Доклад Министра здравоохранения рб в. В. Кожевникова icon

Доклад Министра здравоохранения рб в. В. Кожевникова





Скачать 170.16 Kb.
НазваниеДоклад Министра здравоохранения рб в. В. Кожевникова
Дата конвертации01.02.2013
Размер170.16 Kb.
ТипДоклад
Доклад Министра здравоохранения РБ В.В.Кожевникова

на совместной коллегии Минздрава РБ

и Управления Роспотребнадзора по РБ с участием Росздравнадзора по РБ и БТФ ОМС

25 февраля 2011 года


Об итогах работы здравоохранения Республики Бурятия

в 2010 году и задачах на 2011 год


Уважаемые участники совместной коллегии!


В 2010 году органы и учреждения здравоохранения республики продолжали работу по реализации Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2017 года:

- достижению поставленных целей по основным показателям здоровья населения,

- совершенствованию качества и доступности медицинской помощи, эффективности использования ресурсов здравоохранения.

Прошедший год также ознаменован разработкой масштабной программы модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы, введением в действие ряда важных законопроектов. Продолжалась работа в рамках Приоритетного Национального проекта «Здоровье».


Для реализации поставленных задач Правительством Республики Бурятия, Министерством здравоохранения проводилась работа по обеспечению устойчивости функционирования учреждений здравоохранения.

За последние 5 лет обосновано и привлечено в республику для реализации мероприятий по программам из федерального бюджета дополнительно 5 млрд. 790 тыс. руб. и из республиканского бюджета 1 млрд. 753 тыс. руб.


Эти средства позволили, при усилии всех учреждений здравоохранения, во взаимодействии с администрациями муниципальных образований, министерствами и ведомствами, в целом обеспечить выполнение взятых обязательств.

По оперативным данным статистики, в республике сохраняется положительный естественный прирост +4,3 за счет рождаемости, которая остается выше среднероссийской (РБ 17,1, СФО 13,9, РФ 12,6) и общей смертности, показатель которой несколько ниже уровня предыдущего года, составляет 12,8. (2009г. 13,0).

Следует отметить, что в 2010 году в 7 районах республики, г.Улан-Удэ, г.Северобайкальске отмечается снижение уровня рождаемости.

Общая смертность снизилась в 13 районах, но в г.Улан-Удэ и 7 сельских муниципальных образованиях она выше уровня предыдущего года.

В Кабанском, Тарбагатайском районах и г.Северобайкальске сохраняется естественная убыль населения.


В 2010 году достигнуто снижение показателя младенческой смертности до 7,1 (данные Росстата), что ниже, чем в РФ (7,5) и СФО (8,5).

Однако, с переходом на критерии, утвержденные Всемирной организацией здравоохранения – регистрация рождения ребенка с 22 недель беременности и с 500 грамм веса – ожидаем прогнозно увеличение данного показателя. Поэтому необходимо усилить работу по профилактике невынашивания.

Изменилась структура младенческой смертности: первое место среди причин заняли врожденные пороки развития, что свидетельствует о недостаточной ранней выявляемости при проведении УЗИ-скрининга.

Необходимо обратить внимание на раннюю постановку на учет по беременности, своевременное обследование беременных женщин и элиминацию плодов с пороками развития.

Несколько медленнее снижаются показатели детской смертности. Среди детей старшей возрастной группы основными причинами являются внешние причины смерти детей.

Однако, имеются значительные резервы снижения – это ранняя диагностика злокачественных заболеваний и повышение профилактики инфекционных заболеваний, в том числе и повышением охвата вакцинопрофилактикой. С 2011 года в Национальный календарь включена вакцинация против гемофильной инфекции. Министерством здравоохранения разрабатывается «Закон об иммунопрофилактике», в котором предусматривается вакцинация детей из группы риска против пневмококковой инфекции.


Для улучшения состояния здоровья женщин будут продолжены программа «родовый сертификат», неонатальный и аудиологический скрининги, внедряться на территории республики Порядки оказания медицинской помощи, в том числе акушерско-гинекологической и неонатальной.

В 2011 году в рамках модернизации проводится диспансеризация 14-летних подростков с целью своевременного выявления нарушений репродуктивной функции. Будут увеличены объемы оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе по ЭКО.

В наступившем году будет продолжена диспансеризация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по результатам которой необходимо провести весь комплекс реабилитационных мероприятий.

Формирование здорового образа жизни у детей совместными усилиями со всеми ведомствами – одно из главных направлений нашей работы. Чем более в раннем возрасте начнем эту работу, тем вероятнее положительные результаты. Особое внимание – снижению употребления табака, как одного из главных факторов, определяющих предотвратимые причины смертности в мире. 4,9 миллиона ежегодных смертей - следствие воздействия табака. А по прогнозу к 2030 году, эта цифра вырастет до 10 миллионов. 250 миллионов детей, живущих ныне, умрут от заболеваний, связанных с курением. Опасно не только активное, но и пассивное курение. Между тем, ему подвержены 750 миллионов детей - ведь 58 % из них живут в семьях, в которых курят. И у тех детей в возрасте до 1 года, которые умерли от синдрома внезапной смерти у нас – это 13 детей в 2010 году, были курящие родители.

В Послании Президента России Д.А.Медведева Федеральному собранию в 2010 году говорилось о направлении на детское здравоохранение не менее 25% всех средств бюджета, это условие необходимо выполнять на всех уровнях. Этот момент предусмотрен и в программе модернизации здравоохранения.

В 2010 году Министерством здравоохранения проведена большая работа по восстановительному лечению детей:

- Это проведение акции «Улыбки», в результате которой 171 ребенку была проведена коррекция челюстно-лицевой области.

- Проведены операции по коррекции слуха – 23 детям установлены кохлеарные импланты, и здесь, в республике, организованы установочные сессии с приглашением специалистов из федеральных учреждений по обучению родителей и наших врачей работе с этими детьми.

Мы продолжим работу по ранней профилактике инвалидности, начатую в 4 детских учреждениях за счет средств Фонда детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Необходимо, не упуская время, развивать на местах в ЦРБ восстановительное лечение для детей.


Уважаемые участники совместной коллегии!

Число умерших в трудоспособном возрасте уменьшилось в 2010 на 296 человек, что на 5% меньше, чем в 2009г. Индикатор Программы СЭР достигнут, однако показатель все еще значительно превышает среднероссийский и окружной.

Снижение достигнуто :

- от злокачественных новообразований - на 11,9%,

- болезней нервной системы – на 29,9%,

- болезней системы кровообращения – на 4,2%,

- болезней органов дыхания – на 12,4%,

- пищеварения (на 10,7%),

- внешних причин – на 7,8%..

Несмотря на постоянный контроль и мониторинг данного показателя, продолжается его рост в г.Северобайкальске и 7 районах республики: Кабанском, Кяхтинском, Муйском, Окинском, Прибайакльском, Северобайкальском, Тарбагатайском.

Высокий уровень продолжает оставаться: в Тункинском, Северобайкальском, Заиграевском, Закаменском, Джидинском, Селенгинском, Баргузинском районах. Большая часть смертей – от алкоголь-ассоциированных состояний, поэтому мы вновь призываем решать данную проблему сообща со всеми ведомствами. В первую очередь, с правоохранительными органами и администрациями муниципальных образований.

Среди причин смертности от внешних факторов, от которых погибает большая часть трудоспособного населения республики (в 2010г. - 1970 человек):

- на первом месте – самоубийства – 27,4% (,,

- далее – убийства – 15,7%,

- случайные отравления алкоголем – 12,5%,

- все виды транспортных травм- 11,6%, Показатель потерь от ДТП составляет 28,6 на 100 тыс. населения.

^ Снижение смертности отмечается в 12 районах республики и в городах Улан - Удэ и Северобайкальске.

Наиболее высокие показатели смертности зарегистрированы в Курумканском, Тункинском, Селенгинском, Северобайкальском, Хоринском, Закаменском, Баунтовском, Мухоршибирском, Баргузинском районах.


Несмотря на снижение числа потерь от самоубийств по сравнению с прошлым годом на 43 случая (показатель снизился на 6,4%), уровень суицидов в республике остается чрезвычайно высоким – 88,9 на 100 тыс., по России этот показатель 26,5 на 100 тыс.

В 13 районах - превышение индикативного уровня (106,0), рост смертности отмечается в 8 районах.

Причиной у взрослых, как правило, являются скрытые депрессии, часто на фоне алкогольного опьянения. Социальные же причины всем известны – это сложные жизненные ситуации, обусловленные, как правило, отсутствием работы, безденежьем, невидением жизненных перспектив и т.д.

Для медицинских аспектов решения этой проблемы есть один выход – это повсеместное обучение всех медицинских работников, начиная от работников фельдшерских пунктов, персонала больниц, и, безусловно, участковой службы, - раннему выявлению скрытой депрессии и методам профилактики и лечения. Мы сделали первые шаги в создании службы психологической помощи, начали сотрудничество с ведущими суицидологами страны. В сентябре проведена конференция по вопросам суицида с участием специалистов из Института им.Сербского в рамках Форума по здоровому образу жизни.

Мы начали взаимодействие с представителями духовенства, однако здесь нам предстоит еще очень много сделать. Считаю, что руководители здравоохранения, органов местного самоуправления на местах должны пойти на активное сотрудничество с ними.


Тесное взаимодействие с органами правопорядка, управлением МЧС по РБ позволили закрепить тенденцию по снижению смертности от ДТП, отравлений алкоголем. Однако эти показатели остаются высокими, как в г.Улан-Удэ, так и в сельских районах.


Поэтому не случайно стратегическим направлением работы здравоохранения являются меры по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни.

Постановлением Правительства утверждена Доктрина оздоровления общества Республики Бурятия на 2009-2011 год. Это документ, определяющий основные направления формирования культуры здоровья у населения, развития физических, интеллектуальных и нравственных аспектов по повышению ценности здоровой и продолжительной жизни.

Утвержденный Комплексный план действий по реализации Доктрины требует консолидации усилий, знаний и возможностей представителей органов государственной власти и местного самоуправления, общественности и науки по решению проблемы сбережения здоровья населения.


Продолжена реализация республиканской целевой программы «Развитие здравоохранения Республики Бурятия на 2009-2011 годы и на период до 2017 года»

В рамках Программы приобретено современное медицинское оборудование для регионального сосудистого центра при РКБ им. Н.А.Семашко и 2 сосудистых отделений при Гусиноозерской ЦРБ и МУЗ БСМП, республиканского онкологического, противотуберкулезного и психоневрологического диспансеров, Центров здоровья, Центра СПИД и ИЗ. ГУЗ ДРКБ оснащен современным специализированным реанимобилем для новорожденных. Проводятся мероприятия по профилактике алкоголизма, наркомании и формированию здорового образа жизни, тестирование школьников и студентов в целях выявления и лечения наркопотребителей на ранних стадиях. Проведены конкурсы среди муниципальных учреждений здравоохранения на лучшую реализацию муниципальных программ по формированию здорового образа жизни населения и на лучшую амбулаторию врача общей практики. Победители конкурсов оснащены современным оборудованием, автотранспортом, средствами пропаганды здорового образа жизни и профилактики социально-значимых заболеваний. Проведена вакцинопрофилактика опасных инфекционных заболеваний среди населения. Проведены мероприятия по целевой переподготовке кадров, повышению квалификации медицинских работников, проведены сертификационные циклы для врачей педиатров, акушеров-гинекологов, педиатров, врачей общей практики и т.д. Обучены кардиологи, неврологи, рентгенологи для работы в сосудистых отделениях, наркологи ГУЗ РНД, суицидологи РПНД для совершенствования работы по профилактике суицидов и др.

Проведенные мероприятия способствуют улучшению качества оказания медицинской помощи, повышению ее доступности. Снижению смертности населения в трудоспособном возрасте, снижение показателей младенческой и материнской смертности. Стабилизации эпидемиологической ситуации, связанной с заболеваниями социального характера.


В области лекарственного обеспечения в соответствии с постановлением Правительства от №654 от 08 августа 2009 года «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно-необходимые и важнейшие лекарственные средства» введена государственная регистрация цен на жизненно-необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС). Утвержден их перечень.

Утверждение предельных оптовых и розничных надбавок к ценам производителей позволило снизить стоимость лекарств уже в первом квартале 2010 года по госпитальному сегменту на - 18,21%; амбулаторному сегменту на - 13,1% .


Вступление в силу федерального закона от 12 апреля 2010 года №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» позволило законодательно разрешить розничную торговлю лекарственными препаратами через обособленные подразделения медицинских организаций (амбулатории, ФАПы, центры общей врачебной (семейной) практики, расположенные в сельских поселениях, где нет аптек.

В настоящее время розничная торговля лекарственными препаратами планируется в 208 населенных пунктах: на 161 ФАПе и 47 врачебных амбулаториях. Также планируют открытие дополнительных точек розничной торговли медикаментами аптечные организации.

Воспользовались правом и обратились за выпиской льготных лекарственных препаратов – 30 290 человек, что составило 33,2 % состоящих на учете в Федеральном регистре. Им отпущено лекарственных средств на сумму – 250,0 млн.руб.

Среднемесячный объем лекарственных средств, отпущенных 1-му гражданину в 2010 году составил – 1 146 рублей при подушевом нормативе выделенных финансовых средств 746 рублей.


Доступность бесплатной медицинской помощи обеспечивается реализацией программы гос. гарантий. По итогам 2010 г. объемные показатели программы государственных гарантий выполнены. Следует отметить, что открытие пунктов оказания неотложной медицинской помощи при поликлиниках г. Улан –Удэ, перераспределение вызовов неотложной помощи в участковую службу в районах республики позволили снизить в 2010 году количество вызовов скорой помощи на 7,5%, в результате уровень вызовов ниже Российского норматива и составил 0,306 на 1 жителя.


Продолжена работа по повышению эффективности использования ресурсов здравоохранения. Продолжена реструктуризация коечного фонда, сокращены неэффективно функционирующие 171 койки круглосуточного стационара в муниципальных и республиканских учреждениях здравоохранения, 9 маломощные участковые больницы реорганизованы во врачебные амбулатории с дневным стационаром. Показатель обеспеченности койками на 10 тыс. составил 86,8, соответственно среднегодовая занятость койки возросла до 323 дней в году.


Сегодня одной из важнейших проблем, требующих решения, остается кадровый вопрос. Показатель обеспеченности остается на уровне 2008 года, составил 33,4 на 10 тыс. населения. Особенно напряженная ситуация в сельских районах, где обеспеченность вдвое ниже – 16,2.

Самая низкая обеспеченность врачами сложилась в Бичурском (11,5), Джидинском (13,8), Иволгинском (14,3), Кяхтинском (14,5), Мухоршибирском (14,1), Прибайкальском (13,3), Тарбагатайском (13,5) районах. Необходимо отметить недостаточную профориентационную работу руководителей вышеперечисленных ЛПУ со студентами медицинских ВУЗов, ССУЗов и врачами – интернами по поступлению и прибытию на работу.

Обеспеченность средними медицинскими работниками в Улан-Удэ -73,6 (в 2008г.-69,5) и сельских ЛПУ -75,6 (в 2008г.-78,2) ниже, чем в среднем по РБ, при этом в городе Улан-Удэ ниже, чем по районам на 2,6%.

Ежегодно увеличивается удельный вес врачей и средних медработников, имеющих сертификаты по специальности (с 91,5% в 2008г. до 93,5% в отчетном году), в то же время надо отметить несвоевременность их подтверждения, что вызывает нарекания со стороны контролирующих органов. Поэтому прошу учесть и обеспечить сертификацию специалистов до окончания срока действия документа.

Отмечается увеличение удельного веса врачей, имеющих высшую категорию с 61,5% до 64%. Однако, должен сказать, что присвоение высшей квалификационной категории должно стать удостоверением действительно высокого уровня профессионализма. К сожалению, отмечаются случаи, когда врачи, имеющие высшую категорию, допускают непростительные ошибки, что приводит к обоснованным жалобам со стороны пациентов. Мы будем ужесточать требования к присвоению категорий.

Что касается вопросов оптимизации «прочего» персонала, этот вопрос мы затронем отдельно на Дне организатора.


Принятый Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» вносит изменения в полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. внесены изменения. С 1 января 2012 года полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере организации оказания медицинской помощи распространяется на всю территорию субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях).


Это повлечет изменение всей системы здравоохранения. Планируются большие преобразования на уровне муниципальных образований (создание государственных лечебно-профилактических учреждений) и на республиканском уровне (создание сети территориальных подразделений специализированных служб).

Проект Федерального закона «Об охране здоровья граждан в РФ» от 1 декабря 2010 года расширяет и конкретизирует данные преобразования. Ранее возложенные на органы местного самоуправления полномочия по организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи граждан проектом федерального закона закрепляются за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, наряду со специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощью.

Кроме того, в связи с принятием Федерального закона 8 мая 2010 года №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» к 2011 году планируется реализовать мероприятия по изменению статуса учреждений здравоохранения и образования.

Данная работа также потребует в 2011 году согласованных усилий всех учреждений здравоохранения. Более подробно о реализации данного федерального закона будет изложено позже в докладе юриста министерства.

Основной целью Программы модернизации здравоохранения в республике является улучшение демографической ситуации, улучшение здоровья населения республики.

С учетом структуры смертности, заболеваемости населения выбраны приоритетные направления:

- совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистой патологией, женщинам и детям, больным с онкопатологией, пострадавшим вследствие травм и больным с социально-значимыми заболеваниями.

Основным направлением в совершенствовании организации оказания медицинской помощи остается приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи путем реализации Концепции развития первичной медико – санитарной помощи по принципу общеврачебной практики, расширению объемов стационарозамещающих видов помощи (в дневных стационарах, центрах амбулаторной хирургии, стационарах на дому).

Реформирование первичного звена предусматривает одновременные преобразования в организации службы скорой медицинской помощи как неотъемлемого компонента первичной медико-санитарной помощи. Необходимо развитие дистанционных методов медицинского обеспечения, в целях более оперативного оказания скорой медицинской помощи, оптимального использования ресурсов службы, требуется внедрение специализированного информационно-технического комплекса, поддерживающего спутниковую навигацию, особое внимание должно быть уделено оказанию первой помощи персоналом служб жизнеобеспечения (милиция, пожарная служба, дорожно-патрульная служба) и водителей транспортных средств.

Развитие стационарной медицинской помощи будет направлено на оптимизацию объемов стационарной помощи за счет сокращения числа случаев необоснованной госпитализации, внедрения новых медицинских технологий, способствующих уменьшению средней длительности лечения. Стационарная медицинская помощь будет осуществляться по 4 уровням.

Особое внимание будет уделено организации и оснащению межрайонных специализированных центров.

Планируется создание 3-х межрайонных центров оказания экстренной медицинской помощи больным с травмами на базе 3-х ЦРБ с радиусом обслуживания до 200 километров. С 2012 года планируем принять участие в реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП. Федеральная дорога М-55 протяженностью 428 км проходит по территории 5 районов и г. Улан - Удэ. Определены ЛПУ, ответственные за оказание медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

Также с 2012 года планируем принять участие в программе совершенствования медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями. В поэтапной организации медицинской помощи планируется создание 2х первичных сосудистых отделений на базе Гусиноозерской ЦРБ, больницы скорой медицинской помощи г. Улан-Удэ и регионального сосудистого центра на базе Республиканской больницы. Созданная структура позволит обеспечить оказание своевременной, специализированной помощи 62% населения республики.

Особое внимание уделяется оказанию медицинской помощи больным с социально-значимыми заболеваниями.

С 2011 года планируем начать реконструкцию республиканского онкологического диспансера, включающую строительство поликлиники на 250 посещений в смену, каньона с 2-мя линейными ускорителями, стационара на 150 коек с ожидаемой сметной стоимостью 2,5 млрд. руб.

В рамках модернизации из средств республиканского бюджета предусмотрены мероприятия по укреплению материально – технической базы республиканского противотуберкулезного, наркологического и психоневрологического диспансеров.

Мероприятия по укреплению материально – технической базы учреждений здравоохранения - проведение капитального ремонта зданий ЛПУ, оснащение их медицинским оборудованием позволят увеличить долю зданий, прошедших капитальный ремонт до 52%, фондооснащенность (рублей на 1 кв. м) медицинским оборудованием на 27%, фондовооруженность (рублей на 1 врача) на 24,5%.

Важная роль в модернизации здравоохранения придается информатизации. Запланированы мероприятия по развитию информационно-технологической инфраструктуры медицинских учреждений, внедрению единой информационной системы, защите персональных данных, созданию платформы для развития телемедицинских технологий. Реализация мероприятий должна привести к оптимизации процессов оказания медицинских услуг, внедрению записи на прием к врачу в электронном виде, электронной медицинской карты, электронного документооборота и обеспечению информационной безопасности.

Основной задачей Программы является повышение качества оказания медицинской путем внедрения стандартов оказания медицинской помощи. Запланировано внедрение медико – экономических стандартов по 21 нозологиям (сердечно-сосудистая патология, онкология, травматология, акушерство и гинекология, специализированная педиатрия), проведение диспансеризации 14-летних подростков, целью которой является оценка репродуктивного здоровья, определение группы здоровья, проведение реабилитационных мероприятий. Особое внимание должно быть уделено подготовке и привлечению дополнительных кадровых ресурсов, повышению квалификации и профессиональной переподготовке.

С 2011 г. запланированы мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.

В связи с осуществлением денежных выплат стимулирующего характера врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу уровень заработной платы повысится на 26%. Будут увеличены затраты на приобретение лекарственных средств и расходных материалов для проведения диагностических обследований и лечебных мероприятий при оказании амбулаторной медицинской помощи на 60%.

В результате реализации Программы ожидаем увеличение средней продолжительности жизни до 66,1 лет, снижение показателя общей смертности до 12,8 на 1000 нас., смертности населения в трудоспособном возрасте до 750,0 на 100 тыс. нас., в том числе от болезней системы кровообращения до 181,0, от злокачественных новообразований до 87,2, от травм до 38,8, также повышение удовлетворенности населения оказываемой медицинской помощью до 51%.


. В этих условиях роль специалистов особенно возрастает, в том числе административно-управленческого персонала. В своем Послании Федеральному Собранию на 2011 год Президент Российской Федерации Д.А.Медведев уделил большое внимание развитию благоприятной среды для развития наших будущих поколений. Говорил о необходимости инноваций, развития информационных и телекоммуникационных технологий, проведения технической модернизации детских лечебно-профилактических учреждений. Он также обратил внимание на необходимости повышения квалификации сотрудников лечебно-профилактических учреждений.

Успешная реализация Программы модернизации здравоохранения невозможна без модернизации нашего сознания, особенно у управленцев. Это должны быть не только высокопрофессиональные и энергичные люди. Они должны обладать, в первую очередь, умениями и навыками:

- пользования современными электронными средствами коммуникации, интернетом и т.д.;

- свободно и быстро ориентироваться в стремительно меняющихся условиях;

- управления персонала.


Уважаемые коллеги!

Мы работаем в период преобразований в нашем обществе, в нашей отрасли. Сегодня позвольте Вас поблагодарить за Ваш труд, выразить надежду на дружную, плодотворную работу и пожелать всем нам успехов!

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Доклад Министра здравоохранения рб в. В. Кожевникова iconСлайд №1 Доклад Министра здравоохранения Забайкальского края Сормолотова б. П

Доклад Министра здравоохранения рб в. В. Кожевникова iconПриказ и о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 2 августа 2012 года №524 Овнесении изменений

Доклад Министра здравоохранения рб в. В. Кожевникова iconПриказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 ноября 2009 года №709 Об утверждении Перечня
Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 ноября 2009 года №709
Доклад Министра здравоохранения рб в. В. Кожевникова iconКвалификационные тесты по социальной гигиене и организации здравоохранения. Утв зам министра здравоохранения

Доклад Министра здравоохранения рб в. В. Кожевникова iconПриказ и о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 26 ноября 2009 года №791 Об утверждении

Доклад Министра здравоохранения рб в. В. Кожевникова iconПриказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года №765 Об утверждении
Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года №765
Доклад Министра здравоохранения рб в. В. Кожевникова iconПриказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 7 апреля 2010 года №238 Об утверждении типовых

Доклад Министра здравоохранения рб в. В. Кожевникова iconПриказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 8 июня 2012 года №397 Об утверждении Положения

Доклад Министра здравоохранения рб в. В. Кожевникова iconКприказу Министра здравоохранения

Доклад Министра здравоохранения рб в. В. Кожевникова iconМинистра здравоохранения и социального развития

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина