военно-медицинская ПОДГОТОВКА
Опорный конспект
ТЕМА:
ТРЕНИРОВКИ
Вопросы:
Оказание первой помощи при ранениях.
І. Методика подготовки руководителя к занятию:
Уяснение темы, занятия и их целей.
Изучение содержания данного занятия.
Изучение наставлений, инструкций, руководств и сборника нормативов.
Определение последовательности проведения занятия и использования материального обеспечения.
Определение методических приемов проведения занятия.
Составление плана-конспекта (плана, опорного конспекта).
Подготовка материального обеспечения занятия и места проведения занятия.
Определение требований безопасности при проведении занятия.
Утверждение плана-конспекта (плана) у непосредственного начальника.
Проведение ИМЗ (инструктажа) с помощниками руководителя занятия.
Организация самостоятельной подготовки помощников руководителя занятия.
^
В ходе занятия необходимо изучить с солдатами понятие о ране, виды кровотечений и их последствия, способы временной остановки кровотечения, виды переломов, ушибов и вывихов. Практическая отработка нормативы по наложению повязок на различные области тела с использованием табельных и подручных средств для остановки кровотечения летом и зимой и по наложению иммобилизирующих повязок при переломах костей.
Занятие с солдатами проводить на полевой или приказарменной учебной базе.
Личный состав на занятие выходит в полевой форме одежды с оружием, средствами индивидуальной защиты, и шанцевым инструментом.
Занятие проводится, как правило, под руководством командира обучаемого подразделения или врачами (фельдшерами) с привлечением в качестве помощников руководителя занятия штатных командиров отделений.
Для отработки учебных вопросов создается тактическая обстановка, которая в целях усложнения выполнения задачи должна постоянно наращиваться путем объявления различных вводных.
Отделениям (расчетам) ставятся конкретные задачи в соответствии с их боевым предназначением и отрабатываемыми вопросами.
Командир подразделения на занятии должен совершенствовать свои практические навыки в организации работы с подчиненными и в управлении подразделением.
Выход обучаемых в район занятия, передвижение в ходе занятия и возвращение их в расположение могут проводиться в тактической обстановке с отработкой действий подразделения на марше, при ядерном, химическом, воздушном нападении противника, преодолении зараженных и разрушенных участков местности, а также методом попутной физической тренировки.
Местность, на которой проводится занятие, должна в наибольшей степени обеспечивать поучительность занятия, способствовать качественной отработке учебных вопросов и достижению поставленных учебных целей. Руководитель занятия должен хорошо ознакомиться с местом проведения занятия и умело использовать его в целях достижения поучительности занятия.
Во вводной части занятия руководитель организует получение военнослужащими оружия, индивидуальных средств защиты, экипировки, шанцевого инструмента и учебной укладки (имитационных средств для оказания само- и взаимопомощи при различных поражениях личного состава). Затем выводит подразделение к месту проведения занятия.
При проверке внешнего вида он обращает особе внимание на правильность подгонки обмундирования и снаряжения подчиненных, проверяет оружие на его наличие и комплектность.
Контрольный опрос военнослужащих должен состоять из вопросов по предыдущим темам и охватывать: теоретический – не менее 3-4 человек, практический – 100% личного состава. По результатам контрольного опроса руководитель выставляет оценки.
Руководитель занятия объявляет обучаемым тему, занятие и цель предстоящего занятия, при этом особо отмечает, какие знания и навыки, приобретенные ранее, могут пригодиться при изучении вопросов предстоящего занятия. Он доводит до военнослужащих меры безопасности при обращении с оружием и шанцевым инструментом, указывает порядок безопасного выполнения элементов занятия. Объявляет сигналы взаимодействия, управления и тревоги на время предстоящего занятия.
Основную часть занятия руководитель начинает с построения личного состава в развернутом, двухшереножном строю.
Теоретические положения отрабатываются с широким использованием учебных пособий (плакатов, схем, таблиц, макетов, кинофильмов), а практические приемы и нормативы по военно-медицинской подготовке - с использованием учебных (имитационных) индивидуальных средств медицинской защиты.
В начале практического занятия руководитель объясняет и показывает порядок и последовательность выполнения приема по оказанию первой медицинской помощи с использованием табельных и подручных средств, а затем отрабатывает их с обучаемыми.
Отрабатывая практические действия, руководитель добивается четкого и правильного их выполнения от каждого обучаемого. Обнаружив ошибки в действиях личного состава, руководитель приостанавливает выполнение приема, указывает на недостатки, разъясняет, а если необходимо, то и показывает этот прием лично или при помощи обучаемого правильно выполняющего его и продолжает тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены.
Для проведения тренировок по отработке приемов оказания первой медицинской помощи привлекаются санитарные инструкторы и командиры отделений, с которыми накануне проводятся инструкторско-методические занятия и инструктажи.
Упражнения по отработке нормативов и практических действий производятся путем разделения обучаемых на две равные группы. Одна группа оказывает помощь, другая представляет условно раненых. Вначале прием (норматив) отрабатывается без учета времени, а по мере его отработки - оценивается правильность действий обучаемых и затраченное время. Затем группа меняются местами.
При отработке нормативов и практических действий руководитель занятия обращает внимание обучаемых на соблюдение мер безопасности, проводит краткий разбор занятия, обращает особое внимание на жизненную необходимость само- и взаимопомощи при поражениях и несчастных случаях в повседневной жизни, на учениях и в боевой обстановке.
Знания и практические навыки полученные на занятии в дальнейшем совершенствуются на медицинских тренажах, на комплексных и тактико-специальных занятиях и учениях.
После отработки каждого учебного вопроса руководитель занятия выстраивает подразделение, проводит частный разбор, затем объявляет обучаемым следующий учебный вопрос и его содержание, доводит основные требования по его выполнению и приступает к его отработке.
После отработки всех учебных вопросов руководитель проводит заключительную часть занятия. В первую очередь он проверяет оружие на его наличие и комплектность, состояние индивидуальных средств защиты, экипировки и шанцевого инструмента, комплектность и наличие материальных средств медицинской укладки.
При подведении итогов занятия руководитель напоминает обучаемым тему, учебные цели и основные вопросы, получившие отражение на занятии. Отмечает положительное в действиях личного состава, подробно разбирает характерные ошибки.
Затем он объявляет военнослужащим оценки, полученные за контрольные вопросы во вводной части занятия и отмечает лучших военнослужащих по результатам отработки вопросов текущего занятия.
Заканчивая занятие, руководитель объявляет тему предстоящего занятия, выдает задание на самоподготовку и организует отправку личного состава в подразделение для сдачи оружия, средств индивидуальной защиты, экипировки, шанцевого инструмента и средств имитации.
УТВЕРЖДАЮ
|
Командир войсковой части
|
|
|
|
|
|
|
(воинское звание)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(фамилия)
|
«
|
|
»
|
|
200
|
|
г.
|
ПЛАН
проведения занятия с
|
|
|
|
по
|
Военно-медицинской подготовке
|
на
|
«
|
|
»
|
|
200
|
|
г.
|
^ оказание перврй помощи при ранениях
Цель занятия:
Практически отработать нормативы по наложению повязок на различные области тела с использованием табельных и подручных средств для остановки кровотечения.
Время: ________ минут.
Место занятия: _______________________________________________________________________
^ Практическое.
Материальное обеспечение занятия:
Стрелковое оружие, индивидуальные средства защиты, пехотная лопата, стальной шлем на каждого обучаемого;
Медицинская укладка на каждое отделение (расчет).
Секундомер.
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ « ___ » мин.
1.
|
Определение готовности учебного подразделения к занятию
|
^ -
|
|
служащими оружия, индивидуальных средств защиты, экипировки, шанцевого инструмента.
|
|
^
|
|
мундирования и снаряжения подчиненных, а оружие и шанцевый инструмент - на их наличие
|
|
и комплектность.
|
«___»
|
мин.
|
2.
|
Напоминание материала предыдущего занятия
|
^
|
|
ные ранее, могут пригодиться при изучении вопросов предстоящего занятия.
|
«___»
|
мин.
|
3.
|
Опрос обучаемых:
|
1.
|
2.
|
|
3.
|
4.
|
«___»
|
мин.
|
|
^
|
|
1.
|
|
2.
|
|
3.
|
|
4.
|
|
4
|
Доведение мер безопасности
|
^
|
|
вым инструментом. Указываю порядок безопасного выполнения вопросов занятия. Объявляю
|
|
сигналы взаимодействия, управления и тревоги на время занятия.
|
«___»
|
мин.
|
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ « ___ » мин.
№
п.п.
|
Учебные вопросы, задачи, нормативы
|
Время
|
Действия руководителя и его
помощника
|
Действия
обучаемых
|
1.
|
Оказание первой помощи при ранениях
|
____
мин.
|
Материал по данному вопросу отрабатывая практически.
При этом использую табельные индивидуальные средства медицинской защиты солдата для показа и имитаторы этих средств (из медицинской укладки) для тренировки личного состава.
Отработку каждого нового приема начинаю в замедленном темпе, в последующем темп постепенно наращиваю, а затем приемы отрабатываю с выполнением временных нормативов.
Обнаружив ошибки в действиях личного состава, приостанавливаю выполнение приема, указываю на недостатки, разъясняю, а если необходимо, то и показываю этот прием лично или при помощи обучаемого правильно выполняющего его и продолжаю тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены.
|
Отрабатывают нормативы № 2, 3, 4 с использованием табельными индивидуальными средствами медицинской защиты солдата с учетом нормативного времени.
|
III. Заключительная часть занятия« ___ » мин.
1.
|
Опрос по изложенному материалу
|
1.
|
|
2.
|
«___»
|
мин.
|
2.
|
Задание на самостоятельную подготовку
|
|
|
|
«___»
|
мин.
|
Руководитель занятия
|
|
|
(воинское звание, подпись)
|
^
Норматив № 2 – Наложение первичной повязки
ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: «Раненый» и обучаемый лежат. Время, затраченное на обнажение раны, не учитывается (допускается бинтование поверх обмундирования). Перевязочный материал и другие средства оказания первой помощи (жгуты, шины) находятся в руках обучаемого или рядом с ним.
По команде: «К выполнению норматива - Приступить» обучаемый обнаруживает рану и приступает к наложению повязки.
Время отсчитывается с момента начала развертывания перевязочного материала до закрепления повязки (булавкой или концами надорванной ленты бинта).
Наименование
норматива
|
Условия (порядок) выполнения норматива
|
Наложение первичной повязки на правый (левый) глаз
|
снять головной убор с «раненного»;
вскрыть пакет перевязочный индивидуальный или бинт (выполнить норматив №1);
сложить подушечки ППИ и наложить их на пораженный глаз;
закрепить бинт двумя круговыми горизонтальными ходами вокруг головы, разматывая его слева направо, при наложении повязки на правый глаз, и справа налево при наложении повязки на левый;
вывести бинт сзади вниз на затылок, под ухо со стороны больного глаза, наискось через щеку вверх, закрывая больной глаз. Косой ход бинта закрепить круговым ходом вокруг головы;
чередуя косые и круговые ходы, закрыть область поврежденного глаза;
закончить бинтование круговыми ходами на голове и закреплением повязки (булавкой или концами надорванной ленты бинта).
|
Оценка по времени:
|
Категория обучаемых
|
Отлично
|
Хорошо
|
Удовлетворительно
|
Военнослужащие
|
1мин 25 с
|
1 мин 35 с
|
1 мин 55 с
|
Ошибки, снижающие оценку:
|
На один балл
|
повязка наложена слабо (сползает) или при ее наложении образуются «карманы», складки;
повязка не закреплена или закреплена узлом над раной.
|
Наложение первичной повязки на правое (левое) ухо
|
снять головной убор с «раненного»;
вскрыть пакет перевязочный индивидуальный или бинт (выполнить норматив №1);
сложить подушечки ППИ и наложить их на ухо;
закрепить бинт двумя горизонтальными круговыми ходами вокруг головы, разматывая его слева направо при наложении повязки на правое ухо, и справа налево при наложении повязки на левое ухо;
вести бинт вокруг затылка на правое (левое) ухо и один ход вокруг головы, закрепляя предыдущий ход бинта;
чередуя ходы, закрыть область поврежденного уха;
закончить повязку ее закреплением (булавкой или концами надорванной ленты бинта).
|
Оценка по времени:
|
Категория обучаемых
|
Отлично
|
Хорошо
|
Удовлетворительно
|
Все категории
|
1 мин 10 с
|
1 мин 15 с
|
1 мин 30 с
|
Ошибки, снижающие оценку:
|
На один балл
|
повязка наложена слабо (сползает) или при ее наложении образуются «карманы», складки;
повязка не закреплена или закреплена узлом над раной.
|
Наложение первичной повязки на локтевой (коленный) сустав
|
^
При повреждении непосредственно в области локтевого сустава накладывают сходящуюся черепашью повязку. Если повреждение располагается выше или ниже сустава, применяют расходящуюся черепашью повязку.
вскрыть пакет перевязочный индивидуальный или бинт (выполнить норматив №1);
согнуть руку в локтевом суставе под прямым углом;
|
Сходящаяся черепашья повязка.
1. сначала бинтовать круговыми укрепляющими турами либо в нижней трети плеча над локтевым суставом, либо в верхней трети предплечья;
2. затем восьмиобразными турами закрыть перевязочным материалом области повреждения (ходы бинта перекрещивать только в области локтевого сгиба. Восьмиобразные туры бинта постепенно смещать к центру сустава);
3. закончить повязку циркулярными турами по линии сустава и закрепить ее (булавкой или концами надорванной ленты бинта).
|
Расходящаяся черепашья повязка.
бинтование начать с круговых закрепляющих туров непосредственно по линии сустава;
затем бинт поочередно провести выше и ниже локтевого сгиба, прикрывая на две трети предыдущие туры (все ходы перекрещивать по сгибательной поверхности локтевого сустава) и закрепить ее (булавкой или концами надорванной ленты бинта).
|
^
При повреждении непосредственно в области коленного сустава накладывают сходящуюся черепашью повязку, при повреждении рядом с коленным суставом – расходящуюся. Повязка накладывается в положении незначительного сгибания в суставе.
1. вскрыть пакет перевязочный индивидуальный или бинт (выполнить норматив №1);
2. согнуть руку в локтевом суставе под прямым углом;
|
Сходящаяся черепашья повязка.
бинтование начать закрепляющими круговыми турами в нижней трети бедра над коленным суставом или в верхней трети голени под коленным суставом в зависимости от того, где расположена рана или другое повреждение;
затем наложить сходящиеся восьмиобразные туры бинта, перекрещивающиеся в подколенной области;
повязку закончить круговыми турами в верхней трети голени под коленным суставом и закрепить ее (булавкой или концами надорванной ленты бинта).
|
Расходящаяся черепашья повязка.
бинтование начать закрепляющими круговыми турами через наиболее выстоящую часть надколенника;
затем выполнить восьмиобразные расходящиеся ходы, перекрещивающиеся в подколенной области;
повязку закончить круговыми турами в верхней трети голени или нижней трети бедра в зависимости от того, где расположено повреждение и закрепить ее (булавкой или концами надорванной ленты бинта).
|
Оценка по времени:
|
Категория обучаемых
|
Отлично
|
Хорошо
|
Удовлетворительно
|
Все категории
|
1 мин 10 с
|
1 мин 15 с
|
1 мин 30 с
|
Ошибки, снижающие оценку:
|
На один балл
|
повязка наложена слабо (сползает) или при ее наложении образуются «карманы», складки;
повязка не закреплена или закреплена узлом над раной.
|
Наложение первичной повязки на плечевой сустав
|
На левый плечевой сустав повязку бинтуют слева направо, на правый – справа налево, то есть бинтование колосовидной повязки осуществляется в направлении стороны повреждения. Различают восходящую и нисходящую колосовидные повязки на область плечевого сустава.
1. вскрыть пакет перевязочный индивидуальный или бинт (выполнить норматив №1);
|
Восходящая колосовидная повязка.
бинтование начать с круговых закрепляющих туров в верхнем отделе плеча, затем бинт вести на надплечье и по спине к подмышечной области противоположной стороны;
далее ход бинта направить по передней стороне груди на переднюю поверхность плеча, по наружной поверхности вокруг плеча в подмышечную ямку, с переходом на наружную поверхность плечевого сустава и надплечье;
затем туры бинта повторить со смещением кверху на одну треть или половину ширины бинта;
бинтование закончить круговыми турами вокруг грудной клетки и закрепить бинт (булавкой или концами надорванной ленты бинта).
|
Нисходящая колосовидная повязка.
конец бинта зафиксировать циркулярными ходами вокруг грудной клетки;
затем из подмышечной области здоровой стороны поднять бинт по передней поверхности грудной клетки до надплечья на стороне повреждения, обогнуть его по задней поверхности и через подмышечную область вывести на переднюю поверхность надплечья;
после чего ход бинта по спине возвратить в подмышечную область здоровой стороны. Каждый последующий восьмиобразный ход повторить несколько ниже предыдущего;
бинтование закончить круговыми турами вокруг грудной клетки и закрепить бинт (булавкой или концами надорванной ленты бинта).
|
Оценка по времени:
|
Категория обучаемых
|
Отлично
|
Хорошо
|
Удовлетворительно
|
Все категории
|
1 мин 15 с
|
1 мин 20 с
|
1 мин 35 с
|
Ошибки, снижающие оценку:
|
На один балл
|
повязка наложена слабо (сползает) или при ее наложении образуются «карманы», складки;
повязка не закреплена или закреплена узлом над раной.
|
«восьмиобразная» повязка на грудь (накладывается одним пакетом и бинтом)
|
вскрыть пакет перевязочный индивидуальный или бинт (выполнить норматив №1);
при проникающем ранении грудной клетки на рану наложить прорезиненную оболочку внутренней стороной, потом марлевые подушечки и прибинтовать. При ранении в грудь без осложнения пневмотораксом на рану наложить марлевые подушечки и начать бинтовать;
бинтование начинать с фиксации бинта несколькими круговыми ходами на грудной клетке;
бинт вывести по передней поверхности груди вверх косо справа на левое надплечье, далее через спину поперечно на правое надплечье и опустить косо под левую подмышечную впадину. Закрепить повязку вокруг груди. Далее бинт направлять через левое надплечье, повторяя 2-й и 3-й ходы.
|
Оценка по времени:
|
Категория обучаемых
|
Отлично
|
Хорошо
|
Удовлетворительно
|
Все категории
|
2 мин 10 с
|
2 мин 20 с
|
2 мин 50 с
|
Ошибки, снижающие оценку:
|
На один балл
|
1. повязка наложена слабо (сползает) или при ее наложении образуются «карманы», складки;
2. повязка не закреплена или закреплена узлом над раной.
|
Наложение первичной повязки на голеностопный сустав
|
вскрыть пакет перевязочный индивидуальный или бинт (выполнить норматив №1);
сложить подушечки ППИ и наложить их на рану;
бинтование начинать с фиксации бинта круговым ходом над ледыжками;
затем бинт вести по тыльной стороне стопы, спустив вниз на подошву и вести вокруг стопы;
после этого бинт поднять по тылу стопы и обвести его сзади лодыжки. Ходы повторять до полного закрепления области сустава;
бинтование закончить закреплением бита на голени под латыжкой.
|
Оценка по времени:
|
Категория обучаемых
|
Отлично
|
Хорошо
|
Удовлетворительно
|
Все категории
|
1 мин 5 с
|
1 мин 10 с
|
1 мин 25 с
|
Ошибки, снижающие оценку:
|
На один балл
|
повязка наложена слабо (сползает) или при ее наложении образуются «карманы», складки;
повязка не закреплена или закреплена узлом над раной.
|
|