|
Скачать 383.93 Kb.
|
Учебная программа «Организация и проведение здоровьесберегающей и профилактической работы среди сверстников» Учебная программа «Организация и проведение здоровьесберегающей и профилактической работы среди сверстников» Раздел 1. Общая характеристика учебной программы1.1. Цель внедрения программы состоит в содействии формированию у слушателей следующих общекультурных компетенций: - способность к организации своей жизни в соответствие с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни; - способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, выстраивание и реализация перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования, сохранения своего здоровья, способность с помощью коллег критически оценить свои достоинства и недостатки с необходимыми выводами; - умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности; - умение использовать нормативные и правовые документы в своей деятельности; - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, систематизации выбору путей их достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить свою речь. ^
1.3. Изучение учебной программы не предполагает предварительное освоение каких-либо дисциплин учебного плана. ^ После освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания, умения и владения соответствующие компетенциям ООП.
4.1. Виды учебной работы
Программа составлена в соответствии с план-заданием НИР и полученными ее научными и прикладными материалами. ^
*Количество часов, отведенных на самостоятельное изучение учебной программы, не входят в общее количество аудиторных часов. Модуль 1 ^ Основные показатели общественного здоровья (демографические процессы, социально-значимые заболевания). Личность и государство. Основные мировые религии, новые социальные теории и тоталитарные секты. Основы нравственно-духовной практики человека. Социальное благополучие человека и его здоровье. Социальные аспекты валеологии. Государство и гражданское общество. Основные критерии и методы оценки общественного здоровья (скрининг и мониторинг). Уровень жизни. Прожиточный минимум. Взаимосвязь государственной политики, общественного здоровья и демографических тенденций. Сущность и основные уровни психической саморегуляции. Новые социальные теории, сетевой маркетинг биологически активных веществ и «оздоровительных услуг» (экстрасенсы, целители, колдуны, шаманы) и их влияние на индивидуальное и общественное здоровье. Семья – основа здоровья и благополучия общества. Методика выполнения концентрирующих упражнений. Тема 2. Создание условий обеспечения физического, психического и социального благополучия детей и молодёжи в здоровьесберегающей образовательной среде.^Гармоничное развитие личности (оптимальная биосоциальная адаптация), акселерация (проблемы чрезмерной социально-психологической адаптации) и инфантильность (проблемы недостаточной социально-психологической адаптации, психопатичность и акцентуированность личности). Биосоциальные аспекты и критерии индивидуального здоровья. Соотношение биологического возраста с периодами взросления (формирования личности). Особенности сексуально-психологического развития человека. Функциональная диагностика состояния органов и систем организма студентов, диагностика психологических особенностей личности, физической подготовленности; мониторинг социально-психологического статуса студентов; мониторинг состояния здоровьесберегающей среды вуза и др. Анализ и прогноз психофизиологического состояния и медико-социального статуса студентов, анализ результатов мониторинга различных показателей физического, психического и социального благополучия студентов; проведение научной и методической работы по разработке и внедрению здоровьесберегающих технологий; информационно-аналитическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности и др. Не медикаментозная коррекция функционального состояния систем организма студента; психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка; психологическая разгрузка; оздоровительные мероприятия; физиотерапия; взаимодействие с клинической медициной в вопросах лечения и профилактики хронизации заболеваний обучающейся молодёжи. Воспитание и самовоспитание (рефлексия, чувство ответственности). Социализация сознания и психологических процессов человека. Западная (познать себя самого) и восточная (создать себя самого) гуманистические традиции и их синтез в ноосферное мышление. Здоровый образ жизни как целостный способ рациональной жизнедеятельности человека и формирования его личности. Основные показатели общественного здоровья (демографические процессы, социально-значимые заболевания). Личность и государство. Основные мировые религии, новые социальные теории и тоталитарные секты. Основы нравственно-духовной практики человека. Социальное благополучие человека и его здоровье. Социальные аспекты валеологии. Государство и гражданское общество. Основные критерии и методы оценки общественного здоровья (скрининг и мониторинг). Уровень жизни. Прожиточный минимум. Взаимосвязь государственной политики, общественного здоровья и демографических тенденций. Сущность и основные уровни психической саморегуляции. Новые социальные теории, сетевой маркетинг биологически активных веществ и «оздоровительных услуг» (экстрасенсы, целители, колдуны, шаманы) и их влияние на индивидуальное и общественное здоровье. Семья – основа здоровья и благополучия общества. Методика выполнения концентрирующих упражнений. Особенности организации пропаганды здорового образа жизни и развитие культурно - и спортивно-массовой деятельности, антинаркотическая пропаганда и реклама. Характеристика пропаганды здорового образа жизни. Особенности мотивирования молодежи к здоровому образу жизни и занятию спортом. Развитие массовых и игровых «дворовых» видов спорта, как фактор формирования антинаркотического мировоззрения. Организация спортивных соревнований как фактор предупреждения отклоняющегося поведения.Культурно-массовые мероприятия, научно-технические конкурсы и олимпиады, а также другие виды внеучебной деятельности по организации досуга, как важные элементы профилактики наркомании и наркопреступности в студенческой среде. Федеральный закон № 3 – ФЗ от 08 января 1998 года «О наркотических средствах и психотропных веществах»: определение антинаркотической пропаганды. Статья 6.13 Кодекса об административных правонарушениях: незаконная пропаганда и реклама наркотиков. Социальная антинаркотическая реклама, требование законодательства к ее содержанию и размещению. Антинаркотическая реклама в электронных и печатных СМИ. Антинаркотическая реклама и пропаганда в сети Интернет. Требования к содержанию антинаркотической рекламной продукции (клипы, ролики, фильмы). Критерии оценки качества и эффективности антинаркотической рекламы и пропаганды. Пропаганда здорового образа жизни и формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков, через средства массовой информации. Выявление фактов незаконной рекламы и пропаганды немедицинского потребления наркотиков. Критерии диагностики незаконной рекламы и пропаганды наркотиков. Аудио- и видеопродукция, относящаяся к незаконной рекламе. Психологические аспекты влияния антинаркотической рекламы на поведение молодежи. ^ Теоретические основы организации и реализации обучения студентов здоровьесберегающей деятельности, особенности формирования когнитивной и операциональной основы здоровьесберегающей деятельности.Личностное развитие как процесс и результат становления здоровой личности в ходе освоения здоровьесберегающей деятельности. Рефлексивная деятельность как целостная система, в структуре которой выделяются несколько видов деятельности (дидактическая, исследовательская, организаторская и др.). Усвоение знаний и умений на основе личностного опыта обучающихся в вопросах сохранения и укрепления своего здоровья. Формирование когнитивной основы здоровьесберегающей деятельности (систематизация знаний и развитие здоровьесберегающего мышления). Формирование операциональной основы здоровьесберегающей деятельности (реализация теоретических основ обучения по формированию у студентов умений здоровьесберегающей деятельности с использованием возможностей системы учебных заданий (исследовательских, аналитических, конструктивных). Технологии активного обучения при формировании регуляторной основы здоровьесберегающей деятельности: задачные технологии, наглядный материал, игровые технологии (ролевые и имитационные игры), диалоговые технологии. Этапы организации здоровьесберегающего обучения: 1 этап – принятие принципов здорового образа жизни как личностно-значимых; 2 этап – когнитивное усвоение здоровьесберегающей деятельности; 3 этап – переход к практическому действию. Данный подход позволил нам разработать содержание этапов обучения с соблюдением взаимосвязи и взаимообусловленности задач обучения на этапах, плавности перехода от одного этапа к другому, осуществляемому на индивидуальном уровне. Оценка эффективности освоения здоровьесберегающей деятельности на основе трех групп критериев: когнитивных, деятельностных и ценностных. Оценки когнитивного усвоения здоровьесберегающей деятельности были: объем знаний, полученных студентами при изучении дисциплины о культуре здорового образа жизни в сравнении со знаниями студентов в начале обучения (количественный критерий); использование знаний в решении учебных задач и в практических действиях в повседневной жизни (качественный критерий). Оценки операционального компонента здоровье-сберегающей деятельности: объем умений в сравнении с отсутствием таковых у студентов; качество выполнения действий. Оценки ценностного компонента здоровье-сберегающей деятельности: совокупность когнитивного, эмоционально-волевого и мотивационного. Модуль 2 Тема 4. Теоретические основы превентологии как инновационной и междисциплинарной отрасли знания: сущность и содержание превентивной деятельности в образовательной среде. Превентология как самостоятельная и инновационная отрасль междисциплинарного знания по предупреждению и преодолению асоциального поведения несовершеннолетних. Объект и предмет превентологии. Цель и задачи превентивной теории и практики. Содержание и функции превентологии. Закономерности и противоречия превентивной теории. Характеристика объектов и субъектов превентологии. Характеристика понятийно-категориального аппарата превентологии. Основные методы исследования научных и прикладных проблем превентологии. Комплекс социально-психологических и педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и преодоление различных поведенческих девиаций и минимизацию факторов риска их проявлений, осуществляемых через систему мер повышения качества обучения и воспитания и создания благоприятных условий для гармоничного развития личности учащихся.Содержание, организация и методика превентивной деятельности в образовательных условиях . Структура превентивной деятельности как система взаимосвязанных компонентов: объект и субъект превентивной деятельности (различные категории специалистов, родители, сверстники); четко поставленные цели и задачи (специфическая деятельность специалистов по профилактике поведенческих девиаций; конструктивный и содержательный анализ накопленного опыта по данной проблеме, диагностирование и прогноз, определение путей и условий педагогической профилактики асоциального поведения, выбор и разработка различных методов превентивной деятельности), определение функций (диагностическая, прогностическая, компенсирующая, стимулирующая, восстановительная), закономерностей (общепедагогических и специфических), противоречий, принципов, методов, приемов, форм, средств превентивной деятельности и ее результатов, а также путей и условий, влияющих на совершенствование и результативность данного процесса. Содержание превентивной деятельности в условиях обучения и воспитания: диагностика различных видов девиаций; прогнозирование динамики и результатов превентивной деятельности специалистов; предупреждение и преодоление асоциального поведения обучающихся, их перевоспитание и самоисправление в условиях обучения и воспитания. Необходимость разработки основ успешного обучения; обеспечение психолого-педагогической защиты; изучение личностных качеств; повышение роли социально-педагогических институтов (семьи, школы, высших учебных заведений, военкоматов, средств массовой информации и т.д.); приведение системы превентивной деятельности с агрессивными старшими школьниками в соответствии с требованиями практики и руководящих документов, рекомендациями педагогической и психологической науки; осуществление педагогического руководства превентивной деятельностью различных категорий специалистов по работе с обучающимися. ^ Инновационное обновление сущности, содержания и структуры педагогической диагностики и прогнозирования различных поведенческих девиаций. Превентивный диагноз как результат диагностики и прогнозирования в здоровьесберегающей и профилактической работе среди сверстников. Перспективный прогноз как направление профилактической деятельности. Организация, содержание и методика процедуры диагностирования и прогнозирования отклоняющегося поведения детей и молодёжи. Комплексная целевая педагогическая программа профилактики асоциального поведения учащихся: 1) предварительный этап превентивной деятельности различных категорий специалистов, целью которого - организация и планирование мероприятий превентивной деятельности различных категорий специалистов по предупреждению и преодолению деструктивных форм поведения; 2) этап изучения молодых людей, склонных к агрессивности и наличия фактов проявления различных форм агрессивного поведения в общении и взаимодействии с окружающими, цель которого - организация и проведение целенаправленной систематической превентивной деятельности по своевременному выявлению деструктивных форм поведения и качественного психолого-педагогического изучения личности; 3) этап превентивной деятельности различных категорий специалистов с учащимися старших классов, цель которого - обеспечение качественной психолого-педагогической диагностики личности и социально-психологической адаптации детей и молодежи с агрессивным поведением; 4) этап психолого-педагогической профилактики и коррекции на основе окончательного диагноза и прогноза, целью которого служат - предупреждение и преодоление различных форм проявления агрессии и на этой основе активное овладение ими и формирование устойчивых форм конструктивного взаимодействия с окружающими; 5) этап превентивной деятельности - использование психолого-педагогических возможностей детей и молодёжи после профилактической деятельности в превентивной работе с ними и продуманная организация их досуга и профессиональной направленности. Тема 6. Проблемы инновирования алгоритмов превентивной деятельности по методам здоровьесберегающей и профилактической работы отклоняющегося поведения. Этапы алгоритмов превентивной деятельности и их характеристика: 1-й этап (организационно-диагностический), основное содержание которого включает в себя: подбор психологов и педагогов для диагностической, профилактической и коррекционной работы, выявление учащихся с агрессивным поведением и его причин - формирование «группы динамического наблюдения»; 2-й этап (психолого-педагогический), включающий в себя: обоснование типизации асоциального (девиантного) поведения и его особенностей; выявление среднего профиля личности с агрессивным поведением на основе соответствующих критериев и показателей и направления профилактической и коррекционной работы специалистов; 3-й этап (социально-педагогический) - проведение комплекса профилактических и перевоспитательных мероприятий; внедрении в превентивную деятельность Программы и Модели по предупреждению и преодолению асоциального поведения учащихся Цель и задачи, объекты и субъекты здоровьесберегающей и профилактической работы. Категориальный аппарат результатов превентивной деятельности. Временные рамки и экспериментальные площадки с привлечением специалистов и ученых в области педагогики, психологии и медицины. Содержание деятельности. Оценка результатов превентивной деятельности педагогических работников, психологов, социальных педагогов, сверстников и других категорий специалистов. Критерии и показатели результативности превентивной деятельности: 1) направленность поведения и уровень дисциплинированности (положительная, неустойчивая, деструктивная); 2) успеваемость, трудности в освоении учебных дисциплин (отличная/хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная); 3) сложности во взаимоотношениях с педагогическим составом, родителями и сверстниками (преодолены: полностью, частично, непреодолены), 4) отношение к основным видам учебной деятельности, правовым, учебным и этическим нормам (положительное, безразличное, отрицательное); 5) отношение к превентивным влияниям и самоисправлению (положительное, безразличное, отрицательное); 6) соотношение положительных и отрицательных качеств (высокое, среднее, низкое). ^
Вопросы для подготовки: 1. Биосоциальные и психолого-педагогические предпосылки аспекты формирования здорового образа жизни человека 2. Социализация сознания и психологических процессов человека. 3. Особенности организации пропаганды здорового образа жизни. Темы докладов и сообщений: 1. Оптимальная биосоциальная адаптация как основное условие гармоничного развития личности. 2. Сущность и основные уровни психической саморегуляции. 3. Особенности организации пропаганды здорового образа жизни в условиях обучения и воспитания. Содоклад: Культурно-массовые мероприятия, научно-технические конкурсы и олимпиады, а также другие виды внеучебной деятельности по организации досуга, как важные элементы профилактики асоциальных явлений в молодёжной среде. Основная (обязательная) литература: 1. Выготский Л.С. Психология. Собрание сочинений. Т.4. – М.: 1982 2. Семикин Г.И., Мысина Г.А., Калинина З.Н., Близнюк Е.Г., Миронов А.С., Крук В.М. Профилактика асоциальных явлений и формирование здорового образа жизни молодёжи. – М.: ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2009. – 243 с. 3. Мысина, Г.А. Теоретические и методологические основы формирования здоровьесберегающей образовательно-воспитательной среды вуза / Г.А. Мысина – Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. - 92 с. 4. Мысина, Профилактика асоциальных явлений и формирование здорового образа жизни молодежи. Учебное пособие. Под общей редакцией Н.А. Шайденко. / Г.И. Семикин, Г.А. Мысина, З.Н. Калинина и др. – М.; Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. – 244 с. Дополнительная литература
^ Проблемы инновирования алгоритмов превентивной деятельности по методам здоровьесберегающей и профилактической работы отклоняющегося поведения. Вопросы для подготовки: 1. Этапы алгоритмов превентивной деятельности и их характеристика 2. Специфика субъектно-объектных отношений в превентивной деятельности. 3. Методы изучения когнитивной, эмоционально-нравственной, потребностно-мотивационной и волевой сфер личности как фактор результативности профилактической работы в условиях обучения и воспитания. ^ 1. Проведение исследования с применением «батареи» методик таких как: «Когнитивная ориентация (локус контроля)», «Опросник САН», «Самооценка силы воли», «Направленность личности» и др. 2. Обработка и интерпретация результатов. 3. Групповое обсуждение. Основная (обязательная) литература:
Дополнительная литература:
^ 4.3.1 Зачетные проекты: рефераты, видео-/-аудио-ролики, PowerPoint-презентации, плакаты, малые литературные формы. Темы зачетных проектов:
^ Подготовка к тесту по модулю осуществляется в ходе аудиторных занятий. Тест по модулям и контроль знаний по усвоению материала по программе курса «Организация и проведение здоровьесберегающей и профилактической работы среди сверстников» проводится путём тестирования проходит во время лекционных занятий в соответствие с расписанием. Необходимо присутствие на аудиторных занятиях и активная работа на семинарах. Оценивается до 10 баллов. Модуль 1: с 1 по 3 аудиторное занятие. Рубежный контроль: тест по Модулю (от 0 до 30 баллов), представление оглавления (содержания) зачетного проекта, его обоснование, и часть проекта в распечатанном виде или электронном варианте на электронном носителе (от 0 до 15 баллов). Модуль 2: с 4 по 6 аудиторное занятие. Рубежный контроль: тест по Модулю (от 0 до 30 баллов), сдача зачетного проекта (от 0 до 15 баллов) Итоговый контроль - 6 аудиторное занятие. ^ Типовой тест по Модулю 1. (максимальное количество баллов за каждый правильный ответ - 3 балла)
а) наука об индивидуальном здоровье б) наука об общественном здоровье в) наука о здоровом образе жизни г) наука о правильном питании ^ а) формирование навыков правильного питания, соблюдения режима дня, регулярного занятия физической культурой б) изучение механизмов формирования здоровья и выработка методов появления у человека желания (мотивации), а затем и привычки вести здоровый образ жизни в) привить интерес у студентов к знаниям психологии и медицины ^ а) отрасль педагогической науки; б) отрасль психологической науки; в) междисциплинарная отрасль различных наук. 4. Что вы считаете главным звеном в содержании профилактики асоциального поведения несовершеннолетних? а) активизация самоисправления трудной личности; б) воспитание трудной личности; в) коррекция асоциального поведения. ^ (возможны несколько вариантов): а) искоренение асоциальных проявлений в поведении обучающихся; б) формирование социальных проявлений в поведении обучающихся; в) на основе формирования социальных проявлений в поведении обучающихся корректировка их асоциального поведения. ^ : а) государственные и региональные органы власти; б) руководители и педагогические работники образовательных учреждений; в) несовершеннолетние с различными отклонениями асоциального поведения. ^ а) целеполагание и планирование; б) мотивация и формирование потребностей к профилактике; в) интерес и влечение к профилактической деятельности ^ (возможны несколько вариантов ответов): а) когнитивный блок б) деятельностный блок в) ценностный блок г) операциональный блок ^ а) модными течениями в обществе б) стилем жизни человека в) образом мыслей человека г) этикой и моралью общества ^ а) следование правилам, предписанным специалистами – педагогами, инструкторами по фитнесу, врачами б) рациональное и нравственное поведение человека, а также его духовный статус, который позволяет ему сохранить или укрепить здоровье в процессе самореализации как личности в) образ жизни, присущий здоровому человеку г) отсутствие вредных привычек Тематический тест по Модулю 2 ^ а) физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней и дефектов организма б) соответствие всех физиологических показателей возрастной норме в) пребывание человека в приподнятом настроении и в стабильно высокой физической форме ^ а) высокие спортивные достижения б) отсутствие мышечных болей в) способность к самообслуживанию г) регулярные спортивные тренировки ^ а) всегда приподнятое настроение б) продуктивность мыслительной деятельности (творчество) в) высокий интеллектуальный уровень г) отсутствие резких перепадов настроения д) способность побеждать в межличностных конфликтах ^ а) высокий материальный достаток б) наличие прожиточного минимума в) высокое социальное положение г) высокий уровень образования ^ : а) образ жизни б) уровень развития медицины в) условия жизни г) наследственность ^ а) на образ жизни; б) на экологию; в) на улучшение здравоохранения; г) на улучшение экономического положения. 7. Процесс разработки и реализации комплекса нормативно-правовых, административно-хозяйственных, психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий, направленных на оптимизацию обучения, воспитания и развития личности студентов в вузе с целью сохранения, укрепления здоровья и профилактики их девиантного поведения это: а) образовательно-воспитательный процесс в вузе б) управляющие информационные технологии в) здоровьесберегающие технологии г) внеучебная и досуговая деятельность в вузе ^ а) поведение, сопряженное с зависимостью человека от каких-либо веществ б) поведение человека, отличающегося от остальных людей своей экстравагантностью в) устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией личности г) поведение лидера в какой-либо социальной группе людей д) поведение, присущее человеку, ведущему здоровый образ жизни ^ а) делинквентное (преступное) поведение б) приверженность какой-либо мировой религии в) аддиктивное (зависимое) поведение г) агрессивное поведение д) суицидальное поведение е) стремление быть лидером ^ а) антинаркотическая деятельность и пропаганда здорового образа жизни по принципу «равный – равному» б) антинаркотическая деятельность и пропаганда здорового образа жизни по принципу «не навреди» в) антинаркотическая деятельность и пропаганда здорового образа жизни по принципу «хочу все знать» г) антинаркотическая деятельность и пропаганда здорового образа жизни по принципу «если хочешь это сделать – спроси меня как» д) антинаркотическая деятельность и пропаганда здорового образа жизни по принципу «бери от жизни все» ^ 1) в; 2) б; 3) в; 4) а; 5) а, в; 6) в; 7) б; 8) а, б, в; 9) в; 10) б; Правильные ответы на вопросы теста по Модулю 2:
На итоговый контроль выносятся вопросы из модульных тестов. Максимальное количество баллов, которое возможно получить за тесты - 60 баллов. Максимальное количество баллов за зачетный проект, представленный во время итогового контроля – 30 баллов, за активность на лекциях и семинарских занятиях – 10 баллов.
^ В учебном процессе по курсу программы «Организация и проведение здоровьесберегающей и профилактической работы среди сверстников» предусмотрены активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные презентации, деловые игры, разбор конкретных ситуаций, тренинги, тестовые задания). Раздел 7. Методическое обеспечение учебной программы ^
^ .
|