|
Скачать 2.19 Mb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() «Утверждаю» Рассмотрено и принято И. о. директора школы на педагогическом совете ________Васильева Е. В. протокол № ___ от «__»_______ 2011 «___» ____________ 2011 года Председатель: ________Васильева Е. В. «______» ____________ 2011 года ^ начального общего и основного общего образования Государственного казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения Ленинградской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Лужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» ^ I. Пояснительная записка. II. Виды образовательных программ. Учебный план. III. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. IV. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. V. Программа формирования адаптивных навыков у обучающихся, воспитанников. VI. Программа коррекционной работы. ^ Цели и ценности образовательной программы Образовательная программа является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования, особенности организации УВР, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса, инновационных преобразований школьной педагогической системы. Образовательная программа: - определяет цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия в учебных предметах и используемые педагогические технологии; - регламентирует организацию образовательного процесса в условиях коррекционной школы. Образовательная программа ГКС(к)ОУ ЛО «Лужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» составлена в соответствии со следующими нормативными документами: - Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г. (с поправками); - Закон Российской Федерации "Об образовании" (по состоянию на 2011 год); - Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.; - Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных образовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии» СП 4076-86; -Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (Сан Пин 2.4.2.1178 -02); - Приказ Министерства образования РФ № 29/2065 – п от 10 апреля 2002 «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; - Типовое положение о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 288 (с последующими изменениями и дополнениями); - Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья»; - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24.04.2000г. №27/640-2) «О наполняемости классов (групп) (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; - Письмо Министерства образования РФ от 24.01.2003г. №01-50-25/32-05 «О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью»; - Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6) «О направлении Рекомендаций по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»; - Письмо Министерства народного образования РСФСР «Об организации индивидуального обучения больных детей на дому», № 17-253-6 от 14.11.88 г.; - Письмо МИНПРОСА СССР от 05.05.1978 г. № 28 – м (с изменениями и дополнениями на 12 октября 2006 года) «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и др. Главными ценностями образовательной программы являются: Право каждого ребенка на получение образования в зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей. Признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание условий для его самореализации. Право педагога на творчество и профессиональную деятельность. Психологический комфорт всех субъектов психологического взаимодействия. Охрана и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья. Коллективное сотворчество учителей, учащихся и родителей во всех сферах жизни школы. Демократические, партнерские отношения между взрослыми и детьми. Уважительное отношение к школе и ее традициям. В связи с этим главная цель образовательного учреждения - установление предметного и надпредметного содержания образования в школе, развитие личностных способностей ребенка, становление его способности быть полноценной, социально активной, конкурентоспособной личностью, обладающей набором ключевых компетенций. Из главной цели образовательной программы и принципов ее реализации вытекают цели школьного образования: - создание условий для коррекции нарушений развития обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество на основе специальных педагогических подходов; -создание условий для получения доступных знаний по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям обучающихся, трудовой подготовки; - создание благоприятных условий для разностороннего развития личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе; - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ; - формирование духовно-нравственной личности; - формирование здорового образа жизни, укрепление психофизического здоровья, воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, окружающей природе, семье; - создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; - формирование у обучающихся трудовых навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Образовательная программа регламентирует: - условия освоения образовательной программы; -диагностические процедуры для объективного поэтапного отслеживания образовательных достижений учащихся; - организационно-педагогические условия учебной и внеучебной деятельности учащихся. Образовательная программа предназначена удовлетворять потребности: - учащихся – в программах обучения, обеспечивающих личностное становление и профессиональное самоопределение на основе усвоения культурных традиций и ценностей; - родителей – в наилучшем обеспечении прав и интересов ребенка в соответствии с его возможностями и способностями; - учителей – в профессиональной самореализации и творческой деятельности; Основным проектированным результатом освоения образовательной программы является - достижение выпускниками социальной зрелости, достаточной для дальнейшего самоопределения и самореализации в учебной, трудовой, культурной сферах деятельности. ^ В нашем представлении будущая школа – это специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение, обеспечивающее эффективное психофизическое развитие обучающихся, сохранение и укрепление их здоровья, формирование негативного отношения к употреблению психоактивных веществ, обладающее своей системой воспитания, организацией дополнительного образования. Это школа, где обучение и воспитание направлены на подготовку выпускников к самостоятельной жизни в социуме. Это школа, где педагоги открыты ко всему новому, понимают детскую психологию и особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам обучающихся. Модель выпускника школы. 1. Академический уровень: владеет ЗУН по основным учебным предметам за курс основной общей специальной (коррекционной) школы с учётом индивидуальных психофизических особенностей. 2.^ общительный, уважает интересы окружающих; понимает преимущества законопослушного поведения, умеет самостоятельно разрешать конфликты мирным путём. 3. Духовно – нравственный уровень: ориентирован в выборе профессии с учётом индивидуальных психофизических особенностей, трудолюбивый; владеет социальными нормами, образцами поведения, принятыми в современном обществе; любит свой народ, свой край, свою Родину. 4. Культурный уровень: активен в культурной жизни. 5. Здоровьесберегающий уровень: знает и выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни, ^ В основе построения программы лежат принципы: - гуманизация означает, что учитель ставит обучающегося в позицию полноправного субъекта обучения и воспитания, создавая условия для творческой самореализации; - свобода выбора определяет целенаправленную деятельность педагогического коллектива по оказанию поддержки обучающимся в овладении ими умениями действовать в условиях свободы и делать правильный осознанный выбор; - дифференциация и индивидуализация обучения предусматривает развитие ребенка в соответствии со своими склонностями, интересами, возможностями; - непрерывность предусматривает связь не только всех ступеней образования в школе, но предполагает ориентацию школьников на подготовку к продолжению образования после окончания школы; - вариативность выражается в возможности выбора содержания обучения, системы и содержания воспитательной работы, а также методов, форм и приемов обучения и воспитания; - инновационность определяет постоянный поиск и выбор идей, наиболее оптимальных программ, предметных планов, технологии и форм работы школы; - целостностъ учебно-воспитательного процесса, единство обучения, воспитания, развития. Все эти принципы сориентированы на личность ребенка и создание в школе условий для развития его способностей и внутреннего духовного мира, на сотрудничество всех участников образовательного процесса на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным процессам. ^ Школа основана в 1953 году на базе детского дома. Школа расположена на восточной окраине города рядом с лесным массивом на берегу Тёплого ручья, что благоприятно сказывается на здоровье детей. Школа функционирует в двух зданиях: учебном и спальном корпусе. Имеются спортивный зал, спортивная площадка, тренажёрный зал, зал ритмики и ЛФК, столярная, обувная, швейная мастерские, столовая на 70 мест, актовый зал, библиотека и читальный зал, кабинет психолога и комната психологической релаксации, методический кабинет, кабинеты медицинской, логопедической службы. Таким образом, в школе имеются все необходимые предпосылки для обучения и активной воспитательной работы, для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников. Кроме этого, учитывая, что наш город небольшой, педколлектив поддерживает тесные связи с культурными и общественными организациями города: киноцентром «Смена», центром психологической помощи подросткам, центром занятости населения, детской городской библиотекой и др. В настоящее время в школе обучаются 175 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. ^ - продолжительность учебной недели в 0-9 классах составляет 5 дней; - начало занятий - 8 час 50 мин; - продолжительность урока – 35 мин в 0, 1 классе в течение года, и 40 минут во 2-9 классах; - динамическая пауза для учащихся 1 класса; - наполняемость классов до 12 учащихся; - продолжительность учебного года в 1 классе – 34 учебные недели; - продолжительность учебного года во 2-9 классах – 35 учебных недель; - продолжительность каникул в течение учебного года (суммарно) – не менее 30 календарных дней, в 0, 1 классе проводятся дополнительные недельные каникулы в 3 четверти. Во всех классах в течение урока (после 15-20 минут работы) проводятся динамические паузы продолжительностью 1-3 минуты. ^ : от 10 до 20 минут. Прогулки после уроков длятся от 1,5 до 3 часов с учетом погодных условий. Перерыв между образовательными предметами и началом занятий в кружках во второй половине дня составляет не менее 40 минут. В это время организуется обед и отдых учащихся. Образовательные технологии, применяемые в реализации образовательной программы:
Целевые ориентиры, ценностные основы и принципы построения образовательного процесса в школе. Ведущий педагогический замысел построения образовательной системы связан с желанием педагогов наиболее полно раскрыть возможности и способности каждого ученика. ^ 1. Принцип индивидуальности Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, уникальности общешкольного и классных коллективов - это главная задача и направление развития школьного коллектива. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть самим собой, обрести свой образ. ^ У каждого ребенка существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. 3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. 4. Принцип выбора. Без ситуации выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе. 5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определить и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию своего «Я». 6. Принцип доверия и поддержки. Надо обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю. 7. Принцип здоровьесбережения. Актуальна подготовка учащихся к ведению здорового образа жизни. В то же время современный культурный человек, стремящийся достичь материального и духовного благосостояния, быть полезным обществу, не может не осознавать роли специфического компонента культуры – культуры физической и важности охраны и укрепления собственного здоровья. Содержательное наполнение образовательных программ может корректироваться в соответствии с реальной социально-образовательной ситуацией в школе: - изменением контингента учащихся; - новым социальным заказом. Эти изменения находят отражение в учебных планах школы на год, разрабатываемых на основе данной образовательной программы, а также в ежегодно утверждаемом перечне программ и учебников. ^ Система воспитания и обучения осуществляется с учетом направлений:
Школа реализует следующие образовательные программы:
Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка в освоении каждой содержательной области в обоих ее компонентах и составляет суть специальной коррекционной помощи ему в процессе школьного образования. ^ для обучающихся с умственной отсталостью ( 0-9 класс) Целевое назначение. Обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом специальных (коррекционных) учреждений VIII вида Российской Федерации, реализация обязательного минимума содержания общего образования: - развитие умений (систематизация, выделение главного, конструирование). - формирование общеучебных умений и навыков (умение организовать учебный труд, умение работать с учебной литературой, умение грамотно писать, развитие мышления и речи учащихся). - формирование ответственности за свою жизнь и здоровье. Таким образом, цель общеобразовательной программы заключается в создании оптимальных психолого-педагогических условий:
Задачи : - сформировать у детей желание и умение учиться, обеспечить оптимальное общее развитие каждого ребенка, сохранить и поддержать его индивидуальность, активность и самостоятельность в выборе способов деятельности; - гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися, способствовать формированию во внутреннем мире младшего школьника его нравственных качеств, любви к Отечеству и своей малой родине, своему народу, его духовным ценностям и языку, ориентировать на правильное поведение в природе; - ориентировать ребенка на объективную оценку своих возможностей и желании их реализации в учебной и других видах позитивно направленной деятельности. ^ Прием детей в школу осуществляется в соответствии с законами РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным постановлением правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288 (с последующими изменениями и дополнениями) и Уставом ГКС(к)ОУ ЛО «Лужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат». В учреждение принимаются дети, проживающие на территории Ленинградской области. Комплектование контингента учащихся осуществляется через Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области по заключению областной ПМПК и только с согласия родителей (законных представителей). ^ . Продолжительность обучения составляет 9 лет (10) лет Учебный план школы определяет максимальный объем учебной нагрузки в режиме пятидневной учебной недели для обучающихся. Состав образовательных областей и учебных предметов распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и учебным предметам.
|