Цель внедрения программы состоит в содействии формированию у слушателей следующих общекультурных компетенций: способность к организации своей жизни в соответствие с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни icon

Цель внедрения программы состоит в содействии формированию у слушателей следующих общекультурных компетенций: способность к организации своей жизни в соответствие с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни





Скачать 383.93 Kb.
Название Цель внедрения программы состоит в содействии формированию у слушателей следующих общекультурных компетенций: способность к организации своей жизни в соответствие с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни
Дата 03.04.2013
Размер 383.93 Kb.
Тип Документы
Учебная программа «Организация и проведение здоровьесберегающей и профилактической работы среди сверстников»


Учебная программа


«Организация и проведение здоровьесберегающей и профилактической работы среди сверстников»

Раздел 1. Общая характеристика учебной программы


1.1. Цель внедрения программы состоит в содействии формированию у слушателей следующих общекультурных компетенций:

- способность к организации своей жизни в соответствие с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни;

- способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, выстраивание и реализация перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования, сохранения своего здоровья, способность с помощью коллег критически оценить свои достоинства и недостатки с необходимыми выводами;

- умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности;

- умение использовать нормативные и правовые документы в своей деятельности;

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, систематизации выбору путей их достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить свою речь.


^ 1.2. Задачами учебной программы являются:

  • формирование у слушателей системы нравственных ценностей здорового образа жизни и активной жизненной позиции, исключающей саморазрушающее (отклоняющееся) поведение;

  • изучение современных здоровьесберегающих технологий и формирование навыков организации и проведения профилактической работы в молодежной среде;

  • изучение форм, методов и средств предупреждения девиантного поведения и профилактики наркомании;

  • овладение отечественным и зарубежным опытом по профилактике асоциального поведения на основе деятельности центров психолого-медико-социального сопровождения Российской Федерации;

  • углубление понимания необходимости модернизации здоровьесберегающей и профилактической работы в молодёжной среде;

  • научное и практическое проектирование организации и проведения здоровьесберегающей и профилактической работы среди сверстников на основе обобщенного опыта деятельности волонтерских организаций Российской Федерации;

  • раскрытие специфики комплексного междисциплинарного и межведомственного подхода в работе по профилактике различных форм девиаций среди молодёжи;

  • знание и умение выявлять основные социально-экономические, политические, духовные, педагогические, психологические и физиологические причины девиантного поведения, обосновывать природу и закономерности девиаций среди молодёжи;

  • формирование и развитие волонтёрского движения в области предупреждения девиантного поведения.


1.3. Изучение учебной программы не предполагает предварительное освоение каких-либо дисциплин учебного плана.
^


Раздел 2. Проектируемые (планируемые) результаты освоения содержания учебной программы


После освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания, умения и владения соответствующие компетенциям ООП.

    1. Слушатель должен иметь представление:

  • о сущности, содержании и структуре интегрированной здоровьесберегающей и профилактической работы среди сверстников;

  • о «Превентологии» как междисциплинарной отрасли знаний в сфере профилактики отклоняющегося поведения.

    1. Слушатель должен знать:

  • социально-значимые основы здорового образа жизни;

  • методы и средства интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития, самосовершенствования и сохранения своего здоровья;

  • нормативные и правовые документы в сфере сохранения здоровья и профилактики отклонений в поведении;

  • сущность, содержание, структуру и повышение эффективности процесса профилактики поведенческих девиаций;

  • диагностировать и прогнозировать отклоняющееся поведение;

  • обосновывать типологию несовершеннолетних с асоциальным поведением;

  • разрабатывать и внедрять эффективные модели предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения среди сверстников.

    1. Слушатель должен иметь навыки:

  • сохранения и укрепления индивидуального здоровья;

  • использования основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности;

  • критической оценки своих достоинств и недостатков с необходимыми выводами с помощью коллег;

  • разрабатывать и реализовывать модель внедрения здоровьесберегающих технологий среди сверстников;

  • разрабатывать и реализовывать модель профилактики асоциального поведения среди сверстников;

  • эффективной коммуникации между субъектами и объектами профилактической деятельности;

  • проектирования и реализации инновационных методов, форм и средств профилактики;

  • самообучения в области здоровьесбрегающей и профилактической деятельности.
^


Раздел 3. Структура учебной программы


Трудоемкость,

кредитн. ед.

Часы,

общ./ауд.

Контрольные мероприятия

Рейтинг,

макс./мин. балл

0,5

6

Модуль 1

Рубежный контроль

30/25

0,5

6

Модуль 2

Рубежный контроль

30/25

-

-

Посещение лекций, активная работа на занятиях

10/0

-

-

Зачетный проект

30/10

-

4/2

Итоговый контроль

100/60
^

Раздел 4. Содержание учебной программы



4.1. Виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем в часах

Примечание

Всего




Лекции

8




Семинары

2




Практические занятия

2




Самостоятельная работа

4




Итого в часах

16




Итого из них аудиторных

12




Итого в зачетных единицах*)

1




Проверка знаний:

2





Программа составлена в соответствии с план-заданием НИР и полученными ее научными и прикладными материалами.


^ Требования к тематическому плану (типовому)



п/п

Наименование темы

количество часов

по учебному модулю

количество аудиторных часов

лекций

практические занятия

семинарские занятия

самостоятельная работа*

1.
^

Социально-психологические аспекты формирования здорового образа жизни человека


2

2

2







2

2.

Создание условий обеспечения физического, психического и социального благополучия детей и молодёжи в здоровьесберегающей образовательной среде

2

2







2




3.

Технология обучения здоровьесберегающей деятельности как условие обеспечения физического, психического и социального благополучия детей и молодёжи

2

2

2







2

4.

Теоретические основы превентологии как инновационной и междисциплинарной отрасли знания: сущность и содержание превентивной деятельности в образовательной среде

2

2

2







2

5.

Использование превентивных возможностей диагностики и прогнозирования девиантного поведения в профилактической работе

2

2













6.

Проблемы инновирования алгоритмов превентивной деятельности по методам здоровьесберегающей и профилактической работы отклоняющегося поведения

2

2

2

2









ИТОГО:

12

12

8

2

2

6

*Количество часов, отведенных на самостоятельное изучение учебной программы, не входят в общее количество аудиторных часов.


Модуль 1

^

Тема 1. Социально-психологические аспекты формирования здорового образа жизни человека


Основные показатели общественного здоровья (демографические процессы, социально-значимые заболевания). Личность и государство. Основные мировые религии, новые социальные теории и тоталитарные секты. Основы нравственно-духовной практики человека.

Социальное благополучие человека и его здоровье. Социальные аспекты валеологии. Государство и гражданское общество. Основные критерии и методы оценки общественного здоровья (скрининг и мониторинг). Уровень жизни. Прожиточный минимум. Взаимосвязь государственной политики, общественного здоровья и демографических тенденций.

Сущность и основные уровни психической саморегуляции. Новые социальные теории, сетевой маркетинг биологически активных веществ и «оздоровительных услуг» (экстрасенсы, целители, колдуны, шаманы) и их влияние на индивидуальное и общественное здоровье. Семья – основа здоровья и благополучия общества. Методика выполнения концентрирующих упражнений.


Тема 2. Создание условий обеспечения физического, психического и социального благополучия детей и молодёжи в здоровьесберегающей образовательной среде.

^

Биосоциальные и психолого-педагогические предпосылки (аспекты) формирования здорового образа жизни человека.


Гармоничное развитие личности (оптимальная биосоциальная адаптация), акселерация (проблемы чрезмерной социально-психологической адаптации) и инфантильность (проблемы недостаточной социально-психологической адаптации, психопатичность и акцентуированность личности). Биосоциальные аспекты и критерии индивидуального здоровья. Соотношение биологического возраста с периодами взросления (формирования личности). Особенности сексуально-психологического развития человека.

Функциональная диагностика состояния органов и систем организма студентов, диагностика психологических особенностей личности, физической подготовленности; мониторинг социально-психологического статуса студентов; мониторинг состояния здоровьесберегающей среды вуза и др.

Анализ и прогноз психофизиологического состояния и медико-социального статуса студентов, анализ результатов мониторинга различных показателей физического, психического и социального благополучия студентов; проведение научной и методической работы по разработке и внедрению здоровьесберегающих технологий; информационно-аналитическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности и др. Не медикаментозная коррекция функционального состояния систем организма студента; психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка; психологическая разгрузка; оздоровительные мероприятия; физиотерапия; взаимодействие с клинической медициной в вопросах лечения и профилактики хронизации заболеваний обучающейся молодёжи.

Воспитание и самовоспитание (рефлексия, чувство ответственности). Социализация сознания и психологических процессов человека. Западная (познать себя самого) и восточная (создать себя самого) гуманистические традиции и их синтез в ноосферное мышление. Здоровый образ жизни как целостный способ рациональной жизнедеятельности человека и формирования его личности.

Основные показатели общественного здоровья (демографические процессы, социально-значимые заболевания). Личность и государство. Основные мировые религии, новые социальные теории и тоталитарные секты. Основы нравственно-духовной практики человека.

Социальное благополучие человека и его здоровье. Социальные аспекты валеологии. Государство и гражданское общество. Основные критерии и методы оценки общественного здоровья (скрининг и мониторинг). Уровень жизни. Прожиточный минимум. Взаимосвязь государственной политики, общественного здоровья и демографических тенденций.

Сущность и основные уровни психической саморегуляции. Новые социальные теории, сетевой маркетинг биологически активных веществ и «оздоровительных услуг» (экстрасенсы, целители, колдуны, шаманы) и их влияние на индивидуальное и общественное здоровье. Семья – основа здоровья и благополучия общества. Методика выполнения концентрирующих упражнений.

Особенности организации пропаганды здорового образа жизни и развитие культурно - и спортивно-массовой деятельности, антинаркотическая пропаганда и реклама. Характеристика пропаганды здорового образа жизни. Особенности мотивирования молодежи к здоровому образу жизни и занятию спортом. Развитие массовых и игровых «дворовых» видов спорта, как фактор формирования антинаркотического мировоззрения. Организация спортивных соревнований как фактор предупреждения отклоняющегося поведения.


Культурно-массовые мероприятия, научно-технические конкурсы и олимпиады, а также другие виды внеучебной деятельности по организации досуга, как важные элементы профилактики наркомании и наркопреступности в студенческой среде.

Федеральный закон № 3 – ФЗ от 08 января 1998 года «О наркотических средствах и психотропных веществах»: определение антинаркотической пропаганды. Статья 6.13 Кодекса об административных правонарушениях: незаконная пропаганда и реклама наркотиков. Социальная антинаркотическая реклама, требование законодательства к ее содержанию и размещению. Антинаркотическая реклама в электронных и печатных СМИ. Антинаркотическая реклама и пропаганда в сети Интернет. Требования к содержанию антинаркотической рекламной продукции (клипы, ролики, фильмы). Критерии оценки качества и эффективности антинаркотической рекламы и пропаганды. Пропаганда здорового образа жизни и формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков, через средства массовой информации.

Выявление фактов незаконной рекламы и пропаганды немедицинского потребления наркотиков. Критерии диагностики незаконной рекламы и пропаганды наркотиков. Аудио- и видеопродукция, относящаяся к незаконной рекламе. Психологические аспекты влияния антинаркотической рекламы на поведение молодежи.

^

Тема 3. Технология обучения здоровьесберегающей деятельности как условие обеспечения физического, психического и социального благополучия детей и молодёжи.

Теоретические основы организации и реализации обучения студентов здоровьесберегающей деятельности, особенности формирования когнитивной и операциональной основы здоровьесберегающей деятельности.


Личностное развитие как процесс и результат становления здоровой личности в ходе освоения здоровьесберегающей деятельности.

Рефлексивная деятельность как целостная система, в структуре которой выделяются несколько видов деятельности (дидактическая, исследовательская, организаторская и др.).

Усвоение знаний и умений на основе личностного опыта обучающихся в вопросах сохранения и укрепления своего здоровья.

Формирование когнитивной основы здоровьесберегающей деятельности (систематизация знаний и развитие здоровьесберегающего мышления).

Формирование операциональной основы здоровьесберегающей деятельности (реализация теоретических основ обучения по формированию у студентов умений здоровьесберегающей деятельности с использованием возможностей системы учебных заданий (исследовательских, аналитических, конструктивных).

Технологии активного обучения при формировании регуляторной основы здоровьесберегающей деятельности: задачные технологии, наглядный материал, игровые технологии (ролевые и имитационные игры), диалоговые технологии.

Этапы организации здоровьесберегающего обучения: 1 этап – принятие принципов здорового образа жизни как личностно-значимых; 2 этап – когнитивное усвоение здоровьесберегающей деятельности; 3 этап – переход к практическому действию. Данный подход позволил нам разработать содержание этапов обучения с соблюдением взаимосвязи и взаимообусловленности задач обучения на этапах, плавности перехода от одного этапа к другому, осуществляемому на индивидуальном уровне.

Оценка эффективности освоения здоровьесберегающей деятельности на основе трех групп критериев: когнитивных, деятельностных и ценностных. Оценки когнитивного усвоения здоровьесберегающей деятельности были: объем знаний, полученных студентами при изучении дисциплины о культуре здорового образа жизни в сравнении со знаниями студентов в начале обучения (количественный критерий); использование знаний в решении учебных задач и в практических действиях в повседневной жизни (качественный критерий). Оценки операционального компонента здоровье-сберегающей деятельности: объем умений в сравнении с отсутствием таковых у студентов; качество выполнения действий. Оценки ценностного компонента здоровье-сберегающей деятельности: совокупность когнитивного, эмоционально-волевого и мотивационного.


Модуль 2


Тема 4. Теоретические основы превентологии как инновационной и междисциплинарной отрасли знания: сущность и содержание превентивной деятельности в образовательной среде.

Превентология как самостоятельная и инновационная отрасль междисциплинарного знания по предупреждению и преодолению асоциального поведения несовершеннолетних. Объект и предмет превентологии. Цель и задачи превентивной теории и практики. Содержание и функции превентологии. Закономерности и противоречия превентивной теории. Характеристика объектов и субъектов превентологии. Характеристика понятийно-категориального аппарата превентологии. Основные методы исследования научных и прикладных проблем превентологии.

Комплекс социально-психологических и педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и преодоление различных поведенческих девиаций и минимизацию факторов риска их проявлений, осуществляемых через систему мер повышения качества обучения и воспитания и создания благоприятных условий для гармоничного развития личности учащихся.


Содержание, организация и методика превентивной деятельности в образовательных условиях .

Структура превентивной деятельности как система взаимосвязанных компонентов: объект и субъект превентивной деятельности (различные категории специалистов, родители, сверстники); четко поставленные цели и задачи (специфическая деятельность специалистов по профилактике поведенческих девиаций; конструктивный и содержательный анализ накопленного опыта по данной проблеме, диагностирование и прогноз, определение путей и условий педагогической профилактики асоциального поведения, выбор и разработка различных методов превентивной деятельности), определение функций (диагностическая, прогностическая, компенсирующая, стимулирующая, восстановительная), закономерностей (общепедагогических и специфических), противоречий, принципов, методов, приемов, форм, средств превентивной деятельности и ее результатов, а также путей и условий, влияющих на совершенствование и результативность данного процесса.

Содержание превентивной деятельности в условиях обучения и воспитания: диагностика различных видов девиаций; прогнозирование динамики и результатов превентивной деятельности специалистов; предупреждение и преодоление асоциального поведения обучающихся, их перевоспитание и самоисправление в условиях обучения и воспитания. Необходимость разработки основ успешного обучения; обеспечение психолого-педагогической защиты; изучение личностных качеств; повышение роли социально-педагогических институтов (семьи, школы, высших учебных заведений, военкоматов, средств массовой информации и т.д.); приведение системы превентивной деятельности с агрессивными старшими школьниками в соответствии с требованиями практики и руководящих документов, рекомендациями педагогической и психологической науки; осуществление педагогического руководства превентивной деятельностью различных категорий специалистов по работе с обучающимися.


^ Тема 5. Использование превентивных возможностей диагностики и прогнозирования девиантного поведения.

Инновационное обновление сущности, содержания и структуры педагогической диагностики и прогнозирования различных поведенческих девиаций. Превентивный диагноз как результат диагностики и прогнозирования в здоровьесберегающей и профилактической работе среди сверстников. Перспективный прогноз как направление профилактической деятельности. Организация, содержание и методика процедуры диагностирования и прогнозирования отклоняющегося поведения детей и молодёжи.

Комплексная целевая педагогическая программа профилактики асоциального поведения учащихся: 1) предварительный этап превентивной деятельности различных категорий специалистов, целью которого - организация и планирование мероприятий превентивной деятельности различных категорий специалистов по предупреждению и преодолению деструктивных форм поведения; 2) этап изучения молодых людей, склонных к агрессивности и наличия фактов проявления различных форм агрессивного поведения в общении и взаимодействии с окружающими, цель которого - организация и проведение целенаправленной систематической превентивной деятельности по своевременному выявлению деструктивных форм поведения и качественного психолого-педагогического изучения личности; 3) этап превентивной деятельности различных категорий специалистов с учащимися старших классов, цель которого - обеспечение качественной психолого-педагогической диагностики личности и социально-психологической адаптации детей и молодежи с агрессивным поведением; 4) этап психолого-педагогической профилактики и коррекции на основе окончательного диагноза и прогноза, целью которого служат - предупреждение и преодоление различных форм проявления агрессии и на этой основе активное овладение ими и формирование устойчивых форм конструктивного взаимодействия с окружающими; 5) этап превентивной деятельности - использование психолого-педагогических возможностей детей и молодёжи после профилактической деятельности в превентивной работе с ними и продуманная организация их досуга и профессиональной направленности.


Тема 6. Проблемы инновирования алгоритмов превентивной деятельности по методам здоровьесберегающей и профилактической работы отклоняющегося поведения.

Этапы алгоритмов превентивной деятельности и их характеристика: 1-й этап (организационно-диагностический), основное содержание которого включает в себя: подбор психологов и педагогов для диагностической, профилактической и коррекционной работы, выявление учащихся с агрессивным поведением и его причин - формирование «группы динамического наблюдения»; 2-й этап (психолого-педагогический), включающий в себя: обоснование типизации асоциального (девиантного) поведения и его особенностей; выявление среднего профиля личности с агрессивным поведением на основе соответствующих критериев и показателей и направления профилактической и коррекционной работы специалистов; 3-й этап (социально-педагогический) - проведение комплекса профилактических и перевоспитательных мероприятий; внедрении в превентивную деятельность Программы и Модели по предупреждению и преодолению асоциального поведения учащихся

Цель и задачи, объекты и субъекты здоровьесберегающей и профилактической работы. Категориальный аппарат результатов превентивной деятельности. Временные рамки и экспериментальные площадки с привлечением специалистов и ученых в области педагогики, психологии и медицины. Содержание деятельности. Оценка результатов превентивной деятельности педагогических работников, психологов, социальных педагогов, сверстников и других категорий специалистов.

Критерии и показатели результативности превентивной деятельности: 1) направленность поведения и уровень дисциплинированности (положительная, неустойчивая, деструктивная); 2) успеваемость, трудности в освоении учебных дисциплин (отличная/хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная); 3) сложности во взаимоотношениях с педагогическим составом, родителями и сверстниками (преодолены: полностью, частично, непреодолены), 4) отношение к основным видам учебной деятельности, правовым, учебным и этическим нормам (положительное, безразличное, отрицательное); 5) отношение к превентивным влияниям и самоисправлению (положительное, безразличное, отрицательное); 6) соотношение положительных и отрицательных качеств (высокое, среднее, низкое).

^

4.2. Планы проведения семинарских и практических занятий



      1. Семинар. Тема 2. Социально-психологические условия обеспечения физического, психического и социального благополучия детей и молодёжи в здоровьесберегающей образовательной среде

Вопросы для подготовки:

1. Биосоциальные и психолого-педагогические предпосылки аспекты формирования здорового образа жизни человека

2. Социализация сознания и психологических процессов человека.

3. Особенности организации пропаганды здорового образа жизни.

Темы докладов и сообщений:

1. Оптимальная биосоциальная адаптация как основное условие гармоничного развития личности.

2. Сущность и основные уровни психической саморегуляции.

3. Особенности организации пропаганды здорового образа жизни в условиях обучения и воспитания.

Содоклад: Культурно-массовые мероприятия, научно-технические конкурсы и олимпиады, а также другие виды внеучебной деятельности по организации досуга, как важные элементы профилактики асоциальных явлений в молодёжной среде.

Основная (обязательная) литература:

1. Выготский Л.С. Психология. Собрание сочинений. Т.4. – М.: 1982

2. Семикин Г.И., Мысина Г.А., Калинина З.Н., Близнюк Е.Г., Миронов А.С., Крук В.М. Профилактика асоциальных явлений и формирование здорового образа жизни молодёжи. – М.: ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2009. – 243 с.

3. Мысина, Г.А. Теоретические и методологические основы формирования здоровьесберегающей образовательно-воспитательной среды вуза / Г.А. Мысина – Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. - 92 с.

4. Мысина, Профилактика асоциальных явлений и формирование здорового образа жизни молодежи. Учебное пособие. Под общей редакцией
Н.А. Шайденко. / Г.И. Семикин, Г.А. Мысина, З.Н. Калинина и др. – М.; Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. – 244 с.

Дополнительная литература

  1. 3амановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для студ.высш. учеб. Заведений, - 2-е изд. испр. - М.: «Академия», 2004.

  2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983. – 356 с.

  3. Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. – Л.: Медицина, 1991. – 342 с.

  4. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. - М.: ВЛАДОС, 2004. -351 с.


^ 4.2.2. Практическое занятие. Тема 6. Проблемы инновирования алгоритмов превентивной деятельности по методам здоровьесберегающей и профилактической работы отклоняющегося поведения.

Вопросы для подготовки:

1. Этапы алгоритмов превентивной деятельности и их характеристика

2. Специфика субъектно-объектных отношений в превентивной деятельности.

3. Методы изучения когнитивной, эмоционально-нравственной, потребностно-мотивационной и волевой сфер личности как фактор результативности профилактической работы в условиях обучения и воспитания.

^ Практические задания:

1. Проведение исследования с применением «батареи» методик таких как: «Когнитивная ориентация (локус контроля)», «Опросник САН», «Самооценка силы воли», «Направленность личности» и др.

2. Обработка и интерпретация результатов.

3. Групповое обсуждение.

Основная (обязательная) литература:

  1. Бурлачук Л.Ф. Морозов СМ. Словарь - справочник по психодиагностике -СПб.: Питер, 2001

  2. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. Анализ преодоления критических состояний. - М.:МГУ, 1984

  3. Герасимов В.Н. Основы превентивной педагогики. - М.: Военный университет МО РФ, 1995.

Дополнительная литература:

  1. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): Тенденции и социологическое осмысление. - СПб., 2000.

  2. 3амановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для студ.высш. учеб. Заведений, - 2-е изд. испр. - М.: «Академия», 2004.

  3. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989

  4. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе.-М.: Педагогика, 1981

  5. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / под ред. А.Б. Фоминой.- Пед. общ-во России, 2003

  6. Фурманов И.А. Интегративная психологическая коррекция агрессивного поведения подростков // Адукацыя и выхаванне. 1996. № 2.

  7. Фурманов И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста. Мн.,1997.

  8. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. - М.: ВЛАДОС, 2004. -351 с.

  9. Фурманов И.А. Работа школьного психолога по коррекции нарушений поведения у подростков // Адукацыя и выхаванне. 1994. № 9.

  10. Фурманов И.А., Аладьин А.А. Асоциальное поведение подростков. Диагностика и психологическая коррекция // Адукацыя и выхаванне. 1993. № 10

  11. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993.


^ 4.3. Самостоятельная работа


4.3.1 Зачетные проекты: рефераты, видео-/-аудио-ролики, PowerPoint-презентации, плакаты, малые литературные формы.

Темы зачетных проектов:

  1. Здоровье как физическое, психическое и социальное благополучие человека.

  2. Понятия: психофизиологическая и социально-психологическая адаптация, факторы их определяющие.

  3. Биосоциальные аспекты и критерии индивидуального здоровья.

  4. Ощущение и восприятие в управлении жизнедеятельностью личности.

  5. Гармоничное развитие личности (оптимальная биосоциальная адаптация) как основа здорового образа жизни.

  6. Здоровый образ жизни и проблемы психосоциальной адаптации.

  7. Понятие личности в психологии и педагогике. Потребности и мотивы как факторы активности личности.

  8. Понятие здорового образа жизни.

  9. Понятие девиантного поведения.

  10. Классификация девиантного поведения.

  11. Ментальность (психологическая устойчивость и духовность) – как основа формирования личности.

  12. Поведение во время конфликта. Выход из конфликта с позитивным жизненным опытом.

  13. ВИЧ/СПИД и болезни, передаваемые половым путем.

  14. Сектантство и новые религиозные культы.

  15. Характеристика течений молодёжной субкультуры.

  16. Группы риска развития девиантного поведения.

  17. Наркотические средства и психотропные вещества: понятие, виды и медицинские последствия от их потребления.

  18. Социально-психологическое содержание профилактики зависимости от наркотиков.

  19. Пропаганда здорового образа жизни: основные технологии реализации.

  20. Медико-социальные и правовые последствия заболеваний, связанных с зависимостью от наркотиков.

  21. Формы и методы организации мероприятий, направленных на антинаркотическую пропаганду.

  22. Аппаратно-программные средства выявления наркотиков в организме человека

  23. Реализация мер противодействия распространению наркотической субкультуры.

  24. Основные современные концепции и стратегии профилактики аддиктивного поведения в молодежной среде.

  25. Позитивная личностно-ориентированная профилактика аддиктивного поведения.

  26. Навыки саморегуляции и стрессоустойчивости: технология формирования, особенности применения.

  27. Сущность и основные уровни психической саморегуляции.

  28. Характеристика негативных психических состояний человека.

  29. Состояния, вызванные чрезмерной психофизиологической активностью: стресс, доминантные состояния, фрустрация, тревога.

  30. Состояния, связанные с пониженной психической активностью: монотония, одиночество, «ночная психика», скука, астения, «болезненная праздность».

  31. Предневротические неблагоприятные состояния: фобии, навязчивые мысли, навязчивые действия.

  32. Нарушения в сфере личностной мотивации: кризис мотивации, «Кризис середины жизни».


^ 4.3.2. Подготовка к контрольным мероприятиям и их проведение

Подготовка к тесту по модулю осуществляется в ходе аудиторных занятий. Тест по модулям и контроль знаний по усвоению материала по программе курса «Организация и проведение здоровьесберегающей и профилактической работы среди сверстников» проводится путём тестирования проходит во время лекционных занятий в соответствие с расписанием.

Необходимо присутствие на аудиторных занятиях и активная работа на семинарах. Оценивается до 10 баллов.

Модуль 1: с 1 по 3 аудиторное занятие. Рубежный контроль: тест по Модулю (от 0 до 30 баллов), представление оглавления (содержания) зачетного проекта, его обоснование, и часть проекта в распечатанном виде или электронном варианте на электронном носителе (от 0 до 15 баллов).

Модуль 2: с 4 по 6 аудиторное занятие. Рубежный контроль: тест по Модулю (от 0 до 30 баллов), сдача зачетного проекта (от 0 до 15 баллов)

Итоговый контроль - 6 аудиторное занятие.

^

Раздел 5. Рейтинговая система контроля освоения учебной программы



Типовой тест по Модулю 1.

(максимальное количество баллов за каждый правильный ответ - 3 балла)

  1. Что такое валеология?

а) наука об индивидуальном здоровье

б) наука об общественном здоровье

в) наука о здоровом образе жизни

г) наука о правильном питании

^ 2. Цель изучения науки валеологии?

а) формирование навыков правильного питания, соблюдения режима дня, регулярного занятия физической культурой

б) изучение механизмов формирования здоровья и выработка методов появления у человека желания (мотивации), а затем и привычки вести здоровый образ жизни

в) привить интерес у студентов к знаниям психологии и медицины

^ 3. Что такое превентология?

а) отрасль педагогической науки;

б) отрасль психологической науки;

в) междисциплинарная отрасль различных наук.

4. Что вы считаете главным звеном в содержании профилак­тики асоциального поведе­ния несовершеннолетних?

а) активизация самоисправления трудной личности;

б) воспитание трудной личности;

в) коррекция асоциального поведения.

^ 5. Основная задача превентологии (возможны несколько вариантов):

а) искоренение асоциальных проявлений в поведении обучающихся;

б) формирование социальных проявлений в поведении обучающихся;

в) на основе формирования социальных проявлений в поведении обучающихся корректировка их асоциального поведения.

^ 6. Объекты здоровьесберегающей и превентивной деятельности:

а) государственные и региональные органы власти;

б) руководители и педагогические работники образовательных учреждений;

в) несовершеннолетние с различными отклонениями асоциального поведения.

^ 7. Что вы считаете главным звеном в организации профилак­тики асоциального поведе­ния несовершеннолетних?

а) целеполагание и планирование;

б) мотивация и формирование потребностей к профилактике;

в) интерес и влечение к профилактической деятельности

^ 8. Назовите основные критерии оценки эффективности освоения здоровьесберегающей деятельности? (возможны несколько вариантов ответов):

а) когнитивный блок

б) деятельностный блок

в) ценностный блок

г) операциональный блок

^ 9. Чем определяется образ жизни?

а) модными течениями в обществе

б) стилем жизни человека

в) образом мыслей человека

г) этикой и моралью общества

^ 10. Что такое здоровый образ жизни?

а) следование правилам, предписанным специалистами – педагогами, инструкторами по фитнесу, врачами

б) рациональное и нравственное поведение человека, а также его духовный статус, который позволяет ему сохранить или укрепить здоровье в процессе самореализации как личности

в) образ жизни, присущий здоровому человеку

г) отсутствие вредных привычек


Тематический тест по Модулю 2

^ 1. Что такое здоровье?

а) физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней и дефектов организма

б) соответствие всех физиологических показателей возрастной норме

в) пребывание человека в приподнятом настроении и в стабильно высокой физической форме

^ 2. Назовите главный критерий физического благополучия человека?

а) высокие спортивные достижения

б) отсутствие мышечных болей

в) способность к самообслуживанию

г) регулярные спортивные тренировки

^ 3. Назовите главный критерий психического благополучия человека?

а) всегда приподнятое настроение

б) продуктивность мыслительной деятельности (творчество)

в) высокий интеллектуальный уровень

г) отсутствие резких перепадов настроения

д) способность побеждать в межличностных конфликтах

^ 4. Назовите главный критерий социального благополучия человека?

а) высокий материальный достаток

б) наличие прожиточного минимума

в) высокое социальное положение

г) высокий уровень образования

^ 5. Определите значимость факторов, определяющих качество здоровья человека, расставив их в нужном порядке:

а) образ жизни

б) уровень развития медицины

в) условия жизни

г) наследственность

^ 6. На что, в первую очередь, должно быть направлены усилия по управлению своим здоровьем?

а) на образ жизни;

б) на экологию;

в) на улучшение здравоохранения;

г) на улучшение экономического положения.

7. Процесс разработки и реализации комплекса нормативно-правовых, административно-хозяйственных, психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий, направленных на оптимизацию обучения, воспитания и развития личности студентов в вузе с целью сохранения, укрепления здоровья и профилактики их девиантного поведения это:

а) образовательно-воспитательный процесс в вузе

б) управляющие информационные технологии

в) здоровьесберегающие технологии

г) внеучебная и досуговая деятельность в вузе

^ 8. Что такое девиантное поведение человека?

а) поведение, сопряженное с зависимостью человека от каких-либо веществ

б) поведение человека, отличающегося от остальных людей своей экстравагантностью

в) устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией личности

г) поведение лидера в какой-либо социальной группе людей

д) поведение, присущее человеку, ведущему здоровый образ жизни

^ 9. Что из перечисленного не относится к девиантному поведению человека?

а) делинквентное (преступное) поведение

б) приверженность какой-либо мировой религии

в) аддиктивное (зависимое) поведение

г) агрессивное поведение

д) суицидальное поведение

е) стремление быть лидером

^ 10. Какой основной принцип деятельности волонтеров студенческого антинаркотического движения?

а) антинаркотическая деятельность и пропаганда здорового образа жизни по принципу «равный – равному»

б) антинаркотическая деятельность и пропаганда здорового образа жизни по принципу «не навреди»

в) антинаркотическая деятельность и пропаганда здорового образа жизни по принципу «хочу все знать»

г) антинаркотическая деятельность и пропаганда здорового образа жизни по принципу «если хочешь это сделать – спроси меня как»

д) антинаркотическая деятельность и пропаганда здорового образа жизни по принципу «бери от жизни все»


^ Правильные ответы на вопросы теста по Модулю 1:

1) в; 2) б; 3) в; 4) а; 5) а, в; 6) в; 7) б; 8) а, б, в; 9) в; 10) б;


Правильные ответы на вопросы теста по Модулю 2:

    1. а; 2) в; 3) б; 4) б; 5) г, а, в, б; 6) а; 7) в; 8) в; 9) а, в, г, д; 10) а.


^

Слушатели, набравшие менее 60 баллов, либо не сдававшие модульные тесты и не представившие зачетный проект не допускаются к сдаче итогового контроля.


На итоговый контроль выносятся вопросы из модульных тестов. Максимальное количество баллов, которое возможно получить за тесты - 60 баллов. Максимальное количество баллов за зачетный проект, представленный во время итогового контроля – 30 баллов, за активность на лекциях и семинарских занятиях – 10 баллов.


Трудоемкость,

кредитн. ед.

Часы,

общ./ауд.

Контрольные мероприятия

Срок сдачи

Рейтинг,

макс./мин. балл

0,2



6/6

Разработка и сдача плана (содержания) зачетного проекта, рабочие материалы



3 занятие

15/10

0,3

Тест

по Модулю 1

30/15

0,2



6/6

Сдача зачетного проекта



6 занятие

15/10

0,3

Тест

по Модулю 2

30/15

Посещение и активная работа на аудиторных занятиях

10




2

Итоговый контроль

6 занятие

100/60


^ Раздел 6. Образовательные технологии


В учебном процессе по курсу программы «Организация и проведение здоровьесберегающей и профилактической работы среди сверстников» предусмотрены активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные презентации, деловые игры, разбор конкретных ситуаций, тренинги, тестовые задания).


Раздел 7. Методическое обеспечение учебной программы


^ 7.1. Основная учебная литература, в том числе кафедральные издания и методические материалы

  1. Семикин Г.И., Мысина Г.А., Калинина З.Н., Близнюк Е.Г., Миронов А.С., Крук В.М. Профилактика асоциальных явлений и формирование здорового образа жизни молодёжи. – М.: ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2009. – 243 с.

  2. Семикин Г.И. Наркомания и студенчество: учебное пособие по курсу «Валеология». – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2003. – 24 с.

  3. Семикин Г.И. Организация антинаркотической профилактической работы со студенческой молодежью в ВУЗах. – М.: 12 ЦТ МО РФ. – Москва, 2003. –
    363 с.

  4. Семикин Г.И., Киселев А.И., Мысина Г.А. Проблемы профилактики рискованного (аддиктивного) поведения молодежи и здоровьесберегающие технологии в образовательной среде. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2005. – 165 с.

  5. Федоров И.Б., Щукин С.И., Семикин Г.И. Развитие медико-технического направления – актуальные проблемы здравоохранения. – «Вестник РГМУ», 1999, № 5 (10). – С. 58-60.

  6. Мысина, Г.А. Проблемы профилактики рискованного (аддиктивного) поведения молодежи и здоровьесберегающие технологии в образовательной среде/ Г.И. Семикин, А.И. Киселев, Г.А. Мысина. – Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, Фонд «Здоровая Россия», 2005. - 170 с.

  7. Мысина, Г.А. Теоретические и методологические основы формирования здоровьесберегающей образовательно-воспитательной среды вуза / Г.А. Мысина – Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. - 92 с.

  8. Мысина, Г.А. Технология обучения студентов здоровьесберегающей рефлексивной деятельности / Мысина Г.А. – Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 76 с.

  9. Мысина, Г.А. Виды отклоняющегося поведения в молодежной среде. Учебное пособие. / В.Ф. Войцех, Г.И. Семикин, Г.А. Мысина. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – 20 с. (авт. 0,5 п.л.)

  10. Мысина, Г.А. Биотехнические и медицинские аппараты и системы: Учебно-методический комплекс образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. / Г.И. Семикин, Г.А. Мысина,
    Г.Я. Герцик. - М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2008. – 24 с. (авт. 0,5 п.л.).

  11. Мысина, Профилактика асоциальных явлений и формирование здорового образа жизни молодежи. Учебное пособие. Под общей редакцией
    Н.А. Шайденко. / Г.И. Семикин, Г.А. Мысина, З.Н. Калинина и др. – М.; Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. – 244 с. (авт. 5,0 п.л.).

  12. Мысина, Г.А. Профилактика девиантного поведения молодежи. Учебно-методический комплекс. Сборник программ учебных дисциплин и методических разработок по специальности 040104 – «Организация работы с молодежью»: Ч. 2 Т. 2: Национально-региональный (вузовский) компонент, дисциплины по выбору и специальные дисциплины. / Г.И. Семикин, Г.А. Мысина. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова; Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. – С. 302–327 (1,5 п.л., из них авт. 0,7 п.л.).

  13. Мысина, Г.А. Основы создания и реализации здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательной среде вуза. Электронное учебное пособие. / Г.А. Мысина. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана. – 2009. – 20 с. (1,4 п.л.).


^ 7.2. Дополнительная учебная литература, в том числе кафедральные издания и методические материалы.

  1. 3амановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для студ.высш. учеб. Заведений, - 2-е изд. испр. - М.: «Академия», 2004.

  2. Акопов А.Ю. Свобода от зависимости: социальные болезни личности. – СПб.: Речь, 2008г. – 224 с.

  3. Андрюшина О.В. Формирование специальной компетентности учителя в сфере профилактики асоциального поведения подростков: дисс... канд. пед. наук / О.В.Андрюшина. - Самара, 2006. - 247 с.

  4. Арцанитюте В.А. Индивидуальный подход в воспитании подростков из неблагополучных семей. - Дис. ... канд.пед.наук, Вильнюс, 1973; Прейфер Е.В. Формирование позитивных воспитательных отношении в семьях трудных учащихся ПТУ. - Дисс. ...канд.пед.наук. - Алма-Ата, 1991

  5. Бабак Ю.В. Роль государства в профилактике девиантного поведения подростков // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2008. № 6. С. 73-80.

  6. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Методика социально-педагогического анализа ситуации, связанной с распространением различных форм наркотизма несовершеннолетних в образовательной среде. – М.: Изд-во УРАО, 2005. – 249 с.

  7. Бирюкова А.С. Насилие в семье как социальная проблема: организационно-правовой аспект // Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. № 3. С. 150-155.

  8. Бурлачук Л.Ф. Морозов СМ. Словарь - справочник по психодиагностике -СПб.: Питер, 2001

  9. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Методические рекомендации для специалистов системы образования. - М.: МГППУ, 2006. - 96 с.

  10. Бухулейшвили И.Т. Психолого-педагогические условия активизации процесса самовоспитания педагогически запущенных подростков. – Дисс. … канд. пед. наук. –Тбилиси, 1986

  11. Васильева, Р. М. Социальное партнерство как фактор профилактики девиантного поведения подростков : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Р. М. Васильева ; науч. рук. Л. В. Кузнецова ; Чуваш. гос. пед. ун-т. – Чебоксары, 2006. – 215 с.

  12. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. Анализ преодоления критических состояний. - М.:МГУ, 1984

  13. Верцинская Н.Н. Педагогические основы предупреждения трудновоспитуемости подростков. - Дис. ... канд.пед.наук,- Минск, 1979

  14. Войцех В.Ф., Семикин Г.И., Храмелашвили В.В., Бобров Е.А. /Под ред. Семикина Г.И. Социально-психологическая дезадаптация у студентов: учебное пособие по курсу «Валеология». – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2001. – 24 с.

  15. Волкова И.В. Предупреждение подростковой безнадзорности в профильном лагере // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 10. С. 105-111.

  16. Воронцова О.Г. Динамика развития и скрытая профилактика девиантного поведения у подростков // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2010. № 4. С. 100-111.

  17. Выготский Л.С. Психология. Собрание сочинений. Т.4. – М.: 1982.

  18. Гайдучкова З.В. Эффективная программа профилактики асоциального поведения // Профессиональное образование. 2006. № 6. С. 25-25.

  19. Герасимов В.Н. Основы превентивной педагогики. - М.: Военный университет МО РФ, 1995.

  20. Грецов А.Г. Психологический тренинг в профилактике наркозависимости подростков и молодёжи (в спорте, образовании, клубной работе). /Учебное пособие. Под общ. ред. проф. Евсеева С.П. – СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2007. – 156 с.

  21. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС». – 2001. - 320 с.

  22. Дартау Л.А., Семикин Г.И. Технология и компьютерная система «ВАЛЕО-МГТУ» как основа валеологического сопровождения процесса обучения в техническом университете. – М.: Институт проблем управления им. В.А.Трапезникова РАН, 2001. – 66 с.

  23. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): Тенденции и социологическое осмысление. - СПб., 2000.

  24. Единая Конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г.) (с изм. и доп. от 25 марта 1972 г.).

  25. Как быть здоровым: из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни. /Пер. с англ. Кретов С.А. – М.: Медицина, 1990. – 239 с.

  26. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989

  27. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.).

  28. Лешнер А. Наркомания – заболевание мозга. // ЮСИА: Глобальные вопросы. – 1997, Т. 2, №3.

  29. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983. – 356 с.

  30. Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. – Л.: Медицина, 1991. –
    342 с.

  31. Мазур Б.С. Проблемы перевоспитания подростков о отклонениями в нравственном поведении в деятельности комсомольских организаций. - Дисс. ... канд.пед.наук. - Ташкент, 1979

  32. Макаров В.В. Первичная профилактика наркологических заболе­ваний у подростков. //Вопросы наркологии. – 1991, № 3.

