Богданова Лариса Викторовна, заместитель директора по УВР I категории, учитель истории I категории МКОУ Чумаковская школа-интернат Развитие и коррекция устной и письменной речи на уроках истории в специальной (коррекционной) школе-интернате. В современных условиях возрастает значение изучения истории в школе. Этому предмету принадлежит ведущая роль в воспитании подрастающих поколений, в формировании их мировоззрения. С изучения истории начинается понимание социальной жизни, законов развития человеческого общества. Преподавание истории в специальной (коррекционной) школе как учебного предмета предполагает не только изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, но и воспитательное и коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика. Образовательные задачи связаны с формированием у учащихся прочных знаний по истории. Уроки истории способствуют решению воспитательных задач. На уроках истории решаются коррекционно-развивающие задачи. Школа должна формировать не только знания, умения и навыки учащихся, воспитывать их, но и одновременно способствовать развитию детей. Дети с нарушением интеллекта характеризуются недоразвитием познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем школьники с сохранным интеллектом, испытывают потребность в познании. В результате низкой любознательности и недоразвития психических функций дети получают неполные представления об окружающем мире. У детей с нарушением интеллекта отмечаются недостатки в речевой деятельности. У них недостаточно сформированы фонематический слух и фонематическое восприятие. Для детей свойственны бедность, неточность, недифференцированность словаря. Он представлен преимущественно бытовой, обиходной лексикой. В словаре преобладают слова с конкретным, хорошо им известным значением. Дети медленно включают в свою речь новые слова, понятия, полученные в процессе обучения. Отмечается неточное понимание и неадекватность употребления понятий. Как в письменной, так и в устной речи часто встречаются аграмматизмы, пропуски предлогов. Учащиеся с трудом строят связное высказывание. Большинство учащихся с нарушением интеллекта затрудняются в овладении навыками чтения и письма. Чтобы помочь учащимся с нарушением интеллекта усвоить минимум исторических знаний, предусмотренных программой, учитель должен продуманно организовать учебную деятельность. Для этого важно четко представлять особенности усвоения исторических знаний учащимися специальной (коррекционной) школы. В результате поражения участков коры головного мозга и недостаточного развития способности избирательно черпать информацию из окружающего мира, учащиеся специальной (коррекционной) школы с трудом осуществляют мыслительные операции, требующие хотя бы элементарной систематизации. В результате этого они легче усваивают отдельные слова, предметы, яркие впечатления, не умея самостоятельно найти их место в целом событии или явлении. Дети воспринимают материал фрагментарно, у них нарушена способность к целостному, обобщенному восприятию. У учащихся с нарушением интеллекта часто встречается смещение представлений, выражающееся в произвольном переносе лиц, событий, в пространстве и времени. Они не в состоянии понять отдаленность исторических событий, их длительность, в результате чего у них наблюдаются нелепые перестановки (Суворов воевал против фашистов; Кутузов освобождал Родину от татарского ига). Учащиеся специальной (коррекционной) школы затрудняются устанавливать связи между историческими событиями, в результате чего они дают характеристику событий и явлений только по внешним признакам. В силу специфики мышления (его предельной конкретности) и слабой регуляции речи затруднено понимание и усвоение понятий любой степени общности, что приводит к затруднению в осмыслении полученных ими исторических знаний. Это выражается в речи учащихся, в их ответах часто встречаются нелепости типа: «Крестьяне освещали избы луной» вместо «лучиной». Для учащихся с нарушением интеллекта характерен односторонний подход к оценке исторических событий, явлений, исторических деятелей. Детям свойственно размежевание на доброго или злого, хорошего или плохого, справедливого или несправедливого. У учащихся специальной (коррекционной) школы можно наблюдать возникновение ложных стереотипов, восполнение исторических знаний образами из современной жизни, в результате чего в их ответах причудливо переплетаются черты близкого детям настоящего и неизвестного им, далекого прошлого. Возникновение ложных стереотипов объясняется недостатками зрительных восприятий, с одной стороны, и чрезвычайной легкостью и бесконтрольностью возникновения ассоциаций, с другой стороны. Для учащихся специальной (коррекционной) школы характерна персонификация общественно-исторических событий, категоричность оценок изучаемых ими событий, явлений, наблюдается стремление воплотить все события, явления в конкретные действия отдельных исторических лиц (Петр I построил Петербург). У многих учащихся осуществляется механическое усвоение исторических знаний. Происходит это в результате того, что классификация, отбор и переработка воспринимаемых впечатлений расстроены. Таким образом, зная основные особенности усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта, учитель должен строить урок так, чтобы избежать возможных ошибок, пробелов в знаниях; давать достоверный материал о развитии исторического процесса, осуществляя коррекционную работу в процессе его изучения. Пропедевтика изучения истории осуществляется на базе разных учебных предметов. На уроках письма и развития речи происходит знакомство с текстом общественно-исторического содержания; происходит обогащение словаря на уроках чтения; на уроках математики формируются временные представления и понятия; на уроках географии учащиеся знакомятся с положением Родины на карте мира, на уроках ИЗО и музыки осуществляется знакомство с искусством и т. д. Большая роль в исторической пропедевтике принадлежит урокам чтения, где решается задача обучения детей правильному, осознанному чтению, формируются навыки работы с печатным текстом, знакомство с произведениями исторической тематики. В задачу пропедевтического периода не входит формирование определенной системы исторических знаний (это задача уроков истории), но за это время накапливаются, уточняются, исправляются и расширяются первоначальные общественно-исторические представления и понятия школьников с нарушением интеллекта. Вводя школьников в мир сложных общественных отношений отдельных эпох, учитель истории должен обеспечить благоприятные условия для эффективного усвоения исторического материала. На уроках истории в специальной (коррекционной) школе используются те же методы, приемы и средства обучения, что и в общеобразовательной школе, но с учетом содержания курса истории для школ VIII вида и познавательных возможностей учащихся с нарушением интеллекта. В обучении истории учащихся специальной (коррекционной) школы роль устного слова неизмеримо возрастает. К методам устного изложения, широко применяемым в специальной (коррекционной) школе, относятся: повествование, описание, объяснение, беседа. Учащиеся специальной (коррекционной) школы к 7 классу уже имеют навыки объяснительного чтения, полученные в начальных классах (пересказ по частям, составление плана по картинкам, выяснение главной мысли текста, ответы на вопросы и т. д.) Эти навыки следует закреплять и при чтении исторических текстов со значительно усложненным смыслом и большим запасом слов. Использовать учебник следует непосредственно на уроке, иногда прочитывая вслух важный отрывок, иногда предлагая учащимся прочесть про себя какую-нибудь часть рассказа и ответить на вопросы, данные в задании или поставленные учителем. Можно обращаться к учебнику для поиска фразы, даты, доказательства, главной мысли, для подтверждения какого-либо пункта плана урока, соотнесения иллюстративного материала с текстом учебника. Поскольку учащимся с нарушением интеллекта трудно выразить свою мысль, связно и последовательно передать содержание рассказа, поэтому на уроках истории используются внешние опоры, помогающие ученику составить рассказ (исторические картины, иллюстрации учебника, схематичный рисунок, опорные слова, таблица); задаются вопросы, облегчающие речевое высказывание ребенка, осуществляется постоянная тренировка школьников в полных ответах на вопросы, постепенно их сокращая и приближая его к самостоятельному рассказу. Кроме того, на уроках истории дети учатся не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно задавать их, что является одной из форм выражения речевой активности. Много внимания на уроках истории уделяется осознанию читаемого текста учебника. В связи с этим отрабатываются умения выделять в прочитанном главную мысль, выявлять своё отношение к поступкам исторических личностей, давать им характеристику, делить текст параграфа на части, озаглавливать их, составлять план. Учащиеся специальной (коррекционной) школы, затрудняющиеся самостоятельно последовательно излагать свои мысли, справляются с этим значительно лучше, когда учитель задает им вопросы. «Однако использование картин и вопросов в качестве средств, облегчающих речевое высказывание ребенка, должно являться ступенью для перехода к изложению материала без этих внешних опор». Отмечая у ученика, который раньше совсем не мог отвечать без вопросов, сдвиг, учитель сокращает количество вопросов и формулирует их так, чтобы ответ на каждый вопрос представлял несколько развернутых предложений. Таким образом, ответы ученика постепенно должны приближаться к самостоятельному рассказу. Необходимо помнить, что «чрезмерное использование вспомогательных средств для речевого развития ребенка может стать тормозом в развитии его мышления и речи». Проводится работа и над развитием связной письменной речи. Используются упражнения: закончи предложение, вставь пропущенные слова в предложение, составь по данным словам предложение и др. Необходимо развивать письменную речь учащихся. Это связано с тем, что на уроках истории они ведут записи в тетрадях (записывают темы, даты, имена исторических деятелей, важные выводы; составляют текстовые таблицы; ведут словарную работу; выполняют небольшие письменные работы). Словарная работа пронизывает весь процесс обучения истории. Цель ее – формирование умения активно и правильно пользоваться историческими терминами. Учитель называет и записывает новые исторические термины, выражающие понятия, над которыми предстоит работа; объясняет эти понятия, добиваясь от учащихся правильного произношения, написания и употребления исторических терминов. Кроме этого могут быть и такие задания на развитие речи, как объяснение слов и выражений (например: «Что такое монголо-татарское иго?»); подбор пословиц и поговорок по теме и их объяснение (например, объяснить поговорку: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»); подбор к историческому термину родственных слов (например, к слову «крепостной») и т. д. Целесообразно вводить строго отобранный минимум новых слов, исторических терминов, расширяя постепенно словарь учащихся, добиваясь правильного произношения и написания, используя для этого вопросы и задания, помогающие правильно ответить (словарные карточки, сюжетные картинки, план и др.). На уроках истории в специальной (коррекционной) школе должна вестись работа по развитию таких качеств речи учащихся, как: а) содержательность (по возможности правильное, полное, конкретное освещение темы); б) логичность (последовательность изложения, обобщение фактов, формулирование выводов); в) богатство речи (образное и яркое выражение мыслей и чувств); г) правильность (соблюдение норм литературного языка, чистота речи); д) специфические для истории качества речи (стиль изложения и терминология должна соответствовать изучаемой эпохе); е) различные виды изложения (описание, объяснение, повествование); ж) умения отвечать на вопросы кратко и развернуто (задавать их, составлять план, обсуждать прочитанное). Речь учителя должна обладать указанными качествами, т. к. она служит образцом для учеников. Не надо пользоваться сложными синтаксическими конструкциями. Темп речи следует менять в зависимости от содержания материала. Изложение учителя, его логика, умение экономично и точно распоряжаться своими словами являются примером для школьников, на основе которого формируются речь и мышление учащихся специальной (коррекционной) школы. Список используемой литературы:
|
![]() |
Учитель истории высшей категории квалификационной категории |
![]() |
I. Теоретико-методические основы деятельности социального педагога в специальной (коррекционной) |
![]() |
Влияние эпилептических припадков на функцию устной и письменной речи у детей и их медикаментозная |
![]() |
Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы |
![]() |
Задачи логопедических пунктов основными задачами деятельности учителей-логопедов логопедических пунктов |
![]() |
Кропанева Ольга Викторовна, учитель географии мкоу «Кейзесская сош» |
![]() |
Альмяшева Лариса Ивановна, врач невролог высшей категории кгб уз «дцак» |
![]() |
Ситникова О. Г., учитель профессионально трудового обучения гбоу рх «Черногорская специальная (коррекционная) |
![]() |
Ирование уроков обж 9 класс. Учитель Фёдоров Р. А. Маоу сош №31 Великого Новгорода Педагог Фёдоров |
![]() |
Социально-психологический анализ межличностных отношений детей младшего школьного возраста обучающихся |