Проанализировать течение заболевания по данным истории развития ребенка;

  • Собрать жалобы и провести объективный осмотр по системам;

  • Сделать оценку состояния здоровья на момент осмотра;

  • Дать рекомендации по проведению оздоровительно-профилактические мероприятий ребенку в состоянии реконвалесценции, дальнейшую тактику иммунизации ребенка;

  • Оформить медицинскую документацию (ф.112/у, справку в дошкольное учреждение и школу после перенесенного заболевания);

  • Обсудить тактику осмотренных на приёме детей-реконвалесцентов после острых заболеваний с преподавателем.

2.Контрольный итоговый тест в виде ситуационных заданий.

Рекомендуемая литература по теме занятия:

Основная:

  1. 1.Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии. / Под ред. А.А.Баранова. – М., 2006. – 608 с.

  2. Практическое руководство по детским болезням. Т.5 (по неотложной и скорой помощи). /Под ред. В.Ф. Коколиной. – М., 2005. – 600с.

2. Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060103 (040200) «Педиатрия». – М., 2006

Дополнительная:

  1. Острые респираторные заболевания у детей: лечение и профилактика. /Научно - практическая программа. - М., 2000.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Тема: «Организация медицинской помощи детям и подросткам с острыми заболеваниями в амбулаторных условиях» icon Тема: «Организация лечебно-профилактической помощи детям с острой пневмонией и из групп риска, по

Тема: «Организация медицинской помощи детям и подросткам с острыми заболеваниями в амбулаторных условиях» icon Настоящий порядок регулирует вопросы оказания медицинской помощи детям, страдающим стоматологическими
С острыми и хроническими воспалительными заболеваниями, острой травмой, врожденными и приобретенными...
Тема: «Организация медицинской помощи детям и подросткам с острыми заболеваниями в амбулаторных условиях» icon Клинический протокол
Диагностика и лечение пациентов с инфекционными заболеваниями при оказании медицинской помощи в амбулаторных...
Тема: «Организация медицинской помощи детям и подросткам с острыми заболеваниями в амбулаторных условиях» icon Совершенствование ортодонтической помощи детям и подросткам г. Алматы с зубочелюстными аномалиями

Тема: «Организация медицинской помощи детям и подросткам с острыми заболеваниями в амбулаторных условиях» icon Совершенствование ортодонтической помощи детям и подросткам г. Алматы с зубочелюстными аномалиями

Тема: «Организация медицинской помощи детям и подросткам с острыми заболеваниями в амбулаторных условиях» icon Порядок оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями
Настоящий Порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями...
Тема: «Организация медицинской помощи детям и подросткам с острыми заболеваниями в амбулаторных условиях» icon Задачи: оказание специализированной медицинской помощи детям с заболеваниями лор органов в соответствии

Тема: «Организация медицинской помощи детям и подросткам с острыми заболеваниями в амбулаторных условиях» icon Руководство Поликлиникой, созданной как самостоятельная медицинская организация, осуществляет главный
Порядку оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями, утвержденному приказом...
Тема: «Организация медицинской помощи детям и подросткам с острыми заболеваниями в амбулаторных условиях» icon О порядке оказания медицинской помощи больным с острыми сосудистыми заболеваниями в городе Нижнем

Тема: «Организация медицинской помощи детям и подросткам с острыми заболеваниями в амбулаторных условиях» icon Организация оказания специализированной медицинской помощи детскому населению Московской области

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина