Содержание
Группа неблагополучных учащихсяГруппа «риска» Группа благополучных учащихся |
СПРАВКА-ОТЧЕТ по результатам социально-психологического исследования учащихся образовательных учреждений г. Краснодара по выявлению детей группы риска склонных к употреблению психотропных веществ, алкоголизму и курению. С октября по ноябрь 2006 года специалистами МОУ ЦДК «Детство» совместно с педагогами образовательных учреждений города Краснодара было проведено социально-психологическое исследование учащихся школ города. Основной целью исследования было выявление детей группы «риска» склонных к употреблению психотропных веществ, алкоголя и табакокурения для проведения с ними в дальнейшем профилактических мероприятий и оказание психологической помощи. Исследование проводилось на базе СОШ №89, 54 Западного округа, ВСОШ №6, СОШ №10, 32, 43, 47, Центрального округа, СОШ №11, 42, 71, 96 Прикубанского округа, СОШ № 40, 24 Карасунского округа. В тестировании приняли участие 780 учащихся 8-11 классов, средний возраст которых составил 14-15 лет. юноши – 376 человек, что составило 48.2%; девушки– 404 человека, что составило 51.7%. Анализ семейного положения учащихся г. Краснодара показал, что 66.8% детей воспитываются в полной семье, 26 % - воспитываются в неполной семье, 4% - воспитываются в многодетной семье. Что касается материального уровня семей то, 3% семей имеют высокий материальный уровень, 21% - выше среднего, 60.6% - средний материальный уровень, ниже среднего материальный уровень составил у 6% опрошенных детей и 4 % учащихся имеют статус малообеспеченных семей. Полученные данные были обобщены в сводной таблице, а затем подверглись группировке по выраженности показателей отдельных субтестов. Проведенный анализ позволил дифференцировать учащихся на три основные группы:
Распределение обследованных учащихся по выделенным типологическим группам выглядит следующим образом: Неблагополучные учащиеся – 129 человек (16.54 %) Группа «риска» - 478 человек (61.28%) Благополучные учащиеся – 169 человек (21.67%) (см. рисунок 1) ![]() Качественный анализ состава выделенных типологических групп учащихся выявил следующую картину. Из 129 неблагополучных учащихся 52 (42.28%) – юноши и 71 (57,72%) – девушки. У всех подростков выделенной группы высокие показатели по шкале «гипомании» и «психопатии», что свидетельствует о том, что эти дети находятся в процессе социальной дезадаптации. Они агрессивны, конфликтны, пренебрегают социальными нормами и ценностями. Настроение у них не устойчивое, они обидчивы, возбудимы и чувствительны. Анализ ценностных ориентаций подростков данной группы показывает, что для девочек значимой выступает такая ценность как материально-обеспеченная жизнь и любовь, а для мальчиков – наличие хороших друзей и здоровье (психическое и физическое). Не пользуются популярностью такие ценности, как познание и творчество. ![]() Группа «риска» состоит из 61, 2 % (478) от общего числа опрошенных учащихся, средний возраст которых составляет 14-15 лет, из них 45.7% (199) – юноши и 54.2%(236) – девушки. Анализ социального уровня данной группы показал, что 69% (301) воспитываются в полной семье, 24.8 % (108) в неполной семье и 5% (20) проживают в многодетной семье. Большее количество представителей данной группы 65.9% (271) проживают в семьях среднего материального достатка, 22.6% (93) проживают в семьях выше среднего материального уровня. ![]() Показатели по субтестам так же говорят о вероятности склонности к употребления алкоголя и табакокурения, а именно высокие показатели по гипомании, фрустированности и средние показатели по психопатии, склонности к новым ощущениям и комформности. Про эту группу подростков можно сказать, что существует большая вероятность употребления табачной продукции, а так же алкогольных напитков. Подробное рассмотрение ценностных установок подростков этой группы показало, что в данный момент времени на первом месте у детей стоит здоровье (физическое и психическое), на втором – активная, деятельная жизнь, на третьем – материально-обеспеченная жизнь. ![]() Третья группа – группа благополучных учащихся состоит из 21.7 % (169) от общего числа опрошенных учащихся, средний возраст которых составляет 14-15 лет, из них 60.2% (85) – юноши и 39.7%(56) – девушки. Анализ социального уровня данной группы показал, что 67.8% (95) воспитываются в полной семье, 24.2% (34) в неполной семье и 5% (8) проживают в многодетной семье. Большее количество представителей данной группы 62.77% (86) проживают в семьях среднего материального достатка, 24% (33) проживают в семьях выше среднего материального уровня. Эта группа представлена детьми с достаточно гармоничным профилем личности и отличающимися высокой социальной адаптивностью, низкими показателями по шкале психопатии и средними (реже – высокими) по шкале гипомании. Иерархически значимыми у данной группы детей выступили такие ценности как любовь (духовная и физическая близость с человеком), наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь, материально-обеспеченная жизнь и здоровье. Подобные личностные особенности и устойчивые ценностные ориентации выступают выраженными факторами, защищающими детей от вовлечения в употребление психоактивных веществ. Проведенное социально-психологическое исследование позволяет прослеживать динамику личностных факторов риска аддиктивного поведения в подростковой среде. На основе полученных данных необходимо рекомендовать педагогам и психологам обращать внимание на следующие категории детей, склонных к употреблению психоактивных веществ, алкоголя, табака:
По данным проведенного исследования, такие дети составляют примерно 15-20% от всей выборки и требуют пристального индивидуального внимания со стороны педагогов-психологов, классных руководителей и социальных педагогов. Психолого-педагогическая работа с этими учащимися должна носить комплексный и системный характер, с обязательным участием родителей. Учащиеся остальных типологических групп, и прежде всего, группы риска должны быть включены в индивидуальную и групповую первичную профилактику аддиктивного поведения. Выводы: результатом данной работы является выделение подростков, которых по определенным личностным характеристикам (легкая внушаемость, потребность в новых ощущениях и т.д.) легко склонить к употреблению наркотических средств. А также группу лиц, склонных к употреблению алкоголя и табакокурению. Необходима повышенная работа психолога с детьми данной группы в виде терапии, индивидуального консультирования и групповых работ. Так же психологам школ города необходимо более внимательно отнестись к работе с родителями этих детей. Главный специалист Отдела психологического сопровождения ОУ МОУ ЦДК «Детство» А.С. Колесник |
![]() |
Методические рекомендации по выявлению и диагностике детей группы суицидального риска для образовательных |
![]() |
Задачи: • Выработать у учащихся негативное отношение к курению, алкоголизму, табакокурению, токсикомании. |
![]() |
Задачи: Выработать у учащихся негативное отношение к курению, алкоголизму, табакокурению, токсикомании; |
![]() |
Факторы риска начала потребления психоактивных веществ Патологическая наследственность по алкоголизму, наркомании, психическим заболеваниям |
![]() |
Отчет по результатам исследования применения бад «баю-бай» для улучшения сна детей школьного возраста |
![]() |
Правила выписки детей из родильного дома и отделения многопрофильного стационара. Показания к переводу |
![]() |
Ранняя диагностика учащихся группы риска |
![]() |
При организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений рекомендуется обеспечивать |
![]() |
Среднего профессионального образования Межрегиональном конкурсе студентов зуботехнических отделений средних профессиональных медицинских... |
![]() |
Об утверждении поэтапной программы («дорожной карты») ликвидации очередности в дошкольных образовательных В целях развития сети образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу... |