Федеральное агентство морского и речного транспорта
Морской государственный университет
имени адмирала Г. И. Невельского
Кафедра психофизиологии и психологии труда в особых условиях
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Методические указания
к выполнению контрольных работ
для студентов очно – заочной, заочной формы обучения
Составила О. В. Мельникова
Владивосток
2007
Контрольная работа один из важнейших элементов учебного процесса, выполнение которой способствует всестороннему изучению одной из проблем курса, овладению навыками самостоятельной работы с научной литературой, выработке умения анализа и обобщения теоретических и практических вопросов. Контрольная работа является одной из форм проверки знаний студентов, позволяющей осуществить итоговый контроль усвоения наиболее сложных тем курса.
^
Положительно оцененная контрольная работа является обязательным условием допуска студента к экзамену (зачету).
Контрольная работа должна быть представлена на рассмотрение преподавателя за 5 дней до начала экзамена (зачета).
Тему контрольной работы студенты выбирают самостоятельно из представленного в данном методическом указании перечня. Не исключается возможность частичного изменения рекомендованных тем.
Контрольная работа должна свидетельствовать о том, насколько успешно студент усвоил содержание темы, в какой степени глубоко он анализирует учебный материал, грамотно излагает свои суждения.
В зависимости от содержания темы объём контрольной работы может содержать 17-20 страниц формата А – 4 печатного текста.
Контрольная работа должна быть оформлена соответствующим образом:
1-ая стр. – титульный лист;
2-ая стр. – план работы,
далее изложение текста по плану, последняя страница – список литературы (не менее 5 источников). (см. приложения № 1–3)
Студентам рекомендуется придерживаться основных вопросов, данных к каждой теме и использовать предложенную литературу.
Контрольная работа должна содержать анализ изученной студентом литературы, изложение основных положений и выводы по рассматриваемым вопросам.
Содержание первоисточников излагается в контрольной работе своими словами, а при необходимости дословного цитирования текста даются ссылки на источник заимствования.
По дискуссионным вопросам студенту рекомендуется изложить своё отношение к ним, по возможности обосновать избранную точку зрения.
При изложении текста оставляются поля, страницы нумеруются. Список литературы прилагается с указанием фамилий и инициалов авторов, название работы, номера тома, места и года издания, количества страниц.
В список литературы включаются только те источники, которые непосредственно использовались для написания контрольной работы.
При необходимости излагаемые положения могут иллюстрироваться графиками, диаграммами, таблицами. При этом приводимые в тексте положения, цифровой материал должны быть снабжены соответствующими сносками на источники заимствования.
Если работа не зачтена, то студент должен устранить указанные недостатки или выполнить работу вновь в установленный преподавателем срок.
Общий рекомендуемый список литературы:
Основная
1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1976.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 2000.
3. Бернс Р. В. Я-концепция и воспитание. – М., 1986.
4. Бессер-Зигмунд К. Магические слова. – СПб, 1996.
5. Веккер Л. М. Психические процессы. – Л., 1974.
6. Вербицкий А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. – М., 1999.
7. Волков Г. Этнопедагогика. – М., 1999.
8. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. – М., 1989.
9. Давыдов В. Развивающее обучение. – М., 1991.
10. Егидее А. П. Психологическая концепция конфликтного общения. – М., 1984.
11. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. – М., 1992.
12. Ильин Г. Л. Проективное образование и реформация науки. – М., 1993.
13. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб, 2000.
14. Карандашев В. Жизнб без страха смерти. – М., 1999.
15. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели. – М., 1997.
16. Клацки Р. Память человека. – М., 1978.
17. Конфликтология: учебное пособие. – М., 1999.
18. Леонтьев А. Педагогическое общение. – М., 1997.
19. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
20. Мерлин В.С. Личность, как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988.
21. Мерлин В. С. Структура личности. – Пермь, 1990.
22. Немов Р. С. Психология: В 3-х томах. – М.: Просвещение, 1999.
23. Немов Р. С. Психология: В 3-х томах. – М: Просвещение, 1999.
24. Петровская Л. А. Компетентность общения: социально-психологический
тренинг. – М., 1989.
25. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999.
26. Психология и педагогика / Под ред. А. Радугина. – М., 1996.
27. Психология: учебник для экономических вузов, Под ред. В.Дружинина. –
СПБ.: Питер, 2000.
28. Реан А. Психология и педагогика. – М., 1999.
29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М.: Просвещение, 1989.
30. Сатир В. Как построить себя и свою семью. – М., 1992.
31. Стюарт Я., Джойнс В. Современный трансактный анализ. – СПБ, 1996.
32. Фрейд З. Психология бессознательного: сборник. – М., 1983.
Дополнительная
1. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – СПб.: Питер, 1994.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Просвещение, 1986.
3. Боснак Р. В мире сновидений. – М.: «Флинта», 1991.
4. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный
подход. – М.: Высшая школа, 1991.
5. Волков Г. Этнопедагогика. – М.: Просвещение, 1999.
6. Гримак Л. Гипноз и преступность. – М., «Логос», 1997.
7. Гримак Л. Резервы человеческой психики. – М., «Логос», 1999.
8. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. – М.: «Логос», 1990.
9. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. – М.: Просвещение, 1997.
10. Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. – Воронеж, 1993.
11. Мелхорн Г., Мелхорн Х. Г. Гениями не рождаются. – М.: Просвещение, 1989.
12. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. – М.: «Логос», 1983.
13.Новиков А. М. Профессиональное образование в России. – М.: Просвещение, 1997.
14. Панасюк А. Ю. Управленческое общение. – М.: «Флинта», 1990.
15. Подласый И. П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1999.
16.Рейнуотер Д. Это в ваших силах: как стать собственным психотерапевтом. – М.: Просвещение, 1992.
Задание 1
Предмет и методы психологии
Область изучаемых явлений и предназначение психологии.
Отрасли психологии и ее связь с другими науками.
Основные исторические этапы развития психологической науки.
Методы психологического исследования.
Семья как социокультурная среда воспитания
Развитие и социализация личности в семье.
Наследственность и развитие.
Влияние среды на развитие личности.
Развитие и воспитание.
Нарушения в детско-родительских отношениях.
Литература
Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М., 1976.
Григорович Л. А, Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003.
Ломов Б. Ф. Системность в психологии. – М.; Воронеж, 1996.
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. – М., 1997.
Петухов В.В., Столин В.В. Психология. – М., 1989.
Подласый И. П. Педагогика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
Психология: Словарь / Под ред. АВ. Петровского. М. Г. Ярошевского. – Ростов н/Д, 1997.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М., 1989.
Основы психологии / Под ред. Л.Д.Столяренко – Ростов н/Д, 1999.
Общая психология. / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.
Задание 2
Биологические основы психики
Организм и психика.
Отражение как сущность психики.
Высший этап в развитии психики.
Функции психики.
Формы существования психического.
Мозг и психика.
Педагогика как наука
Предмет, объект, функции, задачи и категории педагогики.
Связь педагогики с другими науками и ее структура.
Основные этапы развития педагогики и образования.
Литература
Бабанский Ю. К. и др. Педагогика. – М., 1988.
Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М., 1976.
Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. Гл. 5. – М., 1994.
Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. – М., 1970.
Григорович Л. А, Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003.
Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999.
Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. – М., 1983.
Ильина Т. А. Педагогика. – М., 1984.
Констинов Н.А., Мединский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М., 1982.
Ловиненко А.Д. Психология восприятия. – М., 1987.
Немов Р.С. Психология. Т. 1. Гл. 7–8. – М., 1994.
Подласый И.П. Педагогика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
Задание 3
Чувственные формы освоения действительности
Ощущение – первичная форма отражения действительности (определение, классификация, общие свойства).
Сущность и основные качества восприятия. Нарушение восприятия.
Основные свойства, функции и виды внимания. Теории внимания.
Воспитание человека
Человек как предмет воспитания.
Значение семейного воспитания.
Методы и правила воспитания в семье.
Литература
Адам Д. Восприятие, сознание, память. – М., 1983.
Бабанский Ю. К. и др. Педагогика. – М., 1988.
Величковский Б. М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. – М., 1973.
Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М., 1976.
Гороболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. – М., 1972.
Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. – М., 1970.
Григорович Л. А, Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003.
Ильина Т. А. Педагогика. – М., 1984.
Казаков В. Г., Кондратьева Л.Л. Психология. Гл. 6–7. – М., 1989.
Констинов Н. А., Мединский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. – М., 1982.
Ловиненко А. Д. Психология восприятия. – М., 1987.
Лурия А. Р. Ощущение и восприятие. – М., 1975.
Немов Р.С. Психология. Т. 1. Гл. 7–8. – М., 1994.
Подласый И.П. Педагогика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. – М., 1989.
Хрестоматия по вниманию. – М.: МГУ, 1976.
Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М.: МГУ, 1975.
Задание 4
Рациональные формы освоения действительности
Виды и особенности памяти. Законы памяти. Теории памяти. Мнемотехнические приемы запоминания.
Сущность мышления как познавательного процесса. Типы и виды мышления. Индивидуальные особенности мышления. Этапы процесса решения задач.Расстройство мышления.
Понятие о формах организации педагогического процесса
Основные системы организационного оформления педагогического процесса.
Развитие организационного оформления педагогических систем.
Литература
Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М., 1980.
Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. – М., 1973.
Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. –М., 1984.
Кликс Ф. П. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. – М., 1983.
Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., 1994.
Немов Р.С. Общие основы психологии. – М., 1984.
Николов Н., Нешев Г. Загадки тысячелетий. Что мы знаем о памяти. – М., 1988.
Норман Д. А. Память и научение. – М., 1985.
Петухов В.В. Психология мышления. - М., 1987.
Подласый И.П. Педагогика. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Сост. и отв. ред.
А. А. Радугин. – М.: Центр, 2000.
Реан А. А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000.
Развитие памяти. – Рига, 1991.
Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 1984.
Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981.
Шабанов П.Д., Бородкин Ю.С. Нарушения памяти и их коррекция. – Л., 1989.
Задание 5
Личность в психологии
Понятие личности в психологии.
Структура личности.
Проблема личности в психологии.
Понятие о способностях. Структура и виды способностей.
Понятие о темпераменте. Характеристика типов темперамента.
Средства и методы педагогического воздействия на личность
Метод как многомерное явление.
Классификация методов обучения.
Активные методы обучения.
Литература
Бёрнс. Р. Я - концепция личности и её воспитание. – М., 1983.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977.
Леонгард Н. Акцентуированные личности // Психология индивидуальных различий: Тесты. – М., 1982.
Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 1– М., 1998
Подласый И. П. Педагогика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
Психология и педагогика / Под ред. В.Д. Столяренко – М., 1999.
Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. – М.: Центр, 2000.
Психология индивидуальных различий: Тесты. – М., 1982.
Психология личности. Хрестоматия. – М., 1998.
Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000.
Фромм. Э. Иметь или быть. – М., 1988.
Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1987.
Задание 6
Общее и индивидуальное в психике человека
Определение характера, его основных черт. Типология характеров. Акцентуация характера.
Понятие о воле. Волевая регуляция поведения. Развитие воли у человека.
Оценка и отметка в развитии ученика
Влияние учителя и родителя на самооценку ученика.
Отличие оценки от отметки.
3. Критерии отметки.
Литература
Бёрнс. Р. Я - концепция личности и её воспитание. – М., 1983.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977.
Леонгард Н. Акцентуированные личности // Психология индивидуальных различий: Тесты. – М., 1982.
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1 - М., 1998
Подласый И.П. Педагогика. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
Психология и педагогика / Под ред. В.Д. Столяренко – М., 1999.
Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. – М.: Центр, 2000.
Психология индивидуальных различий. Тесты. – М., 1982.
Психология личности. Хрестоматия. - М., 1998.
Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000.
Фромм. Э. Иметь или быть. – М., 1988.
Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1987.
Задание 7
Чувства и эмоции
Понятие о чувствах, эмоциях и их видах, теории эмоций.
Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека.
Чувства и личность. Развитие эмоциональной сферы личности.
Общие положения дидактики
Дидактика: понятие, задачи, основные функции.
Характеристика принципов дидактики.
Литература
Бабанский Ю. К. и др. Педагогика. – М., 1988.
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический процесс. – М., 1977.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
Диалектика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. - М., 1982.
Занков Л. В. Дидактика и жизнь. Избранные труды. – М., 1990.
Зимняя И. А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д, 1997.
Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.
Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.
Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1999.
Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 1 – М., 1998.
Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1995.
Психология и педагогика / Под ред. В.Д. Столяренко – М., 1999.
Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. – М.: Центр, 2000.
Реан А. А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. –СПб.: Питер, 2000.
Сластенин В. А. и др. Педагогика. – М., 1998.
Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
Харламов И. Ф. Педагогика. – М., 2000.
Задание 8
Мотивация
Мотивация в структуре личности.
Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи.
Профессиональная мотивация.
Формы организации обучения в школе и вузе
Урок как основная форма организации педагогического процесса.
Виды лекций.
Внеурочные формы организации педагогического процесса.
Литература
Бабанский Ю. К. и др. Педагогика. – М., 1988.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
Зимняя И. А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д, 1997.
Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.
Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980.
Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 1 – М., 1998.
Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1995.
Психология и педагогика / Под ред. В. Д. Столяренко – М., 1999.
Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Сост. и отв. ред.
А. А. Радугин. – М.: Центр, 2000.
Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000.
Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1998.
Столяренко Л. Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
Харламов И. Ф. Педагогика. – М., 2000.
Задание 9
Психические состояния человека
Понятие психических состояний.
Особенности психических состояний.
Управление психическими состояниями.
Основные типы психических состояний.
Нравственно-психологический образ педагога
Своеобразие педагогической деятельности. Основные требования к личности педагога.
Мастерство педагогического общения.
Литература
Актуальные проблемы стресса. – Кишинев: 1976.
Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. – М., 1992.
Левитов Н. Д. О психологических состояниях человека. – М., 1984.
Леонова А. П. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М., 1984.
Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 1 – М., 1998.
Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Сост. и отв. ред.
А. А. Радугин. – М.: Центр, 2000.
Реан А. А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. –СПб.: Питер, 2000.
Сластенин В. А. и др. Педагогика. – М., 1998.
Сосновникова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. – Горький, 1975.
Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.
Задание 10
Нарушения и расстройства познавательных процессов
Типы невнимательности.
Нарушения восприятия.
Расстройства памяти.
Расстройства мышления.
Диагностика обучения
Понятие школьной диагностики.
Контроль и диагностика успеваемости учащихся.
Тестирование достижений и развития.
Литература
Бабанский Ю. К. и др. Педагогика. – М., 1988.
Зимняя И. А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д, 1997.
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1 – М., 1998.
Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1995.
Подласый И.П. Педагогика. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
Психология и педагогика / Под ред. В.Д. Столяренко – М., 1999.
Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Сост. и отв. ред.
А. А. Радугин. – М.: Центр, 2000.
Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. –СПб.: Питер, 2000.
Сластенин В. А. и др. Педагогика. – М., 1998.
Столяренко Л. Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2000.
Задание 11
Психология социальных групп и коллективов
Предмет социальной психологии.
Психологическая характеристика социальных групп и коллективов.
Виды малых групп и взаимоотношения в них.
Методы изучения психологии групп и коллективов.
Православная педагогика
Определение и цель православной педагогики
Предмет православной педагогики
Православное воспитание
Образование с точки зрения православной педагогики
Значение православной педагогики
Литература
1. Вопросы социальной психологии в укреплении правопорядка. / под ред. Столяренко A.M. – М.: 1981 – 217 с.
2. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. – М.: 1996. – 594 с.
3. Казанцев В.Н. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД. – Барнаул: – 1997. – 428 с.
4. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. – М.: 1995. –
445 с.
5. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990
6. Сидоренко В. Ф. Образование: образ культуры./ Социально-философские проблемы образования. – М., 1992 с.
Приложение № 1
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Морской государственный университет
имени адмирала Г. И. Невельского
Институт социально политических проблем управления
Факультет дополнительного образования
Контрольная работа
Тема:
Выполнил(а): студент(ка) группы
Проверил:
Владивосток
- 2007-
Приложение № 2 (^
План
Введение………………………………………………………….
|
|
1 – ый вопрос……………………………………………………
|
|
2 – ой вопрос……………………………………………………...
|
|
Заключение……………………………………………………….
|
|
Список литературы………………………………………………
|
|
Приложение (при необходимости)……………………………..
|
|
Приложение № 3 Образец оформления списка литературы
Список литературы
Введение в психологию. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Изд. Центр “Академия”, 1996. – 496 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: ТОО “Че Ро”, 1996. – 332 с.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. Учебн. пособ. /Университет РАО. – М.: Изд-во УРАО, 1998.
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /Отв. ред. Ю. Забродин. – М.: Наука, 1989.
Марютина Т. М. Об использовании понятий “критический” и “сензи-тивный” период индивидуального развития //Психологический журнал. – 1996. – Т. 2. – № 1. – с. 145–153.
Позиция № 116
в плане издания
учебной литературы
МГУ на 2007 год
Мельникова Ольга Владимировна
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯИ ПЕДАГОГИКА»
Печатается в авторской редакции
1,8 уч.- изд. л. Формат 60 ´ 84 1/16
Тираж 150 экз. Заказ №
Отпечатано в типографии ИПК МГУ им. адм. Г.И. Невельского
690059, Владивосток, 59, ул. Верхнепортовая, 50а
|