Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Московской области
«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
(Филиал «Угреша»)
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Юридическая психология»
для специальности 030501 - Юриспруденция
Дзержинский, 2011 г.
УМК разработан кандидатом экономических наук, доцентом кафедры Уголовно-правовых дисциплин Алексеевой Натальей Вадимовной.
Протокол заседания кафедры уголовно-правовых дисциплин
№ 1 от «29» августа 2011 г.
Заведующий кафедрой ______________/д.ю.н., проф. А.И. Сидоркин/
СОГЛАСОВАНО
Заведующий выпускающей кафедрой гражданско-правовых дисциплин филиала «Угреша»
_____________/д.пед.н., к.ю.н., проф. А.В. Новиков/
Заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Университета «Дубна»
________________/д.ю.н., проф. А.И. Глушков/
Директор филиала
_____________/д.т.н., проф. Б.М. Балоян/
«____» ________________ 2011 г.
Проректор по учебной работе ___________________/к.х.н., доцент С.В. Моржухина/
^
высшего профессионального образования Московской области
«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
Филиал «Угреша»
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
__________________ С.В. Моржухина
«___»___________ 2011 г.
^
«Юридическая психология»
по специальности 030501 - Юриспруденция
Форма обучения: очная, заочная
Уровень подготовки: специалист
Курс (семестр): 2 (3) / 3 (5)
Дзержинский, 2011 г.
Программа дисциплины «Юридическая психология» по специальности 030501 – Юриспруденция: Учебная программа. Алексеева Н.В. – Филиал «Угреша» Университета «Дубна». – 2011.
^ :
кандидат экономических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин
Алексеева Наталья Вадимовна _________________
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом по специальности
030501 – Юриспруденция.
Программа рассмотрена на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин.
Протокол заседания № 1 от «29» августа 2011 г.
Заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин
________________ /д.ю.н., проф. А.И. Сидоркин/
СОГЛАСОВАНО
Заведующий выпускающей кафедрой гражданско-правовых дисциплин филиала «Угреша»
_______________ /д.пед.н., к.ю.н., проф. А.В. Новиков/
Заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Университета «Дубна»
_______________ /д.ю.н., проф. А.И. Глушков/
Рецензент: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОДОБРЕНО
Директор филиала ____________________ /д.т.н., проф. Б.М. Балоян /
«____» _________ 2011 г.
Зав. библиотекой ___________________ /О.А. Зиберева/
^
Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки по специальности 030501 – Юриспруденция
(№ государственной регистрации 260 гум/сп от 27.03.2000 г.)
ОПД.Ф.24
|
^
Предмет, система и содержание юридической психологии; юридическая психология в системе научных отраслей знания. Понятие личности в психологии и правовой науке. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Ощущение, восприятие. Понятие и виды памяти. Мышление. Воображение и его виды. Внимание. Эмоции. Чувства. Состояния тревожности, психической напряженности. Фрустрация. Аффект. Страдания. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер и его свойства). Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ), ее подготовка и назначение, порядок проведения. Психология преступного поведения (психология преступления. Психология личности преступника. Психология преступного поведения (психология преступной группы). Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Психология личности юриста. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура). Психология допроса. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста. Психологические особенности судопроизводства.
|
112
|
Аннотация.
Юридическая психология является одной из важных дисциплин подготовки юристов в системе высшего профессионального образования.
Знание основ юридической психологии значительно повышает общую и профессиональную культуру следователя, судьи, адвоката, способствует выработке и совершенствованию их деловых и интеллектуальных качеств, юридической и гражданской зрелости, правовой убежденности, осознанию социальной значимости своей профессии. Знание закономерностей психики позволяет человеку более эффективно организовывать свою деятельность, правильно строить свои отношения с другими людьми, выяснить причины нарушения норм в этих взаимоотношениях. Данные психологии используются в решении многих проблем, в том числе при совершенствовании работы юридических учреждений, правоохранительных органов, пенитенциарных учреждений.
Она включает в себя правовую психологию, психологию гражданско-правового регулирования и гражданского судопроизводства, криминальную психологию (психологию личности преступника и преступного поведения), а также психологию судопроизводства и исправительную психологию.
Данный курс реализуется в блоке ОПД (общепрофессиональные дисциплины – федеральный компонент).
Программа предусматривает серию занятий, содержанием которых является изучение теоретического материала и отработка базовых теоретических положений посредством семинаров и практических занятий.
Содержание программы учебной дисциплины представлено четырьмя логически взаимосвязанными разделами.
В обзорных лекциях дается характеристика методологических основ юридической психологии, психологии профессиональной деятельности в сфере права, раскрывается структура и содержание основных направлений прикладной юридической психологии.
Учебная программа рассчитана на 51 час (17 учебных недель по 3 часа в неделю, из них - лекции – 34 часа, семинарские и практические занятия – 17 часов). Для студентов заочного отделения объём аудиторных часов составляет 10% от объёма часов дневного отделения при сохранении соответствующих пропорций между лекциями и семинарскими занятиями. Чтение курса заканчивается сдачей зачёта.
Цели и задачи дисциплины.
^
Основные задачи курса:
Познакомить студентов с системой понятий и соответствующих концепций, которые составляют основу данной научной дисциплины.
Сформировать умения для решения практических и исследовательских задач в профессиональной деятельности юриста.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В процессе освоения курса студент должен:
иметь представление о юридической психологии как одной из областей психологической науки.
знать систему понятий юридической психологии.
освоить основные аспекты деятельности юриста по реализации социально-психологических знаний в различных сферах жизни.
получить умения и навыки анализа психологической характеристики личности (потребности, мотивы, цели, темперамент, характер, установки, социальная направленность и другие характеристики) и деятельности различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения, научиться использовать их в интересах повышения эффективности собственной деятельности;
уметь использовать информацию в своей профессиональной деятельности.
Формы обучения и контроля
Текущая аттестация работы студентов осуществляется на протяжении всего учебного семестра и организуется посредством:
блиц-опросов на лекциях;
составления сообщений и докладов на семинарах;
выполнения тестовых заданий;
решения практических задач;
Задания выполняются студентами как индивидуально в ходе подготовки к семинарским занятиям, так и при проведении семинарских и практических занятий, так и по группам при подготовке к деловым играм.
Итоговая аттестация по курсу представляет собой проведение зачета по окончании 3-го семестра. Студентам предлагается ответить на два вопроса по различным темам курса.
^
(для очной формы обучения)
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестры
|
3
|
^
|
112
|
112
|
Аудиторные занятия
|
51
|
51
|
Лекции
|
34
|
34
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
Семинары (С)
|
17
|
17
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
^
|
61
|
61
|
Курсовой проект (работа)
|
|
|
Расчетно-графические работы
|
|
|
Реферат (эссе)
|
|
|
Контрольная работа
|
|
|
^
|
зачет
|
зачет
|
Объем дисциплины и виды учебной работы
(для заочной формы обучения)
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестры
|
5
|
^
|
112
|
112
|
Аудиторные занятия
|
12
|
12
|
Лекции
|
12
|
12
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
Семинары (С)
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
^
|
100
|
100
|
Курсовой проект (работа)
|
|
|
Расчетно-графические работы
|
|
|
Реферат (эссе)
|
|
|
Контрольная работа
|
|
|
^
|
зачет
|
зачет
|
Разделы (темы) дисциплины и виды занятий
(для очной формы обучения)
№
раздела
|
Содержание учебного материала
(дидактические единицы),
обобщенные требования к знаниям и умениям
|
Лекции
|
ПЗ (С)
|
СРС
|
Раздел 1.
|
Предмет, система и содержание юридической психологии.
|
4
|
2
|
2
|
Тема 1.1. Теоретико-методологические основы юридической психологии. Юридическая психология в системе научных отраслей знания.
|
2
|
-
|
1
|
Тема 1.2. Понятие личности в психологии и правовой науке. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности.
|
2
|
2
|
1
|
Раздел 2.
|
Психические процессы. Классификация психических явлений.
|
10
|
4
|
13
|
Тема 2.1. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, понятие и виды памяти, мышление, воображение и его виды, внимание.
|
4
|
1
|
5
|
Тема 2.2. Эмоциональные психические процессы, чувства. Состояния тревожности, психической напряженности. Фрустрация. Аффект. Страдания.
|
2
|
1
|
5
|
Тема 2.3. Волевые психические процессы.
|
2
|
1
|
3
|
Тема 2.4. Психические состояния.
|
2
|
1
|
3
|
Раздел 3.
|
Психология личности
|
4
|
1
|
8
|
Тема 3.1. Психология личности в условиях правового взаимодействия. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер и его свойства).
|
2
|
1
|
4
|
Тема 3.2. Психология групп в условиях правового взаимодействия.
|
2
|
-
|
4
|
Раздел 4.
|
Правовая психология
|
16
|
10
|
38
|
Тема 4.1. Криминальная психология. Психология преступного поведения (психология преступления). Психология личности преступника. Психология преступного поведения (психология преступной группы).
|
4
|
2
|
6
|
Тема 4.2. Психология предварительного расследования. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Психология личности юриста. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста.
|
2
|
4
|
6
|
Тема 4.3. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура). Психология коммуникативной деятельности следователя.
|
2
|
-
|
5
|
Тема 4.4. Психология допроса и очной ставки.
|
2
|
2
|
6
|
Тема 4.5. Психологические особенности судопроизводства по уголовным делам. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста.
|
2
|
1
|
6
|
Тема 4.6. Психологические основы ресоциализации осужденных. Исправительная психология.
|
2
|
-
|
4
|
Тема 4.7. Психологические особенности гражданско-правовой регуляции и гражданского судопроизводства. Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ), ее подготовка и назначение, порядок проведения.
|
2
|
1
|
5
|
Итого:
|
34
|
17
|
61
|
Разделы (темы) дисциплины и виды занятий
(для заочной формы обучения)
№
раздела
|
Содержание учебного материала
(дидактические единицы),
обобщенные требования к знаниям и умениям
|
Лекции
|
ПЗ (С)
|
СРС
|
Раздел 1.
|
Предмет, система и содержание юридической психологии.
|
1
|
-
|
5
|
Тема 1.1. Теоретико-методологические основы юридической психологии. Юридическая психология в системе научных отраслей знания.
|
0,5
|
-
|
2
|
Тема 1.2. Понятие личности в психологии и правовой науке. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности.
|
0,5
|
-
|
3
|
Раздел 2.
|
Психические процессы. Классификация психических явлений.
|
3
|
-
|
10
|
Тема 2.1. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, понятие и виды памяти, мышление, воображение и его виды, внимание.
|
1
|
-
|
4
|
Тема 2.2. Эмоциональные психические процессы, чувства. Состояния тревожности, психической напряженности. Фрустрация. Аффект. Страдания.
|
1
|
-
|
4
|
Тема 2.3. Волевые психические процессы.
|
0,5
|
-
|
1
|
Тема 2.4. Психические состояния.
|
0,5
|
-
|
1
|
Раздел 3.
|
Психология личности
|
1
|
-
|
5
|
Тема 3.1. Психология личности в условиях правового взаимодействия. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер и его свойства).
|
0,5
|
-
|
2
|
Тема 3.2. Психология групп в условиях правового взаимодействия.
|
0,5
|
-
|
3
|
Раздел 4.
|
Правовая психология
|
7
|
-
|
80
|
Тема 4.1. Криминальная психология. Психология преступного поведения (психология преступления). Психология личности преступника. Психология преступного поведения (психология преступной группы).
|
1
|
-
|
20
|
Тема 4.2. Психология предварительного расследования. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Психология личности юриста. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста.
|
1
|
-
|
10
|
Тема 4.3. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура). Психология коммуникативной деятельности следователя.
|
1
|
-
|
10
|
Тема 4.4. Психология допроса и очной ставки.
|
1
|
-
|
15
|
Тема 4.5. Психологические особенности судопроизводства по уголовным делам. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста.
|
1
|
-
|
15
|
Тема 4.6. Психологические основы ресоциализации осужденных. Исправительная психология.
|
1
|
-
|
10
|
Тема 4.7. Психологические особенности гражданско-правовой регуляции и гражданского судопроизводства. Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ), ее подготовка и назначение, порядок проведения.
|
1
|
-
|
20
|
Итого:
|
12
|
-
|
100
|
|