|
Скачать 276.3 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ “ ![]() Проректор по учебной работе ВолГМУ профессор В.Б.Мандриков ________________________________ “_____”____________________2007 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Общая иммунология Для специальности: “Педиатрия” Факультет: педиатрический Кафедра: иммунологии и аллергологии Курс – II Семестр – III Форма обучения - очная Лекции – 12 часов (III семестр) Практические занятия - 14часов (III семестр) Самостоятельная работа - 12 часов Всего часов - 38 Зачет – II курс III семестр Волгоград, 2007 год. Рабочая программа составлена на основании: Программы по микробиологии, вирусологии, иммунологии для лечебных, медико-профильных и педиатрических факультетов РГМУ (утверждена ГОУ ВУНМЦ 2000). . Индекс: Составитель: Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры иммунологии и аллергологии ________________ 200_ г., протокол №____ от «____»____________ 200_ г. Зав. кафедрой иммунологии и аллергологии д.м.н., Б.Ю.Гумилевский Рабочая Программа утверждена на УМК ________________200 г., протокол №____ от «____»____________ 200_ г. Председатель УМК профессор М.Ю.Соломин ^ ДЛЯ СТУДЕНТОВ педиатрического ФАКУЛЬТЕТА Современная иммунология как самостоятельная научная отрасль выдвинулась на одно из центральных мест среди медико-биологических дисциплин. Приказом Министерства образования РФ от 05.03.1994 за № 180 специальность «аллергология и иммунология» (040800) утверждена для преподавания в медицинских вузах, а «Государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования» включена в перечень дисциплин специальности для выпускников педиатрического факультета. Возросший интерес к проблемам иммунологии в последние десятилетия определяется рядом факторов. Одной из особенностей здоровья населения в настоящее время является существенный рост патологии, ассоциированной с нарушениями деятельности иммунной системы (иммунодефицитные состояния, аллергические заболевания, аутоиммунные, опухолевые процессы, инфекции иммунной системы и др.). Вместе с тем именно с успехами иммунологии связывают решение таких проблем, как получение новых высокоэффективных диагностических и лечебных препаратов методом иммунонобиотехнологии, преодоление инфекционных заболеваний на принципиально новых подходах (генноинженерные вакцины), расшифровка механизмов наиболее тяжелых заболеваний человека (иммунодефициты, в частности СПИД, аутоиммунные, аллергические заболевания, рак, инфекции и т. д.). Большие надежды возлагаются на гормоны и медиаторы иммунной системы, которые называют лекарствами будущего. Успехи иммунологии широко используются в медицинской практике, поэтому будущему врачу необходимы глубокие знания в области иммунологии. Настоящая программа предполагает изучение общей и клинической иммунологии с учетом достижений генетики и молекулярной биологии, с одной стороны, и потребностями теоретической и практической медицины (хирургии, онкологии, акушерства, терапии и т.д.) – с другой. ^
- дать студентам полное и стройное представление об иммунологии как предмете в целом, сформировать представление о иммунной системе как одной из важных систем организма человека; - рассмотреть основополагающие разделы общей и частной иммунологии, необходимые для понимания патологии иммунной системы; - научить основным методам оценки иммунного статуса человека, выявления иммунных нарушений и диагностике аллергий - дать современные представления о причинах развития и патогенезе болезней иммунной системы; По окончании изучения дисциплины студент должен знать: - главные исторические этапы развития иммунологии и аллергологии, предмет и задачи дисциплины, связь с другими медико-биологическими и медицинскими дисциплинами; - основные понятия, используемые в иммунологии и аллергологии; - структурно-функциональные особенности иммунной системы человека; - особенности строения и функционирования иммунной системы в детском возрасте; - развитие и функциональные свойства основных клеточных элементов иммунной системы (Т- и В-лимфоциты, NK-клетки, дендритные клетки, макрофаги, тучные клетки и др.), их роль в реакциях врожденного и адаптивного иммунитета; - основные гуморальные факторы иммунной системы (антитела, комплемент, цитокины, хемокины и др.), их роль в реакциях врожденного и адаптивного иммунитета; - основы иммуногенетики и генетического контроля иммунного ответа; - общие закономерности иммунопатогенеза наиболее распространенных заболеваний детей. студент должен уметь: - использовать приобретенные знания по общей иммунологии при изучении других медико-биологических и медицинских дисциплин; - правильно интерпретировать и применять основные понятия иммунологии при изучении медико-биологической и медицинской литературы и при совместной работе с медицинскими специалистами; - проводить серологическую диагностику инфекционных болезней. Использовать основные реакции иммунитета для обнаружения антител в сыворотке больных при диагностике инфекционных болезней; ^ : Применения правил безопасной лабораторной работы с биологическими материалами (кровью, биологическими жидкостями и т. д.). Оценки иммунного статуса человека и интерпретации данных иммунологического обследования человека по тестам 1 и 2 уровней иммунного статуса. Умения оценить иммунологический компонент в патогенезе различных заболеваний человека. Проведения диагностики иммунных нарушений при инфекциях и других патологческих состояниях. ^
^ Программа обучения по дисциплине «Общая иммунология» для студентов педиатрического факультета включает в себя теоретическую (лекционный курс) и практическую подготовку (практические занятия). Обучение проводится в течение одного семестра и включает в себя 6 лекций (12 часа в III семестре), 14 часов аудиторной практической подготовки и 12 часов внеаудиторной самостоятельной работы (всего 38 часов). Текущий контроль знаний студентов на занятиях осуществляется с помощью тестового контроля и устного опроса. Итоговый контроль включает в себя итоговое занятие в конце семестра и состоит из оценки выработанных студентами во время цикла занятий практических навыков и тестового контроля теоретических знаний ^ 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:
^
^ Задачи и история развития иммунологии. Иммунология как наука о способах и механизмах защиты от генетически чужеродных веществ с целью подержания гомеостаза организма. Возникновение и становление иммунологии как науки, этапы формирования иммунологии. Роль отечественных н зарубежных ученых в развитии иммунологии. Основные направления современной иммунологии. Роль иммунологии в развитии медицины и биологии, ее связь с другими науками. Современное определение понятия "иммунитет". Роль иммунной системы в организме человека. Иммунная система как совокупность органов, тканей и клеток, осуществляющих иммунологические функции. Центральные органы иммунной системы: костный мозг, вилочковая железа. Периферические органы иммунной системы: селезенка, лимфатические узлы и фолликулы. Особенности лимфоидных скоплений, ассоциированных со слизистыми оболочками в кишечнике, легких, мочеполовой системе, коже и т.д. Возрастные особенности иммунной системы. Современная схема иммуногенеза. Онтогенез и филогенез иммунной системы. Представление о стволовой (родоначальной) кроветворной клетке. Особенности строения органов иммунной системы у детей. Рецепторы (адгезивные молекулы) иммунокомпетентных клеток. Структура, основные функции, зависимость экспрессии от различных факторов. CD-номенклатура. 1а. Самостоятельное освоение каждым студентом правил техники безопасности в иммунологической лаборатории. Знакомство с организацией и режимом работы иммунологической лаборатории. ^ Антигены. Определение. Понятие чужеродности, антигенности, иммуногенности, специфичности антигена. Характеристика молекул с антигенными свойствами (белки, полисахариды, липополисахариды и др.). Полные и неполные антигены. Гаптены. Структура макромолекулы антигена. Антигенные детерминанты (эпитопы). Иммунохимическая специфичность антигенов. Тимусзависимые и тимуснезависимые антигены. Многообразие антигенов. Аутоантигены. Аллергены, определение и характеристика. Изоантигены человека: система антигенов эритроцитов, лимфоцитов, гранулоцитов, тромбоцитов. Антигены гистосовместимости человека и животных. Эмбриоспецифические антигены человека. Условия усиления иммуногенности антигенов как проблема вакцинных технологий. Адьюванты, их природа и характеристика. Синтетические вакцины. Этапы биотрансформации антигена при введении в организм. Главный комплекс гистосовместимости, антигены гистосовместнмости I и II классов. Процессинг антигена в макроорганизме. Неспецифические факторы защиты организма человека. Понятие о механических, физико-химических биологических барьерах. Биологические факторы зашиты. Неспецифические факторы защиты, их роль в сопротивляемости организма к инфекциям, принципиальное отличие от специфических иммунных факторов. Основные