Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области
Государственное бюджетное образовательное учреждения
среднего профессионального образования
«КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ СПО «КОМК»
________________ Скоморина О.В.
«_____» _________________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы микробиологии и инфекционная безопасность
Специальность 060203 Стоматология ортопедическая
2012 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО): 060203 Стоматология ортопедическая
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кемеровский областной медицинский колледж»
Разработчик: Сычева Светлана Викторовна, преподаватель микробиологии высшей квалификационной категории
^
Нилова О.Л., зав.практикой ГБОУ СПО «КОМК»
Рецензенты:
Леванова Л.А., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой микробиологии, иммунологии и вирусологии ГБОУ ВПО «КемГМА» Минздравсоцразвития России
Рекомендована научно – методическим советом ГБОУ СПО «Кемеровский областной медицинский колледж»
Протокол № ___________ от _________________2012г.
© ГБОУ СПО «Кемеровский областной медицинский колледж», 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр.
|
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4
|
-
^
|
5
|
-
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
|
8
|
-
^
|
12
|
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы микробиологии и иммунологии
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
060203 Стоматология ортопедическая
Рабочая программа учебной дисциплины в дополнительном профессиональном образовании не используется
^
дисциплина Основы микробиологии и инфекционная безопасность относится к общепрофессиональной дисциплине профессионального цикла.
^
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать знания о видах и свойствах микроорганизмов для профилактики профессиональных вредностей и внутрибольничной инфекции (ВБИ).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные виды и свойства микроорганизмов;
принципы лечения и профилактики инфекционных болезней;
общие и специальные мероприятия по профилактике ВБИ в условиях стоматологической поликлиники (отделения, кабинета) и зуботехнической лаборатории.
^
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 16 часов.
^
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Объем часов
|
^
|
48
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
32
|
в том числе:
|
|
практические занятия
|
12
|
^
|
16
|
в том числе:
|
Подготовка реферативных сообщений
|
Составление графических схем
|
Составление конспекта
|
Выполнение заданий в тестовой форме
|
Решение ситуационных задач
|
Подготовка наглядного материала
|
Подготовка санбюллетеней
|
9. Подготовка слайд-презентаций
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
^
^
|
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
|
^
|
Уровень освоения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
РАЗДЕЛ 1. Основы общей микробиологии
|
|
Тема 1.1. Предмет и задачи медицинской микробиологии. Классификация микроорганизмов.
|
^
|
2
|
1
|
Предмет и задачи медицинской микробиологии. Классификация микроорганизмов, имеющих медицинское значение. Морфология микроорганизмов.
|
1
|
|
Содержание учебного материала
|
4
|
|
1.
|
Физиология и генетика микроорганизмов.
|
2
|
2.
|
Экология микроорганизмов. Нормальная микрофлора полости рта.
|
2
|
^
Организация работы в микробиологической лаборатории. Проведение бактериологического метода исследования.
|
4
|
|
^
Подготовка на выбор реферативного сообщения или слайд-презентации по темам: «Генная инженерия основа современной биотехнологии», «Значение изменчивости микроорганизмов в медицинской практике».
Подготовить реферативное сообщение или слайд-презентацию по теме: «Факторы неспецифической и специфической защиты полости рта»
Сделать конспект «Устройство светового микроскопа и правила работы с ним»
Выполнить задания в тестовой форме.
|
6
|
Тема 1.3.
Учение об инфекционном и эпидемическом процессах.
|
Содержание учебного материала:
|
2
|
1.
|
Учение об инфекционном и эпидемическом процессах.
|
2
|
2.
|
Основные виды микроорганизмов, вызывающие инфекционный процесс слизистой оболочки полости рта и губ.
|
2
|
2
|
^
Подготовить на выбор санбюллетень или слайд-презентацию по предложенным темам: «Роль микроорганизмов в образовании зубных бляшек», «Кариес зубов», «Заболевания пародонта».
Решить ситуационные задачи.
|
2
|
|
РАЗДЕЛ 2. Профилактика профессиональных вредностей и внутрибольничной инфекции.
|
|
Тема 1.4. Инфекционная безопасность.
|
Содержание учебного материала:
|
10
|
1.
|
Понятие о внутрибольничной инфекции (ВБИ). Общие и специальные мероприятия по профилактике ВБИ.
|
2
|
2.
|
Организация профилактических противоэпидемических мероприятий. Дезинфекция и стерилизация.
|
3
|
3.
|
Вирусные инфекции (ВИЧ – инфекция, вирусные гепатиты) принципы лечения и профилактики.
|
2
|
4.
|
Бактериальные инфекции (сифилис, туберкулез) принципы лечения и профилактики.
|
2
|
5.
|
Грибковые инфекции (кандидоз) принципы лечения и профилактики.
|
2
|
^
Планирование проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий в стоматологической поликлинике.
Проведение дезинфекции и стерилизации для профилактики ВБИ.
|
8
|
|
^
Выполнить задания в тестовой форме.
Решить ситуационные задачи.
Составить графические схемы: «Виды, методы, способы дезинфекции», «Виды и методы стерилизации»
Подготовить реферативное сообщение или слайд-презентацию по теме: «Иммунопатологические процессы в полости рта».
Подготовить наглядный материал или слайд-презентацию «Клинические проявления в полости рта при инфекционных заболеваниях»
|
6
|
^
|
Выполнение заданий в тестовой форме, практических заданий, решение ситуационных задач
|
|
|
ИТОГО:
|
48
|
^
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ микробиологии и инфекционной безопасности.
^
Мебель и стационарное оборудование:
- доска ученическая;
- стол и стул для преподавателя;
- столы и стулья для студентов;
- рабочий стол для работы с реактивами;
- книжный шкаф;
- шкаф для реактивов;
- шкафы для инструментов и приборов.
^
- весы аптечные ручные с разновесом от 0,01 г до 100,0 г;
- дистиллятор (Д-1) (4-5 л в час) электрический;
- лупа ручная (4х-7х);
- микроскопы с иммерсионной системой;
- холодильник бытовой;
- шкаф сухожаровый;
- термостат для культивирования микроорганизмов.
- лабораторные инструменты, посуда, иммунобиологические препараты, обеспечивающие проведение практических занятий;
- видеофильмы;
- мультимедийная система.
^
Основные источники:
Прозоркина Н.В., Рубашкина Л.А. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии [Текст]: учебное пособие для средних специальных медицинских учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 378 [1]с.
Сбойчаков, В. Б. Микробиология с основами эпидемиологии и методами микробиологических исследований [Текст]: учебник для средних медицинских учебных заведений / В. Б. Сбойчаков. – СПб.: СпецЛит, 2007. -592с. : ил.
Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии [Текст]: Учебник./ А.А. Воробьев, Н.С. Кривошеин, А.С. Быков и др.; М.: Мастерство, 2001. – 224 с.
Дополнительные источники:
Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии: Учебное пособие для студентов медицинских вузов [Текст] / Под ред.А.А. Воробьева, А.С. Быкова - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - 236 с.: ил.
Борисов, Л.Б., Козьмин-Соколов, Б.Н., Фрейдлин, И.С. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии [Текст]: Учеб. пособие. – М.: Медицина, 1993. – 240 с.: ил. - (Учеб. лит. Для студ. мед. ин-тов). - ISBN 5-225-00897-6
Бревольская И.А., Захарченко Т.И., Медянская А. В., Рябусова Т.А. Лабораторная диагностика в медицинской практике: клинические, биохимические и микробиологические методы исследования [Текст]: Методическое пособие / Под общей ред. проф.А.В. Шлычкова, доцента В.Н. Артемьева. - Омск, 1996. – 304 с.
Воробьев А.А. Медицинская и санитарная микробиология [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений /А.А. Воробьев, Ю.С. Кривошеин, В. П. Широбоков. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с., [16] л. цв. ил.
Воробьев, А.А. Медицинская и санитарная микробиология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений / А.А. Воробьев, Ю.С. Кривошеин, В.П. Широкобоков. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.
Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология [Текст]: Учебник. - СПб.: «Специальная Литература», 1998. - 592 с. илл.
Красильников А. П., Романовская Т.Р. Микробиологический словарь-справочник [Текст] - 2-е изд., доп. и перераб. - Мн.: «Асар», 1999. - 400 с.
Медицинская микробиология [Текст] / Под ред. В.И. Покровского, О.К. Поздеева. - М.: ГЭОТАР МЕД, 2002. - 1200 с.
Микробиология и иммунология: Учебник / Под ред. А.А. Воробьева. - М.: Медицина, 1999. - 464 с.: ил. - (Учеб. лит. для студентов высш. сестр. образов.).
Общая и санитарная микробиология с техникой микробиологических исследований [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.С. Лабинской, Л.П. Блинковой, А.С. Ещиной. – М.: Медицина, 2004. – 576 с.
Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии [Текст] / Под ред. В.В. Теца. - 2-е, перераб. и доп. - М.: Медицина, 2002. - 352 с.: ил.
Справочник по микробиологическим и вирусологическим методам исследования [Текст] / Под ред. М.О. Биргера, - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Медицина, 1982.- 464 с.
Черкес, Ф.К., Богоявленская, Л.Б., Бельская, Н.А. Микробиология [Текст]: Под ред. Ф.К. Черкес – М.: Медицина, 1986. – 512 с.
Нормативно-правовая документация:
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [Электронный ресурс] : Федеральный закон. : [ от 30.03.1999г. №52-ФЗ (ред. от 28.09.2010г.) принят ГД ФЗ РФ 12.03.1999г.] //Консультант плюс. – 2011г. – 08 февраля. – заглавие с экрана;
«Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» [Электронный ресурс] : Федеральный закон. : [ от 22.07.1993г. №5487-ФЗ принят ГД ФЗ РФ] //Консультант плюс. – 2011г. – 08 февраля. – заглавие с экрана;
СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям осуществляющим медицинскую деятельность» [Электронный ресурс] : приказ.: [утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010г. №58] // Консультант плюс. – 2011г. – 15 марта. – заглавие с экрана;
СанПиН 2.1.7. 2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» [Электронный ресурс] : приказ.: [утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010г. №163] // Консультант плюс. – 2011г. – 25 декабря. – заглавие с экрана;
ОСТ 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы. » [Электронный ресурс] : приказ.: [утв. Министерством здравоохранения СССР от 10.06.1985г. №770] // Консультант плюс. – 2011г. – 15 марта. – заглавие с экрана;
Ссылки на электронные источники информации:
Информационно-правовое обеспечение:
Правовая база данных «Консультант»
Правовая база данных «Гарант»
Профильные web сайты Интернета:
Министерство здравоохранения и социального развития РФ – http//www.minzdravsoc.ru
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - http//www.rospotrebnadzor.ru
ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека - http//www.fcgsen.ru
Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения - http//www.mednet.ru
Информационно методический центр «Экспертиза» - http://www.crc.ru
http://medkniga.at.ua – электронная медицинская библиотека. На сайте размещены учебные медицинские фильмы, медицинские книги и методические пособия.
^
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
|
Уметь использовать знания о видах и свойствах микроорганизмов для профилактики профессиональных вредностей и внутрибольничной инфекции (ВБИ)
|
- Наблюдение за выполнением практических действий.
- Оценка правильности выполнения практических действий.
- Оценка результатов выполнения практических действий.
- Оценка правильности решения ситуационных задач.
- Оценка правильности составления санбюллетеней, реферативных сообщений, слайд-презентаций.
- Оценка защиты реферативного сообщения и слайд-презентаций.
- Оценка результатов дифференцированного зачета.
|
Знать основные виды и свойства микроорганизмов;
|
- Оценка правильности решения ситуационных задач.
- Оценка правильности выполнения заданий в тестовой форме.
- Оценка составленных конспектов.
- Наблюдение за выполнением практических действий.
- Оценка правильности выполнения практических действий.
- Оценка правильности составления санбюллетеней, реферативных сообщений, слайд-презентаций.
- Оценка защиты реферативного сообщения и слайд-презентаций.
- Оценка результатов дифференцированного зачета.
|
Знать принципы лечения и профилактики инфекционных болезней;
|
- Оценка правильности решения ситуационных задач.
- Оценка правильности выполнения заданий в тестовой форме.
- Оценка индивидуального опроса в устной форме.
- Наблюдение за выполнением практических действий.
- Оценка правильности выполнения практических действий.
- Оценка правильности составления санбюллетеней, наглядного материала, реферативных сообщений, слайд-презентаций.
- Оценка защиты реферативного сообщения и слайд-презентаций.
- Оценка результатов дифференцированного зачета.
|
Знать общие и специальные мероприятия по профилактике ВБИ в условиях стоматологической поликлиники (отделения, кабинета) и зуботехнической лаборатории
|
- Оценка правильности выполнения заданий в тестовой форме.
- Оценка правильности решения ситуационных задач.
- Оценка индивидуального опроса в устной форме.
- Оценка составленных схем.
- Оценка правильности составления реферативных сообщений, наглядного материала, слайд-презентаций.
- Оценка защиты реферативного сообщения, слайд-презентации.
- Оценка результатов дифференцированного зачета.
|
|