Отчет о научно-исследовательской работе по гнти рб (название гнтп рб) за 2008-2010 гг icon

Отчет о научно-исследовательской работе по гнти рб (название гнтп рб) за 2008-2010 гг





Скачать 406.74 Kb.
Название Отчет о научно-исследовательской работе по гнти рб (название гнтп рб) за 2008-2010 гг
Дата 02.04.2013
Размер 406.74 Kb.
Тип Отчет
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Академик-секретарь Отделения Вице президент АН РБ


Гусманов У.Г._________________ _______________________

_____________________________ ________________________

подпись подпись

«___»____________________2010 «____»_________________2010


СОГЛАСОВАНО:

Председатель экспертной комиссии

(научного совета)

____________________Ф.И.О.


_________________________

Подпись

ОТЧЕТ


о научно-исследовательской работе по ГНТИ РБ

(название ГНТП РБ) за 2008-2010 гг.


ТЕМА: Выявление факторов риска и разработка профилактических мероприятий злоупотребления психоактивными веществами среди учащейся молодежи.

Ректор ГОУ ВПО «Башкирский государственный

медицинский университет Росздрава»,член-корр.

РАМН, профессор____________Тимербулатов В.М.

Руководитель темы: заведующий кафедрой

психиатрии и наркологии с курсом ИПО

д м.н.,профессор

______________________________ Юлдашев В.Л.


Уфа-2010 г.

ОТЧЕТ

о научной и научно-организационной деятельности

исполнителя темы НТП РБ

I.^ Аннотационный отчет за 2010 год

Для профилактики злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) среди учащейся молодежи особое значение имеют надежные эпидемиологические данные, объективно отражающие основные тенденции распространенности злоупотребления ПАВ.

^ Цель исследования. Выявление факторов риска и разработка профилактических мероприятий злоупотребления психоактивными веществами среди учащейся молодежи Республики Башкортостан.

^ Задачи исследования:

  1. Изучение распространенности немедицинского потребления психоактивных веществ среди учащейся молодежи.

  2. Выявление макросоциальных факторов, способствующих приобщению к психоактивным веществам среди учащейся молодежи.

  3. Выявление факторов, способствующих формированию агрессивно-насильственного поведения у учащейся молодежи.

  4. Разработать технологии профилактики злоупотребления психоактивными веществами, а также насильственного и криминального поведения подростков и молодежи


кафедрой психиатрии и наркологии с курсом последипломного образования ГОУ ВПО»Башкирский государственный медицинский университет Росздрава» было проведено анонимное анкетирование 966 подростков учащихся старших классов общеобразовательных школ и студентов 1-2 курса ссузов Башкортостана с использованием международной анкеты ESPAD. Анкета включала вопросы о курении, употреблении алкоголя и наркотиков, а также ряд вопросов, посвященных аспектам информированности о наркотических средствах, отношении к их употреблению, о возможности их достать. Средний возраст респондентов составил 16± 0,2 года. Основное содержание работы: На основе анкетирования и изучения личностных особенностей учащейся молодежи выявлены микросоциальные и личностные факторы, способствующие злоупотреблению психоактивными веществами, агрессивному поведению молодых людей. Данные исследования позволяют говорить о росте злоупотребления ПАВ среди учащейся молодежи Башкортостана, что представляет серьезную угрозу для здоровья, образования, безопасности нашего общества и крайне негативно сказывается на будущей перспективе молодых людей

II. Отчет о научной работе

2. Список исполнителей

  1. Алехин Евгения Вячеславович- кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и наркологии с курсом ИПО

  2. Масагутов Радик Мидхатович- доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии и наркологии с курсом ИПО

  3. Урицкий Борис Леонидович-кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и наркологии с курсом ИПО

  4. Юлдашев Владимир Лабибович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии и наркологии с курсом ИПО, президент Ассоциации наркологов РБ - руководитель темы.



3. Результаты научных исследований


Наркомания и наркотрафик стали одной из важнейших проблем России в последние годы. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации [8], утвержденной 10 января 2000 года, рост масштабов потребления наркотиков в РФ определяется в качестве угрозы национальной безопасности: "Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ".

Употребление психоактивных веществ среди подростков является серьезной глобальной проблемой. Хотя много исследований касающихся злоупотребления ПАВ молодежью в США и Западных странах, но в других регионах остаются недостаточно изученными [21]. Последние годы большое внимание уделяется связи жестокого обращения с детьми и злоупотреблению психоактивными веществами [25,26].

На сегодняшний день государство и общественность не может не тревожить, тот факт, что сохраняются устойчивые темпы роста наркотизации в детско-подростковой среде. В Федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» [7] подчеркнуто, что «Отсутствие целостной, научно обоснованной системы профилактики распространения наркомании, в первую очередь среди подростков и молодежи, не позволяет оказывать адекватное противодействие таким негативным явлениям».

К числу эффективных методов, позволяющих получить количественную характеристику распространенности употребления психоактивных веществ (ПАВ), включая наркотики, относится анонимное анкетирование различных организованных групп населения, в том числе и учащихся. Исследования проб и употребления учащимися алкоголя, табака и наркотиков проводятся во многих странах [20,22]. Подобные исследования важны потому, что дают возможность получить информацию о том, в какой степени распространено употребление различных ПАВ среди учащихся школьного возраста, а также о доступности их для подростков. Повторное проведение исследований по аналогичной методике позволяет осуществлять мониторинг привычек школьников к употреблению алкоголя и наркотиков. [19,23,31]. Основная задача исследования состояла в обеспечении сопоставимости собранных данных. Исследования во всех странах осуществлялись в виде опросов учащихся одинакового возраста, в один и тот же промежуток времени, с использованием одинаковой методики и стандартной анкеты, идентичной для всех стран-участниц.

Методические подходы Европейского проекта школьных исследований по алкоголю и наркотикам были использованы в качестве основы для разработки программы изучения распространенности употребления ПАВ среди учащихся г. Уфы Республики Башкортостан.

Все учебные заведения и классы (группы), включенные в исследование, отбирались случайно и представляют собой репрезентативную выборку из всей совокупности учащихся 9-10 классов, студентов ссузов школ и учебных структур соответствующего уровня других форм обучения г Уфы.

Всем учащимся, принимавшим участие в исследовании, были гарантированы анонимность и конфиденциальность. Все учащиеся одного класса (группы) заполняли анкету одновременно, находясь в одном и том же помещении, под руководством специально подготовленных ассистентов в соответствии со стандартной методикой опроса. Полученные данные были введены в электронную базу данных специально разработанной программы.

Поскольку возрастной состав включенных в выборку классов и групп в различных типах образовательных учреждений был неоднороден, в соответствии с целями и методикой исследования из всего собранного массива анкет отбирались только анкеты, заполненные учащимися 1994 года рождения, то есть теми, которым в год проведения исследования (2010 год) должно было исполниться или уже исполнилось 16 лет. Использование такого методического приема позволяет сопоставить полученные результаты с данными других стран, а также предоставляет возможность оценить динамику распространенности употребления ПАВ учащимися 16 лет при повторном проведении исследования.

Ряд авторов указывают на тесную взаимосвязь агрессивного поведения и риска злоупотребления ПАВ [17, 28]. По мнению ведущих отечественных специалистов в области судебной психиатрии и криминологии [4] агрессивность следует понимать как «свойственную личности черту характера, особенность нрава субъекта, обусловленную биологически-конституциональными особенностями и имеющую во многом важное эволюционное значение для выживания вида». Агрессия, по определению авторов, «базируется на агрессивности и направлена на причинение физического, морального или иного ущерба людям или другим объектам окружающего мира». Враждебность, в отличие от агрессии и гнева, как поведенческого и эмоционального феномена, имеет в основе когнитивный компонент и представляет собой «длительное и устойчивое негативное отношение или систему оценок, применяемую к окружающим людям, предметам и явлениям» [5] Детская агрессивность – это «биопсихосоциальный феномен, который в зависимости от уровня возрастного психического развития проявляется определенным стереотипом реакций или устойчивого поведения с совершением детьми и подростками осознанных и произвольных насильственных действий, причиняющих вред или ущерб окружающим, живым существам или предметам, включенным в конфликтные взаимоотношения ребенка с окружающим его миром» [1] Авторы выделяют девиантную, делинквентную и криминальную формы агрессивного поведения. Другие авторы разграничивают агрессивный и делинквентный синдром у детей и подростков [29]. В зарубежной литературе широко используются термины internalizing behavior (социальная изоляция, соматизация, тревога/депрессия) и externalizing behavior (агрессивность, гиперактивность, делинквентность) [15]. Считается, что симптомы первой группы более характерны для девочек, а симптомы второй группы - для мальчиков. Используется термин деструктивного поведения (disruptive behavior), к которому относятся оппозиционно-вызывающее расстройство и расстройство социального поведения [18]. В отечественной литературе традиционно принято выделять патологические и непатологические формы нарушенного поведения. Так, выделяют ситуационно-обусловленную и микросоциально-обусловленную формы непатологической агрессии, а также аффективный, сверхценный и садистический варианты патологической агрессии у мальчиков-подростков.

Проявления агрессии у детей, по мнению И.А.Фурманова (1966), у подростков крайне разнообразны - от оппозиционно-вызывающего поведения до физического насилия и крайних проявлений жестокости и садизма, наблюдающихся у детей и подростков при психической патологии.

В зарубежных исследованиях широко пользуются терминами косвенной (relational) и открытой (overt) агрессии [16]. N.R., Crick, J.F. Casas., M. Mosher. (1997) провели разграничение между реактивной ("импульсивной-враждебной-аффективной") и проактивной ("контролируемой-инструментальной-хищнической") агрессией детей и подростков, что нашло свой отклик у многих авторов [24]. Реактивная агрессия у детей и подростков обычно провоцируется другими и часто коррелирует с низким статусом среди сверстников и виктимизацией с их стороны. Проактивная агрессия - попытка доступа к ресурсам (объекту, привилегиям, территории). Она связана с деструктивным поведением, однако при этом положительно коррелирует с лидерством и наличием чувства юмора. В то же время у некоторых детей могут встречаться оба типа агрессии [27 ]. Проактивная агрессия у мальчиков предсказывает в будущем делинквентность, употребление психоактивных веществ, оппозиционно-вызывающее расстройство и расстройство поведения [28]. Реактивная агрессия также представляет определенный риск для негативных последствий, поскольку ассоциируется с изоляцией, отвержением сверстниками, импульсивной природой и коморбидностью с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Вполне вероятно, что проактивная и реактивная агрессия могут представлять различные пути формирования антисоциального поведения [17]. В целом выделение различных форм агрессии у детей и подростков оправдано не только клиническими особенностями, но и их взаимосвязанностью с определенными психическими нарушениями, а также их прогностической значимостью.

Всего было заполнено 1000 анкет, но в ходе анализа, 34 из них (3,5%) были отбракованы из-за некачественного их заполнения учащимися[1]. Для выявления связи агрессивного поведения и злоупотребления ПАВ по специально разработанной намикарте, нами дополнительно были изучены 2 898 детей и подростков Республики Башкортостан (1277 детей и 1621 подросток).

  ^ Цель исследования состояла в выявлении распространенности злоупотреблении алкоголем, наркотиками и другими ПАВ в молодежной среде методом анонимного анкетирования.

^ Методика исследования. В качестве инструмента исследования была использована анонимная анкета [11] (Европейский проект школьных исследований по алкоголю и наркотикам) и авторская карта профессора Р.М.Масагутова (2000) изучения агрессивного поведения детей и подростков. С использование первой методики проводились исследования в различных странах Европы в 1995, 1999 и 2003 годах.

Анкета ESPAD включала вопросы о курении, употреблении алкоголя и наркотиков, а также ряд вопросов, посвященных аспектам информированности о наркотических средствах, отношении к их употреблению, о возможности их достать. Средний респондентов составил 16± 0,2 года. Авторская карта Р.М.Масагутова включала широкий круг вопросов, охватывающий ранний период развития респондентов, перенесенные заболевания, травмы, биологические, микросоциальные и психологические факторы, влияющие на формирование агрессивного и девиантного поведения. В структуре девиантного поведения рассматривались дети и подростки, склонные к употреблению ПАВ.

По мнению А.Е.Личко (1983) увлечения детей и подростков, их хобби тесно взаимосвязаны с акцентуациями черт, характера, темпераментов и в ряде случаев отражают риск приобщения к психоактивным веществам. Склонность к риску, острым ощущениям рассматривается в литературе в тесной взаимосвязи со склонностью к употреблению ПАВ [2,7].

Анализ характера увлечений подростков позволил установить, что катаются на велосипеде или мопеде несколько раз в год 20,3%, один раз в месяц 32,2%, не менее раза в неделю 10,3%, почти каждый день 14,2% подростков. Злоупотребление компьютерными играми является одной из распространенных форм аддиктивного поведения. Установлено, что играют в компьютерные игры несколько раз в год 14,9%, один раз месяц-13,8%, не менее раза в неделю -16,9% и почти каждый день- 23,4% подростков. На вопрос: «Пользуешься ли ты Интернетом?» ответили, что 29,1% пользуются несколько раз в год, 18,8% один или два раза в месяц, 12%-не менее раза в неделю, 13,1%-почти каждый день и никогда -22,2%. Анализ занятий спортом, гимнастикой или физическими упражнениями показал невысокую активность: 15,3% респондентов занимаются физическими упражнениями несколько раз в год, 7,7% один или два раза в месяц, 7,3%- занимаются не менее раза в неделю, почти каждый день-36% и никогда не занимаются-31%.

В результате проведенного исследования установлено, что курение сигарет имеет широкое распространение среди учащихся образовательных учреждений Башкортостана: 54% респондентов хотя бы раз пробовали в жизни курить сигареты. Отмечается тенденция к снижению возраста употребления табака среди молодых людей: почти 31,1% респондентов попробовали курить до 11лет.





Рис. 1 Эпизодическое употребление сигарет.

На вопрос о риске эпизодического курения сигарет респонденты дали следующие ответы. Около 8% (рис.1) респондентов, эпизодически покуривающих сигареты, считают, что риска нет, 32,6% уверены, что риск невелик, одна треь считают, что риск значительный, а меньшая часть-17,2% предполагают большой риска, а 3% - не знают –имеется ли риск от эпизодического курения.



Рис 2. Риск вреда от выкуривания пачки и более сигарет в день

Почти половина респондентов-45,2% осознают, что риск от выкуривания более пачки сигарет в день большой, одна треть респондентов (28,4%) считают, что этот риск значительный, 4,6%-считают риск не великим и 4% респондентов уверены, что от этого нет риска.





Рис 3. Почти ежедневно выпивают одну или более порций алкоголя.

Отношение к систематическому употребления алкоголя, хотя одной или более порций алкоголя у значительной части респондентов (41,4%) ассоциируется с большим риском для здоровья, значительный риск в это видят почти одна треть респондентов (27,2%). В тоже время есть часть подростков, уверенных в невеликом риске-8,1%, в отсутствии риска.-3,8% или вообще не знают, вредно ли эти дозы-9,2%.




Рис. 4. Выпивают пять и более порций алкоголя на выходных

На рисунке 4 представлены мнения подростков поводу риска для здоровья при употреблении пяти и более порций алкоголя на выходных. Почти половина респондентов (42,5%) считают, что это приводит к большому риску для здоровья, 24,4%-уверены в значительном риске, 7,3% считают риск невеликим, а 3% уверены в отсутствии риска.

Известно, что раннее приобщение к алкоголю, курению, то есть психоактивным веществам, является предиктором высокого риска приобщения к ним в будущем. Респондентам были заданы вопросы, касающиеся раннего приобщения к психоактивным веществам (ПАВ).





Рис 5. Возраст начала употребления пива (не менее одного стакана).

Представленные на рисунке 5 данные позволяют наглядно увидеть, что до 11 лет 11% детей уже пробовали пиво, а максимальный возраст приобщения приходится на 15 лет, где пиво (более стакана) попробовали одна пятая часть подростков (19,2%). К 16 годам 66,3% подростков уже имеют опыт употребления пива.



Рис. 6. Возраст начала употребление вина (не менее одного бокала).

Анализ возраста приобщения к вину, позволил установить, что 89,3% респондентов до 16 лет пробовали вино не менее одного бокала. До 11 лет попробовали вино почти половина подростков (42,9%), затем в возрастной интервал от 12 до 14 лет приобщение к вину остается на невысоком уровне от 3 до 7%, а в 15-16 лет наблюдается вновь рзкое увеличение числа респондентов употребляющих вино: в 15 лет-16,1%, в 16 лет-14,6%.



Рис. 7. Пробы ингалянтов, экстази, марихуаны (гашиша).

Анализ начала употребления ингалянтов и марихуаны позволяет увидеть, что до 11 лет 0,4% респондентов начинают эксперименитровать наиболее доступными ПАВ- ингалянтами, до 12 лет по 0,35% респондентов, уже в одинаковой мере имеют опыт употребления ингалянтов, экстази и марихуаны, в целом-это 1% изученных респондентов. В последующем идут опережающие эксперименты с пробами марихуаны: в 14 лет-1,5%, в 15 лет-3,8%, в 18 лет-1,9%.Таким образом, до 16 лет опыт проб ингалянтов и экстази имеют по 1,5% респондентов, а опыт проб марихуаны (гашиша)-7,7%.



Рис. 8 Употребление некоторых ПАВ друзьями подростков.

По мнению респондентов (рис. 9) более 90% их друзей один-два раза попробовали ЛСД, галлюциногены, амфетамины, транквилизаторы без назначения врача, кокаин и крэк. Представленные данные могут быть не объективными, они скорее всего, отражают склонность детей и подростков эксперементировать различными ПАВ. Несколько раз пробовали их друзья: галлюциногены (ЛСД) - 2,3%, амфетамины-1,5%, транквилизаторы без назначения врача-0,4%, кокаин или крэк-0,8%. Считают, что большинство их товарищей употребляют: ЛСД-0,4%, амфетамины-0,8%, кокаин или крэк-0,4%. В отношении всех друзей, которые употребляют указанные вещества преспонденты высказались отрицательно -0,0%.


Злоупотребление ПАВ вызывает серьезные проблемы со здоровьем и конфликты индивидуума со средой [3,6]. Было показано, что употребление спиртных напитков молодыми людьми становится причиной ссор и недоразумений в 29% случаях. Употребляющие алкоголь, в значительном числе случаев (30%), становятся жертвами разбоя или нападения, имеют проблемы с милицией (33 %), часто вызывают скорую помощь и в экстренном порядке попадают в больницы (33,3%). Злоупотребление алкоголем приводит к нежелательным половым контактам, о которых на следующий день молодые люди сожалеют (20%), а среди употребляющих наркотики случайные половые связи встречаются в 50% случаев, о которых в последствии они тоже сожалеют. В ряде случаев половые связи у подростков употребляющих алкоголь (23,8%) и наркотики (33,3%) происходят без использования презерватива, что приводит к венерическим заболеваниям, ВИЧ-инфицированию.

Популярность незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в определенной молодежной среде указывает на хорошую информированность об этих ПАВ. Значительная часть молодых людей достаточно информированы об «экстази» (81,7%), героине (37%), марихуане (27%), что в целом соответствует тенденции потребления этих наркотических средств среди молодежной популяции.

Таблица 1

Частота употребления ингалянтов респондентами

Количество раз

Другое

0

1-2

3-5

6-9

10-19

20-39

40 или более

В течение жизни

1,92%

95,02%

1,53%

0,38%

0,38%

0,38%

0,38%

0,00%



Представленные данные в таблице 1 указывают, что употребление ингалянтов распространено не в значительной степени. Тем не менее, 1-2 раза употребляют ингалянты около 2% респондентов, а с частотой 3-5 раз, 6-9 раз,10-19 раз, 20-39 раз употребляют по 0,4% респондента. Можно считать, с большой вероятностью, что 0,4% респондентов регулярно употребляют ингалянты.





Рис. 9. Частота употребления марихуаны (травки, каннабиса) или гашиша в течение жизни

Из представленного рисунка 9. видно, что в течение жизни 1-2 раза употребляли марихуану - 6,1% респондентов, 40 и более раз употребляли около- 2% респондентов, то есть лица, которые употребляют их регулярно. За последние 12 месяцев 1-2 раза употребляли 3%, 3-5 раз-0,4%, 6-9 раз-0,8%, 10-19 раз-0,4%, 20-39 раз-1,5%, 40 и более раз-11% респондентов. За последние 30 дне 40 и более раз употребляли марихуану -13% респондентов

На рисунке 10 представлены мнения респондентов по поводу риска употребления марихуаны.




Рис 10 Раз другой попробовали марихуану или гашиш (коноплю, травку и т.п.).

Редкое или эпизодическое употребление марихуаны рассматривается подростками неоднозначно. Лишь одна треть респондентов (34,1%) считают, что это связано с большим риском для здоровья, значительный риск видят в этом -21,5%, невеликим риск считают -15% , в отсутствии риска убеждены-6% и не вообще не знают о риске для здоровья при употреблении марихуаны-17,2% респондентов.




Рис. 10 Регулярно курят марихуану или гашиш

В отношении регулярного курения марихуаны большинство подростков заявили, что это является большим риском для здоровья, значительным риском считают лишь -12,6%, невеликим риском -0,8%, отсутствием риска -3% и не знают о риске вредного воздействия регулярно курения марихуаны -16,1% респондентов.

Употребление ЛСД среди изученного контингента встречается редко. Эпизодическое употребление ЛСД не воспринимается как риск для здоровья у- 4,2% респондентов, 5,8%-считают это риск невеликим, 16,1%-значительным риском, 36,4%- небольшим риском, а 31,8% не знают о риске воздействия ЛСД на здоровье .Регулярный прием не связывают с риском для здоровья -3,1% респондентов, 1,5%- считают, что риск не велик, 7,7% -уверены в значительном риске, 50% в большом риске и 31% не знают о вредном воздействии ЛСД на здоровье человека





Рис. 11Эпизодическм (раз другой) пробовали амфетамин

Представленные на рисунке 11данные показвают, что лишь одна треть (31,8%) подростков считают эпизодическое употребление амфетаминов большим риском для здоровья, незначительным риском считают -17,2%, невеликим риском 6,1% , в отсутствии риска уверены-4%, а 33,7% респондентов не знают о риске эпизодического употребления амфетаминов на здоровье.




Рис. 12 Регулярно употребляющие инъекционные наркотики.

Большим риском для здоровья считают регулярное инъекционное употребление наркотиков лишь около половины респондентов (53,3%), значительным риском-5%, невеликим риском- 0,8% и отсутсвием риска-2,7% респондентов и не знают о вредном воздействии -30,3% подростков.




Рис. 13 Пробовали алкоголь совместно с медикаментами

Из предпредставленного рисунка 13 следует, что алкогль с

медикаментами до 11 лет пробовали 0,4% респондентов, до 14 лет-1,5% и в 16 лет-0,4% подростков. Всего до 16 лет 2,3% респондентов пробовали алкоголь совместно с медикаментами.Анаболики-стероиды пробовали лишь возрасте 13 лет-0,4% респондентов. Представленные факторы отражают, в определенной степени, мотивы употребления ПАВ, которые в большей части связаны с желанием улучшить настроение (уменьшить депрессивные переживания), улучшить коммуникативные качества.

Исследование непосредственно мотивов приобщения к наркотикам у подростков и молодых людей показало, что значительную роль играет желание получить удовольствие («кайф»)-38,1%, «нечем было заняться»-37,5%, «не хотел быть белой вороной»-25%, «было любопытно» -22%, «хотели забыть о своих проблемах» -12,6%.

