Рабочая учебная программа дисциплины акушерство и гинекология, детская гинекология для специальности 060103 педиатрия Всего часов 413, из них icon

Рабочая учебная программа дисциплины акушерство и гинекология, детская гинекология для специальности 060103 педиатрия Всего часов 413, из них





Скачать 0.76 Mb.
Название Рабочая учебная программа дисциплины акушерство и гинекология, детская гинекология для специальности 060103 педиатрия Всего часов 413, из них
страница 1/3
Дата 10.04.2013
Размер 0.76 Mb.
Тип Рабочая учебная программа
  1   2   3
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольская государственная медицинская академия»

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации


Кафедра акушерства и гинекологии



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе, профессор




А.Б. Ходжаян


«___»_____________ 20____ г.



^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Акушерство и гинекология, детская гинекология


для специальности 060103 педиатрия


Всего часов – 413 , из них:

  • аудиторных занятий – 276 часов

- лекций – 66 часов

- практических занятий – 210 часов

  • самостоятельная работа – 137 часов

  • формы контроля:

- экзамен в 9 семестре


г. Ставрополь

2012 г.

Рабочая учебная программа разработана в соответствии с

- ФГОС ВПО по специальности 060103 педиатрия, Утвержденным приказом Минобрнауки России от 08.11.2010 г.

№ 1122;

- рабочим учебным планом по специальности, 060103 педиатрия, утвержденным Ученым советом академии от 31 августа 2012 г. протокол № 1,

- типовой (примерной) учебной программой по акушерству и гинекологии.


Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры акушерства и гинекологии.

«31» августа 2012 года протокол № 1


Зав. кафедрой _________________ профессор В.А. Аксененко


Одобрена Цикловой методической комиссией хирургических дисциплин.

«___» _______________20____года


Председатель ЦМК _________________ профессор И.В. Суздальцев


Согласована:

Декан факультета _____________________________________________


_________________ доцент Л.Я. Климов


Начальник УМУ _________________ Н.П. Вышковский


«___» _______________20____года


Руководитель ЦУКО _________________ профессор Ю.В. Первушин


«___» _______________20____года


Рецензенты

___________________

Организационно-методические положения


Программа по акушерству и гинекологии для педиатрического факультета предусматривает унифицирование преподавания предмета с учетом специфики педиатрических факультетов.

Врачу-педиатру – специалисту, ориентированному в основных врачебных специальностях, необходимо знание процессов зачатия, течения беременности, родов и раннего неонатального периода, которые определяют здоровье детей в перинатальном периоде и последующей жизни.

В системе подготовки врача - педиатра предмет акушерство и гинекология занимает одно из ведущих мест. Проблема охраны здоровья матери и ребенка, сохранение репродуктивного здоровья является на сегодняшний день проблемой общегосударственной значимости. Основные направления данной проблемы, пути их разрешения регламентированы программой «Безопасное материнство» и нацпроектом «Здоровье». Главной их целью является дальнейшее совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка, рождение здорового потомства, снижение материнской и перинатальной смертности, гинекологической заболеваемости и оптимизация, в конечном итоге, неблагоприятной демографической ситуации.

Таким образом, миссия, роль и место высшего медицинского образования в укреплении здоровья населения очевидна.

Дисциплина акушерство и гинекология является клинической дисциплиной и предназначена для решения задач по первичному обследованию женщин с физиологическим и патологическим течением беременности с оценкой состояния плода, больных с гинекологической патологией, постановке предварительного диагноза, оказанию первичной экстренной помощи и проведению реабилитационных мероприятий.

Дисциплина изучается в течение 7-10 семестров в объеме 413 часов с лекционным курсом (66 часов), практическими (210 часов) и самостоятельными занятиями (137 часов).

Лекционный курс читается профессором и доцентами кафедры и освещает наиболее важные разделы дисциплины. На лекциях демонстрируются клинические случаи, применяются информационные технологии и технические средства обучения.

Практические занятия проводятся всеми категориями профессорско-преподавательского состава с учетом сложности программы и опыта преподавателей кафедры. Практические занятия проводятся в аудиториях кафедры, отделениях клинических баз. Каждый студент имеет индивидуальное рабочее место, необходимый для самостоятельной работы набор акушерского инструментария, на каждую группу переносной ультразвуковой аппарат для регистрации сердечной деятельности плода. Учебные помещения кафедры оснащены необходимым для осуществления учебного процесса оборудованием: муляжи, фантомы, акушерский и гинекологический инструментарий, микроскопы, ноутбуки. Количество студентов в клинической группе составляет 6-12 человек. На кафедре установлена система учета знаний студентов – ежедневное тестирование и опрос, конечный контроль знаний (решение ситуационных задач), зачеты, защита историй родов и болезни, УИРС. В ходе практического занятия студенты самостоятельно и при участии преподавателя решают поставленные перед ними задачи по овладению знаниями и приобретению необходимых практических умений, отчитываются за проделанную работу. Коечный фонд клинических баз, функциональные особенности СККПЦ, многообразие различных форм патологии беременных позволяет осуществлять ведение процесса обучения, самостоятельную курацию и клинические разборы беременных и гинекологических больных в соответствии с тематикой занятий.

Работа на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре балльно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов. По результатам учебной деятельности студента в соответствии с набранными баллами, по решению коллектива кафедры, могут освобождаться от проведения итоговой аттестации с выставлением им соответствующей оценки.

Переводные экзамены для студентов 5 курса проводятся в три этапа в письменной форме – тестирование, прием практических навыков и собеседование (ответ на билет и решение ситуационной задачи).

Для решения задач образовательного процесса на кафедре имеется учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, сборники тестов, эталонов, ситуационных задач, перечень практических навыков, тем УИРС, экзаменационные материалы, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса.

Для самостоятельной работы студентов во внеучебное время имеется специально выделенная учебная комната, оснащенная необходимым инструментарием и дополнительной литературой (методические указания и разработки, приказы). Методика самостоятельной работы студентов заключается в углубленном изучении теоретических вопросов по различным разделам акушерства и гинекологии и в совершенствовании практических навыков, осуществляемых под контролем консультантов – дежурных преподавателей, аспирантов, клинических ординаторов. Для внеучебной работы студентов на кафедре имеется ряд учебно-методических пособий по наиболее актуальным проблемам акушерства «Гестозы», «Неотложная помощь при акушерских кровотечениях», «Беременность и роды при различных видах экстрагенитальной патологии», «Послеродовые гнойно-воспалительные заболевания», «Сепсис», «Заболевания перинатального периода».

Дисциплина согласовано изучается с базовыми дисциплинами. Предметом согласования является совместный протокол согласования. При этом акцентируется внимание на характере физиологических изменений в организме беременной рассматривается понятие «норма беременности», освещаются особенности патофизиологических и морфологических изменений в организме при различных видах акушерской патологии, рассматриваются особенности течения экстрагенитальных заболеваний у беременныхи их влияние на развитие плода и состояние новорожденного, особенности фармакокинетики и фармакотерапии у беременных.

Ряд студентов активно участвует в работе студенческого научного кружка. Результаты научной деятельности студентов представляются на заседаниях кружка, ежегодной студенческой научной конференции, издаются.

На кафедре акушерства и гинекологии широко практикуется проведение открытых практических занятий и показательных лекций, контрольные посещения занятий. Посещение занятий оформляется протоколом, результаты посещений рассматриваются на методических совещаниях кафедры.

Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебной деятельности и направлены на формирование у студентов основ врачебной этики и деонтологии, коммуникабельности, обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, умению вести себя с пациентками, сокурсниками, старшими, бережного отношения к инвентарю.

Цели и задачи дисциплины.


Цель преподавания акушерства и гинекологии – дать студентам знание процессов течения беременности и родов, влияющих на здоровье плода и новорожденного в перинатальном периоде и постнатальном развитии; научить устанавливать предварительный диагноз, оказывать неотложную помощь при экстренных состояниях в акушерстве и неонатологии. На основе знания основных гинекологических заболеваний женских половых органов и особенностях их течения у девочек и подростков, подготовить специалиста для диагностики и оказания первой медицинской помощи пациенткам с экстренными гинекологическими заболеваниями.

знать:

  • основы организации акушерской амбулаторно-поликлинической помощи населению;

  • принципы диспансеризации беременных при физиологическом, патологическом течении беременности, экстрагенитальных заболеваниях; реабилитации больных.

  • физиологию и патологию менструальной функции;

  • физиологию беременности и родового акта, признаки беременности, плод, как объект родов;

  • общие принципы обследования, клинического обследования беременных и гинекологических больных;

  • наиболее опасные осложнения беременности и родов, их ранние симптомы, влияние на плод и меры профилактики; реанимацию и реабилитацию новорожденных;

  • особенности ведения беременности при экстрагенитальных заболеваниях, их влияние на развитие плода и состояние новорожденного;

  • принципы и методы оказания первой медицинской доврачебной помощи при неотложной акушерской патологии;

  • вопросы контрацепции, в том числе у подростков, и планирования семьи;

  • семиотику и диагностику гинекологических заболеваний, их особенности у детей и подростков. Противопоказания к гормонотерапии.

уметь:

  • рассчитывать основные показатели деятельности женской консультации и родильного дома (материнская, перинатальная смертность, осложнения и т.д.);

  • заполнять типовую медицинскую документацию;

  • обследовать беременных в ранних и поздних сроках беременности, рожениц и родильниц (сбор анамнеза, специальное акушерское исследование – наружное и внутреннее);

  • оценить данные лабораторных методов исследования, УЗИ, КТГ;

  • сформулировать клинический диагноз и разработать план ведения беременности, родов при различных осложнениях беременности;

  • назначить и обосновать фармакотерапию у беременных, родильниц, гинекологических больных при осложнениях беременности, экстрагенитальных заболеваниях с учетом влияния на плод, гинекологической патологии;

  • составить план диспансерного наблюдения беременных при различных формах экстрагенитальной патологии;

  • принять физиологические роды (фантом);

  • осмотреть и оценить состояние последа;

  • произвести первый туалет новорожденного;

  • проводить профилактику кровотечения в третьем периоде родов;

  • проводить туалет родильниц, обработку швов на промежности;

  • обследовать гинекологических больных (сбор анамнеза, специальное исследование - при помощи зеркал, двуручное влагалищно-абдоми-нальное исследование), особенности обследования у девочек;

  • оценить данные лабораторных методов исследования, УЗИ, лапароскопии, гистероскопии, амниоскопии, амниоцентеза;

  • поставить диагноз и разработать план лечения больной при различной патологии женских половых органов;

  • взять мазки на флору и атипические клетки;

  • зондировать матку;

  • пунктировать брюшную полость через задний свод;

Иметь представления:

  • о показаниях, противопоказаниях, осложнениях кесарева сечения;

  • о показаниях, противопоказаниях, осложнениях родоразрешающих операций (акушерские щипцы, плодоразрушающие операции);

  • о технике важнейших гинекологических операций;

  • об основных вопросах общей и частной анестезиологии и реаниматологии в акушерстве;

  • о новых технологиях в акушерстве (биопсия хориона, кордоцентез, амниоцентез, плазмаферез);

  • об основных проблемах перинатологии;

  • о современных методах лечения онкогинекологических заболеваний;

  • о физиологии становления репродуктивной системы женщины в возрастном аспекте;

  • об особенностях гинекологической патологии детского возраста.

Владеть:

  • методами общеклинического исследования беременных и гинекологических больных (опрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);

  • приемами целенаправленного сбора жалоб, анамнеза, проведение специального исследования беременной и гинекологической больной, в том числе девочек;

  • приемами построения оптимальной программы дополнительного обследования для постановки диагноза, проведения дифференциальной диагностики;

  • методикой интерпретации результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики в акушерстве и гинекологии;

  • алгоритмом развернутого клинического диагноза при акушерской и гинекологической патологии;

  • навыком приема физиологических родов;

  • методикой осмотра и оценки состояния последа;

  • методикой проведения профилактики кровотечений;

  • методикой обработки швов на промежности;

  • навыком проведения первого туалета новорожденного, оценки состояния плода;

  • методикой забора отделяемого из уретры, цервикального канала, влагалища для бактериоскопического и кольпоцитологического исследования;

  • методикой зондирования матки;

  • методикой пункции брюшной полости через задний свод;

  • методикой снятия швов у послеоперационных больных.

Обладать набором компетенций:

  • способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке и необходимое знание иностранного языка для профессионального общения и работы с оригинальной литературой по акушерству и гинекологии;

  • способность владеть компьютерной техникой, применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач в области акушерства и гинекологии;

  • способность и готовность применять методы асептики и антисептики, медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях;

  • способность и готовность к осуществлению первичной, вторичной и третичной профилактики наиболее распространенных осложнений беременности, гинекологических заболеваний;

  • способность и готовность проводить квалифицированный диагностический поиск для выявления осложнений беременности и гинекологических заболеваний на ранних стадиях при типичных и при атипичных их проявлениях, используя клинические, лабораторные и инструментальные методы в необходимом объеме;

  • способность и готовность правильно формулировать установленный диагноз с учетом МКБ – 10, провести дополнительное обследование и назначить адекватное лечение беременной;

  • способность и готовность оценить необходимость выбора амбулаторного или стационарного режима лечения, оценить эффективность диспансерного наблюдения беременной, оценить прогноз беременности и родов, оформлять текущую и первичную медицинскую документацию;

  • способность и готовность оценить возможности применения лекарственных средств для лечения и профилактики осложнений беременности с учетом возможного тератогенного и токсического воздействия на плод;

  • способность и готовность интерпретировать результаты современных диагностических технологий, применяемых в акушерско-гинекологической практике (амнио- ; кордоцентез; биопсия хориона и т.д.), понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов (репродуктивные технологии и т.д.);

  • способность и готовность выполнять основные диагностические и лечебные мероприятия, осуществлять оптимальный выбор лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях в акушерстве (эклампсия, шок, ТЭЛА, разрыв матки и т.д.);

  • способность и готовность к диагностике и ведению физиологической беременности, приему родов;

  • способность и готовность к анализу показателей акушерско-гинекологической службы с целью оптимизации ее функционирования.



^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение.

Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины.

Отчетность. Литература.

Раздел 1. Российская система охраны материнства и детства.


Тема 1. Организация Российской системы охраны материнства и детства.

Типы акушерско-гинекологических учреждений их основные задачи. Перинатальный центр. Профилактическая направленность Российской службы родовспоможения, диспансеризация женщин, группы риска. Организация работы женской консультации, стационар дневного пребывания. Родовые сертификаты. Нормальное правовое обеспечение первичной медико-санитарной акушерско-гинекологической помощи. Оценка качества акушерско-гинекологической помощи. Материнская смертность, причины, пути профилактики. Перинатальная охрана плода и новорожденного, профилактика перинатальных потерь.


Тема 2. Структура и организация работы акушерского стационара.

Структура, принципы организации работы акушерского стационара. Особенности санитарно-эпидемиологического режима, приказы МЗ РФ, его регламентирующие. СПИД в акушерстве – предупреждение, диагностика.


Раздел 2 Физиология беременности.


Тема 3. Функциональная система мать-плацента-плод.

Этапы развития плодного яйца – предимплантационный период развития; имплантация, органогенез, плацентация, фетальный период. Понятие о «критических» периодах эмбриогенеза, влияние вредных факторов; эмбриотоксический, тератогенный эффекты.

Строение и основные функции плаценты, плодных оболочек; околоплодные воды, их характер состав и обмен.

Морфо-физиологические особенности плода в различные периоды внутриутробной жизни. Плод, как объект родов.


Тема 4. Методы обследования беременных и оценки состояния плода.

Физиологические изменения сердечно-сосудистой, нервной,

эндокринной, дыхательной, мочевыделительной систем во время беременности. Понятие «нормы беременности».

Методы обследования беременных: строение женского таза. Половые и возрастные различия таза. Таз с акушерской точки зрения (размеры, плоскости). Половые органы женщины, функции. Топография половых и смежных органов.

Общие методы исследования, особенности их применения при беременности. Специальные методы исследования – наружное акушерское исследование, пельвиометрия, исследование с помощью зеркал, бимануальное исследование. Диагностика ранних и поздних сроков беременности.

Положение, предлежание, позиция, вид, членорасположение плода.

Определение срока беременности, родов, времени предоставления дородового отпуска. Плод как объект родов.

Современные методы исследования плода.

Изучение сердечной деятельности, исследование околоплодных вод, УЗИ (фетометрия, изучение сердечной деятельности, дыхательных движений, двигательная активность), допплерометрия (определение состояния маточно-плодово-плацентарного кровотока), методы изучения функций плаценты (гормональные исследования, ультразвуковое сканирование, изучение плацентарного кровотока). Признаки зрелости и доношенности плода. Плод как объект родов.


Раздел 3. Физиология родов.


Тема 5. Физиологические роды. Послеродовый период

Причины наступления родов.

Уровни регуляции родовой деятельности, изменения в нервной, эндокринной, гуморальной и других системах накануне родов. Понятие о биологической готовности организма к родам, предвестники родов, прелиминарный период.

Периоды родов. Период раскрытия – фазы, клинические проявления. Механизм родовой схватки. Параметры родовой деятельности. Современные методы ее регистрации. Состояние маточно-плодово-плацентарного кровотока в родах, газообмен плода и особенности гомеостаза в процессе родов. Адаптация плода в родах.

Период изгнания – клинические проявления, параметры родовой деятельности. Теории биомеханизма родов. Биомеханизм родов при переднем и заднем виде затылочного предлежания.

Ведение родов. Ведение периода раскрытия. Наружное и влагалищное исследование рожениц. Методы обезболивания родов, влияние обезболивающих средств на плод. Ведение периода изгнания. Понятие о сегментах головки. Акушерское пособие при прорезывании головки (защита промежности).

Последовый период – клинические проявления, механизмы отделения плаценты, понятие о физиологической, «пограничной», патологической кровопотере.

Ранний послеродовый период – клинические проявления, механизм гемостаза.

Ведение последового и раннего послеродового периодов. Признаки отделения плаценты. Способы отделения и выделения последа. Оценка кровопотери. Определение целости последа. Профилактика кровотечения.

Ведение послеродового периода – определение целости шейки матки, влагалища, промежности, наблюдение. Влияние родового акта на плод и новорожденного.

Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар. Первый туалет новорожденного, профилактика офтальмобленореи.

Физиология послеродового периода и периода новорожденности.

Длительность послеродового периода. Изменения в организме родильницы (инволюция матки, лохии, состояние молочных желез).

Клиника послеродового периода. Лактация. Диететика и гигиена родильниц. Профилактика послеродовых гнойно-воспалительных заболеваний. Особенности санитарно-эпидемиологического режима послеродового отделения. Преимущества совместного пребывания матери и новорожденного.


Раздел 4. Патология беременности.


Тема 6. Гестоз.

Определение, классификация, современные особенности гестозов. Современные представления о «пусковых механизмах» и патогенезе гестозов.

Ранние гестозы: слюнотечение, рвота, беременных. Клиника, диагностика, лечение. Редкие формы гестозов.

Гестозы – легкие, средне-тяжелые, тяжелые формы – преэклампсия, эклампсия. Клиника, диагностика, оценка степени тяжести, осложнения тяжелых форм гестозов. Врачебная тактика при различных формах гестозов. Современные принципы лечения гестозов. HELLP – синдром.

Врачебная тактика при различных формах гестозов – сроки и способы родоразрешения. Показания к операции кесарева сечения. принципы ведения родов при гестозах. Современные принципы лечения гестозов. Влияние гестозов на развитие плода и новорожденного.

Роль женской консультации в раннем выявлении и профилактике гестозов. Беременные группы «риска». Принципы диспансерного наблюдения, реабилитация.


Тема 7. Акушерские кровотечения.

Кровотечения в первой половине беременности. Самопроизвольный аборт: стадии, клиника, остановка кровотечения. Осложнения медицинского аборта; внематочная беременность как причина кровотечений.

Кровотечения во второй половине беременности, первом и втором периоде родов.

Предлежание плаценты. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, течение беременности и родов, влияние на развитие плода. Тактика врача при различных формах предлежания плаценты. Неотложная помощь.

Преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, влияние на плод. Врачебная тактика при различных формах отслойки нормально расположенной плаценты. Неотложная помощь.

Дифференциальная диагностика предлежания и отслойки плаценты.

Акушерские кровотечения в послеродовом и раннем послеродовом периодах.

Нарушение процесса отделения плаценты (плотное прикрепление, вращение). Причины, клиника, диагностика, врачебная тактика.

Нарушение выделения последа – причины, клиника, диагностика, врачебная тактика.

Гипо- и атонические состояния матки в раннем послеродовом периоде. Причины, клиника, диагностика, врачебная тактика.Современные методы хирургической остановки кровотечения. Задержка частей плаценты. Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания, причины, патогенез, фазы развития, клиника, врачебная тактика, принципы интенсивной терапии.

Геморрагический шок и терминальные состояния в акушерстве.

Компенсированные механизмы при массивной кровопотере.

Геморрагический шок и терминальные состояния в акушерстве. Патогенез, клинические стадии, врачебная тактика. Интенсивная терапия массивных акушерских кровотечений, реанимационные мероприятия.

Эмболия околоплодными водами. Патогенез, клиника, диагностика, лечение.


Тема 8. Тазовые предлежания плода.

Классификация. Причины возникновения, диагностика. Особенности течения родов. Биомеханизм родов при тазовом предлежании. Ведение первого и второго периода родов. Ручные пособия при тазовых предлежаниях (по Цовьянову, классическое ручное, при ножном). Возможные осложнения для плода и новорожденного. Показания к операции кесарева сечения.


Тема 9. Невынашивание и недонашивание беременности.

Самопроизвольный аборт. Этиология, патогенез, классификация, клинические стадии, лечение, врачебная тактика, профилактика. Привычное невынашивание беременности.

Преждевременные роды. Этиология, клиника. Особенности течения и ведения преждевременных родов. Тактика врача при преждевременном излитии околоплодных вод. Анатомо-физиологические особенности недоношенных новорожденных. Приказ МЗ РФ 318, причины перинатальной смертности, профилактика СДР. Современные технологии выхаживания недоношенных новорожденных I, II этап выхаживания.

Профилактика невынашивания. Роль врача первичного звена в профилактике невынашивания беременности. Принципы диспансерного наблюдения беременных группы «риска».


Тема 10. Перенашивание беременности.

Понятие о пролонгированной и переношенной беременности. Причины перенашивания, клиника, диагностика, влияние на плод. Особенности течения запоздалых родов. Акушерская тактика при переношенной беременности; предупреждение перинатальных потерь. Принципы диспансерного наблюдения беременных группы «риска». Роль врача первичного звена в профилактике перенашивания.


Тема 11. Многоплодная беременность.

Многоплодие, понятие, классификация, причины, диагностика, врачебная тактика. Особенности ведения беременности после ЭКО.

Понятие о неправильных положениях плода.

Причины, диагностика, ведение беременности и родов, врачебная тактика, осложнения для матери и плода.


Тема 12. Беременность при экстрагенитальной патологии.

Беременность и роды при заболеваниях сердечно-сосудистой системы (ревматизм, пороки сердца, гипертоническая болезнь, артериальная гипотония). Особенности течения беременности и родов. Принципы диспансерного наблюдения беременных врачом первичного звена, роль узкого специалиста «Критические» периоды беременности. Врачебная тактика. Принципы ведения родов. Влияние на плод. Медицинские показания к прерыванию беременности.

Беременность при сахарном диабете. Особенности течения беременности и родов, влияние на плод. Принципы диспансерного наблюдения беременных. «Критические» периоды беременности. Врачебная тактика, сроки и способы родоразрешения.

Патология почек и беременность. Принципы диспансерного наблюдения беременных. Врачебная тактика, сроки и способы родоразрешения. Медицинские показания к прерыванию беременности.

Беременность при патологии печени, острой хирургической патологии.

Изменения функции печени при беременности. Влияние беременности на течение заболеваний печени. Влияние заболеваний печени на течение беременности и родов.

Вирусные гепатиты (А, В, С, Е). Эпидемиология, пути заражения. Клиника, современные методы диагностики (биохимические исследования, специфическая диагностика). Сроки и способы родоразрешения. Влияние на плод. Лечение гепатитов при беременности.

Острый жировой гепатоз беременных (ОЖГБ). Этиология, патогенез, клиника, диагностика. Врачебная тактика.

HELLP-синдром-этиология, патогенез, клиника, диагностика, врачебная тактика.

Острая хирургическая патология (острый аппендицит, кишечная непроходимость, острый панкреатит) при беременности. Особенности клиники, диагностики. Врачебная тактика, методы лечения. Роль врача первичного звена и специалиста.


Раздел 5. Патология родов.


Тема 13. Аномалии родовой деятельности.

Классификация аномалий родовой деятельности.

Слабость родовой деятельности. Классификация, этиология, патогенез, клиника, современные методы диагностики, врачебная тактика, влияние на плод, лечение.

Дискоординированная родовая деятельность. Классификация, этиология, патогенез, клиника, современные методы диагностики, врачебная тактика, лечение, влияние на интранаталное состояние плода.

Чрезмерная родовая деятельность. Причины, клиника, современные методы диагностики, врачебная тактика, лечение, влияние на плод.

Несвоевременное (преждевременное, раннее, запоздалое) излитие околоплодных вод, влияние на плод.


Тема 14. Узкий таз.

Анатомически узкий таз, причины, классификация по формам и степени сужения. Анатомическая характеристика различных форм узкого таза – поперечносуженный, плоский (простой, плоскорахитический), общеравномерносуженный. Диагностика анатомически узкого таза. Особенности течения беременности и родов, врачебная тактика. Биомеханизм родов при различных формах анатомически узкого таза.

Клинически узкий таз – причины, классификация, клиника, диагностика, врачебная тактика. Осложнения для матери и плода. Роль врача первичного звена в ранней диагностике узкого таза. Диспансерное наблюдение беременных, профилактика родового травматизма.

Неправильные вставления головки – разгибательные, высокое прямое, низкое поперечное, асинклитическое вставление. Диагностика, течение и ведение родов; прогноз, влияние на плод и новорожденного.


Тема 15. Родовой травматизм.

Родовой травматизм матери. Разрыв матки. Этиология. Механизм возникновения и классификация. Типичные и атипичные разрывы, особенности разрывов матки по рубцу. Клиническая картина угрожающего, начавшегося, совершившегося разрыва матки, прогноз для плода. Диагностика, врачебная тактика, профилактика. Диспансерное наблюдение беременных с рубцом на матке.

Разрывы промежности, шейки и влагалища.

Причины родового травматизма, классификация, клиника, диагностика, лечение, профилактика.

Растяжения и разрывы лонного сочленения таза. Причины, клиника, диагностика, лечение и профилактика.


Раздел 6. Патология послеродового периода.


Тема 16. Послеродовые гнойно-воспалительные заболевания (ПГВЗ).

ПГВЗ – определение, эпидемиология, этиология, патогенез ГВЗ. Современные особенности послеродовых ГВЗ, роль микро- и макроорганизмов, факторов внешней среды. Факторы риска послеродовых ГВЗ. Классификация послеродовых ГВЗ. Заболевания I этапа: послеродовая язва, эндометрит. Клиника, диагностика, врачебная тактика, лечение. Заболевания II этапа: эндомиометрит, параметрит, сальпингоофорит, пельвиометрит, метротромбофлебит, тромбофлебит вен таза и бедра. Клиника, диагностика, врачебная тактика, лечение. Роль врача первичного звена в профилактике ПГВЗ.

Заболевания III и IV этапов: акушерский перитонит, анаэробная газовая инфекция. Клиника, диагностика, особенности акушерских перитонитов, врачебная тактика, лечение.

Понятия «системная воспалительная реакция», «мультиорганная дисфункция», «сепсис», «сепсис-синдром», «септический шок». Этиология, патогенез, клиника, диагностика, врачебная тактика. Принципы интенсивной терапии сепсиса, септического шока. Неотложная помощь.

Профилактика послеродовых ГВЗ. Санитарно-эпидемиоло-гические мероприятия при вспышке послеродовых ГВЗ в родильном доме.

Заболевания молочных желез. Мастит – этиология, клиника, диагностика, лечение, профилактика. Трещины сосков. Гипогалактия.


Раздел 7. Оперативное акушерство.


Тема 17. Кесарево сечение.

Общие сведения об акушерских операциях. Условия и противопоказания для производства операций. Подготовка к операции. Асептика и антисептика в акушерстве. Виды обезболивания. Ведение послеоперационного периода.

Кесарево сечение в современном акушерстве. История вопроса. Частота операций, абсолютные и относительные показания, противо-показания, условия, техника операции, обезболивание, осложнения. Ведение беременности и родов с рубцом на матке.

Понятие об акушерских родоразрешающих операциях – акушерские щипцы, плодоразрушающие операции – показания, условия, противопоказания, осложнения.

Операции при повреждении половых органов.

Раздел 8. Патология перинатального периода.


Тема 18. Современные проблемы перинатальной медицины.

Современные проблемы перинатальной медицины. Перинатология как наука. Направления развития перинатальной медицины. Значение перинатальной смертности в деле снижения неонатальной и младенческой смертности. Показатели мертворождаемости, ранней неонатальной смертности и перинатальной смертности, структура причин. Пути снижения перинатальной смертности. Пре- и антенатальная охрана плода в женской консультации, перинатальном центре. Роль женской консультации в профилактике перинатальной патологии.


Тема 19. Гипоксия плода и асфиксия новорожденного.

Гипоксия плода: этиопатогенез, классификация, современные методы оценки состояния плода, лечение, акушерская тактика ведения беременности, методы родоразрешения. Показания к оперативному родоразрешению.

Асфиксия новорожденного. Причины, классификация, клиника, диагностика. Первичная реанимация доношенных и недоношенных новорожденных. Постреанимационная терапия, реабилитация. СДР недоношенных.


Тема 20. Аномалии развития плода.

Аномалии развития плода (гамето-, бласто-, эмбрио- и фетопатии). Причины, ранняя диагностика, исходы, врачебная тактика. «Критические» периоды развития эмбриона и плода, влияние вредных факторов на плод.


Тема 21. Родовой травматизм плода.

Родовой травматизм плода. Понятие. Виды родовой травмы у новорожденных. Причины родовых травм, выявляемых у новорожденных. Клиника, диагностика, лечение, последствия, реабилитация.


Тема 22. Внутриутробные инфекции.

Проблема внутриутробных инфекций (ВУИ) в современном акушерстве (герпетическая, цитомегаловирусная, токсоплазмоз, краснуха, грипп, бактериальная). Пути инфицирования, острая, латентная инфекция, современные методы диагностики. Влияние на плод (недонашивание, СЗРП, пороки развития, инфицирование). Врачебная тактика, лечение. Роль врача первичного звена в профилактике ВУИ.


Тема 23. Гемолитическая болезнь плода и новорожденного.

Иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору, по системе АВ0). Гемолитическая болезнь – патогенез, современные методы антенатальная диагностика, врачебная тактика, принципы диспансерного наблюдения. Лечение и профилактика гемолитической болезни.


Тема 24. Фето-плацентарная недостаточность, СЗРП.

Хроническая плацентарная недостаточность – определение, причины формирования, классификация, современные методы диагностики, врачебная тактика, влияние на плод. Синдром задержки развития плода (СЗРП), причины, классификация, диагностика. Врачебная тактика. Антифосфолипидный синдром, диагностика, лечение. Группы «риска» перинатальной патологии.


Тема 25. Перинатальные аспекты недонашивания и перенашивания беременности.

Современные аспекты невынашивания, недонашивания и перенашивания беременности, влияние на состояние фетоплацентарного комплекса. перинатальные аспекты течения, ведения преждевременных и запоздалых родов. Интранатальная охрана плода. Анатомо-физиологические особенности недоношенных и переношенных новорожденных, особенности адаптации, перинатальная патология.


Тема 26. Профилактика репродуктивных потерь.

Перинатальные аспекты экстрагенитальной патологии беременных (патология сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, мочевыделительной системы). Принципы диспансерного наблюдения, оценка состояния плода, врачебная тактика.


Раздел 9. Семиотика заболеваний женских половых органов.


Тема 27. Семиотика и диагностика заболеваний женских половых органов.

Семиотика и основные проявления расстройств женской половой сферы: боли, нарушения менструации, бели, бесплодие, нарушения функции соседних органов.

Периоды жизни женщины: детство, пубертатный, репродуктивный, климактерический, менопауза; их анатомо-физиологические особенности.

Физиология периода полового созревания. Половая формула. Общие методы исследования и их особенности у девочек и подростков. Специальные методы исследования в гинекологии: исследования с помощью зеркал, бимануальное, ректоабдоминальное, особенности у детей.

Инструментальные методы исследования: зондирование и выскабливание полости матки, пункция брюшной полости, биопсия, цитологические методы диагностики. Возможности их использования у детей.

Рентгенологические методы обследования: обзорные снимки, гистеро-сальпиногография, гистерофлебография, биконтрастная гинекография – показания, возможности, осложнения.

Эндоскопические методы: кольпоскопия, вагиноскопия у девочек, цервикоскопия, Гистероскопия, лапароскопия – показания у девочек, возможности, противопоказания, осложнения.

Генетические методы исследования. Гормональные методы.


Раздел 10. Воспалительные заболевания женских половых органов.


Тема 28. Воспалительные заболевания половых органов, особенности у детей.

Эпидемиология, этиология, патогенез воспалительных заболеваний женских половых органов. Роль микро- и макроорганизма, факторов внешней среды в развитии и течении воспалительных заболеваний. Особенности клинического течения воспалительных заболеваний в различные периоды жизни женщины (детский, репродуктивный, старческий). Воспалительные процессы наружных и внутренних половых органов (вульвит, бартолинит, кольпит, эндоцервицит).

Эндометрит – причины, клиника, диагностика, врачебная тактика.

Сальпингоофорит, пельвиоперитонит, параметрит септической этиологии. Клиника, диагностика, лечение, профилактика.

Гинекологический перитонит – причины, клинические стадии, диагностика, врачебная тактика.

Септический шок как осложнение криминального аборта. Этиология, патогенез, клинические стадии, диагностика, врачебная тактика.

Принципы терапии воспалительных заболеваний женских половых органов. Роль врача первичного звена в ранней диагностике и реабилитации больных с воспалительными заболеваниями.

Воспалительные заболевания женских половых органов специфической этиологии.

Транссексуальные инфекции: Гонорея. Этиология, биологические особенности возбудителя, эпидемиология. Фомы гонорей: свежая (острое, подострое, торпидное течение), хроническая. Гонорея нижнего и верхнего отделов половых путей. Клиническая картина поражения различных отделов полового тракта (эндоцервицит, эндометрит, сальпингоофорит, пельвиоперитонит, перитонит), диагностика, осложнения. Особенности гонореи у девочек. Лечение гонореи. Местное и общее лечение. Особенности иммунотерапии. Лечение гонореи у девочек, у беременных, в послеродовом периоде. Критерии излеченности. Методы провокации. Профилактика гонореи. Показания к хирургическому лечению воспалительных образований матки.

Генитальный герпес, папиломовирусная инфекция. Характеристика возбудителя, клиника, диагностика, лечение.

Трихомоноз женских половых органов. Особенности возбудителя, клиника, диагностика, лечение.

Микоплазмоз, уреаплазмоз, хламидиоз женских половых органов. Биологические особенности возбудителя, клиника, диагностика, лечение, влияние на репродуктивное здоровье.

Туберкулез женских половых органов. Патогенез, классификация, клиника, диагностика, профилактика, лечение.

Кандидомикоз половых органов. Клиника, диагностика, лечение.

Бактериальный вагиноз. Этиология, клиника, диагностика, лечение.

Физиотерапевтические методы лечения гинекологических больных. Санаторно-курортное лечение гинекологических больных. Показания, противопоказания.


Раздел 11. Нарушения менструальной функции.


Тема 29. Дисфункциональные маточные кровотечения.

Современные представления о регуляции менструального цикла,

уровни регуляции менструального цикла, изменения в гипоталамо-гипофизарной системе, яичниках, матке в динамике менструального цикла. Классификация нарушений менструальной функции. Значение экстрагенитальной патологии в возникновении менструальных расстройств у девочек.

Ановуляторные дисфункциональные кровотечения.

Ювенильные кровотечения: этиология, патогенез, изменения гипоталамо–гипофизарно-гонадной системы. Клиника, диагностика, гемостаз, коррекция и профилактика нарушений менструальной функции.

Дисфункциональные маточные кровотечения в репродуктивном и климактерическом периодах: патогенез, изменения гипоталамо-гипофизарно-гонадной системы. Клиника, диагностика, гемостаз, коррекция и профилактика нарушений менструальной функции. Роль врача первичного звена.


Тема 30. Аменорея, гипоменструальный синдром.

Классификация аменореи, причины, значение генетических нарушений в происхождении первичной аменореи.

Гипогонадотропные формы аменореи (корковая, гипоталамо-гипофизарная, гипофизарная): причины, патогенез, диагностика, принципы терапии.

Гипергонадотропная (яичниковая) форма аменореи: причины, патогенез, диагностика, принципы терапии.

Нормогонадотропная (маточная) форма аменореи: причины, патогенез, диагностика, принципы терапии.

Аменорея надпочечникового генеза и аменорея при патологии щитовидной железы.

Гипоменструальный синдром: причины, патогенез, диагностика, принципы терапии.

Аномалии развития половых органов. Аномалии развития матки и влагалища – классификация, причины, роль гинекологических и внешних факторов, клиника различных форм аномалий (аплазия матки, влагалища, гинатрезия, удвоение, нарушение формы), диагностика, методы лечения у девочек.

Роль врача первичного звена в диагностике и реабилитации девочек с нарушениями менструальной функции и с пороками развития половых органов.


Тема 31. Нейро-эндокринные синдромы в гинекологии. Нарушение полового развития.

Адрено-генитальный синдром – патогенез, клиника, диагностика, лечение.

Синдром поликистозных яичников – классификация, клиника, диагностика, современные методы лечения.

Метаболический синдром – клиника, диагностика, лечение.

Предменструальный – патогенез, клиника, диагностика, лечение.

Посткастрационный – патогенез, клиника, диагностика, лечение.

Климактерический – патогенез, клиника, диагностика, лечение. Заместительная гормональная терапия – показания, противопоказания, осложнения.

Реабилитация, диспансерное наблюдение.

Преждевременное половое развитие: центральная и яичниковая формы. Причины, диагностика, методы лечения.

Задержка полового развития центрального генеза. Причины, клиника, лечение.

Гонадная форма задержки полового развития. Типичная, «чистая», смешанная форма дисгенезии гонад. Клиника, диагностика, лечение. Отсутствие полового развития.


Раздел 12. Опухоли и опухолевидные образования половых органов.


Тема 32. Миома матки и эндометриоз.

Современные теории патогенеза миомы матки. Клиника, диагностика. Консервативный и хирургический методы лечения. Показания к выбору метода лечения. Реабилитация и принципы диспансерного наблюдения, роль врача первичного звена. Саркома матки.

Эндометриоидные гетеротопии. Определение, современные теории патогенеза, клинико-морфологические особенности эндометриоидных очагов. Клиника внутреннего эндометриоза (аденомиоз). Клиника наружного эндометриоза (яичников, маточных труб, ретроцервикальный, шейки). Клиника экстрагенитального эндометриоза (послеоперационного рубца, пупка, других органов). Современные методы консервативного лечения. Хирургические методы лечения эндометриоза. Реабилитация и диспансерное наблюдение больных с эндометриозом.


Тема 33. Доброкачественные и злокачественные опухоли яичников. Особенности у детей.

Эпидемиология, представления об этиологии и патогенезе, пути метастазирования. Понятие о кисте и кистоме. Классификация, семиотика, диагностика, принципы лечения. Реабилитация, принципы диспансерного наблюдения.

Эпителиальные опухоли яичников (серозные, муцинозные, светлоклеточные, смешанные) доброкачественные и пограничные. Особенности клиники у детей.

Опухоли из соединительной ткани (фиброма), гистологическая характеристика, особенности клинической картины.

Опухоли стромы полового тяжа, классификация. Феминизирующие (гранулезоклеточная, текома), особенности клиники у девочек.

Маскулинизирующие (андробластома, опухоли Сертоли и Лейдога), особенности клиники у девочек.

Герминогенные опухоли: классификация. Дисгерминома, клинико морфологическая характеристика, особенности терапии. Хорионэпителиома. Клиника, диагностика, особенности лечения.

Тератомы – зрелые, незрелые, монодермальные. Особенности клиники.

Злокачественные опухоли яичников.

Рак яичников (первичный, вторичный, метастатический), пути метастазирования, стадии распространения. Клиника, современные методы диагностики и лечения, особенности у девочек. Принципы диспансерного наблюдения и реабилитация девочек.


Тема 34. Фоновые и предраковые заболевания, рак шейки и тела матки.

Фоновые и предраковые заболевания шейки матки.

Классификация, причины, морфологическая характеристика (истинная и псевдоэрозия, эктропион, полипы, лейкоплакия, эритроплакия; дисплазия). Современные методы диагностики и лечения. Реабилитация и диспансерное наблюдение больных.

Рак шейки матки, пути метастазирования. Классификация, клиника. Современные методы диагностики. Диагностическая ценность кольпоскопии, цитологического метода. Показания к комбиникованной и сочетанной лучевой терапии. Реабилитация и диспансерное наблюдение больных.

Рак эндометрия.

Фоновые и предраковые заболевания эндометрия (железистая, железисто-кистозная гиперплазия, полипы, атипическая гиперплазия, аденоматоз, атрофия эндометрия), определение. Этиопатогенез, клиника, диагностика. Современные методы лечения в возрастном аспекте, особенности лечения девочек.

Рак эндометрия. Классификация, патогенетические и гистологические варианты. Особенности клинической картины у девочек, ранняя диагностика, современные методы лечения, показания к выбору метода и дифференциальная диагностика у девочек. Реабилитация и диспансеризация больных.


Раздел 13. Неотложные состояния в гинекологии.


Тема 35. «Острый живот» в гинекологии.

Внематочная беременность, апоплексия яичника, перекрут ножки опухоли яичника, перфорация опухолевидных образований воспалительного генеза. Клиника, дифференциальная диагностика, оперативное лечение. Клиническая картина внутрибрюшного кровотечения, пельвиоперитонита, разлитого гинекологического перитонита; дифференциальная диагностика, врачебная тактика, инфузионно-трансфузионная терапия. Экстренная помощь при повреждениях половых органов.


Раздел 14. Бесплодный брак, вопросы планирования семьи.


Тема 36. Бесплодный брак. Современные методы контрацепции у подростков.

Медико-социальное значение проблемы. Алгоритм обследования супружеской пары. Женское бесплодие – тубо-перитонеальная форма. Причины, современные методы диагностики и лечения. Эндокринная и смешанная формы бесплодия. Причины, современные методы диагностики и лечения. Мужское бесплодие – основные причины, характеристика спермограммы, методы лечения.

Понятие о иммунологической форме бесплодия, механизм развития, диагностика.

Современные вспомогательные репродуктивные технологии – искусственное осеменение, экстракорпоральное оплодотворение и трансплантация эмбриона.

Планирование семьи. Контрацепция. Вопросы планирования семьи, роль врача первичного звена консультации «Брак и семья». Гормональная контрацепция – механизм, клинические особенности КОК, побочные эффекты, противопоказания, выбор КОК, осложнения. Внутриматочная контрацепция – механизм действия, преимущества и недостатки, противопоказания, осложнения. Барьерные и физиологические методы контрацепции. Понятие о женской и мужской хирургической контрацепции.


Заключение.

Краткий итог изучения дисциплины.

Задачи на предстоящую аттестацию.


Распределение

часов по семестрам, разделам, темам.



Номера и наименование тем


1

Всего часов


2

В том числе:

Лекции


3

Практич.

занятия


4

Самост.

занятия


5

7 – ой семестр обучения

Введение

1

1

-

-

Раздел 1. Российская система охраны материнства и детства.

Тема 1. Организация Российской системы охраны материнства и детства.

2

1

-

1

Тема 2. Структура и организация работы акушерского стационара.

6

-

4

2

Раздел 2.Физиология беременности.

Тема 3. Функциональная система мать – плацента – плод.

3

2

-

1

Тема 4.Методы обследования

беременных и оценки состояния плода.

12

-

8

4

Раздел 3. Физиология родов.

Тема 5. Физиологические роды.

15

2

8

5

Раздел 4. Патология беременности.

Тема 6. Гестоз.

18

4

8

6

Тема 7. Акушерские кровотечения.

27

6

12

9

Тема 8. Тазовые предлежания плода.

6

-

4

2

Тема 9. Невынашивание и недонашивание беременности.

9

2

4

3

Тема 10. Перенашивание беременности.

9

-

6

3

Итого в семестре

108

18

54

36

8 – ой семестр обучения

Раздел 4. Патология беременности.

Тема 11. Многоплодная беременность.

6

-

4

2

Тема 12. Беременность при экстрагенитальной патологии

30

4

16

10

Раздел 5. Патология родов.

Тема 13. Аномалии родовой деятельности.

18

4

8

6

Тема 14. Узкий таз.

15

2

8

5

Тема 15. Родовой травматизм.

9

2

4

3

Раздел 6. Патология послеродового периода.

Тема 16. Послеродовые гнойно – воспалительные заболевания.


18

4

8

6

Раздел 7. Оперативное акушерство.

Тема 17. Кесарево сечение.

12

2

6

4

итого в семестре

108

18

54

36

9-й семестр обучения

Раздел 8. Патология перинатального периода.

Тема 18. Современные проблемы перинатальной медицины.

9

2

4

3

Тема 19. Гипоксия плода и асфиксия новорожденного

18

4

8

6

Тема 20. Аномалии развития плода.

9

2

4

3

Тема 21. Родовой травматизм плода.

6

-

4

2

Тема 22. Внутриутробные инфекции.

15

2

8

5

Тема 23. Гемолитическая болезнь плода и новорожденного.

15

2

8

5

Тема 24. Фетоплацентарная недостаточность. СЗРП.

15

2

8

5

Тема 25. Перинатальные аспекты недонашивания и перенашивания беременности.

9

2

4

3

Тема 26. Профилактика репродуктивных потерь.

12

2

6

4

^ ИТОГО В СЕМЕСТРЕ

108

18

54

36

Отчетность – экзамен 9-й семестр

10-й семестр обучения

Раздел 9. Семиотика заболеваний женских половых органов.

Тема 27. Семиотика и диагностика заболеваний женских половых органов.

6

-

4

2

Раздел 10. Воспалительные заболевания женских половых органов.

Тема 28. Воспалительные заболевания половых органов, особенности у детей

9

2

4

3

Раздел 11. Нарушения менструальной функции.

Тема 29. Дисфункциональные маточные кровотечения.

9

2

4

3

Тема 30. Аменорея, гипоменструальный синдром.

6

-

4

2

Тема 31. Нейро-эндокринные синдромы в гинекологии. Нарушения полового развития.

14

2

8

4

Раздел 12. Опухоли и опухолевидные образования половых органов.

Тема 32. Миома матки, эндометриоз.

9

2

4

3

Тема 33. Доброкачественные и злокачественные опухоли яичников. Особенности у детей.

9

2

4

3

Тема 34. Фоновые и предраковые заболевания, рак шейки и тела матки.

15

2

8

5

Раздел 13. Неотложные состояния в гинекологии

Тема 35. «Острый живот» в гинекологии

6

-

4

2

Раздел 14. Бесплодный брак, вопросы планирования семьи.

Тема 36. Бесплодный брак. Современные методы контрацепция у подростков.

6

-

4

2

^ ИТОГО В СЕМЕСТРЕ

89

12

48

29

ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ

413

66

210

137

Отчетность – зачет в 10 семестре












  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая учебная программа дисциплины акушерство и гинекология, детская гинекология для специальности 060103 педиатрия Всего часов 413, из них icon Рабочая учебная программа дисциплины акушерство и гинекология для специальности 060101 лечебное дело

Рабочая учебная программа дисциплины акушерство и гинекология, детская гинекология для специальности 060103 педиатрия Всего часов 413, из них icon Рабочая учебная программа дисциплины акушерство для специальности 060201. 65 стоматология Всего часов

Рабочая учебная программа дисциплины акушерство и гинекология, детская гинекология для специальности 060103 педиатрия Всего часов 413, из них icon Рабочая учебная программа по истории медицины для специальности 060103 «педиатрия» Всего часов 90

Рабочая учебная программа дисциплины акушерство и гинекология, детская гинекология для специальности 060103 педиатрия Всего часов 413, из них icon Рабочая учебная программа по патологической физиологии для специальности 060103 педиатрия Всего часов

Рабочая учебная программа дисциплины акушерство и гинекология, детская гинекология для специальности 060103 педиатрия Всего часов 413, из них icon Рабочая учебная программа по хирургическим болезням для специальности 060103 Педиатрия Всего часов

Рабочая учебная программа дисциплины акушерство и гинекология, детская гинекология для специальности 060103 педиатрия Всего часов 413, из них icon Рабочая учебная программа по детским инфекционным болезням для специальности 060103 (040200) Педиатрия

Рабочая учебная программа дисциплины акушерство и гинекология, детская гинекология для специальности 060103 педиатрия Всего часов 413, из них icon Рабочая учебная программа дисциплины общая хирургия, лучевая диагностика для специальности 060103.

Рабочая учебная программа дисциплины акушерство и гинекология, детская гинекология для специальности 060103 педиатрия Всего часов 413, из них icon Рабочая учебная программа По ординатуре Для специальности 140001 акушерство и гинекология

Рабочая учебная программа дисциплины акушерство и гинекология, детская гинекология для специальности 060103 педиатрия Всего часов 413, из них icon Рабочая программа дисциплины «акушерство, гинекология и биотехника размножения» Рекомендуется для

Рабочая учебная программа дисциплины акушерство и гинекология, детская гинекология для специальности 060103 педиатрия Всего часов 413, из них icon Рабочая учебная программа по дисциплине: «судебная медицина» для специальности 060105 «стоматология»

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы