|
Скачать 341.1 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет психологии Программа дисциплины Общая психология для направления 030300.68 «Психология» подготовительного отделения в магистратуру факультета психологии Авторы программы: Скворцов А.А. канд. психол. наук askvortsov@hse.ru Одобрена на заседании кафедры общей и экспериментальной психологии «04» декабря 2012 г Зав. кафедрой Болотова А.К. _______________ Рекомендована секцией УМС «Психология» «___»____________ 20 г Председатель А.К. Болотова____________________ Утверждена УС факультета Психологии «___»_____________20 г. Ученый секретарь Е.Б. Старовойтенко ________________________ Москва, 2013 ^ 1 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов подготовительного отделения магистратуры факультета психологии по направлению 030300.68 «Психология» подготовки магистра. Программа разработана в соответствии с:
Формирование у студентов: - знаний о когнитивных психических процессах (ощущении и восприятии, внимания и памяти, мышлении и речи), об основных закономерностях их функционирования, методов их исследования, об основных направлениях их изучения, о взаимосвязях и отношениях между собой, а также о связях когнитивных процессов вниманием с сознанием, поведением и деятельностью;
В результате освоения дисциплины студент должен: 3.1. Знать - специфические особенности каждого из познавательных процессов; - основные отечественные и зарубежные теории, подходы и модели познавательных процессов; - методологию и основные методы, используемые в исследованиях психологии познавательных процессов. - основные результаты и выводы, полученные в этих исследованиях 3.2. Уметьприменять знания, составляющие содержание курса «Психология памяти и внимания», к анализу ситуаций, требующих активного участия познавательных процессов. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Для направления 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра настоящая дисциплина является базовой. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Социальная психология, психология личности.
Критериями оценки эссе являются:
Критериями оценки реферата являются:
При ответе на зачете студент должен продемонстрировать владение терминологией истории психологии, иметь представление об основных теоретических положениях наиболее влиятельных научных школах психологии, понимать логику возникновения и развития этих школ. Оценки итоговому контролю выставляются по 10-ти балльной шкале. Критериями оценки ответа на итоговом контроле являются:
Для итогового контроля студент должен продемонстрировать владение терминологией истории психологии, иметь представление об основных теоретических положениях наиболее влиятельных научных школах психологии, понимать логику возникновения и развития этих школ. Оценки итоговому контролю выставляются по 10-ти балльной шкале. Критериями оценки ответа на итоговом контроле являются:
Раздел 1. Психология как наука. Структура и методы психологического знания Круг явлений, изучаемых психологией. Характеристика основных разделов и отраслей психологии. Психология в междисциплинарном пространстве. Методы психологии. Объект психологии. Многообразие предмета психологии Количество лекционных часа 2 Количество семинарских часа 2 Общий объем самостоятельной работы 4 часа. Литература Основная литература
Раздел 2. Психология ощущений и восприятия. Тема 2.1 Общее представление об ощущении и восприятии. Определение ощущения и восприятия. Основные свойства ощущений. Классификации ощущений. Основные свойства образов восприятия. Различные представления о стимуле: проксимальный и дистальный стимулы. Виды образных явлений. Специфика образов восприятия среди других видов образов. Двойственная природа образов восприятия: чувственная ткань и предметное содержание. Количество лекционных часа 2 Количество семинарских часа 2 Общий объем самостоятельной работы 4 часа. Литература Базовый учебник
Основная 1. Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., ЧеРо, 1999. С 47- 55, 56-59, 67-76, 77-112, 113-116, 217-228, 340-343, 444-446, 490-494, 12-16 Тема 2.2 Исследования ощущений. Психофизика.
Количество лекционных часа 2 Количество семинарских часа 2 Общий объем самостоятельной работы 4 часа. Литература Базовый учебник
Основная
Тема 2.3. Восприятие пространства и движения.
Количество лекционных часа 2 Количество семинарских часа 2 Общий объем самостоятельной работы 4 часа. Литература Базовый учебник
Основная 1. Хрестоматия по психологии. Психология Ощущений и восприятия /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., ЧеРо, 1999. С.343-358, 383 402, 447-460, 461-489, 494-495, 496-498, 490-493. Тема 2.4 Теории восприятия. Структуралисткая теория восприятия (Э. Титченер). Механизмы суммации и ассоциации в восприятии объектов. Теория бессознательных умозаключений (Г. Гельмгольц, Р. Грегори). Гештальттеория восприятия. Понятие перцептивных сил. Законы перцептивной организации. Принцип изоморфизма. Экологический подход к зрительному восприятию предметов и сцен (Дж. Гибсон). Понятие перцептивных инвариантов оптического строя. Роль окружающего контекста и мотивации в восприятии. Теория категоризации (Дж. Брунер). Понятие перцептивной готовности. Восприятие в контексте целенаправленного поведения. Теория перцептивного цикла (У. Найссер). Школа New Look (Дж. Брунер) Количество лекционных часа 2 Количество семинарских часа 2 Общий объем самостоятельной работы 4 часа. Литература Базовый учебник
Основная 1. Хрестоматия по психологии. Психология Ощущений и восприятия /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., ЧеРо, 1999. С. 117- 125, 126-156, 322-336, 182-216 Раздел 3. Психология внимания. Тема 3.1 Общие представления о внимании. Роль внимания в повседневном поведении, профессиональной и учебной деятельности человека. Субъективные и объективные явления внимания и невнимания. Состояния концентрации и абсорбции. Виды рассеянности и их характеристика. Ошибки внимания и невнимания. Эффекты, функции и критерии внимания. Виды и свойства внимания. Типы внимания. Количество лекционных часа 2 Количество семинарских часа 2 Общий объем самостоятельной работы 4 часа. Литература Базовый учебник
Основная
Тема 3.2 Классические теории внимания. Учение Вундта об апперцепции: виды и функции апперцепции. Представление о внимании в структурной психологии Титченера: внимание как атрибут процессов сознания. Виды и свойства внимания по Титченеру. Функциональный подход к сознанию и вниманию. Джеймс о внимании и его механизмах: понятие преперцепции. Проблема внимания в ассоцианизме. Моторная теория внимания Рибо: естественное и искусственное внимание. Теория волевого внимания Ланге.: характеристика подхода, определение, механизмы и виды внимания. Проблема внимания в гештальтпсихологии.: внимание как эго-объектная сила. Обсуждение вопросов внимания с позиций бихевиоризма: критика, переформулировка и примеры исследований. Внимание как высшая психическая функция. Эксперименты Выготского и Леонтьева Воспитание внимания. Определение и виды внимания по Добрынину. Специфика послепроизвольного внимания. Формирование внимания. Внимание как функция умственного контроля по Гальперину Количество лекционных часа 2 Количество семинарских часа 2 Общий объем самостоятельной работы 4 часа. Литература Базовый учебник
Основная
Тема 3.3 Исследование внимания в когнитивной психологии. Постановка проблемы внимания в когнитивной психологии. Экспериментальные исследования Черри и Бродбента избирательности слухового восприятия .Место и функции внимания в системе переработки информации. Теории ранней селекции: модели фильтра Бродбента и аттенюатора Трейсман. Проблема локуса селекции. Теории поздней селекции: модели поздней селекции Дойчей и уместности Нормана. Понятие ресурсов переработки информации. Внимание как умственное усилие: модель внимания и экспериментальные исследования Канемана. Альтернативный подход к решению проблемы внимания в когнитивной психологии разрабатываемый Найссером .Селекция как следствие конструктивной природы восприятия. Характеристика и исследование процессов предвнимания и фокального внимания. Теория перцептивного цикла. Внимание как перцептивное действие. Экспериментальная критика моделей селекции и единых ресурсов. Количество лекционных часа 4 Количество семинарских часа 4 Общий объем самостоятельной работы 8 часа. Литература Базовый учебник
Основная
Раздел 4. Психология памяти. Тема 4.1 Общие представления о памяти. Определение памяти и характеристика основных мнемических процессов. Понятие мнемической функции. Три стадии акта памяти: запоминание, сохранение и восстановление. Феноменология памяти. Круг явлений и проявлений памяти. Феноменальная память человека. Болезненные проявления: патологии, аномалии, нарушения, ошибки памяти. Определение и классификация амнезий, гипермнезий и парамнезий. Основные функции и характеристики памяти. Содержания памяти: привычки, навыки и умения, знания, воспоминания. Виды, уровни и типы памяти. Традиционные классификации видов памяти. Классификации видов памяти в когнитивной психологии. Основные свойства памяти человека. Классические методы и основные результаты исследования памяти с их помощью. Исследование образов памяти. Зависимость запоминания от материала. Исследования процессов забывания. Кривая забывания (сохранения) Эббингауза. Исследование явлений интерференции и реминисценции. Эффект края. Влияние сходства и различия материала на запоминание. Эффект фон Ресторф. Проблема распределения упражнений. Закон Йоста. Влияние осмысленности материала на запоминание. Количество лекционных часа 2 Количество семинарских часа 2 Общий объем самостоятельной работы 4 часа. Литература Базовый учебник
Основная
Тема 4.2 Память и научение. Формирование навыков и умений. Классификация навыков и умений. Представление о механизмах формирования навыков в бихевиоризме: классическое обусловливание и латентное научение. Общее представление об оперантном и социальном научении. Бернштейн о формировании двигательных навыков: периоды и фазы построения навыка Подход к исследованию организации памяти в когнитивной психологии. Виды и функции схем. Представления о научении в когнитивной психологии. Количество лекционных часа 2 Количество семинарских часа 2 Общий объем самостоятельной работы 4 часа. Литература Основная
Тема 4.3 Классические теории памяти. Основные подходы к изучению памяти. Память как репродукция: представления об организации памяти в ассоцианизме. Явление и понятие ассоциации. Виды и законы ассоциаций. Исследования Г. фон Эббингауза. Классические методы исследования памяти. Организация памяти как результат организации восприятия: исследования гештальтпсихологов. Память тела и память духа. Типы личности по А.Бергсону. Память как конструктивный процесс. Исследования Ф.Ч. Бартлетта. Проблема развития памяти и различные подходы к ее постановке и решению. Развитие сознания и уровни памяти. Память и старение. Общее представление о развитии памяти. Социокультурная природа памяти человека. Социализация памяти человека. Роль средств в организации и развитии памяти. Память и речь. Виды памяти по Жане. Память как высшая психическая функция. Культурно-историческая концепция памяти человека. Память в разных культурах: сравнительная характеристика. Социальная природа припоминания. Экспериментальное исследование онтогенеза памяти: параллелограмм развития памяти.Понятие мнемической деятельности: ее роль и место в жизнедеятельности человека. Основные характеристики и формы произвольного запоминания. Понятие мнемической направленности. Задачи и установки запоминания. Факторы мнемической направленности. Мотивация и продуктивность произвльного запоминания. Исследование Истоминой. Метапознание и метапамять. Произвольное и непроизвольное запоминание. Исследования непроизвольного запоминания. Зависимость памяти от мотивации. Анализ причин и механизмов забывания в работах З.Фрейда. Экспериментальные исследования припоминания действий и забывания намерений в школе К.Левина. Эксперименты Биренбаум и Зейгарник. Эффект Зейгарник. Зависимость непроизвольного запоминания от содержания и структуры деятельности. Анализ исследований П.И.Зинченко и А.А.Смирнова. Количество лекционных часа 4 Количество семинарских часа 4 Общий объем самостоятельной работы 8 часа. Литература Базовый учебник
Основная
Тема 4.3 Исследования памяти в когнитивной психологии. Основные понятия и методологические положения когнитивной психологии. Проблемы памяти и внимания как ядро когнитивной психологии. Общая характеристика системы памяти. Теория двойственной памяти. Модель трехкомпонентной системы памяти. Экспериментальное исследование сенсорных регистров (СР),кратковременной (КП) и долговременной памяти (ДП).Структура долговременной памяти. Декларативная и процедурная память. Семантическая и эпизодическая память. Исследования автобиографической памяти. Рабочая память. Различение автоматических и контролируемых процессов. Стратегии мнемической деятельности. Теория уровней обработки: основные положения и примеры экспериментальных исследований. Простое и разрабатывающее повторение. Количество лекционных часа 2 Количество семинарских часа 2 Общий объем самостоятельной работы 4 часа. Литература Базовый учебник
Основная
Раздел 5. Психология мышления и речи. Тема 5.1 Общее представление о мышлении и речи. Понятие о мышлении. Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности в ее существенных свойствах, связях и отношениях. Специфика мышления по сравнению с непосредственным чувственным отражением. Связь мышления с решением задач, его нацеленность на открытие нового знания. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности. Мышление как деятельность. Виды, операции и процессы мышления. Теоретическое и практическое мышление, их подвиды; понятийное, образное, наглядно-образное, наглядно-действенное. Логические операции мышления: индукция, дедукция, сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация. Основные формы и процессы мышления: суждение, понятие, умозаключение. Количество лекционных часа 2 Количество семинарских часа 2 Общий объем самостоятельной работы 4 часа. Литература Базовый учебник
Основная
Тема 5.2 Основные теории мышления. Теории мышления, их типы. Ассоциативная теория мышления. Логическая теория мышления, включающая операции анализа, обобщения, сравнения и классификации. Мышление как созерцание, решение задач и рефлексия. Взгляды на мышление в бихевиоризме и в гештальтпсихологии. Деятельностная теория мышления (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, О.К.Тихомиров). Методы изучения мышления. Количество лекционных часа 2 Количество семинарских часа 2 Общий объем самостоятельной работы 4 часа. Литература Базовый учебник
Основная
Тема 5.3 Мышление и речь. Речь. Различие генетических корней мышления и речи и неразрывность связи между мышлением и речью у человека. Дискуссия о врожденной способности к усвоению речи у человека. Гипотеза Уорфа-Сепира и ее эмпирические проверки. Виды речи. Представление о внутренней речи, ее значение, структура и функции в работе интеллекта и общении. Количество лекционных часа 2 Количество семинарских часа 2 Общий объем самостоятельной работы 4 часа. Литература Основная
В процессе освоения УД предполагается разбор практических кейсов, участие студентов в имитации клинико-психологического обследования. Запланированы лекции приглашенных специалистов из российский и зарубежных университетов, специалистов работающих в ведущих практических центрах.
Примерные темы рефератов
Эссе Тематика эссе Эссе основывается на самостоятельном поиске и анализе психологических ситуаций развертывания познавательных процессов, наблюдаемых в повседневной жизни, описанных в художественной литературе, кинематографических произведениях и т.п. ^ : I. Описательная часть (описание ситуации, в которой происходило развертывания познавательного процесса) II. Аналитическая часть. Схема анализа: - перечисление (описание) участников ситуации; - потребности и мотивы участников ситуации; - цели участников ситуации; - стратегии достижения целей; - создаваемые и используемые средства (внешние и внутренние); - условия (способствующие достижению целей и мешающие; физические и социальные); - результаты деятельности участников ситуации: а) прямые результаты, б) побочные (в том числе изменение потребностей, мотивов, стратегий и т.д.).
Примерный перечень вопросов к зачету
Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу.
На оценку студента влияет работа на семинарах, оценка за реферат, зачет, экзамен. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность студентов в дискуссиях, при ответах на вопросы, соответствие ответов студентов информации, содержащихся в лекциях, литературе. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем – О аудиторная. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Опромежуточная = 0,6· Отекущий 1 + 0,4· Озачет О текущий 1 = О реферат Онакопленная = 0,8· Опромежуточная + 0,2· Оаудиторная Оитоговая = 0,6· Онакопленая + 0,4· Оэкзамен Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме экзамена: арифметический. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. При выставлении результирующей оценки на пересдаче учитывается накопленная оценка. Студент не имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, самостоятельную работу, если за любой из этих видов работы была выстав-лена оценка. Выставляется результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле: ^ Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме экзамена: арифметический, в пользу студента. ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.
Общая психология Тексты. Том 3. Субъект познания. Книга 1 / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., РПО 1998. ^
^
Дистанционная поддержка дисциплины обеспечивается с помощью системы LMS
Проектор (для лекций или семинаров). |