Употребление ПАВ может приводить со временем к социальной дезадаптации, возникновению проблем личности с семьей, обществом и с самим с собой. Было установлено, что у 27% подростков, употребляющих алкоголь и у 50% респондентов, употребляющих наркотики возникают ссоры и недоразумения, а у употребляющих наркотики в- 27% случаев, у 45%, употребляющих наркотики возникают драки и потасовки; несчастные случаи и травмы отмечают соответственно -31% и 50% респондентов, проблемы с милицией соответственно 28,1% и 33,3% подростков, половые связи без применения презервативов соответственно-31 и 25% обследованных.

Внутренняя культура, духовность имеют большую протективную роль в приобщении к ПАВ. Выявлено, что молодые люди очень мало читают произведения художественной литературы: наблюдается снижение интереса молодых людей к художественной литературе и, в связи с этим ухудшение грамотности. На вопрос: «Читаешь ли книги для удовольствия (помимо школьной программы)?» -21,8% ответили, что эти занимаются лишь несколько раз в год, один раз в месяц читают 16,9%, не менее раза в неделю 27,6%, почти каждый день-20,3% и никогда не читают-10,7% респондентов. 3% респондентов не ответили на поставленный вопрос, вероятно их можно отнести к последней группе ответов.

В то же время, обращает на себя внимание значительное число молодых людей, которые проводят свободное время в кафе, на дискотеках, почти ежедневно (31%). 24,7% респондентов хотя бы один раз в неделю (или в месяц ) проводит свое свободное время в кафе, на дискотеках или вечеринках. И лишь 21% респондентов отметили, что они никогда не ходят в эти заведения. 31.3% респондентов отметили, что регулярно (или несколько раз в неделю, месяц, в год) предпочитают играть на музыкальных инструментах. 41% подростков пропускают занятия в учебном заведении 7 дней и более раз за последние 30 дней.

В профилактической работе, нередко, игнорируется работа с семьей, не учитывается проблема созависимости. Неблагополучие института семьи, ее нестабильность и неполный характер неблагоприятно сказываются на формировании личности детей, создают условие для эмоциональной депривации, риска формирования асоциальных и зависимых форм поведения.

По результатам анкетирования было установлено, что 14,7% подростков живут одни, 27% проживают с отцом, 29%- с отчимом, 17% - с матерью, 14% -с неродными людьми.

Таким образом, предварительный анализ полученных данных показывает, что проблема злоупотребления ПАВ в молодежной среде представляет серьезную угрозу для здоровья, образования, безопасности молодых людей. У современных подростков наблюдается раннее приобщение к пиву, вину. Отмечается тенденция к росту употребления психостимуляторов, к экспериментированию различными психоактивными веществами.

Ниже приводятся данные автора, полученные в ходе исследования агрессивного поведения общей популяции детей (n=1277) и подростков (n=1621) в г. Уфе (Республика Башкортостан).


В возрастной группе 3-6 лет частые проявления физической агрессии против сверстников или родителей наблюдались преимущественно у мальчиков. При этом свыше 20% их проявляли относительно мягкие формы физической агрессии (толчки, короткие стычки), а 12% - более грубые формы (инициирование драк). В 7-11 лет несколько учащались проявления физической агрессии у девочек. Проявления вербальной агрессии с возрастом также учащались, как у мальчиков, так и у девочек. Косвенная агрессия у мальчиков наблюдалась в основном в виде порчи игрушек и предметов (свыше 50% у мальчиков 3-6 лет и 30% - у мальчиков 7-11 лет). У девочек такое поведение встречалось в 2-3 раза реже, чем у мальчиков. «Швыряние» игрушек или предметов наблюдалось у 20-23% детей 3-6 лет и у 5-10% детей 7-11 лет. Реже у мальчиков наблюдались игры, сюжет которых имел агрессивное содержание. В целом наблюдалась тенденция к преобладанию косвенной агрессии у мальчиков, проявления которой с возрастом становились значительно реже.

Аутоагрессивные тенденции наблюдались у 1-6% детей, без выраженной возрастной динамики, в виде стремления причинить себе боль, суицидальных высказываний, демонстративных попыток суицида.

Таким образом, систематические проявления физической агрессии в виде драк с членами семьи и сверстниками наблюдались приблизительно у 12-14% мальчиков 3-11 лет и у 8% девочек 7-11 лет. Скрытые, пассивные формы агрессии наиболее часто проявлялись в виде оппозиционного поведения, неуступчивости, повышенного упрямства (25-40%). Некоторые формы детской агрессии имели высокую распространенность (30-50%), но проявлялись в относительно негрубых формах (косвенная и вербальная агрессия, эпизоды грубого обращения с животными). Другие формы, напротив, имели явный патологический характер (зоосадизм, садистические фантазии, аутоагрессия), но встречались крайне редко (1-5%).

Известно, что склонность к агрессивному поведению у детей обычно наблюдается при специфических психических нарушениях детского возраста – оппозиционно-вызывающем расстройстве, расстройстве в виде гиперактивности и дефицита внимания, расстройстве социального поведения. В некоторых случаях агрессивное поведение является их основным клиническим проявлением.

По нашим данным, у 17-40% детей 3-11 лет общей популяции отмечались проблемы в поведении, чаще у мальчиков. С возрастом эти проблемы становились реже, как среди мальчиков (с 40% до 30%), так и среди девочек (с 28% до 18%). Отклонениям в поведении часто сопутствовали признаки повышенной возбудимости - у 60-70% мальчиков и у 45-50% девочек. Эти проявления, наряду с непоседливостью (25-50%), повышенной отвлекаемостью (30-50%), частыми проявлениями «безрассудства», рискованного поведения, неосторожности (10-15%) указывали на признаки расстройства в виде гиперактивности и дефицита внимания, выраженные в различной степени тяжести. Симптомы этого расстройства чаще наблюдались среди мальчиков, и с возрастом их распространенность снижалась. Симптомы расстройства социального поведения встречались значительно реже. Так, частая ложь наблюдалась у 6-12% детей, третирование и запугивание младших и более слабых сверстников – у 3-10%, побеги из дома, курение и употребление алкоголя – у 1-5% детей общей популяции.

Из всех обследованных учащихся средних школ г. Уфы 36% никогда не участвовали в драках, 51% – имели опыт эпизодического (от 1-2 раз в жизни до 1-2 раз в год) участия и 13% - проявляли систематическую физическую агрессию (от 1-2 раз в месяц до ежедневных драк). Подростков, принимавших участие в групповых агрессивных действиях (дрались «стенка на стенку», нападали, избивали группой) было около 20%. Из них 4% подростков систематически участвовали в актах групповой физической агрессии. Систематическое участие в драках (чаще 1-2 раз в месяц), а также групповые агрессивные действия, являлись, как правило, признаком социально-психологической дезадаптации подростков. В то же время, как показал последующий анализ условий проявления и мотивации агрессивных действий, свыше трети систематически дерущихся подростков проявляли физическую агрессию, причинами которой

Частоты участия в драках подростков обоего пола графически отображена на рисунке 10. Графики показывают, что 25% девочек участвовали в драках 1-2 раза в жизни и менее 10% девочек участвовали в драках 1-2 раза в год и чаще. В то же время 34% и 37% мальчиков участвовали в драках 1-2 раза в жизни и 1-2 раза в год соответственно. Полученные данные подтверждают, что физическая агрессия в целом более характерна для мальчиков, чем для девочек, причем как в детском, так и подростковом периодах




Рис. 14. Распределение частоты участия в драках подростков женского (n=891) и мужского (n=673) пола в возрасте 12-17 лет (общая популяция)

На рисунке 14 и 15 представлены графики, отражающие возрастную динамику различных видов агрессии у обследованных детей обоих полов в возрасте от 3 до 16 лет. Как показывают графики, у девочек имелись 3 основных возрастных «пика» агрессии - в 4, 6 и 12-15 лет. Относительно низкий уровень агрессивности наблюдался в 7-11 лет. Начиная с 12 лет, заметно возрастала частота проявлений косвенной, вербальной и ауто -агрессии. Физическая агрессия, напротив, становилась реже к 16 годам. Таким образом, в целом возрастная динамика агрессии соответствовала общепризнанным возрастным «кризам» - в 3-4 года, в 6-7 лет и в пубертате. У мальчиков в целом наблюдалась схожая картина в общих тенденциях возрастной динамики основных форм агрессии. Однако первый «всплеск» агрессивности у мальчиков «растянут» с 3 до 5 лет, что, по-видимому, отражает большую значимость агрессивности в психологической эмансипации мальчиков от мира взрослых, выделении в самосознании своего собственного «Я», в том числе утверждении своей половой идентичности. Кроме того, ауто- и вербальная агрессия у девочек к пубертатному возрасту значительно возрастали, в отличие от физической агрессии. У мальчиков, напротив, физическая агрессия наблюдалась примерно с одинаковой частотой с вербальной агрессией и аутоагрессией. Указанные различия согласуются с литературными данными о том, что девочки-подростки чаще выражают агрессию в виде сплетен или ссор (вербальная агрессия), а также значительно чаще совершают суицидальные попытки.

Рис. 15. Возрастная динамика различных видов агрессии у девочек от 3 до 16 лет (общая популяция). ФА – физическая агрессия, ВА – вербальная агрессия, КА – косвенная агрессия, ЗС – зоосадизм, ААГ – аутоагрессия


Рис. 16. Возрастная динамика различных видов агрессии у мальчиков от 3 до 16 лет (общая популяция) ФА – физическая агрессия, ВА – вербальная агрессия, КА – косвенная агрессия, ЗС – зоосадизм, ААГ – аутоагрессия.

Таким образом, проведенный анализ показал, что наиболее значимыми показателями риска агрессивного поведения у мальчиков были социальные и микросоциальные факторы. Эти факторы определяли риск развития как агрессивного так и аддиктивного поведения, т.е. риск приобщения к ПАВ.

К ним относятся: агрессивные хобби, знакомство с осужденными лицами, членство в делинквентной группе и родительская физическая агрессия. Медико-биологические факторы имели второстепенное значение и ограничивались «трудным» темпераментом, детской агрессивностью, симптомами гиперактивности и дефицита внимания, склонностью к риску и черепно-мозговыми травмами в анамнезе. Важным показателем, имеющим сильную связь с агрессивным поведением, было раннее начало употребления психоактивных веществ. Наиболее значимыми показателями риска агрессивного поведения у девочек были медико-биологические факторы риска. К ним мы отнесли: черепно-мозговые травмы в анамнезе, повышенную соматическую и психоневрологическую морбидность, детскую агрессивность, возбудимые черты характера, нарушение полоролевого поведения. Важным фактором риска агрессии девочек оказался пубертатный криз («негативная фаза» – 12-15 лет). Социальные и микросоциальные факторы имели второстепенное значение и исчерпывались в основном вербальной, эпизодической физической агрессией родителей, их низким авторитетом и образовательным уровнем, а также, в определенной мере, низким социально-экономическим статусом семьи. У девочек агрессия имела сильную связь с патологией аффективной сферы, что проявлялось в повышенной раздражительности, обидчивости, частых приступах мрачного или тоскливого настроения, суицидальными тенденциями. На этом фоне конфликты с членами семьи заканчивались ссорами или драками, а в ряде случаев приводили к суицидальным попыткам. Предрасполагающим фактором агрессивного поведения у девочек была психоневрологическая морбидность в детском возрасте, что проявлялось истерическими реакциями, частыми головными болями, капризностью, повышенной возбудимостью. Определенное значение имели такие факторы, как негативное отношение к отцу, его психопатические черты характера и слабый авторитет в глазах ребенка, а также неудовлетворительные квартирные условия (теснота и скученность проживания), низкий образовательный и социальный статус родителей.

Литература

  1. Вострокнутов Н.В., Василевский В.Г. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков. Комплексная оценка на этапах возрастного психического развития //Российский психиатрический журнал. – 2000. – №2. – С.12-19.

  2. Глобальная программа по оценке масштабов злоупотребления наркотиками. Проведение школьных обследований по проблеме злоупотребления наркотиками. OOН, Управление по наркотикам и преступности. Модуль 3 инструментария. Нью-Йорк, 2004 г.- С. 3-45

  3. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы -М.:Наука, 1970 -272 с.

  4. Дмитриева Т.Б., Антонян Ю.М., Горинов В.В. и др. Психопатологические и криминологические аспекты агрессивного поведения лиц с психическими расстройствами //Российский психиатрический журнал. – 1999. – № 4. – С.4-9.

  5. Eниколопов С.Н., Садовская А.В. Враждебность и проблема здоровья человека //Журнал неврологии и психиатрии. – 2000. - №7. – С.59-64.

  6. Змановская Е.В.Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.:Издательский центр «Академия», 2003.-288 с.

  7. Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы». Федеральная целевая программа. Концепция безопасности Российской Федерации (Утв. Указом Президента РФ от 10 января 2000 №24).

  8. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 17.12.1997 г. №1300.

  9. Пятницкая И. Н. Наркомании: Руководство для врачей.-М.: Медицина.-1994.-544 с.

  10. Радченко А. Ф., Рохлина М.Л. Семьи больных наркоманиями//Жур. невропат. и психиат.-1990.Т.92.-№ 2.-С. 38-42

  11. Указ Президента Республики Башкортостан «Об объявлении 2005 года Годом профилактики наркомании,  алкоголизма и табакокурения в Республике Башкортостан» 29 декабря 2004 года  № УП- 642.

  12. Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы». Постановление от 13.09.2005 г. № 561.

  13. Федеральный закон от 8 января 1998 г. №З-Ф3 «О наркотических средствах и психотропных веществах».

  14. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн.: Ильин В.П., 1996.- 192 с.

  15. Achenbach T.M., Edelbrock C.S. Manual for the child behavior checklist and revised child behavior profile. Burlington, VA: University of Vermont, Department of Psychiatry. - 1991.

  16. Crick N.R., Casas J.F., Mosher M. Relational and overt aggression in preschool //Dev Psychol. – 1997. – Vol. 33, N 4. – P. 579-588

  17. Dodge K.A., Lochman J.E., Harnish J.D. et al. Reactive and proactive aggression in school children and psychiatrically impaired chronically assaultive youth //J. Abnorm Psychol.- 1997. – Vol. 106, N 1. – P. 37-51.

  18. Dopfner M., Pluck J., Berner W. et al. Mental disturbances in children and adolescents in Germany. Results of a representative study: age, gender and rater effects //Z Kinder Jugendpsychiatr Psychother. – 1997. – Vol. 25, N 4. – P. 218-233.

  19. Gamkrelidze A, Baramidze L, Sturua L, Galdava G. Illicit drugs use in Georgian students; pilot study rigorously following criteria of European School Project on Alcohol and Other Drug.Gamkrelidze A, Baramidze L, Sturua L, Galdava G. Georgian Med News. 2010 Mar;(180):39-46.




  1. Hall MT, Howard MO, McCabe SE. Subtypes of adolescent sedative/anxiolytic misusers: A latent profile analysis. Addict Behav. 2010 Oct;35(10):882-9. Epub 2010 Jun 4.

  2. Hassan A, Csemy L, Rappo MA, Knight JR. Adolescent substance abuse around the world: an international perspective. Adolesc Med State Art Rev. 2009 Dec;20(3):915-29, ix.

  3. Karam EG, Ghandour LA, Maalouf WE, Yamout K, Salamoun MM. A rapid situation assessment (RSA) study of alcohol and drug use in Lebanon. J Med Liban. 2010 Apr-Jun;58(2):76-85

  4. Kraus L, Metzner C, Piontek D. Alcopops, alcohol consumption and alcohol-related problems in a sample of German adolescents: is there an alcopop-specific effect? Drug Alcohol Depend. 2010 Jul 1;110(1-2):15-20. Epub 2010 Mar 11.

  5. Malone R.P., Luebbert J.F., Delaney M.A. et al. Nonpharmacological response in hospitalized children with conduct disorder //J. Am Acad Child Adolesc Psychiatry. – 1997. – Vol. 36, N 2. – P. 242-247.

  6. Nada KH, Suliman el DA. Violence, abuse, alcohol and drug use, and sexual behaviors in street children of Greater Cairo and Alexandria, Egypt.AIDS. 2010 Jul;24 Suppl 2:S39-44.

  7. Nunes P, Raminhos I. Child abuse - a district hospital's reality!
    Acta Med Port. 2010 May-Jun;23(3):413-8. Epub 2010 Jun 14.of European School Project on Alcohol and Other Drug. Georgian Med News. 2010 Mar;(180):39-46.

  8. Poulin F., Boivin M. The role of proactive and reactive aggression in the formation and development of boys' friendships //Dev. Psychol. - 2000. – Vol. 36, N 2. – P. 233-240.

  9. Pulkkinen L. Proactive and reactive aggression in early adolescence as precursors to anti- and prosocial behavior in young adults //Aggressive Behavior. - 1996. – N 22. – P. 241-257.

  10. Stanger C., Achenbach T.M., Verhulst F.C. Accelerated longitudinal comparisons of aggressive versus delinquent syndromes //Dev Psychopathol. – 1997. – Vol. 9, N1. – P. 43-58.

  11. Vitaro F., Gendreau P.L., Tremblay R.E. et al. Reactive and proactive aggression differentially predict later conduct problems //Journal of Child Psychiatry and Psychology. - 1998. – N 39. – P. 377-385.

  12. Zimmermann J, Junge C, Niemann J, Wong JW, Preuss UW. Alcohol consumption and expectations of its effects in the border region of



4.Предложения по использованию результатов научно-исследовательской работы в народном хозяйстве.



  1. На базе ряда вузов и ссузов совместно с ФСКН, Академией наук Республики Башкортостан создание центра мониторинга злоупотребления психоактивными веществами среди молодежи с постоянной оценкой эффективности предпринимаемых мер.

  2. Ввести обязательный учебный курс профилактики зависимого поведения, правового просвещения и психологии по воспитанию положительных качеств отдельной личности, устойчивой от группового зависимого мышления.

  3. Ввести в состав ежегодной медицинской учебной комиссии врачей психиатров-наркологов и обязательного медицинского тестирования учащихся старших классов, профессиональных училищ и несовершеннолетних студентов ВУЗов.

  4. Заключать двухсторонний контракт с учащимися, где он обязуется не употреблять без медицинских показаний психоактивные вещества в учебном процессе или на рабочем месте. Учащийся, по требованию администрации или профсоюзов, будет обязан пройти обследование у психиатра- нарколога при выявлении признаков наркотизации. Обязать пройти лечение при обнаружении у учащегося наркологического заболевания.

  5. Внедрить в образовательной среде инновационные педагогические и психологические технологии, обеспечивающие развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от “пробы” и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися.

  6. Поддерживать развитие негосударственных организаций, занимающихся реабилитацией наркозависимых лиц, с исключением в их деятельности подмены понятия «лечение больных наркоманией» понятиями «реабилитация больных наркоманией» и «избавление от наркотической зависимости»;

  7. Способствовать формированию и стимулированию развития волонтёрского молодёжного антнаркотического движения.

^ Законодательная инициатива может включать следующие предложения:

  1. Законодательно рассмотреть возможность выбора между тюремным заключением либо лечением от наркотической зависимости для лиц, чья вина доказана судом, если совершенные ими преступления, связанные с наркотиками, не квалифицируются как тяжкие и особо тяжкие.

  2. В законодательство об административных правонарушениях ввести дополнительно вид наказания в виде обязательных общественно-полезных работ для потребителей наркотиков и дополнительный вид наказания, как обязанность пройти курс лечения и реабилитации, которые должны заменить штрафные административные санкции.

  3. В ст.ст.150, 151 и 230 УК РФ необходимо внести поправки, установив минимальное наказание за преступления в отношении несовершеннолетних от 10 лет лишения свободы, а также дополнить, что преступления данной категории, совершенные в отношении несовершеннолетних повторно либо при иных отягчающих обстоятельствах, должны наказываться лишением свободы до пожизненного заключения, как и все преступления против несовершеннолетних.

  4. Включить в статьи уголовного кодекса о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков и ответственности за их совершение с использованием служебного положения с назначением максимального срока наказания.

  5. Ответственность за незаконные приобретение, изготовление, переработку, хранение, перевозку, пересылку наркотических средств и психотропных веществ должна быть дифференцирована в зависимости от размера обнаруженного вещества (часть первая - в крупном размере; часть вторая - в особо крупном размере).

  6. С учетом особой общественной опасности таких деяний, должно быть ужесточено наказание за преступления, связанные со сбытом наркотиков в особо крупных размерах, а также совершенные организованной группой, преступным сообществом либо должностным лицом, в обязанности которого входит противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, с возможным повышением максимального срока наказания до 20 лет лишения свободы.

  7. Ответственность за склонение к потреблению наркотических средств и психотропных веществ (ст. 230) также должна быть повышена: деяния, квалифицируемые по части 1, отнесены к тяжким, а по части 2 - к особо тяжким видам преступлений; санкция по части 3 данной статьи может быть увеличена с установлением наказания в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет. При этом следует рассмотреть возможность дополнения части 3 данной статьи отягчающим обстоятельством, связанным со склонением к потреблению со стороны должностного лица, в обязанность которого входит противодействие незаконному обороту наркотиков.

5.Сведения о реализации разработок на практике

  1. Под руководством профессора Зулькарнеева Т.Р. и профессора Юлдашева В.Л. защищена докторская диссертация ассистентом кафедры психиатрии и наркологии с курсом ИПО Тимербулатовым Ильгизом Фаритовичем на тему: «Гигиенические основы профилактики психогенных форм школьной дезадптации у учащихся общеобразовательных учреждений различного типа.

по специальности 14.02.01-гигиена и 14.01.06-психиатрия в 2010 году.

  1. 5-7 февраля 2010. Межрегиональная научно-практическя конференция психологов-консультантов и психотерапевтов «Человек в изменяющемся мире». 1Съезд психотерапевтов и психологов-консультантов Республики Башкортостан.(организатор). Тема выступления: «Биполярные аффективные и тревожно-депрессивные расстройства: дифференциальная диагностика».

  2. 26.03.2010. Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы фармакотерапии неврологических заболеваний». «Астено-депрессивные расстройства в общемедицинской практике».

  3. 1.04.2010. Круглый стол «Профилактика наркоманий среди молодежи». проводимый в рамках Дней молодежной науки-2010 в Республике Башкортостан. Место проведения - БГМУ. Участники-представители ведомств и учреждений РБ, занимающихся вопросами профилактики наркотической зависимости в молодежной среде. Тема выступления В.Л.Юлдашева «профилактика наркоманий среди молодежи, вопросы развития волонтерского движения».

  4. 8.04.2010 г. Правительство Республики Башкортостан, Распоряжение от 26 февраля 2010 г №149-р «О проведении дней молодежной науки в республике Башкортостан -2010».Научно-практическая конференция: «Молодежь-золотой фонд нации». Тема выступления: «Профилактика наркоманий, токсикоманий, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде»». Место проведения г. Уфа, Башкирский государственный университет.

  5. 22.04.2010 Научно-практический семинар по проблеме профилактики наркоманий Выступление В.Л.Юлдашева «Лечение и медицинская реабилитация больных наркоманией». Место проведения - Северo-Западный институт повышения квалификации ФСКН России, ул. Гоголя д., 47.

  6. 20.05.2010 г. Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы деятельности наркологической службы Республики Башкортостан» Место проведения г. Салават, Культурно-досуговый центр «Агидель», ул. Островского, 70. Тема выступления: «Аффективные нарушения в наркологической практике и современные подходы в терапии».

  7. 14.09.2010 г. «Научно-практический семинар по проблеме профилактики наркомании.2 Выступление В.Л.Юлдашева «Лечение и медицинская реабилитация больных наркоманией». Место проведения- Северo-Западный институт повышения квалификации ФСКН России, ул. Гоголя д., 47.

  8. 15.09.2010 Научно-практический семинар с участием Управления ФСКН РФ, аппарата антинаркотической комиссии РБ, Министерства образования РБ, заместителя администрации городского округа г. Уфа, Республиканского наркологического диспансера №1, Министерства здравоохранения РБ, представителей министерства печати религиозных конфессий.

  9. 21.05.2010 г. круглый стол на тему: Здоровое материнство и детство-гарант социальной защиты семьи». Участники круглого стола: представители «Единой России» РБ, «Всемирного курултая (конгресс) Башкир», «Городской администрации» г. Уфы», «Уфимского городского союза женщин», общественного объедения «Город без наркотиков».

  10. 11-12 мая 2010 г., г. Уфа. Российская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы болезней органов дыхания у детей и подростков» (Ответственный организатор от БГМУ).

  11. На базе Башкирского государственного медицинского университета создано волонтерское отделение по обучению добровольцев ведению профилактической антинаркотической работы среди молодежи. Получен грант Министерства молодежной политики, спорта и туризма по организации волонтерского движения в РБ.

  12. 29.09.10 г. проведена выездная антинаркотическая комиссия Кировского городского округа город Уфа Республики Башкортостан с привлечение представителей Вузов и ссузов Республики Башкортостан, МВД, ФСКН, Министерства образования РБ.

  13. 22 июня 2010 г. В.Л.Юлдашев принял участие в Международной антинаркотической научно-практической Интернет - конференции на сайте www.bashinform.ru: «Оценка распространенности потребления психоактивных веществ учащимися г. Уфы (по данным анонимного анкетирования)».

  14. Материалы проведенного исследования доложены на ХУ съезде психиатров России , проходившем в г.Москве 9-12 ноября 2010 года профессором В.Л.Юлдашевым




  1. Перечень публикаций за 2010 год

  1. В.Л.Юлдашев. Социальные аспекты приобщения молодых людей к психоактивным веществам. Здоровье как социально-философская проблема. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Выпуск 4. РИЦ БашГУ, 2010 С.61-64.

  2. Хасанов А.Г., Юлдашев В.Л., Лермонтова И.Б. Духовно-нравственная основа воспитания студентов. Здоровье как социально-философская проблема. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Выпуск 4. РИЦ БашГУ, 2010 С.42-45.

  3. Юлдашев В.Л., Калимуллина Д.Х. Здоровье и будущее страны – в руках молодежи. Здоровье как социально-философская проблема. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Выпуск 4. РИЦ БашГУ, 2010 С.45-50.

  4. Лермонтова И.Б., Хасанов А.Г., Юлдашев В.Л. Нравственное и духовное воспитание студентов медицинского вуза как основа профессиональной компетентности. Актуальные вопросы профессиональной подготовки студентов медицинских вузов. Материалы межвузовской научно-практической конференции.-Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава».-2010, С.58-60.

  5. Юлдашев В.Л., Калимуллина Д.Х., Масагутов Р.М., Урицкий Б.Л. Овладение практическими навыками по современным методам профилактики наркоманий в процессе подготовки студентов медицинского вуза. Здоровье как социально-философская проблема. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Выпуск 4. РИЦ БашГУ, 2010 С. 130-133.

  6. Шабрин А.И., Кокин В.И., Толкачев К.Б., Юлдашев В.Л. и др. Новые подходы к совершенствованию системного комплексного противодействия незаконному обороту и потреблению наркотиков/Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан-Сборник. Уфа:Информреклама.2010.- 155 с.

  7. Юлдашев В.Л., Калимуллина Д.Х.. Алехин В.Е. Оценка распространенности потребления психоактивных веществ учащимися г. Уфы (по данным анонимного анкетирования. Новые подходы к совершенствованию системного комплексного противодействия незаконному обороту и потреблению наркотиков/Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан.-Уфа:Информреклама.2010.-С.76-82.

  8. Юлдашев В.Л., Тарасюк О.А., Калимуллина Д.Х., Марфина Н.А.Оценка распространенности употребления психоактивных веществ учащимися г. Уфы по данным методологии Европейского проекта исследований по алкоголю и наркотикам (ESPAD). Материалы Республиканской конференции молодых ученых Республики Башкортостан с международным участием «Медицинская наук-2010», посвященной Году Республики, Дню Медицинского работника. Уфа, 2010.-С. 280.

  9. Юлдашев В.Л., Валикова В.Н., Тарасюк О.А. Личностные особенности курящих студентов. Материалы Республиканской конференции молодых ученых Республики Башкортостан с международным участием «Медицинская наук-2010», посвященной Году Республики, Дню Медицинского работника. Уфа, 2010.-С. 281-282.

  10. Юлдашев В.Л., Тарасюк О.А, Калимуллина Д.Х. Аддиктивное поведение молодых людей. Материалы Республиканской конференции молодых ученых Республики Башкортостан с международным участием «Медицинская наук-2010», посвященной Году Республики, Дню Медицинского работника. Уфа, 2010.-С. 282-283.

  11. Юлдашев В.Л. Здоровье и будущее страны - в руках молодежи. Материалы парламентских слушаний о совершенствовании законодательства по реализации молодежной политики в Республике Башкортостан»/Секретариат Государственного собрания-Курултая Республики Башкортостан. Уфа: Диалог 2010.-С.37-44.



Важнейшие результаты

1. Материалы работы, а также переложения улучшению законадельства Республик Башкортостан в области профилактики наркоманий сделаны на Парламентских слушаниях «О совершенствовании законодательства по реализации молодежной политики в Республике Башкортостан» и опубликованы (В.Л.Юлдашев. Здоровье и будущее страны- в руках молодежи. Материалы парламентских слушаний о совершенствовании законодательства по реализации молодежной политики в Республике Башкортостан/Cекретариат Государственного собрания –Курултая республики Башкортостан.-Уфа: Диалог, 2010.-88 с.).

2. Совместно с Правительством Республики Башкортостан, Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю по Республике Башкортостан, вузами республики подготовлен и выпущен сборник научно-методических материалов: Шабрин А.И., Кокин В.И., Толкачев К.Б., Юлдашев В.Л. и др. Новые подходы к совершенствованию системного комплексного противодействия незаконному обороту и потреблению наркотиков/Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан.-Уфа:Информреклама.2010.-156 c/ : ил.

3. В соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан 8 апреля .2010 г. от 26 февраля 2010 г № 149-р «О проведении дней молодежной науки в республике Башкортостан -2010» проведена научно-практическая конференция с участием представителей вузов, ссузов, молодежных и общественных организаций на базе Башкирского государственного медицинского университета «Молодежь-золотой фонд нации», где представлен алгоритм проведения первичной профилактики наркомании среди учащееся молодежи (В.Л.Юлдашев. Профилактика наркоманий, токсикоманий, алкоголизма и табакокурения в молодежной средe).

4. Результаты работы доложены на ХУ съезде психиатров России 10 ноября 2010 года в г. Москве (Калимуллина Д.Х, Юлдашев В.Л., Алехин В.Е., Тарасюк О.А. Опыт анонимного анкетирования подростков г. Уфы.XУ съезд психиатров России.-М.:ИД «МЕДПРАКТИКА», 2010-C. 250-251).

5. Принципы проведения первичной профилактики наркоманий среди учащейся молодежи доложены на Всероссийской научно-практической конференции в г. Уфе 23 апреля 2010 г. и опубликованы в сборнике статей «Здоровье как социально-философская проблема», Уфа. Выпуск 4. РИЦ БашГУ, 2010 С.61-64.

6.По результатам проведенного исследования подготовлены учебные пособия для врачей общей медицинской сети, психиатров-наркологов, медицинских психологов, выпущено учебно-методическое пособие: Хунафин С.Н., Юлдашев В.Л., Мухаметзянов А.М., Галимов Ш.Н., Гизатулин Т.Р., Зинатуллин Р.М. Клиника, диагностика и лечение алкогольного делирия при ожоговой травме: пособие для врачей.-Уфа, 2010.-31 с.

Сданы в печать:

1.Раннее выявление лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами (В.Л.Юлдашев Н.А.Марфина, Пермякова О.А. Учебное пособие-БГМУ, 2010-66 с.).

2.Терапия и профилактика острых алкогольных психозов в наркологической практике (В.Л.Юлдашев, Марфина Н.А., Тимербулатов Ш.В., Байков И.Р. Учебное пособие-БГМУ, 2010-57 с.).

7.Проведен обучающий семинар 01.04.2010 г. для ведомств и учреждений РБ (медико-психологические центры, вузы и ссузы РБ) занимающихся вопросами профилактики наркотической зависимости в рамках Дней молодежной науки-2010 в республике Башкортостан (выступление В.Л. Юлдашев. Профилактика наркоманий среди молодежи, вопросы развития волонтерского движения».

8. В целях привлечения к обсуждению актуальных вопросов совершенствования профилактики наркомании широкого круга представителей органов законодательной и исполнительной власти, правоохранительных структур, муниципальных образований, негосударственных организаций, научной общественности, творческой молодежи, социально активного населения республики В.Л.Юлдашев начиная с 24 мая 2010 года в течение недели совместно с Управление республиканского наркоконтроля, информационным агентством «Башинформ» участвовал в проведении интернет-конференцию по проблемам, связанным с обеспечением эффективного противодействия незаконному обороту и потреблению наркотиков (сайт: «Башинформ» — «Башкортостан без наркотиков»).

9. 7 июня 2010 года совместно с Управлением ФСКН России по Республике Башкортостан, Министерством молодежной политики, спорта и туризма Республики Башкортостан, Министерством образования Республики Башкортостан, Уфимской государственной академией экономики и сервиса проведен молодежный научный форум «Выбор молодых – наука, творчество, здоровье!», где были представлены материалы по методам первичной профилактике наркомании среди молодежи (В.Л.Юлдашев).

10. 29 октября 2010 года на базе БГМУ проведено выездное заседание Антинаркотической комиссии администрации Кировского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, где присутствовали представители УФСКН, МВД, представители всех Вузов и ссузов города Уфы. На этом заседании проанализирована наркологическая ситуация в г. Уфе, предложены методы проведения профилактической работы с молодыми людьми.

11. 11 ноября 2010 года на сайте Главного федерального инспектора по Республике Башкортостан Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе размещен материал по анализу наркологической ситуации в Республике Башкортостан, предложена концепция первичной проилатки наркоманий среди молодежи (http://www.gfirb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=191:v-ufe-eksperty-v-oblasti-antinarkoticheskoj-deyatelnosti-obsudili-problemy-lecheniya-i-reabilitaczii-narko).

12. 11 ноября 2010 года на БСТ организована телевизионная передача совместно с Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан, Республиканским наркологическим диспансером №1 по методам проведения первичной профилактики наркомании среди молодежи Республики Башкортостан (В.Л.Юлдашев).

13. Под руководством руководителя политклуба партии «Единая Россия» Асадуллина Р.М 29.10.2010. совместно с депутатами Госсобрания-Курултая Республики Башкортостан, представителями общественных и благотворительных фондов, министерств и ведомств, молодежных организаций, партийного актива регионального Исполкома «Единой Росси» проведено обсуждение принципов и методов профилактики наркоманий в молодежной среде (В.Л.Юлдашев выступил об использовании современных методов диагностики и профилактики наркомании среди учащейся молодежи) (http://www.er.ru/text.shtml?16/5489,101736).

14.На Республиканской конференции молодых ученых Республики Башкортостан с международным участием «Медицинская наука-2010», посвященной Году Республики, Дню Медицинского работника представлены методы диагностики и профилактики наркоманий среди учащейся молодежи:

1.Юлдашев В.Л., Тарасюк О.А., Калимуллина Д.Х., Марфина Н.А. Оценка распространенности употребления психоактивных веществ учащимися г. Уфы по данным методологии Европейского проекта исследований по алкоголю и наркотикам (ESPAD).

2. Юлдашев В.Л., Валикова В.Н., Тарасюк О.А Личностные особенности курящих студентов.

3. Юлдашев В.Л., Тарасюк О.А, Калимуллина Д.Х. Аддиктивное поведение молодых людей.

(Материалы Республиканской конференции молодых ученых Республики Башкортостан с международным участием «Медицинская наук-2010», посвященной Году Республики, Дню Медицинского работника. Уфа, 2010.-С. 280, 281-282, 282-283).

15. Совместно с университетом Южной Калифорнии в Лос Анджелесе (США)- USCLA, профессором Стивом Сассманом на базе Башкирского государственного медицинского университета регулярно проводится тренинг для подростков и молодежи, направленный на отказ от курения (http://www.bashinform.ru/news/218364/).

16. Впервые в Республике Башкортостан проведено исследование с использованием международной методикой ESPAD, предложенной ВОЗ. Разработана и внедрена в практику Республиканского наркологического диспансера методика выявления аддиктивного, агрессивного поведения детей и подростков.

17.Выделены комплексы факторов риска склонности к употреблению психоактивных веществ (ПАВ-алкоголя, наркотиков, табака, токсикоманических средств) и агрессивного поведения среди детей и подростков: а)биологические- раннее повреждение головного мозга органического и инфекционного генеза, наследственная отягощенность психическими заболевания, алкоголизмом, наркоманиями; б) проявления в детстве синдрома дефицита внимания и гиперактивности; в)раннее (до 10-11 лет) пробы психоактивных веществ; г) раннее приобщение к пиву; д) микросоциальные- неполный дисгармоничный характер семьи, алкоголизация родителей.

18.Предложена новая модернизированная система обработки анкет, позволяющая ускорить и удешевить (в 7 раз) ввод и обработку анкетных данных.

19. На базе Уфимского филиала Северо-Западного института повышения квалификации ФСКН России, Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан ежемесячно проводятся «круглые столы» с заместителями глав администраций городов и районов РБ, сотрудниками ФСКН РФ и РБ по вопросам раннего выявления и профилактики наркоманий среди молодежи.

20.В ходе работы на базе БГМУ создано волонтерское отделение, где проходят подготовку студенты вузов города Уфы по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ среди молодежи (Приказ ректора БГМУ № 244 от 28.07.2010 г.).





Рис.1.Количество больных наркоманией, состоящих на учете в Республиканском наркологическом диспансере № 1 Республики Башкортостан





Рис. 2 Распространенность наркомании на 100 тыс. населения в Республике Башкортостан


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Отчет о научно-исследовательской работе по гнти рб (название гнтп рб) за 2008-2010 гг icon Отчёт о научно-исследовательской работе новосибирск 2008

Отчет о научно-исследовательской работе по гнти рб (название гнтп рб) за 2008-2010 гг icon Отчет по научно-исследовательской работе

Отчет о научно-исследовательской работе по гнти рб (название гнтп рб) за 2008-2010 гг icon Отчет о научно-исследовательской работе

Отчет о научно-исследовательской работе по гнти рб (название гнтп рб) за 2008-2010 гг icon Отчет о научно-исследовательской работе

Отчет о научно-исследовательской работе по гнти рб (название гнтп рб) за 2008-2010 гг icon Краткий отчет о научно-исследовательской работе фгбу "Научно-практический токсикологический центр"

Отчет о научно-исследовательской работе по гнти рб (название гнтп рб) за 2008-2010 гг icon Отчет о научно-исследовательской работе студентов рудн 2012 г

Отчет о научно-исследовательской работе по гнти рб (название гнтп рб) за 2008-2010 гг icon И отчет по научно-исследовательской работе неврологического центра на 2012год

Отчет о научно-исследовательской работе по гнти рб (название гнтп рб) за 2008-2010 гг icon Отчет о научно исследовательской работе план ниокр фонда социального страхования

Отчет о научно-исследовательской работе по гнти рб (название гнтп рб) за 2008-2010 гг icon Отчет о научно-исследовательской работе Проблемной комиссии рамн по хронобиологии и хрономедицине

Отчет о научно-исследовательской работе по гнти рб (название гнтп рб) за 2008-2010 гг icon Отчёт о научно-исследовательской работе (нир) кафедры госпитальной терапии Петргу в 2012 году

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы