И. П. Черник методист высшей категории отдела организационно-методического обеспечения физкультурно-спортивной работы Учебно-методического учреждения «Минский государственный областной учебно-методический кабинет» icon

И. П. Черник методист высшей категории отдела организационно-методического обеспечения физкультурно-спортивной работы Учебно-методического учреждения «Минский государственный областной учебно-методический кабинет»





Скачать 0.89 Mb.
Название И. П. Черник методист высшей категории отдела организационно-методического обеспечения физкультурно-спортивной работы Учебно-методического учреждения «Минский государственный областной учебно-методический кабинет»
страница 1/5
И.П.Черник
Дата 07.04.2013
Размер 0.89 Mb.
Тип Реферат
  1   2   3   4   5


Учебно-методическое учреждение

«Минский государственный областной учебно-методический кабинет»

Организационно-управленческие аспекты поддержки здорового образа жизни в учреждениях профессионально-технического

и среднего специального образования




Минск

2011


Составитель:

И.П.Черник – методист высшей категории отдела организационно-методического обеспечения физкультурно-спортивной работы Учебно-методического учреждения «Минский государственный областной учебно-методический кабинет»


ЦЕЛЬЮ данной работы является построение теоретического обоснования необходимости обеспечения здорового образа жизни; определение организационно-управленческих условий поддержки ЗОЖ учащихся и возможных путей их обеспечения в условиях учебного заведения. Представленные материалы могут быть использованы руководителями учебных заведений, мастерами производственного обучения, преподавателями физической культуры.


Содержание

Введение.


Глава I. Теоретические представления о здоровом образе жизни.

1.1. Здоровье и здоровый образ жизни как актуальное понятие, характеризующее качество жизни человека и общества.

1.2. Сущность и содержание понятия «здоровый образ жизни».

1.3. Требования к обеспечению здорового образа жизни учащихся в условиях учебного заведения.

Глава II. Основные механизмы управления по обеспечению и поддержанию здорового образа жизни учащихся.

2.1. Построение оздоровительной системы

2.2. Проектирование ресурсной базы поддержки и управления здоровым образом жизни учащихся.

2.3. Разработка целевой программы «Здоровье учащихся».

2.3.1. Изучение вопросов охраны здоровья, привитие здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения в учебном процессе.

2.3.2. Охрана здоровья учащихся, воспитание здорового образа жизни.

Физкультурно-оздоровительное направление

2.3.3. Питание учащихся

2.3.4. Профилактика несчастных случаев, охрана здоровья и жизни учащихся.

2.3.5. Физкультурно-оздоровительная работа.

Заключение.

Сноски.

Список литературы.










ВВЕДЕНИЕ



Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Как известно, здоровье человека определяется целым рядом факторов: образом жизни, генетической предрасположенностью, состоянием окружающей среды, медицинской активностью населения, состоянием его медицинского обслуживания и др.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях жизни. И одним из условий этой гармонии является здоровый образ жизни.

«В период социально-экономических преобразований приоритетными направлениями охраны здоровья населения остаются профилактика заболеваний и формирование потребности населения в здоровом образе жизни. Каждый должен осознать: никакие инвестиции в сферу охраны здоровья не окажутся эффективными, если отсутствует заинтересованность в сохранении и укреплении собственного здоровья».

Поэтому цель данной работы: построение теоретического обоснования необходимости обеспечения здорового образа жизни; определение организационно-управленческих условий поддержки ЗОЖ учащихся и возможных путей их обеспечения в условиях учебного заведения.

Задачи: определить актуальность проблемы обеспечения ЗОЖ в обществе и лично для каждого; построить схему управления и поддержки ЗОЖ в учебном заведении; проанализировать существующую систему управления ЗОЖ учащихся; определить ресурсы для поддержания ЗОЖ.

^ Объект исследования: процесс обеспечения (организация, управление, поддержка) ЗОЖ учащихся.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
    1. ^

      Здоровье и здоровый образ жизни как актуальное понятие, характеризующее качество жизни человека и общества



Эта проблема очень актуальна, поскольку здоровье – самое ценное достояние человека, уступающее по своему значению только самой жизни. Однако, по данным проведенных опросов среди молодежи, в качестве основных факторов влияния на здоровье человека доминируют те, которые являются «внешними» по отношению к человеку. Сегодня молодые белорусы не готовы нести личную ответственность ни за свое здоровье, ни за тот образ жизни, который ведут. В ходе исследований выяснилось, что молодые люди считают, что состояние их здоровья – это забота, в основном, каких-то внешних инстанций и результат воздействия внешних условий. Факторы, обеспечение которых действительно зависит только от самого человека, не являются, безусловно, приоритетными для белорусской молодежи в обеспечении здоровья. Анкетирование свидетельствует: никто из опрошенных не указал на:

• передачу ответственности за здоровье самому человеку и создание условий для проявления его активности и самостоятельности;

• экономическое стимулирование здоровья в рамках политики государства и производства;

• изменение распространенных в обществе традиций, не способствующих укреплению и сохранению здоровья человека: проектирование и создание новых – здравосозидающих – традиций и возрождение национальных традиций;

• изменение роли социальных учреждений: образования – с формирования знаний, умений, навыков на становление у человека основ здорового образа жизни и укреплении здоровья; здравоохранения – с лечения заболеваний на профилактику и сохранение здоровья: СМИ – с превалирования рассказов о здоровье на обеспечение просвещения, позволяющего сформировать отношение людей к здоровью как к одной из важнейших ценностей, пропаганду здорового образа жизни.

Несмотря на то, что проблемы здоровья и здорового образа жизни сегодня особенно актуальны для разных категорий людей, живущих в Беларуси, они остаются вне поля внимания молодежи: о них не модно говорить в молодежной среде. Наличие данного явления указывает на необходимость просвещения молодежи, создания молодежной моды на здоровье и пропаганды здорового образа жизни.

«В белорусском регионе наращивание потенциала устойчивого развития возможно при решении двуединой задачи: 1) предъявление молодежи и другим жителям Беларуси образцов, факторов, явлений, в которых здоровье и качество жизни человека напрямую зависят от его личностных установок, стремлений, самостоятельных усилий и образа жизни; 2) публичное вычленение и обсуждение предъявленных путей оздоровления с тем, чтобы инициировать изменение жизненной позиции (с потребительской на активную) непосредственных участников дискуссии и тех, кто участвует в ней опосредованно (например, зрителей у телеэкрана)».

Решение этой задачи напрямую сопряжено с:

а) демократизацией системы образования,

б) развитием общественных организаций и движений,

в) обеспечением деятельности института самоуправления,

г) изменением существующих ныне схем финансирования молодежных инициатив.

Более 70% факторов, влияющих на состояние здоровья населения, являются управляемыми.

Сохранение здоровья подрастающего поколения становится одной из актуальных задач образования. Существует потребность в специальных образовательных программах, позволяющих воспитывать в детях и подростках ценностное отношение к собственному здоровью, формирующих готовность заботиться о своем организме.

Научно-технический прогресс приводит к коренным преобразованиям в области производства. При этом непременно возникают новые профессии, а содержание существующих значительно обновляется. Человек и машина могут обеспечивать транспортные, технологические, энергетические процессы, а также управление и контроль. Несмотря на то, что механизация, автоматизация и химизация производства приводят к интенсивному замещению функций человека машиной, требования к психическим и физическим качествам не уменьшились, а увеличились. В результате научно-технического прогресса закономерно возникают противоречия между биологическими возможностями человека и требованиями производства. Следствием этого противоречия является увеличение сроков профессиональной подготовки. Поэтому объективно возникает необходимость изыскания путей повышения эффективности профессионального обучения подрастающего поколения.

Задачами учреждения профессионального образования являются: укрепление здоровья учащихся, повышение их профессиональной работоспособности, а также ускорение более качественной профессиональной подготовки учащихся.

Профессиональную подготовленность следует понимать в двух направлениях: 1 – подготовленность учащихся непосредственно по своей узкой профессии (овладение определенными навыками и умениями, волевыми и физическими качествами); 2 – учет особенностей умственного труда.

Овладение профессией обусловлено не только уровнем развития какого-либо одного свойства организма, оно требует наличия некоторого комплекса профессионально важных качеств. Эти специфические качества наиболее эффективно могут быть подготовлены не одним каким-либо видом физических упражнений, заимствованных из различных видов спорта. Узкая специализация приводит к одностороннему развитию определенных качеств и свойств организма. Правильный подбор физических упражнений обеспечивает как всестороннее физическое развитие, так и совершенствование профессиональной подготовки.

^ Профессионально-прикладная физическая подготовка призвана решать такие задачи:

1) вооружить учащихся прикладными знаниями о профессии, о физических качествах, необходимых им для успешного выполнения трудовых операций, для высокоэффективного труда;

2) сформировать у учащихся двигательные умения и навыки, которые будут способствовать производительному труду будущих специалистов;

3) воспитать у них физические и психические качества, необходимые в будущей трудовой деятельности;

4) способствовать лучшему освоению трудовых операций, ускоренному обучению профессии;

5) научить использовать средства активного отдыха для борьбы с производственным утомлением, для быстрого и полного восстановления сил;

6) предупредить и снизить производственный травматизм среди работающих за счет увеличения их силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости при выполнении трудовых операций, в процессе жизнедеятельности.


^ 1.2. Сущность и содержание понятия «здоровый образ жизни»


До 90-х годов в СССР (в том числе и в БССР) категория «здоровье» использовалась только в медицинской литературе как характеристика медико-психического состояния человека. О такой категории, как «образ жизни», говорилось крайне мало и только в контекстах социологических исследований. В теоретических положениях превалировало мнение о том, что образ жизни – это социальная категория: если человека поместить определенным образом в организованную среду, обеспечивающую ему правильную организацию жизни, то он и будет вести тот «образ жизни», в который его поместили. Об индивидуализации жизненного пространства, создании человеком «своего образа» жизни не говорилось. Взаимосвязь образа жизни человека и его здоровья не рассматривалась ни в контекстах укрепления и сохранения здоровья, ни в контекстах обеспечения развития.

Образ жизни является одним из компонентов обеспечения здоровья человека. Здоровье – это многомерное состояние человека (включающее и позитивные, и негативные характеристики), которое развивается в процессе реализации его генетического потенциала в условиях конкретной социально-экологической среды. Здоровье человека позволяет ему осуществить свои функции: биологическую (обеспечение выживания – воспроизведение себе подобных), социальную (обеспечение стремления быть похожим на других – поддержка имеющегося состояния социума) и личностную (обеспечение развития – культивирование разнообразия и уникальности человека и региона). Вне зависимости, как определяется здоровье, его основной характеристикой является стабильность.

Здоровый образ жизни – образ жизни человека, обеспечивающий ему здоровье, – это путь человека к своему здоровью. Он может быть представлен как совокупность двух составляющих: социальной (условия и возможности, созданные в определенном социуме конкретной социальной общностью, в том числе и государством) и личностной (идеальные представления человека о том, что такое его здоровье, каковы условия его обеспечения и какой образ жизни может способствовать его сохранению и укреплению). Если содержание личностной составляющей определяется самим человеком, то социальная составляющая – потенциал для сохранения и укрепления здоровья людей, имеющийся в этом социуме.

Человек, ведущий здоровый образ жизни, должен не только в полной мере использовать имеющиеся условия ситуации, но и обеспечивать изменение этих условий. Это возможно при сочетании его собственных представлений о себе, своем здоровье и образе жизни и внешних (средовых) условий для жизни.

Условиями здорового образа жизни являются: чистая среда обитания и возможность употребления качественных продуктов питания, доступность качественной медицинской помощи; функциональная грамотность и существование социальных институтов гражданского общества, семьи; современный уровень развития систем образования и производства, инфраструктур коммуникации, профессионализма и досуга; обеспеченность прав человека и деятельности самоуправления, сообществ. Идеальное распределение факторов, обеспечивающих здоровье человека, должно быть следующим (расположение по степени влияния):

а) признание здоровья как безусловной ценности;

б) личное стремление человека быть здоровым и его образ жизни;

в) осведомленность о факторах риска, состоянии окружающей среды и обеспеченность качественного питания;

г) состояние окружающей среды и существующие в обществе традиции;

д) наследственность.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

^ Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека правильно функционирует и развивается.

^ Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга. Оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

^ Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, то есть жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

  1   2   3   4   5

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

И. П. Черник методист высшей категории отдела организационно-методического обеспечения физкультурно-спортивной работы Учебно-методического учреждения «Минский государственный областной учебно-методический кабинет» icon Рабочая программа согласовано: Начальник учебно-методического отдела имо

И. П. Черник методист высшей категории отдела организационно-методического обеспечения физкультурно-спортивной работы Учебно-методического учреждения «Минский государственный областной учебно-методический кабинет» icon Учебно-методический комплекс дисциплины одс. 09 Технология физкультурно-спортивной деятельности (гидрореабилитация)

И. П. Черник методист высшей категории отдела организационно-методического обеспечения физкультурно-спортивной работы Учебно-методического учреждения «Минский государственный областной учебно-методический кабинет» icon Учебно-методический комплекс дисциплины технологии физкультурно-спортивной деятельности (наименование

И. П. Черник методист высшей категории отдела организационно-методического обеспечения физкультурно-спортивной работы Учебно-методического учреждения «Минский государственный областной учебно-методический кабинет» icon Учебно-методический комплекс неврозология специальность 030301 Психология Автор учебного методического

И. П. Черник методист высшей категории отдела организационно-методического обеспечения физкультурно-спортивной работы Учебно-методического учреждения «Минский государственный областной учебно-методический кабинет» icon Учебно-методический комплекс суицидология автор учебного методического комплекса к м. н. Ковпак Дмитрий

И. П. Черник методист высшей категории отдела организационно-методического обеспечения физкультурно-спортивной работы Учебно-методического учреждения «Минский государственный областной учебно-методический кабинет» icon Структура образовательной программы. 1 раздел: характеристика образовательного учреждения (информационная
Образовательная программа общеобразовательной школы – это нормативно-управленческий документ, определяющий...
И. П. Черник методист высшей категории отдела организационно-методического обеспечения физкультурно-спортивной работы Учебно-методического учреждения «Минский государственный областной учебно-методический кабинет» icon «Психологическая диагностика последствий жестокого обращения с детьми» подготовлен педагогом-психологом

И. П. Черник методист высшей категории отдела организационно-методического обеспечения физкультурно-спортивной работы Учебно-методического учреждения «Минский государственный областной учебно-методический кабинет» icon Учебно-методическое пособие Утверждено Научно-методическим советом института в качестве учебно-методического

И. П. Черник методист высшей категории отдела организационно-методического обеспечения физкультурно-спортивной работы Учебно-методического учреждения «Минский государственный областной учебно-методический кабинет» icon Учебно-методического комплекта

И. П. Черник методист высшей категории отдела организационно-методического обеспечения физкультурно-спортивной работы Учебно-методического учреждения «Минский государственный областной учебно-методический кабинет» icon Совершенствование организационно-методического обеспечения деятельности государственных и муниципальных
Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы