ПРОЕКТ
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Изготовление съемных пластиночных протезов
2012 г.
Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО)
060203 «Стоматология ортопедическая».
Организация-разработчик:
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области «Медицинский колледж № 2, Волгоград»
Разработчик:
И.С. Троян - к.м.н., заместитель директора по учебной работе,
преподаватель высшей категории.
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета № ____________ от «____»__________ 20___ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ

1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ
^
ПМ. 01 Изготовление съемных пластиночных протезов
1.1. Область применения программы
Примерная программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060203 Стоматология ортопедическая в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Изготовление съемных пластиночных протезов
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Изготавливать съемные пластиночные протезы при частичном отсутствии зубов.
ПК 1.2. Изготавливать съемные пластиночные протезы при полном отсутствии зубов.
ПК 1.3. Производить починку съемных пластиночных протезов.
ПК 1.4. Изготавливать съемные иммедиат-протезы.
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована при разработке программ повышения квалификации зубных техников.
^
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся, в ходе освоения профессионального модуля, должен:
иметь практический опыт:
изготовления съёмных пластиночных протезов при частичном отсутствии зубов с пластмассовым базисом;
изготовления съёмных пластиночных протезов при частичном отсутствии зубов с металлизированным базисом;
изготовления съёмных пластиночных протезов при полном отсутствии зубов;
изготовления съёмных пластиночных протезов с двухслойным базисом;
проведения починки съемных пластинчатых протезов;
уметь:
работать с современными зуботехническими материалами с учетом соблюдения техники безопасности при воздействии профессиональных вредностей;
изготавливать вспомогательные и рабочие модели челюстей;
подготавливать рабочее место;
оформлять отчетно-учетную документацию;
проводить оценку слепка (оттиска);
планировать конструкцию съёмных пластиночных протезов при частичном и полном отсутствии зубов;
загипсовывать модели в окклюдатор и среднеанатомический артикулятор;
изгибать одноплечие и перекидные удерживающие кламмера;
проводить постановку искусственных зубов на приточке и на искусственной десне;
моделировать восковой базис съемного пластиночного протеза при частичном и полном отсутствии зубов;
проводить загипсовку восковой композиции съемного пластиночного протеза в кювету прямым, обратным и комбинированным методом;
проводить обработку, шлифовку и полировку съемного пластиночного протеза;
изготавливать иммедиат-протез;
проводить починку съемных пластиночных протезов;
проводить контроль качества выполненных работ;
знать:
цели, задачи и историю развития ортопедической стоматологии;
организацию зуботехнического производства по изготовлению съёмных пластиночных протезов;
классификацию и свойства материалов, применяемых при изготовлении съемных пластиночных протезов;
анатомо-физиологические особенности зубочелюстной системы при частичном и полном отсутствии зубов;
классификацию дефектов зубных рядов при частичном отсутствии зубов;
классификации беззубых челюстей;
показания и противопоказания к изготовлению съемных пластиночных протезов при частичном отсутствии зубов;
особенности и классификации слизистой оболочки полости рта при частичном и полном отсутствии зубов;
виды и конструктивные особенности съемных пластиночных протезов, применяемых при частичном и полном отсутствии зубов;
преимущества и недостатки съёмных пластиночных протезов, применяемых при частичном отсутствии зубов;
аппараты, воспроизводящие движения нижней челюсти, их назначение, устройство;
способы фиксации и стабилизации съемных пластиночных протезов при частичном и полном отсутствии зубов;
клинико-лабораторные этапы и технологию изготовления съёмных пластиночных протезов при частичном отсутствии зубов;
анатомо-физиологические особенности лица, челюстей, височно-нижнечелюстного сустава при полном отсутствии зубов;
клинико-лабораторные этапы изготовления съемных пластиночных протезов при полном отсутствии зубов;
особенности изготовления иммедиат-протезов;
технологию починки съемных пластиночных протезов;
способы армирования базиса съемного пластиночного протеза.
^
всего – 852 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 744 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 496 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 248 часов;
учебной и производственной практики – 108 часа.
^
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Изготовление съемных пластиночных протезов, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
|
Наименование результата обучения
|
ПК 1.1.
|
Изготавливать съемные пластиночные протезы при частичном отсутствии зубов.
|
ПК 1.2.
|
Изготавливать съемные пластиночные протезы при полном отсутствии зубов.
|
ПК 1.3.
|
Производить починку съемных пластиночных протезов.
|
ПК 1.4.
|
Изготавливать съемные иммедиат-протезы.
|
ОК 1.
|
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
|
ОК 2.
|
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
|
ОК 3.
|
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
|
ОК 4.
|
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
|
ОК 5.
|
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
|
ОК 6.
|
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
|
ОК 7.
|
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
|
ОК 8.
|
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
|
ОК 9.
|
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
|
ОК 10.
|
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
|
ОК 11.
|
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
|
ОК 12.
|
Оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь при неотложных состояниях.
|
ОК 13.
|
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
|
ОК 14.
|
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
|
ОК 15.
|
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
|
^
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ. 01 Изготовление съемных пластиночных протезов
^
|
Наименования разделов профессионального модуля*
|
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
|
^
|
Практика
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
|
^
|
Учебная,
часов
|
Производственная (по профилю специальности),
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
|
Всего,
часов
|
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
|
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
|
Всего,
часов
|
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
ПК 1.1.
ПК 1.3. ПК 1.4.
|
Раздел 1. Изготовление съемных пластиночных протезов при частичном отсутствии зубов.
|
489
|
290
|
258
|
*
|
145
|
*
|
18
|
36
|
ПК 1.2. ПК 1.3.
|
Раздел 2. Изготовление съемных пластиночных протезов при полном отсутствии зубов
|
363
|
206
|
186
|
|
103
|
|
18
|
36
|
|
^ , часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)
|
-
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
Всего:
|
852
|
496
|
444
|
*
|
248
|
*
|
36
|
72
|
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю Изготовление съемных пластиночных протезов
^
|
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
|
^
|
Уровень освоения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Раздел 1. Изготовление съемных пластиночных протезов при частичном отсутствии зубов.
|
|
489
|
|
^
|
|
290
|
|
Тема 1.1. Введение
|
Содержание
|
2
|
|
1.
|
Организация стоматологической помощи населению.
|
1
|
2
|
Цели и задачи ортопедической стоматологии.
|
1
|
3
|
История развития ортопедической стоматологии.
|
1
|
4
|
Взаимосвязь ортопедической стоматологии с другими науками и дисциплинами.
|
1
|
5
|
Функциональные обязанности зубного техника. Квалификационные требования к зубному технику.
|
2
|
Тема 1.2. Организация зуботехнического производства.
|
Содержание
|
10
|
|
1.
|
Организация зуботехнического производства. Основные и вспомогательные производственные помещения зуботехнической лаборатории, их оборудование и гигиенические нормативы. Рабочее место зубного техника.
|
3
|
2
|
Материалы, применяемые при изготовлении съемных пластиночных протезов. Классификация. Состав. Свойства. Применение.
|
3
|
^
|
6
|
|
1
|
Охрана труда и техника безопасности при работе в зуботехнической лабораториях, вспомогательных помещениях. Средства индивидуальной и коллективной защиты от источников вредного действия на организм. Профилактика инфекции, антисептическая обработка слепков. Вентиляция и ее значение.
|
|
Тема 1.3. Техника изготовления съемных пластиночных протезов при частичных дефектах зубного ряда.
|
Содержание
|
184
|
|
|
1
|
^ Морфо-функциональные и анатомо-топографические особенности зубочелюстного аппарата при частичном отсутствии зубов. Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди. Подготовка полости рта к протезированию съемными пластиночными протезами при частичном отсутствии зубов. Показания к изготовлению съемных пластиночных протезов при частичном отсутствии зубов. Виды и конструктивные особенности частичных съемных пластиночных протезов, их составные части и требования к ним. Положительные и отрицательные качества частичных съемных пластиночных протезов.
|
1
|
2
|
Слепки. Клинико-лабораторные этапы изготовления съемных пластиночных протезов при частичном отсутствии зубов. Слепочные ложки, их виды применения. Требования к ним. Слепки. Определение. Классификация. Требования. Этапы снятия слепков.
|
2
|
3
|
Модели. Изготовление моделей по слепкам из различных материалов. Оформление основания модели. Подготовка модели к изготовлению протезов: нанесение основных и вспомогательных линий, изоляция костных выступов, торуса, экзостозов. Требования к модели.
|
3
|
4
|
^ Виды базисов съемных пластиночных протезов при частичном отсутствии зубов. Анатомические особенности слизистой оболочки полости рта при частичном отсутствии зубов. Границы съемных пластиночных протезов на верхней и нижней челюстях при частичном отсутствии зубов.
|
3
|
5
|
Восковые базисы с окклюзионными валиками. Восковые базисы с окклюзионными валиками, их назначение. Техника изготовления восковых базисов с окклюзионными валиками, требования к ним. Этапы определения центральной окклюзии. Ориентиры на прикусных шаблонах, их назначение.
|
3
|
6
|
^ Окклюдаторы, их назначение и конструкции. Подготовка к работе. Правила загипсовки моделей челюстей в окклюдатор в положении центральной окклюзии. Артикуляторы, назначение, виды, устройство, применение.
|
3
|
7
|
^ иксация и стабилизация протезов. Кламмеры. Фиксация и стабилизация съемного пластиночного протеза при частичном
отсутствии зубов. Факторы, обеспечивающие фиксацию и
стабилизацию съемных пластиночных протезов при частичном
отсутствии зубов. Кламмеры. Классификация. Расположение
частей кламмера. Работа кламмера. Кламмерная линия. Техника изготовления одноплечего, перекидного и дентоальвеолярного кламмеров.
|
3
|
8
|
^ Изготовление воскового базиса с постановочным валиком. Подбор пластмассовых и фарфоровых зубов. Показания и правила постановки искусственных зубов на искусственной десне и на приточке.
|
3
|
9
|
^ Предварительная моделировка базиса съемного
пластиночного протеза при частичном отсутствии зубов. Проверка восковой конструкции съемного пластиночного протеза в полости рта. Выявление возможных ошибок на данном этапе, их причины и способы устранения. Окончательное моделирование базиса съемного пластиночного протеза при частичном отсутствии зубов. Требования, предъявляемые к восковой конструкции съемного пластиночного протеза при частичном отсутствии зубов.
|
3
|
10
|
^ Прямой, обратный и комбинированный способы гипсовки, показания к ним, техника загипсовки. Выплавление воска. Нанесение разделительного слоя. Замешивание, формировка, прессование и полимеризация пластмассы. Виды пористости, их причины и способы предупреждения.
|
3
|
11
|
^ Извлечение протезов из кюветы. Обработка протезов, и материалы.этапы: отделка, шлифовка, полировка; применяемые инструменты.
|
3
|
12
|
^ Оценка качества съемного пластиночного протеза. Требования к протезу. Припасовка и фиксация съемного пластиночного протеза в полости рта при частичном отсутствии зубов. Наставления больному. Коррекция съемного пластиночного протеза в полости рта при частичном отсутствии зубов.
|
1
|
13
|
^ Назначение и показания к применению иммедиат–протезов. Этапы и технология изготовления иммедиат – протезов.
|
2
|
|
Практические занятия
|
162
|
|
1
|
^
|
|
2
|
^
|
3
|
Изготовление съемного пластиночного протеза на верхнюю челюсть и нижнюю челюсть при частичном отсутствии зубов.
|
^
|
Содержание
|
14
|
|
1
|
Причины, частота и характер поломок съемных пластиночных протезов.
|
3
|
2
|
Починка съемных пластиночных протезов с линейным переломом.
|
3
|
3
|
Починка съемных пластиночных протезов с добавлением зуба или кламмера.
|
3
|
4
|
Способы упрочнения базиса съемных пластиночных протезов.
|
2
|
^
|
12
|
|
1
|
Починка съемного пластиночного протеза для верхней челюсти с линейным переломом базиса.
|
|
2
|
Починка съемного пластиночного протеза для нижней челюсти с переносом кламмера и добавлением искусственного зуба.
|
|
Тема 1.5. Съемные протезы с металлическим и металлизированным базисами.
|
Содержание
|
80
|
|
1
|
Недостатки пластмассового базиса.
|
2
|
2
|
Показания к изготовлению съемных пластиночных протезов с металлическим и металлизированным базисом. Преимущества металлического базиса.
|
2
|
3
|
Техника изготовления металлического базиса.
|
2
|
4
|
Техника изготовления съемного пластиночного протеза с металлизированным базисом.
|
2
|
|
^
|
78
|
|
|
1
|
Изготовление съемных пластиночных протезов при частичном отсутствии зубов на верхнюю челюсть и/или на нижнюю челюсть с металлизированным базисом.
|
|
^
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной медицинской литературы.
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление дневника практических занятий.
Создание видеофильмов.
Оформление портфолио выполненных работ темам МДК 01.01.
|
145
|
|
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Изучение дополнительной литературы по теме.
Оформление таблиц по темам МДК 01.01.
Написание рефератов по темам МДК 01.01.
Изучение и оформление бланка заказ-наряда.
Составление ежемесячного отчета о работе зубного техника.
6. Составление кроссвордов.
7. Составление глоссариев.
8. Оформление портфолио выполненных работ.
9. Составление алгоритмов выполнения этапов изготовления съемных пластиночных протезов.
10. Создание мультимедийных презентаций.
11. Составление конспекта текста, графическое изображение текста, рецензирование текста; подготовка выступления на семинаре, конференции.
|
|
|
^
Виды работ:
Изготовление съемных пластиночных протезов при частичном отсутствии зубов:
- отливка моделей по анатомическим слепкам;
- изготовление восковых базисов с окклюзионными валиками;
- нанесение границ съемных пластиночных протезов при частичном отсутствии зубов на верхнюю и нижнюю челюсть:
- изгибание кламмеров
- постановка искусственных зубов;
- предварительное и окончательное моделирование восковых базисов протезов;
- загипсовка восковых конструкций в кювету;
- замешивание, формовка и полимериизация пластмассы;
- отделка, шлифовка и полировка протеза.
Подготовка рабочего места.
Работа с современными зуботехническими материалами с учетом соблюдения охраны труда при воздействии профессиональных вредностей.
Оформление отчетно-учетной документации.
|
18
|
|
^
Виды работ:
Изготовление съёмных пластиночных протезов при частичном отсутствии зубов.
Проведение починки съемных пластинчатых протезов при частичном отсутствии зубов.
|
36
|
|
^
|
|
363
|
|
^
|
|
206
|
|
Тема 2.1. Анатомо-физиологические особенности челюстно-лицевой области при полном отсутствии зубов.
|
Содержание
|
2
|
|
1
|
Анатомо-физиологические особенности лица, его нижней трети, верхней челюсти, нижней челюсти, височно-нижнечелюстного сустава при полном отсутствии зубов.
|
1
|
2
|
Виды и степени атрофии косной ткани челюстей. Классификации беззубых челюстей.
|
1
|
3
|
Классификация слизистой оболочки.
|
1
|
4
|
Практическое значение формы вестибулярного ската альвеолярного отростка верхней челюсти, твердого и мягкого неба, линии «А», преддверия полости рта.
|
2
|
5
|
Подвижность и податливость слизистой оболочки.
|
1
|
6
|
Практическое значение особенностей формы альвеолярного отростка нижней челюсти, топографии слизистой.
|
2
|
Тема 2.2. Методы фиксации и стабилизации съемных пластиночных протезов на беззубых челюстях.
|
|
Содержание
|
2
|
|
1
|
Механические, биомеханические, физические, биофизические методы фиксации протезов на беззубых челюстях.
|
2
|
2
|
Особенности фиксации протезов на беззубых верхней челюсти и нижней челюсти.
|
2
|
3
|
Стабилизация съемных пластиночных протезов при полном отсутствии зубов. Факторы стабилизации.
|
2
|
Тема 2.3. Технология изготовления съемных пластиночных протезов при полном отсутствии зубов.
|
|
Содержание
|
202
|
|
1
|
^ Индивидуальные ложки. Классификация слепков с беззубых челюстей. Техника изготовления индивидуальной ложки и припасовка с помощью функциональных проб по Гербсту и по Баянову. Снятие функционального слепка, окантовка слепка, отливка модели. Расчерчивание модели.
|
2
|
2
|
Границы базисов протезов на верхней челюсти и нижней челюсти при полном отсутствии зубов. Техника изготовления воскового базиса с окклюзионным валиком. Этапы определения центральной окклюзии.
|
3
|
3
|
Устройства артикулятора. Техника загипсовки моделей в артикулятор и окклюдатор. Установка протетической плоскости и подготовка его к постановке зубов. Подбор искусственных зубов согласно ориентирам.
|
2
|
4
|
^ . Анатомические ориентиры для конструирования искусственных зубных рядов при полном отсутствии зубов. Прикус, виды прикуса. Признаки ортогнатического прикуса в центральной окклюзии. Постановка искусственных зубов при различных соотношениях беззубых челюстей.
|
3
|
5
|
^
Предварительное моделирование восковой конструкции съемного пластиночного протеза на беззубую верхнюю челюсть. Предварительное моделирование восковой конструкции съемного пластиночного протеза на беззубую нижнюю челюсть. Проверка восковой конструкции съемного пластиночного протеза в полости рта. Ошибки при ОЦО, их выявление и способы устранения. Особенности окончательного моделирования воскового базиса протеза на беззубую верхнюю челюсть и нижнюю челюсть. Требования к восковой конструкции протеза.
|
3
|
6
|
Особенности подготовки модели к загипсовке в кювету, замена воскового базиса на пластмассовый. Обработка протеза
|
3
|
7
|
Техника изготовления съемного пластиночного протеза с армированным базисом.
|
3
|
8
|
Показания к изготовлению двухслойного базиса, применяемые материалы. Техника изготовления съемного протеза с эластичной подкладкой (двухслойный базис).
|
2
|
9
|
Припасовка и фиксация съемного пластиночного протеза при полном отсутствии зубов в полости рта. Выявление возможных ошибок на этом этапе, их причины и способы устранения.
|
1
|
10
|
Починка съемного протеза при полном отсутствии зубов. Перебазировка.
|
1
|
11
|
Особенности изготовления съемного протеза при полном отсутствии зубов при повторном протезировании.
|
2
|
12
|
Методика конструирования зубных рядов в артикуляторе. Окончательный контроль съемного пластиночного протеза при полном отсутствии зубов в полости рта.
|
1
|
13
|
Техника изготовления съемных пластиночных протезов из пластмассы литьевым способом. Современные методы полимеризации пластмассы.
|
2
|
|
^
|
186
|
|
1
|
Изготовление съемного пластиночного протеза на верхнюю челюсть при полном отсутствии зубов, в ее ортогнатическом соотношении с интактным зубным рядом нижней челюсти.
|
|
2
|
Изготовление съемного пластиночного протеза на нижнюю челюсть при полном отсутствии зубов в ее ортогнатическом соотношении с интактным зубным рядом верхней челюсти.
|
|
3
|
Изготовление съемного пластиночного протеза с пластмассовыми зубами на верхнюю челюсть и нижнюю челюсть при полном отсутствии зубов и ортогнатическом соотношении в артикуляторе (с изоляцией торуса на верхнюю челюсть и двухслойным базисом на нижнюю челюсть).
|
|
4
|
^
|
|
|
^
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной медицинской литературы.
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление дневника практических занятий.
Создание видеофильмов.
Оформление портфолио выполненных работ темам МДК 01.02.
|
103
|
|
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Изучение дополнительной литературы по теме.
Оформление таблиц по темам МДК 01.02.
Написание рефератов по темам МДК 01.02.
Изучение и оформление бланка заказ-наряда.
Составление ежемесячного отчета о работе зубного техника.
6. Составление кроссвордов.
7. Составление глоссариев.
8. Оформление портфолио выполненных работ.
9. Составление алгоритмов выполнения этапов изготовления съемных пластиночных протезов.
10. Создание мультимедийных презентаций.
11. Составление конспекта текста, графическое изображение текста, рецензирование текста; подготовка выступления на семинаре, конференции.
|
|
Учебная практика МДК 01.02.
Виды работ:
Изготовление съемных пластиночных протезов при полном отсутствии зубов:
- отливка моделей по анатомическим слепкам;
- изготовление индивидуальных ложек;
- отливка моделей по функциональным слепкам
- изготовление восковых базисов с окклюзионными валиками;
- постановка искусственных зубов;
- предварительное и окончательное моделирование восковых базисов протезов;
- загипсовка восковых конструкций в кювету;
- замешивание, формовка и полимериизация пластмассы;
- отделка, шлифовка и полировка протеза.
Подготовка рабочего места.
Работа с современными зуботехническими материалами с учетом соблюдения охраны труда при воздействии профессиональных вредностей.
Оформление отчетно-учетной документации.
|
18
|
|
^
Виды работ:
Изготовление съёмных пластиночных протезов при полном отсутствии зубов.
Изготовление съёмных пластиночных протезов с двухслойным базисом.
Проведение починки съемных пластинчатых протезов при полном отсутствии зубов.
|
36
|
|
Всего
|
852 часа
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
^
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Зуботехническая лаборатория
Предназначена для обучения основным процессам по изготовлению съемных пластиночных протезов.
Оснащение
Классная доска
|
Стол зуботехнический преподавателя
|
Стул преподавателя
|
Стол письменный преподавателя
Стул преподавателя
Стол зуботехнический
|
Стул со спинкой
|
Стол для оборудования
Сейф
Телевизор
Видеомагнитофон
Компьютер
|
Кондиционер (при необходимости)
Шкаф
Мультимедийный проектор
15. Экран
|
В лаборатории смонтировано и отлажено общее и местное освещение, общая приточно-вытяжная вентиляция, местная вытяжная вентиляция – отсосы на каждом рабочем месте, раковина со смесителем горячей и холодной воды.
^
№
|
Наименование
|
|
Держатель для шлифмашин
|
|
Держатель кювет
|
|
Кювета зуботехническая большая
|
|
Бюгель
|
|
Ложка оттискная
|
|
Наконечник для бормашины
|
|
Наковальня зуботехническая
|
|
Насадка для наждачной бумаги
|
|
Шпатель зуботехнический
|
|
Нож для гипса
|
|
Очки защитные
|
|
Окклюдатор
|
|
Артикулятор
|
|
Пинцет зуботехнический
|
|
Скальпель глазной
|
|
Колба
|
|
Шабер, штихель
|
|
Шпатель для гипса
|
|
Щипцы крампонные
|
|
Щипцы-кусачки
|
|
Щипцы клювовидные
|
|
Бормашина зуботехническая
|
В
|
Вибростолик
|
|
Шлифмотор
|
|
Газовая горелка
|
|
Холодильник
|
Гипсовочная лаборатория
Предназначена для обучения студентов гипсовальным работам на различных этапах изготовления протезов и аппаратов.
В помещении устанавливаются:
Гипсовальный стол с отверстием посередине столешницы для удаления отходов гипса
|
Бункер или дозатор для порошка гипса
|
Накопитель отходов гипса
|
Пресс для выдавливания гипса из кювет
|
Пресс для кювет зуботехнический
|
Станок для обрезки гипсовых моделей
|
Вибростолик
|
В лаборатории смонтированы мойки-раковины с подведенной к ним холодной и горячей водой. В раковинах или под ними находятся отстойники для гипса, предотвращающие засорение канализационной сети гипсом.
^
Предназначена для выплавления воска, подготовки кювет к формовке пластмассы, приготовления пластмассы перед ее прессованием и полимеризации пластмассы.
В помещении устанавливаются:
Стол для работы с изолирующими материалами и пластмассами
|
Плита (газовая, электрическая)
|
Пресс для кювет
|
Гидрополимеризатор
|
Вытяжной шкаф
|
Шкаф для хранения кювет, бюгелей
|
Шкаф для хранения материалов
|
В лаборатории смонтировано и отлажено общее и местное освещение, вентиляция, холодное и горячее водоснабжение с отстойниками для гипса.
^
Предназначена для шлифования и полирования зубопротезных изделий, а также для начальной (грубой) обработки пластмассовых протезов, извлеченных из кювет.
В помещении устанавливаются:
1. Полировочный станок
2. Шлифовальные машины (моторы)
3. Пылеуловитель
В лаборатории смонтировано и отлажено общее и местное освещение, общая и местная вентиляция, холодное и горячее водоснабжение.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
^
Список литературы, рекомендуемой к использованию:
Основные источники:
Зубопротезная техника: учеб. для мед. училищ и колледжей /С.Д. Арутюнов [и др.]; под ред. М.М. Расулова.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 384с. ISBN: 978-5-9704-1654-9
Абдурахманов А.И. Материалы и технологии в ортопедической стоматологии. – СПб: «Лань», 2008.
Жулев Е.Н. Частичные съемные протезы (теория, клиника и лабораторная техника), Медицинское информационное агентство, 2011, - 432 с. ISBN 978-5-8948-1861-0
Под редакцией Л. Л. Колесникова, С. Д. Арутюнова, И. Ю. Лебеденко, В. П. Дегтярева Анатомия, физиология и биомеханика зубочелюстной системы. ГЭОТАР-Медиа, 2009 г. ISBN 978-5-9704-1111-7
Зубопротезная техника В.Н. Копейкин, Л.М. Демнер. – М.:Триада-Х, 2003.- 416с.: ил.- ISBN 5-8249-0001-9
6.
Зубопротезная техника. С.Д., Булгакова Д.М., Гришкина М.Г. и др. / Под ред. М.М. Расулова, Т.И. Ибрагимова, И.Ю. Лебеденко Под ред. И.Ю. Лебеденко, Э.С. Каливраджияна, Т.И. Ибрагимова.-
Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2010 г. ISBN 978-5-9704-1440-8
Миронова, М.Н. Съемные протезы: учеб. пособие для мед. колледжей.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 464с. – ISBN 978-5-9704-0962-6
Дополнительные источники:
Жулев Е.Н Конструирование съемного протеза с металлическим базисом [Текст]: учеб. пособие.- Н.Новгород: НГМА, 1998.-34 с.
Руководство по ортопедической стоматологии. Протезирование при полном отсутствии зубов / под ред. И.Ю. Лебеденко, Э.С. Каливраджияна, Т.И. Ибрагимова.- М.: Мединформ агентство, 2005.- 400с.: ил.- ISBN 5-89481-235-6
Копейкин. В.Н. Руководство по ортопедической стоматологии - М.: Триада-Х, 2004.- 496с.
Журналы «Новое в стоматологии», «Зубной техник»
5. Сайты в Интернете: www.ortodent.ru, www.stom.ru, www.rusdent.com, www.dental site.ru, www.stomatolog.ru.
^
Учебная программа по профессиональному модулю «Изготовление съемных пластиночных протезов» составлена в соответствии с квалификационными требованиями к зубному технику и с учетом современных требований зубопротезного производства.
С технологии изготовления съемных пластиночных протезов, как правило, начинается отработка профессиональных навыков будущего специалиста. Конструкции съемных пластиночных протезов составляют значительную часть объема всех работ, выполняемых в зуботехнической лаборатории. Поэтому качественное изучение и освоение программного материала данной дисциплины - залог успешной трудовой деятельности зубного техника.
Освоение программного материала профессиональному модулю «Изготовление съемных пластиночных протезов» должно начинаться после изучения профессиональных дисциплин «Анатомия, физиология и биомеханика зубочелюстной системы» и «Зуботехническое материаловедение».
Для успешного усвоения материла изложение должно быть последовательным и соответствовать технологическим процессам, теоретические занятия должны предшествовать практическим занятиям.
В практическую часть программы включены наиболее часто встречающиеся конструкции съемных пластиночных протезов.
Первая половина практических занятий должна выполняться студентами только после демонстрации преподавателем каждого этапа работы. Затем следует вводить в работу элементы самостоятельности.
Завершить практическую часть программы необходимо индивидуальными заданиями с самостоятельным их изготовлением каждым студентом и коллегиальным анализом положительных и отрицательных качеств всех работ.
При организации образовательного процесса по профессиональному модулю «Изготовление съемных пластиночных протезов» в целях реализации компетентностного подхода необходимо использовать деятельностные технологии, ориентированные на овладение способами профессиональной деятельности (моделирование профессиональной деятельности на занятии); личностно-ориентированные технологии, способствующие развитию активности личности обучающегося в учебном процессе (деловые и ролевые игры, разбор конкретных рабочих ситуаций, групповые дискуссии); мыследеятельностные технологии (проектный метод, метод модерации), направленные на развитие интеллектуальных функций обучающихся, овладение ими принципами системного подхода к решению проблем; информационно-коммуникационные технологии, позволяющие овладеть методами сбора, размещения, хранения, накопления, передачи и использования данных в профессиональной деятельности.
Работа в малых группах (бригадах) является хорошим условием для реализации указанных технологий. Таким образом, весь образовательный процесс должен быть направлен на формирование общих и профессиональных компетенций, освоение которых является результатом обучения по данному профессиональному модулю.
^
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по профессиональному модулю:
Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее специальное образование соответствующее профилю преподаваемого модуля и высшее образование. Опыт деятельности не менее 5 лет в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
^
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
|
^
|
Формы и методы контроля и оценки
|
ПК 1.1. Изготавливать съемные пластиночные протезы при частичном отсутствии зубов.
|
Правильность подготовки рабочего места с учетом соблюдения правил охраны труда при воздействии профессио-нальных вредностей.
Выбор технологического оборудования.
Точность и грамотность оформления отчетно-учетной документации.
Умение работать с современными зуботехническими материалами и оборудованием с учетом соблюдения правил охраны труда при воздействии профессиональных вредностей. Точность и скорость выполнения лабораторных этапов изготовления съёмных пластиночных протезов при частичном отсутствии зубов.
Умение оценивать качество выполненной работы.
|
Фронтальный опрос.
Задания в тестовой форме.
Решение ситуационных задач.
Тестирование
Экзамен
Оценка умений
Оценка портфолио выполненных работ.
|
ПК 1.2. Изготавливать съемные пластиночные протезы при полном отсутствии зубов.
|
Правильность подготовки рабочего места с учетом соблюдения правил охраны труда при воздействии профессио-нальных вредностей.
Выбор технологического оборудования.
Точность и грамотность оформления отчетно-учетной документации.
Умение работать с современными зуботехническими материалами и оборудованием с учетом соблюдения правил охраны труда при воздействии профессиональных вредностей. Точность и скорость выполнения лабораторных этапов изготовления съёмных пластиночных протезов при полном отсутствии зубов.
Умение оценивать качество выполненной работы.
|
Фронтальный опрос.
Задания в тестовой форме.
Решение ситуационных задач.
Тестирование
Экзамен
Оценка умений
Оценка портфолио выполненных работ.
|
ПК 1.3. Производить починку съемных пластиночных протезов.
|
Правильность подготовки рабочего места с учетом соблюдения правил охраны труда при воздействии профессио-нальных вредностей.
Выбор технологического оборудования.
Точность и грамотность оформления отчетно-учетной документации.
Умение работать с современными зуботехническими материалами с учетом соблюдения техники безопасности при воздействии профессиональных вредностей. Точность выполнения лабораторных этапов починки съёмных пластиночных протезов.
Умение оценивать качество выполненной работы.
|
Фронтальный опрос.
Задания в тестовой форме.
Решение ситуационных задач.
Тестирование
Экзамен
Оценка умений
Оценка портфолио выполненных работ.
|
ПК 1.4. Изготавливать съемные иммедиат-протезы.
|
Правильность подготовки рабочего места с учетом соблюдения правил охраны труда при воздействии профессио-нальных вредностей.
Выбор технологического оборудования.
Точность и грамотность оформления отчетно-учетной документации.
Умение работать с современными зуботехническими материалами с учетом соблюдения техники безопасности при воздействии профессиональных вредностей. Точность выполнения лабораторных этапов изготовления съёмных иммедиат- протезов при частичном отсутствии зубов.
Умение оценивать качество выполненной работы.
|
Фронтальный опрос.
Задания в тестовой форме.
Решение ситуационных задач.
Тестирование
Экзамен
Оценка умений
Оценка портфолио выполненных работ.
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
|
^
|
Формы и методы контроля и оценки
|
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
|
- Наличие интереса к будущей профессии.
|
Наблюдение и оценка на
практических занятиях и при выполнении работ по учебной и производственной практиках.
|
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
|
- Обоснованность выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач при изготовлении съемных пластиночных протезов;
- Эффективность и качество выполнения профессиональных задач.
|
Решение ситуационных задач
Наблюдение и оценка на практических занятиях и учебной и производственной практиках.
|
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
|
- Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
|
Наблюдение и оценка на практических занятиях и учебной и производственной практиках.
|
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
|
- Поиск и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
|
Оценка самостоятельной работы
Наблюдение и оценка на практических занятиях и учебной и производственной практиках.
|
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
|
- Навыки использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
|
Оценка самостоятельной работы
Наблюдение и оценка на практических занятиях и учебной и производственной практиках.
|
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
|
- Эффективное взаимодействие с обучающимися, преподавателями , врачами и пациентами в ходе обучения.
|
Наблюдение и оценка на практических занятиях и учебной и производственной практиках.
|
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
|
- Ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.
|
Наблюдение и оценка на практических занятиях и учебной и производственной практиках.
|
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
|
- Повышение личностного и квалификационного уровня.
|
Наблюдение и оценка на практических занятиях и учебной и производственной практиках.
Портфолио результатов повышения личностного и квалификационного уровня.
|
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
|
-Проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.
|
Наблюдение и оценка на практических занятиях и учебной и производственной практиках.
|
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
|
- Бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям народа, уважение социальных, культурных и религиозных различий.
|
Наблюдение и оценка на практических занятиях и учебной и производственной практиках.
Оценка самостоятельной работы
|
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
|
- Готовность брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
|
Наблюдение и оценка на практических занятиях и учебной и производственной практиках.
|
ОК 12. Оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь при неотложных состояниях.
|
- Способность оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь при неотложных состояниях.
|
Наблюдение и оценка на практических занятиях и учебной и производственной практиках.
|
ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
|
- Организация рабочего места с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
|
Наблюдение и оценка на практических занятиях и учебной и производственной практиках.
|
ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
|
- Ведение здорового образа жизни, занятие физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
|
Наблюдение и оценка на практических занятиях и учебной и производственной практиках.
|
ОК 15. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
|
- Готовность к исполнению воинской обязанности.
|
Наблюдение и оценка на практических занятиях и учебной и производственной практиках.
|
Разработчик:
ГОУ СПО
«Медицинский колледж
№ 2, Волгоград»,
(место работы)
|
Заместитель директора
по учебной работе
(должность)
|
И.С. Троян
(и.о. фамилия)
|
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
|