этапы и механизмы фагоцитоза. Антитела. Определение. Физико-химические, биологические свойства н функции. Иммуноглобулины. Основные классы, их структурные и функциональные особенности, биологическая роль. Структура активных центров иммуноглобулинов и их основная функция. Механизм взаимодействия антитела с антигеном. Иммунный комплекс. Авидность и аффинность антител. Антигенное строение иммуноглобулинов: изотипические, аллотипические. идиотипические детерминанты. Патологические иммуноглобулины. Полные и неполные антитела. Аутоантитела. Понятие о моноклональных антителах. Биосинтез антител. Регуляция антителообразования. Динамика образования антител, первичный и вторичный иммунный ответ. Генетические механизмы разнообразия антител. Иммунологические феномены, основанные на взаимодействии антиген-антитело: агглютинация, преципитация, лизис, нейтрализация и др., их идентификация. Взаимодействие антитела с комплементом. Цитотоксическое действие антител. Современные методы, основанные на взаимодействии антиген-антитело: иммунофлюоресцентный, радиоиммунный, иммуноферментный; принципы их постановки, области применения. 2а. Самостоятельная работа каждого студента по исследованию гуморального иммунитета. Изучение модели, реакции агглютинации и преципитации. Знакомство с моделью метода радиальной иммунодиффузии по Манчини. ^ Основные этапы дифференцировки Т-клеток в тимусе. Т-клеточный рецептор (TCR). Цитотоксические Т-лимфоциты (Т-киллеры). Основные этапы цитотоксического действия, механизмы цитолиза клеток-мишеней. Цитотоксическая активность макрофагов. Значение цитотоксических реакций в противоопухолевом, инфекционном, трансплантационном иммунитете. Распознавание MHC-ассоциированных пептидов. Роль молекул адгезии (LFA-1, VLA-4) и костимуляторных взаимодействий (CD28, CD154) в активации Т-клеток. Выбор варианта иммунного ответа (Th1 или Th2). Развитие Т-клеток памяти. Понятие об иммунологическом надзоре, роль и этом процессе цитотоксических лимфоцитов, К-клеток, NK-клеток и макрофагов. 3а. Самостоятельная работа каждого студента: оценка состояния клеточного иммунитета. Методы изучения активации лимфоцитов in vitro (реакция бласттрансформации, экспрессия активационных маркеров, синтез цитокинов), исследование цитотоксичности лимфоцитов. Определение фенотипа лимфоцитов методом проточной цитометрии. Изучение протоколов исследований, подсчет количества клеток на скатерограммах. ^ Общие представления о системе комплемента. Состав, химическая природа, локализация в организме, основные функции. Альтернативный путь активации комплемента. Классический путь активации комплемента. Механизмы устойчивости микроорганизмов к действию комплемента. Факторы противоинфекционной защиты: физические и химические барьеры, интерфероны, фагоцитоз, система комплемента, белки острой фазы, NK-клетки, Т-лимфоциты, антитела. Противовирусный иммунитет. Вирусы: механизм заражения, персистенция, патогенез. Врожденный антивирусный иммунитет. Т- и В-клеточный адаптивный иммунитет. Стратегии обхода вирусами иммунологического контроля. Антибактериальный иммунитет. Бактерии: строение клеточной стенки, механизм заражения, факторы патогенности. Механизмы уничтожения бактерий и нейтрализации токсинов. Ускользание бактерий от иммунологического контроля. Вакцинация: понятие, виды, способы получения вакцин. Современная классификация вакцин. Адъюванты. Аутовакцины, вакцинотерапия. Принцип и механизм действия вакцин. Эффективность вакцинации и осложнения. Требования к вакцинам. Календарь прививок, особенности проведения вакцинации у детей. 6а. Самостоятельная работа каждого студента. Применение свойств эффекторных механизмов иммунитета в диагностике. Оценка и интерпретация моделей качественного и количественного иммуноферментного анализа. ^ 2.3. Темы практических занятий, вынесенные на самостоятельное изучение (внеаудиторная самостоятельная работа):
^ 3.1. Рекомендуемая литература: Базовый учебник:
Основная литература:
Дополнительная литература:
Иммуногенетика инфекционных заболеваний, М., 1985
^ к лекциям и практическим занятиям:
^ для практических занятий: 3.3.1. Демонстрационный набор для проведения латекс-агглютинации – определение антител к кардиолипиновому антигену. 3.3.2. Модель радиальной иммунодиффузии в геле по Манчини. 3.3.3. Модель оценки субпопуляций лимфоцитов методом проточной цитометрии. 3.3.4. Модель твердофазного иммуноферментного анализа (ИФА) – определение концентрации общего IgE в сыворотке крови.
3.4.1. Введение в иммунологию, исторические аспекты. Понятие об иммунитете. Теории иммунитета. Предмет и задачи иммунологии. Виды иммунитета. Органы, ткани, клетки, молекулы и функциональная организация иммунной системы. 3.4.2. Понятие об антигенах и паттернах. Свойства и виды антигенов. Механизмы распознавания антигенов иммунной системой. 3.4.3. Адаптивный иммунитет. Иммунный ответ по гуморальному пути. Механизмы развития и регуляция. Виды иммуноглобулинов, структура и функциональные особенности антител разных классов. Генетические механизмы разнообразия антител. Иммунологическая память. Серологические феномены взаимодействия антител и антигенов (преципитация и агглютинация) 3.4.4. Адаптивный иммунитет. Иммунный ответ по клеточному пути. Механизмы развития и регуляция. Биологическая роль и механизм цитотоксичности и апоптоза 3.4.5. Эффекторные механизмы иммунитета. Система комплемента. Серологические иммунологические методы: преципитация, агглютинация, цитолиз, РСК 3.4.6. Противоинфекционный иммунитет. Первичный и вторичный иммунитет. Особенности противовирусного и противобактериального иммунитета. Вакцины: понятие, виды, способы получения. Поствакцинальный иммунитет ^ (прилагаются): 3.6.1. Методические рекомендации для преподавателей. 3.6.2. Методические рекомендации для студентов. ^ 4.1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА лекций:
^
^ 1. Место иммунологии в современной медицине. Роль иммунологии в подготовке врачей-клиницистов. 2. Основные этапы развития иммунологии. Работы отечественных ученых. 3. Роль И.И. Мечникова в формировании учения об иммунитете. Неспецифические факторы зашиты организма. 7. Комплемент, его структура, функции, пути активации, роль в иммунитете. 8. Интерфероны, природа. Способы получения и применения. 9. Видовой (наследственный) иммунитет. 10. Понятие об иммунитете. Виды иммунитета. 11. Структура и функции иммунной системы. Кооперация иммунокомпетентных клеток. 12.Иммунокомпетентные клетки. Т- и В-лимфоциты,. макрофаги их кооперация. 13.Иммуноглобулины. структура и функции. 14. Классы иммуноглобулинов, их характеристика. 15. Антигены: определение, основные свойства. Антигены бактериальной клетки. 16. Антителообразованне: первичный и вторичный ответ. 17. Иммунологическая память. Иммунологическая толерантность. 18. Теории иммунитета. 19. Особенности противовирусного, противогрибкового, противоопухолевого, трансплантационного иммунитета. 20. Реакция агглютинации. Компоненты, механизм, способы постановки. Применение. 21. Реакция Кумбса. Механизм. Компоненты. Применение. 22. Реакция пассивной гемагглютипации. Компоненты. Применение. 23. Реакция коагглютинации. Механизм, компоненты. Применение. 24. Реакция торможения гемагглютинации. Механизм. Компоненты. Применение. 25. Реакция преципитации. Механизм. Компоненты. Способы постановки. Применение. 26. Реакция связывания комплемента. Механизм. Компоненты. Применение. 27. Реакция нейтрализации токсина антитоксином. Механизм. Способы постановки, применение. 28. Реакция иммунофлюоресценции. Механизм, компоненты, применение. 29. Иммуноферментный анализ, иммуноблоттинг. Механизм, компоненты, применение. 30. Серологические реакции, используемые для диагностики вирусных инфекции. 31.Диагностикумы. Получение, применение. 32.Моноклональные антитела. Получение, применение. 33. Методы приготовления и применения агглютинирующих, адсорбированных сывороток. ^ Студент должен уметь: - использовать приобретенные знания по общей иммунологии при изучении других медико-биологических и медицинских дисциплин; - правильно интерпретировать и применять основные понятия иммунологии при изучении медико-биологической и медицинской литературы и при совместной работе с медицинскими специалистами; - проводить серологическую диагностику инфекционных болезней. Использовать основные реакции иммунитета для обнаружения антител в сыворотке больных при диагностике инфекционных болезней. ^ на 2007-2008 учебный год
^
^ №____ от «____»_________________200__г. Слушали: О внесении дополнений и изменений в Рабочую программу учебной дисциплины «Общая иммунология» для студентов педиатрического факультета на 2007-2008 учебный год. Постановили: Внести в Рабочую программу учебной дисциплины следующие дополнения: В связи с недостаточным количеством дней практических занятий, большим объемом материала и важностью тем следующие темы выносятся на самостоятельное обучение: Трансплантационная иммунология, иммунология репродукции. Иммунный статус, его оценка, основы иммунотерапии, иммунопрофилактики. Следующие темы: цитокины, антигенпредставляющие молекулы, стволовые клетки исключить из списка тем и разобрать на соответствующих занятиях.. Зав. кафедрой иммунологии и аллергологии, д.м.н. Б. Ю. Гумилевский Внесенные изменения “УТВЕРЖДАЮ” Декан педиатрического факультета, профессор М.Ю. Соломин “_____”_________________ 2007 г. |