|
Скачать 0.65 Mb.
|
![]() СоставителИ: А.В.Глинник, заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; И.О.Походенько-Чудакова, заведующая кафедрой хирургической стоматологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор; Т.Б.Людчик, доцент кафедры челюстно-лицевой хирургии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; А.З.Бармуцкая, доцент кафедры хирургической стоматологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Рецензенты: Кафедра стоматологии детского возраста и челюстно-лицевой хирургии Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»; А.С.Артюшкевич, заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», доктор медицинских наук, профессор ^ Кафедрой челюстно-лицевой хирургии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 6 от 25.11.2009 г.); Кафедрой хирургической стоматологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 8 от 30.11.2009 г.); Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 6 от 17.02.2010 г.); Секцией по специальности 1-79 01 07 «Стоматология» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 3 от 24.02.2010 г.) ^ Челюстно-лицевая хирургия и хирургическая стоматология – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об этиологии, патогенезе, клинической симптоматике; методах специальной, лабораторной диагностики, дифференциальной диагностики, профилактике и комплексном хирургическом лечении заболеваний и повреждений челюстно-лицевой области; послеоперационной реабилитации пациентов. Изучение дисциплины «Челюстно-лицевая хирургия и хирургическая стоматология» позволяет овладеть знаниями о механизмах развития заболеваний челюстно-лицевой области, методах их диагностики, хирургического лечения и профилактики, что является необходимым условием для успешного усвоения таких дисциплин, как: «Ортопедическая стоматология», «Терапевтическая стоматология», «Стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний», «Ортодонтия», «Коммунальная стоматология». Дисциплина «Челюстно-лицевая хирургия и хирургическая стоматология» является одной из основных для подготовки квалифицированных врачей-стоматологов. Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
В содержании типовой учебной программы, в отличие от предыдущей (типовая учебная программа по челюстно-лицевой хирургии для специальности 1-79 01 07 Стоматология, регистрационный № 02.09/55), увеличено количество аудиторных часов и часов, отведенных на самостоятельную подготовку студентов. Тема «Тяжелые осложнения гнойно-воспалительных процессов челюстно-лицевой области и шеи» дополнена учебным материалом по прогнозированию течения гнойно-воспалительных процессов в челюстно-лицевой области. Тема «Современные принципы лечения гнойных ран челюстно-лицевой области и шеи» дополнена учебным материалом по лечебной физкультуре, физиотерапии, рефлексотерапии в системе реабилитации пациентов с гнойно-воспалительными процессами челюстно-лицевой области в амбулаторных и стационарных условиях. Изучение вопроса «Внутрибольничная инфекция» является дополнением темы «Лечение больных с абсцессами и флегмонами челюстно-лицевой области и шеи». Настоящая типовая учебная программа дисциплины «Челюстно-лицевая хирургия и хирургическая стоматология» включает новейшие научные данные по диагностике, лечению и реабилитации воспалительных заболеваний, травматических повреждений, опухолевых заболеваний, врожденных и приобретенных дефектов и деформаций челюстно-лицевой области. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции. Цель преподавания и изучения дисциплины «Челюстно-лицевая хирургия и хирургическая стоматология» состоит в подготовке специалиста, обладающего клиническим мышлением, способного на основании приобретенных научных знаний об этиологии, патогенезе, клинических и специальных методов исследования диагностировать и проводить хирургическое лечение основных болезней челюстно-лицевой области в амбулаторных и стационарных условиях. Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:
Преподавание и успешное изучение челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих дисциплин: ^ Химические элементы и их соединения. Химические реакции. Биоорганическая химия. Неорганические и органические химические соединения. Реологические свойства тканей и биологических жидкостей. Обмен органических веществ тканей челюстно-лицевой области и шеи. Элементы аналитической химии, синтез и модификация полезных химических соединений. ^ Медицинские приборы и аппаратура, используемые в челюстно-лицевой хирургии. Устройство и назначение медицинской аппаратуры, правила техники безопасности работы с электрическими приборами. Рентгеновское излучение и его биофизические механизмы действия. Основы медицинской статистики и информатики. ^ Строение, функции и обмен аминокислот, нуклеиновых кислот, белков, углеводов, липидов. Биосинтез нуклеиновых кислот и белков. Энергетический обмен в клетке. Клеточные мембраны. Пассивный и активный транспорт веществ через мембранные структуры клеток. Основы молекулярной генетики. Биохимический состав слюны и ротовой жидкости, значение минеральных и органических компонентов ротовой жидкости. ^ Практическое владение грамматикой и принципами словообразования. Знание значений латинских словообразовательных элементов и определенного минимума медицинской терминологии на латинском языке. ^ Строение тела человека, составляющих его систем, органов, тканей, половые и возрастные особенности организма. Международная анатомическая терминология. ^ Методы гистологических и цитологических исследований. Международная гистологическая терминология. Общая стоматология. Биология полости рта (строение зуба, окружающих тканей, состав и биологическая роль слюны). Оснащение и оборудование стоматологического кабинета. Инструменты для клинического обследования и стоматологических манипуляций. ^ Организм и его защитные системы. Основные принципы формирования и регуляции физиологических функций. Микробиология, вирусология, иммунология. Микробная флора полости рта, специфические и неспецифические факторы защиты. ^ Воспаление, дистрофия, онкогенез – понятие и биологическая сущность. Патологическая физиология. Учение о патогенезе. Роль реактивности организма в патологии. Механизм возникновения боли. Аллергическая реактивность организма. Патологическая физиология инфекционного, опухолевого процесса. Фармакология. Фармакодинамика лекарственных средств. Основные принципы действия лекарственных веществ. Побочное и токсическое действие лекарственных веществ. Вещества, влияющие на процессы воспаления и аллергии. Противомикробные и противопаразитарные средства: антисептические, дезинфицирующие, химиотерапевтические. ^ Физикальное обследование пациента и основные принципы диагностики. Клиника, диагностика и неотложная помощь больным с состояниями, угрожающими жизни. Клинические проявления системных, аллергических, инфекционных заболеваний и проявлений профессиональных вредностей на коже и слизистой оболочке полости рта. ^ Лучевая диагностика болезней челюстно-лицевой области, их осложнений. Дифференциальная диагностика на основе лучевых методов исследования. Рентгенологическая семиотика. Основные принципы лучевой терапии. ^ Микробная деконтаминация челюстно-лицевой области. Течение раневого процесса. Принципы хирургической обработки гнойной раны. Уход за хирургическим больным. ^ Адентия челюстей, врожденные и приобретенные деформации зубных рядов и челюстей, челюстно-лицевое и сложное протезирование, ортопедические методы лечения патологии височно-нижнечелюстных суставов. ^ Профилактика стоматологических заболеваний. Индексная оценка гигиенического состояния полости рта. Профессиональная гигиена полости рта. Методы системной и местной профилактики кариеса и болезней периодонта. Апикальные периодонтиты, периодонтиты, заболевания слизистой оболочки полости рта. Оториноларингология. Взаимосвязь заболеваний органов и тканей полости рта, лица, челюстей с патологией ЛОР-органов. Ортодонтия. Аномалии и деформации зубных рядов и челюстей. Офтальмология. Взаимосвязь заболеваний органов и тканей полости рта, лица, челюстей с патологией органов зрения. ^ Взаимосвязь заболеваний органов и тканей полости рта, лица, челюстей с патологией нервной системы. Взаимосвязь травматических повреждений челюстно-лицевой области с травматическими повреждениями мозга и костей черепа. ^ Основы организации здравоохранения. Закон о здравоохранении, структура деятельности организаций здравоохранения, штатные нормативы. Методы медицинской статистики в стоматологии. ^ Студент должен знать:
уметь:
Структура учебной программы дисциплины «Челюстно-лицевая хирургия и хирургическая стоматология» включает 16 разделов. Схема прохождения разделов учебной дисциплины «Челюстно-лицевая хирургия и хирургическая стоматология» по семестрам
^ – исходный уровень знаний; З – для зачета по пройденному материалу; Х – для экзамена. Характеристика рекомендуемых методов обучения. При организации обучения используются традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, семинары, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий, видеофильмов). Практические занятия проводятся в учебных кабинетах, лечебных и операционных кабинетах учреждений здравоохранения стоматологического профиля и на базах специализированных отделений челюстно-лицевой хирургии многопрофильных больниц, являющихся клиническими базами кафедр хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Семинары: в 10 семестре обучения проводят 5 семинаров, продолжительностью 2 часа каждый. Количество студентов в группе для семинара рекомендуется 4-6 человек. Организация самостоятельной работы студентов рекомендуется в формах:
хирургического стоматологического больного (6 семестр) и хирургического челюстно-лицевого больного в отделениях челюстно-лицевой хирургии (9 семестр);
Контроль подготовки студентов рекомендуется проводить путем устного опроса и выполнения письменных контрольных заданий (в том числе тестовых). Текущая аттестация проводится в форме зачетов (5, 7, 9 семестры) и экзаменов (6 и 8 семестры). Итоговая аттестация – государственный экзамен. Для каждого учебного семестра определяется минимум лечебно-профилактических и лечебно-диагностических мероприятий, которые студент должен выполнить самостоятельно. Выполнение практического минимума студент подтверждает отчетом (дневником), заверяемым преподавателем после каждого практического занятия. Распределение бюджета учебного времени по семестрам
^
|
![]() |
Ю. П. Чернявский, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии Учреждения образования Витебский Т. Н. Терехова, заведующая кафедрой стоматологии детского возраста Учреждения образования «Белорусский... |
![]() |
О. А. Скугаревский, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования Королева Е. Г., заведующая кафедрой психиатрии и наркологии Учреждения образования «Гродненский государственный... |
![]() |
Пояснительная записка Стоматология Т. Н. Терехова, заведующая кафедрой стоматологии детского возраста Учреждения образования «Белорусский... |
![]() |
В. С. Васильев профессор кафедры инфекционных болезней с курсом детских инфекций Учреждения образования И. А. Новикова, заведующая кафедрой клинической лабораторной диагностики Учреждения образования «Гомельский... |
![]() |
Оглавление пояснительная записка «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор И. О. Походенько-Чудакова |
![]() |
Пояснительная записка Акушерство и гинекология Л. Ф. Можейко, заведующая кафедрой акушерства и гинекологии Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Рекомендована к утверждению в качестве типовой Т. Н. Войтович, заведующая 2-й кафедрой детских болезней Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Дицинских наук, профессор С. А. Наумович; профессор кафедры ортопедической стоматологии учреждения «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор Л. Н. Дедова |
![]() |
Кафедра стоматологии детского возраста и челюстно-лицевой хирургии Учреждения образования Витебский И. В. Токаревич, заведующий кафедрой ортодонтии Учреждения образования «Белорусский государственный... |
![]() |
Е. Г. Королева, заведующая кафедрой психиатрии и наркологии Учреждения образования «Гродненский государственный |