Утверждаю: Утверждено:
Директор МОУ СОШ №27 на заседании МО учителей ФК и ОБЖ
_____________________ _Булгаков А.А
Программа «Здоровье»
деятельность школы по сохранению здоровья учащихся и формирование здорового образа жизни
МОУ СОШ№27 г.Чита
На 2011-2015г.г.
Разработал: учитель физкультуры
Бронников Андрей Борисович
ЧИТА 2010
1.ВВЕДЕНИЕ
Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? Теоретически – да, практически – не получается. Врачи-педиатры, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа. Еще в начале ХХ века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф.Эрисман внес понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им было отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась.
У наших школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства как предпатологические и патологические состояния, которые специалисты увязывают с организацией учебно-воспитательного процесса в школе.
К другим заболеваниям, часто возникающим у школьников, относятся нарушение зрения (миопия, рефракционная или осевая, и т.д.), болезни костно-мышечной системы (сколиоз, патологический кифоз или лордоз, плоскостопие).
Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и составляет примерно 2400-2600 заболеваний на 1000 детей, так как каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4-2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Все это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среда способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников.
^
Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.
^
В реализации программы «Здоровье» задействованы все службы школы: администрация, педагоги, психолог, медицинский работник и технический персонал.
Цели программы «Здоровье».
1.Формирование у школьников знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.
2. Продемонстрировать многогранную природу здоровья.
3. Содействовать сохранению здоровья каждого школьника.
4. Сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.
5. Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
6. Создать методические и технологические основания для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в школе, а также на изменение всего уклада школы с пользой для здоровья каждого школьника и работника школы.
^
Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
^
Основные задачи и содержание работы в школе по реализации программы «Здоровье»
1. Школа ставит перед собой следующие задачи:
- поиск здоровьесберегающих оптимальных режимов учебно-воспитательной работы;
- валеологический анализ уроков;
- разработка, внедрение в практику лучшего опыта использования, совершенствование здоровьесохраняющих технологий обучения и воспитания, адекватных возможностей детей;
- содействие гармоничному развитию детей путем профилактики и коррекции возможных отклонений физического состояния и здоровья на каждом возрастном этапе;
- вооружение педагогов необходимыми знаниями в области здоровья;
- оказание педагогам конкретной помощи в изучении физиологических возможностей организма детей, определении уровня физического развития, соответствия биологического возраста паспортному, ведение наблюдений за ростом и развитием ребенка;
- пропаганда среди родителей, педагогов и детей основ здорового образа жизни.
2. В соответствии с основными задачами содержание работы школы определяется следующими направлениями:
- научным, изучающим закономерности роста и развития, формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов применения валеологических знаний в условиях учреждений системы образования;
- прикладным, осуществляющим научно-методическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания. Направление предполагает подготовку кадров педагогических, ориентированных на ЗОЖ, создание учебных пособий, методических рекомендаций;
- практическим (работа с детьми, родителями, педагогами ОУ в рамках программы).
3. Основными видами деятельности по программе «Здоровье» в школе являются диагностика, развитие, профилактика и коррекция, консультирование.
3.1. Диагностическая деятельность.
Школа решает следующие конкретные диагностические задачи:
- диагностический мониторинг физического состояния, гармоничности развития, физической подготовленности и работоспособности детей, контроль за состоянием функций опорно-двигательного аппарата и органа зрения;
- диагностика готовности ребенка к поступлению в школу с выявлением степени морфофункциональной зрелости ребенка;
- диагностика состояния адаптационных механизмов, предупреждение психосоматической дезадаптации;
- контроль за сбалансированностью питания;
- мониторинг причин, влияющих на ухудшение состояния здоровья и нарушение гармоничности физического развития.
3.2. Развивающая деятельность ориентирована на оказание помощи педагогическому коллективу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании детей, развитии их способностей и склонностей.
3.3. Профилактическая и коррекционная деятельность определяется необходимостью формирования у педагогов и детей потребности в знаниях о здоровом образе жизни, желания использовать их в работе с ребенком, а также своевременным предупреждением и устранением возможных отклонений в состоянии здоровья и физического развития, обусловленных неумелым обучением и воспитанием. Профилактическая и коррекционная работа проводится как с отдельными детьми, педагогами, так и с их группами. В процессе профилактической и коррекционной работы осуществляются следующие конкретные мероприятия:
- прием детей в первые классы, диагностика физиолого-гигиенической готовности степень биологической зрелости с целью раннего выявления возможных отклонений в состоянии здоровья;
- разработка комплекса развивающих, профилактических и коррекционных упражнений для занятия с детьми. Совместно с педагогами и родителями намечает программу индивидуальной работы с целью их улучшения адаптации, высокой работоспособности и обеспечения нормального развития с учетом индивидуальной готовности ребенка к обучению на каждом переходном этапе.
3.4. Консультативная деятельность ориентирована на повышение валеологической культуры педагогов и родителей; расширение кругозора по вопросам здорового образа жизни. При осуществлении консультативной работы необходимо решать следующие задачи:
- консультация педагогов, родителей по проблеме оздоровления детей. Консультации могут носить как индивидуальный, так и групповой характер;
- индивидуальные и коллективные занятия с детьми по вопросам здорового образа жизни;
- повышение валеологической грамотности через работу педагогического совета, методических объединений, общих и родительских собраний;
- на базе библиотеки комплектация библиотечки по проблемам здоровья и здорового образа жизни.
В соответствии с этим в школе вводится следующая модель школы здоровья:
1. Образование в области здоровья. Это последовательно спланированная программа на весь школьный курс, ориентированная на физические, интеллектуальные, эмоциональные и социальные аспекты здоровья. Цель – здоровье как необходимая составляющая общей культуры.
2. Физическая воспитание (физическая культура и спорт, трудовые навыки), которое представляет собой последовательно спланированную школьную программу на весь курс обучения физическим навыкам и физической активности, пригодную для всех школьников.
3. Работа медицинского кабинета ориентирована на профилактику и раннее вмешательство, включая оказание неотложной помощи, первой помощи, умение работать с хронически больными детьми, связь с медицинскими учреждениями по месту жительства. Система питания обеспечивает детей разнообразной, вкусной и здоровой пищей, формирует и отслеживает правила питания в классах и столовой.
4. Служба здоровья школы (Школьный совет содействия укреплению здоровья) оценивает состояние здоровья педагогического и технического персонала, уровень его компетентности по данному вопросу, готовность к системным действиям по сохранению здоровья, поддерживает работу персонала, направленную на обеспечение здоровья учащихся, создает позитивные ролевые модели.
^
6. Здоровая среда направлена на формирование благоприятного физического и психологического климата в школе.
^
Что будет достигнуто в процессе реализации программы «Здоровье» в школе:
1. Сформировано ценностное отношение к здоровью всех участников педагогического процесса.
2. Сформирована валеологическая культура педагогов, учащихся и их родителей.
3. Внедрены новые традиции, пропагандирующие и способствующие здоровому образу жизни.
4.Отслежены параметры личностного здоровья всех участников педагогического процесса (совместно с медицинскими работниками).
5.Создана школьная модель профилактики и коррекции социальных вредностей (табакокурения, алкоголизма, токсикоманией, наркомании).
6.Создана школьная модель социально-педагогической поддержки детей «группы риска» и детей-инвалидов.
^
Сохранить репродуктивное здоровье учащихся;
-Создать условия для снижения уровня нервно-психических и сердечно-сосудистых расстройств, патологий желудочно-кишечного тракта, простудных заболеваний, заболеваний органов чувств, зрения, опорно-двигательного аппарата в процессе обучения;
-Внедрить оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей в урочное и внеурочное время;
-Постоянно корректировать учебные нагрузки в соответствии с состоянием здоровья детей;
-Помочь социально адаптироваться ( средствами образования) детям с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
-Сформировать осознанное отношение детей и их родителей, членов педагогического коллектива к состоянию здоровья через пропаганду здорового образа жизни
Общие положения. Основные проблемы охраны здоровья детей и необходимость их решения.
^
В современных условиях сложились неблагоприятные тенденции в демографических процессах и состоянии здоровья детей; их острота требует безотлагательного решения.
В настоящее время дети очень мало бывают на свежем воздухе, снижена их двигательная активность, недостаточно занимаются физическим трудом, а большую часть досуга проводят в помещении за просмотром телепередач и видеофильмов, играют на компьютерах. Одной из важных характеристик образа жизни является питание, которое не всегда полноценно. На здоровье детей неудовлетворительно влияет несоблюдение гигиенических норм, естественного и искусственного освещения рабочих мест, несоответствие размера школьной мебели росту учащихся, усложнение учебных программ и общей нагрузки учащихся.
Статистические данные по школе свидетельствуют об увеличении детей со стойкими хроническими заболеваниями, увеличении количества детей-инвалидов, рост близоруких детей. Медицинские осмотры юношей призывного возраста показывают, что половина из них нездорова.
В школе более 10% детей относятся к категории лиц с проблемами в развитии и нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении. 12 % детей-первоклассников не готовы к обучению в школе.
^
Основные принципы Программы.
Программа основывается на следующих принципах:
1.Принцип гарантий: реализация конституционных прав детей и подростков на получение образования и медицинского обслуживания.
2.Принцип участия: привлечение детей и подростков к здоровому образу жизни.
3. Принцип педагогической поддержки: вовлечение учителей и воспитателей в широкое движение по созданию здоровой педагогической среды
Основные направления Программы.
3.1. Повышение квалификации педагогов и медицинских сестер общеобразовательного учреждения;
3.2. Изучение и внедрение передового социального, педагогического опыта по оздоровлению детей;
3.3. Формирование валеологического мышления всех участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители).
3.4. Применение педагогических технологий, методик, отбор учебного материала в контексте сохранения здоровья детей.
3.5. Корректировка школьного банка информации о состоянии психического и физического здоровья детей.
3.6. Системный анализ состояния здоровья детей и уровня оздоровительной работы в школе с целью своевременной коррекции.
Основные мероприятия программы
4.1. Совершенствование нормативно-правовых условий, информационно – методического обеспечения в целях сохранение и развитие здоровья учащихся.
№
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Исполнители
|
1.
|
Анализ состояния здоровья учащихся. Оформление
аналитических и статистических отчетов о состоянии
здоровья учащихся в школе.
|
^
|
Завуч,мед.работник
|
2.
|
Издание и анализ локальных и нормативных актов по
сохранению и развитию здоровья обучающихся.
|
Ежегодно
|
Администрация
|
3
|
Создание в школьной библиотеке подборки научно– методической литературы по тематике ЗОЖ.
|
2011-2012уч.г.
|
^
|
4.
|
Отслеживание результатов выполнения Программы через работу МО учителей физкультуры, Методического Совета, Педсовета, Родительского совета.
|
Ежегодно
|
Администрация
|
4.2. Внедрение оптимальной системы медико -педагогического обеспечения по оказанию помощи детям и подросткам.
№
п/п
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Исполнители
|
1.
|
Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий в первой половине дня (зарядка, физкультминутки)
|
Ежедневно
|
Учителя-предметники
|
2.
|
Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке).
|
Ежедневно
|
Учителя-предметники
|
3.
|
Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся.
|
Начало четверти
|
Завучи
|
4.
|
Составление расписания второй половины дня, предусматривающее чередование занятий и отдыха.
|
Начало четверти
|
зам.директора по ВР
|
5.
|
Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и развитию здоровья.
|
Один раз в полугодие
|
Директор. Завучи, медсестра
|
6.
|
Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра.
|
Один раз в год
|
медсестра
|
7.
|
Использование диагностики по выявлению наркомании, токсикомании и других вредных привычек среди детей и подростков.
|
Ежегодно
|
Психолог, мед.сестра
|
8.
|
Организация медицинских осмотров к службе в армии.
|
Один раз в год
|
Мед. сестра, рук-ль ОБЖ
|
9.
|
Анализ состояния психического здоровья вновь поступивших учащихся.
|
Два раза в год
|
Психолог
|
10.
|
Проведение общешкольных родительских собраний по актуализации ценности здоровья.
|
Два раза в год
|
Директор. Классные руководители
|
11.
|
Проведение методических совещаний на тему «Учет индивидуальных особенностей школьников».
|
Один раз в год
|
Завучи
|
12.
|
Проведение психологических тренингов для формирования благоприятного морально-психологического климата среди всех субъектов образовательного процесса.
|
Один раз в четверть
|
Психолог
|
13.
|
Проведение с учащимися коррекционно – оздоровительных мероприятий ( ЛФК, коррекция зрения, дыхательная гимнастика, логопедические занятия, психокоррекция.)
|
Постоянно
|
Учителя – предметники логопед, психолог,
преподавтель ЛФК
|
14.
|
Оборудование и организация работы кабинета психологической разгрузки.
|
2011-2012уч.год
|
Администрация, психолог
|
15.
|
Проведение смотров учебных кабинетов на предмет соответствия требованиям санитарно – гигиенических условий к кабинету.
|
Два раза в год
|
Комиссия
|
16.
|
Приобретение и установка в кабинете информатики «люстры Чижевского».
|
2011 – 2012 уч.год.
|
Администрация
|
17.
|
Обеспечение условий для предупреждения травматизма через:
- организацию досуга школьников во время перемен;
- соблюдение техники безопасности при организации учебно – воспитательного процесса ( на уроках и занятиях в системе доп. образования)
|
Постоянно
|
Преподаватели
|
4.3. Формирование информационно-экспертных условий с целью обеспечения эффективности управления образовательным процессом по сохранению здоровья учащихся.
I № 'п/п
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Исполнители
|
1.
|
Развитие системы информирования субъектов образовательного процесса по вопросам сохранения и развития здоровья.
|
Весь период
|
Директор. Завучи
|
2.
|
С целью контроля сохранения и развития здоровья учащихся:
- организация социологических исследований, опросов, анкетирования учащихся, родителей и учителей;
- анализ способов и форм доведения информации до родителей;
- анализ использования информационного обеспечения для создания здоровьесберегающих условий;
|
В течение года
|
Директор. Психолог. Завучи
|
4.4. Пропаганда здорового образа жизни в системе учебной деятельности.
№
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Исполнители
|
1.
|
Обеспечение выполнения программы по курсу ОБЖ.
|
Постоянно
|
Администрация
|
2.
|
Организация и проведение сборов, соревнований, турпоходов.
|
Ежегодно
|
Рук-ль ОБЖ
|
3.
|
Организация воспитательной работы по возрастам по формированию навыков ЗОЖ:
-проведение классных часов, Дней здоровья;
- организация тематических выставок плакатов, рисунков;
- проведение конкурсов сочинений;
- проведение массовых спортивных праздников;
проведение тематических линеек по пропаганде ЗОЖ.
|
Весь период
|
Кл. руководители,
ст. вожатые, преподаватели физ. культуры, ОБЖ
|
4.
|
Проведение школьных мероприятий по привитию навыков правильного поведения детей в опасных для жизни ситуациях:
- Дни ГО;
- « Зарница», Турслет;
|
По плану
|
Рук-ль ОБЖ, учителя физкультуры
|
5.
|
Участие в операции « Внимание дети!», смотре – конкурсе « Законы дорог уважай»
|
Ежегодно
|
Ст. вожатые, рук-ль ОБЖ
|
4.5. Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта.
№
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Исполнители
|
1.
|
Использование на уроках физической культуры новых методов проведения уроков с более высоким уровнем двигательной активности.
|
Постоянно
|
Учителя физкультуры
|
2.
|
Комплектование кабинета физкультуры необходимым спортивным оборудованием и инвентарем
|
Ежегодно
|
Администрация. Учителя физкультуры
|
3.
|
Совершенствование спортивно массовой работы через систему дополнительного образования:
- организация спортивных секций, танцевального кружка;
- обучение спортивным играм.
|
Постоянно
|
Руководители секций, кружков.
|
4.6. Организация питания школьников
№
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Исполнители
|
1.
|
Организация питания детей с учетом всех возможных форм финансирования (родительской платы, бесплатного питания)
|
Постоянно
|
Директор, кл. руководители
|
2.
|
Проведение совещаний по вопросам организации и развития школьного питания.
|
1 раз в четверть
|
Директор
|
3.
|
Организация работы Совета по питанию
|
сентябрь
|
Директор
|
4.
|
Осуществление ежедневного контроля за работой школьной столовой, проведение целевых тематических проверок
|
В течение года
|
Администрация. Комиссия
|
5.
|
Улучшение материально – технической базы столовой
( приобретение и ремонт инвентаря, оборудования), разработка и введение в систему питания новых блюд с учетом изучения запросов учащихся и их родителей
|
Ежегодно
|
Администрация, совет по питанию
|
6.
|
Проведение работы по воспитанию культуры питания, пропаганде ЗОЖ среди учащихся и родителей через:
- систему классных часов и родительских собраний
« Режим дня и его значение», «Культура приема пищи»,
« Хлеб – всему голова», « Острые кишечные заболевания и их профилактика» и др.;
- игры, конкурсы, беседы, ярмарки,
- встречи с медработником школы и ТМО
|
Постоянно
|
Кл. руководители, медсестра
|
7.
|
Анкетирование учащихся и родителей по вопросам школьного питания.
|
Ежегодно
|
Кл. рук-ли, комиссия по питанию
|
4.7. Организация летнего отдыха детей и подростков.
№
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Исполнители
|
1.
|
Определение профильных смен пришкольного лагеря
|
Апрель – май ежегодно
|
Начальники смен. Зам. директора
|
2.
|
Организация полноценного питания
|
Май – август ежегодно
|
Директор
|
3.
|
Охват летним отдыхом детей различных категорий
|
Апрель – август ежегодно
|
Кл. руководители, Зам. директора
|
4.
|
Организация работы кабинета-психолога в
пришкольном лагере
|
Весь период
|
Психолог
|
5.
|
Координация работы по оздоровлению ослабленных детей с работниками ТМО
|
Май
|
Медсестра
|
6.
|
Организация не медикаментозных методов оздоровления
( закаливание, гимнастика, фитотерапия и др.) детей в пришкольном лагере
|
Весь период
|
Медсестра
|
^
учащиеся;
классные руководители;
учителя-предметники;
школьная медсестра;
врач-педиатр, закрепленный за учреждением;
врачи-специалисты;
школьные специалисты (психолог);
родители.
^
Учебно-воспитательная работа – научно обоснованная и строго регламентированная.
1.Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для
учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к
новым условиям.
|
Сентябрь- ноябрь
|
2.Валеологический анализ расписания уроков.
|
Сентябрь, январь
|
3.Организация перемен и длительной динамической паузы с
обязательным пребыванием на свежем воздухе (1-4-е классы).
|
В течение года
|
4.Организация перемен и создание на переменах таких условий,
которые способствовали бы двигательному режиму учащихся
разных возрастов.
|
В течение года
|
5.Включение вопросов с определенной валеологической направлен-
ностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ, психологии
и др.
|
В течение года
|
6.Контроль за выполнением норм самообслуживания.
|
Октябрь, декабрь,
март
|
7.Контроль за правильным использовнием ТСО.
|
Ноябрь, февраль
|
8.Валеологический анализ урока.
|
Декабрь
|
9.Повышение валеологической грамотности учителей.
|
Январь
|
10.Структурирование учебных программ на основе валеологических
принципов.
|
Май
|
^ комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья, как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среди обитания
1.Создание паспорта «Здоровье»
|
Сентябрь-октябрь
|
2.Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки
(дневной, недельной, годовой).
|
Октябрь-март
|
3.Проведение валеологической оценки степени трудности новых
учебных программ и методов обучения с целью адаптации и их
функциональным возможностям учащихся разных возрастных
групп.
|
Сентябрь-март
|
4.Запуск медико-педагогического мониторинга детей и подростков
при зачислении их в школу ( с учетом сложности программы
обучения.
|
Апрель-май
|
^ – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-либо недугов профилактика обострения и прогрессирования болезненного процесса.
1.Плановый медосмотр.
|
Сентябрь, январь
|
2.Мониторинг естественной и искусственной освещенности учебных
кабинетов
|
Сентябрь-октябрь
|
3.Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и
педагогов.
|
В течение года
|
4.Мониторинг санитарного состояния учебного помещения – отоп-
ление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация.
|
В течение года
|
5.Плановая диспансеризация.
|
Октябрь
|
6.Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность,
правильность, сочетание продуктов).
|
Ноябрь-декабрь
|
7.Контроль за состоянием рабочей мебели.
|
Ноябрь, февраль
|
8.Ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом
медосмотра и диспансеризации.
|
Январь, май
|
9.Плановая диспансеризация учащихся.
|
Февраль-апрель
|
10.Контроль за недопустимым использованием вредных для здоровья
красок и других материалов в процессе ремонта классных комнат
и помещения школы.
|
Март, апрель
|
^ скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс ( в частности, курса, валеологии для учащихся младших, средних, старших классов).
1.Внедрение новых результатов научных достижений в области
экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления
здоровья учащихся и учителей, в практику учебно-воспитательного
процесса.
|
Сентябрь-ноябрь
|
2.Обеспечение научно-методической литературой, учебными програм-
мами и учебниками по валеологии учащихся разных возрастов
|
В течение года
|
3.Контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся
и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов.
|
Декабрь-январь
|
^ пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
1.Использование различных форм массовой пропаганды здорового
образа жизни: организация лекций, проведение дня здоровья
|
В течение года
|
2.Использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление
уголков здоровья в классных комнатах, воспитание учащихся личными
примером учителей ( привлекательность внешнего вида, доброжела-
тельность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом,
отказ от вредных привычек).
|
В течение года
|
^
В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.Функции медицинской службы школы:
проведение диспансеризации учащихся школы;
медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
выявление учащихся специальной медицинской групп
^
общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
общее руководство по организации валеологической службы в школе;
общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;
организация и контроль уроков физкультуры;
обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
организация работы классных руководителей по программе «Здоровья» и ее контроль;
организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
организация работы психологической службы в школе.
^
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
организация и проведение профилактических работы с родителями;
организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;
организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы «Здоровье»;
организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
^
Учреждение
|
Задачи и направления
|
Формы взаимодействия
|
Детская поликлиника
|
Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное
лечение.
|
Профосмотры, диспансе-
ризации, медицинская
помощь.
|
Взрослая
поликлиника
|
Профилактика заболеваний, выявление
их на ранней стадии и своевременное
лечение.
|
Профосмотры, диспансе-
ризации, медицинская
помощь.
|
Детская стоматоло-
гическая помощь
|
Профилактика заболеваний, выявление
их на ранней стадии и своевременное лечение
|
Профосмортры и при
необходимости, лечение
|
ГИБДД
|
Предупреждение детского травматизма.
|
Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся.
|
^
НА 2011 – 2013УЧЕБНЫЕ ГОДЫ
1 этап (2011/2012уч.г.)
^
|
|
Мероприятия
|
Срок
|
Класс
|
Ответственный
|
1.
|
Оформление медицинских карт и листков
Здоровья в классных журналах. Комплекта-
ция на их основе физкультурных групп
|
сентябрь
|
1-11
|
Мед.сестра,
Кл.руководит.,
чителя физ-
культуры
|
2.
|
Диспансеризация в детской поликлинике.
|
Октябрь-
февраль
|
1, 5, 7, 9
|
Мед.сестра,
кл.руководит.,
специалисты
поликлиники
|
3.
|
Профосмотры старшеклассников во взрослой поликлинике
|
Февраль-
март
|
10-11
|
Мед.сестра,
кл.руководит.,
специалисты
поликлиники
|
4.
|
Профосмотры детей в условиях школы
|
Декабрь
апрель
|
2,4,6,
8
|
Мед.сестра,
прикрепленный
врач-педиатр
|
5.
|
Анализ случаев травматизма в школе.
|
В теч.
года
|
1-11
|
Мед.сестра,
зам.директора
по ВР
|
6.
|
Анализ посещаемости и пропусков занятий
по болезни
|
В теч.
года
|
1-11
|
Мед.сестра,
Кл.руководит.
|
^
1.
|
Тестирование в рамках Комплексной прог-
раммы оценки психофизического состоя-
ния и функционирования возможностей
организма человека.
|
В теч.
года
|
1-11
|
Зам.директора
по ВР
|
2.
|
Психологический мониторинг здоровья уча-
щихся:
тест на адаптацию в нач.школе,
средней школе;
|
Сентябрь-
январь
|
1, 3, 5,
10
|
Психолог
|
^
1.
|
Эстетическое оформление класса и школы.
|
В теч.
года
|
1-11
|
Зам.директора
По ВР
|
2.
|
Рациональное расписание уроков, не допускающее
перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)
|
В теч.
года
|
1-11
|
Зам.дир. по УВР
|
3.
|
Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим
требованиям:
проветривание;
освещение;
отопление
вентиляция
уборка
|
Ежедневно
1 раз в нед.
2 раза в год
2 раза в год
Ежедневно
|
Все
поме-
щения
|
Зам.директора
по АХЧ,
зам.дир по УВР,
мед.сестра
|
4.
|
Контроль за качеством питания и питьевым
режимом
|
Ежедневно
|
|
Мед.сестра
|
5.
|
Диагностика загруженности учащихся домашними занятиями.
|
В теч.
года
|
|
Зам.дир. по УВР
|
6.
|
Организация активного отдыха на переменах.
|
Постоянно
|
1-4
|
Кл.руководит.
|
^
1.
|
Прививки детей согласно приказам Минздрава
|
В теч.
года
|
1-11
|
Мед.сестра
|
2.
|
Профилактическая работа во время эпидемий.
|
В теч.
года
|
1-11
|
мед.сестра
|
3.
|
Профилактическая работа через беседы, уголки
здоровья, санбюллетени, полезные советы
|
В теч.
года
|
1-11
|
Медсестра
|
^
1.
|
Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры.
|
В теч.
года
|
1-11
|
Учитель
физкультуры
|
2.
|
Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреаций
|
В теч.
года
|
1-11
|
Учитель
физкультуры,
учителя нач.
классов
|
3.
|
Организация школьных соревнований и участие школьников в районных и областных соревнованиях
|
В теч.
года
|
1-11
|
Кл.руководители,
учителя физ-ры
|
4.
|
Организация дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий.
|
В теч.
года
|
1-11
|
Зам.дир.по ВР
Кл.руководители
|
5.
|
Работа спортивных секций
|
В теч.года
|
1-11
|
Учителя физ-ры
|
^
1.
|
Занятия по правилам дорожного движения
(выступление сотрудников ГИБДД, тематичес-
кие классные часы, викторины, конкурс рисунков,
плакатов)
|
В теч.
года
|
1-11
|
Зам.дир. по ВР,
Кл.руководит.
|
2.
|
Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курса ОБЖ
|
По прог
рамме
|
1-11
|
Преподаватель ОБЖ, учителя нач.классов
|
3.
|
Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасноти.
|
сентябрь
|
1-11
|
Директор школы,
Кл.руководители
|
4.
|
Статистика и анализ случаев травматизма в школе.
|
В теч.
года
|
1-11
|
Медсестра,зам.директора по УВР
|
^
1.
|
Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ и
биологии
|
В теч.
года
|
1-11
|
Преподаватели ОБЖ,
биологии
|
2.
|
Тематические классные часы (Приложение 1)
|
В теч.
года
|
1-11
|
Кл.руководители
|
3.
|
Тематические родительские собрания (Прило-
жение)
|
В теч.
года
|
1-11
|
Кл.руководители,
Зам.дир по ВР
|
4.
|
Встречи с сотрудниками наркологического
диспансера
|
По
плану
|
8-11
|
Зам.дир.по ВР
|
5.
|
Конкурсы, викторины (Приложенипе 3)
|
По
плану
|
11
|
Зам.дир.по ВР
Кл.руководители
|
6.
|
Лекции сотрудников Института гигиены и
Питания.
|
По
плану
|
6-11
|
Зам.дир.поВР,
кл.руководители
|
II этап (2012/2013уч.г.)
На основе результатов обследования учащихся и итогов выполнения программы «Здоровье» за 2011/2012 уч.г. будет разработана программа оздоровительной работы летом и внесены коррективы в программу «Здоровье» на 2012/2013 уч.г.
Заключение
Данная программа «Здоровье» рассчитана на 3-5 лет и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию.
В учебном году следует уделить особое внимание решению следующих задач:
отработка системы выполнения уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения;
создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни;
просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей; а также углубиться в вопросы, связанные с мониторингом спортивно-оздоровительной работы в школе.
Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тематические классные часы
1 – 4 классы
Режим дня.
Закаливание организма.
Культура поведения в общественных местах.
Культура поведения за столом.
Культура питания.
Мой друг – Мойдодыр.
Культура одежды
Профилактика простудных заболеваний.
Береги здоровье смолоду.
5 – 8 классы
Режим дня.
Что такое здоровье?
Способы укрепления здоровья.
Культура питания.
Культура одежды.
Гигиена мальчика и девочки.
Профилактика простудных заболеваний, заболеваний органов зрения.
О вредных привычках.
О вреде никотина.
О вреде алкоголя.
Имя беды – наркотик.
Покончить с грубостью.
Определение здорового образа жизни.
9 – 11 классы
Береги здоровье смолоду.
О вкусах не спорят, о манерах надо знать.
Гармония тела.
Роль спорта в жизни человека.
Как одеваться: стильно, модно, удобно?
Система питания старшеклассника.
Культура гигиены девушки.
Культура гигиены юноши.
Покончить с грубостью.
Победить зло.
Стресс.
Традиции и табакокурение.
Исторические аспекты винопития на Руси.
Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ.
Почему принимают наркотики.
Когда возникает интерес к наркотикам.
Наркотики и их жертвы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Тематика родительских собраний
Психологические особенности учащегося (по возрастам).
Режим дня и гигиенические нормы.
Режим питания.
Встреча с сотрудниками ПДН ОВД г.Читы
Лекции нарколога и врача кожно-венерологического диспансера.
Семейные конфликты (ведет психолог)
Как уберечь вашего ребенка от наркотиков.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Конкурсы, викторины
1.Конкурсы рисунков:
«Осторожно, дети!»;
«Я за здоровый образ жизни!»;
«Зеленая аптека».
2.Конкукрс плакатов:
«Жизнь без наркотиков»;
«Нет вредным привычкам».
3.Викторины:
«Красный, желтый, зеленый»;
«Кушайте на здоровье».
4.Ролевая игра «Суд над табаком».
5.Веселые старты.
6.Спортивные соревнования «Моя спортивная семья».
7.Товарищеские встречи по разным видам спорта.
|