  33. Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии. – СПб.: Речь, 2007. – 767 с.

  34. Мысина Г.А., Герцик Ю.Г. Эргонометрические и биотехнические аспекты разработки и применения тренажерных систем: Учеб. пособие.- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2008. - 24 с.

  35. Наркология: национальное руководство/Под. Ред. Н.Н. Иванца, И.П. Анохиной, М.А. Винниковой. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 720 с. (Серия «Национальные руководства»).

  36. Основы профилактики наркомании и наркопреступности. Курс лекций. – Белгород, БелЮИ МВД России, 2008. – 296 с.

  37. Петрусевич Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 6. С. 195-198.

  38. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. /Под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого, И.Б.Орешниковой. – М.: Институт психотерапии, 2007. – 256 с.

  39. Приказ Минобразования РФ от 28.02.2000 № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде».

  40. Профилактика наркопотребления и других форм поведения высокой степени риска на территории компактного проживания и местах массового досуга студенческой молодёжи. – СПб.: «Конкорд», 2008. – 79 с.

  41. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе.-М.: Педагогика, 1981

  42. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / под ред. А.Б. Фоминой.- Пед. общ-во России, 2003

  43. Семикин Г.И. О развитии валеологического научного направления в МГТУ им.Н.Э.Баумана. Всероссийская НМК «Стратегия развития университетского технического образования в России». – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998. – 180 с.

  44. Семикин Г.И., Герцик Г.Я. Диагностика и профилактика наркопотребления и ВИЧ – инфицирования в образовательной среде: Учеб. пособие.- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2006. - 30 с.

  45. Семикин Г.И., Герцик Ю.Г. Иммунная система человека и ВИЧ – инфицирование: Учеб. пособие.- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2007. -
    30 с.

  46. Семикин Г.И., Герцик Ю.Г. Нарайкин О.С. Перспективы применения нанотехнологий в диагностике и терапии социально опасных инфекционных заболеваний: Учеб. пособие.- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2008. - 40 с.

  47. Семикин Г.И., Киселёв А.И., Брюн Е.А. Методические рекомендации по организации межведомственного взаимодействия по профилактике злоупотребления психоактивными веществами (на примере регионального и муниципального опытов). – Калуга ИД «Эйдос», 2004. – 160 с.

  48. Сидоров П.И. Наркологическая превентология: руководство. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: МЕДпрес-информ, 2006. – 720 с.

  49. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение подростков с наркотической зависимостью, находящихся в воспитательно-трудовых колониях. – СПб.: Речь, 2007. – 48 с.

  50. Смит Э. Внуки алкоголиков. Проблемы взаимозависимости в семье. – М.: Просвещение, 2005.

  51. Федеральный закон от 8 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

  52. Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф., Роберте Д.Г., Хайман С.Е. Наркология. – М.: Бином, 2006. – 320 с.

  53. Фурманов И.А. Интегративная психологическая коррекция агрессивного поведения подростков // Адукацыя и выхаванне. 1996. № 2.

  54. Фурманов И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста. Мн.,1997.

  55. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. - М.: ВЛАДОС, 2004. -351 с.

  56. Фурманов И.А. Работа школьного психолога по коррекции нарушений поведения у подростков // Адукацыя и выхаванне. 1994. № 9.

  57. Фурманов И.А., Аладьин А.А. Асоциальное поведение подростков. Диагностика и психологическая коррекция // Адукацыя и выхаванне. 1993. № 10

  58. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993.



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Цель внедрения программы состоит в содействии формированию у слушателей следующих общекультурных компетенций: способность к организации своей жизни в соответствие с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни icon О здоровье и здоровом образе жизни школьника

Цель внедрения программы состоит в содействии формированию у слушателей следующих общекультурных компетенций: способность к организации своей жизни в соответствие с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни icon Образовательный стандарт основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности изучение
Освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасной...
Цель внедрения программы состоит в содействии формированию у слушателей следующих общекультурных компетенций: способность к организации своей жизни в соответствие с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни icon Задачи: Вовлечение обучающихся в активный исследовательский процесс. Активизация потребности в здоровом

Цель внедрения программы состоит в содействии формированию у слушателей следующих общекультурных компетенций: способность к организации своей жизни в соответствие с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни icon «Формирование представлений старших дошкольников об организме человека и здоровом образе жизни в

Цель внедрения программы состоит в содействии формированию у слушателей следующих общекультурных компетенций: способность к организации своей жизни в соответствие с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни icon Тематика лекций о здоровье и здоровом образе жизни Здоровье человека: тайны, загадки, резервы и возможности

Цель внедрения программы состоит в содействии формированию у слушателей следующих общекультурных компетенций: способность к организации своей жизни в соответствие с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни icon Сценарий мероприятия для учеников начальных классов и их родителей «Мы за здоровый образ жизни!»
Цель: формировать у детей установки на здоровый образ жизни. Способствовать формированию ответственного...
Цель внедрения программы состоит в содействии формированию у слушателей следующих общекультурных компетенций: способность к организации своей жизни в соответствие с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни icon Творческое задание выполняется в группах. На доске записано слово здоровье. На каждую букву придумать
Дать представление о здоровом образе жизни, помочь обучающимся сформировать основные слагаемые здоровья
Цель внедрения программы состоит в содействии формированию у слушателей следующих общекультурных компетенций: способность к организации своей жизни в соответствие с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни icon Постановление от 24 декабря 2010 г. N 500 о республиканской целевой программе "предупреждение и борьба
В целях дальнейшего уменьшения заболеваемости социально значимыми болезнями и в соответствии с федеральной...
Цель внедрения программы состоит в содействии формированию у слушателей следующих общекультурных компетенций: способность к организации своей жизни в соответствие с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни icon Задачи программы: развитие сети просветительских услуг по формированию здорового образа жизни; формирование

Цель внедрения программы состоит в содействии формированию у слушателей следующих общекультурных компетенций: способность к организации своей жизни в соответствие с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни icon Целями программы являются снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения от социально

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы