Темы: История развития учения о нарушениях речи, характеризующихся неправильным резонированием и снижением внятности произношения. Взгляды древних на причины и возможные пути коррекции нарушений речи icon

Темы: История развития учения о нарушениях речи, характеризующихся неправильным резонированием и снижением внятности произношения. Взгляды древних на причины и возможные пути коррекции нарушений речи





Скачать 109.69 Kb.
Название Темы: История развития учения о нарушениях речи, характеризующихся неправильным резонированием и снижением внятности произношения. Взгляды древних на причины и возможные пути коррекции нарушений речи
Дата 11.02.2013
Размер 109.69 Kb.
Тип Документы
ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ПРИ АНОМАЛИЯХ СТРОЕНИЯ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО ОТДЕЛА АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.


План темы:

1. История развития учения о нарушениях речи, характеризующихся неправильным резонированием и снижением внятности произношения.

1.1.Взгляды древних на причины и возможные пути коррекции нарушений речи.

1.2.Терминология нарушений в историческом аспекте.

1.3. Первые опыты хирургического лечения.

2. Начало систематического изучения проблемы ринолалии.

2.1. Медицинское и педагогическое направление в изучении проблемы ринолалии.

2.2. Современный комплексный подход к коррекции ринолалии.

2.3. Организация медико-педагогической реабилитации детей с ВЧЛП на современном этапе. Диспансеризация детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба.


1. История развития учения о нарушениях речи, характеризующихся неправильным резонированием и снижением внятности произношения.


^ 1.1. Взгляды древних на причины и возможные пути коррекции нарушений речи.

Еще во времена древних цивилизаций (древнеегипетской, китайской, древнеиндийской, древнегреческой) люди обращали внимание на различные патологии развития организмам и связанные с ними нарушения речи. Предпринимались попытки классифицировать, выделить эти нарушения, объяснить причины их возникновения, определить способы исправления физических пороков и речевых недостатков, обусловленных ими. В основном существовало религиозное объяснение возникновения нарушений развития, в том числе и расщелин. Например, в Египте считали, что рождение людей с расщелинами было следствием вселения демонических злых сил или по воле богов. Данной версии придерживались и представители других культур. У русских бытовало поверье об «особой отметине» сверхъестественными силами людей, носителей какого-либо дефекта. Считалось, что они могут перевоплощаться в животных (ср. бытовые названия дефектов «заячья губа», «волчья пасть»). На то, что древние славяне понимали речевые дефекты как болезнь, недуг, «изуроченье», ниспосланные на человека высшими или темными силами, имеется целый ряд указаний. Например, во втором заговоре Иисуса Христа есть своеобразный диалог, который состоялся между Иисусом и Недугом. Иисус спрашивает: «Куда идешь, Недуг?» А тот отвечает: «Иду, Господин, на человека, хворь и болезни несу…переломить челюсти, ранить зубы…, гугнявить носы…, кривить уста…». Кстати, на Руси существовали свои обозначения дефектов речи, обусловленных дефектами строения артикуляционного аппарата, по описательному и звукопроизносительному принципу: «мом» - небо, «изгага» - физический недостаток периферического отдела артикуляционного аппарата, «момлет» - дефект твердого неба, «гугнявость», «гнусливый» - речь в нос («ноздрями гугняв»).

Приоритет практического решения проблемы этиологии, патогенеза и коррекции речевых нарушений, обусловленных дефектами артикуляционного аппарата, с материалистических позиций принадлежит греческой и восточно-индийской цивилизации, где активно развивались медицинские знания, в том числе хирургия. В Древней Греции существовала гуморальная теория возникновения различных заболеваний и дефектов развития. Гиппократ (439 – 377 г. г. до н. э.) приложил современные ему сведения греческих материалистов натур-философов Гераклита и Демокрита для анализа медицинских явлений и описал органы слуха, зрения и речи человека, где определил роль воздушной струи, языка, резонаторных полостей, артикуляции, голоса в образовании речи. Так, в своем трактате он писал: «Человек говорит вследствие воздуха…Выталкиваясь наружу через пустоту, воздух производит звук, ибо голова резонирует». Причина расстройств функций голоса и речи усматривалась в соответствии с гуморальной теорией в излишке разной влаги в определенных органах. При лечении также придерживались вышеуказанного учения. Так, Гиппократ предлагал следующие рекомендации по стимуляции движений маленького язычка: «Если язычок будет отвисать и способствовать удушью…, тотчас нужно употребить полосканье…, если это не поведет к сокращению язычка, нужно выбрить заднюю часть головы, приложить две кровососные банки, выпустить, сколько можно, крови и отозвать назад слизистые истечения. Если этих средств недостаточно, надсекают язычок скальпелем и выпускают оттуда воду». Данный способ лечения применялся врачами до конца 18 века.

Древнеримский врач и естествоиспытатель Клавдий Гален (около 130-200 г. г. н. э.) в комментариях к сочинениям Гиппократа отделил болезни речи и болезни голоса, которые «производятся от поражения зубов, губ, твердого и мягкого неба, хоан». Он описал механизм дыхания, поняв роль активных движений грудной клетки и пассивный характер легких во время дыхания. Гален установил, что дыхание представляет собой произвольный акт, и считал, что природа устроила это с целью, чтобы можно было без вреда временно задерживать дыхание при продлении голоса. Он впервые указал на причины расстройства речи периферического и центрального характера и предложил различать их врожденный и приобретенный характер: «…у лиц, подверженных косноязычию, замечается страдание каких-либо органов и это страдание бывает последствием порока образования или зависит от причин позднейшего образования». Гален также предложил термин «traulotes» - косноязычие, в рамках которого, наряду с другими, описывались и расстройства речи, обусловленные расщелинами. Термин «косноязычие» находился в научном обращении вплоть до 60-х годов 20 века.

Аристотель (384-322 г. г. до н. э.) с позиций сравнительной анатомии определяет качества речевого аппарата, необходимые для образования членораздельной речи. Причины недостатков речи он усматривает в нарушении периферического речевого аппарата человека. Ибн Сина (11 век, Арабский халифат) в «Каноне врачебной науки» - до 18 века настольной книге врачей – продолжает и дополняет мысль Аристотеля об участии различных органов артикуляции в акте речи, о возможной патологии их строения и функций и в связи с этим о возможных речевых расстройствах. Ибн Сина (в латинской транскрипции Авиценна) четко различает центральные и периферические нарушения речи и придерживается, как и предыдущие ученые, гуморальной теории возникновения и лечения расстройств речи.

В древнекитайских источниках также встречаются сведения, свидетельствующие о проявлении интереса к данной проблеме. Так П. Я. Плсецкий находит упоминание в древней книге Китая по медицинской практике «Нянь-Цзин», толкователь частей врачебной науки (предположительно 3 век до н. э.) о частоте проявления врожденного дефекта артикуляционного аппарата: «Из врожденных недостатков наиболее часто есть заячья губа».


^ 1.2. Терминология нарушений в историческом аспекте.


Позже появились международные названия дефектов «заячья губа» и «волчья пасть», являвшихся долгое время медицинскими терминами (врожденная челюстно-лицевая патология была представлена в Международном классификаторе заболеваний тремя кодами – 749.0 «Волчья пасть», 749.1 «Заячья губа» и 749.2 «Волчья пасть с заячьей губой»). В дальнейшем эти неблагозвучные названия были заменены, и в настоящее время для статистических данных используются укрупненные диагнозы «Расщелина губы», «Расщелина неба», «Сочетанная патология». В современном классификаторе учитывается вид расщелин и их расположение, пораженные ткани. Употребление прежней терминологии «Волчья пасть», «Заячья губа», «гнусавость» считается устаревшим и не допускается в современных исследованиях.

Таким образом, в раннем историческом периоде развития человечества накопились определенные сведения об анатомии речевых органов и физиологических механизмах речи. Предпринимались попытки систематизировать имеющиеся данные, выработать определенные пути коррекции речевых нарушений, обусловленных дефектами строения артикуляционного аппарата и проявляющихся в изменении тембра голоса, нарушении произношения звуков и снижении общей разборчивости речи.


^ 1.3. Первые опыты хирургического лечения.


На раннем историческом этапе изучения проблемы преодоления недостатков речи, обусловленных дефектами артикуляционного аппарата, помощь ограничивалась только медицинским (хирургическим) лечением. Задача педагогического воздействия не ставилась. Хронологически первые описания оперативного вмешательства при врожденных расщелинах встречаются в «Аюрведах» - шеститомном трактате, книге Древней Индии, по времени создания предшествующей появлению Египетских пирамид. В частности в главе 16 этого трактата встречаются детальные описания двух пластических операций – labioraphia и rhinjplastica – лечение расщелины губы и неба. Но, несмотря на ранний исторический опыт оперативного вмешательства, хирургическое лечение долгое время носило лишь эпизодический экспериментальный характер и осуществлялось отдельными врачами-практиками. Особенно отличился на этом поприще знаменитый немецкий хирург Фабриций из Гильдена (1560 – 1634). Ревностный распространитель оперативного способа лечения речевых нарушений, Фабриций возобновил проведение операций, оказавшихся в забвении в эпоху средневековья, а также ввел в медицинскую науку учение о болезнях речи.


^ 2. Начало систематического изучения проблемы ринолалии.


2.1. Медицинское и педагогическое направление в изучении проблемы ринолалии.



Исторически начало систематического изучения ринолалии можно отнести к середине 19 века. В самом начале 19 столетия Беме (Германия, 1814 г.) публикует работу о болезнях голоса и речи, одно из первых самостоятельных исследований по патологии речи. Обдуманное систематическое изложение болезней речи содержится в знаменитом руководстве частной патологии и терапии Иосифа Франка, профессора Виленского (Вильнюсского) университета. Он разделил болезни голоса (дисфонии) и расстройства артикуляции речи (могилалия, косноязычие). В дальнейшем в течение достаточно продолжительного времени нарушения произношения, обусловленные расщелинами, рассматривались в разделе «косноязычие». Используемая терминология менялась многократно (гнусавость, палатолалия, ринолалия, ринофония, органическая или механическая дислалия) и практически не достигла полного единообразия в настоящее время. В зарубежной литературе принято обозначать ринолалию, обусловленную ВЧЛП, особым термином «палатолалия», подчеркивая тем самым специфический характер речевого расстройства, нарушающий весь ход речевого развития ребенка.

Ранние отечественные исследования данной проблемы принадлежат врачам Н. И. Пирогову, Н. В. Воронцовскому, М. И. Пайкину и др. Русский хирург Н. И. Пирогов уже в 1844 г. начал проводить операции по сшиванию мягкого неба, а его ученик Н. В. Воронцовский в 1870 г. отмечал, что операция не приводит еще к нормальной речи, и указывал на необходимость специальных речевых упражнений после операции. В 1925 г. ленинградский хирург проф. А. А. Лимберг образно формулирует то же самое положение, что хирургической лечение только строит стенки и клапаны «музыкального инструмента», обучение игре на нем должны взять на себя логопеды (цит. по О. В. Правдиной). В 20 – 60-х гг. XX столетия практически все хирургическое сообщество пришло к выводу, что помимо операции, этим детям должен проводиться сложный комплекс лечения с участием педиатра, детского психоневролога, оториноларинголога, логопеда. Комплексный метод лечения становится популярным в США, Дании, Франции, Великобритании и других странах. Большой вклад в работу с ринолаликами внесли зарубежные логотерапевты: Гутцман (Германия), Во (Франция), М. Зееман, К.-П. Беккер, М. Совак (Чехословакия) и др.

Первыми медицинскими учреждениями в нашей стране, которые начали разрабатывать проблему лечения врожденных расщелин лица и неба, были клиники, руководимые А. А. Лимбергом, А. Э. Рауэром, Н. М. Михельсоном, А. И. Евдокимовым, С. Д. Терновским. Методические приемы по устранению ринолалий в отечественной специальной педагогике начали разрабатываться с 30 - 40-х гг. XX века Ф. А. Рау, Е. Ф. Рау, М. Е. Хватцевым, М. И. Пайкиным, З. Г. Нелюбовой, В. В. Куколь и др. Данные ученые, кроме разработки методов логопедического воздействия, внесли немалый вклад в уточнение терминологии (в частности, в приложении существующих обозначений в зарубежных классификациях к отечественной врачебной и педагогической практике).


^ 2.2. Современный комплексный подход к коррекции ринолалии.


В дальнейшем в отечественной логопедической школе стали складываться отдельные направления изучения речевой патологии, проявляющейся в вело-фарингиальной недостаточности и нарушении артикуляции звуков. Основной цикл изучения проблемы проводился в 50 – 80 гг., когда были разработаны частные методики преодоления недостатков речи, в зависимости от возраста больных, этапа хирургического лечения, особенностей речевых нарушений (А. Г. Ипполитова 1955, 1963; С. Л. Таптапова, 1963; Т. Н. Воронцова, 1966; Н. И. Сереброва, 1969; Л. И. Вансовская, 1977; И. И. Ермакова, 1980; Г. В. Чиркина, 1984, 1987; З. А. Репина, 1988, Соломатина Г. Н., 2005 и др.).

Большую значимость имеет система работы, разработанная А. Г. Ипполитовой. Характерным для ее методики является сочетание дыхательных и артикуляционных упражнений, последовательность отработки звуков, обусловленная артикуляционной взаимосвязанностью. А. Г. Ипполитова также впервые обосновала необходимость занятий в дооперационном периоде и разработала основные методические рекомендации к их организации и содержанию.

Т. Н. Воронцовой были разработаны приемы дифференцированной логопедической работы в зависимости от анатомических и функциональных особенностей артикуляционного аппарата.

С. Л Таптапова предложила систему вокальных упражнений для взрослых, направленных на снятие гримас (патологической дополнительной артикуляции у ринолаликов) и нормализацию тембра голоса.

И. И. Ермакова разработала поэтапную методику коррекции звукопроизношения и голоса. Специально модифицированные ортофонические упражнения данной методики предупреждают возникновение функциональных расстройств голосообразования у детей с ВЧЛП. Предложены речевые и неречевые упражнения, направленные на растормаживание мягкого неба после оперативного лечения.

В исследованиях З. А. Репиной раскрывается системная взаимосвязь нарушений строения и функций речедвигательного анализатора с формированием слухового восприятия, фонематических представлений и письменной речью. Приводится научно обоснованная методика устранения нарушений письма у детей с ВЧЛП.

Важную роль в становлении специализированной помощи детям с ВЧЛП сыграл состоявшийся в г. Ленинграде (20-29.11.1963 г.) расширенный пленум Всесоюзного медицинского научного общества стоматологов и Первой выездной сессии ЦНИИС. С этого времени во многих городах страны стоматологи стали активно заниматься вопросами реабилитации детей, имеющих пороки развития лицевого скелета.

Таким образом, современный этап научных исследований, направленных на изучение ринолалий, характеризуется двумя ярко выраженными направлениями: медицинское, направленное на реабилитацию физиологических функций организма, и психолого-педагогическое, в котором превалирует работа по технологиям восстановления и развития речи. Отдельной проблемой является работа с родителями и семьей ребенка с ВЧЛП, поскольку результат реабилитации и адаптивного поведения этих детей зависит от систематичности педагогических мероприятий с ними (Т. А. Добровольская, Н. Б. Шабалина, 1994; Д. И. Зелинская, Ю. В Вельтищев, 1995).


^ 2.3. Организация медико-педагогической реабилитации детей с ВЧЛП на современном этапе. Диспансеризация детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба.


В настоящее время для обслуживания детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба во многих городах имеется хорошо организованная сеть лечебно-профилактических центров по реабилитации таких детей.

Диспансеризация детей с врожденными пороками лица и челюстей строится на эффективном сочетании лечебных и профилактических мероприятий в период роста ребенка. Они осуществляются хирургом-стоматологом, ортодонтом, логопедом, отоларингологом, психоневрологом, педиатром, методистом по лечебной гимнастике, медицинским генетиком. Наиболее оптимальной организационной формой, обеспечивающей комплексный характер коррекции речевой и сопутствующей патологии детям с пороками развития лицевого скелета, являются медико-социально-реабилитационные центры. Примером такого центра может служить научно-практический реабилитационный центр «Бонум» (В 1956 г. на базе школы-интерната № 58 г. Свердловска и Свердловского НИИ травматологии и ортопедии был создан Областной консультативно-методический центр по диспансеризации детей с врожденными расщелинами лица и неба, который, в свою очередь, в 1990 г. был преобразован в Республиканский научно-практический центр медико-социальной реабилитации детей и подростков с врожденной челюстно-лицевой патологией и тяжелыми нарушениями речи «Бонум»). Данный центр и ему подобные выполняют полную программу лечебной, речевой и социальной реабилитации и адаптации детей и подростков, обеспечивая их правовую и социальную защиту.

Дети с ВЧЛП и выраженными нарушениями речи получают также психолого-педагогическую помощь в детских садах коррекционного типа, школах 5 вида (для детей с ТНР), на логопедических пунктах и в поликлиниках. Диспансеризация детей в отсутствии специализированных центров осуществляется в детских стоматологических поликлиниках. Среди других учреждений, оказывающих консультативную, лечебно-профилактическую и логопедическую помощь, можно назвать также Пермский областной центр фонации и фониатрии; Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и патологии речи; профильные кафедры медицинских академий и др.

отлично
  1
Ваша оценка:

Похожие:

Темы: История развития учения о нарушениях речи, характеризующихся неправильным резонированием и снижением внятности произношения. Взгляды древних на причины и возможные пути коррекции нарушений речи icon Механизмы нарушений развития высших психических функций и речи у детей и возможности их коррекции

Темы: История развития учения о нарушениях речи, характеризующихся неправильным резонированием и снижением внятности произношения. Взгляды древних на причины и возможные пути коррекции нарушений речи icon Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего

Темы: История развития учения о нарушениях речи, характеризующихся неправильным резонированием и снижением внятности произношения. Взгляды древних на причины и возможные пути коррекции нарушений речи icon Дети с нарушениями речи это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном

Темы: История развития учения о нарушениях речи, характеризующихся неправильным резонированием и снижением внятности произношения. Взгляды древних на причины и возможные пути коррекции нарушений речи icon Причины речевых нарушений разнообразны, их множество. Что вызвало нарушение речи в Вашем случае,

Темы: История развития учения о нарушениях речи, характеризующихся неправильным резонированием и снижением внятности произношения. Взгляды древних на причины и возможные пути коррекции нарушений речи icon Общее недоразвитие речи Общее недоразвитие речи (онр) – это сложные речевые расстройства, при которых

Темы: История развития учения о нарушениях речи, характеризующихся неправильным резонированием и снижением внятности произношения. Взгляды древних на причины и возможные пути коррекции нарушений речи icon Этиопагенетические факторы нарушений речи у детей с зпр полиморфны, однако, прежде всего они связаны

Темы: История развития учения о нарушениях речи, характеризующихся неправильным резонированием и снижением внятности произношения. Взгляды древних на причины и возможные пути коррекции нарушений речи icon Причины общего недоразвития речи

Темы: История развития учения о нарушениях речи, характеризующихся неправильным резонированием и снижением внятности произношения. Взгляды древних на причины и возможные пути коррекции нарушений речи icon Приказ от 28 декабря 1998 г. N 383 о специализированной помощи больным при нарушениях речи и других

Темы: История развития учения о нарушениях речи, характеризующихся неправильным резонированием и снижением внятности произношения. Взгляды древних на причины и возможные пути коррекции нарушений речи icon 1. История развития учения о туберкулезе, в том числе в Беларуси

Темы: История развития учения о нарушениях речи, характеризующихся неправильным резонированием и снижением внятности произношения. Взгляды древних на причины и возможные пути коррекции нарушений речи icon История развития пластической хирургии насчитывает несколько тысячелетий. Операции, направленные
«переделки», с использованием привнесенных материалов. Она производится для исправления нарушений...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы