|
Скачать 198.77 Kb.
|
Программа элективного курса по пропаганде здорового образа жизни «Как сохранить здоровье» (для 9-10 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы III, IV вида). Разработала: воспитатель Телятникова А. Н. 2010 – 2011уч. год «Самое прекрасное есть жизнь, и все красивое и хорошее в жизни немыслимо без здоровья. Великое счастье быть здоровым» ^ Программа элективного курса по пропаганде здорового образа жизни «Как сохранить здоровье» (для 9-10 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы III, IV вида) Данная программа может быть использована учителями, классными руководителями, воспитателями специальной (коррекционной) общеобразовательной школы III, IV вида, а также педагогами учреждений дополнительного образования занимающихся вопросами организации профилактической работы и пропагандой ЗОЖ. ^ . Данная программа рассчитана на 2 года (68 часов по 1 часу в неделю) и в 9-10 классах может быть использована при проведении элективного курса по пропаганде ЗОЖ в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе III,IV вида. Реализация данной программы направлена на формирование у обучающихся культуры отношения к своему здоровью. В рамках политики нашего государства стимулированию здорового образа жизни, благополучию и здоровью детей уделяется приоритетное внимание. В соответствии с «Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года» для достижения высокого качества общего образования необходимо особое внимание уделять сохранению здоровья школьников, созданию безопасного образовательного пространства и использованию в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий. Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Анализ состояния здоровья обучающихся нашей школы показывает, что у нас имеет место катастрофическое падение их здоровья. Все 177 обучающихся имеют зрительные патологии разной степени, из них 70% являются инвалидами по зрению, а 64% обучающихся дополнительно имеют диагнозы заболеваний соматогенного и психогенного происхождения. Поэтому создание программы элективного курса «Как сохранить здоровье» для обучающихся 9-10 классов является актуальной. Целью данной программы является создание условий для содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандисткой работы по приобщению обучающихся к здоровому образу жизни для сбережения их здоровья. Для достижения цели программы необходимо реализовать следующие задачи: - формировать у обучающихся ценностное отношение к собственному здоровью и адекватное отношение к своему дефекту зрения. - обучать их управлять состоянием своего физического, психического и нравственного здоровья; - продолжить работу по коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы обучающихся, приобщать их к системе знаний по гигиене и охране зрения и овладению методами укрепления здоровья. - развивать и корригировать самоконтроль поведения, учить сопоставлять свои действия и поступки с нормами нравственности и противостоять внешним отрицательным воздействиям. Отличительной особенностью данной программы является использование деятельности обучающихся с самостоятельным исследовательским подходом, помогающим интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию для иллюстрации основополагающего вопроса. Разработанная программа для 9 класса включает 7 разделов, а для 10 класса – 11 разделов. Каждый из разделов состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть программы дает реальную возможность привлечь обучающихся к системному гигиеническому обучению, предоставлять им современную и достоверную информацию об укреплении и сохранении здоровья, а также защищать их от бесконтрольного поступления информации от случайных источников, приносящих вред здоровью и психическому развитию. Практическая часть курса способствует выработке у обучающихся компетенций по овладению методами оздоровления и оказанию доврачебной помощи себе и другому человеку. Ожидаемые результаты реализации данной программы: - повышение функциональных возможностей организма обучающихся, самостоятельности и активности обучающихся в двигательной деятельности и рост уровня их физического развития; - умение противостоять стрессам, негативным социальным явлениям, угрожающим здоровью и принимать правильные решения для сохранения здоровья. - умение оказывать доврачебную помощь и регулировать собственное самочувствие; - осознание приоритета здорового образа жизни. Для определения результативности реализованной программы необходимо использовать разработанные тестовые задания для обучающихся 9-10 классов ( прилагаются в методическом обеспечении программы). Формой проведения итогов реализации разработанной программы может служить проведение мониторинга деятельности по здоровьесбережению, позитивная направленность которой будет свидетельством повышения мотивации к здоровому образу жизни и правильного выбора обучающихся в пользу здорового образа жизни. Анализ состояния здоровья обучающихся за 2007-2008 учебный год.
10. Заболевания мочеполовой системы- 4 11. Кожные заболевания- 4 12. Заболевания костно-мышечной системы-44 13. Врожденные заболевания (порок сердца)-1 14. Прочие-2. Содержание программы. 9 класс. (34 часа, 1 час в неделю). Введение (2ч.). Здоровье. Аспекты здоровья – физический, интеллектуальный, эмоциональный, социальный, личностный, духовный. ^ Основные аспекты здорового образа жизни – физическая активность, закаливание, правильное питание, профилактика травм, защита от инфекционных заболеваний, противостояние вредным привычкам, предупреждение стресса, конфликтов. ^ Гиподинамия и изменения в организме человека. Бег – реальный путь к здоровью. Физиологическое воздействие бега на все системы организма. Практическая работа. Разучивание упражнений для выработки правильной осанки, выносливости, гибкости суставов, предупреждение плоскостопия. ^ Факторы закаливания. Правила и способы закаливания. Система природного оздоровления Порфирия Иванова «Детка». Практическая работа. Конкурс рисунков «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Викторина «Закаливание организма». ^ Соотношение питательных веществ в пищевом рационе и их влияние на развитие организма. Витамины – жизненно важные компоненты рационального питания. Пищевые добавки. Индекс «Е» - друг или злодей. 7 основных принципов правильного питания. Этика и культура питания. Практическая работа. Анкетирование «Как вы питаетесь?», «Твое отношение к пище». Проведение исследований «Чем я питался?», «Какую информацию содержит упаковка». Выпуск санбюллетеня «Заболевания, обусловленные неправильным питанием». (Сахарный диабет, ожирение, атеросклероз, инсульт). Составление письма «Обращение к детям» (Советы диетолога по здоровому питанию). Составление рекомендаций «Следите за весом». ^ Виды травм – растяжение связок, вывихи суставов, переломы, ожоги, обморожение, отравления, кровотечения. Оказание первой медицинской помощи при разных видах травм. Практическая работа. Отработка правильного поведения при разных видах травм. Наложение тугой повязки при растяжении связок. Наложение шины при переломах. Наложение давящей повязки при венозном кровотечении и жгута при артериальном кровотечении. ^ . Анатомическое строение органа зрения. Коррекция зрения. Упражнения - разминки для глаз, упражнения на расслабление. Тренировочная таблица. Практическая работа. Разучивание упражнений – «Бабочка», «Восьмерка», «Большой круг», «Забор», «Направление энергии к глазам», упражнения на косоглазие и на разведение осей зрения. Работа с тренировочной таблицей. ^ элективного курса «Как сохранить здоровье» для 9 класса.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса. Учащиеся должны знать: · аспекты здоровья и здорового образа жизни · о влиянии двигательной физической активности и гиподинамии на организм. · о связи между питанием и здоровьем и важности сбалансированного рациона. · о способах и правилах закаливания. · о видах травм и способах оказания первой медицинской помощи. ^ · выполнять комплекс упражнений для нормального развития организма и укрепления здоровья. · выбирать здоровую пищу и ответственно относиться к правильному питанию. · правильно использовать факторы закаливания. · оказывать первую медицинскую помощь при травмах. · правильно пользоваться способами коррекции зрения. ^ (34 часа, 1 час в неделю) Биоритмы и организм. (2 часа). Режим дня школьника, значение. Практическая работа. Составление схемы распорядка дня обучающихся 10 класса. ^ Наследственный и приобретенный иммунитет. Значение профилактических прививок. Влияние вредных привычек на иммунитет организма. ^ Инфекционные заболевания – дизентерия, сальмонеллез, ботулизм, бруцеллез, клещевой энцефалит, болезнь Боткина. Пути заражения, признаки заболевания, меры профилактики. Практическая работа. Составление памятки врача – инфекциониста. ^ Курение и организм. Состав табачного дыма. Влияние компонентов табачного дыма на организм. Комментарии о курении. Практическая работа. Анкетирование «Как вы относитесь к курению». Решение ситуативной задачи «На дискотеке». Разработка антирекламы курения. Составление практических советов для бросающих курить. Алкоголь и организм. История виноделия. Влияние алкоголя на организм. Кратковременные последствия воздействия алкоголя. Последствия длительного воздействия алкоголя. 4 стадии употребления алкоголя. 16 весьма важных вопросов и ответов об алкоголизме и семье. Комментарии о детском алкоголизме. Практическая работа. Анкетирование «Подвержены ли вы риску алкоголизмом?». Решение ситуативных задач «День рождения», «Влюбленный». Знакомство с дневником еще не родившегося ребенка «Как я жил до моего рождения». ^ Первые наркотики. Признаки употребления наркотиков. Заболевания, связанные с приемом наркотиков – психоз, депрессия, бессонница, тромбы, легочная эмболия, бактериальный эндокардит, абсцесс головного мозга, сывороточный гепатит, цирроз, врожденные дефекты, СПИД. Практическая работа. Анкетирование «Миф или реальность». Тест «Злоупотребление наркотиками – угроза здоровью». Решение ситуативных задач «Решения, которые я принимаю». Проведение анализа недостоверной информации. ^ Что такое СПИД? Влияние ВИЧ на организм, пути передачи. Признаки СПИД. Предотвращение распространения ВИЧ. Практическая работа. Тест «Что вы знаете о СПИД». ^ Периоды психофизиологического полового созревания подростков. Аборт и его последствия. Профилактика болезней передаваемых половым путем. (гонорея, сифилис, трихомониаз). Источник заражения, признаки заболевания. Практическая работа. Решение ситуативных задач по нравственно-половой тематики, по предупреждению беременности. ^ Длительность работы и перемен. 12 правил работы с компьютером. Профилактика глазных заболеваний. Практическая работа. Точечный массаж «Чтобы глаза были зоркими», проведение водных процедур для укрепления зрения, ознакомление с народными средствами. Составление рекомендаций «Уход без хлопот», « Витамины и диета для глаз». ^ Наиболее распространенные стрессовые ситуации у подростков, их неизбежность. Методы преодоления стресса. (глубокое дыхание, физические упражнения). Практическая работа. Выполнение дыхательных и физических упражнений. Игры «Необитаемый остров», «Комплимент». Проведение теста на определение нервного напряжения, уровня конфликтности. Проведение теста на оценку собственного поведения в конфликтной ситуации и обработка результатов теста. Формулировка правил разрешения конфликта. ^ Практическая работа. Проведение тестов «Готовы ли вы к экстремальным ситуациям?», «Притягиваете ли вы опасности?», «Есть ли у неприятностей шансы застать вас врасплох?», «Кто придет на помощь?». ^ Интерьер жилища, микроклимат, их влияние на здоровье человека. Растения – живые кондиционеры жилища. Практическая работа. Разработка памятки для сохранения и укрепления здоровья «Кодекс здоровья». ^ элективного курса «Как сохранить здоровье» для 10 класса
^ Учащиеся должны знать: - о влиянии биоритмов на самочувствие человека, на его трудовые и интеллектуальные возможности. - о влиянии состояния иммунитета на степень защиты организма, устойчивости его к болезням. - названия инфекционных заболеваний, пути заражения, признаки, меры профилактики. - о вредном влиянии компонентов табачного дыма на организм. - о последствиях воздействия алкоголя и наркотиков на организм. - о путях распространения ВИЧ и болезней, передающихся половым путем. - о методах преодоления стрессов и конфликтов. - о воздействии интерьера и микроклимата на здоровье человека. ^ - правильно организовывать режим дня. - соблюдать правила гигиены для профилактики инфекционных заболеваний. - применять знания для профилактики заболеваний органов зрения и необходимые для ведения здорового образа жизни. - определить свое отношение к нравственным ценностям. - противостоять стрессам, негативным социальным явлениям, угрожающим здоровью и принимать правильные решения для сохранения и укрепления здоровья. - ответственно относиться к собственному здоровью. ^ к элективному курсу по пропаганде здорового образа жизни «Как сохранить здоровье» для 9 класса. 1. Здоровье – это А) отсутствие болезней Б) отсутствие физических дефектов В) полное физическое, психическое и социальное благополучие человека 2. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это А) отказ от курения, употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ Б) активная двигательная физическая активность В) активная деятельность по оздоровлению, направленная на сохранение и улучшение здоровья 3. Под влиянием гиподинамии у школьников: А) вызывается ухудшение осанки Б) повышается сопротивляемость к инфекциям В) понижается стойкость к стрессам 4. Он в два раза сильнее угрожает здоровью, чем курение: А) алкоголь Б) малоподвижный образ жизни В) парниковый эффект 5. Система природного оздоровления, учения Порфирия Иванова – это А) «Малютка» Б) «Детка» В) «Малышка» 6. В рационе питания важно соблюдать следующее соотношение между белками, жирами и углеводами: А) 1:1:4 Б) 1:4:1 В) 4:1:1 7. Болезни, обусловленные неправильным питанием – это А) сахарный диабет Б) туберкулез В) ожирение 8. Нужно соблюдать следующие правила питания: А) питаться регулярно четыре раза в день Б) питаться однообразно В) не быть жадным в еде 9. При артериальном кровотечении необходимо зажать сосуд: А) ниже места ранения Б) выше места ранения 10. При переломах костей необходимо: А) наложить жгут Б) наложить шину 11. Для оказания первой помощи при ожогах с образованием волдырей необходимо: А) наложить повязку с дезинфицирующей мазью Б) проколоть волдырь 12. Для предупреждения пищевых отравлений нужно: А) пробовать на вкус неизвестные растения Б) собирать старые и неизвестные грибы В) хранить скоропортящиеся продукты в холодильнике 13. Вставь пропущенные слова в поговорку: «…, … и … - наши лучшие друзья». А) земля Б) солнце В) кислород Г) воздух Д) море Е) вода 14. При работе на компьютере, какой вид деятельности наиболее утомителен для органа зрения? А) игры Б) отладка программ В) занятия смешанного типа 15. Для профилактики глазных заболеваний необходимо: А) соблюдать диету для глаз Б) употреблять витамины для глаз В) длительное время проводить у компьютера. Правильные ответы: 1)В; 2)В; 3)А,В; 4)Б; 5)Б; 6)А; 7)В; 8)А,В; 9)Б; 10)Б; 11)А; 12)В; 13)Б,Г,Е; 14)А; 15)А,Б. ^ к элективному курсу по пропаганде здорового образа жизни «Как сохранить здоровье» для 10 класса.
А) изменения состояния организма, отдельных его органов и клеток, повторяясь в различные интервалы времени Б) постоянное состояние организма, отдельных его органов и клеток в различные интервалы времени.
А) воспитание культуры здоровья Б) защитные силы организма В) предохранительные профилактические прививки Г) инфекционное заболевание 3. При всех видах вирусного гепатита общим является: А) поражение опорно-двигательного аппарата Б) воспаление печени 4. Клещи – источники и возбудители клещевого энцефалита наиболее активны: А) в апреле – мае Б) в июле – августе В) в сентябре – октябре 5. Мерами профилактики инфекционных кишечных заболеваний является: А) соблюдение правил личной гигиены Б) употребление сырой воды В) купание в загрязненных водоемах 6. Самых главный способ избежать последствий курения: А) начинать курить не раньше 15 лет Б) не начинать курить В) курить не больше пачки в день 7. В длинном списке последствий пьянства и алкоголизма на первом месте стоит: А) колоссальные людские потери Б) финансовые потери В) потеря здоровья населением Г) потеря человеческого облика 8. Болезни передаваемые половым путем – это А) гонорея Б) туберкулез В) сифилис Г) трихомониаз 9. При работе с компьютером необходимо: А) чтобы на монитор не падал прямой цвет Б) через каждые 20-30 минут делать перерыв В) чтобы монитор находился на расстоянии 40-50см от работающего. 10. Слово наркотик в переводе означает: А) оцепенение Б) наслаждение В) увлечение Г) изменение 11. Одним из последствий передозировки наркотиками является отмирание головного мозга, в результате которого человек теряет способность мыслить, двигаться, реагировать, говорить, есть. Такое существование длиться годами. Часто и врачи, и наркоманы, это состояние называют: А) отмиранием Б) овощевание В) отравление Г) деградацией 12. Укажи неверный ответ. Предупредить возникновение аффекта конфликтной ситуации помогает: А) регуляция частоты и глубины дыхания Б) задержка непроизвольных двигательных реакций В) сосредоточение внимания на каких-либо посторонних объектах, не имеющих отношения к конфликту. Г) нет правильного ответа 13. Один из основных путей заражения СПИДом: А) общение с больным СПИДом Б) использование донорской крови и спермы инфицированного В) использование одежды, которую носил больной СПИДом 14. Заболевание СПИДом может привести к: А) уменьшению эритроцитов и гемоглобина в крови Б) повышению содержания сахара в крови В) полному разрушению иммунной системы организма 15. Для предупреждения переутомления глаз необходимо: А) читать при ярком освещении и чаще моргать Б) делать пятиминутные перерывы через каждый час работы В) проводить контрастные умывания. Г) все ответы верны. Правильные ответы: 1)А; 2)Б, 3)Б; 4)А; 5)А; 6)Б; 7)А; 8)А,В,Г; 9)А,Б; 10)А; 11)Б; ^ Методическое обеспечение программы.
Список использованной литературы.
10.Сьюзан Шапиро, Элизабет Лорант «Алкоголь и другие наркотические вещества». Изд-во «Культурная инициатива». Сорос - Нижний Новгород 1994г., 130с. 11. Сьюзан Шапиро, Элизабет Лорант «Питание и ваше здоровье». Изд-во «Культурная инициатива». Сорос Нижний Новгород 1994г., 97с. 12. Журнал «Лиза» Изд. дом «Бурда» №49 2005г., 52с. 13. Журнал «Основы безопасности и жизнедеятельности» №11 2007г. 48с. 14. Журнал «Простые рецепты здоровья» №1(7), 2005г. 112с. . |